Описание картины за туалетом зинаиды серебряковой. Зинаида Серебрякова «Автопортрет (За туалетом)»

Главная / Чувства
Холст на картоне, масло. 75x65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из монографии В.Ф.Круглова (2004)
В 1909 году создан автопортрет "За туалетом", сделавший художницу известной. Написанный масляными красками на холсте, он был своего рода подведением итогов периода ученичества, опытом создания значительного произведения в духе классики – с подготовительным этюдом и многосеансным позированием самой себе. Полотно создано в зимние солнечные дни на хуторе Серебряковых в Нескучном, где она жила с детьми, поджидая мужа, застрявшего на изыскательских работах в Сибири. В этюде "За туалетом. Автопортрет" (1909) уже найдены пропорции будущего портрета и его композиция. Критиков и утонченных любителей живописи "серебряного века" в картине восхитили не только высокое мастерство и совершенство формы, но, прежде всего – остроумие замысла. В нем ощутим живой отзвук, без намека на стилизацию, "домашнего" романтизма начала XIX столетия – многочисленных автопортретов и жанров "в комнатах", с любовью их авторов к видимому миру, к изображению отражений в зеркалах и гладких поверхностях. Мотив отражения навевает воспоминания о ранее приписывавшемся Г. В. Сороке холсте "Отражение в зеркале" и полотне К.А. Сомова "Дама у зеркала" (1898), но Серебрякова создала нечто свое, оригинальное. Слева рама зеркала и часть свечи отмечают реальный первый план картины. Все остальное изображенное – фигура и комната в глубине, две свечи, флаконы, коробочки, салфетки, бусы и шпильки на столике – отражение в зеркале. Возможно, впервые после начала XIX века автор так "откровенно" изображал себя, не заботясь о "гражданственном начале". В этом рассматривании и демонстрировании себя отразилась вся чистота и очаровательная наивность художницы. Мы видим молодую женщину, которая, на минуту забыв каждодневное одиночество без мужа и близких, заботы о двух детях, любуется красотой своего молодого тела и лица, грацией свободного движения рук, поэзией небогатого, но уютного быта. Если фигура написана объемно, общо и "крупно", то предметы на первом плане и вдали – более декоративно, в стилистике модерна. Интерьер уменьшен в масштабе по отношению к фигуре, "укрупняя" ее. Строгая по форме, классически ясная картина полна жизни. В ней мастерски написано лицо с сияющими карими глазами, с неуловимым движением бровей и улыбающихся губ; фигура в сложном "винтообразном" повороте, прекрасно схвачен жест рук. В холсте отразилось свойственное Серебряковой в те годы переживание счастья и полноты жизни. Счастье светится в глазах и в милом лице, разлито во всем окружающем – в мерцании простеньких драгоценностей на крышке туалетного столика, в сияющем светом и стерильной белизной скромном интерьере "хуторской" комнаты с полотенцем на стене, с кувшином и тазиком на столе. Комната кажется несоразмерно малой по сравнению с фигурой, и этот эффект усиливает ощущение уютности целого.

"За туалетом" – по праву одна из самых знаменитых картин русской школы живописи и одна из немногих работ художницы, о которых есть ее воспоминания. Портрет упоминался в переписке современников и в откликах прессы. Он имеет богатую библиографию.
www.art-catalog.ru

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была одной из первых женщин-художниц и не удивительно, что именно ее автопортрет стал самой знаменитой картиной. Полотно «За туалетом. Автопортрет» было написано двадцатипятилетней девушкой в 1909 году. Оно экспонировалось на выставке и принесло художнице большую известность. Позже эта картина была приобретена Третьяковской галереей.

Художница изобразила себя за утренним туалетом. Лицо ее очень свежее и радостное. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Губы изогнуты в нежно улыбке. На щеках виднеется румянец. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. Он еще не сняла свободную ночную рубаху, которая впала с одного плеча, полностью его оголив. Весь ее стан легкий и жизнерадостный. Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Девушка на портрете очень рада новому дню. Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции.

На заднем плане в неброских цветах можно разглядеть место для умывания, деревянную дверь и часть кровати. Перед самой девушкой стоит туалетный стол, на котором лежат украшения различных цветов и оттенков. Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая, искрящаяся светом и радостью.

Полотно Серебряковой З.Е. «За туалетом. Автопортрет», как и все ее картины, отличается высоким, принадлежащим ей, художественным мастерством. Сам этот факт говорит о большом таланте и духовности художницы.

Описание картины Серебряковой «За туалетом. Автопортрет»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова была одной из первых женщин-художниц и не удивительно, что именно ее автопортрет стал самой знаменитой картиной.
Полотно «За туалетом. Автопортрет» было написано двадцатипятилетней девушкой в 1909 году.
Оно экспонировалось на выставке и принесло художнице большую известность.
Позже эта картина была приобретена Третьяковской галереей.

Художница изобразила себя за утренним туалетом.
Лицо ее очень свежее и радостное.
Глаза яркие, выразительные, сверкающие.
Она расчесывает свои красивые, густые волосы.
Губы изогнуты в нежно улыбке.
На щеках виднеется румянец.
Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию.
Он еще не сняла свободную ночную рубаху, которая впала с одного плеча, полностью его оголив.
Весь ее стан легкий и жизнерадостный.
Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости.
Девушка на портрете очень рада новому дню.
Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции.

На заднем плане в неброских цветах можно разглядеть место для умывания, деревянную дверь и часть кровати.
Перед самой девушкой стоит туалетный стол, на котором лежат украшения различных цветов и оттенков.
Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках.
На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.
Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы.
Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая, искрящаяся светом и радостью.

Полотно Серебряковой «За туалетом. Автопортрет», как и все ее картины, отличается высоким, принадлежащим ей, художественным мастерством.
Сам этот факт говорит о большом таланте и духовности художницы.

В 1909 году молодая художница Зинаида Серебрякова создает автопортрет под названием «За туалетом». Ровно год спустя столице эта работа произвела фурор, и до этого момента неизвестная художница обрела славу. Так что же есть в этой картине такого, что позволило ей с первого раза произвести столь сильное впечатление на столичную публику, видавшую множество полотен разных авторов?

В первую очередь, даже самых искушенных зрителей привлекло общее настроение картины. Она дышит молодостью, радостью и наслаждением жизнью. Действительно, данный автопортрет был написан в один из самых счастливейших моментов жизни Зинаиды. В дни, что создавалась картина, женщина находилась в селе Нескучном, на отдыхе. Ко всему прочему, она совсем недавно стала матерью, двух сыновей, родившихся с разницей в один год, и наслаждалась этим периодом жизни. Все шло в гору: рядом был любимый супруг, который баловал ее, холил и лелеял, сыновья радовали своими успехами. Зинаида чувствовала себя едва ли не королевой, подарившей наследников. Она ощущала особую значимость своего материнства. К тому же, она была молода и здорова и мыслила о рождении других детей.

Счастье семейной жизни стало хорошим фундаментом для творчества. Как раз в период раннего материнства и нахождения в родном селе Зинаида много работает над этюдами, разрабатывает собственный стиль, характер картин. Она предвидит свой успех. Она абсолютно счастлива.

Именно такой, воодушевленной, радостной, Зинаида изображает себя на картине. Мы видим отражающуюся в зеркале туалетного столика в спальне молодую женщину. Она недавно проснулась и приводит себя в порядок, медленно и старательно причесывая длинные каштановые волосы. Женщина наслаждается своим отражением. Кажется, что она ведет с собой немую беседу. Ее выдает лукавый взгляд. Видимо, она задала себе самой какой-то каверзный вопрос.

Героиня красива. У нее темные, правильной формы брови, нос с небольшой горбинкой, светлая кожа, яркие, будто подкрашенные губы, карие большие глаза. Она напоминает восточную красавицу из сказок. И действительно, нотку Востока выдает в ней не только взгляд темных глаз и темно-каштановый цвет волос, но и уже надетый на руку переливающийся каменьями браслет. Женщина любит украшения. Она хвалится ими, пусть хотя бы перед своим же отражением, только успев встать с кровати и еще находясь в ночной рубашке, что кокетливо спала с правого плеча.

Средним планом картины стало все, находящееся вокруг Серебряковой что попало в отражение зеркала. Это тонкая свечка в подсвечнике, разнообразные женские штучки на белой скатерти. Все заставлено флаконами духов, тут и там расположились шкатулки, косметика. Обращают на себя взгляд красивая банка с украшениями и расписанная подушечка для шпилек. У Зинаиды все изысканное, особое. Даже шпильки украшены цветными маленькими шариками.

На заднем плане полотна интерьер, который составлен из предметов простого деревенского быта. Зритель может увидеть часть застеленной кровати с большой взбитой подушкой с накидкой с кружевами. На крючок наброшена одежда. Дверь в комнату выкрашена светлой краской. Слева от Зинаиды расположен умывальник с тазиком и кувшином. Сверху него прибита полочка. На нее женщина поставила банку с зубным порошком, мыло, рядом повесила полотенце. Над умывальником повешено овальной формы зеркало в темной раме с отверстиями для подсвечников. От всего веет простотой, открытостью и некой добротой, когда нечего скрывать, а, наоборот, хочется делиться тем, что есть, радовать и помогать.

Картина создавалась в порыве чувств, именно этим она привлекла видавших виды зрителей, заставила умиляться и таять от нежности. Ведь всем, несмотря на опыт и возраст, хочется быть счастливыми и любимыми. А этот автопортрет заряжает таковым настроением.

Жила молодая женщина в глубокой деревенской глуши, в убогой хуторской обстановке, и не было ей другой радости, другого эстетического наслаждения в зимние дни, отрывавшие её от всего мира, как видеть своё молодое весёлое лицо в зеркале, как видеть игру своих обнажённых рук с гребнем и с гривой волос...

Александр Николаевич Бенуа


Девушка со свечой, Автопортрет, 1911 год (фрагмент)


Автопортрет, 1900 год. Государственный Русский музей


Автопортрет, 1903 год


Автопортрет, 1903 год


Автопортрет, 1906 год. Государственный Русский музей


В ожидании первенца. Автопортрет, 1906 год


Автопортрет, 1907 год
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств


Автопортрет с яблоком

Давайте взглянем на автопортреты Серебряковой, в которых, как в зеркале, отразилась счастливая, грустная и трагическая судьба художницы. Автопортрет на всю жизнь остался любимым жанром Зинаиды Евгеньевны, возможно потому, что в нём, являясь самой доступной для себя моделью, легче всего было экспериментировать. Она написала их множество. Самых разных: карандашных, пастельных, акварельных, темперных, масляных. С ранних из них, женственно-романтичных и шаловливо забавных, на нас смотрит очаровательная, кокетливая и лукавая женщина, с других – обворожительная Зинок с вечным бантом и чёлочкой – счастливая дочь, жена и мать четверых детей; с более поздних, печальных, меланхолично-задумчивых – хрупкая, болезненная, уставшая от постоянной работы и забот вдова, ставшая единственной кормилицей семьи из шести человек и вынужденная употребить свой дар на зарабатывание денег на её пропитание и существование.


Автопортрет в черном платье с белым воротником, 1907 год


Автопортрет в сиреневой блузе, 1907 год


За туалетом. Автопортет, 1909 год ГТГ

Эта работа имела ошеломляющий успех на VII выставке Союза русских художников в Петербурге в 1910 году. Такие свежесть, искренность и радость молодости исходили от картины, изображавшей большеглазую и большеротую девушку в зеркале, освещенную чистым и ровным утренним зимним светом, что ни у кого не осталось сомнений: в России появился новый мастер. Полотно на выставке купила Третьяковская галерея. За туалетом был и остаётся одним из лучших русских автопортретов.


Этюд девушки (Автопортрет), 1909 год. Частное собрание, Москва


Автопортрет с зеркалом, 1910 год. Государственный музей-заповедник Петергоф


Автопортреты, 1910-е годы. Собрание А. Богомолова и частное собрание


Автопортрет, 1911 год. Тульский художественный музей


Пьеро (Автопортрет в костюме Пьеро), 1911 год. Одесский художественный музей


Автопортрет, 1911 год


Автопортрет в шарфе, 1911 год
Музей личных коллекций Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина


Девушка со свечой. Автопортрет, 1911 год. Государственный Русский музей


Автопортрет в шарфе, 1911 год


Автопортрет, 1913 год


Тройной портрет, 1914 год


Автопортрет, 1914 год. ГТГ


Тройной портрет, эскиз, 1914 год. Частное собрание


Автопортрет, 1916 год


Автопортрет, 1910-е годы


Автопортрет, 1910-е годы. Вологодская областная картинная галерея


Испуганная, 1917 год. Вологодская областная картинная галерея


Тата и Катя (У зеркала), 1917 год



Автопортрет, вторая половина 1910-х годов. Частное собрание


Автопортрет, 1920 год


Автопортрет, 1920 год


Автопортрет за работой, 1921 год. Собрание семьи Лойцанских


Автопортрет, 1920-е годы
Чувашский художественный музей и Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Автопортрет, 1920-1921 годы


Автопортрет в красном, 1921 год. Частное собрание


Автопортрет, 1921 год. Национальная галерея Армении


Автопортрет с дочерьми, 1921 год
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославская область


Автопортрет, 1921 год. Частное собрание


Автопортрет в белой кофточке, 1922 год. ГРМ


Автопортрет, 1922 год. Государственный музей-заповедник Петергоф


Автопортрет с кистью, 1924 год. Киевский музей русского искусства

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры