Почему ваня поверил соколову судьба человека. Что общего между судьбами Ванюши и Андрея Соколова? Как они нашли друг друга? Из рассказа "судьба человека"

Главная / Чувства

Разделы: Литература

Цели урока:

  • обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения;
  • обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя;
  • развивать умение комплексного анализа художественного образа (в единстве портретной, речевой поведенческой характеристик).

Ход урока

“Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца”

В.А.Сухомлинский

Детство – это такое время, к которому не раз мысленно возвращается повзрослевший человек. С этим периодом жизни у каждого связаны свои воспоминания, свои ассоциации. А какие ассоциации у вас связаны со словом детство?

Составим кластер

В конце урока мы вернёмся к кластеру и обсудим его.

Мы с вами живем в мирное время, а как же те ребята, чье детство пришлось на годы войны? Что довелось им пережить? Какой след оставила война в их душах? Можно ли было облегчить их страдания?

В годы войны тяжело было всем, но особенно беззащитными и уязвимыми становятся дети. Мы прочитали отрывок методом инсерта. Дома сделали пометки на полях. А сейчас, чтобы глубже вникнуть в содержание текста, ответим на вопросы к рассказу.

Кого бы вы назвали главным действующим лицом в данном отрывке?

Андрей Соколов остается главным героем всего рассказа, однако в этом эпизоде на первый план выступает Ванюшка.

Обратите внимание на доску, в центре которой написано слово “Ванюшка”.

  1. Как вы думаете, какая основная черта подмечена во внешнем облике мальчика?
  2. Маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный как прах, нечесаный, а глазенки как звездочки после дождя.

  3. Перечитайте первый диалог мальчика и “дяди-шофера”. Что вы узнали о Ванюшке из его реплик? Что довелось пережить ему к моменту встречи с Андреем Соколовым?
  4. Мальчик остался круглым сиротой: во время бомбежки поезда погибла его мать, не вернулся с фронта отец, у него нет дома, он голодает.

    Какую черту в образе Ванюшки подчеркивает информация о том, что пережил он во время войны?
    Ванюшка незащищенный, уязвимый.

  5. Что еще может узнать читатель о Ване по тому, как он отвечает на вопросы?
  6. Ванюшка не первый раз отвечает на подобные вопросы. Слова “не знаю”, “не помню”, “никогда”, где придется усиливают ощущение тяжести того, что же перенес мальчик.

  7. Как вы думаете, почему мальчик так стремительно и безоглядно поверил в то, что его нашел отец? Как в речи Вани передается его эмоциональное состояние в данный момент?
  8. Восклицательные предложения, повторяющиеся синтаксические конструкции, трижды повторенное слово “найдешь” свидетельствуют о том, как истосковался этот ребенок по теплу, заботе, как плохо ему было, как велика в нем была надежда.

    Какие еще слова помогают охарактеризовать состояние мальчика?
    “Тихо так говорит”, “шепчет”, “спросил, как выдохнул”, “звонко и тоненько кричит, что даже глушно”.

  9. Мы представляем, как выглядит маленький герой, как он говорит. Что еще в тексте позволяет дополнить наше представление о нем?
  10. Обратите внимание на описание поведения поступков мальчика: у чайной, в машине Андрея Соколова в момент решающего объяснения, где жил Соколов, оставшийся один на попечение хозяйки – в момент вечернего разговора.

  11. Итак, подведем итог. Какую ведущую роль в образе Вани подчеркивает его внешность, переживание, речь, поступки.
  12. Внешность, переживание, речь, поступки мальчика подчеркивают его беззащитность, незащищенность, ранимость, уязвимость. Запишем эту черту в тетради.

  13. Чьими глазами мы в первый раз видим Ванюшку?
  14. Глазами Андрея Соколова.

    Как вы думаете, чем уж так полюбился мальчик Андрею Соколову?
    (Мальчик также одинок, как и А.С.)

    Как А.С. реагирует на его рассказ? Почему?
    Закипела в нем горючая слеза, и он решил: “…”

    Какими художественными средствами передается взволнованное состояние героев после объяснения?
    Сравнение: “будто травинка под ветром”, “как свиристель”, восклицание: “Боже мой, что тут произошло! Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Какой уж там мне элеватор…”

  15. Как, по-вашему, принято решение Андреем Соколовым? Как долго длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора?
  16. Три дня, на четвертый день произошло решающее событие.

    Найдите в тексте момент, где с уверенностью можно сказать, что Андрей Соколов принял решение усыновить мальчика.

  17. Что переживает Андрей Соколов, сказавший мальчишке “святую правду”?
  18. У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. “А у меня в глазах туман…”, – говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу.

  19. Чего не смогла отнять у Соколова война?
  20. Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него самого главного – человечности, стремление к семейному единению с людьми.

  21. “А с ним – дело другое…” Как характеризуют Соколова эти слова?
  22. У Соколова появился мальчик, которому нужна забота, ласка, любовь.

    В чем проявляется его забота о мальчике?

  23. Одинок ли Соколов в своей способности сострадать?
  24. И в этом Соколов не одинок: хозяин и хозяйка, у которых Андрей поселился после войны, поняли все без слов, когда их постоялец привел в дом приемного сынишку, и принялись помогать Соколову ухаживать за Ванюшкой.

  25. Кто еще из персонажей подчеркивает особую незащищенность, ранимость, уязвимость маленького мальчика?

  26. (Хозяйка).

Сделаем вывод:

Как вы думаете, в чем заключается роль образа Ванюшки в этом отрывке?

Этот образ помогает глубже понять характер главного героя рассказа – Андрея Соколова. С появлением этого персонажа становится возможным обсуждение уязвимого положения детей во время войны.

А теперь вернемся к началу нашего урока Как вы думаете, почему, готовясь к обсуждению фрагмента, мы с вами подбирали ассоциации к слову ДЕТСТВО? Представьте и запишите, какие ассоциации со словом ДЕТСТВО могли бы возникнуть у Ванюшки?

Почему у него могли возникнуть именно такие ассоциации?

Полностью противоположны впечатления, ассоциации.

Домашнее задание

  • Сталкивались ли вы когда-либо с беззащитным, уязвимым существом?
  • Опишите чувства, испытываемые вами в этой ситуации.
  • Сделали бы вы что-нибудь, чтобы помочь ему облегчить его страдания?

Письменно ответьте на эти вопросы.

Ответ оставил Гость

Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Ранней весной 1946 года, то есть в первую послевоенную весну, встретил случайно М. А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году он написал повесть "Судьба человека". Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа - Андрее Соколове. Это такие черты, как стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства.
Андрей Соколов – мужчина высокого роста, сутуловатый, руки его большие и тёмные от трудной работы. Одет он в прожжённый ватник, который был заштопан неумелой мужской рукой, и общий вид у него был неухоженный. Но в облике Соколова автор подчеркивает «глаза, словно присыпанные пеплом; наполненные такой неизбывной тоской» . Да и исповедь Андрей начинает со слов: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» . И не может он найти ответ на этот вопрос.
Перед нами проходит жизнь обыкновенного человека, русского солдата Андрея Соколова. . С детства узнал, почем «фунт лиха» , в гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. Война поломала жизнь этого человека, оторвала его от дома, от семьи. Андрей Соколов уходит на фронт. С начала войны, в первые же ее месяцы он был дважды ранен, контужен. Но самое страшное ждало героя впереди -- он попадает в фашистский плен.
Соколову пришлось испытать нечеловеческие муки, тяготы, терзания. Два года Андрей Соколов стойко переносил ужасы фашистского плена. Он пытался бежать, но неудачно, расправился с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира.
Не уронил Андрей достоинство советского человека в поединке с комендантом концлагеря. Хотя Соколов был измучен, истощён, обессилен, но всё-равно был готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что поразил этим даже фашиста. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны.
Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. История с Ванюшкой – это как бы окончательная черта в истории Андрея Соколова. Ведь если решение стать Ванюшке отцом означает спасение мальчика, то последующее действие показывает, что и Ванюшка спасает Андрея, дает ему смысл дальнейшей жизни.
Я думаю, что Андрей Соколов не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы, и несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни!

Пояснение.

Комментарии к сочинениям

2.1. Что сближает образы «маленьких людей» - Акакия Акакиевича и портного Петровича? (По повести Н. В. Гоголя «Шинель».)

И Акакий Акакиевич, и Петрович - «маленькие люди», униженные и оскорбленные. Жизнь их ничего не стоит, они словно гости в этой жизни, не имеющие в ней ни своего места, ни определенного значения. Шинель - образ, с которым так или иначе связаны все герои повести: Башмачкин, портной Петрович, сослуживцы Башмачкина, ночные грабители и «значительное лицо». Так, и для Акакия Акакиевича, и для Петровича появление новой шинели – поворотное событие в жизни. Петрович «чувствовал в полной мере, что сделал немалое дело и что вдруг показал себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют, от тех, которые шьют заново». Новенькая шинель, в которую облачается Башмачкин, символически означает как евангельскую «ризу спасения», «светлые одежды», так и женскую ипостась его личности, восполняющую его неполноту: шинель - «вечная идея», «подруга жизни», «светлый гость».

2.2. Каким предстает лирический герой в поэзии А. А. Фета?

Поэзия А.А. Фета отражает мир «летучих настроений». В ней нет места политическим, гражданским мотивам. Основными темами являются природа, любовь, искусство.

Лирический герой Фета тонко ощущает переливы и переходы состояний природы («Шепот, робкое дыханье», «Учись у них - у дуба, у березы», «Ласточки»).

В раздумьях о гармонии и противоречиях человека и природы лирический герой находит свое предназначение - служить красоте, которую понимают только «посвященные» («Одним толчком согнать ладью живую», «Как беден наш язык!..», «Мелодия», «Диана»)… Противоречия составляют и основную черту любовной лирики. Любовь - «борьба неравная двух сердец», вечное столкновение индивидуальностей, это «блаженство и безнадежность» («Она сидела на полу», «Последняя любовь», «С какою негою, с какой тоской влюбленной»),

2.3. Какова роль женских образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Женские образы романа, яркие и самобытные, служат, прежде всего, для того, чтобы «оттенить» натуру Печорина. Бэла, Вера, княжна Мери… На разных этапах жизни героя они сыграли для него важную роль. Это совершенно разные по характеру женщины. Но у них есть одна общая черта: судьба всех этих героинь складывалась трагично. В жизни Печорина была женщина, которую он любил по-настоящему. Это Вера. Кстати, стоит задуматься над символичностью ее имени. Она была его верой в жизнь и в себя. Эта женщина поняла Печорина полностью и приняла его целиком. Хотя ее любовь, глубокая и серьезная, принесла Вере одни лишь страдания: « …я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты оценишь мою жертву…убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было!»

А что же Печорин? Он любит Веру, как умеет, как позволяет ему его искалеченная душа. Но красноречивее всех слов о любви Печорина говорит его попытка догнать и остановить любимую женщину. Загнав в этой погоне лошадь, герой падает рядом с ее трупом и начинает безудержно рыдать: «… я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие - исчезли как дым».

Каждый из женских образов романа по-своему уникален и неповторим. Но у всех них есть нечто общее - пагубная страсть к таинственному, неизведанному - к Печорину. И лишь одна девушка не поддалась обаянию героя романа. Это ундина из повести «Тамань».

Все женщины в романе «Герой нашего времени» просто хотели быть счастливы. Но счастье - понятие относительное, сегодня оно есть, а завтра…

2.4. Какое значение для Андрея Соколова имела встреча с Ваней? (По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».)

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы не делают его озлобленным. Главный герой ведёт непрерывную борьбу внутри себя и выходит из нее победителем. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, находит смысл жизни в Ванюше, который также остался сиротой: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» Именно этот мальчик со «светлыми, как небушко, глазами» и становится новой жизнью главного героя.

Встреча Ванюши с Соколовым была значимой для обоих. Мальчик, у которого отец погиб на фронте, а маму убило в поезде, все еще надеется, что его найдут: «Папка, родненький! Я знаю, что ты меня найдёшь! Всё равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь». У Андрея Соколова просыпаются отцовские чувства к чужому ребёнку: «Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…» Славный герой рассказа снова совершает какой-то душевный, а, возможно, и нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Он помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. Этот ребёнок стал своеобразным «лекарством» для искалеченной души Андрея.

Меню статьи:

Грустный рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» берет за живое. Написанный автором в 1956 году, он открывает голую правду о зверствах Великой Отечественной войны и том, что довелось пережить в немецком плену Андрею Соколову, советскому солдату. Но обо всем по порядку.

Главные герои рассказа:

Андрей Соколов – советский солдат, которому пришлось в годы Великой Отечественной войны испытать много горя. Но, несмотря на невзгоды, даже плен, где герой терпел зверские издевательства от фашистов, он выстоял. Лучиком света в мраке безысходности, когда герой рассказа потерял на войне всю семью, засияла улыбка усыновленного мальчика-сироты.

Жена Андрея Ирина: кроткая, спокойная женщина, настоящая супруга, любящая мужа, которая умела утешить и поддержать в трудные минуты. Когда Андрей уезжал на фронт, была в огромном отчаянии. Погибла вместе с двумя детьми, когда снаряд попал в дом.


Встреча у переправы

Михаил Шолохов ведет свое произведение от первого лица. Стояла первая послевоенная весна, а рассказчику нужно было во что бы то ни стало попасть на станцию Букановская, до которой было шестьдесят километров. Переплыв вместе с водителем машины на другой берег реки под названием Епанка, он стал ждать отлучившегося на два часа шофера.

Вдруг внимание привлек мужчина с маленьким мальчиком, двигающиеся к переправе. Они остановились, поздоровались, и завязался непринужденный разговор, в котором Андрей Соколов – так звали нового знакомого – поведал о своей горькой жизни в годы войны.

Нелегкая судьба Андрея

Какие только мучения ни переносит человек в страшные годы противостояния между народами.

Великая Отечественная война покалечила, изранила людские тела и души, особенно тех, кому пришлось побывать в немецком плену и выпить горькую чашу нечеловеческих страданий. Одним из таких был и Андрей Соколов.

Жизнь Андрея Соколова до Великой Отечественной войны

Лютые беды постигали парня еще с юности: умершие от голода родители и сестра, одиночество, война в Красной Армии. Но в то нелегкое время отрадою для Андрея стала умница-жена, кроткая, тихая и ласковая.

Да и жизнь вроде бы стала налаживаться: работа шофером, хороший заработок, трое смышленых деток-отличников (о старшем, Анатолии, даже писали в газете). И наконец, уютный дом из двух комнат, который они поставили на скопленные деньги как раз перед войной… Она внезапно обрушилась на советскую землю и оказалась гораздо страшнее прежней, гражданской. И счастье Андрея Соколова, достигнутое с таким трудом, разбилось на мелкие осколки.

Предлагаем ознакомиться с , произведения которого являются отображением исторических переворотов, которые тогда переживала вся страна.

Прощание с семьей

Андрей уходил на фронт. Жена Ирина и трое детей провожали его со слезами. Особенно убивалась супруга: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете».
«До самой смерти, – вспоминает Андрей, – не прощу себя, что тогда её оттолкнул». Все помнит он, хоть и хочется забыть: и белые губы отчаявшейся Ирины, шептавшей что-то, когда сели они в поезд; и детишек, у которых, как они ни старались, не получалось улыбаться сквозь слезы… А эшелон уносил Андрея все дальше и дальше, навстречу военным будням и ненастьям.

Первые годы на фронте

На фронте Андрей работал шофером. Два легких ранения не шли ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить позже, когда, тяжело раненый, попал он в плен к фашистам.

В плену

Какие только издевательства ни довелось перенести от немцев по дороге: и прикладом били по голове, и на глазах у Андрея пристреливали раненых, а потом загнали всех в церковь ночевать. Еще больше страдал бы главный герой, если бы среди пленных не оказался военный врач, который предложил свою помощь и поставил на место вывихнутую руку. Сразу наступило облегчение.

Предотвращение предательства

Среди пленных оказался человек, который задумал на следующее утро, когда прозвучит вопрос, есть ли среди пленных комиссары, евреи и коммунисты, выдать немцам своего взводного. Сильно боялся за свою жизнь. Андрей, услышав разговор об этом, не растерялся и задушил предателя. И впоследствии ни капли не пожалел об этом.

Побег

Со времени пленения все более и более посещала Андрея мысль о побеге. И вот представился реальный случай совершить задуманное. Пленные копали могилы для своих же умерших и, увидев, что охранники отвлеклись, Андрей незаметно сбежал. К сожалению, попытка оказалась неудачной: после четырех дней поисков его вернули, спустили собак, долго издевались, на месяц посадили в карцер и, наконец, отправили в Германию.

На чужбине

Сказать, что жизнь в Германии была ужасной – не сказать ничего. Андрея, значившегося в плену под номером 331, постоянно били, очень плохо кормили, заставляли тяжело работать на Каменном карьере. А однажды за опрометчивые слова о немцах, произнесенные в бараке ненароком, вызвали к герр лагерфюреру. Однако, Андрей не струсил: подтвердил сказанное ранее: «четыре кубометра выработки - это много…» Хотели сначала расстрелять, и привели бы приговор в исполнение, но, увидев смелость русского солдата, не побоявшегося смерти, комендант зауважал его, изменил решение и отпустил в барак, даже при этом снабдив продуктами.

Освобождение из плена

Работая шофером у фашистов (он возил немецкого майора), Андрей Соколов стал подумывать о втором побеге, который мог оказаться удачнее предыдущего. Так оно и вышло.
По дороге в направлении Тросницы, переодевшись в немецкую форму, Андрей остановил машину со спящим на заднем сидении майором и оглушил немца. А затем свернул туда, где воюют русские.

Среди своих

Наконец-то, оказавшись на территории среди советских солдат, Андрей смог вздохнуть спокойно. Так соскучился он по родной земле, что припал к ней и целовал. Поначалу не узнали его свои, но потом поняли, что вовсе это не фриц заблудился, а свой, родной, воронежец сбежал из плена, да еще и документы важные с собой привез. Накормили его, в бане искупали, выдали обмундирование, но в просьбе взять в стрелковую часть полковник отказал: необходимо было подлечиться.

Страшное известие

Так Андрей попал в госпиталь. Его хорошо кормили, обеспечили уходом, и после немецкого плена жизнь могла бы показаться чуть ли не хорошей, если бы не одно «но». Истосковался душой солдат по жене и детям, письмо домой написал, ждал весточки и от них, а ответа все нет. И вдруг – страшное известие от соседа, столяра, Ивана Тимофеевича. Пишет он, что нет в живых уже ни Ирины, ни младших дочки и сына. В их избу попал тяжелый снаряд… А старший Анатолий после этого пошел добровольцем на фронт. Сжалось сердце от жгучей боли. Решил Андрей после выписки из госпиталя сам поехать на то место, где стоял когда-то его родной дом. Зрелище оказалось до того удручающим, – глубокая воронка и по пояс бурьян – что не смог бывший муж и отец семейства оставаться там ни минуты. Попросился обратно в дивизию.

Сначала радость, потом – горе

Среди непроглядной тьмы отчаяния блеснул лучик надежды – старший сын Андрея Соколова – Анатолий – прислал с фронта письмо. Оказывается, он закончил артиллерийское училище – и уже получил звание капитана, «командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали…»
Как же обрадовало отца это неожиданное известие! Сколько пробудило в нем мечтаний: вернется сын с фронта, женится и будет дедушка нянчить долгожданных внуков. Увы, и это кратковременное счастье разбилось вдребезги: 9 мая, как раз в День Победы убил Анатолия немецкий снайпер. И страшно, невыносимо больно было отцу видеть его мертвым, в гробу!

Новый сын Соколова – мальчик по имени Ваня

Словно что-то оборвалось внутри у Андрея. И не жил бы он вовсе, а просто существовал, если бы не усыновил тогда маленького шестилетнего мальчика, у которого на войне погибли и мать, и отец.
В Урюпинске (из-за обрушившихся на него несчастий главный герой повести не захотел возвращаться в Воронеж) приняла Андрея к себе бездетная пара. Работал шофером на грузовой машине, иногда возил хлеб. Несколько раз, заезжая в чайную перекусить, видел Соколов голодного мальчика-сироту – и прикипело его сердце к ребенку. Решил забрать его себе. «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем» – позвал Андрей малыша.
– Ты знаешь, кто я такой? – спросил, узнав у мальчика, что он круглый сирота.
– Кто? – спросил Ваня.
– Я твой отец!
В ту минуту такая радость охватила и только что обретенного сына, и самого Соколова, такие светлые чувства, что понял бывший солдат: поступил правильно. И уже не сможет жить без Вани. С тех пор они уже не расставались – ни днем, ни ночью. Окаменелое сердце Андрея стало мягче с приходом в его жизнь этого озорного малыша.
Только вот в Урюпинске не пришлось долго задержаться – пригласил героя еще один приятель в Каширский район. Так и шагают теперь с сыном по русской земле, ведь не привык Андрей на одном месте засиживаться.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» богат мужественными и одновременно трогательными образами. Основное внимание сосредоточено на личности главного героя – Андрее Соколове. Но его образ был бы неполным без маленького, но уже такого сильного человечка – Ванюшки.

Рассказ построен от имени повествователя и главного героя. Первый рассказчик знакомится с Андреем случайно, на переправе. Когда он ожидает свой транспорт, к нему подходит мужчина с маленьким мальчиком лет пяти. принимает ошибочно рассказчика за коллегу, такого же простого шофера, как и он сам. Поэтому разговор завязывается непринужденный и откровенный. Мальчик тоже смело протягивает свою тоненькую ручонку повествователю. Тот ее дружески пожимает и спрашивает, отчего она у него такая холодная, ведь на улице теплынь. В обращении к мальчику он допускает шуточное обращение «старик». Ванечка обнимает дядю за колени и восклицает, что он вовсе не старик, а еще мальчик.

Портретная характеристика Вани не очень большая, но красноречивая. Ему около 5-6 лет. Волосики у мальчишки русые кудрявые, а ручонки розовые, холодные. Особенно запоминаются глаза Ванюши – «светлые, как небушко». Его образ – воплощение душевной чистоты и наивности. Именно такой маленький человечек сумел отогреть душу Андрея Соколова, которому довелось так много выстрадать на своем веку.

Главный герой рассказывает свою непростую историю: как он жил в молодости, как выживал во время войны и то, какой стала его жизнь сегодня. Вначале войны его забрали на фронт. Дома он оставил свою немаленькую семью – жену и трех детишек. Старшему уже шел 17 год, а значит, ему тоже скоро предстояло идти на войну. Герой говорит, что в первые месяцы щадила его война, но после удача отвернулась и он попал в плен к немцам. Благодаря сильному характеру, принципиальности и ловкости он выбирается из плена, хоть и не с первой попытки.

К сожалению, он узнает ужасную новость, что в его дом попала бомба, когда там были жена и дочки. Он надеялся на встречу с оставшимся старшим сыном, но перед самой их встречей его тоже уничтожают враги. Так Соколов остался одиноким без единой близкой ему души. Он выжил, прошел всю войну, но не мог радоваться жизни. Но однажды герой встретил маленького мальчика возле чайной. У Вани тоже никого не осталось, он даже спал, где попало. Судьба ребенка очень взволновала Андрея, и он решил, что не даст ему пропасть.

Очень трогательная сцена в рассказе, когда Андрей говорит Ване, что он его отец. Ребенок не опровергает сказанное, а искренне радуется. Возможно, он и понимает, что это ложь, но он так соскучился по человеческой теплоте, что сразу принимает Андрея Соколова как отца.

Ваня не принимает активного участия в действиях произведения, но само его существование делает рассказ более трогательным. Мальчик мало говорит, почти не участвует в разговоре отца и рассказчика, но внимательно ко всему прислушивается и присматривается. Ванечка – светлый образ в жизни героя.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры