Презентация по рассказу после бала толстого. Презентация по литературе на тему: "Л.Н.Толстой

Главная / Чувства

Л.Н.Толстой «После бала» Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом переформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – прогнания сквозь строй. Но рассказ После бала выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, честь, совесть, гуманность.


История создания рассказа. Рассказ основан на реальных фактах, произошедших в юности с братом Л.Н.Толстого Сергеем. «Варвара Андреевна Корейш… была дочерью воинского начальника в Казани Андрея Петровича Корейша. Лев Николаевич знал и ее, и отца. Чувство Сергея Николаевича (брата Л.Н.Толстого) к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней мазурку, на другое утро увидел, как ее отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда же стал известен Л.Н.Толстому, который через пятьдесят с лишним лет воспользовался им для своего рассказа «После бала»


1. Как вы думаете, почему этот случай так повлиял на чувства брата Л.Н.Толстого? 2. Почему, на ваш взгляд, писатель обратился к этому эпизоду из жизни брата спустя пятьдесят с лишним лет? 1. Возможно, он впервые столкнулся с настоящей жестокостью в жизни. 2. На закате жизни происходит осмысление всего того, что произошло. Прожив долгую жизнь, Толстой увидел, что казалось бы единичный случай, произошедший с братом в молодости, очень показателен: люди, совершая насилие, не задумываются о последствиях. И поэтому писатель, увидев много насилия в жизни, вновь обращается к этой теме в поздний период творчества.


Особенности жанра. Жанр – разновидность, тип повествования. Жанры бывают: -эпическими (роман, повесть, рассказ, сказка и др.); - лирическими (стихотворения, элегия, сонет, послание и др.); - лиро-эпическими (поэма, баллада); - драматическими (комедия, трагедия, драма, водевиль и др.)






Признаки, по которым сопоставляются сцены из рассказа Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата Слова, обозначающие цвет Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения


Какой принцип использует Л.Н.Толстой для построения своего рассказа? Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» строится по принципу контраста (антитезы, противопоставления): сцена бала, музыка, чувства, испытываемые героем на балу, контрастируют с тем, что услышал, увидел Иван Васильевич после бала.




Анализ литературного героя. Литературный герой – художественный образ, персонаж, созданный воображением писателя. 1. Назовите героев рассказа Л.Н.Толстого «После бала» 2. Образ полковника: -описание внешности, портрет; -характер; -поступки, поведение героя на балу и в сцене избиения солдата; 3. В чем особенность характера полковника?




1. О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать»? 2. Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином? 1. Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть. Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречат нравственным представлениям Ивана Васильевича. 2. Он отказался от карьеры. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь нравственного самоусовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу.


По Толстому, «нравственность не может быть ни на чем ином основана, кроме как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими существами и со всем. Ели человек не духовное, а телесное существо, он неизбежно живет только для себя, а жизнь для себя и нравственность несовместимы».


Список используемых источников %E9 Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 класс /учебник-хрестоматия/. Москва «Дрофа», 2000 Б.И.Турьянская. Литература 8 класс. Урок за уроком. Москва «Русское слово», 2001 Н.А.Миронова. Тематическое и поурочное планирование 8 класс. Москва «Просвещение», 2003

Контраст как основа композиции рассказа Цель урока: расширить представление учащихся о творчестве Л.Н.Толстого познакомить с его взглядами на ближайшую историю Задачи: рассмотреть сюжет и композицию рассказа дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н.Ге (1884)."Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни... Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям... Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни... Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создаёт ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника". Из дневника Л.Н.Толстого 1903г. 18 июня. …веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу, красавицу, дочь воинского начальника - поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И наутро, после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана, и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо.) 9 августа.Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно. 20августа.Только нынче кончил сказки, и не три, а две. Недоволен. Зато “А вы говорите” недурно. Здоровье все хорошо. Нынче еду в Пирогово. [..] История создания рассказа Что же послужило источником для создания рассказа? Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть. Перекличка эпох в рассказе «После бала» 40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе) 1900-е годы, время Николая2 (современная автору эпоха) 21век (эпоха, в которой живёт читатель) Автор подчёркивает контраст в композиции рассказа в языковых средствах в системе образов в описаниях Контраст как композиционный приём В рассказе выделяются следующие основные части: вступление на балу после бала заключение Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика Наблюдение над языковыми средствами На балу: бал бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный хозяева бала Варенька добродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушная полковник Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глаза Доволен, счастлив, блажен, добр, Иван Васильевич Экзекуция: улица Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка солдаты Много чёрных людей, в чёрных мундирах, наказывае мый Оголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное полковник Высокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкой Было стыдно, опустил глаза, на сердце была Иван Васильевич почти физическая, доходившая до тошноты, тоска Контраст в системе образов Полковник На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивают наблюдения над его отношением к дочери на балу? Какие качества его натуры проявляются в сцене на плацу? В чём корень этих противоречий, по мнению Толстого? Иван Васильевич Каким предстаёт Иван Васильевич в характеристике своих собеседников? Какую роль в жизненной судьбе Ивана Васильевича сыграл «случай»? Как характеризует героя его решение не служить в военной службе и нигде не служить? Вывод В чём вы видите критическую силу рассказа? В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: "Дочь и отец", "А вы говорите". Почему писатель отдал предпочтение заглавию "После бала?" Значение рассказа «После бала» Если мы прямо поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее. Если мы только перестанем слепить себе глаза выдуманными государственными пользами и благами и посмотрим на то, что одно важно: добро и зло жизни людей, нам все станет ясно. Если мы назовем настоящими именами костры, пытки, плахи, клейма, рекрутские наборы, то мы найдем и настоящее имя для тюрем, острогов, войск с общею воинскою повинностью, прокуроров, жандармов. Если мы не будем говорить: зачем поминать? и не будем заслонять дел людских прошедшего воображаемыми пользами для различных фикций, мы поймем то, что делалось прежде, поймем и то, что делается теперь. (Л.Н.Толстой. Николай Палкин)

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
  • дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
  • определить социально-нравственные проблемы рассказа.

1. Замысел произведения:

А) подсказан писателю кем-то; Б) придуман Толстым; В) реальное событие, произошедшее с родственником Толстого.

2. Жанр произведения:

А) очерк; Б) повесть; В) рассказ.

3. Из скольких сюжетных элементов состоит композиция произведения:

А) два;

В) четыре.

4. Каков тип композиции рассказа:

А) Повествование от 3 лица; Б) Рассказ в рассказе; В) Последовательное авторское изложение материала.

5. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?

А) важность судьбы героя после бала;

Б) важность утра, следующего за балом;

В) особое значение сцены расправы с солдатом.

6. Тема произведения:

А) рассказ о полковнике;

Б) показ николаевской эпохи;

В) повествование о любви Ивана Васильевича.

7. Произведение заставляет задуматься о:

А) личной ответственности человека за жизнь общества;

Б) судьбе полковника;

В) любви Ивана Васильевича.

Слайд 15: После бала.

Новый материал:

Слово учителя:

Каждый писатель, обдумывая композицию произведения и избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать свое видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагает картины, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.

Перекличку скольких эпох охватывает произведение?

(трех: 40-е 19 века, 1900-е годы и наше время)

Какие события изображены в рассказе?

Бал у губернаторского предводителя

Сцена наказания солдата.

Бал и наказание - в каком соотношении находятся эти слова? (Резкая противоположность.) И такая резкая противоположность называется контрастом . (Словарная работа, определение записывается в тетрадь.)

Этот композиционный приём использует Толстой в рассказе. Cлайд 20

В каких ещё произведениях мы встречали прием контраста?

("Капитанская дочка", "Тарас Бульба")

Давайте перенесемся в 19 век.

Звучит мазурка (Излюбленный польский танец. Веселый, задорный, как бы символизирующий военную удаль. Танцевали её на балах. В 19 веке мазурка стала одним из самых популярных бальных танцев.

Выступление 1 ученицы:

Бал - настоящая находка
Для юных франтов и для дам,
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет отец её на бал.
Ф. Кони

Балы в России стали проводиться по указу Петра 1 с 1718 года.

Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шахматы и шашки. Балы в 19 веке были излюбленным развлечением публики - как великосветской, так и мещанской.

Теперь рассмотрим сцену балла, изображенную Толстым. Cлайд 22

Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее героя рассказа воспринимается "с восторженным умилением"?

Герой влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты.

Выступление 2 ученика:

Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы 19века, время царствования Николая I. Ещё прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли "сквозь строй", когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить шпицрутинами по голому телу. Человека нередко забивали насмерть.

Из публицистических сочинений Л.Толстого мы узнаем, что:

"Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат - существо, движимое одними телесными страданиями.

Солдат - существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека.

Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда - отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого.

Вот кто защитник нашего Отечества."

Поэтому можно сделать вывод, что сцена наказания, изображенная Толстым, была привычным явлением для николаевской России.

Cлайд 24, Cлайд 25

Понаблюдаем над языковыми средствами. Cлайд 26, Cлайд 27

Работа по группам в парах (листочки)

Цель: выбрать из сцен бала и наказания языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет эти картины.

Вывод: мы наглядно увидели, что все произведение построено на контрасте. Это, к сожалению, дает нам право сделать вывод о социальной несправедливости, жестокости николаевской России.

Запись в тетрадь вывода.

Контрастное изображение героев, их психологическое состояние, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России.

Чтобы понять душевные муки рассказчика, надо сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа. Сравните и ответьте на вопрос: Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? Cлайд 30

Теперь, я думаю, самое время определить идею произведения.

Слайд 31, Cлайд 32, Cлайд 33, Cлайд 34, Cлайд 35

Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющего ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других - вот истинное "лицо" русской действительности.

Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за все, что происходит.

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему:

"Что такое честь, долг, совесть в моем понимании".

Тезисный план:

  1. Определения понятий (словарь)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы.
  4. Примеры из собственной жизни (жизни родственников).
  5. Не устарели ли эти понятия.









1 из 8

Презентация на тему: Л.Н. Толстой «После бала»

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Главный герой. Иван Васильевич - один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия жизни людей: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”. И в доказательство своих слов он приводит пример из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь... .

№ слайда 4

Описание слайда:

На балу. Об одном из таких вечеров и рассказывает герой Л. Н. Толстого. Это был бал у “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера”. Все было просто чудесно: “Зала прекрасная, с хорами, музыкантами - знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского”. В то время Иван Васильевич был пьян от любви к Вареньке Б. Она же была прелестна: “Высокая, стройная, грациозная и величественная”. Держалась она всегда необыкновенно прямо, “как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка”. В этот вечер герой рассказа не замечал других девушек, перед его глазами всегда стояло ее “сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза”. Он был по-настоящему счастлив. Иван Васильевич танцевал со своей возлюбленной почти все танцы: и кадрили, и польки, и вальсы; танцевал до упаду. Герой наслаждался обществом Вареньки и очень боялся, что она его покинет, что отец ее увезет. Но родитель девушки, “очень красивый, статный, высокий и свежий старик”, этого не сделал. Он понравился Ивану Васильевичу. И это чувство еще более усилилось; когда герой увидел, как танцует отец Вареньки со своей дочерью.

№ слайда 5

Описание слайда:

Душевное состояние Ивана Васильевича. Мы видим счастье человека, причем это счастье настоящее. Сам Иван Васильевич так описывает свое душевное состояние в тот момент: “Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро”. Он обнимал в то время весь мир своей любовью и боялся только одного - чтобы что-нибудь не испортило его счастья. Таков главный герой рассказа на балу.

№ слайда 6

Описание слайда:

Утро. На балу Иван Васильевич даже не задумывался, что может существовать совсем другой мир: злой и жестокий. В прекрасном настроении пришел он домой и долго не мог уснуть - от счастья. Он вышел прогуляться и пошел по направлению к дому Вареньки. Все ему было особенно мило: и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома, казавшиеся в тумане очень высокими. В душе Ивана Васильевича все пело и изредка слышался мотив мазурки, но он услышал в то утро и какую-то другую, жестокую, нехорошую музыку, став при этом свидетелем ужасного зрелища. Он увидел, как солдаты прогоняли через строй за побег татарина, который был привязан к ружьям двух солдат и на которого с обеих сторон сыпались удары. При каждом ударе наказываемый поворачивал сморщенное от страданий лицо в ту сторону, с которой падал удар, и не говорил, а всхлипывал: “Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте”. Но его голос не был услышан. Спина татарина представляла собой “что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное”, что Иван Васильевич не поверил, чтобы это могло быть тело человека.

№ слайда 7

Описание слайда:

Увиденное произвело на него сильное впечатление, но особенно он был потрясен тем, что высоким военным, возглавлявшим отряд солдат, оказался отец Вареньки. Ивану Васильевичу стало до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто он был уличен в самом постыдном поступке, он опустил глаза и поторопился уйти домой. “А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять все и вскочил”. После этого случая желание поступить на военную службу у Ивана Васильевича исчезло, он решил не только не поступать на службу, но и вообще нигде не служить, чтобы всегда быть в ладах со своей совестью. Герой меняется нравственно. Происходит как бы прозрение, появляется другой взгляд на мир. “А любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно... И любовь так и сошла на нет”.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вывод. На образе главного героя рассказа “После бала” Л. Н. Толстой показал пробуждение в человеке совести, чувства ответственности за ближнего и любви к нему. В этом рассказе особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В нем есть элементы притчи, а идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования. Такой взгляд на жизнь характерен для поздних произведений писателя. На мой взгляд, этот рассказ очень хорошо раскрывает нам человеколюбие Толстого, его настоящее отношение к жизни.

Открытый урок

Слайд 2

Данная презентация предназначена для проведения урока литературы с использованием технологий для учеников 8 класса. Презентация способствует повышению эффективности восприятия материала, предложенного учителем.

Цели презентации:

Слайд 3

Цели урока. Задачи урока. Гениальный писатель. Начало жизненного пути. Л.Н.Толстой – художник, мыслитель, человек. Работа над рассказом « После бала». История создания рассказа. Беседа. Задание. Используемая литература. Содержание.

Слайд 4

Цели урока:

Познакомить учащихся с основными биографическими сведениями писателя. История создания рассказа «После бала». Помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

Слайд 5

Задача урока:

Формировать у учащихся сознание о моральной ответственности человека за всё происходящее. Умение работать с текстом художественного произведения.

Слайд 6

Гениальный писатель.

Творчество Толстого – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чём заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. Свыше двухсот произведений написано Толстым. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? ЭПИГРАФ: Не зная Толстого – нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. М.Горький. (История русской литературы).

Слайд 7

Начало жизненного пути.

Детство. Усадьба Ясная Поляна Тульской области. Рано потерял родителей. По рождению и воспитанию принадлежал к высшей помещичьей знати в России. Кавказ и Севастополь (1851-1852) Толстой и «Современник» (1855 г) Духовный кризис, пережитый Толстым. (1879-1882 г) Смерть писателя 1910 г. Похоронен в Ясной Поляне.

Слайд 8

Ясная поляна Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его» Л.Н.Толстой

Слайд 10

Слайд 11

Работа над рассказом «После бала».

Глубокой болью за поругание человеческого достоинства, за невинно погубленных людей трогает читателя рассказ писателя «После бала». Что такое рассказ? Жанр эпоса. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объёмные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. В рассказе, как правило, одна сюжетная линия. История создания рассказа.

Слайд 12

История создания рассказа.

Случай, описанный в рассказе "После бала", взят Толстым из казанских наблюдений. Произошел он с братом Сергеем, влюбленным в дочь воинского начальника А.П.Корейша - Варвару. Но чувство угасло, как только утром, после бала, он увидел, как ее отец, лихо и весело танцевавший мазурку, командовал экзекуцией над солдатом, бежавшим из казармы. В.А.Корейш

Слайд 13

Беседа

Какое событие описано в рассказе? Прочитайте описание пейзажа на страницах учебника-хрестоматии. Помогает ли эта пейзажная зарисовка понять восторженное радостное состояние героя? Что по вашему в рассказе самое страшное? (описание наказания, описание поля, полковник, бьющий солдата).

Слайд 14

Вспомним содержание рассказа.

Что подарила Варенька герою на память? Как звали героя? Какой танец полковник танцевал с дочерью? Почему ранним утром герой оказался на поле? В каком университете учится герой? За что наказали солдата? Как закончилась любовная история героя?

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры