Проблема проявления чувства раскаяния (по тексту В.П. Астафьева)

Главная / Чувства

Районная научно-практическая конференция школьников

Реферат

/ исследование/

Тема греха и покаяния

в русской литературе

Выполнила: ученица 10 класса

МОУ «Небыловская СОШ»

Рунова Юлия

Руководитель: учитель Титов С.Л.

Небылое 2011г.

1. Вступление. О проблеме греха и покаяния. с тр. 3-4

2. Тема греха и покаяния в русской литературе: стр.4-10

· Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме А.Н. Островского «Гроза». стр. 4-5

· Великая сила сострадания и сочувствия человека человеку в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». стр.5-7

· «Проверка на прочность» в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» стр. 8-10

3. Заключение. Пребывание в добродетели как проявление без греховной жизни. с тр. 10

4. Использованная литература стр.11

1. Вступление

О проблеме греха и покаяния

В последнее время вопрос, что есть нравственность и что – безнравственность, стоит перед людьми очень остро. Как жить: по законам бездуховного общества или по совести? Эта дилемма должна волновать каждого из нас. Голос совести – это внутренний, тайный голос Божий в нас, и горе тому, кто не прислушивается к её советам и требованиям, кто сознательно заглушает её голос, чтобы не слышать её суда и не ощущать её мучений, кто склоняется более на сторону греха и порока.

В своей работе я преследую цель: попытаться разобраться в происходящем. В чём дело? Что за причина в том, что совесть у людей огрубела и притупилась и человек уже не чувствует её угрызений, стал бессовестным? В достижении поставленной цели мне помогут работы священнослужителей, произведения русских классиков.

Рассматривая проблему греха и покаяния, я буду, надеюсь, стремиться к самоанализу и внутреннему совершенствованию. Что значит испытать свою совесть, заглянуть в своё сердце? Нельзя забывать: если сердце наполнено окаменелым бесчувствием, мертвенной холодностью, значит, душа – в опасности.

Самооправдание, нетерпение упрёков, тщеславие, упрямство, себялюбие и гордыня – именно на эти основные грехи надо обратить серьёзное внимание. Грех кладёт на нас такое пятно, которое нельзя вывести ничем, кроме искреннего покаяния. Есть хорошее средство, которое приводит нас к познанию своих грехов, - это вспомнить, в чём обвиняют нас люди, особенно рядом живущие, близкие. Их замечания, обвинения, укоры почти всегда имеют основание. Но знать о своих грехах- это ещё не значит каяться в них. Скорбь о совершённых злых делах – вот что важнее всего в покаянии. После великой скорби грешник получает большую радость и утешение – единение души со Всевышним. Это и есть плод истинного смирения и покаяния. Покаяние – это не только исповедь в церкви, это вся жизнь человека в покаянном чувстве.

Много есть благочестивых, умных и учёных;

Много есть правдивых, целомудренных, готовых

Всем помочь, прощать порою, но немного можно встретить

Со смиренною душою – сознавать себя всех хуже!

Все грехи в себе увидеть - это подвиг!

Это то же, что себя возненавидеть,

Это значит – отрешиться от кумира самомненья!

Это значит – согласиться принимать все оскорбленья.

Гордость – всех грехов ужасней, но смирением прекрасным

Воплотился Сам Христос!

2. Тема греха и покаяния в русской литературе Грешная, заблудшая и погубленная душа Катерины в драме «Гроза».

Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Эту же тему развивает в своей социально-психологической драме «Гроза» и А.Н. Островский, один из выдающихся мастеров русской драматургии.
Драма «Гроза», написанная в 1859 г. на основе реальных жизненных впечатлений, рисует яркую картину жизни провинциального приволжского города, мещанско-купеческой среды. Главная героиня, Катерина Кабанова, представляет собой незаурядную личность - искреннюю, не умеющую лицемерить, свободолюбивую и естественную. Такой женщине трудно ужиться в семье, где все подчиняются властной, деспотичной матери, где безвольный и бесхарактерный муж не может ей служить опорой и защитой. Но Катерина также и глубоко религиозна. Уже в этом заключается противоречие между свободолюбивой, открытой натурой героини и проповедью христианского смирения и терпения. С этим же связан и мотив грозы, беспричинного страха Катерины перед этим явлением природы: она боится не смерти, а того, что умрет без покаяния, не успев как должно исполнить все необходимые религиозные обряды. Страшно то, «что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»,- признается Катерина Варваре. Свою зарождающуюся любовь к Борису она считает «страшным грехом», пытаясь переломить и обмануть саму себя, что она будет любить только мужа. Сцена отъезда Тихона является решающей для дальнейшего развития действия. Катерину грубо унизила свекровь, не понял и оттолкнул Тихон, ввела в искушение Варвара, отдавая ключ от калитки. Автор, как мастер психологического анализа, раскрывает душевное состояние героини: почему она, хорошо осознавая греховность, запретность своей любви, не в силах ей сопротивляться. Она ясно понимает, что «загубила» свою душу, и для нее это самая страшная трагедия. Катерину не интересует мнение окружающих, общественная репутация - все это мелко и ничтожно по сравнению с трагедией загубленной смертным грехом души. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» - говорит она Борису. Поэтому «Гроза» - это не столько трагедия любви, сколько трагедия совести, крушения внутреннего мира героини, вынужденной жить по правилам лицемерной общественной морали.

В сцене публичного раскаяния Катерины Островский опять проявляет себя тонким психологом: он снова связывает душевное состояние героини с мотивом грозы, и мы видим, как каждая, казалось бы, мелочь влияет на дальнейший исход событий. Случайные реплики прохожих, угрозы сумасшедшей барыни, фреска на стене часовни - все это по капле переполняет чашу терпения героини, и она падает на колени, признаваясь в совершенном грехе. Опять же проявляется контраст истинно верующей души и лицемерного поведения обывателей. Нет места ни прощению, ни милосердию. В ответ на слова Кулигина о том, что врагам надо прощать, Тихон отвечает: «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет». Так же слаб и Борис Григорьевич, не способный защитить Катерину. Бедная женщина мечтает о последнем свидании, считая во всем виноватой только себя. Она мечтает о смерти как об избавлении от мук, ей теперь уже все равно: «уж душу свою я ведь погубила». И простившись с Борисом, она еще яснее осознает, что ей больше незачем жить: ей противен дом, его стены, люди. Уже загубленной душе безразличен грех самоубийства, ей гораздо важнее то, что «жить нельзя». Самоубийство Катерины в критике расценивалось по-разному: и как протест личности против устоев «темного царства» (НА. Добролюбов), и как просто глупость (Д.И. Писарев). Но можно, вероятно, говорить и о трагедии личности истинно религиозной в мире общепринятой лицемерной морали, где грех просто прикрыт внешними приличиями и ложью, а прощению и милосердию нет места. Катерина дорого заплатила за свою незаурядность, исключительность, стремление к любви и счастью. Придет ли возмездие этому обществу за погубленную душу? Можно ли считать прозрением слова Тихона, в гневе брошенные им матери: «Маменька, вы ее погубили...» Вряд ли что-то изменится в жизни города Калинова, хотя и утверждали революционеры-демократы, что в «Грозе» явственно ощущается «что-то освежающее и ободряющее» (Н.А. Добролюбов). Но характер главной героини, искренней, яркой личности, способной на беззаветную любовь и самоотверженность, стал одним из ярчайших характеров русской драмы и вызывает симпатию читателей, даже несмотря на то, что героиня - грешная, заблудшая душа.

Великая сила сострадания и сочувствия человека человеку в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда взгляды писателя приняли религиозную окраску. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, автор романа отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Мармеладовой – идея смирения и покаяния. Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне За нее отомстил отчим.

4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

8.Проблема исчезновения деревень

Вымирае т духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган , а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура . Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяц ы. Л юди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

9.Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

10.Падение общественной нравственности

Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

14. Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

15 . О Боге.

Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

16.Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.

Порой делая что-то мы даже не задумываемся о последствиях и затем очень часто сожалеем, ведь все исправить невозможно. Лишь спустя некоторое время приходит осознание. В данном тексте В. П. Астафьев поднимает проблему раскаяния.

Рассказчик повествует о своем постыдном поступке, который он совершил в детстве: когда в репродукторе раздался голос певицы, герой со словами негодования выдернул вилку из розетки, тем самым подал пример другим ребятам.

Спустя много лет он оказался на бесплатном симфоническом концерте на курорте, где играли

достойную классическую музыку. Почти сразу зрители начали показывать свое недовольство: покидать зал “с возмущениями, выкриками, бранью…, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах”. А рассказчик сидел, ужавшись в себя, и слушал музыкантов, вспоминая свой поступок, но та певица “уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня”, – подумал он. “Жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает”.

Я полностью согласен с В. П. Астафьевым и считаю, что все учатся на своих ошибках. Оступившись однажды и раскаявшись, человек навсегда запоминает свой поступок как нравственный урок.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали ее в своих произведениях, например, Ф. М. Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Главный герой Раскольников создал теорию, согласно которой люди делятся на “тварей дрожащих” и право имеющих”. Чтобы проверить это, Родион решился на убийство, но оно не принесло ему счастья. С Сониной помощью герою удалось искупить свой грех именно раскаянием.

У В. П. Астафьева есть рассказ “Конь с розовой гривой”, где его волнует эта же проблема. Герой обманул свою бабушку (положил на дно корзинки с земляникой траву). Но сразу же его начала мучать совесть: по возвращении бабушки мальчик горько плачет и раскаивается в содеянном; а бабушка изначально верила, что он признается, поэтому все-таки купила ему “пряник конем”.

Таким образом, любой человек может столкнуться с данной проблемой, и решить ее бывает непросто, но тот, кто способен осознать свои собственные ошибки, тот больше никогда их не повторит.


Другие работы по этой теме:

  1. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...
  2. Каждому человеку свойственно совершать постыдные поступки, однако не каждый может признать свою ошибку, раскаяться в содеянном. Именно проблему раскаяния ставит в своем тексте Астафьев. Размышляя...
  3. Раскаяние – это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он...
  4. Голод на войне, наверно, испытывает каждый боец. Но каждый ли способен поделиться последним, что у него есть? Автор данного текста поднимает проблему проявления человечности и...
  5. Подвиг и героизм… Что для людей означают эти два понятия? Что порождает “героическую самоотверженность” – “благородство людей” или “неразвитость личности”? Данная тема стала объектом для...
  6. Поэзия есть огонь, загорающийся в Душе человека. Огонь этот жжет, греет И освещает. JI. H. Толстой Поэзия это действительно океан души. Настоящий поэт сам невольно...
  7. В предложенном для анализа тексте В. П. Астафьев поднимает проблему утраты близких людей и позднего раскаяния перед ними. Именно над ней он и размышляет. Это...

На уроках литературы за весь период обучения в школе, мы познакомились с замечательными и талантливыми писателями, которые в своих произведениях поднимали самые разнообразные вопросы из жизни людей. И среди популярных тем, что были затронуты писателями, есть проблема раскаяния. И это не голословное заявление, ведь о проблеме раскаяния имеются множественные аргументы, которые я и приведу из литературы.

Проблема раскаяния аргументы

Вообще, эту тему затрагивали многие писатели, среди них и Пушкин, и Гончаров, и Достоевский, и Шукшин, и Астафьев, и Островский. И это только небольшая малость всех тех, кого я сейчас вспомнила. Но и этого достаточно, чтобы привести аргументы на тему: Проблема раскаяния, что поднималась писателями.

Так, Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал нам, насколько тяжело жить в мире среди людей, совершив ужасный поступок, в данном случае, это было убийство. Главный герой не выдержал испытаний совестью, и раскаялся в содеянном. Он признался во всем следователю и принял наказание.

Далее мы видим героя Шукшина из произведения «Калина красная», где герой мучается от того, что принес родному человеку, родной матери, столько горя. Он раскаялся, он признал свои ошибки и отказался помогать бывшим «друзьям» по криминальному прошлому, что привело к его смерти.

Нельзя не вспомнить угрызения совести мальчика, который обманул бабушку в произведении «Конь с розовой гривой». Нравственное воспитание не дает жить спокойно мальчику и он пришел к бабушке, чтобы признаться в своем обмане. Ребенок искренне раскаялся, поэтому бабушка простила и вручила тот долгожданный пряник. Сама же ситуация, описанная в произведении, где нужно найти силы, чтобы признать вину, стала уроком не только для главного героя, но и для вех нас.

Раскаяние мы видим в произведении Пушкина «Капитанская дочь», где Петр Гринев признал свои ошибки, совершенные в юношеские годы, в работе Островского «Грозы», где героиня раскаивается в своей измене.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры