Презентация на тему "А.П. Бородин"

Главная / Чувства

Введение.

Данный план урока подходит для проведения открытого урока, на котором присутствуют ученики с 4 по 10 классы, но он может быть использован и для проведения урока с одним классом.

Цель: популяризация имени великого композитора, учёного-химика А. П. Бородина.

Задачи:

  1. Познакомить с музыкальным творчеством композитора, пробудить интерес к музыке и химии.
  2. Воспитывать чувство прекрасного, чувство патриотизма и гордости за отечественную историю и искусство.
  3. Развивать творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся.

Оборудование: слайд-презентации, портреты современников А. П. Бородина, музыкальные произведения Бородина, ТСО.

Перед уроком учащимися 6–10 классов под руководство учителя готовится музыкально-литературная композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”. Ученики из класса выбирают себе персонажей оперы (князь Игорь, его жена Ярославна, половецкий хан Кончак и прочие) и получают на руки тексты соответствующих стихов и песен, которые или учат наизусть, или используют в процессе исполнения композиции.

Участвующие обязательно должны быть знакомы с сюжетом “Слова о полку Игореве” и добровольно согласиться на участие в той или иной роли. Учителю необходимо заранее подготовить каждого ученика к выступлению, ответить на все интересующие учеников вопросы по этой теме.

Выступления учеников в композиции происходят под заранее подготовленные музыкальные записи или под живое исполнение учителя на фортепиано. Также по ходу повествования показываются слайды специально заготовленной презентации, повествующей о сюжете оперы, и звучит пересказ сюжета учителем.

Ход мероприятия

Учитель музыки: Сегодня мы познакомимся с жизнью и музыкальным творчеством Александра Порфирьевича Бородина. Это русский композитор и талантливый химик, ученый и педагог, поэт и профессор медицины, дирижёр и музыкальный критик, активный общественный деятель.

По ходу урока ученикам показываются отдельные слайды презентации о Биографии Бородина (Презентация 1).

Слайды 1–4. Великий химик и композитор А. П. Бородин.

Две страсти владели Бородиным с детских лет – к химии и музыке.

В. В. Стасов, музыкальный критик говорил о Бородине: “А. П. Бородин равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…”

Д. И. Менделеев писал о Бородине: “Первоклассный химик, которому многим обязана химия”.

Слайды 5–7. Семья и детство А. П. Бородина. Царское Село.

31 октября (12 ноября) 1833 года в Царском Селе под Петербургом родился мальчик, о чём в церковной книге появилась запись: “Пантелеймоновская церковь в Санкт-Петербурге, 1833 года, октября, тридцать первого числа… у дворового человека Порфирия Ионова Бородина и законной жены его Татьяны Григорьевой родился сын Александр”. Но в этой записи верно лишь то, что родился мальчик по имени Александр. Настоящим отцом Саши был князь Лука Степанович Гедианов, из древнего рода Имеретинских, мать – солдатская дочь Авдотья Константиновна Антонова. Князю было, без малого 60 лет и в Москве у него существовала законная семья. Ни на что не надеялся князь, но его полюбили. Так и прожили родители Александра невенчанными супругами более 10 лет в любви и согласии. Вот оттого их сын узаконен именем дворового человека, по метрическому свидетельству – он крепостной своего отца. Лука Степанович всегда мечтал о сыне и сожалел, что не может дать ему своего имени. Перед своей кончиной он дал вольную крепостному мальчику. В наследство Авдотье Константиновне он оставил большой дом, а сыну – икону Николы Мирликийского древней работы.

Мать Саши была женщина умная, энергичная, она души не чаяла в своем сыне и не жалела средств на его обучение. В виду болезненной хилости мальчика воспитывали дома, под руководством опытных преподавателей. Мать в свободное время очень любила играть на гитаре. Тогда сын присаживался у её ног и слушал, как зачарованный, чудесные звуки гитары и пение матери. Заметив это увлечение музыкой, Авдотья Константиновна пригласила учителя обучать его игре на флейте.

Музыкальная страничка: учитель исполняет на блок-флейте небольшую песенку.

Вскоре появилось желание самому писать музыку. Талантливый мальчик в 9 лет сочинил небольшую фортепианную пьесу “Полька Элен”, в 13 лет – концерт для флейты в сопровождении фортепиано. А в 1849 году удалось издать несколько пьес юного композитора.

Музыкальная страничка: учитель исполняет “Польку” Бородина; учитель и ритмический оркестр 4 и 5 классов исполняют “Мазурку” Бородина. Приложение 3, Приложение 4.

Слайды 8–9. Учёба в Медико-хирургической академии.

Летом 1850 года Александр Бородин поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Медико-хирургическая академия, открытая в Петербурге в конце ХVIII века, представляла собой самое крупное высшее учебное заведение России. А. П. Бородин даже во время учебы не оставляет музыки. Он посещает музыкальные вечера, концерты.

Слайды 10–11. Бородин – профессор медицины.

В 1856 году Бородин на “отлично” закончил Медико-хирургическую академию и начал работать во Втором сухопутном госпитале. Он стал профессором медицины.

Слайды 12–17. Бородин – талантливый химик.

К своему любимому занятию химией он смог вернуться только после сдачи экзамена на степень доктора медицины – его диссертация имела химическую направленность. В ученых кругах заговорили о Бородине как о молодом, подающем большие надежды химике. В 1859 году Бородина командировали для усовершенствования знаний по химии в немецкий город Гельдейберг.

Учитель: Какие черты характера вы угадываете в человеке, сочетавшем в себе и любовь к музыке, и интерес к науке?

Ответ учащихся: Талантливость, ум, образованность, любознательность, любовь к труду…

Учитель: Всё это так, Бородин был именно таким выдающимся человеком. Благодаря этим качествам русская интеллигенция заслужила уважение не только в России, но и во всём мире.

Слайд 18. Встреча с Прототоповой.

Музыкальная страничка: по ходу повествования учитель музыки исполняет фрагмент до-диез минорного вальса Шопена (после слов “произведения Шопена”) и фрагмент Марша Мендельсона (после слов “они поженились”).

Городу Гейдельбергу Бородин обязан тем, что встретил там свою первую и единственную любовь, будущую жену Екатерину Сергеевну Прототопову – верного друга, серьезного критика его музыкальных произведений, страстную почитательницу его таланта. Вот как это произошло.

В Гейдельберге Александр Порфирьевич находит много знакомых, приобретает новых друзей. Молодые ученые собираются вместе. Так образовался гейдельбергский кружок, в который входили Менделеев, Сеченов, Боткин и другие учёные. На собраниях кружка обсуждали новые находки в области науки, литературы, музыки, устраивались музыкально-литературные вечера. На одном из таких вечеров происходит знакомство с русским писателем Тургеневым.

Однажды присутствовала на вечере недавно приехавшая специально по этому поводу пианистка Екатерина Сергеевна Протопопова. Она играла произведения Шопена и Шумана. “Пока я играла, – вспоминала она, – Бородин был у рояля и весь превратился в слух. Он тогда ещё почти не знал Шумана, а Шопена разве только немного больше. Он себя в первый же день знакомства отрекомендовал “ярым мендельсонистом”. Вскоре они поженились.

Квартет № 2, который композитор посвятил своей жене, называют жемчужиной русской классики. Композитор первую часть квартета назвал “Ноктюрн”.

Также необыкновенно поэтичен ноктюрн Бородина из фортепианной сюиты. Его мы и послушаем в исполнении учителя музыки.

Музыкальная страничка: учитель просит ученика прочитать на фоне музыки текст: “Ноктюрн в переводе с французского – ночной. Ноктюрном называют лирические и мечтательные пьесы, навеянные образами ночи”.

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывём, пылающею бездной
Со всех сторон окружены,
Ф. Тютчев.

Слайды 20–21. “Могучая кучка”.

Решающим в музыкальной биографии Бородина стал 1862 год, когда он познакомился и подружился с Милием Балакиревым и его кружком “Могучая кучка”, в которую входили Цезарь Кюи, Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский. Это были богатыри, которые прославили русскую музыку. Под их влиянием Бородин начал работу над 1 симфонией.

Слайды 22–23. Симфонии.

Всего Бородиным написано три симфонии и одна из них называется “Богатырская”.

Учитель: Давайте вспомним музыку этой симфонии. Посмотрите на картину Васнецова “Три богатыря” (ученикам показывается фотография картины). Послушайте начало симфонии, глядя на эту картину, и подберите слова к характеру музыки. Какая музыка?

Музыкальная страничка: звучит короткий фрагмент симфонии № 2.

Ответ учащихся : Сильная, мужественная, суровая, могучая, энергичная, смелая, богатырская…

Учитель: Молодцы. Так композитор хотел изобразить величие своей страны, крепость духа и мужество её защитников.

Находясь в Йене (Германия), Бородин посетил театр, концерт из произведений Ф. Листа, на который приехал и сам автор. Узнав по визитной карточке, что приехал Бородин Лист стремительно вышел к нему навстречу и, протягивая руку, сказал: “Вы написали превосходную симфонию”. Впоследствии Бородин описал эту встречу в своём музыкальном очерке.

Слайд 24. Бородин – лирик.

Бородин обладал даром поэта и иногда сочинял стихи.

Я спросил у свободного ветра:
“Что мне делать, чтоб быть молодым?”
Мне ответил играющий ветер:
“Будь воздушным, как ветер, как дым”.
Л спросил у могучего моря:
“В чём великий завет бытия?”
Мне ответило звучное море:
“Будь всегда полнозвучным, как я!”
Я спросил у высокого солнца:
“Как мне вспыхнуть светлее зари?”
Ничего не ответило солнце.
Но душа услыхала: “Гори!”

Дар поэта появился у Бородина не сразу. Он очень любил народные песни, и собирал их, будучи в деревнях. Однажды, написав небольшое произведение, он не смог найти соответствующие слова к музыке и попытался написать их сам. Таким образом, появились такие вокальные произведения, как “Морская царевна”, “Песня тёмного леса”, “Фальшивая нота”, “Море” и другие.

Слайды 25–26. Песни и романсы Бородина на стихи знаменитых поэтов.

Музыкальная страничка: учитель исполняет песню-романс “Красавица-рыбачка” на слова Г. Гейне. Приложение 5

Слайды 27–30. Опера “Князь Игорь”.

В 1869 году Бородина увлекает сюжет “Слово о полку Игореве”, предложенный В. В. Стасовым. Эпос XII века “Слово о полку Игореве” описывает неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Композитор при участии Стасова создаёт либретто для новой оперы – “Князь Игорь”.

В 1887 году случается скоропостижная смерть этого замечательного учёного и талантливого композитора. Его тело хоронят в Александро-Невской лавре рядом с телом друга Бородина, композитором М. П. Мусоргским.

Работа над оперой “Князь Игорь”, затянувшаяся на 18 лет, так и не была завершена автором. После смерти Бородина его друзья, Римский-Корсаков и Глазунов закончили оперу. Опера состоит из четырёх действий с прологом. Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре.

Учитель: сейчас вы увидите музыкально-литературную композицию по мотивам оперы “Князь Игорь”, подготовленную учащимися 6–10 классов.

По ходу исполнения композиции показываются отдельные слайды презентации об опере Бородина “Князь Игорь” (Презентация 2).

Слайды 1–6. Введение.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. Наиболее значительное произведение Бородина – опера “Князь Игорь”, являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.

Опера “Князь Игорь” развивает традиции эпической оперы Глинки “Руслан и Людмила”. Либретто оперы написал сам композитор Бородин. Источником для либретто послужил замечательный памятник древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”, рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев.

Учитель представляет заранее подготовившихся учеников, называя их роли в композиции:

Слайд 7. Главные герои оперы: Игорь Святославович, князь северский. Баритон.

Слайд 8. Ярославна, его жена. Сопрано.

Слайд 9. Кончак, половецкий хан. Бас.

Слайд 10. Владимир Игоревич (сын князя Игоря); Кончаковна (дочь половецкого хана).

Слайд 11. Действие происходит: в прологе, в первом и четвёртом действиях – в городе Путивле, во втором и третьем действиях – в половецком стане в 1185 году.

Слайд 12. Пролог. На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы.

Слайд 13. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим “Божьим знаменьем” и советуют Игорю отложить поход.

Слайд 14. Однако Игорь уверен в правоте своего дела – он идёт защищать Русь.

Слайд 15. Хор.

Под аккомпанемент учителя ученики поют хором:

Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!

Слайд 16. Один ученик исполняет мелодекламацию из трех строк, затем опять поёт хор:

С Дону великого до лукоморья
Слава звенит по степям половецким.
В землях незнаемых славу поют вам!
Солнцу красному слава, слава, слава в небе у нас!
Князю Игорю слава, слава, слава у нас на Руси!

Ученикам показывается видео. Видеофильм можно получить у автора статьи.

Слайд 17. Действие первое. Картина первая. Княжой двор Владимира Галицкого. Разгулявшаяся челядь славит князя. Галицкий любит пображничать и пошуметь. Однако ему не хватает власти и богатства. Он мечтает о том, чтобы занять место Игоря.

Слайд 18. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии Галицкого:

Только б мне дождаться чести,
На Путивле князем сести,
Л б не стал тужить,
Я бы знал, как жить!

Всем чинил бы я расправу.
Как пришлось бы мне по нраву.
Всем бы суд чинил,
Всех вином поил. Пей, пей, пей, гуляй!

Слайд 19. Ученики (девочки и мальчик) разыгрывают сценку:

Во двор вбегают девушки. Они жалуются Галицкому на его приближённых, укравших их подружку. Княгиня высказывает Галицкому своё неудовольствие его поведением. Галицкий держится вызывающе. Он грозит, что сместит Игоря на Путивле. Ярославна в гневе прогоняет его.

Слайд 20. Картина вторая. Ярославна охвачена тревогой: уже давно нет известий о князе Игоре и дружине, сбываются тяжёлые предчувствия. С любовью думает она о своём муже, тоска и печаль сжимают ей сердце.

Слайд 21. Под аккомпанемент учителя ученица читает слова Ярославны:

Полечу кукушкою по Дунаю,
Омочу шелковый рукав в Каяле-реке,
Утру князю кровавые его раны на могучем его теле.

Слайд 22. Бояре приносят Ярославне печальные вести: русская рать разбита, Игорь и Владимир в плену.

Слайд 23. Под аккомпанемент учителя все ученики (мальчики) исполняют фрагмент хора бояр:


Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 24.

Мужайся, княгиня, недобрые вести
Тебе мы несём, княгиня.

Слайд 25. Ученик бьёт в гонг – изображает звон колокола.

Звон набатного колокола возвещает об опасности – половцы приближаются к Путивлю; начинается пожар. Бояре полны решимости отстоять Путивль от врага.

Слайд 26. Действие второе. В половецком стане томится в плену князь Игорь.

Слайд 27. Не спится князю Игорю. Его гнетут тяжёлые думы. Нелегко пережить позор поражения и плена. Трудно смириться с мыслью о родине, порабощённой врагом, стонущей от грабежей и пожаров. Игорь страстно жаждет свободы: тогда он сможет, собрав новую рать, разбить половцев и освободить Русь. С большой нежностью он вспоминает жену и самого близкого друга – Ярославну.

Слайд 28. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии князя Игоря: Приложение 7.

О, дайте, дайте мне свободу,
Я свой позор сумею искупить;
Спасу я честь свою и славу,
Я Русь от недруга спасу!

Ты одна, голубка, лада.
Ты одна винить не станешь.
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне простишь.

Слайд 29. Крадучись подходит к Игорю Овлур, крещёный половчанин. Он предлагает князю свою помощь, уговаривая его бежать из плена. Однако гордость не позволяет Игорю согласиться на тайный побег. Игорь отказывается.

Слайд 30. Из-за шатра выходит хан Кончак. С большим уважением относясь к своему пленнику, он старается облегчить его участь и даже предлагает отпустить его совсем – лишь с условием, что Игорь не поднимет меча против его рати.

Слайд 31. Под аккомпанемент учителя ученик исполняет фрагмент арии хана Кончака:

Я храбр, я смел, страха я не знаю,
Все боятся меня, всё трепещет кругом.
Но ты меня не боялся, пощады не просил, князь.

Ах, не врагом бы твоим, а союзником верным,
А другом надёжным, а братом твоим
Мне хотелося быть, ты поверь мне!

Слайд 32. Но Игорь не скрывает, что, как только вырвется из плена, соберёт новую рать и снова будет воевать с половцами.

Слайды 33–34. По велению Кончака половецкие пленники и пленницы развлекают Игоря восточными плясками – то плавными, томными, полными неги, то стремительными, огненными.

Слайд 35. Ученицы вместе с учительницей исполняют хор половецких девушек-невольниц:

Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.

Там, под знойным небом.
Негой воздух полон,
Там под говор моря,
Дремлют горы в облаках.

Слайды 37–38.

Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зелёных.

Слайды 39–40.

Там так ярко солнце,
Сладкий виноград растёт.
Там тебе привольней, песня.
Ты туда и улетай!

Слайд 41. Действие третье. Игорь решается на побег. Овлур готовит лошадей – для князя, княжича и себя.

Слайд 42. В последний момент появляется Кончаковна. Она молит Владимира остаться или взять её с собой. Владимир в нерешительности. В отчаянии Кончаковна поднимает тревогу. Князь Игорь и Овлур успевают скрыться.

Сбежавшиеся половцы требуют смерти Владимира, но Кончак решает иначе: “Если сокол ко гнезду улетел, мы соколика опутаем красною девицей”. Подведя Кончаковну к княжичу, он говорит: “Вот тебе жена, Владимир!”

Показ слайдов приостанавливается.

Действие четвёртое. В Путивле на городской стене Ярославна оплакивает мужа. Она уже не верит, что увидится с ним. Обращаясь к ветру, Днепру, солнцу, Ярославна ждёт от них ответа – где Игорь, что с ним? С тоскою смотрит Ярославна вокруг – на выжженные сёла, заброшенные пашни.

Ученикам показывается видео. Видеофайл можно получить у автора статьи.

Слайд 43. Вдруг вдали показываются два всадника. В одном из них княгиня узнаёт Игоря. Наконец-то счастье вернулось к ней!

Слайды 44–46. Хмельные Скула и Ерошка, завидев князя Игоря, колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть – вернулся князь! Народ величает князя Игоря.

Показ слайдов останавливается.

Учитель: дорогие ученики! Вы познакомились с оперой “Князь Игорь” великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. Это одно из известнейших произведений русской культуры, эпос, повествующий об исторических событиях нашей страны, происходивших в далёком прошлом.

Б. В. Асафьев говорил: “Князь Игорь” – опера высокого гражданского звучания. Это одно из тех произведений, которые составляют славу русской музыки.

Конец плана урока.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Александр Порфирьевич Бородин - один из наиболее выдающихся и разносторонних деятелей русской культуры девятнадцатого века. Творческое наследие великого композитора. Работа Бородина над Второй ("Богатырской") симфонией. Программный характер произведения.

    реферат , добавлен 21.04.2012

    Биография Ференца Листа - венгерского композитора, пианиста-виртуоза, педагога, дирижёра, публициста. Получение им образования, личная жизнь и творческая деятельность. Последние годы жизни композитора. Его фортепианные произведения, симфонии и сонаты.

    презентация , добавлен 14.04.2015

    Цезарь Антонович Кюи - русский композитор, музыкальный критик, активный пропагандист идей и творчества "Могучей кучки", крупный ученый в области фортификации, инженер-генерал. Детские и юношеские годы композитора, его творчество. Камерная музыка.

    реферат , добавлен 07.06.2011

    Проявление яркого таланта Людвига ван Бетховена в детские годы, начало постижения композиторской техники и создание первых музыкальных произведений. Тяжелая жизнь и формирование личности композитора, его гастрольная деятельность и творческое развитие.

    презентация , добавлен 22.05.2012

    Семья, детские годы Вольфганга Амадея Моцарта, раннее проявление таланта маленького виртуоза. Начальный период жизни в Вене. Семейная жизнь Моцарта. Работа над произведением Реквием. Творческое наследие композитора. Последняя опера "Волшебна флейта".

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Педагогическая деятельность и преподавательская работа В.Ф. Хохолкова. Его песни, вошедшие Золотой Фонд культуры Сибири. Составление Хохолковым песенной антологии композиторов Алтайского края. Исследовательская деятельность по изучению фольклора региона.

    презентация , добавлен 17.05.2016

    Изучение вокального произведения, как синтеза слова, музыки и инструментального сопровождения. Пушкинская лирика в романсах композиторов. Сравнительный анализ романсов советских композиторов на стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный".

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

Плаксин Сергей

Презентация о жизни и творчестве А.П.Бородина.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнил: Плаксин Сергей Руководитель: Васильева Елена Анатольевна МОУ ДОД ДШИ п.Октябрьский Радищевского района Ульяновской области Презентация на тему: «Александр Порфирьевич Бородин»

Александр Порфирьевич Бородин (1833- 1887) "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой". В.В.Стасов

Детство Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Авдотьи Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. Мать Александра Бородина была любительницей музыки - играла на гитаре, пела русские песни и романсы

Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку « Helen ». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Юность

Медика - хирургическая академия (1850-1858) В 1850 году Бородин поступил в Медико-хирургическую академию. Занимался он с рвением и само отверженностью. Для музыки оставалось меньше времени, но при случае, слушал с приятелями романсы Алябьева, Варламова, Гурилева, Виольбоа и пытался сочинять романсы, похожие на них. Сочинял он и камерные ансамбли. Уже тогда Александр Бородин на всю жизнь проникся любовью к Глинке и очень любил его оперу «Жизнь за царя»

Медицина и химия В марте 1857 года молодой Александр был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским. В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях». В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность

Заграничная командировка С 1859 г. Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей -в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 г. Бородин наряду с Зининым и Менделеевым участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ. Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» что означало окончательное торжество атомо-молекулярной теории строения вещества, Осенью 1860 г. Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных. Город Гейдельберг

Весной 1861 г. Бородин вернулся в Гейдельберг. Здесь в мае 1861 г. он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой – молодой незамужней женщиной, приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше». Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции. Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат – ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её. После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями». В Гейдельберг он вернулся только летом 1862 года.

Профессор химии По возвращении в Россию Бородин поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической С 1864 года Бородин - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии. С 1883 - почётный член Общества русских врачей. В 1868 году А. П. Бородин стал учредителем Русского химического общества. Автор более 40 работ по химии.

" Могучая кучка" - Балакиревский кружок Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег. По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок А. П. Бородин был активным членом Балакиревского кружка. В кружке состояли: Милий Алексеевич Балакирев, Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков и Цезарь Антонович Кюи Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов

Музыкальное творчество В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом. Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики. 16 января 1869 года – первое исполнение «Первой симфонии» (под руководством Балакирёва) - признание как композитора 1876 год – исполнение II симфонии. Друзья назвали её «славянской героической», «львиной», « богатырской»

Камерная вокальная лирика Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов Александр написал 16 романсов и песен на тексты Пушкина, Некрасова, А.Толстого Гейне и некоторые – на собственные стихи.

Струнные квартеты Зимой 1979 года в одном из камерных концертов Русского музыкального общества исполнялось новое произведение – струнный квартет Бородина 26 января 1882 года прозвучал уже 2 квартет Бородина, в характере лирического раздумья. Особенно слушателям понравилась медленная 3 часть- «Ноктюрн»- жемчужина русской песенной лирики Струнный квартет имени Бородина

Главное музыкальное произведение 18 апреля 1869 года на музыкальном вечере у Л. И. Шестаковой В. В. Стасов предложил композитору в качестве оперного сюжета «Слово о полку Игореве». А. П. Бородин с интересом взялся за работу, побывал в окрестностях Путивля, изучал исторические и музыкальные источники, связанные с описываемым временем. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А. П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков Действующие лица оперы Игорь Святославич, князь Северский (баритон) Ярославна, его жена во втором браке (сопрано) Владимир Игоревич, его сын от первого брака (тенор) Владимир Ярославич, князь Галицкий, брат Ярославны (высокий бас) Кончак, половецкий хан (бас) Кончаковна, его дочь (контральто) Гзак, половецкий хан (без речей) Овлур, крещёный половчанин (тенор) Ерошка, гудошник (тенор) Скула, гудошник (бас) Половецкая девушка (сопрано) Няня Ярославны (сопрано) русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ, половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые

Признание за границей В конце 70-х и 80-е годы музык Бородина получает признание за границей. В 1877 году он познакомился с композитором Ференцом Листом. По инициативе Листа первая симфония Бородина была исполнена на фестивале в Баден Бадене. Успех был огромен. Исполнение музыки Бородина в Антверпене носило характер триумфа г.Баден-Баден г.Антверпен Ф.Лист

Смерть На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными. Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет

Музыкальные прозведения Оперы Богатыри (1868) Млада (совместно с другими композиторами, 1872) Князь Игорь (1869-1887) Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены) Произведения для оркестра Симфония № 1 Es-dur (1867) Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876) Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым) Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880) Камерно-инструментальные ансамбли струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll , 1854-55) струнное трио (Большое, G-dur , до 1862) фортепианное трио (D-dur , до 1862) струнный квинтет (f-moll , до 1862) струнный секстет (d-moll , 1860-61) фортепианный квинтет (c-moll , 1862) 2 струнных квартета (A-dur , 1879; D-dur , 1881) Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

Произведения для фортепиано В две руки Патетическое адажио (As-dur , 1849) Маленькая сюита (1885) Скерцо (As-dur , 1885) В три руки Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина В четыре руки Скерцо (E-dur , 1861) Тарантелла (D-dur , 1862) Произведения для голоса и фортепиано Разлюбила красна девица (50-е годы) Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы) Что ты рано, зоренька (50-е годы) Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) Спящая княжна (1867) Морская царевна (1868) Песня тёмного леса (1868) Фальшивая нота (1868) Море (1870) Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, 1868) Из слез моих (слова Г. Гейне, 1871) Арабская мелодия (1881) Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881) У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881) Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85) Чудный сад (Septain , 1885) Вокальный ансамбль мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

Память В память о выдающемся учёном и композиторе были названы: Государственный квартет имени А. П. Бородина Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве. Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот

Спасибо за Внимание

А в 1859 году Александр Бородин был послан изучать химию в немецкий город Гейдельберг в лабораторию профессора Эмиля Эрленмейера. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у друзей и предавались своему любимому занятию - музыке.

В Германии Александр Бородин познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой и в 1863 году она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, Екатерина Сергеевна имела на его творчество самое благотворное влияние.

Все свое время Александр Бородин делил между научным трудом, профессурой, музыкой и общественной деятельностью и всему этому он отдавался с одинаковым увлечением и любовью. В 1862 году, вернувшись в Россию, Бородин был назначен профессором по кафедре химии в медико-хирургической академии, а с 1863 года профессором кафедры химии Лесной академии. С 1864 года - он ординарный профессор. С 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Презентацию на тему "Александр Порфирьевич Бородин. Биография" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Слайд 3

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте ифортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Слайд 4

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Слайд 5

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

Слайд 6

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Слайд 7

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторыНиколай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры