Почему фильм матильда оскорбляет чувства. За оскорбивший чувства верующих неснятый фильм «Матильда» вступились режиссеры

Главная / Чувства

26 октября на большой экран выйдет нашумевший фильм Алексея Учителя «Матильда». Хотя зрители еще не видели картину, многие уже ополчились против нее: бытует мнение, что фильм порочит образ императора Николая II. Накануне общероссийской премьеры «Матильду» показали журналистам. Корреспондент сайт посмотрел картину и попытался разобраться в том, чем она могла оскорбить чувства верующих.

Массовые протесты

На протяжении нескольких месяцев православные активисты во главе с депутатом Госдумы РФ Натальей Поклонской регулярно выступают против фильма Алексея Учителя «Матильда». В последнее время стало модно снимать фильмы и сериалы на историческую тему: о правлении Екатерины II, об искусстве эпохи «оттепели», о революции. Учитель же решил отойти от политики и снял кино о любви.

Картина рассказывает о любви последнего русского императора Николая II и известной балерины Матильды Кшесинской. Посмотрев трейлер, многие сочли, что это кино порочит память канонизированного императора: тем, что в фильме много постельных сцен, русского царя играет немецкий актер, да и вообще - не было у Николая никакого романа с балериной.

Тем не менее, факт остается фактом: у Николая II все-таки были отношения с Кшесинской. Это подтверждают многочисленные мемуары и архивные записи. Другое дело, что в прежние времена этого не стыдились: связь будущего царя и балерины длилась еще до женитьбы на Александре Федоровне, да и сам Николай своей симпатии не скрывал. Несмотря на это, православные активисты выходят на пикеты, молебны и молитвенные шествия против показа фильма. На деле же выяснилось, что все их усилия не стоят того: «Матильда» оказалась просто красивой сказкой про любовь - правда, с персонажами из реальной жизни.

Фильм «Матильда» - просто красивая сказка о любви. Фото: Кадр из фильма

Красивая сказка

Прежде всего, кино поражает своей красотой. Он напоминает волшебный диснеевский мультфильм: влюбленный будущий царь и балерина летают на воздушном шаре на фоне блистательных фонтанов Петергофа во время заката, встречаются в помещениях Мариинки и проводят свидания в залах Екатерининского дворца в Царском Селе. В перерывах между романтическими сценами - выступления балерин в Мариинском театре. Никакой политики - только любовь и балет.

Не стоит судить фильм строго: следует отнестись к нему как к волшебной сказке. Из реальной жизни взяты только сами персонажи, причем не все, и ключевые события - свадьба наследника престола и его коронация. Все остальное в большинстве своем - художественно приукрашенный вымысел. Если судить фильм строго, можно найти в нем множество исторических нестыковок и даже грубейших ошибок.

Так, например, в реальности Кшесинская не была вхожа в Екатерининский дворец, и если бы Николай появился с балериной на публике - вышел бы скандал. Данила Козловский играет и вовсе несуществующего персонажа - полубезумного поручика Воронцова, который с маниакальной страстью преследует Кшесинскую и даже бьет по лицу своего главного соперника - наследника престола. В картине важно совсем не это. Учитель не пытался пересказать историю: он показал красивую историю, лишь основанную на реальных событиях.

Без оскорбления чувств

Фильм длится 2 часа 10 минут, но это время пролетает незаметно. Происходящее на экране увлекает зрителя, хотя все и так знают, чем все закончится - Николай женится на Александре Федоровне и станет царем, а Кшесинская утешится, выйдя замуж за его двоюродного брата, Великого князя Андрея Владимировича.

"Матильду" снимали в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Фото: Кадр из фильма

«Матильда» едва ли может оскорбить чьи-то чувства, точно так же, как детские сказки не могут обидеть взрослого здравомыслящего человека. Все постельные сцены, которых в фильме не так много, сняты максимально корректно, без демонстрации бурной страсти и обнаженных тел. Актеры смотрятся на своих ролях гармонично.

По «Матильде» нельзя выучить историю, зато, посмотрев фильм, можно прикоснуться к романтичной тайне, которая удивит своим теплом и красотой.

Фильм о романе императора и балерины выйдет в прокат 26 октября 2017 года. Страсти вокруг картины, которую почти никто еще не посмотрел, не утихают уже год.


Как появился фильм


В апреле 2012 года на пресс-конференции в Москве режиссер Алексей Учитель впервые рассказал о планах съемки фильма «Матильда Кшесинская» о романе будущего императора Николая II и русской примы-балерины. На главную роль рассматривалась балерина Диана Вишнева, но в итоге ее сыграла польская актриса Михалина Ольшанска .

В остальных ролях:

Ларс Айдингер - цесаревич Николай Александрович

Луиза Вольфрам - принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская

Данила Козловский - граф Воронцов

Ингеборга Дапкунайте - императрица Мария Федоровна

Сергей Гармаш - император Александр III

Евгений Миронов - директор Императорских театров Иван Карлович

Сообщалось, что сценарий напишет американец Пол Шредер, но в результате автором выступил писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» Александр Терехов.

814,3 млн руб.

включая 280 млн руб. госсубсидий, составит общий бюджет ленты (какую часть в этой сумме составляют безвозвратные субсидии, не раскрывается).

В августе 2013 года попечительский совет Фонда кино включил «Матильду» в список проектов, которым должна быть оказана финансовая поддержка .

В июне 2014 года студия «Рок» Алексея Учителя начала съемки. Музыку для картины записал Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

С чего начался конфликт


В октябре 2016 года активисты общественного движения «Царский крест» обратились к депутату Наталье Поклонской с просьбой провести проверку фильма, в котором они усмотрели «антироссийскую и антирелигиозную провокацию» . Узнав об этом, Алексей Учитель заявил: «То, что они обращаются, это невозможно, потому что никто не видел ни одного кадра, фильм еще делается, он в работе».

2 ноября госпожа Поклонская направила генпрокурору России Юрию Чайке запрос о проверке фильма , пояснив, что к ней обратилось «приличное количество граждан - свыше сотни подписей собрали». По ее словам, граждане жалуются, что «данный фильм оскорбляет их религиозные чувства».

Как развивался заочный спор


За все время депутат Поклонская и режиссер Учитель едва перекинулись парой слов. Несмотря на это, их заочный спор активно развивался на страницах СМИ и в соцсетях.






«Россия представлена в фильме как страна виселиц, пьянства и блуда. Нельзя допустить, чтобы в массовый прокат вышел фильм, являющийся сознательной антиисторической подделкой, направленной на дискредитацию, глумление и клевету над одними из самых почитаемых Святых нашей Церкви – Царя Страстотерпца Николая Второго и членов Его Семьи» (из запроса на имя генпрокурора Юрия Чайки)

«На самом деле там герои выпивают один бокал шампанского, нет никаких виселиц и никакого блуда. Как себе позволяют произносить такие глупости деятели, считающиеся государственными?» Кинокартина «никак не о любовной интрижке. Фильм о человеке, который мучительно выбирал между любовью и долгом… Ни в истории, ни в реальной жизни нет изначально святых: ими не рождаются, ими становятся» (в интервью «Ъ» 2 февраля 2017 года)

«Фильм оскверняет святыни, оскорбляет религиозные чувств верующих, разжигает рознь. Это позиция людей, которые ценят, уважают и берегут свое достоинство, нашу общую великую и красивую историю, которой нужно гордиться, а не попирать и коверкать с учетом личных фантазий, которая, как известно, у каждого своя»

«Я уже предлагал госпоже Поклонской хотя бы посмотреть фильм, но она отказалась. О чем тогда можно говорить, когда депутат, не видя картины, начинает кампанию, призывая людей подписывать какие-то петиции?» (в интервью «Ъ-FM» 9 августа 2017 года)

«Мы видим, как на наших глазах формируется под видом религиозной новая террористическая организация. Не имеющая отношения ни к российским традициям, ни к истинному православию. Их интересует лишь дестабилизация в обществе, насилие, война». Депутат «не скрывает, что поддерживает данные организации и обеспечивает им прикрытие» (4 сентября 2017 года в пресс-релизе, комментируя инцидент с попыткой поджога кинотеатра в Екатеринбурге)

«Обвинения меня в терроризме и иных смертных грехах не новость. На Украине среди прочих статей УК мне уже вменяется организация террористического акта». «Решительно осуждаю любое проявление насилия, тем более представляемое под видом экстремистской деятельности в религиозной сфере» (на своей странице в Facebook 5 и 11 сентября 2017 года)

Действующие лица






Хроника протестов


Весной 2017 года противники фильма перешли к активным действиям . Они выступали с призывами сжигать кинотеатры, нападали на офис Алексея Учителя, устраивали многотысячные акции протеста и крестные ходы, сожгли два автомобиля у офиса адвоката господина Учителя Константина Добрынина, разбросав там же листовки «За "Матильду" гореть». Как развивались события - в хронике «Ъ».


Мнения противников фильма


Противники фильма «Матильда» обвиняют его в оскорблении чувств верующих, напоминая о причислении императора Николая II к лику святых. С самыми жесткими заявлениями выступали активисты православных общественных движений и представители Русской православной церкви.





«Мы оцениваем фильм, исходя из общедоступных трейлеров, размещенных в интернете… В "Матильде" наш святой император предстает в образе блудника, а императрица Александра - колдуньи. Это ложь, оскорбляющая чувства верующих» (координатор православного общественного движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин).

«Он (фильм «Матильда» - “Ъ”) несет в себе как антироссийскую провокацию, так и угрозу национальной безопасности. Он является абсолютно лжеисторическим и кощунственным для православных верующих людей» (координатор общественного движения «Царский крест» Александр Порожняков).

«Что это - авторское видение? Нет - клевета на реальных людей… Неужели авторы не понимают, что все эти пошлые фальсификации неизбежно будут изобличены, фильму не помогут ни мастерски снятые зрелищные сцены, ни дорогие декорации и костюмы, ни зарубежные актеры» (викарий патриарха Кирилла, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов)).

«Фильм “Матильда” должен быть непременно запрещен. Ведь если он будет показан, Россия погибнет. И это будет справедливо в божьих очах. Это будет не зло, а благо, потому что через это господь покажет своим наставлением, своим наказанием, чего никогда нельзя делать» (протиерей Всеволод Чаплин 2 июля 2017 года в обращении на своем YouTube-канале).

Выступления в поддержку фильма


Сторонники выхода фильма заявляют о недопущении цензуры и напоминают о закрепленном в Конституции разделении церкви и государства. Они призывают критиков для начала посмотреть картину, а потом уже делать выводы.





«Мы не хотим, чтобы наша культура попала под пресс новой цензуры, какие бы влиятельные силы ее ни инициировали. Мы хотим жить в светской демократической стране, где не только согласно Конституции, но и на деле цензура запрещена» (из открытого письма в поддержку Алексея Учителя, подписанного более 50 кинематографистами и опубликованного на портале «Медуза»).

«То, что происходит, этот как раз посягательство, в первую очередь, на законодательство, потому как по Конституции церковь отделена от государства, цензура не приемлема и так далее» (режиссер Виталий Манский в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

«Я не представляю, какие могут быть претензии к художественному кино у православной общественности. Разве можно, например, в Лувре подойти к любой картине с обнаженной натурой и говорить, что она оскорбляет чью-то нравственность? Почему всякий раз, когда художник пишет картину, или театральный режиссер ставит спектакль, должны думать о том, кто может оскорбиться?» (историк и журналист Николай Сванидзе в комментарии «Ъ-FM»).

«Судить о художественном произведении по трейлеру я, к сожалению, не обучен, в отличие от многих людей, которые только и ждут повода, чтобы возмутиться. Картина не может быть одобрена церковью. Но с какой стати, все фильмы, выходящие на экраны, должны получать одобрение РПЦ?» (режиссер, председатель «Киносоюза» Андрей Прошкин в комментарии «Ъ-FM» 11 февраля 2017 года).

Что говорят представители власти


Представители власти долго не комментировали заочный спор. Одним из первых высказался 15 июня 2017 года президент Владимир Путин, который заявил, что фильм пока никто не запрещает. Самым эмоциональным стал комментарий министра культуры Владимира Мединского. 13 сентября он упрекнул госпожу Поклонскую в разжигании и поддержании «гвалта» вокруг фильма «Матильда».(15 июня 2017 года во время «прямой линии»)

Министр культуры Владимир Мединский: «Не знаю, какими соображениями руководствуется уважаемая госпожа Поклонская, затевая и поддерживая этот гвалт. Может, и от чистого сердца… Вдвойне абсурдна позиция граждан, которые “фильм не видели, но гневно осуждают” - и даже бравируют этим. Лично я фильм видел… В нем нет ничего оскорбительного ни для памяти Николая II, ни для истории российской монархии» (из обращения, опубликованного на сайте Минкульта 13 сентября 2017 года) .

Спикер Госдумы Вячеслав Володин: «Я смотрел (“Матильду” - “Ъ”). Не комментирую…Депутат имеет право на свою позицию, все то, что не нарушает закон - это право депутата. А если депутат нарушает закон, тогда это уже прерогатива правоохранительных органов» (13 сентября 2017 года в комментарии ТАСС .

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский: «Я бы как сделал на месте или президента, или премьер-министра, или министра культуры, я бы сказал: “Граждане, прекратите обсуждать фильм: показывать - не показывать, снимать - не снимать. У нас полная свобода творчества, и я запрещаю всем обсуждать судьбу режиссера Учителя”» (6 сентября 2017 года в эфире «Эхо Москвы») .

Евгений Козичев, Артем Косенок, Михаил Малаев, Евгений Федуненко, Ольга Шкуренко

Как «Матильда» стала самым скандальным фильмом перед выходом в прокат

Съемки картины под рабочим названием «Матильда» начались в июне 2014 года, «но, как и было предусмотрено графиком, прерывались несколько раз из-за занятости исполнителей и ожидания натуры», говорится на сайте студии Rock Films. В 2015 году работа возобновилась, осенью 2016 года съемочная группа планировала выпустить фильм на экран.

20 апреля 2017 года. С критикой сложившейся вокруг фильма ситуации министр культуры Владимир Мединский, который назвал ситуацию «вакханалией демократии».

«Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?»

25 апреля 2017 года. Первый замминистра культуры Владимир Аристархов , что при выдаче разрешения на прокат фильма «Матильда» выводы экспертного заключения учитываться не будут, а премьер-министр Дмитрий Медведев чиновников не вмешиваться в творческий процесс создания произведений культуры и искусства и не объяснять художнику, что он должен делать.

«Если мы снова не хотим вернуться во времена, когда культура жестко регламентировалась сверху, то нам всем это нужно учитывать, в том числе чиновникам, политикам. Вообще любому облеченному властью человеку нужно подавлять в себе соблазн объяснять художнику, что он должен делать».

2 мая 2017 года. РПЦ выступает с новой критикой фильма, глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион его «кощунственным» и «апофеозом пошлости».

«Речь идет, как мне кажется, о нашем национальном достоянии, о нашей истории. Мы не должны плевать в свою историю. Мы не должны людей такого уровня и такого масштаба, как последний русский император, подвергать вот такому публичному унижению».

В том же году депутат от КПРФ Валерий Рашкин обратился к руководству ФСБ с запросом о деятельности движения. По мнению ответила депутат.

1 августа 2017 года. В Москве прошло молитвенное стояние против «Матильды». Выйти на стояние накануне призвала депутат Наталья Поклонская.​ На мероприятии собрались 500 человек, которые молились «за вразумление создателей такого «кино».

8 августа 2017 года. Глава Чечни Рамзан Кадыров министру культуры Владимиру Мединскому письмо с просьбой не допустить показа фильма «Матильда» на территории республики.

«Чтобы жить с честью, надо помнить свою историю, гордиться и почитать тех, кто сражался за нас. Эта память священна и благородна. Мы, потомки победителей, должны не только свято чтить память о защитниках Родины, но и воспитывать молодое поколение в духе уважения к своей истории. Прошу вас исключить Чеченскую Республику из прокатного удостоверения на показ фильма «Матильда».

Учитель Кадырова лично посмотреть фильм, прежде чем просить его запретить.

На следующий день Министерство культуры просьбу о запрете фильма от властей Дагестана.

10 августа 2017 года. Министерство культуры показ фильма зрителям старше 16 лет на всей территории России. Наталья Поклонская в решении Министерства культуры основание для привлечения сотрудников министерства к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности». У властей регионов между тем осталось право ограничить демонстрацию «Матильды» на своей территории. Кроме того, это могут сделать прокатчики: так, единственный кинопрокатчик в Ингушетии отказался ​показывать фильм из-за фрагментов, оскорбляющих религиозные чувства верующих.

Алексей Учитель к министру внутренних дел и главе ФСБ, потребовав от них обеспечить после нападения на его студию в Петербурге свою безопасность, а также безопасность зрителей, которые ждут премьеры фильма «Матильда».

4 сентября 2017 года. «Первый канал» объявил, что показывать четырехсерийную версию фильма. Незадолго до этого режиссер , что в 2019 году на телеэкраны выйдет сериал на основе «Матильды», но не уточнил, на каком именно телеканале планируется премьера.

Утром 4 сентября в Екатеринбурге в фойе кинотеатра микроавтобус, нагруженный бочками с бензином и газовыми баллонами, после чего в здании начался . По словам очевидцев, после столкновения из машины выбежали два человека, один из них бросил в здание «коктейль Молотова». Подозреваемый в поджоге мужчинаотменен «по техническим причинам». «Показ переносится на 25 октября 2017 года, 18:00», — указано на сайте.

В этот же день у офиса адвоката Учителя Константина Добрынина две машины. На месте поджога были разбросаны листовки «Гореть за Матильду». О случившемся

Проект «Матильда» появился еще в 2010 году по инициативе Фонда Владимира Винокура в поддержку культуры и искусства. Первые кадры фильма были обнародованы в 2015-м, однако пристальное внимание общественности к нему было привлечено лишь в ноябре 2016 года, когда депутат Госдумы и бывший генпрокурор Крыма Наталья Поклонская по просьбе общественного движения «Царский крест» обратилась к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с требованием проверить фильм на предмет оскорбления чувств верующих. В то же время на сайте Change.org была создана петиция за запрет фильма, собравшая почти 19 тысяч подписей.

В январе 2017 года Генпрокуратура отчиталась о проверке фильма и заявила, что ничего предосудительного в том ролике, который авторы фильма выложили в сеть, обнаружено не было. Поклонская направила генеральному прокурору новый запрос, на этот раз с предложением поручить проверку фильма экспертной комиссии. «Уважаемый Юрий Яковлевич, прошу организовать проведение тщательной проверки, в части проведения исследования утвержденного к съемкам сценария фильма «Матильда», а также провести проверку законности расходования бюджетных средств, выделенных Фондом кино на создание указанного фильма», - говорилось в запросе депутата. По словам Поклонской, за три месяца она получила больше 10 тысяч обращений от граждан с просьбой «решить проблему антироссийской и антирелигиозной провокации». Наибольшее возмущение обратившихся вызывал тот факт, кто картина посвящена роману канонизированного (пусть и посмертно) святого и «развратной женщины». По настоянию депутата комиссия была сформирована. В нее вошли юристы, культурологи, психологи и лингвисты.

Практически одновременно с этим в начале февраля некая общественная организация под названием «Христианское Государство – Святая Русь» разослала в российские кинотеатры письмо с требованием отказаться от показа фильма «Матильда». В тексте письма фильм назван «сатанинской грязью» а в случае выхода картины в прокат активисты пообещали, что «кинотеатры будут гореть, может, даже пострадают люди». Наталья Поклонская написала обращение в Главное управление по противодействию экстремизму МВД России - на этот раз с требованием проверить «Христианское государство» на экстремизм.

Решительность «христиан» насторожила Алексея Учителя, и режиссер сам обратился в Генпрокуратуру: в одном заявлении он попросил «оградить коллектив фильма, работников прокатных организаций от дальнейших угроз, иных противоправных действий лиц экстремистской направленности, как и от публично распространяемых клеветнических измышлений собственно госпожи Поклонской», в другом – проверить православную организацию на экстремизм после прозвучавших угроз в адрес создателей картины и будущих зрителей. В тот же день, когда об обращениях Учителя стало известно СМИ, на ситуацию отреагировали в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил, что у министерства юстиции нет информации о регистрации движения «Христианское государство – Святая Русь» и фактически его представители действуют как анонимные экстремисты.

«Матильда»: что говорят эксперты?

17 апреля Наталья Поклонская опубликовала PDF-документ с итогами экспертизы. 39-страничный текст представлен комиссией, у которой уже есть опыт в подобных делах: те же самые специалисты ранее давали заключение по концерту Pussy Riot и опере «Тангейзер». В качестве материалов для экспертизы были использованы распечатка сценария и два трейлера фильма. Этого оказалось достаточно. Члены комиссии согласились с тем, что образ императора Николая II в фильме Учителя оскорбляет религиозные чувства и унижает человеческое достоинство православных христиан, причем сделано это преднамеренно, ибо создатели фильма должны быть в курсе «исторической правды». Авторы текста не стесняются в выражениях и пишут, например, что «усиливает негативный образ Николая II приписываемый ему выбор в пользу вызывающей отвращение, совершенно некрасивой (с точки зрения классических европейских и, в частности, русских представлений о женской красоте) по внешности и иным физическим данным Матильды Кшесинской (на известных ее фотографиях четко видны: выпирающие кривые зубы, вытянутая вперед форма лица, делающая ее внешне схожей с мышью или крысой, несуразная фигура) в противопоставлении с объективно обладающей яркой классической европейской красотой Александрой Федоровной».

Еще одно оскорбление, по мнению экспертов, создатели фильма нанесли верующим при выборе актеров. Роль последнего русского царя исполняет германский актер Ларс Айдингер, сыгравший в 2012 году «вульгарную порнографическую роль» печатника Амоса Кводфри в «порнографическом фильме» Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». «Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера», - говорят эксперты, как-то игнорируя тот факт, что в фильмографии Айдингера есть еще 50 ролей в кино и почти столько же - в театре.

Вердикт экспертов однозначен и неутешителен: «Фильм направлен на формирование вполне определенного - пейоративно и дисфорически денигративного (очерненного), девальвированного и литотизированного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека, не обладающего внутренними нравственными ограничениями, ставящего сиюминутные личные интересы сексуального удовлетворения в крайне сомнительных и социально-порицаемый с нравственной точки зрения обстоятельствах выше интересов Российского государства и репутации правящего Дома Романовых».

Александру Федоровну эксперты на основании двух трейлеров и сценария фильма определили как «психически неуравновешенную и неадекватную личность, нравственно порочную женщину, экзальтированную и погрязшую в вульгарных и социально-порицаемых оккультно-религиозных предрассудках и практиках, в том числе связанных с относимыми к религиозному сатанизму кровавыми ритуалами».

Чтобы донести свою точку зрения до атеистов и агностиков, авторы экспертизы приводят пример, предлагая представить, что кто-то обвиняет их родителей в педофилии и зоофилии - примерно так, по мнению экспертов, почувствует себя православный человек во время просмотра фильма «Матильда».

«Публичная демонстрация фильма «Матильда», учитывая намеренное применение его создателями приемов, посредством которых осуществляется грубейшее унижение человеческого достоинства верующих Русской Православной Церкви и крайне болезненное оскорбление их религиозных чувств, - совершенно недопустима», – заключают эксперты.

Будущее фильма «Матильда»

Наталья Поклонская 17 апреля передала результаты экспертизы в Генеральную прокуратуру РФ. Ответной реакции пока не последовало. Премьера фильма по-прежнему назначена на 6 октября, показ состоится в Мариинском театре. В российский и зарубежный прокат картина выйдет 26 октября.

Тем временем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что находит странной попытку оценивать фильм, который еще не готов. С ним согласился министр культуры РФ Владимир Мединский. «Это вакханалия демократии. Как можно судить фильм, который никто еще не видел?» - ответил министр на вопрос журналистов о его мнении по поводу сложившейся ситуации.

Наталья Поклонская: Публичный ответ заявителям на обращения по фильму «Матильда»

Уважаемые заявители!

В связи с большим количеством поступивших ко мне обращений граждан (всего около 30 тысяч, список адресатов можно посмотреть по ссылке по вопросу сознательного оскорбления религиозных чувств верующих, а также разжигания вражды и унижения достоинства по отношению к религии, предположительно, допущенных должностными лицами министерства культуры РФ и создателями художественного фильма «Матильда», и учитывая пожелание заявителей (и иных заинтересованных лиц) получить публичный ответ, сообщаю.

С учетом общественного резонанса, а также уже наступивших негативных последствий, спровоцированных фильмом (исторической драмой) «Матильда», в виде экстремистских проявлений (по данному факту в настоящее время проводится доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ), мной было получено комплексное психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческое, а также историческое исследование материалов фильма.

Экспертизу провели доктора психологических, юридических, филологических, культурологических, исторических наук со стажем экспертной деятельности до 28 лет. Среди них научные сотрудники ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», ФГБУ ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, профессор ФГБОУ «Московский государственный лингвистический университет», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве.

В частности, экспертами указано, что для восприятия и оценки фильма главное значение имеет общеизвестный факт, что Николай II и его супруга Александра Фёдоровна (злодейски убитые со всей семьей большевиками в июле 1918 года) причислены Русской Православной Церковью к лику святых мучеников как святые Царственные страстотерпцы. Данный факт не мог быть неизвестен создателям фильма, от которых «требовалась не только доскональная историческая достоверность, но и особая деликатность». В соответствии с российским законодательством этот факт уважается светским государством:

<…> Общественные отношения в части публичного выражения мнений и распространения информации о лицах, которые особо религиозно почитаемы верующими Русской Православной Церкви, характеризуются наличием правового регулирования, включающего требование правовой защиты религиозных чувств верующих от оскорбления <…> предусмотренная статьей 148 Уголовного кодекса Российской Федерации гарантия защиты государством религиозных чувств верующих от оскорблений в форме публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу, является обеспечивающим механизмом реализации вышеуказанного уважения государством <…>

Исследователи подчеркивают, что религиозное почитание верующими особо ценных для них объектов является формой реализации свободы вероисповедания и попадает под правовую охрану, гарантированную статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации:

<…> объектами противоправных посягательств, могут признаваться не только материальные объекты религиозного назначения, но также и лица, в отношении которых верующие выражают религиозное почитание <…>

<…> комиссия заключает, что созданный в фильме «Матильда» образ канонизированного Русской Православной Церковью Российского Императора Николая II не может не оскорблять религиозные чувства и не унижать человеческое достоинство значительной части православных христиан - верующих Русской Православной Церкви, поскольку названный фильм направлен на формирование вполне определенного - ложного образа Российского Императора Николая II как неадекватного и нравственно растленного человека <…>

В своем заключении эксперты отмечают, что авторы фильма неоднократно используют манипулятивные приемы «подмены факта мнением, являющимся «художественным» вымыслом, ложного атрибутирования (наклеивания ярлыков), совмещения религиозного высокоценного с вульгарно-сексуальным». Тем самым создавая у зрителя ложное впечатление реальности образа, на самом деле не соответствующего исторической действительности.

<…> Конкретное выражение применения указанного приема заключается в задействовании в роли святого и религиозно почитаемого верующими Николая II - актера с порно-амплуа, а именно - германского актера Ларса Айдингера, исполнившего ранее вульгарную порнографическую роль печатника Амоса Кводфри (Amos Quadfrey) в порнографическом фильме П. Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Этим приемом создатели фильма «Матильда» избавляют себя от необходимости включать полностью порнографические сцены непосредственно в фильм «Матильда», фактически используя в этом фильме метонимическую отсылку к образам, содержащимся в вышеназванном порнографическом фильме с участием актера Ларса Айдингера <…>

<…> Указанное выше негативное воздействие сцен и образов фильма «Матильда» и использованных в этом фильме приемов (описанных выше) направлено не только на дискредитацию одного указанного лица (Николая II), но распространяется и на находящуюся с указанным лицом в неразрывной связи (через религиозное почитание) социальную группу православных христиан - верующих Русской Православной Церкви <…>

Порочащий прием, по мнению экспертов, авторы фильма использовали и в отношении Императрицы Александры Фёдоровны. К ней был применен «ярлык приверженца оккультно-религиозных вероучений и практик, сопряженных с религиозным сатанизмом, которые крайне негативно воспринимаются в православном христианстве, православными верующими».

<…> Поскольку такой образ Александры Фёдоровны, формируемый и транслируемый фильмом «Матильда», не соответствует исторической действительности, о чем не могли не знать создатели фильма, то есть все основания утверждать, что указанные выше приемы были применены намеренно <…>

В заключение эксперты указывают на недопустимость публичной демонстрации фильма «Матильда» в связи с высокой степенью провокативности и уничижения:

<…> Эти приемы выходят за моральные пределы публично демонстрируемого художественного творчества. Художественное творчество <…> не существует в отрыве от общества <…> и не может быть абсолютно свободным <…>

Создатели фильма «Матильда» перешли далеко за черту, отделяющую собственно сатиру от изощренных, циничных и жестоких издевательств, крайне болезненных оскорблений, грубого унижения человеческого достоинства <…>

Таким образом, выводы экспертов в комплексном психолого-культуролого-юридико-лингвисти ческом и историческом заключениях являются достаточными и необходимыми для объявления компетентными органами предостережения о недопустимости выдачи прокатного удостоверения фильму «Матильда», созданному по сценарию, получившему субсидии из государственного бюджета, при этом оскорбляющему религиозные чувства верующих и провоцирующему на совершение экстремистских действий.

В связи с этим, указанные экспертизы направлены Генеральному прокурору Российской Федерации. О принятых мерах по депутатскому запросу будет сообщено дополнительно.

Депутат Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Поклонская Наталья Владимировна

***

Ксати, по заключениям таких экспертов людям реальные сроки дают...

Тошнит от этой мутной и дурнопахнущей холуйской толпы, которая по щелчку пальцев "барина" готова на что угодно. На такие "экспертизы" тоже. А потом будут, лощенные, при галстуках - рассказывать, как "их заставили", и что надо было "сохранить институт" и всякую подобную херню.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры