Победа и поражение аргументы горе от ума. Кем является Чацкий: победителем или побежденным? (по комедии А

Главная / Чувства

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

У в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

«Горе от ума» - одно из величайших драматургических произведений. Знаменитая комедия Грибоедова была создана спустя несколько лет после завершения Отечественной войны и незадолго до Главный вопрос, который волнует литературоведов и критиков относительно этого творения: «Кто такой Чацкий - побежденный или победитель?»

Отцы и дети

Когда Грибоедов задумал создать комедию, впоследствии вызвавшую резонанс в культурной жизни России, в обществе происходил существенный подъем, который был вызван прежде всего очевидным расколом среди представителей дворянства. Главный герой пьесы стал олицетворением живого ума и передовых стремлений, особенно заметных на фоне устаревших патриархальных нравов, приверженцами которых являются прочие персонажи. Автор изобразил в комедии борьбу поколений. Для того чтобы написать сочинение на тему «Чацкий: побежденный или победитель?», необходимо разобраться в общественной ситуации, которая сложилась в России в двадцатые годы девятнадцатого века.

Зарождение декабристского движения

Французские просветители оказали огромное влияние на мировоззрение молодых дворян, многие из которых становились участниками тайных обществ. Нередко дискуссии на политические темы ничем не заканчивались. Однако особенно рьяно настроенными молодыми людьми было сформировано оппозиционное движение. Действия декабристов, а именно так назывались самые активные участники тайных организаций, привели к трагедии. 14 декабря 1825 года произошло восстание. Многие члены обществ были сосланы в Сибирь. Главные зачинщики - казнены.

Революционные идеи

Каким образом эти события могут помочь ответить на вопрос: «Кто такой Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение «Горе от ума» было задумано автором за пять лет до восстания. В комедии идет речь о молодом образованном человеке, беззаветно любящем девушку, критически относящемся к московскому обществу и, главное, не понятом окружающими. Дело в том, что Чацкий - представитель того самого молодого поколения дворян, среди которых так много было противников старого реакционного строя. Он воплотил в себе лучшие качества декабристов, выразил свой взгляд на общественные порядки, царившие в России, отчего в некоторой степени пострадал.

Единственным представителем молодого поколения дворянства в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Побежденный или победитель герой Грибоедова? На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Чацкому противопоставил автор так называемое Ему противостоит не просто мировоззрение одного-двух персонажей, но целый жизненный уклад, совокупность предрассудков и привычек.

Грибоедов и его современники

Как написать работу по теме «Чацкий - победитель или побежденный?» Сочинение по вызвавшему в свое время массу споров в московском обществе, доставляет немало проблем современным учащимся. Прежде всего, нужно иметь представление о том, как восприняли пьесу современники. Комедия была некоторое время запрещена. Затем жители столицы увидели ее в сокращенном цензурой виде. В оригинале же комедия произвела на театральных зрителей неизгладимое впечатление. В пьесе были впервые затронуты чрезвычайно острые вопросы. К тому же героя, подобного Чацкому, в русской драматургии ранее не было.

Революционные идеи героя

Для того чтобы понять, в чем уникальность образа, созданного Грибоедовым, следует обратить внимание на то, что в комедии были затронуты важнейшие вопросы воспитания и образования. Автор поднял тему гражданского долга, высказал свое мнение относительно истинной службы Отечеству. И все это он сделал с помощью главного героя. Именно в уста Чацкого он вложил свои мысли, с его помощью высказал передовые взгляды на закостенелость общества. Единственный героем, который осознает необходимость коренных социальных изменений, является Чацкий. Побежденный или победитель он в этом споре, имеющем в комедии весьма скрытый и сатирический характер, не так важно. Чацкого не понимают Фамусов, Софья и другие действующие лица. Такова судьба каждого человека, высказывающего свежие идеи. Особенно если эти идеи расходятся с привычным образом жизни. Героям комедии проще принять Чацкого за безумца, нежели прислушаться к его словам. И в глазах этого социума он всегда будет побежденным.

Фамусовское общество

В доме Фамусова царят ложь и лицемерие. Они настолько прижились здесь, что на них строится практически все. Фамусов читает лекции своей дочери о чистоте нравов и ставит свой монашеский образ жизни ей в пример, несмотря на то, что за пять минут до этого заигрывал с Лизой. Молчалин изображает перед Софьей влюбленного человека, в то время как в его душе есть место лишь для честолюбивых помыслов. Дочь Фамусова способна видеть вранье, но не желает этого делать, поскольку жить в привычной лжи комфортнее и спокойнее. И на этом фоне ярко выделяется Победитель или побежденный этот герой в мире лжи и лицемерия? Чацкий воодушевлен передовыми идеями. Он готов пойти против общества во имя своих идеалов. Но лицемерие настолько въелось в уклад жизни Фамусова и его приближенных, что любой спор об истине и чести может привести лишь к поражению.

Софья и Молчалин

В основе произведения лежит любовная история. Когда Чацкий узнает о том, что Софья предпочла его недалекому, однако чрезвычайно целеустремленному Молчалину, начинает развиваться социальный конфликт, а вместе с этим раскрывается и характер главного героя. На вопрос о том, кто же Чацкий - победитель или побежденный, Грибоедов не дает ответа. У зрителей формируется мнение о герое по ходу действия пьесы. Их возмущают заблуждения Софьи, девушки, не лишенной благородных душевных качества, но неспособной полюбить Чацкого, поскольку он оказывается слишком чужим в ее окружении.

Обман Молчалина кажется грубым и очевидным. Но обманщиком секретарь Фамусова в начале пьесы предстает лишь в глазах главного героя. Софья не видит лжи в силу своего воспитания, французских романов, которые она читает запоем, и нежелания воспринимать всерьез правдивые и острые слова, которые произносит Чацкий. В характеристике героя не самое большое значение имеют его отношения к Софье. Но именно благодаря противопоставлению героя услужливому Молчалину проясняется ответ на главный вопрос, который ставит перед собой автор сочинения по комедии «Горе от ума». Кто такой Чацкий? Победитель или побежденный? Ответ таков: в извечном споре о лжи и истине способен одержать победу лишь этот персонаж. Он не заискивает перед высокопоставленными лицами, не уподобляется Молчалину. Он остается самим собой даже тогда, когда его отвергает Софья, которую он любит с детских лет. И пусть фамусовское общество не принимает его взглядов, предпочитая и дальше довольствоваться лживыми рассуждениями, Чацкий не меняет своих взглядов. Дальнейшая судьба героев неизвестна зрителю. Но о том, что лживый мир будет разрушен рано или поздно, можно лишь догадаться.

Вон из Москвы!

Чацкого волнуют общественные проблемы. Он осознает ужас крепостничества, при котором уничтожается всякая искренняя мысль. В таком обществе комфортно себя чувствует Молчалин. Чацкому места в нем нет, и он уезжает.

И если рассматривать конфликт с внешней точки зрения, ответ на вопрос: «Кем является в комедии Чацкий? Победитель или побежденный?» кратко можно дать таким образом: он не смог бороться за свои идеалы до конца, а потому проиграл. Чацкий уехал, оставив в недоумении и раздражении Фамусовых. Настоящий же победитель должен был остаться и оказать более существенное противостояние реакционному обществу. Хотя, быть может, столкновение во взглядах, изображенное Грибоедовым, стало первым толчком к серьезной революционной деятельности, и прообразом Чацкого был один из будущих участников оппозиционного движения? Но вопрос о том, был ли декабристом герой Грибоедова, является темой другой статьи.

Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным, прогрессивно мыслящим, свободолюбивым, главный герой Чацкий противостоит фамусовскому обществу. Его драма усугубляется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.

Еще до появления Чацкого на сцене мы узнаем от Лизы, что он «чувствителен, и весел, и остер». Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен ее холодным приемом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то степени то же, что и между Софьей и Молчаливым: от любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал. Поэтому возникновение психологического конфликта неизбежно. Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит, ведь его любовь к ней ускоряет «сердца каждое биенье», хотя «ему мир целый казался прах и суета». Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчали-на, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая ее неприязнь. Оправдать Чацкого может его ослеплен* ность страстью: у него «ум с сердцем не в ладу».

Психологический конфликт переходит в конфликт общественный. Чацкий, взволнованный встречей с Софьей, обескураженный ее холодным приемом, начинает говорить о том, что близко его душе. Он высказывает взгляды, прямо противоположные взглядам фамусовского общества. Чацкий осуждает бесчеловечность крепостного права, вспоминая о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак; ему претит отсутствие свободы мысли в дворянском обществе:

Да и кому в Москве не затыкали рты Обеды, ужины и танцы?

Он не признает чинопочитания и подхалимства:

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели.

Чацкий полон искреннего патриотизма:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Он стремится служить «делу», а не лицам, он «служить бы рад, прислуживаться тошно».

Общество оскорблено и, защищаясь, объявляет Чацкого сумасшедшим. Характерно, что начало этому слуху положила именно Софья. Чацкий пытается открыть ей глаза на Молчалина, Софья страшится истины:

Ах! Этот человек всегда

Причиной мне ужасного расстройства!

В разговоре с господином N она заявляет: «Он не в своем уме». Ей так легче, ей приятнее объяснить язвительность Чацкого безумием любви, о котором он сам говорил ей. Ее невольное предательство становится уже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Общество единогласно приходит к выводу: «безумный по всему...» Чацкий-сумасшедший обществу не страшен. Чацкий принимает решение «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». И. А. Гончаров оценивает финал пьесы: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой». Чацкий не отказывается от своих идеалов, он лишь освобождается от иллюзий. Пребывание Чацкого в доме Фамусова пошатнуло незыблемость его устоев. Софья произносит: «себя я, стен стыжусь!»

>Сочинения по произведению Горе от ума

Чацкий - победитель или побеждённый?

Прочитав трагедию Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума", трудно сказать кем оказался главный герой Чацкий : победителем или побеждённым. В этом произведении две основные линии: любовная и политическая.

Чацкий мчится к своей возлюбленной. Он счастлив, рад её видеть, уверен во взаимности. Вначале даже не догадывается, что Софья любит другого. При встречи он шутит, и вспоминая общих знакомых, колко отзывается о Молчалине . Софья затаивает злобу. Чацкий не замечает холодности Софьи, но в конце произведения, когда он становится свидетелем разговора Лизы , Молчалина и Софьи, понимает, что она отвергла его. Ему больно от того, что Софья предпочла ему Молчалина - мелкого, алчного типа, и от того, что он искренне любил её, а она предала его чувства и распустила слух о его безумии. Александр Андреевич потерпел поражение, а значит оказался побеждённым в этом любовном треугольнике. Хотя Софья и Молчалин тоже не добились своих целей. Выходит победителей нет.

Фамусовское общество - это консервативное дворянство. Они живут по своим старым, устоявшимся законам. Главным в жизни для них является богатство, слава, награды и почести. Все они поддерживают крепостное право, не понимают толк в учении. Карьеристы, приспособленцы, для достижения своих целей готовы на подлость и унижение. Чацкий возвращается в Москву полный новых идей. Он хочет изменить мир, внести что-то новое, но фамусовское общество не хочет меняться. Никто даже не прислушивается к его словам и высказываниям. Им и так хорошо живётся. Они привыкли к такому образу жизни. Если бы Чацкий нашёл у этих людей поддержку своих идей и принципов, то никто не подумал бы, что он сошёл с ума, а так все быстро подхватывают сплетню о его безумии. Чацкий считает, что нужно служить делу, приносить пользу Родине, а Фамусов , Скалозуб и Молчалин служат только для своего благополучия. Чацкий провёл в Москве, в этом обществе всего один день, и понял, что ему здесь не место. Он не смог противостоять этим глупым и самоуверенным личностям. И он снова потерпел поражение.

Подводя итог мы видим, что Александр Андреевич Чацкий остался побеждённым, но также он и победитель. Он является борцом за равенство, за свободу личности. Чацкий один пытался изменить действительность. Он одержал моральную победу, остался при своих убеждениях, не сподобился фамусовскому обществу и уехал из Москвы, чтоб найти таких же честных и порядочных единомышленников.

И.А. Гончаров писал о Чацком, что он «...победитель, но передо­вой воин, застрельщик и - всегда жертва». Мне кажется, что именно в этих словах заключается ответ на поставленный вопрос: является Чацкий победителем или побежденным? Ведь ответить на него одно­значно просто нельзя, поскольку неоднозначны как позиция автора, так и характер самого героя.

Чацкий - один против всех, и финал конфликта, по сути, пред­решен. «Чацкий сломлен количеством старой силы», - как писал Гончаров.

Действительно, с одной стороны, любовная интрига комедии за­вершена, и крах героя в истории его любви к Софье абсолютно очеви­ден. Но, с другой стороны, вопрос, можно ли назвать изгнание Чацкого из фамусовского общества победой над героем, остается открытым. Недаром автор вводит в комедию внесценических персонажей - князя Федора, «химика и ботаника», и брата Скалозуба, который «службу вдруг оставил», когда ему «чин следовал». Такие люди, как и Чацкий, презирают авторитеты «века минувшего», стараются жить по-новому. И мы знаем, что потом их станет все больше и больше, а в результате они победят, потому что новое всегда побеждает старое. Вот почему следует признать, что спор таких героев, как Чацкий, со старыми ус­тоями только начинается. Он - «передовой воин, застрельщик», но именно поэтому - «всегда жертва».

Но есть и внутренние, психологические причины того, что Чацкий обречен на поражение. Его увлеченность и горячность приводят не только к тому, что герой не понял отношения к нему Софьи, недооце­нил Молчалина, но и не смог реально представить силу сопротивле­ния консервативного фамусовского общества. Порой кажется, что Чацкий и не собирается разбираться в этом: герой вдохновенно про­поведует и вдруг неожиданно обнаруживает, что гости «кружатся в вальсе», а вовсе не «внимают» ему. Может быть, потому так легко было изгнать Чацкого, приклеив к нему ярлык сумасшедшего. Полу­чается, что поражение героя комедии - это еще и предупреждение автора тем, кто стремится к переменам, но недооценивает силу сопер­ника как и купить компьютерный стол для школьника . И сама история подтвердила опасения Грибоедова, что еще раз подчеркивает реалистичность его пьесы.

И все же мне кажется, что в комедии есть некое предощущение грядущей победы таких, как Чацкий. Некогда монолитное фамусовское общество действительно дало брешь, и даже после изгнания так растревожившего всех человека уже не будет покоя старым москов­ским «тузам» и знатным барыням, потому что у них нет уверенности в незыблемости своих позиций, хотя пока они еще сильны. Вот поче­му Чацкого можно признать одновременно и победителем, и побеж­денным.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры