Пит таунсенд что сделал первым. Классическая Quadrophenia: Пит Таунсенд против музыкального снобизма

Главная / Чувства

Питер Деннис Блэндфорд Таунсенд родился 19 мая 1945 года в Англии. Он является известным британским музыкантом и исполнителем, лидером рок-группы «The Who».

Пит Таунсенд родился в музыкальной семье. С детства он привык к звукам музыки, доносящимся из комнаты его родителей. Отец Пита был профессиональным саксофонистом, а мать неплохой певицей.

В 12 лет Питу подарили его первую гитару. В 1961 году Таунсенд стал студентом Колледжа искусств Илинга. Вместе со своим школьным товарищем он организовал первую группу. Но она долго не просуществовала, и музыкант решил заняться сольной карьерой.

В 1964 году Пит Таунсенд(Pete Townshend), вновь решается создать собственный музыкальный коллектив, который будет играть музыку в стиле рок. Была основана группа под названием «The Who». Кроме самого Таунсенда в неё вошли Роджер Долтри, Джон Энтвистл и Кит Мун.

Группа выпустила много альбомов, среди них: «My Generation», «A Quick», «The Who Sell Out», «Tommy», «Who"s Next», «Quadrophenia», «The Who By Numbers», «Who Are You», «Face Dances», «It"s Hard». В 2006 году вышел последний альбом «Endless Wire».

В последнем альбоме присутствует много акустических композиций. Так же в нем представлена небольшая опера «The Boy Who Heard Music»

Практически все популярные композиции группы были написаны Питом Таунсендом(Pete Townshend). Он автор рок-опер «Томми» и «Квадрофения». Пит является движущей силой коллектива, приведшего его к славе и популярности.

В январе 2003 года Питу Таунсенду предъявили обвинения в педофилии. После допросов он был отпущен под залог. Никто из знакомых звезды никогда не замечал за ним склонность к «любви к детям».

Лучшие дня

Музыканта обвинили в том, что он незаконно хранил у себя на компьютере непристойные фотографии несовершеннолетних детей. Так же Пита обвинили в распространении этих изображения.

В ходе расследования полиции стало известно, что в деле Таунсенда замешано несколько известных личностей, политик из парламента и известный телеведущий. Полиция скрыла имена остальных подозреваемых.

Ам же Таунсенд утверждает, что ни в коей мере не хотел ничего плохого. Он просто занимался детальным изучением этой страшной проблемы человечества и для этих целей привлек нескольких своих знакомых. Таунсенд всячески отрицает обвинения в педофилии, и считает их оскорблением.

(род. 19 мая 1945) - британский музыкант, гитарист, певец и автор песен. Наиболее известен как основатель, лидер и автор почти всех песен группы The Who .

Хотя он известен прежде всего как гитарист, он также выступал как певец, клавишник, а также играл на других инструментах: банджо, аккордеон, синтезатор, фортепиано, бас-гитара и барабаны, записывая свои сольные альбомы, в The Who, в качестве приглашённого музыканта у других артистов.

Британским журналом Classic Rock включён в список ста величайших гитаристов всех времён.

Пит Тауншенд наряду с Кейтом Ричардсом считается одним из выдающихся ритм-гитаристов в истории рок-музыки. В отличие от большинства остальных групп, ритм в the who держался на гитаре Тауншенда, что позволяло свободно импровизировать и барабанщику Кейту Муну, и бас-гитаристу Джону Энтвистлу. Вокалистом в группе был Роджер Дотри. Такое распределение функций придавало записям The Who небывалую мощь и экспрессию, а во время живых выступлений Таунсенд уводил группу за собой еще дальше, все туже закручивая спираль импровизаций, доводя публику до экстаза, после чего завершал концерт, с диким грохотом разбивая прямо на сцене свою гитару.

Питер Денис Блэндфорд Тауншенд родился 19 мая 1945 года в Чизвике, одном из районов Лондона, в семье певицы и саксофониста. В юности Пит играл на банджо в диксиленде, а затем, уже как ритм гитарист, влился в группу The Detours вместе с Роджером Дотри и Джоном Энтвистлом. Вскоре они сменили название на The Who, а затем и прославились благодаря легендарным композициям Тауншенда - «I Cant Explain», «My Generation» и «Substitute». Эти песни имели политическую направленность, поэтому The Who стали не только выдающейся рок группой, но и бунтарями, протестующими против существующего порядка.

Таунсенд начал совершенствоваться как автор и даже написал рок-оперу Tommy, после чего переключился на хард-рок и уже в этом стиле написал песни для классических альбомов группы - «Who’s Next» и «Live At Leeds». В 1970-х Пит было начал сольную карьеру, однако очень быстро убедился в том, что гораздо больше публику привлекают его выступления в составе The Who, о которых был снят фильм-концерт The Kids Are All Right.

Впервые Пит разбил на сцене свою гитару осенью 1964 года, когда The Who играли в Railway Tavern на севере Лондона. Все произошло случайно - во время выступления Пит часто ударял своей гитарой Rickenbacker о низкий потолок таверны, чтобы оборвать продолжавший тянуться возвращенный звук, который Пит «раскачивал» с помощью динамиков, и однажды удар оказался слишком сильным: гитара треснула.

«Когда я разбил гитару, - вспоминает Пит,- в зале наступила тишина. Все ждали, что я буду делать дальше: заплачу или начну метаться по сцене. Я же раскатил гитару на мелкие кусочки. Увидев это, публика чуть не сошла с ума от восторга». С самого начала следующего выступления публика спрашивала Пита, когда он сегодня разобьет свою гитару, и ему пришлось это сделать. С одной стороны, трюк с разбитой гитарой играл на руку The Who и оказался удачным рекламным ходом, но, с другой стороны, покупать каждый день новую гитару был весьма накладно, тем более что после успеха первых синглов The Who временно оказались в тени. Но вскоре все изменилось к лучшему и Пит мог разбивать столько гитар, сколько ему захочется.

Правообладатель иллюстрации umusic Image caption Афиша концерта в Royal Albert Hall 5 июля 2015 года - премьерного концертного исполнения Classic Quadrophenia

"А, опять музыкальный снобизм "классиков"?! Жив, курилка?! Да пошли они!.. За этим альбомом стоит огромная команда людей, всю свою жизнь профессионально занимающихся классической музыкой, и люди эти заслуживают большего, чем такое вот снисходительное пренебрежение. Да, я знаю, сам я - рок-динозавр, и меня это вполне устраивает, но все те, кто принимал участие в записи Classic Quadrophenia, – молодые, творческие, блестящие музыканты!"

Так отреагировал основатель и бессменный лидер одной из самых великих групп британского рока The Who Пит Таунсенд на отказ Official Charts Company - британской музыкальной организации, отвечающей за составление официальных музыкальных хит-парадов Великобритании, - включить в хит-парад классики сделанную в стиле классической музыки оркестровую запись рок-оперы Quadrophenia.

Основоположник рок-оперы

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Пит Таунсенд справедливо считается основоположником рок-оперы, а его Tommy и Quadrophenia - классическими образцами жанра

The Who записали свою оригинальную версию Quadrophenia еще в 1973 году, через четыре года после выхода их альбома Tommy, заложившего основы жанра рок-оперы.

Композитор Леонард Бернстайн после концертного исполнения Tommy в Нью-Йорке восхищенно тряс руку Таунсенда: "Пит, ты даже не представляешь себе, что ты сделал!"

Сам Таунсенд считает Quadrophenia "более цельной, тематически богатой и превосходящей Tommy по своим чисто музыкальным качествам".

"Очень английская вещь"

Классическая музыка остро нуждается в новой аудитории, и переложение легендарной рок-оперы для симфонического оркестра и хора как раз в состоянии привлечь такую аудиторию газета Independent

"Это очень английская вещь, написанная в типичной английской тональности, - продолжает он. - Она заставляет вспомнить Бенджамина Бриттена, Уильяма Уолтона. Есть моменты, когда мы пытаемся разыграть вагнеровскую помпезность, но в то же время в ней есть и легкость, которая заставляет вспомнить традиционный английский танец Моррис, зеленые поля, пинты пива, и, конечно же, пляж в Брайтоне".

Именно по большей части на пляже в Брайтоне в 1979 году по мотивам Quadrophenia был снят одноименный полнометражный художественный фильм, и с тех пор опера стала не только монументальной вершиной серьезной рок-музыки, но и классическим памятником социального реализма британской культуры 70-х годов.

Здесь же, на пляже Брайтона снят и клип к классической версии Quadrophenia, где кадры из фильма 1979 года с главным героем Джимми в исполнении актера Фила Даниэльса перемежаются современными съемками с классическим тенором Алфи Бо.

В исполнении The Who и Tommy, и Quadrophenia назвать операми можно с определенными оговорками.

Хотя и в той, и в другой некоторые номера пели и сам Таунсенд, и давно уже умерший барабанщик группы Кит Мун, но большую часть вокальных партий, как мужских, так и женских пел один человек - вокалист группы Роджер Долтри.

Классическая версия

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Как и Роджер Долтри в версии The Who, в "Классической Quadrophenia" большую часть партий спел один вокалист - тенор Альфи Бо

В противовес оперной традиции классическая Quadrophenia исполнена в том же ключе – почти все партии поет Алфи Бо. Иногда к нему присоединяются сам Таунсенд, Фил Даниэльс и рок-певец Билли Айдол.

Популярный в 80-е годы музыкант исполнил ту самую роль, которую в фильме играл Стинг.

Желание осуществить классическое переосмысление Quadrophenia Таунсенд объясняет стремлением закрепить свою работу на века.

"Я очень рад, что у меня появилась возможность сделать это, пока я еще могу работать. Мне вдруг представилось, что я при смерти и думаю: "Черт побери, почему же я все это не записал в нотах? Все эти носители – винил, кассеты, CD - меняются каждые несколько десятилетий, а ноты и оркестры существуют века".

"Я понял, что если Рейчел сделает хорошую оркестровку, то именно она будет звучать на моих похоронах", - со смехом добавляет он.

Правообладатель иллюстрации Umusic Image caption Пит Таунсенд, Рейчел Фуллер, Альфи Бо, Фил Дэниэльс

Рейчел Фуллер – не только опытный музыкант и аранжировщик, но и вот уже почти 20 лет партнер Таунсенда по жизни.

Хотя сам он давно уже признан одним из крупнейших и самых значительных композиторов рок-музыки, но классического музыкального образования у него нет. Поэтому для оркестровки Quadrophenia ему, как и в свое время Полу Маккартни для "Ливерпульской оратории", пришлось прибегнуть к помощи профессионалов.

Особую проблему для оркестровки представляло собой переложение партии ударных, которую на оригинальной записи The Who исполнял барабанщик группы Кит Мун – не зря его называли Moon the Loon ("Мун-безумец").

Чтобы воспроизвести его неуемную энергетику, оркестру пришлось привлечь ни много ни мало шесть ударников.

"Они играли так громко, что нам пришлось от них отгородиться специальной ширмой. Они, видимо, изо всех сил пытались воспроизвести дух Кита", - говорит Таунсенд.

Кит Мун умер еще в 1978 году, басист The Who Джон Энтвистл – в 2002-м.

Неувядающие The Who

Image caption И в 70 лет Таунсенд не отказывается от своей легендарной "мельницы": The Who (слева Роджер Долтри) на фестивале Glastonbury в июне этого года

70-летний Таунсенд и 71-летний Долтри, однако, отказываться от рок-карьеры пока не намерены, несмотря на сказанную в песне My Generation на заре существования группы, полвека назад, фразу: I hope I die before I get old ("Надеюсь, я умру раньше, чем состарюсь").

В минувший уикенд The Who с 50-летним барабанщиком Заком Старки, сыном Ринго Старра, на месте "Безумца-Муна" выступили на знаменитом рок-фестивале в Гластонбери.

А в предстоящее воскресенье 5 июля "Классическая Quadrophenia" в полном составе с Королевским филармоническим оркестром и хором London Oriana под руководством дирижера Роберта Зиглера и при участии Пита Таунсенда будет исполнена на сцене лондонского Royal Albert Hall.

Пит Таунсенд переживет

Ну а что касается участия "Классической Quadrophenia" в классическом хит-параде, то хочется процитировать комментарий газеты Independent:

"Классическая музыка остро нуждается в новой аудитории, и переложение легендарной рок-оперы для симфонического оркестра и хора как раз в состоянии привлечь такую аудиторию", - пишет ее обозреватель.

"Пит Таунсенд переживет и без классического хит-парада, но близорукий бюрократизм чиновников от музыки мешает расширению популярности классики", - убеждена газета.

Пит Таунсенд - британский рок-гитарист, певец, автор песен. Известен как основатель, лидер и автор песен группы The Who.

Считается, что Пита Таунсенда первым осенило идеей крушить инструменты на сцене. Во всяком случае, он был первым, кто прославился таким образом. Участник The Who, вошедший в сотню величайших гитаристов в истории рок-н-ролла, по версии британского журнала Classic Rock, Таунсенд также известен как автор нескольких рок-опер и мюзиклов, журналист, сценарист, писатель и поэт. Его влияние признавало огромное число рок-гитаристов разных поколений, среди них – Алекс Лайфсон, Джои Рэмоун, .

Питер Деннис Блэндфорд Таунсенд родился 19 мая 1945 года в Лондоне, в семье саксофониста биг-бэнда и певицы. С детства он привык к звукам музыки, доносящимся из комнаты его родителей. В 12 лет Питу подарили его первую гитару. В 1961 году Таунсенд стал студентом Колледжа искусств Илинга. Вместе со своим школьным товарищем он организовал первую группу. Но она долго не просуществовала, и музыкант решил заняться сольной карьерой.

В 1964 году Пит Таунсенд вновь решается создать собственный музыкальный коллектив. Была основана группа под названием The Who. Кроме самого Таунсенда в неё вошли Роджер Долтри, Джон Энтуистл и Кит Мун. Практически все популярные композиции группы были написаны Таунсендом.

Группа приобрела огромный успех за счёт неординарных концертных выступлений, и считается как одной из самых влиятельных групп 60-х и 70-х, так и одной из величайших рок-групп всех времён. The Who прославились на родине как за счёт новаторского приёма - разбивания инструментов на сцене после выступления, так и за счёт хит-синглов, попадавших в Top 10, начиная с хит-сингла 1965 года «I Can"t Explain» и альбомов, попадавших в Top 5 (включая знаменитый «My Generation»). В 1969 вышла рок-опера «Tommy», ставшая первым альбомом, попавшим в Top 5 в США, за ним последовали «Live At Leeds» (1970), «Who"s Next» (1971), «Quadrophenia» (1973) и «Who Are You» (1978).

В конце 60-х Пит принимает учение индийского мистика Мехер Бабы. Пит стал самым известным его последователем и его дальнейшие работы будут отражать познания учений Бабы. Одна из его идей была, о том, что тот, кто может воспринимать земные вещи, не может воспринимать мир Бога. Из этого у Пита родилась история о мальчике, который оглох, онемел и ослеп и, избавившись от земных ощущений, смог увидеть Бога. Излечившись, он становится мессией. В итоге история стала всемирно известной как рок-опера «Tommy». The Who работали над ней с лета 1968-го по весну 1969-ого. Когда был выпущен альбом «Tommy», он стал всего лишь умеренным хитом, но после того, как The Who начали исполнять вживую, он обрёл сверхпопулярность. Сильное впечатление «Tommy» произвёл, когда группа исполнила его на фестивале в Вудстоке в августе 1969. Заснятые на киноплёнку и показанные в фильме «Woodstock», The Who стали международной сенсацией. По «Tommy» ставились балеты и мюзиклы, у группы было так много работы, что многие думали, что её название - «Tommy».

В начале 90-х Таунсенд с американским театральным режиссёром Десом МакАниффом превратил альбом «Tommy» в мюзикл, включавший моменты жизни самого Пита. После первого показа в La Jolla Playhouse в Калифорнии, в апреле1993 года «The Who’s Tommy» открылся на Бродвее. С ним Пит выиграл награды Tony и Laurence Olivier Award, но театральным критикам в Лондоне и Нью-Йорке он понравился.

В 1972 году Таунсенд начал работу над новой рок-оперой. Это должна была быть история The Who, но после встречи с одним из старых и ярых поклонников группы, Пит решил написать историю о фанате The Who. Она стала историей о Джимми, который работает на грязной работе, чтобы заработать на мотороллер GS, стильную одежду и на достаточное количество таблеток, чтобы провести выходные. Высокие дозы «спида» приводят к тому, что его личность раскололась на четыре составляющие, каждая из которых представлена участником The Who. Родители Джимми находят таблетки и выгоняют его из дома. Он приезжает в Брайтон, чтобы возвратить славные дни «модов», но находит главаря «модов», ставшего скромным гостиничным носильщиком. В отчаянии он берёт лодку и выходит в море в сильный шторм и наблюдает явление Бога. Эта история легла в основу рок-оперы «Quadrophenia». С альбомом «Quadrophenia» (1973) было много проблем после записи и исполнении. Основной причиной проблем была новая стерео-система, работающая не совсем адекватно. Сначала сведение записи в стерео привело к потере вокала. Потом на сцене The Who пытались воссоздать первоначальный звук. Ленты отказывали в работе и всё превращалось в полный хаос.

В 1978 году погиб барабанщик группы Кит Мун, после его смерти группа выпустила ещё два студийных альбома с экс-ударником The Small Faces Кенни Джонсом.

В 1980 году Пит Таунсенд выпустил свой первый полностью сольный альбом «Empty Glass» (выпущенный в 1972 году диск «Who Came First» был собранием демо-записей, а пластинка 1977 года «Rough Mix» была сделана на пару с Ронни Лэйном их The Small Faces). Альбом «Empty Glass» получил высокие оценки, а сингл «Let My Love Open The Door» стал очень популярным. Тогда же очевидными стали проблемы Пита. Он был пьян практически всегда, играл бесконечные соло партии или долго разглагольствовал со сцены. Его пьянство переросло в кокаиновую зависимость, а потом он подобрался и к героину. Пит практически погиб после передозировки героина в Лондоне и был спасён в больнице в последние минуты. Родители Пита надавили на него, и он вылетел в Калифорнию для лечения и реабилитации. После возвращения, он не чувствовал уверенности для написания нового материала группы, но попросил предложить ему тему. Группа решила записать альбом, отражающий их отношение к растущему напряжению холодной войны. Результатом стал альбом «It’s Hard» (1982), который рассматривал изменение роли мужчины с ростом феминистических настроений. Но и критикам, и фанатам альбом не понравился. Тур группы по США и Канаде начался в сентябре 1982 и был назван прощальным. Финальное шоу 12 декабря 1982 в Торонто транслировалось по всему миру. После тура, The Who по условиям контракта должны были записать ещё один альбом. Пит начал работу над альбомом «Siege», но быстро её забросил. Он объяснил группе, что больше не в состоянии писать песни. Пит объявил о распаде The Who на пресс-конференции 16 декабря 1983.

После распада он начал работать в издательском доме Faber & Faber. Работа не сильно отвлекала его от нового занятия - проповедования против употребления героина. Эта кампания длилась все 80-е. Также он нашёл время написать книгу коротких историй «Horses" Neck» и снять короткий фильм «Белый город». В фильме участвует новая группа Пита - Defor. Вместе с фильмом «White City» были выпущены концертный альбом и видео «Deep End Live!».

3 июля 1985 The Who собрались вместе, чтобы выступить на благотворительном концерте «Live Aid» в поддержку голодающих жителей Эфиопии. Группа должна была играть новую песню Пита «After The Fire», но из-за недостатка репетиций, им пришлось играть только старый материал.

В 1989 году Таунсенд выпустил мюзикл «The Iron Man», созданный по мотивам книги Теда Хьюза. В записи студийной версии приняли участие коллега Пита по The Who – Роджер Долтри, Нина Симон, Джон Ли Хукер, а также сын Таунсенда – Саймон.

Следующая сольная работа Пита снова несёт автобиографичный характер. Альбом «Psychoderelict» (1993) рассказывает о рок-звезде-отшельнике, которого отправляют на пенсию подлый менеджер и коварный журналист. Несмотря на сольный тур по США, новая работа не получила много внимания.

В январе 2003 года Питу Таунсенду предъявили обвинения в педофилии. После допросов он был отпущен под залог. Таунсенд всячески отрицает эти обвинения, и считает их оскорблением.

Сейчас Таунсенд работает над очередной рок-оперой, которую он представит публике в 2011 году. По его словам, «это будет нечто новое и амбициозное, но, в то же время, по стилю напоминать оперы «Tommy» и «Quadrophenia». Название будущей рок-оперы – «Floss». Некоторые композиции, по словам музыканта, войдут и в будущий альбом группы The Who.

В опере разыгрывается судьба одной семейной пары, которая пытается разрешить навалившиеся проблемы. Главный герой, Уолтер, рок-музыкант, который уходит на пенсию после того, как одна из его песен становится гимном большого автомобильного предприятия. Он становится этакой «домохозякой», в то время как его жена одержима лошадьми и только и бредит о конюшнях. Устав от праздной жизни, он решает вернуться к музыке спустя 15 лет, однако к своему ужасу осознаёт, что его время прошло, и он уже не может вписаться в модный мэйнстрим. После такого удара он замыкается в себе и удаляется от супруги, и только после серии трагических происшествий они вновь обретают друг друга.

По материалам: stolica.fm

Face Dances sessions, Odyssey Studios, London, 1980. photo - thewho.net


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры