Поступок данко. Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М

Главная / Чувства

Куприна Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы

МКОУ «Гимназия №259», г.Фокино, Приморского края

Тема урока: Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Форма проведения: урок-дискуссия с элементами технологии критического мышления.

Цель урока: проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия

Задачи:

Образовательные:

1. рассмотреть проблему романтического героя в ранних произведениях М. Горького;

2. провести параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отметить сходство и различие.

Развивающие:

1. развивать навыки анализа художественного текста;

2. развивать у учащихся чувство « художественного слова»;

3. развивать речь, умение формулировать высказывание.

Воспитательная:

1. через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям;

2. подвести учащихся к мысли об уникальности человеческой жизни, об ответственности за свой жизненный выбор, о необходимости внимательного и бережного

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с рассказом «Старуха Изергиль», выявить идейно-художественное своеобразие «Легенды о Данко», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу, формирование чётких представлений о добродетели и самопожертвовании. На примере отношения главного героя к людям прививать детям человеколюбие.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник..

Межпредметные связи: география, живопись.

Оборудование:

Портрет М. Горького

Презентация

Карточки с заданиями

Толковые словари

Эпиграф урока:

Ход урока.

1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

(слайд 1- пламя)

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Итак, урок литературы.

И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

2.Фаза вызова .

Учитель: Каким быть, как прожить жизнь? Какие поступки совершать? Что любить и что ненавидеть? Как прожить свою жизнь, дарованную нам?

(2 слайд) Прочтите, ребята, эпиграф к уроку.

Жизнь не тающая свеча. Это что – то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.

Какой смысл вкладывал Б.Шоу в эти слова? Как вы это понимаете? И как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Сегодня, ребята, мы поговорим о жизни, о ее цене, о предназначении человека и об уникальности человеческой жизни. Давай попытаемся сформулировать тему урока, но для начала:

(3 слайд) -Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью?

Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

(4 слайд)* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 – определение)

(5 слайд)- Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

Обратимся к словарю.

(6 слайд )* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах .

(7 слайд)- Сегодня мы с вами будем изучать произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства), следовательно, темой урока у нас будет тема подвиги

(9 слайд) САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ –это…

А теперь попробуем сформулируем цель , посмотрите на следующие понятия

(10 слайд) ТРУСИТЬ (дайте определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение)

(11 слайд)- А теперь эти 5 слов я соберу в кластер.

Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(12 слайд)

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование – одно и то же,

поступок Данко – подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы в тетради

-Цель нашей работы на уроке– выяснить и дать ответы на эти вопросы.

3.Фаза реализации замысла.

  1. Знакомство с «Легендой о Данко», что такое легенда как литературный жанр

(13 слайд) Словарная работа. - Что такое легенда ? (Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

  1. Сюжет легенды.

В основе сюжета легенды лежит библейская история о Моисее

(рассказ истории учеником с показом сюжетных картинок из Библии)

(14, 15 слайд) Библейская история о Моисее

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

  1. Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

4. Работа с текстом.

(16, 17 слайд)- Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

Где они жили сначала? (1,2 предл)

Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса.

Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

(18 слайд) Задание 1 : выписать со стр. краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад , и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, - там были сильные и злые враги, другая – вперед, - там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(19 слайд)- Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(20 слайд)– цитата Толстого)

Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость.»

А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

(слайд 21)- И вот появляется Данко.

Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.

- Веди ты нас! - сказали они.

Тогда он повел..."

Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

Почему доверили именно ему вывести племя?

Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!- Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!Но эти слова разъярили их еще более.- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, итогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь...

Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

(Слайд 22)*Чтение текста учеником наизусть

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

(Слайд 23)- Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

(Слайд 24)*Средства художественной выразительности

Какими средствами х.в. изображается сердце героя?

(- Градация: “Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца”.

Повторы: пылало, ярко, солнце, освещенный, факел.

Перифраз: сердце – “факел великой любви к людям”, символ жертвенной любви.)

4.Фаза рефлексии.

(Слайд 25) -Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока.

(Слайд 26)- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

Что можно назвать подвигом?

Как подвиг сопоставляется с трусостью?

Почему подвиг и трусость стоят рядом?

Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

(Слайд 27)- Горький говорил (цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

- Приведите примеры подвигов из жизни.

Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 1 группе - составить обратный кластер.

(слайд 28,29) Задание 2 группе: впишите в овалы свои выводы о племени и Данко в различных отношениях.

Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

(любовью к людям)

Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

(Слайд 30)- Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

У нас остался ещё один вопрос: Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

(ради спасения других людей, из любви к ним)

Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

(Слайд 32) Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(Слайд 32) («но научиться уважать его можно»)

В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

(Слайд 33) -А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(Слайд 34)– цитата Горького)

М. Горький писал: «Подвиг – это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг – это не только поступок, подвиг – это умение любить любых людей. Подвиг Д. – принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

Что же вы нового узнали о подвиге?

Изменилось ли ваше представление о подвиге?

(подвиг – это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

(Слад 35) -И в знак того, что мы пришли к единому мнению давайте зажжём наши символические сердце и частичку тепла наших сердец подарим всем, кто находится здесь – это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. Отметки …

6. Домашнее задание: напишите сочинения-миниатюры, выбрав одну из тем: “Можно ли назвать Данко героем?”, “Какого человека можно назвать красивым?”, “Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?”

Данко - это сильный и самоотверженный юноша, который в древние времена спокойно и беззаботно жил со своим племенем на земле. Но вдруг на их территорию явились захватчики. Они вытеснили людей с их прежнего места обитания в непроходимый лес, жить в котором человеку было невозможно. Когда соплеменники Данко были на грани отчаянья, юноша предложил стать их проводником. Он решился повести людей за собой через лес в спасительные степи, и они, вдохновленные этой идеей, пошли за ним.

Но дорога была очень сложна и опасна, поэтому люди устали и отчаялись идти дальше. Им было стыдно признавать свое бессилие, и оттого они ополчились против Данко. Юноша быстро понял их «думу», и она «родила в нем тоску». Но от того его пламенное сердце загорелось лишь сильнее, и он вырвал его из груди своей и осветил этим «факелом великой любви к людям» дорогу к спасению. А выведя свой народ из леса, юноша погиб, но соплеменники настолько были поглощены своей радостью, что не заметили этого. А один человек даже наступил на его «гордое сердце», и вот оно, «рассыпавшись в искры», погасло.

Такова грустная и одновременно романтичная легенда о Данко. Подвиг этого юноши действительно вдохновляет, ведь заключается он не столько в том, что Данко пожертвовал жизнью ради спасения своего народа, сколько в том, что молодой человек сделал это, видя истинную сущность людей, окружающих его.

Когда на юношу обрушился гнев соплеменников, «в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Этот герой оказался способен простить все их пороки, поскольку любовь его была искренна и бескорыстна. Именно желание спасти людей во что бы то ни стало и вдохновило Данко на подвиг, и в глазах юноши «засверкали лучи того могучего огня».

Для Горького рассказ о самоотверженном поступке Данко - это не просто легенда. Писатель говорит о том, что и в обычной человеческой жизни «всегда есть место подвигам». Эти слова он вкладывает в уста своей героини Изергиль - женщины, вовсе не являющейся эталоном нравственности, но тем не менее тоже способной жертвовать собой во имя любви.

Чтобы спасти своего возлюбленного Аркадэка, Изергиль одна, рискуя жизнью, отправилась вызволять его из плена. И сделала женщина это несмотря на то, что Аркадэк бросил ее и предал ее чувства, да и вообще, по словам Изергиль, был «лживой собакой». Это сравнение с животным у Горького неслучайно, ведь в легенде о Данко соплеменники юноши тоже были «как звери».

Таким образом, для писателя Данко - это носитель важной нравственной идеи. Заключается она в том, что вся жизнь человека должна быть озарена светом любви и смысл нашего существования состоит в служении людям.

Сочинение

«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
1. Воспитание и окружение Данко. 2. Заветы для будущих поколений. 3. Лучи могучего огня.

«Легенда о Данко» М. Горького стала примером для многих поколений и символом огромной любви и самопожертвования во имя людей. Однако лишь немногие способны на подобные подвиги. И, к сожалению, порой кажется, что таких людей просто уже не осталось. Они словно растворились в нашем мире и хорошо, если от них остались «голубые искры степи». Но подобная любовь растет и развивается именно среди людей, которых описал в своем произведении Горький. Только особое воспитание и окружение могло стать основой для появления такой личности, как Данко.

Горький ничего не говорит о том, как воспитывался юноша и откуда у него такое горячее поклонение и любовь к окружающим. Только вскользь упоминается, что в племени были «веселые, сильные и смелые люди». Все это было просто необходимо, так как они жили среди непроходимых лесов и прекрасной степи. А в таких условиях могли выжить только смелые и сильные люди. Но им пришлось сменить место обитания, и это надломило людей. Они уже не такие сильные и смелые как те, что способны были преодолеть все препятствия. Болота и тьма засасывали их души глубже с каждым днем. И никто и ни что не могло изменить сложившегося положения. Спасительные лучи солнца, которых так ждало племя, приносили лишь новые неприятности. «Там были болота и тьма, потому что лес был старый и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим».

Наступил переломный момент, когда «отцы задумались и впали в тоску». Нужно было сделать кому-то решительный шаг. Но тоска - очень плохой помощник в данном случае. Да и что могли сделать эти уже сломленные окружением люди. Повернуть назад к сильным и злым врагам для уничтожения? Или попытаться через непроходимый лес выйти к спасительному, а не губительному свету? Действительно, трудно выбрать, по какому пути пойти. Но тянуть дольше было просто не возможно. «И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору». И вольные люди выбрали свободу и, наверное, в данном случае любой ценой. Поэтому дорога назад была закрыта для них, так как они хотели сохранить свои заветы для будущих поколений. Оставалось одно - идти в темную и пугающую неизвестность.

Однако писатель показывает, что хоть они и были смелые, все равно не могли решиться сделать первый шаг, люди ослабли от дум. «Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...»

И вот среди бывшего смелого, сильного и не порабощенного племени нашелся один, который смог сделать первый шаг в нужном направлении. «Но тут явился Данко и спас всех один». В легенде утверждается и превосходство Данко: «Красивые - всегда смелы». Но свое обаяние он использует не в корыстных целях. Он словно завораживает и зачаровывает уже сникших людей не только своим внешним видом, но и магическими словами. Возможно, люди давно хотели их услышать и последовать им, но среди них не оказалось того единственного человека, который взял бы на себя такую ответственность. И только молодой красивый юноша отважился на подобный шаг и смог зажечь своим огнем других людей. Люди «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

Данко - единственный, кто смог сплотить людей во имя их собственного спасения. Великая любовь к людям оказалась способной зажечь искру надежды на спасение. И этот огонек освещал путь каждому идущему. А впереди шел тот, кто подпитывал постоянно маленькие огоньки, чтобы они не угасали в жадной гнилой пасти болота, которая глотала людей, и не испугались могучей стены деревьев, что заступали дорогу.

Но как быстро вспыхнула решимость людей, также быстро она и исчезла. Трудный путь оказался не по силам людям, которые все это время жили не на просторе степей, а в замкнутом пространстве. Они уже не те веселые, смелые и сильные люди. Теперь их можно охарактеризовать как утомленных, робких и слабых духом людей. Они нашли в себе силы пойти за ведущим, но не смогли преодолеть возникшие на пути преграды. Поэтому виноватым оказался именно человек, решившийся взять на себя ответственность и смело шагнувший вперед. «Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, - вот как!» Но не только трудный путь, но и правда оказалась непосильной ношей для людей. Слова Данко только разъяряли их. Они не могли и не хотели признаться самим себе в своем бессилии.

Однако юноша нашел в себе силы остановить то негодование, что начало кипеть в его груди. Смелым и сильным он оказался до самого конца. «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...»

Огромная и безмерная любовь к людям дала Данко новый поток свежей силы и энергии. Сердцу, переполненному любовью к людям, не стало хватать места в груди. Оно словно просилось наружу. И писатель использует специальный прием для того, чтобы можно было передать словами ту безответную любовь к другим, которая копилась все это время в груди молодого человека. Сердце, как оказалось, своей любовью затмило даже солнце. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота». Очарованные люди не брели понуро, а бежали, не замечая опасности, что их окружала. Великая любовь к людям победила все темное и непроходимое на пути человека.

Данко победил и выстоял в борьбе за степь, траву в брильянтах после дождя и реку, сверкавшую золотом. Все эти сокровища он подарил людям ценой собственной жизни. Но они, к сожалению, недооценили его поступок. Как и в любом деле нашелся осторожный человек, который «боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой...».

Но и такая предосторожность не смогла до конца уничтожить ту память огромной и великой любви к людям, что хранилось в молодом сердце. Поэтому перед грозой в степи появляются голубые искорки.

Безграничная любовь к людям, воплощенная писателем в образе Данко, навсегда останется примером для многих поколений. И хочется верить, что в нашем мире остались хотя бы единицы среди молодых людей, которые могли бы не только повести за собой, но и вывести людей к свету.

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко

Данко - герой произведения Горького «Старуха Изергиль». Это крепкий молодой человек, которому свойственно человеколюбие и самопожертвование во имя благих целей.

Характер у героя мужественный, бесстрашный. Данко не боится собственной погибели, если дело касается здоровья и благополучия людей, которых он любит. Помимо этого он очень милосерден и сострадателен. Данко обладает спортивной внешностью. Он красив, молод и умен. Это человек, который готов взять на себя тяжкое бремя ответственности и повести за собой людей. Герой обладает харизмой, он хороший оратор: именно поэтому люди верят ему и следуют за ним. Будучи представителем древнего племени, Данко чтил традиции своих предков, переживал за судьбу и будущее своих соплеменников.

Он мечтал о том, чтобы подарить свободу всем людям, которых любит. Его жизненная позиция была такова: отдать всего себя во имя спасения и счастливой жизни для других. За такие положительные черты характера люди поверили Данко: ведь даже в тот момент, когда все отвернулись от него, он пожертвовал собой ради их блага. Смысл существования Данко сводился к следующему: «Что я сделал, делаю и буду делать для людей?», «Чем я готов пожертвовать ради людей?»

Совершенный им подвиг возводит Данко в ранг героя. Для этого человека истинное счастье заключается в том, чтобы жить и творить для других. Несмотря на все эти положительные качества, Данко одинок и у него изначально возникает конфликт с толпой. Но он жертвует самым дорогим - жизнью, чтобы освятить путь людям. Грустно становится от того, что народ в большинстве своем принял подвиг Данко как должное. В тот момент, когда обессиленный и умирающий герой падает на землю, народ радуется и веселится. Но даже умирая, Данко ничуть не сожалел о своем поступке. Самопожертвование - это его идеал и жизненный принцип, которому он остался верен до последнего вздоха.

В образе Данко прослеживается революционная борьба, характерная для того периода истории. Загнанные в убогие места люди олицетворяют угнетенный рабочий класс и крестьянство, а Данко - лучик солнца в темном царстве, словно революционер, готов повести народ к победам и счастливому будущему.

Вариант 2

Творческое наследие Максима Горького огромно. В него входит большое количество разноплановых текстов. Особое место занимают ранние романтические рассказы. В частности текст с названием «Старуха Изергиль». Это текст с особой композицией по принципу «Рассказ в рассказе». А именно от лица Изергиль читатель узнает две красивых древних легенды: о Ларре и Данко.

Данко – это самоотверженный человек, которому не жалко отдать самое дорогое – жизнь, в обмен на благополучие и счастье рода людского.

Если рассказать историю Данко вкратце, то она такова: в неком месте обитало людское племя. В один прекрасный момент их выгнали с обжитых земель более сильные. Племя ушло в местность, непригодную для проживания. Стали люди болеть, умирать. Тогда Данко выбрали они своим предводителем, потому что видели в нем мужество и силу духа.

И Данко решился вести племя человеческое через глухой лес. Но, как обычно бывает, Данко старался делать как лучше, а получилось как всегда. Начались волнения в племени людском. Тогда Данко, чтобы спасти племя человеческое вырвал из собственной груди сердце и осветил им путь людям…

Данко Горький одаривает такими эпитетами, как «сильный, веселый, смелый». Поэтому немудрено, что такой человек способен на самопожертвование ради счастья и благополучия других. Получилось так в данной ситуации, что те, кого он вел за собой, спасовали, а именно дорога оказалась для племени слишком сложной. Чтобы не брать ответственность на себя люди обвинили во всех своих неудачах Данко. Они в конце пути своего обнажили звериное начало, а значит, не могли быть преданными своему предводителю, которого сами же и выбрали.

Следующий эпизод лишний раз подчеркивает способность на благое дело ради своего народа. Это когда Данко ощущает в себе силы сделать что-то светлое и радостное для людей. Он жертвует своим сердцем, жизнью ради человечества. Тогда происходит чудо: тьма отходит и это означает, что побеждает доброта, духовная сила над страхами и ничтожеством человека перед стихией.

Да, Данко умер в конце легенды, но голубые искры от его сердца живы. Это говорит о том, что у людей есть надежда на спасение в смутные периоды истории.

Сочинение о Данко

В своем произведении «Старуха Изергиль» Горький рассказывает две легенды, которые услышал он от старой рассказчицы. В этих повествованиях противопоставляются два разных героя. Оба они – люди сильные. Но, один из них действует только ради собственного удовлетворения, а другой же жертвует собственной жизнью ради людей. Это – Данко.

Происходили эти события очень давно. Жило племя людей. Но, однажды пришли на их землю те, кто оказался сильнее, и выгнали они их. Племя ушло в лес к болоту. Там стали они болеть и умирать один за другим, так как от болота исходил ужасный отравляющий смрад.

Люди не знали, что им делать. Пойти назад и отвоевать свою землю у врага они не могли, потому что боялись нарушить завет. А идти вперед через страшный лес в поиске новой земли они боялись. И, чем больше думали они о предстоящих тяготах, тем сильнее становился их страх, и все больше иссякали их силы.

И тут-то и появляется среди них Данко. В глазах его светился огонь и был он смел. Люди решили, что он сможет провести их сквозь лес. Он согласился. Но, путь был труден. И народ стал роптать на него, а после и вовсе пожелал убить.

Совсем недавно эти люди боялись предстоящего пути и не находили в себе сил проделать его. А, идя за Данко, словно стадо овец за пастухом, они и ответственность всю сложили на него. Перед читателем предстает толпа людей безвольных. Трудности пути их настолько утомили, что они и рады бы остаться на месте. И, хоть и согласились они идти сами, обвиняют во всем того, кто вел их. Никто и не думал о том, что потерь нельзя было избежать. А страх и безволие все больше поглощали их, порождая в сердцах неверие и бессилие.

Тут бы и бросить Данко их. Но, он был человеком самоотверженным. Поэтому он, вместо того, чтобы оставить тех, ради которых он тщетно старался, приносит себя в жертву ради их спасения. Он вырывает из своей груди сердце.

Этот момент с особенным восторгом описывает автор. Сердце Данко горело, горело силой, отвагой и любовью к людям. А они, зачарованные таким зрелищем, без особого труда завершают свой путь. Теперь они уже не роптали.

А когда вышел народ из леса, он был так рад этому, что и не заметил даже того, что спаситель их лежал мертвым под их ногами.

С одной стороны, образ Данко – это пример самоотверженности и любви к ближним. Но, как печален конец: наградой для героя стала лишь его гибель. А те, ради кого он пожертвовал собой, не оценили подвига. Они видели лишь конец своего пути: новую землю, чистое небо и свежий воздух. Но не помнили они уже того, как не решались они на этот путь, не помнят уже и того, как хотели убить человека, поведшего их и отдавшего за них свою жизнь.

Сочинение Характеристика и образ Данко

В рассказе «Старуха Изергиль» есть две легенды, но они противоположны друг другу. История Ларры – это история жестокого и бесчувственного, очень злого человека. Но, так как его история рассказана в начале, то общее впечатление от «Старухи Изергиль» определяет именно последняя часть, в которой говорится о Данко.

Данко – это один из людей, которых автор описывает, как «весёлых, сильных и смелых». В тексте упомянуто, что они жили не племенами, а таборами, то есть, скорее всего, это цыгане. Цыгане и в кино, и в литературе давно стали символом свободы и храбрости. Поэтому легко представить, что для этих людей заветы предков были очень важны, и вместо того, чтобы погибнуть, сражаясь за возможность жить на старом месте, они решили, что им нужно новое, не среди тех болот, куда их загнали племена врагов.

И в минуту, когда такой прекрасный народ был охвачен тоской, именно Данко является всех спасти. Старуха Изергиль говорит про него: «Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы». После её слов представляется высокий и статный юноша, цыган, с чёрными, как смоль, волосами и тёмными глазами, в которых и горит тот самый живой огонь, которого не хватало сердцам его народа. Поэтому на его призыв все легко откликаются – за таким лидером действительно хочется идти.

Однако дорога оказалась для них слишком тяжёлой – и, как бывает в жизни, тот, кто не спасает быстро, становится в глазах людей лгуном и предателем. От пережитых тягот те, кто был весёлыми и сильными, слабеют и в своей слабости обвиняют сильнейшего из всех – Данко. Он пытается образумить их словами, но они описываются старухой Изергиль уже как звери – значит, в них нет больше той веры, которая вела их вперёд прежде.

Дальнейшие события уже больше напоминают сказку, чем легенду, но они являются кульминацией того, что человек может сделать для своего народа. Окружённый, но преисполненный любовью и жалостью, Данко задаёт себе вопрос – «Что я сделаю для людей?». Старуха Изергиль говорит, что этот голос был «сильнее грома», то есть даже природа отступила перед силой духа Данко. А потом он вырывает из груди сердце – и тьма окончательно оказывается побеждённой, подчёркивая торжество человеческого разума, человеческой доброты и духовного огня над первобытными страхами и ничтожностью.

В этом отрывке рассказа много повторов – они используются для того, чтобы привлечь внимание к тому, как отличалось путешествие с факелом-сердцем от предыдущего, как заворожены поступком Данко люди, как, в конце концов, невероятно значим этот поступок.

Смерть Данко, описанная в конце, потрясает. Приведя свой народ через такие испытания, совершив невозможное и оказавшись на свободе, он не успевает насладиться чувством долгожданного освобождения и умирает. Это великолепный пример самопожертвования, истинный и горячий, и тут будет более точным сказать – от чистого, горячего сердца. Тем трагичнее то, что какой-то человек растоптал то, что осталось от Данко, превратив его искренний огонь в голубые искры, появляющиеся в степи перед грозой. Но даже и то, что они появляются перед грозой – это ещё одна черта подвига Данко – когда природа наступает, в это опасное время отголоски пламени его сердца словно говорят, что надежда есть всегда, и не нужно бояться грома и молний.

Крестьянский мальчик Ванька Жуков, это образ персонажа произведения А.П. Чехова «Ванька». С малых лет, мальчишка с ранних лет, получал учения сапожника

Песня – музыка, способная проникнуть в самую глубину человеческой души, способная вытащить наружу воспоминания. Она может успокаивать или будоражить, вводить в печаль или пускать в пляс.

  • Образ Кормилицы в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

    Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

  • Многие люди даже не задумываются, что его язык считается самым богатым. Почему именно русский?

    Дата публикации: 26.08.2015

    Краткое описание:

    предварительный просмотр материала

    Применение технологии развития критического мышления.

    Урок литературы в 7 классе по теме «Подвиг Данко во имя людей» . (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).

    Цели и задачи урока.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма работы - фронтальная и парная.
    Методы обучения

      Орг.момент

    Чтобы трудности преодолевать,
    Мало просто много знать.
    Надо быть активным,
    Смелым, добрым, сильным.
    А еще желательно
    Делать все внимательно! слайд 1

    -Мы сегодня будем работать и коллективно, и в парах. Как вы думаете, правила нужны для работы в паре? Вы их хорошо знаете? Давайте их вспомним.

    Слайд 2

    -Эти правила помогут вам работать вместе? (да ) -Чем? (научимся договариваться)

    -Думаю, что у вас все получится.

    Фаза вызова.

    -Возьмемся за руки. Послушаем, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

    -"Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! " слайд 3

    -Какой человек может так рассуждать? (Человек, живущий ярко, активно, не пасующий перед трудностями, готовый в любую минуту броситься на помощь)

    - Что такое подвиг? (Героический самоотверженный поступок.)

    Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

    (Решительное активное действие в сложных обстоятельствах ).

    -Мы закончили изучение повести М. Горького "Детство", автобиографическое произведение, которое помогло нам лучше узнать писателя, проследить, как формировалась его личность.

    -А сегодня мы говорим ещё об одном пр-и Горького, которое отражает смысл этих слов....................... Какое?

    (Конечно же, «Данко»). слайд 4

    - Почему? (Данко спас людей ценой своей жизни, т.е совершил подвиг во имя людей)

    -Как будет звучать тема нашего урока? (Подвиг Данко во имя людей. (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). слайд 5

    - Запишите число и тему в тетрадь.

    - Как вы думаете , в легенде говорится только о подвиге Данко? (Ещё и о трусости, и о предательстве )

    -Итак , мы назвали с вами такие понятия, как ПОДВИГ, ТРУСОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО. Прежде чем мы определим цель урока, хочу обратить ваше внимание ещё на одно понятие: САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ -пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других.

    -Соберем эти 4 слов в кластер. слайд 6

    -Посмотрите на него и скажите, какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

    Почему Данко помог людям?

    Поступок Данко - подвиг или самопожертвование?)

    -Цель нашего урока -дать ответы на эти вопросы.

    Фаза реализации смысла.

    -Через всю свою долгую жизнь Горький пронес веру в человека. Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов. И сегодня будем работать над отрывком из романтического рассказа «Старуха Изергиль» - легендой о Данко. Полностью мы его будем изучать в старших классах. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны одним типом героев - сильных, гордых и красивых.

    -Что же такое РОМАНТИЗМ или романтический? Откройте учебники на стр. 297, давайте прочтем определение.

    -А теперь найдём словосочетания, которые являются основными по смыслу в определении (яркие образы , высокое назначение человека) слайд 7

    -Как вы думаете, что можно ещё добавить к этим определениям? Вспомним легенду. Яркий образ там-.... Данко. Он действует в обычной обстановке? (необычная обстановка)

    -Каков пейзаж в легенде ? (страшный, необычный). Когда вы читали произведение, обратили внимание на особенность повествования, его язык? (Яркий)

    - Как по-другому мы назовём эти определения? (Признаки романтического произведения)

    Давайте выясним, что называется легендой? слайд 11 (стр. 295, чтение определения)

    -Назовите слова, которые являются основными по смыслу в определении (реальное и фантастическое) слайд 8

    -Чем легенда отличается от сказки?

    - Какой мы можем из всего этого сделать вывод?

    Вывод: мы сегодня будем говорить о романтическом произведении, легенде, где в необычной обстановке будет действовать сильный, гордый и красивый герой.

    Слайд 9 Итак, старуха-молдаванка по имени Изергиль рассказывает легенду о юноше Данко. В основе этой легенды - библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Послушайте ее и в конце урока сопоставьте с легендой о Данко, определите, что общего в произведениях и чем они отличаются. слайды 10-12

    Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооружённое войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине сделалось сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

    Много милостей оказывал Господь евреям, но они были не признательны. За неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к земле, обещанной Богом.

    Но в это время вождь их Моисей умер.

    -Чтобы понять, почему Данко решился на такой поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения

    -Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл)

    -Где они жили сначала? (1 предл)

    -Почем у эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

    -Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста.

    -Задание : найти на стр. 84 краски , описывающие природу леса (1 пара), звуки и запахи леса (2 пара), описание племени (его характеристика) (3 пара).

    -Сопоставь те характеристику племени и места обитания.

    (противоречат, противопоставлены)

    людей в слабых и робких, создавая романтический пейзаж. Какие же выразительные средства использует автор и какова их роль?

    Поработаем в парах : 1 пара выписывает эпитеты , 2- олицетворения, метафоры, 3 - гипербола, сравнение.

    Олицетворения

    Метафоры

    Гипербола

    Сравнения

    старый лес,

    тяжёлая пора, каменные деревья,

    крепкая тьма, ядовитый смрад,

    торжествующий шум леса,

    живой огонь.

    ветер бил,

    тени прыгали,

    ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи;

    болото разевало пасть,

    зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.

    ...................................

    лучи падали

    ужас родили женщины

    лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву;

    Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить,

    люди гибли один за другим.

    ...............................

    деревья заступали дорогу могучей стеной;

    ветки переплелись, как змеи;

    стало так темно, точно собрались все ночи;

    шли, как стадо овец.

    -Вывод. Они придают повествованию особую музыкальность, завораживающую певучесть, ритмичность.

    -Почем у у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

    -Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

    -Подберите синоним к слову НИЧЕГОНЕДЕЛАНИЕ. (равнодушие, бездействие)

    -К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

    -К чему они были готовы?(готовы к рабству и зависимости)

    Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

    -Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

    Слайд 13Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

    -А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

    («Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

    -А какая пословица существует в русском фольклоре?

    (под лежачий камень вода не течет)

    Т.е. человек пока бездействует, ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

    -Почему люди , посмотрев на Данко, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

    («В очах его светилось много силы и живого огня»)

    -Почему доверили именно ему вывести племя?

    (Это желание снять с себя ответственность, переложить её на чужие плечи. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями)

    -Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? («стыдно было сознаться в своём бессилии» с. 86)

    -За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге было нелегко)

    -Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

    (сначала испытывает негодование, но «от жалости

    к людям оно погасло»,с. 86 «вспыхнул огнем желания спасти их»)

    -Т.е. что в нём победило ? (Чувство любви к людям в нем победило. текст ... он любил... с 86)

    - Какой эпизод легенды является кульминационным?

    * слайд 14 Чтение учителем текста

    Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

    -Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

    - А каких литературных героев вы могли бы сравнить с Данко?

    (Подвиг Данко похож на подвиг Прометея, похитившего огонь для людей, но понесшего за это страшное наказание).

    Нашелся осторожный человек. с. 87. И, "боясь чего-то", наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот "осторожный человек"? (Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло).

    А каков смысл образа «осторожного человека»? (Не каждый человек способен на подвиг. Есть такие, кто живёт для себя).

    -С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

    (Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который "жил-дрожал и умирал-дрожал". Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки).

    - Мы с вами договаривались , что в конце урока сравним библейскую легенду и легенду о Данко. В чем сходство библейской истории и легенды о Данко ? (1)Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. 2)Путь оказывается трудным,

    3) отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).

    - Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (1(Моисей опирается на помощь Бога, и Бог спасает людей.

    2)А Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает, он спас всех один).

    Фаза рефлексии

    теперь попробуем представить , что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

    * Представьте , что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? синих листочках. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

    * Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на красных листах. Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

    -Какие листья оказались оптимистичными?

    (Потому что там вера в жизнь, в будущее, а эта вера движет человеком)

    - Напрасна ли смерть Данко ? (спас целое племя; его не забудут, когда осознают сделанное им).

    - Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли другие сердца.

    Слайд 15- Есть примеры в нашей жизни? Ведь Горький говорил «В жизни всегда есть место подвигу»

    События настоящего времени: "Невский экспресс", пожар в пермском клубе "Хромая лошадь", теракты в Волгограде, падение метеорита в прошлом году.

    Значит, герои живут среди нас

    -Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы? слайд 16

    (Как могут соотноситься подвиг, трусость и предательство?

    Почему Данко помог людям?) (Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других).

    -Поступок Данко - подвиг или самопожертвование ? (Поступок Данко - это подвиг человека, жертвующего собой ради спасения людей. Герой погибает, но искры его горящего сердца освещают путь к правде и добру)

    - Как итог Творческое задание: написать синквейн, в котором ключевое слово "Данко".

    Домашнее задание. слайд 18

    Возьмемся за руки. Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям - это и будет нашим маленьким подвигом.

    -С вами приятно и интересно было работать. Все работали хорошо и отлично.

    Примеры синквейнов

    Смелый, красивый.

    Жалел, спасал, погиб.

    Красивые - всегда смелы.

    Бесстрашный, мужественный.

    Жалеет, любит, жертвует.

    Может победить смерть.

    Бескорыстный, благородный.

    Любит, ведет за собой, погибает.

    Во имя других готов пожертвовать собой.

    Человек-легенда.

    САМОАНАЛИЗ

    Данный урок является программным в изучении творчества Горького. Уже изучена биография писателя и его повесть «Детство».

    Цели и задачи урока.

    Продолжить знакомство с творчеством М.Горького; проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия.

    Формировать универсальные учебные действия посредством элементов технологии критического мышления: совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала, умения проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее правильный ответ; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; понимать и сохранять учебную задачу; сотрудничать с товарищем в группе, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи.

    Воспитывать интерес к предмету; через анализ легенды воспитывать в учащихся высокие нравственные качества.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма работы - фронтальная и парная.
    Методы обучения : проблемно - сообщающие, частично - поисковые, исследовательские.

    Урок был поделен на три фазы .

    1 фаза - вызова . Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы.

    На этом этапе урока формируются такие компетентности, как коммуникативная и учебно-познавательная.

    2 фаза - реализация смысла. Учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием - аналитическая беседа.

    Здесь формируются такие компетентности, как информационная, коммуникативная и учебно-познавательная.

    3 фаза - рефлексия . На этом этапе главное - выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения и умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи - подвиг в их жизни.

    На этом этапе урока формируется ценностно-смысловая компетентность.

    Считаю, что полностью были использованы воспитательные возможности содержания учебного материала. Доказательством того, что ребята поняли смысл произведений, были их верные ответы. Ученики достаточно активно, с интересом отвечали на вопросы, связанные со смыслом и художественными особенностями легенды.

    Таким образом, материал урока вызвал интереса у учащихся, достигнуто взаимопонимание между мной и учениками и следствием чего явилось наше активное сотрудничество.

    Цель урока была достигнута.

    Если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры