Пресса о спектакле. Шинель

Главная / Чувства

Текущая страница: 15 (всего у книги 40 страниц) [доступный отрывок для чтения: 27 страниц]

Шрифт:

100% +

Сборник «Миргород» во многом явился продолжением первого – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это относится к тематике повестей. Так, писатель развивает здесь те же темы: жизни и быта украинских крестьян и казаков («Вий», «Тарас Бульба»), жизни мелкопоместного дворянства («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). В манере Гоголя сохраняется стремление к яркому описанию картин украинской природы. Читатель находит здесь элементы фантастики, чисто гоголевский лукаво-иронический юмор. Давая сборнику «Миргород» подзаголовок «Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», автор как бы подчеркивал их взаимосвязь. Но вместе с тем «Миргород» существенно отличается от «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Третий сборник повестей свидетельствует о том, что в творчестве Гоголя возобладал реалистический метод изображения действительности, пришедшей на смену романтизму «Вечеров на хуторе…». Повести «Миргорода» отражают жизнь в типических характерах, оттеняя в них наиболее существенное с социальной и психологической точек зрения. Таковы Хома Брут и Сотник («Вий»), Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна («Старосветские помещики»), Иван Иванович и Иван Никифорович («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Фантастика в «Миргороде» (повесть «Вий») не является самоцелью, а служит средством выражения жизненно правдивых обстоятельств и характеров: так, нечистые силы в повести «Вий» находятся в подчинении аристократической верхушки села и противостоят народу. Претерпевает изменения в «Миргороде» и гоголевский юмор. Он становится острее, резче, часто переходит в сатиру. Именно здесь юмор Гоголя начинает звучать, как «смех сквозь слезы», свидетельствуя о глубоком понимании писателем сущности противоречий окружавшей его действительности. Писатель видит, что жизненные контрасты не случайны, а имеют социальную природу. Характеры миргородских помещиков и чиновников – порождение определенного жизненного уклада. Обитатели Миргорода не могут выйти за рамки этого уклада, и в этом трагизм их положения. Повести, вошедшие в этот сборник, были впервые опубликованы отдельным изданием, а в 1842 году переизданы в составе третьего тома прижизненного Собрания сочинений писателя. За год до смерти, в 1851 году, Гоголь приступил к подготовке второго издания своих сочинений, но успел подготовить к печати только первый том. Из повестей сборника «Миргород» в 1851 году им была отредактирована только повесть «Старосветские помещики». Четыре повести сборника «Миргород», также состоявшего из двух частей (по две повести в каждой части), включали: в первой части повести «Тарас Бульба» и «Старосветские помещики», во второй части – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

4. В граде Петровом. «Петербургские» повести

С выходом в 1831-м г. «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится известным в литературных кругах. В Петербурге – это прежде всего писатели пушкинского окружения, с которыми он знакомится лично, активно переписывается. Среди его адресатов Плетнев, Пушкин, Жуковский. Гоголь с гордостью пишет А. Данилевскому, что «почти каждый вечер» общается с Пушкиным и Жуковским. Встречается он также с П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским. В следующем, 1832-м г., Гоголь, будучи проездом на родину в Москве, знакомится с М. П. Погодиным, семействами Киреевских и Аксаковых, М. Н. Загоскиным, М. С. Щепкиным, М. А. Максимовичем, И. И. Дмитриевым, О. М. Бодянским. Гоголь не смущается закрепить знакомство с «патриархом поэзии» И. И. Дмитриевым, отправляя ему несколько писем, в которых почтительно называет его «высокопревосходительством» и сообщает о своей бедности. Гоголь обсуждает проблемы литературы с СП. Шевыревым, Н. М. Языковым; он в курсе дел придворных, как бы мимоходом сообщая Данилевскому о своем знакомстве с фрейлинами С. А. Урусовой и А. О. Смирновой-Россет, называя их домашними именами.

Тяжелым оказался для Гоголя 1833-й г., год неосуществленных и частично выполненных замыслов. Задуманы: «Всеобщая история и всеобщая география», комедия «Владимир третьей степени», повести «Страшная рука», «Записки сумасшедшего музыканта», «История Украины», альманах «Тройчатка» (совместно с Пушкиным и Одоевским). Начата работа над комедией «Женихи», повестями «Портрет» и «Нос». Закончена работа лишь над «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», которую он про читал Пушкину в самом конце года.

«Скоро будет год, как я ни строчки», – жалуется Гоголь в письме к Максимовичу в начале июля. А спустя два месяца объясняет причину этого в письмах Погодину и тому же Максимовичу. «Какой ужасный для меня этот 1833-й год! Боже, сколько кризисов! Настанет ли для меня благодетельная реставрация после этих разрушительных революций? Сколько я начинал, сколько пережег, сколько бросил!» Это Погодину – в сентябре. В ноябре Максимовичу: «Если б вы знали, какие со мною происходили страшные перевороты, как сильно растерзано все внутри меня. Боже, сколько я пережег, сколько перестрадал!». Гоголь ищет места в жизни, определенности взглядов и пишет буквально кровью сердца.

В 1834 г. в «Журнале народного просвещения» опубликованы статьи Гоголя: «План преподавания всеобщей истории», «Взгляд на составление Малороссии», «О малороссийских песнях», «О средних веках», написаны статьи «Последний день Помпеи», «Жизнь». Гоголь активно и целенаправленно готовится к своим лекциям по истории в Петербургском университете. Однако, лекции Гоголя по истории в Петербургском университете, куда он был определен адъюнкт-профессором, успеха не имели. Делясь впечатлениями о своих лекциях с М. Погодиным, Гоголь отмечает, что каждую свою «ошибку» в лекциях он видит уже «через неделю». И дело не в плохой подготовке: он придавал своим лекциям «художественную отделку», не встречал «отзыва», «сочувствия» у «сонных слушателей»; ни одно, как он говорит, «студентское существо» не понимает его, не слушает, никакая «яркая истина» никого не увлекает: он читает «решительно один» «в здешнем университете». Студенты – «народ бесцветный, как Петербург». И тогда Гоголь прекращает «художественную отделку», начинает читать «отрывками», сохраняя лишь общую «систему», а через год оставляет университет.

В 1834-м г. закончена работа Гоголя над повестями «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Невский проспект». В 1834-м г. во второй части альманаха «Новоселье» опубликована «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». К середине 1830-х гг., когда были написаны или задуманы основные произведения Гоголя, определились и его принципиальные позиции в отношении к большинству гуманитарных наук и сфер деятельности – к истории, архитектуре, живописи, устному народному творчеству, литературе, даже географии. Он жадно поглощал информацию, обобщая ее различными путями. В его записных книжках значились самые неожиданнее рубрики: «Скотоводство», «Сено», «Хлебопашество», «Рыбная ловля» и т. д. Немудрено, что к этому времени тридцатипятилетний писатель был энциклопедически образованным человеком.

Последний цикл повестей, составленный Гоголем из произведений 1832-1842-го гг., получил у исследователей название «петербургских», хотя две последние – «Коляска» и «Рим» – по тематике не являются «петербургскими», а другие три – «Портрет», «Записки сумасшедшего» и «Невский проспект» – ранее были опубликованы в сборнике «Арабески». Кроме того, в сборник вошли по вести «Нос» и «Шинель». Эти семь повестей были включены Гоголем в третий том Собрания его сочинений 1842 г. В 1842 году, готовя к изданию Собрание своих сочинении, Гоголь объединил в третьем томе повести разных лет, которые были уже опубликованы в течение 1834–1842 годов в различных изданиях. Всего в третий том вошло семь повестей, из которых одна («Рим») не была завершена. Их часто называли петербургскими повестями. В основном эти повести посвящены изображению жизни столичного дворянства и чиновничества. В повестях Гоголь сочувственно рисует образы «маленьких людей» – петербургских чиновников и резко сатирически изображает дворянство и высшее чиновничество. Социальная направленность этих повестей выражена очень ярко. Именно поэтому Белинский назвал их «зрело художественными» и «отчетливо концепированными». «Петербургские повести» связывает тема изображения внутренней пустоты и ничтожества личности при ее кажущейся, внешней, показной значительности. Завсегдатаи «педагогического» «Невского проспекта»» посещают его для того, чтобы щегольнуть бакенбардами или «Греческим прекрасным носом». Ничтожность их интересов передается в тех же выражениях, которые читатель найдет и в повести «Нос»: «Мало-помалу присоединяется к их обществу все, окончившие довольно важные домашние занятия; как-то: поговорившие с своим доктором о погоде и о небольшом прыщике, вскочившем на носу, узнавшие о здоровье лошадей и детей своих…» и т. д. В образе художника Пискарева была выдвинута Гоголем проблема творчества, хотя она и не являлась центральной. Основной конфликт и гибель Пискарева стоят там вне проблемы и сферы искусства: романтически настроенный молодой человек не выдерживает столкновения с грязью и пошлостью жизни. Но, строго говоря, с характером и взглядами на жизнь на месте Пискарева мог оказаться и человек иной профессии. В настоящем издании сцена порки и друге места, исключенные писателем под цензурным давлением восстановлены в их первоначальных вариантах с учетом их последующей правки писателем. Сцена порки была сокращена и передана в иносказательной, аллегорической манере. А. С. Пушкин назвал «Невский проспект» «самым полным» из произведений Гоголя.

Невероятное происшествие, описанное Гоголем в повести «Нос» – исчезновение и возвращение носа майора Ковалева, как будто вновь «возвращает читателя к фантастике «Вечеров…» Однако автор здесь вовсе не стремится уверить читателя в подлинности события: он называет его «необыкновенно-странным», «непонятным», «сверхъестественным». А сама «сверхъестественность» события заключается не в участии потусторонних сил, а в смещении обычных, повседневных представлений людей. Иначе говоря, в основе сюжета повести «Нос» лежит преувеличение и гротеск как художественные средства выявления типического, реального содержания. Косвенно эта тема находит отражение и в «Миргороде». Подчеркивая совершенное безволие Ивана Никифоровича, автор замечает: «Я, признаюсь, не понимаю, для чего это так устроено, что женщины хватают нас за нос так же ловко, как будто за ручку чайника? Или руки их так созданы, или носы наши ни на что более не годятся. И несмотря, что нос Ивана Никифоровича был несколько похож на сливу, однако ж она (Агафья Федосеевна – Л. К.) схватила его за этот нос и водила его за собою, как собачку». Повесть «Нос» перекликается с «Записками сумасшедшего» и в другом плане. Показывая обезличенность человека в чиновничьем мире, Гоголь в «Записках сумасшедшего» сближает по примитивности и ограниченности мысли и чувства людей с «мыслями» и «чувствами»…собак. В повести «Нос» сатирический прием очеловечивания животных не является ведущим, хотя и находит применение. Отказываясь поместить объявление майора Ковалева об исчезновении носа, чиновник мотивирует это следующим образом:

«…На прошлой неделе… пришел чиновник таким же образом как вы теперь пришли, принес записку… И все объявление состояло в том, что сбежал пудель черной шерсти. Кажется, что бы тут такое? А вышел пасквиль: пудель-то этот был казначей, не помню какого-то заведения». В повести «Нос» ведущей является тема утраты и возращения внешней значительности личности при неизменном ее внутреннем ничтожестве. Майор Ковалев оставался таким же мелким и пошлым человеком на всем протяжении разыгравшейся с ним мелодраматической, фантастической истории. По своему внутреннему ничтожеству он напоминает Пирогова. Однако, Гоголь идет в своей новой повести дальше: он утверждает, что нос майора может существовать «сам по себе», имей он только мундир и надлежащий чин. Таким образом, несмотря на кажущееся неправдоподобие, повесть имеет глубокую реалистическую основу: в резко гротескной манере Гоголь разоблачает чинопочитание, карьеризм, ничтожность жизни чиновничества и вообще состоятельных сословий. Образ офицера, дворянина, желающего поправить свои материальные дела удачной женитьбой, был типичен для того времени. С большой выразительностью он запечатлен, например, в известной картине русского художника П. А. Федотова «Сватовство майора».

Повесть «Нос» имеет довольно сложную творческую историю. Взятая, по-видимому, из распространенных в то время анекдотов, история с майором Ковалевым в первоначальной редакции, оказывается просто-напросто его сном. В дальнейшем Гоголь усилил ее сатирическое и социальное звучание. Повесть написана в 1833-34 годах и даже в ее первоначальной редакции была отвергнута издателями журнала «Московский наблюдатель» М. П. Погодиным и СП. Шевыревым, противниками реализма в литературе. В новой редакции в 1836 году повесть была помещена в журнале А. С. Пушкина «Современник», который нашел в ней много «оригинального». В текст первоначального варианта повести, а также в текст 1842 года (при издании Собрания сочинений) Гоголь под давлением цензуры был вынужден внести исправления. Старшие полицейские чины (обер-полицмейстер), были заменены младшими, снято резкое замечание пристава о майорах, таскающихся «по всяким непристойным местам», исключено место, где говорится о том, что частный пристав берет взятки головками сахара, наконец, сцена объяснения майора со своим носом перенесена из Казанского собора в Гостиный двор (первоначально Гоголь намеревался перенести эту сцену из православной в католическую церковь). Значительным изменениям при подготовке повести к переизданию в 1842 году подвергся ее конец. Гоголь выделил специальную заключительную главу, которая придала повести бóльшую стройность и завершенность. В. Г. Белинский писал о последней редакции: ««Нос» – это арабеск, небрежно набросанный карандашом великого мастера, значительно и к лучшему изменен в своей развязке». В окончательной редакции усилены ирония и сатирическая направленность повести. В дальнейшем этот текст повести был восстановлен полностью по черновой рукописи автора. Но уже в ее ранней редакции повесть получила очень высокую оценку В. Г. Белинского, отметившего типичность ее главного героя для тех условий российской действительности. «Вы знакомы с майором Ковалевым? – писал он. – Отчего он так заинтересовал Вас, отчего так смешит он Вас несбыточным происшествием со своим злополучным носом? Оттого, что он есть не майор Ковалев, а майоры Ковалевы, так что после знакомства с ним, хотя бы вы зараз встретили сотню Ковалевых, – тотчас узнаете их, отличите среди тысячей».

Повесть «Портрет» занимает особое место в творчестве Гоголя. Это единственная из повестей, целиком посвященная проблеме искусства. Наиболее значительной переработке подверглась первая часть повести, в которой развертываются основные события и конфликты. В новом варианте повесть появилась в 1842 году в журнале «Современник». Гоголь писал издателю журнала П. А. Плетневу в марте 1842 года: «Посылаю Вам повесть мою «Портрет». Она была напечатана в «Арабесках», но Вы этого не пугайтесь. Прочитайте ее. Вы увидите, что осталась одна только канва прежней повести, что все вышито по ней вновь. В Риме я ее переделал вовсе, или, лучше, написал вновь, вследствие сделанных в Петербурге замечаний».

Гоголь имеет в виду здесь замечания Белинского. – Однако, критик остался недоволен и второй редакцией повести. Он в значительной степени прав, особенно в отрицательной оценке второй части повести, где Гоголь толкует сущность искусства с религиозной точки зрения, рассматривая его как божественное откровение. Но Белинский справедливо утверждает, что и в этой повести виден большой талант Гоголя: ««Портрет» есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. – пишет он. – Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом. Первой части этой повести невозможно читать без увлечения».

Повесть «Шинель» явилась программной не только для петербургских повестей Гоголя, но и для всей последующей эволюции русской классической литературы. Гоголь развивает здесь с огромной глубиной и силой тему «маленького человека», выдвинутой в «Станционном смотрителе» А. Пушкиным.

Трагедия титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина не только в том, что он стоит на самой низшей ступени социальной лестницы, что он лишен самых обычных человеческих радостей, но, главным образом, в том, что у него нет ни малейшего проблеска понимания собственного ужасного положения. Бездушная государственная чиновничья машина превратила его в автомат. В образе Акакия Акакиевича сама идея человека и его сущности превращается в свою противоположность: именно то, что лишает его нормальной человеческой жизни – бессмысленное механическое переписывание бумаг, – становится для Акакия Акакиевича поэзией жизни. Он испытывает наслаждение от этого переписывания. Бесчисленные удары судьбы сделали Акакия Акакиевича нечувствительным к насмешкам и издевательствам начальства и сослуживцев. И только если издевательства переходили всякие границы, Акакий Акакиевич кратко говорит: «Оставьте меня, зачем Вы меня обижаете?». И рассказчик, голос которого часто сливается с голосом автора, замечает, что в этом вопросе звучали другие слова: «Я брат твой». Пожалуй, ни в какой другой повести Гоголь не подчеркивает с такой силой идеи гуманизма. При этом сочувствие автора на стороне «маленьких людей», задавленных тяжестью жизни. В повести резко сатирически изображаются «значительные лица», сановники и вельможи, по вине которых страдают Башмачкины. Сюжет повести раскрывается в двух событиях – в приобретении и утрате Акакием Акакиевичем шинели. Но покупка им новой шинели – такое грандиозное событие в тусклой, однообразной и бедной его жизни, что шинель приобретает в конце концов значение символа, условия самого существования Башмачкина.

И, лишившись шинели, он умирает. «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и рассмотреть ее в микроскоп; существо, переносившее покорно канцелярские насмешки и без всякого чрезвычайного дела сошедшее в могилу, но для которого все же таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь…». При жизни Акакий Акакиевич не мог и помыслить о каком-либо сопротивлении или неповиновении. И лишь после смерти он появляется на улицах Петербурга в виде мстителя за свою погубленную жизнь. Акакий Акакиевич сводит свои счеты со «значительным лицом», отбирая у него шинель. Эта фантастическая концовка повести не только не уводит от основной идеи, но является ее логическим завершением. Конечно, Гоголь далек от призыва к активному протесту против существующих порядков. Но свое резко отрицательное к ним отношение он выразил вполне определенно. «Шинель» произвела огромное впечатление как на читателей, так и на литературные круги. В. Г. Белинский, познакомившийся с повестью еще до публикации, писал: «…Новая, еще нигде не напечатанная повесть «Шинель» – одно из глубочайших созданий Гоголя». Повесть «Шинель» оставила глубокий след в русской литературе. В середине 1840-х годов вокруг журнала «Современник» возникает целое направление во главе с Белинским, получившее название «натуральная школа». Входившие в нее Тургенев, Гончаров, Герцен, Панаев, Некрасов, Даль и другие писатели выступили с произведениями, в которых ставились коренные социальные проблемы эпохи: борьба пробив крепостного права, защита угнетенного крестьянства и «маленького человека». Тему «Шинели» непосредственно продолжает и развивает роман Ф. Достоевского «Бедные люди» (1846 г.) В первоначальной редакции (1839 г.) повесть имела подзаголовок «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Но по мере углубления социального смысла повести, усиления типичности главного героя необходимость в этом подзаголовке отпала. В первой редакции герой еще не имел имени. Затем он получил имя Акакий (незлобивый по-гречески). Фамилия Тишкевич затем изменена была на Башмакевич, а в окончательном варианте – Башмачкин. После серьезной доработки повесть была опубликована в 1842 году в третьем томе Собрания сочинений писателя. Под давлением цензуры Гоголь изменил некоторые места в ней. Было снято упоминание о богохульничестве Акакия Акакиевича во время бреда, резкие слова в адрес генерала. В настоящих изданиях эти места восстановлены. Известный русский критик и публицист А. И. Герцен (1812–1870) назвал «Шинель» «колоссальным произведением», а знаменитый русский писатель Ф. М. Достоевский в беседе с французским критиком М. де Вогюэ заявил, что все русские писатели-реалисты «вышли из «Шинели» Гоголя».

Повесть «Записки сумасшедшего» . У Гоголя был замысел озаглавить ее «Записки сумасшедшего музыканта», где наряду с «Невским проспектом» и «Портретом» он хотел изобразить судьбу творческого человека – тему, характерную для романтиков. Показав в образе Поприщина положение маленького российского чиновника, Гоголь как бы низвел проблему с небес на землю – от романтики к социальной истине реализма. В последующих переизданиях восстановлены изъятые цензурой места: утверждение Поприщина о том, что в России «правильно писать может только дворянин», сравнение камер-юнкера с собакой Трезором (в пользу пса), упоминание о «чиновных отцах», которые «мать, отца, Бога продадут за деньги, честолюбцы, христопродавцы», упоминания об ордене и «государе императоре». Бездушие, автоматизм поведения чиновников, сатирически показанный в повести «Нос», сохранен и в «Записках сумасшедшего». Белинский, высоко оценивший повесть, охарактеризовал ее «как психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме». Поприщин в «Записках сумасшедшего» обеспокоен тем, что Земля может сесть на Луну и раздавить находящиеся там человеческие носы.

«…Самая луна такой нежный шар, что люди никак не могут жить, и там теперь живут только одни носы. И потому-то самому мы не можем видеть носов своих, ибо они все находятся в луне. И когда я вообразил, что земля вещество тяжелое и может, насевши, размолоть в муку носы наши, то мною овладело такое беспокойство, что я, надевши чулки и башмаки, поспешил в залу Государственного совета с тем, чтобы дать приказ полиции не допустить земле сесть на луну».

Небольшая повесть Гоголя «Коляска» выделяется среди других повестей Гоголя. В ее основе яркий случай, напоминающий анекдот. Однако Гоголь и здесь выступает как большой художник. Повесть написана не ради эффектного финала. В ней на немногих страницах, но очень выпукло нарисована жизнь уездного городка и его обитателей, а также бессодержательная, пустая жизнь армейского офицерства. В какой-то степени «Коляска» перекликается с «Мертвыми душами» (хотя не может сравниться с ними по широте изображения действительности). Образ Чертокуцкого может быть поставлен в ряд с образами помещиков из поэмы «Мертвые души»: например, в ряд с Ноздревым, таким же, как Чертокуцкий, кутилой, картежником, менялой и лгуном. «Коляска» была очень высоко оценена Белинским. Он писал, что это «мастерской юмористический очерк, в котором больше поэтической жизни и истины, чем во многих пудах романов других наших романтиков…». Тематически повесть отличается от повестей петербургского цикла. Здесь изображены жизнь и быт провинции, а не столицы. На этом основании некоторые исследователи относят «Коляску» к повестям «миргородского» цикла. В самом деле, описание южного городка в «Коляске» очень напоминает описание Миргорода в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Кроме того, если исключить «Коляску» из третьего цикла повестей, то оставшиеся повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель» и «Записки сумасшедшего») с полным основанием могут быть названы петербургскими. Однако сам Гоголь включил повесть в состав третьего тома сочинений 1842 года наряду с петербургскими повестями. Этим томом завершалось написанное Гоголем в прозе до «Мертвых душ» (последний, четвертый, том включал драматические произведения). Повесть впервые опубликована отдельно в 1836 году в первом томе журнала «Современник», издаваемого А. С. Пушкином, который одобрительно отозвался о ней в одном из своих писем: «Спасибо, великое спасибо Гоголю за его «Коляску»», – писал он. Несмотря на «легкий», анекдотический характер повести, цензура изъяла в ней ряд мест, в которых писатель отрицательно изображал офицерство. Высокую оценку дал повести В. Г. Белинский. Он писал: «В ней выразилось все умение г. Гоголя схватывать эти редкие черты общества и уловлять эти оттенки, которые всякий видит каждую минуту около себя и которые доступны только для одного г. Гоголя». Как о великолепном художественном произведении отзывался о повести А. П. Чехов: «Сплошной восторг, и больше ничего», – говорил он о «Коляске».

К циклу «Повестей» примыкает «Рим», опубликованный в 1842 году под заголовком «Отрывок». Повесть задумана как обширное повествование: и по-видимому, не закончена. По сюжету это рассказ об увлечении юного римского князя молодой девушкой-албанкой Аннунциатой. Содержится здесь ряд великолепных описаний наряда и внешности девушки, изображение Парижа, где некоторое время живет в роскоши молодой князь, а также Рима, утратившего свое былое величие. Возвратившись после четырехлетней разгульной жизни в Париже в Италию в связи со смертью отца, герой остался без средств. Изменяется его взгляд на жизнь, на свою родину. «Где же огромный древний Рим?» – вопрошает он, стараясь понять причины расцвета, величия и падения своей родины – Италии и Рима. В повести содержится великолепное описание итальянской природы, городских пейзажей, картин великих художников. Молодому человеку хотелось бы воскресить былое величие Рима: он ищет и не может найти пути к этому возрождению. Видимо, юный князь рассматривает Италию как страну, обойденную судьбой; «осталось пусто Средиземное море; как обмелевшее речное русло, обмелела обойденная Италия». Ему теперь представляется близоруким поведение современной молодежи и политиков, погрязших в беспечности и лени. Иногда герой видел закономерность гибели своего отечества; ему виделись «зародыши» его возрождения. Он старался изучить свой народ и постоянно, непрерывно разыскивал Аннунциату. Он увидел молодую девушку на карнавале, но встретиться с ней так и не смог. Повесть заканчивается тем, что молодой князь, пораженный божественным, величественным видом Рима и его окрестностей, «позабыл и себя, и красоту Аннунциаты, и таинственную судьбу своего народа, и все, что ни есть на свете».

Эти повести первоначально были опубликованы в различных изданиях. Повесть «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего» впервые были изданы в 1835 году в сборнике «Арабески». «Нос» и «Коляска» напечатаны в 1836 году в журнале А. С. Пушкина «Современник». «Шинель» была за кончена в 1841 году и впервые опубликована в третьем томе Собрания сочинений Гоголя 1842 года. Седьмая, незавершенная, повесть «Рим», впервые опубликована в 1842 году в журнале «Москвитянин». Все семь «петербургских» повестей, опубликованных впервые в разных изданиях, были объединены Гоголем в третьем томе Собрания его сочинений 1842 года. При этом повести «Коляска» и «Рим» тематически не примыкают к указанному циклу, хотя сам автор счел нужным объединить их в одном томе. Поэтому повести Гоголя вошедшие в третий том его Собраний сочинений 1842 года, в какой-то степени условно могут быть названы петербургскими. Повести Н. В. Гоголя свидетельствуют об определенной творческой эволюции художника. Эта эволюция в основном определялась теми изменениями, которые происходили в художественном методе писателя. В своем творческом методе Гоголь переходил от романтических к реалистическим формам изображения действительности. Соответственно изменились и средства художественного изображения. Очень хорошо сказал об эволюции творчества Гоголя В. Г. Белинский. Он отметил, что в «Вечерах…» преобладает «комизм», что там «все светло, все блестит радостью и счастьем»; в «Арабесках» и «Миргороде» «Гоголь от комизма» переходит к «юмору», который «смешит уже только простаков или детей», а люди, заглянувшие в глубь жизни, смотрят на его картины с грустным раздумьем, с тяжкою тоскою…». Эволюция художественного метода, определяя средства изображения, в свою очередь, сама зависела от углубления взгляда писателя на окружающую действительность. Гоголь старается определить причины социальных противоречий и конфликтов и, естественно, обращается к реализму. В этом состоит новаторство Гоголя-художника. По верному замечанию Белинского, Пушкин и Гоголь дали новые «критериумы для суждения об изящном». «Пушкин и Гоголь, – вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уже читал!», но которых чем больше читаешь, тем больше приобретаешь…».

К 1830 годам относится ряд небольших эпических зарисовок, отрывков. «Ночи на вилле» написаны в связи с конкретным событием – болезнью и смертью графа И. М. Виельгорского, «Страшная рука» и «Фонарь умирал» , «Дождь был продолжительный» (отрывки 1833 года), отрывок из повести «Рудокопов» (1834), а также зарисовки «Семен Семенович Батюшек» (1835), «Девицы Чабловы» (1839).

* * *

Большинство повестей Гоголя имеет четкую социальную, этическую или психологическую концепцию, зафиксированную в системе художественных образов. В «Петербургских повестях» этико-психологическая художественная концепция повестей «Нос», «Невский проспект», «Коляска» подчеркивает идею приоритета внутреннего содержания личности, которое определяет ее значительность или ничтожность независимо от ее внешних форм. Социально-художественная концепция зафиксирована Гоголем в повестях «Записки сумасшедшего», «Портрет» и «Шинель», где изображена трагическая гибель личности в условиях враждебной среды.

Гоголь, чуждавшийся политики и открытого вмешательства в общественные дела, в то же время никогда не был писателем нейтральным. Он знал художественную цену своему творчеству и не прощал несерьезного отношения к писательскому труду или бездарности. И именно «Петербургские повести» явились наивысшим уровнем художественной зрелости, рубежом, которым открывалась характерная затем для его последующего творчества черта, доставившая ему и славу, и страдания – осознанная концептуальность.

«Шинель» — один из старейших спектаклей театра Современник. Он поставлен по знаменитому одноименному произведению Н. В. Гоголя режиссером Валерием Фокиным. Впрочем, спектакль преисполнен сюрпризов и выходит за рамки хрестоматийной версии. В спектакле «Шинель» в Москве зритель сможет взглянуть на гоголевского персонажа другими глазами и увидеть в его характере абсолютно новые черты.

Спектакль «Шинель»: возрождение классики в новом прочтении

Впервые спектакль «Шинель» на «Другой сцене» Современника показали в 2004 году. Постановка Валерия Фокина изрядно нашумела и поразила столичную публику неординарным подходом к классическому произведению.

В первую очередь неожиданностью стало перевоплощение знаменитой и блистательной актрисы Марины Нееловой, которая в этой постановке сыграла не кого-нибудь, а гоголевского «маленького человечка» Акакия Акакиевича Башмачкина.

Ее роль в спектакле «Шинель» в Современнике характеризуется душераздирающим перевоплощением. И дело не в гриме и костюмах, а в удивительном погружении в роль актрисы. Женщина играет мужскую роль - это что-то новенькое для Современника.

Действие спектакля Фокин перенес в наше время. Башмачкин - ничем не привлекательный «маленький человечек», которого не замечают окружающие. Чтобы обратить на себя внимание, он заказывает в пошивочной шикарную шинель.

Но сможет ли богатая обертка изменить жизнь героя? «Шинель» 2019 вновь поразит воображение публики и заставит задуматься над многими актуальными и жизненно важными вопросами.

Спектакль «Шинель» на совершенно новой сцене

«Другая сцена» Современника - это радикально другой зал с инновационными технологиями и массой технических возможностей. Спектакль наполнен невероятной динамикой. На огромном экране, расположенном на заднем плане, перед зрителем вихрем проносятся «живые» картинки: кварталы Петербурга, стук машинки «Зингер», фраки, цилиндры, гигантские силуэты.

Все это визуальное очарование сдобрено красивой музыкой композитора Александра Бакши. Общий замысел режиссера позволил реализовать сложнейшую идею. Марина Неелова мастерски перевоплощается и всего за час, во время которого длится спектакль, успевает сыграть и тихое счастье, и понимание ветхости дома-шинели, и дикий ужас от необходимости строить новый дом. А к концу постановки зритель отчетливо понимает, что необузданные эмоции и искренние чувства всегда берут верх даже над самым расчетливым рассудком.

Как купить билеты на «Шинель» в театре Современник

Если вы хотите увидеть знаменитый гоголевский сюжет в новом прочтении и современном идеологическом обрамлении, вам необходимо заранее купить билеты на «Шинель». В нашем агентстве вы можете сделать это без труда:

  • зайдите на сайт;
  • выберите спектакль и определитесь с местами в зрительном зале;
  • оплатите заказ в режиме онлайн.

Наш сайт самый удобный и современный ресурс с интуитивно понятным интерфейсом и активной профессиональной информационной поддержкой. Вы можете заказать билеты на спектакль «Шинель» с доставкой по Москве и Санкт-Петербургу, воспользоваться скидками для компаний более 10 человек, получить исчерпывающую информацию об этом или других мероприятиях. Не отказывайте себе в удовольствии увидеть абсолютно непохожий на хрестоматийную «Шинель» спектакль и насладиться великолепной игрой Марины Нееловой.

На экране идет снег. Снег падает, его словно засасывает в воронку, и двухметровая шинель, громоздящаяся посреди площадки, кажется этой самой воронкой. Снег медленный и подрагивающий, как в норштейновских мультфильмах. Вдруг из-за воротника шинели вылупляется, покачиваясь на тонкой шее, голова - плешивая старческая макушка с парой серых перышек. Кукольные стеклянные глаза обводят взглядом пустую сцену, и голова исчезает в недрах шинели. Через некоторое время внизу, между полами, как в проеме занавеса, появляется сам старичок, выписывает круги на полусогнутых: «Кхе-хе-хе». Усаживается на канцелярскую скамеечку, вынимает из-за пазухи перо, причесывает им волоски на голове. Выводит на бумаге, настраивается: «Ми-ми-ми… Ми-ла-стивый гас-падин…»

Марина Неелова играет Акакия Акакиевича Башмачкина в спектакле по гоголевской «Шинели». Почти год назад этой «Шинелью» открылся новый, по сути, театр - Другая сцена московского «Современника», выстроенная для новаций. Первым новатором пригласили Валерия Фокина, чей Мейерхольдовский центр такими экспериментами и занимается. Идея дать Нееловой сыграть Башмачкина принадлежит ее другу Юрию Росту, и это отличная идея - о ней было известно давно, и спектакля ждали.

Дар Нееловой к травестии - комический по природе дар - поддерживается ее трагедийным строгим темпераментом: редкостное сочетание качеств. Она ни на секунду не впадает в раж, ни в одном жесте не перебирает, играя не свой возраст, - стоит вспомнить обе ее роли в «Сладкоголосой птице юности», стареющей кинодивы и усохшей до срока невесты. Башмачкин в исполнении Нееловой - грандиозный аттракцион. Узнать большую актрису в крохотном старике, что бережет силы для каждого движения, невозможно, между ней и ролью нет ни одной щели.

Дар Фокина, в свою очередь, заключается в умении заворожить, заморочить зрителя мистическим маревом вздохов, заполошных вскрикиваний, мелькающими по стенам тенями. «Шинель», видать, тянули за полы в разные стороны. Нееловой очень хочется сыграть саму историю несчастного Башмачкина, прожить ее до соснового гроба, но Фокин в вопросе психологии и человеческих историй не профессор. В его сочинении, как обычно, темные фигуры бродят по галереям над головами зрителей, мечутся по экрану тени, голосят артисты ансамбля «Сирин» Андрея Котова и чудит со звуками и шумами Александр Бакши. Старая рыжая шинель, служившая в начале Башмачкину домом, оборачивается у Фокина в финале гробом. Но по-настоящему фокинская (и гоголевская) тема должна бы начинаться там, где заканчивается спектакль, - за гробом, когда у Калинкина моста появляется мертвец, хватая прохожих за воротники. К консенсусу стороны могли бы прийти, когда б остановили спектакль на двадцатой минуте - тогда о нем, как о «Шинели» Норштейна, можно было бы продолжать мечтать, рассказывая знакомым: «Гениальное начало!»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры