Признание базарова в любви к одинцовой. Объяснение Базарова с Одинцовой

Главная / Чувства

Одним из самых важных моментов произведения Тургенева Отцы и дети является Объяснение Базарова с Одинцовой. Именно в этом моменте мы можем понять, что представляет собой Базаров, но еще более важное Одинцова. Здесь можно уловить их намерения и чувства, которые таятся глубоко в сердце.

Итак, Базаров был в гостях у Одинцовой. И однажды утро Анна Сергеевна позвала к себе в комнату своего гостя, чтобы побеседовать, лучше узнать, что творится у него внутри.

Они говорили о счастии. Одинцова утверждала, что никогда не чувствовала себя по-настоящему счастливой. Она заметила, что и Базаров какой-то подавленный. Спросив его о причинах его скудного настроения, она услышала признание любви. Я думаю, Одинцова и раньше догадывалась о чувствах Базарова, но пыталась не замечать этого. Она понимала, что где-то глубоко внутри нее есть такое же чувство к Базарову. Но она отвергает ее, объясняя это тем, что хочет спокойной жизни.

Для Базарова это признание значило очень много. Он произносит эти слова не с интонацией победителя, а наоборот – проигравшего. Ведь это признание поставило крест на его идейных соображениях. Все, во что он верил ранее, рухнуло в один миг.

Итак, в этом отрывке мы узнали героев с другой стороны. Базаров здесь мне действительно понравился, и я смогла выразить сочувствие к этому герою. А Одинцова меня очень разочаровала. Ведь она любила Базарова. Если бы она не испугалась и отдалась воле чувств, все могло закончиться совершенно по-другому.

Обновлено: 2017-07-24

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него.

-- Как хотите, -- продолжала она, -- а мне все-таки что-то говорит, что мы сошлись недаром, что мы будем хорошими друзьями. Я уверена, что ваша эта, как бы сказать, ваша напряженность, сдержанность исчезнет наконец?

-- А вы заметили во мне сдержанность... как вы еще выразились... напряженность?

-- Да.

Базаров встал и подошел к окну.

-- И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

-- Да, -- повторила Одинцова -- И вы не рассердитесь?

-- Нет.

-- Нет? -- Базаров стоял к ней спиною . -- Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились.

Одинцова протянула вперед обе руки, а Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая -- страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей... Одинцовой стало и страшно и жалко его.


-- Евгений Васильич, -- проговорила она, и невольная нежность зазвенела в ее голосе.

Он быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор -- и, схватив ее обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь.

Она не тотчас освободилась из его объятий; но мгновенье спустя она уже стояла далеко в углу и глядела оттуда на Базарова. Он рванулся к ней...

-- Вы меня не поняли, -- прошептала она с торопливым испугом. Казалось, шагни он еще раз, она бы вскрикнула...

Я выбрала сцену признания Базарова в любви к Одинцовой из романа Тургенева "Отцы и дети". Свой выбор я могу обосновать тем, что считаю этот эпизод одним из кульминационный моментов романа. Базаров, который "любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни", сам страдал этим сладчайшем недугом. "Кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы с своею кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость". С точки зрения композиции, этот эпизод - начало изменения мировоззрения, принципов, взглядов Базарова. И какое начало! Любовь ворвалась в его сердце внезапно, как в плотно закрытую форточку врывается порывистый ветер.

В этом эпизоде мы наблюдаем разговор Базарова с Одинцовой, затем его внезапный порыв и ее испуг. Одинцова догадывалась о том, что Базаров к неравнодушен. Я думаю, что именно признание она и хотела от него услышать. "И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

Да, -- повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом." И вот она услышала ответ. Базаров любит ее, "глупо, безумно". Этого она и ждала. "Одинцова протянула вперед обе руки". Но в последний момент она растерялась, испугалась. Она не ожидала от сдержанного, всегда спокойного и равнодушного Базарова такого страстного порыва. А счастье было так возможно!

Базарова не узнать в этом эпизоде. Он, нигилист, человек, отрицающий все человеческие чувства, презирающий романтизм, "быстро обернулся, бросил на нее пожирающий взор -- и, схватив ее [Одинцовой] обе руки, внезапно привлек ее к себе на грудь." В нем билась страсть, сильная тяжелая. И разум, который он всегда ставил превыше чувств, не пришел к нему на помощь. Потому что ни одному человеку человеческое не чуждо.

Итак, приведенный эпизод - один из переломных моментов в романе и в жизни его главного героя.

Отличительной чертой произведений Тургенева является, так называемый, тайный психологизм.Автор предоставляет читателю возможность додумать, прочувствовать героев, через жесты, мимику, интонацию, движения понять психологическое состояние героя.

Рассмотрим приведенный выше эпизод.

И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?

Да, - повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.

Анна Сергеевна отвечает на вопрос Базарова с каким-то, ей еще не понятным испугом. Она понимает, что сейчас прозвучит признание Базарова. Она сама провоцирует его на это признание. Но Одинцова понимает, что сама еще не готова услышать его. Она боится доселе ей неведомых чувств. Тем не менее, ей приятно осознавать то, что она кем-то любима, тем более, если она любима таким независимым, гордым и несколько странным человеком, каким был Базаров.

Базаров закусил губы и вышел. В этом предложении мы можем наблюдать и мимику, и движение героя. Человек закусывает губы, когда он чем-то раздосадован, огорчен. Базарову досадно за свою откровенность, за свой порыв. Возможно, он досадует и на Анну Сергеевну за ее реакцию на его признание. Базаров вышел. Он не мог более находиться в одной комнате с той, кому он, отрицающий романтическую любовь Базаров, признался в этих романтических чувствах. Он зол на себя, на Одинцову, на весь мир.Его принципы рухнули. И он стремится укрыться, где-то уединиться и обдумать свое положение.

Итак, Ткргенев чаще не рассказывает о чувствах героя напрямую, а передает его внешнее состояние, описывает какие-то детали, через которые мы можем догадаться, что чувствует герой.


В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях.

Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает,

Как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

Одной из линий общего конфликта в романе «Отцы и дети» являются отношения Евгения Васильевича Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой. В двух главах (16 и 17) между этими героями происходит разговор, помогающий раскрыть не только их характеры, но и те различия в жизненных установках, которые привели к печальной развязке.
С первых же дней проживания в Никольском Базаров изменился: «...легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте». Причиной было новое для него чувство, которое герой никогда раньше не испытывал ни к одной из женщин, хотя до них «был великий охотник». Он, к своей досаде, сразу понял, что с Одинцовой « не добьешься толку», но не думать о ней уже не мог, за что и презирал себя.
Автор, описывая героя, сразу подчеркивает, что между Базаровым и Одинцовой изначально нет ничего общего: «герцогиня» и «лекарь». Она спокойна и холодна, как лед, а он смел и страстен. Однако нас не удивляет, что Базаров «поразил воображение Одинцовой», ведь таких неординарных людей она еще не встречала. И чтобы «его испытать и себя изведать», затевает странную беседу, которая вселяет в героя ложную надежду.
Анна Сергеевна говорит Базарову, что ей будет скучно после его отъезда. Потом позволяет остаться в своем кабинете после десяти вечера, чтобы продолжить беседу, нарушая заведенный ею же порядок, и просит его рассказать о семье, об отце. Базаров в недоумении. Зачем ей это? Конечно, он, умный и проницательный, догадывается, что Одинцовой движет не чувство к нему, а любопытство, но, заметив ее неожиданное волнение, проникается им тоже. После жалоб Одинцовой на свою «несчастную» жизнь и на то, что « воспоминаний много, а вспомнить нечего», Базаров прозорливо замечает: « Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье».
Одинцова, кажется, намеренно пытается спровоцировать Базарова на откровенное признание, но он на это не идет, хоть « сердце его так и рвалось». Как же трудно дается Базарову чувство к этой женщине! Он любит и мечтает о нежности! Но мы понимаем, что это несбыточно, что герой стоит на пороге личной драмы: Одинцова не может им серьезно увлечься. Основа ее жизни - спокойствие, а вторжение Базарова означало бы конец этого спокойствия.
На следующий день в том же кабинете вновь продолжилась беседа героев, в ходе которой женщина добивается признания. После чего автор пишет:« Одинцовой стало и страшно, и жалко его». Именно страсть, сильная и тяжелая, похожая на злобу, так испугала Анну Сергеевну. При чтении данного эпизода невольно задаешься вопросом, могла ли она войти в «горькую терпкую вольную жизнь» Базарова. Но, зная о привычках Одинцовой, любящей комфорт и порядок, понимаешь, что ей не стать женой нигилиста.
Тургенев часто испытывает главных героев своих повестей и романов любовью. Это чувство не только изменяет их, но и обогащает, открывая новый мир переживаний и ощущений. В любящем Базарове просыпается чувствительная душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением той ночной стихии, которая стояла за окном во время его разговора с Одинцовой.

В центре внимания в романе «Отцы и дети» стоит образ нигилиста Базарова. Он оказывается противопоставлен всем, окружающим его людям, но при этом до определенного момента позиция нигилиста кажется более сильной, чем у представителей либерального дворянства. Писатель сам признавал это, но отмечал, что в отношении к природе, искусству и особенно любви не разделяет мнения своего героя. Именно любовь к аристократке, светской львице, красавице Анне Сергеевне Одинцовой меняет все в жизни Базарова, подготавливая перемену в его позициях. Анализируемый эпизод из 18 главы и представляет собой ключевую сцену, в которой определяются отношения этих героев и в целом дальнейшее развитие сюжета, приводящее к гибели Базарова.

Объяснение с Одинцовой показывает одновременно силу, способность глубоко и искренне любить, присущую Базарову, и глубинные противоречия его натуры. Ведь до встречи с Анной Сергеевной он «отрицал» любовь как романтическое чувство. И теперь оно «мстит» ему: дело не только в том, что он полюбил, но гораздо важнее внутренняя борьба в душе героя, сопровождающая это чувство. В сцене объяснения с глубоким психологизмом автор показывает, как напускная холодность Базарова сменяется мучительной, тяжелой страстью, «похожей на злобу». На кого он так зол, что даже «задыхается»? На Анну Сергеевну, которая, как кошка с мышью, играет с ним, оставаясь внутренне холодной? Ее тщеславная, самолюбивая натура заставляет героиню пойти на весьма опасное объяснение, но она вовремя останавливается. «Нет, …этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете», - думает она после объяснения с Базаровым.

Но не зря именно ее полюбил этот сильный, самобытный, неординарный человек. Натура глубокая, независимая, наделенная развитым умом, Одинцова единственная в романе верно поняла сложный и противоречивый характер Базарова, по достоинству оценила его. Об этом она говорит в сцене их объяснения: «Возможно ли, чтобы вы удовольствовались такою скромною деятельностью…Вы - с вашим самолюбием - уездный лекарь!». Как и Базаров, она презирает мнение окружающих ее людей, сама определяет свою судьбу. Быть может, в ней даже зарождается какое-то чувство к Базарову. Но он пугает ее именно тем, что его чувство дисгармонично, искалечено им самим выдуманными рамками. «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? … Это все чепуха, романтизм, гниль, художество», - так ранее отзывался Базаров о подобном чувстве. Теперь борьба прежних взглядов и того, что он сам оказался способен испытать в отношении к Одинцовой, как будто раздирает его на части. Вот откуда та злоба, которая звучит в голосе Базарова в сцене признания и так пугает Одинцову. Насыщенной, непредсказуемой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное существование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью.

А Базарову как будто мстит сама жизнь: за гордость, эгоизм, отрицание всего самого нежного, светлого в человеческой душе он расплатился одиночеством, разлукой с глубоко любимой женщиной, а в конце романа - и самой жизнью.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры