Пастернака «Доктор Живаго. Урок-размышление по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго Конспект урока доктор живаго история создания

Главная / Чувства

Идея жизни в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

Б.Пастернак

Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сраженье запахов, теней,
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела

Е.Евтушенко

Вступительное слово учителя. Идея жизни - идея русской литературы. Глубочайшее, острейшее чувство жизни пронизывает все великие произведения русской литературы. Какими бы разными художниками ни были Гоголь и Лермонтов, Толстой и Достоевский, Чехов и Бунин, оно всегда ощутимо в их образах как всеобъемлющая кардинальная идея. Вспомним Наташу Ростову, “клейкие листочки” Ивана Карамазова. Именно так: “Жизнь полюбить больше, чем смысл её”. Этим завораживала русская литература весь мир. Андре Моруа писал: “...никто не подарит вам такого волшебного ощущения жизни, как русские писатели”.

Пожалуй, то был главный завет русской классики будущему - любовное внимание и уважение к живой жизни, к человеку, природе, миру в целом. Теперь мы, кажется, можем понять, наконец, что это был не только завет, но и пророческое предчувствие катаклизмов XX столетия, предчувствие грядущих испытаний, которым подвергнутся человек и природа. Мировые войны, социальные революции, междоусобицы, военные диктатуры и деспотические режимы резко обесценили жизнь, истощили её ресурсы, обескровили и обездушили её, поставив на последнюю грань, за которой - бездна! Вот почему романы А.Платонова, Е.Замятина, В.Гроссмана и Б.Пастернака объединены острейшим переживанием живой жизни. Особенно ярко выражена идея жизни в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», о котором сегодня пойдёт речь.

РАБОТА НАД РОМАНОМ

Случайно ли эта идея стала главной в романе?

Не случайно. Поэтическим манифестом кровного родства поэта с жизнью прозвучала книга стихов «Сестра моя - жизнь», о которой мы уже говорили. Значит, к этой идее Пастернак стремился последовательно и сознательно. Всё мало-мальски претендующее на существенность, на какую-то роль в мире человека поверяется в романе идеей жизни. Только помеченное своего рода природностью, широтой и незаданностью имеет право называться жизнью и приемлется автором.

В чём прежде всего проявляется идея жизни в романе?

Уже в самом заглавии - «Доктор Живаго», в профессии и фамилии героя.

Фамилия Живаго этимологически связана со словом живой . Живаго - форма родительного и винительного падежей слова живой в древнерусском языке, она вызывает ассоциации с именем “Христа, сына Бога живаго”. По свидетельству писателя В.Шаламова, Б.Пастернак так объяснял выбор фамилии для своего героя: “Фамилия моего героя? Это история непростая. Ещё в детстве я был поражён, взволнован строками из молитвы церковной Православной Церкви: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго». Я повторил эту строчку и по-детски ставил запятую после слова «Бога». Получилось таинственное имя Христа «Живаго». Но не о живом Боге думал я, а о новом, только для меня доступном его имени «Живаго». Вся жизнь понадобилась на то, чтобы это детское ощущение сделать реальностью - назвать именем героя моего романа” .

Учитель. Да, в самом имени Живаго звучит жизнь и буквально повторено старославянское определение “Бога живаго”. Живаго - доктор, хранитель жизни, оберегатель её. В связи с этим мы можем сказать, что жизнь героя становится житием, точнее бытием, осеняется знаком вечности (не случайно сначала в рукописи на месте названия было: “смерти не будет...”).

Жизнь ощущается героем всеми органами чувств и с физическим наслаждением ещё в детстве. Найдите доказательства этой мысли в тексте.

- “Жить вкусно”, “всё вокруг загляденье, объеденье”. “Ах, как вкусно было тогда жить на свете, какое всё кругом было загляденье и объеденье” (ч. 7, гл. 15, с. 238; ч. 1, гл. 3, с. 21).

В чём жизнь проявляется наиболее ярко, полно?

- В любви.

Какой показана любовь?

- Антиромантической: в повседневном, обыкновенном выражении. Любовь, красота обрисованы писателем в сугубо будничном виде, при помощи бытовых деталей, зарисовок. Вот, к примеру, как видится нам облик Лары глазами Юрия Андреевича:

1) “Как хорошо всё она делает. Она читает так, точно это не высшая деятельность человека, а нечто простейшее... Точно она воду носит или чистит картошку” (ч. 9, гл. 12, с. 302).

2) “И наоборот, воду она носит, точно читает, легко, без труда” (ч. 9, гл. 13, с. 305).

3) “Он возвращался со всех этих должностей к ночи, измученный и проголодавшийся, и заставал Ларису Фёдоровну в разгаре домашних хлопот, за плитой или перед корытом. В этом прозаическом виде... она почти пугала своей царственной, дух захватывающей притягательностью, более, чем если бы он вдруг застал её перед выездом на бал, ставшею выше и словно выросшею на высоких каблуках, в открытом платье с вырезом и широких, шумных юбках” (ч. 13, гл. 16, с. 411).

4) Юра и Тоня на ёлке у Свентицких (ч. 3, гл. 4, с. 97).

С чем связана любовь для Юрия Живаго?

- С жизнью дома, семьи, брачного союза (и с Тоней, и с Ларой).

Каково отношение Живаго к дому?

- Трепетное, бережное. Как возрождение к жизни: “Первым истинным событием после долгого перерыва было это головокружительное приближение в поезде к дому, который цел и есть ещё на свете и где дорог каждый камушек. Вот что было жизнью, вот что было переживанием, вот за чем гонялись искатели приключений, вот что имело в виду искусство - приезд к родным, возвращение к себе, возобновление существования” (ч. 5, гл. 16, с. 174).

Что значит любовь к женщине в понимании Пастернака?

- Благоговение перед другим человеком. Из стихотворения (№ 11) Ю.Живаго «Свадьба»:

Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье
.

Интересно, что Юрий Андреевич одинаково любит Тоню и Лару. Почему? Возможно ли такое?

- Тоня олицетворяет собой семейный очаг, семью, родной для человека круг жизни. С появлением Лары этот жизненный круг раздвигается, сюда входят размышления о судьбе России, о революции, природе. Сама Тоня пишет Юрию в письме: “Антонина Александровна убеждала мужа не возвращаться в Москву, а проследовать прямо на Урал за этой удивительной сестрою, шествующей по жизни в сопровождении таких знамений и стечений обстоятельств, с которыми не сравняться её, Тониному, скромному жизненному пути” (ч. 5, гл. 2, с. 142).

Особой лирической теплотой согреты главы, посвящённые Ларе. Что значила эта женщина для Юрия Андреевича?

1) Из письма Б.Л. Пастернака к писательнице Р.Швейцер: “После второй мировой войны я познакомился с молодой женщиной Ольгой Всеволодовной Ивинской и вскорости, не будучи в силах вынести раздвоения и тихого, полного грусти, упрёка моей жизни, пожертвовал едва начинавшейся близостью и с болью порвал с Ольгой Всеволодовной. Вскорости она была арестована и провела пять лет в тюрьме, в концентрационном лагере. Её взяли из-за меня, и поскольку в глазах тайных агентов она ближе всех ко мне, по-видимому, рассчитывали путём жестоких допросов и угроз добиться от неё показаний, достаточных для того, чтобы погубить меня на суде. Её героизму, стойкости я обязан тем, что меня не тронули в те годы. Она - Лара того романа, который я как раз начал писать в то время... Она - олицетворение радости жизни и самоотдачи”.

После возвращения О.Ивинской из лагеря в 1954 году возобновились её личные и деловые отношения с Пастернаком. Она стала его помощницей, взяла на себя издательские хлопоты, поддерживала его во время травли, развернувшейся после публикации за рубежом «Доктора Живаго».

2) Символика имени. Лариса Фёдоровна Гишар: Лариса - “Чайка” (ассоциация с чеховской чайкой), Фёдор - “Божий дар”, Гишар - “решётка” (франц.). Имя поддерживает метафору “Лара - Россия”: Россия одухотворённая, униженная, гибнущая за решёткой .

3) Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»: “А что сама Лара?.. В традициях русского классического романа есть несколько образов, как бы олицетворяющих собою Россию” .

4) В.Шаламов: “...Чистейшая, как хрусталь, сверкающая, как камни её свадебного ожерелья, - Лара Гишар. Очень вам удался её портрет, портрет чистоты, которую никакая грязь «не очернит и не запачкает». Она живая в романе. Она знает что-то более высокое, чем все другие герои романа, включая Живаго, что-то более настоящее и важное”.

5) “И эта даль - Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! Вот это-то и есть Лара” (ч. 13, гл. 7, с. 397).

Что такое Россия для Живаго?

- Окружающий мир, природа, история России.

Свидетелем каких исторических событий становится герой?

- Русско-японская война, волнения 1905 года, Первая мировая война, революция 1917 года, Гражданская война, красный террор, первые пятилетки, Великая Отечественная война.

Вспомните, что герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир» проходили через исторические события как через очищение, обновление. Почти все герои романа Пастернака тоже по-своему задействованы в бурной жизни века и принимают его жизнь за свою. Каждый решает свою судьбу, соотнося с требованием времени: войны, революции, голода и так далее.

Можем ли мы говорить о таком же влиянии хода истории на становление характера Юрия Живаго?

- Нет. Он живёт в своём пространстве, в своём измерении, где главными являются не житейские ценности, а законы культуры.

Что является главным для него в жизни?

1) Дворянская культура. Юрий Андреевич о дяде Николае Николаевиче: “Подобно ей (маме) он был человеком свободным, лишённым предубеждения против чего бы то ни было непривычного. Как у неё, у него было дворянское чувство равенства со всем живущим” (ч. 1, гл. 4, с. 23).

2) Идеи христианства. Его дядя Н.Н. Веденяпин говорил о том, что “человек живёт не в природе, а в истории” и что “Евангелие есть её обоснование”: “Это, во-первых, любовь к ближнему, этот высший вид живой энергии, переполняющей сердце человека... идея свободной личности и идея жизни как жертвы” (ч. 1, гл. 5, с. 25–26).

Вот эта идея свободы личности и жизни как жертвы и есть пространство самого Юрия Живаго. Он и Лара не учатся у жизни, они родились в ней. « Человек рождается жить, а не готовиться к жизни. И сама жизнь, явление жизни, дар жизни так захватывающе нешуточны!” - говорит Юрий Андреевич Ларисе Фёдоровне в их первую встречу в Юрятине (ч. 9, гл. 14, с. 307). Жизненный поток как бы подхватывает героя, который подчиняется ему и воспринимает многое как неизбежность. (Неслучайно отсутствие у Живаго воли не выглядит в авторском освещении недостатком, чем-то отрицательным.) Таково же отношение к революции.

Каково первоначальное отношение к революции Юрия Андреевича?

1) В революции он видит что-то “евангельское” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

2) Революция - это свобода. “Вы подумайте, какое сейчас время! Со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода! Настоящая, не на словах и в требованиях, а с неба свалившаяся сверх ожидания. Свобода по нечаянности, по недоразумению”.

3) В революции доктор Живаго увидел творящийся ход истории и радуется этому произведению искусства: “Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох. Каждый ожил, переродился, у всех превращения, перевороты. Можно сказать: с каждым случилось по две революции, одна своя, личная, а другая общая” (ч. 5, гл. 8, с. 156).

4) “Какая великолепная хирургия!” (ч. 6, гл. 8, с. 202). Он реагирует безошибочно только на истинное, вечное. Пока революция казалась ему проявлением и осуществлением жизни, пока социализм предстаёт “морем жизни, морем самобытности”, он восхищался её смелой и решительной “хирургией” и принимал её.

Но со временем меняется отношение Живаго к революции. Как? Почему?

- Потому что революция вступает в новую фазу, заведомо неприемлемую для героев.

1) “Переделка жизни” (ч. 11, гл. 5, с. 346) - противопоставление всему живому.

2) “...Каждое водворение этой власти проходит через несколько этапов. В начале это торжество разума, критический дух, борьба с предрассудками. Потом наступает второй период. Получают перевес тёмные силы «примазавшихся», притворно сочувствующих. Растут подозрительность, доносы, интриги, ненавистничество... мы находимся в начале второй фазы” (ч. 13, гл. 5, с. 413).

3) Братоубийственная война (случай с Серёжей Ранцевым - ч. 11, гл. 4, с. 343). “Толпа окружала лежавший на земле окровавленный человеческий обрубок” (ч. 12, гл. 8, с. 375).

4) История Палых. “Это был явный умопомешанный, бесповоротно конченное существование”. Революция калечит людей, лишая человеческого (ч. 12, гл. 8, с. 377). Антипов становится Расстрельниковым (ч. 13, гл. 15, с. 344).

5) “... Человек человеку волк . Путник при виде путника сворачивал в сторону, встречный убивал встречного, чтобы не быть убитым. Человеческие законы цивилизации кончились. В силе были звериные” (ч. 13, гл. 2, с. 384).

6) “ Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

7) Насилие. “Во все места стали назначать комиссаров с неограниченными полномочиями, людей железной воли, вооружённых мерами устрашения и наганами” (ч. 6, гл. 9, с. 204).

8) Переворот в жизни, когда всё рушится. Лара: “Что делается сейчас с жизнью вообще... Всё производное, налаженное, всё относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, всё это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройством. Всё бытовое опрокинуто и разрушено” (ч. 13, гл. 13, с. 408).

9) “Владычество фразы, мёртвая буква закона. Главной бедой, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения... теперь надо петь с общего голоса и жить чужими, вам навязанными представлениями. Стало расти владычество фразы, сначала монархической - потом революционной” (ч. 11, гл. 4, с. 204).

Вывод. Итак, идея жизни противопоставлена идее неживого, мёртвого, неприродного, искусственного. Вот почему Живаго уклоняется от насилия истории. По его мнению, событий революции нельзя избежать, в них можно вмешиваться, но их нельзя поворотить. Он участвует в революции скорее как частица природы.

Какова роль описания природы в романе?

- Герои Пастернака раскрываются через общение с природой.

Природа в освещении Пастернака, - как верно писал В.Н. Альфонсов, - один из синонимов жизни ”.

А.Ахматова: “Природа всю жизнь была его единственной полноправной музой, его тайной собеседницей, его невестой и возлюбленной, его женой и вдовой - она была ему тем же, чем была Россия Блоку. Он остался ей верен до конца, и она по-царски награждала его”.

В романе природа не только оживлена даром живого духа, но обещает присутствие в мире высших целей.

В.Шаламов в письме к Пастернаку: “В чём роман поистине замечателен и уникален... - это в необыкновенной тонкости изображения природы и не просто изображения природы, а того единства нравственного и физического мира... единственного умения связать то и другое в одно, и не связать, а срастить так, что природа живёт вместе и в тон душевным движениям героев... Природа сама часть сюжета”.

Докажите это примерами из текста.

- Вся жизнь Живаго - интенсивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей.

1) “Доктор лёг на шелковисто шуршащую листву, положив подложенную под голову руку на мох... Пестрота солнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшееся на земле тело и сделала его необнаружимым... точно он надел шапку-невидимку” (ч. 11, гл. 8, с. 353).

2) “Доктор... проследил за её (бабочки) полётом. Она села на то, что больше всего походило на её окраску, на коричнево-крапчатую кору сосны, с которою она слилась совершенно неотличимо. Бабочка незаметно стушевалась на ней, как бесследно терялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нём сеткой солнечных лучей и теней” (ч. 11, гл. 8, с. 354).

3) Доктору интересно всё окружающее, он всегда в ладу с природой . “Всё кругом бродило, росло и всходило на волшебных дрожжах существования. Восхищение жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло, не разбирая куда, по земле и по городу, через стены и заборы, через древесину и тело, охватывая трепетом всё по дороге” (ч. 5, гл. 6, с. 151).

4) Природа живёт, чувствует, как и человек : “Первые предвестия весны, оттепель. Воздух пахнет блинами и водкой, как на масленой... Сонно, маслеными глазками жмурится солнце в лесу, сонно, ресницами игл, щурится лес, масленисто блещут в полдень лужи. Природа зевает, потягивается, переворачивается на другой бок и снова засыпает” (ч. 9, гл. 8, с. 295).

5) Природа женственна в романе: “Какая-то живая близость заводилась между птицами и деревом. Точно рябина всё это видела, долго упрямилась, а потом сдавалась и, сжалившись над птичками, уступала, расстёгивалась и давала им грудь, как мамка младенцу” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

6) Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости, Живаго во время Гражданской войны, когда “кончились законы человеческой цивилизации” и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовь к Ларе. Для Живаго Лара - воплощение самой природы: “Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу...” “Лара! - закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству” (ч. 11, гл. 7, с. 351).

7) В романе “природность” любви постоянно подчёркивается: “Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над головами, облака и деревья” (ч. 15, гл. 15, с. 501).

8) Да и сама Лара появляется то в образе лебедя, то рябины: “Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и простирала две заснеженные ветки вперёд навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе” (ч. 12, гл. 1, с. 361).

- Да, герой чувствует, что Лара - это продолжение природы, чувствует, что стремление к ней - стремление к жизни.

Что является антитезой жизни в природе?

- Железная дорога, рельсы.

В этом Пастернак традиционен. Вспомним стихотворение «Сорокоуст» С.Есенина, «Заблудившийся трамвай» Н.Гумилёва. Действительно, символом неживого, мёртвого в романе является железная дорога.

Кончается ли роман смертью доктора Живаго?

- Нет, он кончается стихами.

Как вы думаете, почему?

- Стихи - это то, что не может умереть.

Мы говорили, что Живаго - врач, но он ещё и поэт. Многие страницы романа автобиографичны, особенно те, что посвящены поэтическому творчеству. Д.С. Лихачёв говорит в своих «Размышлениях над романом Б.Л. Пастернака “Доктор Живаго”»: “Эти стихи написаны от одного лица - у стихов один автор и один общий лирический герой. Ю.А. Живаго - это и есть лирический герой Пастернака, который и в прозе остаётся лириком” . И с этим трудно не согласиться.

Итак, роман «Доктор Живаго» - это роман ещё и о творчестве. Как сам писатель устами лирического героя Юрия Живаго говорит о назначении искусства? (4-я группа)

Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь ” (ч. 3, гл. 17, с. 102). Для Живаго творчество - это жизнь.

Что такое искусство, по мнению Живаго?

И мне искусство никогда не казалось предметом или стороною формы, но скорее таинственной и скрытой частью содержания”.

...И он испытывал приближение того, что называется вдохновением...” (ч. 14, гл. 8, с. 441).

Но ещё больше томило его ожидание вечера и желание выплакать эту тоску в таком выражении, чтобы заплакал всякий...” (ч. 14, гл. 9, с. 444–445).

- Лирический герой - самое ясное выражение поэта. “Между поэтической образностью речей и мыслей главного героя романа нет различий. Живаго - выразитель сокровенного Пастернака”.

В чём жизненное кредо Ю.Живаго?

- В свободе от догм, каких-либо партий, в полной свободе от разума, жизнь и творчество по вдохновению, а не по принуждению (ч. 13, гл. 17, с. 417–418 - разговор Симы с Ларой о христианском понимании жизни).

Ей хотелось хоть ненадолго с его помощью вырваться на волю, на свежий воздух, из пучины опутывавших её страданий, испытать, как бывало, счастье освобождения”.

Итак, мы пришли к выводу, что роман - это лирическая исповедь. Но почему же всё-таки понадобился Пастернаку “другой” человек, чтобы выразить самого себя?

Перед нами вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака. Это духовная автобиография Пастернака”, - утверждает Л.С. Лихачёв.

- В романе нет страниц, где автор открыто излагает свои мысли, к чему-то призывает. Это творческий метод Пастернака. Продолжая традиции Чехова, он не стремится уверить читателя в безупречности своих убеждений. Он только показывает мир, но не объясняет его. Объяснить мир должен сам читатель, тем самым становясь как бы соавтором романа. В целом Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть.

Жизнь

Неживое

Доктор Живаго
Детство
Дом, семья, брачный союз
Лара
Россия
История
Революция - “великолепная хирургия”
Природа
Творчество, поэзия
Свеча

Звериные законы
Утрата собственного мнения
Насилие
Братоубийственная война
“Переделка жизни”
Железная дорога

Луговская Елена Владимировна, МАОУ лицей № 8 имени Н. Н. Рукавишникова, г. Томск, учитель русского языка и литературыЦель: дать представление о мировоззрении Б. Л. Пастернака, отражённом в романе «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, природа, показав их гуманизм и ценность.Задачи: Образовательная: Деятельностная: формирование универсальных учебных действий:Регулятивных:— определять цель работы и способы её достижения;Познавательных:— составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;— рассмотреть философско-нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них;— определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни;— совершенствовать навыки анализа художественного текста;— выбирать для анализа фрагменты художественного текста и обобщать полученный результат, работать с лексическим рядом, пейзажем;Коммуникативных:— развивать устную монологическую речь, умение доносить свою позицию сотрудничать с другими учениками;— совершенствовать умение объяснять свою точку зрения и выражать отношение к общечеловеческим ценностям;Воспитательная: — воспитывать интерес к литературе через пример классического текста;— повышать интерес к искусству декламации.Развивающая: Развивать речь учеников через вопросно-ответную систему;— развивать умение ведения дискуссии, способности выражать собственное мнение.Основные понятия темы: образ, персонаж, пейзаж, эпизод.Методы: эвристическая беседа, работа в группах, опережающие индивидуальные задания.Ресурсы: текст романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», фотопортреты Б. Л. Пастернака разных лет.Этапы урока: 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.) — На предыдущем уроке литературы мы начали знакомство с творчеством Б. Л. Пастернака и его романом «Доктор Живаго», знакомились биографией Б. Л. Пастернака, с историей создания романа. Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.2. Актуализация знаний. (10 мин) Беседа по материалам предыдущего урока.1. Какое время охватывают события романа? Что это за эпоха? (Учитель дополняет ответы учеников).События романа развиваются с 1903 по 1929 год и описывают эпоху революций, гражданской войны в России.2. Расскажите об истории создания романа (в полной версии документа)3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю иЖизненные перипетии социально чуждого сословия - интеллигенции.4. Как первоначально назывался роман?Название романа Б. Л. Пастернак менял несколько раз. Первоначально он носил название «Мальчики и девочки», что вызывает ассоциацию со стихотворением А. Блока «Вербочки», в котором главным настроением становится вдохновение праздником Вербного Воскресения. Образ А. Блока не раз всплывает в сознании главного героя. Кроме того, роман открывается описанием подросткового восприятия жизни действующими лицами романа - мальчиков: Юры Живаго, Паши Антипова, Ники Дудорова, Миши Гордона, Патули Антипова и девочек: Нади Кологривовой, ТониГромеко, Лары Гишар.Были и другие варианты заглавия: «Смерти не будет», «Свеча горела».5. С какими прозаическими произведениями можно сравнить роман и почему?С романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (их объединяет творческая личность героя и христианские мотивы, приём «текст в тексте»: роман в романе, цикл стихов в романе), с романом М. А. Булгакова «Белая гвардия» (описание судеб главных героев из интеллигенции в истории, семейная хроника)3. Постановка целей урока (3 мин) — Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить? Определение целей урока.4. Анализ эпизодов романа (17 мин). Работа в группах по заранее подготовленным вопросам и выбранным эпизодам романа (Выразительное чтение, комментирование, обсуждение).— Как бы вы определили основные концепты романа (по определению С. Г. Воркачёва, концепт - это «вербализованный культурный смысл» [Воркачёв, 2005, с. 76-77])? («революция», «история», «природа»). Осмысление героем романа философских понятий можно соотнести с основными темами романа: «Живаго и революция», «Живаго и история», «Живаго и природа».Задания для 1-й группы к теме «Живаго и революция» 1. Каково отношение героя к революции?2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?3. Какими средствами языка выражено в следующихотрывках отношение героя к событиям?1. «Революция вырвалась против воли, как слишком долго задержанный вздох…» (ч. 5, гл. 8, с. 174).2. «Верность революции и восхищение ею были тоже в этом круге. Это была революция в том смысле, в каком принимали ее средние классы, и в том понимании, какое придавала ей учащаяся молодежь девятьсот пятого года, поклонявшаяся Блоку…» (ч. 5, гл. 15, с. 189).Обсуждение: Поначалу Живаго не отделяет себя от великих исторических событий, а чувствует свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе.3. «Надвигается неслыханное, небывалое <…> истинно великое безначально, как Вселенная. <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4, с. 213-214).4. «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали.В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально-близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого» (ч. 6, гл. 8, с. 228).Обсуждение: Называя революцию «великолепной хирургией», герой выражает взгляд мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию. Достаточно вспомнить В. Маяковского: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось». Его восхищает революция своей стихийностью, непредсказуемостью. Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия». В словаре С. И. Ожегова: «Хирургия - отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения» [Ожегов, 2005, с. 1129]. Однако это сторонний взгляд наблюдателя, который не в состоянии изменить или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго - это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила - стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…» [Лихачёв, 1988, с. 4-5].5. «Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле» (ч. 11, гл. 4, с. 389).Обсуждение: Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Герой с ужасом наблюдает смерть во время боя гимназистов-восьмиклассников с партизанами и корит себя за убитого им белогвардейца: «Зачем я убил его?»6. «… во-первых, идеи общего…» (ч. 11, гл. 5, с. 391-392).Обсуждение: Неприятие революционных событий, разочарование Живаго выражены в разговоре с командиром партизанского отряда Ливерием Аверкиевичем Микулицыным. В словах героя звучит мысль о несопоставимости интересов революции и существования Вселенной и бессмысленности этой неуправляемой стихии, которая уничтожает самое ценное - жизнь. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…» (ч. 8, гл.5, с. 306).Задания для 2-й группы к теме «Живаго и история» 1. Как осмысливает герой историю?2. Найдите примеры других взглядов на историю.3. Какими средствами языка выражено в отрывках отношение героя к событиям?1. «Юра понимал, насколько он обязан дяде общими свойствами своего характера…» (ч. 3, гл. 2, с. 84).Юрий Живаго впервые пытается осмыслить ход истории в студенчестве, в период выбора специальности, жизненного поприща, разделяя мнения дяди - священника Николая Николаевича Веденяпина.2. «…историю, то, что называется ходом истории, …» (ч. 14, гл. 14, с. 522).Обсуждение: Автор подчёркивает мысль о том, что истории никто не делает, она совершается помимо желания человека, насильственное вторжение в исторические процессы не приводит к улучшению жизни, не делает человека счастливым, а приносит страдания и несчастье. Человека нельзя сделать счастливым, навязывая определённые представления о счастье, вписанные в идеологическую схему. История существует обособленно, независимо от желания человека, однако у каждого может быть собственный взгляд на исторические процессы.Задания для 3-й группы к теме «Живаго и природа» 1. Проследите, когда в романе появляются описания природы и какую роль они выполняют?2. Каковы отношения природы и человека?3. Какими средствами описан пейзаж?4. Что поражает и завораживает в описании природы?1. «У выхода из лагеря и из леса, который был теперь по-осеннему гол и весь виден насквозь…» (ч. 12, гл. 1, с. 408-409).Обсуждение: Место данного отрывка в романе: Живаго в партизанском отряде, куда случайно попадает и насильно удерживается, вынужден наблюдать жестокость, насилие гражданской войны. Пейзаж предваряет бесчеловечную сцену расстрела заговорщиков. В описании природы поражает женское начало. Она живёт своей жизнью, но с другой стороны ощущается её связь с человеком. Описания природы появляются в романе не случайно, а в моменты тяжёлых душевных потрясений героя и играет роль защитницы, спасительницы, высшей силы, исцеляющей душу и помогающей пережить потрясающие своей жестокостью события смутного времени.«Темнопунцовое солнце еще круглилось над синей линией сугробов…» (ч. 14, гл. 13, с. 519).Обсуждение: Одухотворённые описания природы в романе тесно связаны с внутренним состоянием героя: с помощью красочных эпитетов, необычных олицетворений, ярких бликов и красок природы передано ощущение нахлынувшего одиночества после отъезда Лары. Живаго мысленно прощается с любовью, и живописное, близкое к поэзии (стихотворениям в прозе, вспомним «Стихотворения в прозе И. С. Тургенева») описание пейзажа обостряет горе героя.«Цветным складывающимся и раскрывающимся лоскутком пролетела с солнечной стороны коричнево-крапчатая бабочка…» (ч. 11, гл. 8, с. 400).Обсуждение: Природа предстаёт одухотворённой и очеловеченной, это не безликое существо, и Живаго, умеющий видеть её красоту и поэтичность, чувствует с ней духовное родство. Как пишет Н. Л. Лейдерман, «природа у Пастернака восполняет человека, внося в его душу тот смысл и лад, которых люди лишают себя в суматохе века. И - что очень существенно - повествователь смотрит на окружающий мир глазами художника и слушает его ухом музыканта» [Лейдерман, Липовецкий, 2003, с. 55].«Ясная морозная ночь. Необычайная яркость и цельность видимого…» (ч. 9, гл. 6, с. 330-331).Обсуждение: Особую поэтичность, умиротворение содержат описания природы, помещённые в дневник героя, который он начинает вести, приехав в Варыкино. Итак, в романе достаточно много страниц, посвящённых описанию природы, что неудивительно, так как Живаго пытается найти душевную гармонию среди хаоса и неустроенности жизни.

5. Выводы. (5 мин)

Борис Пастернак, роман «Доктор Живаго»

Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим замыслом несколько десятилетий. Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем переведён на многие языки мира, а в 1958 году автору была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».

На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.

Нобелевская премия.Я пропал, как зверь в загоне,Где-то люди, воля, свет,А за мною шум погони,Мне на волю хода нет.Тёмный лес и берег пруда,Ели сваленной бревно.Путь отрезан отовсюду.Будь что будет, всё равно.Что же сделал я за пакость,Я убийца и злодей?Я весь мир заставил плакатьНад красой земли моей.Но и так, почти у гроба,Верю я, придёт пора –Силу подлости и злобыОдолеет дух добра. 1959 г.

Вся эта история подкосила писателя. 30 мая 1960 года Пастернака не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в 1988 году, через 33 года после написания.

Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей?

Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».Судьба человека, по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.

Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?

Первоначально герой с восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.

Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны?

В Гражданскую войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.

Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?

Герой Пастернака, Юрий Живаго, привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.

Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической. 16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней, 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.

ГамлетГул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далёком отголоске, Что случится на моём веку.На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Авва Отче,Чашу эту мимо пронести.Я люблю твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь.Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути.Я один, всё тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти. 1946 г.

С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение. Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.

Мело, мело по всей земле,Во все пределы.Свеча горела на столе.Свеча горела.Как летом роем мошкараЛетит на пламя,Слетались хлопья со двораК оконной раме.Метель лепила на стеклеКружки и стрелы.Свеча горела на столеСвеча горела.На озаренный потолокЛожились тени.Скрещенья рук, скрещенья ног,Судьбы скрещенья.

И падали два башмачкаСо стуком на пол.И воск слезами с ночникаНа платье капал.И все терялось в снежной мглеСедой и белой.Свеча горела на столе,Свеча горела.На свечку дуло из угла,И жар соблазнаВздымал, как ангел. Два крылаКрестообразно.Мело весь месяц в феврале,И то и делоСвеча горела на столе,Свеча горела.

З и м н я я н о ч ь

Этапы работы 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1917 – 1918 г.г. Первый замысел 1945 – 1955 г.г.Работа над романом 1945 – 1955 г.г.Работа над романом Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Ноябрь 1957 г. Роман напечатан в Италии, затем переведён на многие языки Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Октябрь 1958 г. Присуждение Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской литературы». Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе Исключение писателя из состава Союза советских писателей, травля в прессе 1988 г. Роман напечатан в России г. Роман напечатан в России.


«Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое.» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» «Не отделимы друг от друга поэзия и проза – полюса, начала эти не существуют отдельно» Б.Л.Пастернак Б.Л.Пастернак




Временные рамки романа Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа охватывает первые 50 лет нашего столетия. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Сюжет романа начинается в 1902 г., когда Юрию Живаго 10 лет. Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Жизнь героя обрывается в 1929 г. от разрыва сердца Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы. Сюжет романа охватывает годы войны и первые послевоенные годы.


Варианты названия Свеча горела Свеча горела Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Мальчики и девочки (из стихотворения Блока «Вербочки») Нормы нового благородства Нормы нового благородства Записки Живульта Записки Живульта История духа живого История духа живого Смерти не будет Смерти не будет Доктор Живаго (1948) Доктор Живаго (1948)


Доктор Живаго Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Юрий (Георгий) – победитель Дракона, зла, утверждающий добро. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Живаго – старославянская форма прилагательного «живой». Тема жизни. Профессия врача. Тема гуманизма. Профессия врача. Тема гуманизма. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Офтальмология – наука о зрении. Юрий Живаго славился хорошей интуицией при установлении диагноза. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно. Доктор проигрывает социально, но выигрывает духовно.


Форма повествования События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. События романа (Революции 1905 и 1917 г.г., Первая мировая война, Гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война) изображаются через восприятие главного героя (врача и поэта), а также близких ему персонажей. Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Повествование строится по законам лирики: в центре внимания – душевная жизнь героя. Это символистский роман. Пастернак отказывается от традиций психологического романа (Лермонтов, Тургенев, Достоевский) Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго». Важную роль играют стихи доктора Живаго, выделенные в отдельную часть после эпилога. В них читатель узнаёт о внутренней жизни героя, идею автора – торжество духа «живаго».


Композиция Начало – мотив смерти Начало – мотив смерти «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Шли и шли и пели «Вечную память»… Любопытные входили в процессию, спрашивали: «Кого хоронят?» Им отвечали: «Живаго». «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. «Стихотворения Юрия Живаго» - отдельная часть романа, с помощью неё Пастернак выводит повествование на уровень вечности. Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Финал – стихотворение «Гефсиманский сад» - мотив воскрешения, жизни вечной: Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты.


Диалоги Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. Т.к. роман построен по законам лирики, важное значение имеют диалоги героев (традиция Достоевского, Чехова), которые зачастую превращаются в монологи, в которых герои выражают своё отношение к тому или иному вопросу. События изображаются через восприятие героев События изображаются через восприятие героев


Взгляд на историю «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» «Он (Юрий Живаго) подумал о несколько развивающихся рядом существованиях, движущихся с разной скоростью одно возле другого, и о том, когда чья-нибудь судьба обгоняет в жизни судьбу другого, и кто кого переживает.» Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира Многочисленные совпадения, случайности – сигналы из непознаваемого мира В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. В представлении Пастернака, жизнь как река, которая несёт человеческие судьбы. Люди подчиняются движению жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни. Природа, искусство, история – неотделимые друг от друга составляющие жизни.


Система персонажей Юрий Живого Юрий Живого Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Сын, племянник, отец, муж, зять, брат, друг, любовник, врач, философ, поэт. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Стрельников (Павел Антипов) – герой- антагонист. Противостояние действенного и созерцательного принципа жизни. Оба погибают. Антонина – жена, мать. Антонина – жена, мать. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России. Лара Гишар – любовь, мать. Символ России: властная и безвольная, могучая и катастрофичная. Лариса – чайка. Лара – символ России.


Основные мотивы Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Дорога, путь. Жизненная дорога. Крестный путь. Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Зима. Вьюга (Пушкин, Блок, Булгаков) Искусство Искусство История. Революция История. Революция Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Христианские мотивы (жизнь и смерть, выбор, воскрешение, материнство, православные праздники). Это роман, самый открытый в христианскую культуру. Метафора свечи Метафора свечи


Православные праздники Мать Юрия умерла накануне Покрова, Мать Юрия умерла накануне Покрова, Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Юрий с дядей едут к Воскобойникову в день Казанской Богоматери Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Годы гражданской войны: «Была зима на исходе, Страстная, конец великого поста» Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности. Таким образом, Пастернак строит сюжет романа в масштабе вечности.


«А ты всё горишь и теплишься, свечечка моя ярая!» Важный символ романа - свеча «Свет полного месяца стягивал снежную поляну осязательной вязкостью яичного белка или клеевых белил. Роскошь морозной ночи была непередаваема. Мир был на душе у доктора. Он вернулся в светлую, тепло истопленную комнату и принялся за писание». («Доктор Живаго» ч. 7)


«Свеча горела на столе. Свеча горела…» «Зимняя ночь» - это стихотворение о любви двух людей, героев романа «Доктор Живаго» - Лары и Юры. Их любовь горит, как свеча, вопреки, или на фоне, социальных метелей, революции. Это стихотворение о любви любых других влюбленных, «скрестивших» свои судьбы вопреки «метелям» жизни.


Соотношение с другими романами М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»: 1. христианские мотивы 1. христианские мотивы 2. композиция «роман в романе» 2. композиция «роман в романе» 3. панорама Москвы 3. панорама Москвы 4. образ творца 4. образ творца М.А.Шолохов «Тихий Дон»: М.А.Шолохов «Тихий Дон»: 1. изображение исторических катаклизмов 1. изображение исторических катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 2. судьба героя на фоне этих катаклизмов 3. утверждение самоценности жизни 3. утверждение самоценности жизни

Подгорова Татьяна Павловна, г. Белгород,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №11

Урок-размышление
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»

Цели урока:

— помочь учащимся раскрыть глубину философских обобщений в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго», показать особенности восприятия мира главным героем, подчеркнуть богатство и красоту выразительных средств языка романа;

— развивать аналитическое мышление учащихся, умение выразить свою точку зрения и аргументировать ее, сопоставлять события и мнения, делать выводы, научить логичной и эмоциональной речи;

— способствовать развитию стремления познать законы мироздания, помочь ощутить сопричастность к происходящим переменам в общественной жизни.

Оборудование:

  1. Портреты Б.Пастернака разных лет.
  2. Выставка книг поэта и писателя.
  3. Музыкальное сопровождение.
  4. Мультимедиа. «Нобелевские лауреаты. Борис Пастернак», эпизоды из фильма «Доктор Живаго» Режиссера-постановщика А.Прошкина.

Эпиграфы

  1. Только жизни впору все время рваться вверх и вдаль…

Б.Пастернак

2. … с этой минуты народы и боги прекратились, и начался человек…

Б.Пастернак

Ход урока

  1. Оргмомент
  2. Работа с романом Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Звучит романс на слова Б.Пастернака «Сон»

Вступительное слово учителя.

Несколько уроков назад мы зажгли свечу над страницами романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…».

В центре романа философское осмысления мира, разговор о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.

Задача нашего урока заключена в следующем: определить основные нравственно-философские проблемы, поднятые автором в романе.

— Человек и мир (роль и место человека в этом мире;

Человек и история;

Природа, жизнь человека в природе и антитеза этой жизни;

Жизнь и смерть, бессмертие.

Прежде чем решить эту проблему, давайте напомним себе поэтическое миропонимание поэта и писателя.

Учащиеся . В сборнике стихов «Сестра моя – жизнь» Б.Пастернак определил:

— целостность мира, он един;

— единство человека и мира;

— единство дома и мира.

Другими словами, поэт отрицательно относился к переделке мира, мир, по его мнению, надо принимать таким, каков он есть.

Учитель. Как соотносятся понятия мир и человек у Ю.Живаго? Что для него жизнь?

Учащиеся I группа . Выразительное чтение текста. Книга I, часть 3, глава 15. (Панихида по Анне Ивановне Громеко). «…Рано потеряв мать, все 12 лет школы, средней и высшей, Юра занимался древностью и законом Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом, о природе… Сейчас он ничего не боялся, ни жизни, ни смерти… Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенной…»

Учащиеся II группа. . Главный герой — Юрий Живаго — считает, что жизнь – это «непрерывно себя обновляющее, вечно себя перерабатывающее начало…»

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других,

Как бы им в даренье.

Юрий Живаго по Евангелию – вечно живой. Он человек мирной профессии (доктор), увлеченный искусством, пишущий стихи.

Учитель . И вот этот человек брошен волею обстоятельств в круговорот событий революции и гражданской войны.

Проследим по тексту, как относится наш герой к происходящим в стране переменам?

Учащиеся III группа . Поначалу отношение к революции и гражданской войне положительное. «Вчера я ночной митинг наблюдал. Поразительное зрелище. Сдвинулась Русь-матушка, не стоится ей на месте, ходит, не находится… сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания. Что-то евангельское, не правда ли? Как во времена апостолов…» (Книга 1, часть 5, глава 8).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры