Рай викингов - вальхалла и девы-воительницы валькирии (иллюстрированное эссе). Путешествие в Хельхейм — гид по мифологии в Hellblade: Senua Краткая классификация преисподних

Главная / Чувства

Как называется ад в скандинавской мифологии? и получил лучший ответ

Ответ от Chakan The Forever Man[гуру]
Хельхейм что-ли...
Источник:

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: Как называется ад в скандинавской мифологии?

Ответ от Ua [гуру]
В кельтской, скандинавской мифологии ада как такового нет. у кельтов нет совсем, у скандинавов исключительно место куда попадут умершие от старости и болезней.
Скандинавия была заселена в результате переселения народов. с собой они принесли какое-то базовое миропонимание и общие символы: дерево, общее представление о создании мира (перво человек, убийство его, и на его костях создание мира) , общее деление на посмертия (условный рай и условный ад) . Аналог рая - Гимле. Вальхалла - воинство Высокого, а никак не рай - собственно, настоящая служба там только начинается... а вот Хель, Хельхейм - странное место. вроде и не ад, а вроде и похоже... Хель (Хельхейм) и Нифльхейм - два разных места. Хель - скорее всего своего рода скандинавское чистилище.. .
Из Хель человек ещё может возродиться, а вот из Нифльхейма - нет, его душа вечно бродит среди туманов. Не все умершие во время битвы попадают в Вальхаллу, только те, кого взяли валькирии.
Не зря ведь те, кому непосчастливилось пасть в битве и дожить до старости бросались на меч, чтобы попасть в более благоприятные "секции". Для таких уже не Хель, а Вальхалла.

И германо скандинавской мифологии преисподняя, царство мертвых, владения Хель. (Источник: «Словарь духов и богов германо скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.») … Энциклопедия мифологии

- («скользящий» или «живой, проворный, шустрый») в германо скандинавской мифологии восьминогий конь Одина, порождение Локи … Википедия

Один отправляется в Хельхейм (иллюстрация 1908 г.) Автор В. Г. Коллингвуд. Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) в германо скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель. Это холодное, темное и туманное … Википедия

Один отправляется в Хельхейм (иллюстрация 1908 г.) Автор В. Г. Коллингвуд. Хельхейм (Helheim) (буквально Владения Хель) в германо скандинавской мифологии один из девяти миров, мир мёртвых, в котором властвует Хель. Это холодное, темное и туманное … Википедия

Cтатья является частью серии о Северное язычество … Википедия

Содержание 1 Tomb Raider 1 и Tomb Raider: Anniversary 2 Tomb Raider: The Last Revelation 3 Tomb Raider: Chronicles 4 Tomb Raider: Legend … Википедия

Secret of the Runes … Википедия

Ад (миниатюра Великолепного Часослова герцога Беррийского) Ад посмертное состояние души, впоследствии место для наказания грешников (традиция христианства, зороастризма и ислама). Противопоставляется раю. Слово «Ад» происходит от греч. Ἅδης … … Википедия

Нифльхейм (Nifelheim) (иногда: «Нифльхайм», то есть туманная земля) в германо скандинавской мифологии один из девяти миров, земля льдов и туманов, местообитание ледяных (инеистых) великанов, существовал до всего живого. В сказаниях говорится, что … Википедия

Книги

  • Скандинавские мифы для детей , Фрайт Алекс, Стоуэлл Луи. Скандинавские мифы прочно вросли в современную культуру. В их сюжетах черпал вдохновение Дж. Р. Р. Толкиен, написавший историю Средиземья, Рихард Вагнер сочинил по ним цикл опер "Кольцо…
  • Скандинавские мифы для детей , Фрайт А., Стоуэлл Л.. Скандинавские мифы прочно вросли в современную культуру. В их сюжетах черпал вдохновение Дж. Р. Р. Толкиен, написавший историю Средиземья, Рихард Вагнер сочинил по ним цикл опер "Кольцо…

Практически в каждой религии и мифологии существует понятие рая, который представляет собой бесконечное блаженство своим последователям, соблюдающим все правила. Между этими представлениями есть очень много общих черт, таких как вечная молодость, отсутствие зла и насилия, но в то же время между ними существует множество отличий.

1. Тлалокан - Мифология ацтеков

В мифологии ацтеков существует место под названием Миктлан, куда попадают все люди после смерти, неважно какую жизнь до этого они вели. При этом, если душа подходила по определенным условиям, она имела доступ и к другим загробным мирам. Одним из таких являлся Тлалокан - дом бога дождя Тлалока. Сюда попадали лишь те, кто был убит молнией, дождем, умирал от различных заболеваний кожи или просто был пожертвован какому-либо божеству. Это был рай цветов и танцев. Люди с физическими недостатками, за которыми при жизни присматривал Тлалок, тоже попадали в этот рай. Души умерших чаще всего перевоплощались в другое тело и странствовали из одного мира в другой.

2. Ган Эден - Иудаизм


В переводе с иврита Ган Эден означает "Эдемский сад". Он олицетворяет последнюю духовную "остановку" в иудаизме. В этом месте души праведников проводят вечность с Богом. Если верить описанию этого места, то в Эдене в 60 раз лучше чем то, что мы испытываем на земле. Ган Эден является противоположностью Геиномы - еврейского чистилища, куда попадают грешники, чтобы очистить себя от содеянных ими грехов. Ган Эден зачастую сравнивают с Эдемом из Библии, однако это совсем другое место.

3. Фолькванг - Скандинавская мифология


Большинство считает, что души погибших в бою воинов попадают в Вальхалль (скандинавский мифологический рай). На самом же деле, если верить мифам, половина из них попадает в место под названием Фолькванг ("поле людей", "народное поле"). Этот загробный мир - полная противоположность Вальхаллы, которым правила Фрейя. До наших времен сохранилось мало описаний Фолькванга. Однако нам известно, что именно в этом месте был расположен главный зал Фрейи Сессрумнир ("великий и справедливый"). Сюда попадали и женщины, несмотря на то, погибли ли они во время сражения или нет.

4. Поля Иару - Древнеегипетская мифология


В древнегреческой мифологии Поля Иару известны еще под названием "Елисейские поля", или "Поля блаженства". В них обитал Осирис после своего воскрешения. На пути праведника в Поля Иару стояли 15 ворот, каждые со своим стражем. Достигнув своей цели, души оказывались в землях вечного покоя, где постоянно были "хлеб и пиво", где всегда был прекрасный урожай. В этом месте мужчинам разрешалось обладать несколькими женами и наложницами. Иару был почти идеальным миром.

5. Вайкунтха - Индуизм


Вайкунтха является последним пристанищем душ, которые достигли мокши ("спасения"). Это наивысший уровень рая в индуизме, где живет сам Вишну (главный Бог индуизма). Достигнув этого места, души праведников обретают вечную любовь и дружбу Вишну. В Вайкунтхе все праведники молоды и красивы, особенно женщины, которых сравнивают с Лакшми – богиней процветания. Жители Вайкунтхи перемещаются на воздушных кораблях из лазурита, изумрудов и золота. В лесах рая существуют деревья желаний. А мужчины получают столько жен и наложниц, сколько захотят.

6. Тир на Ног - Ирландская мифология


Тир на Ног ("остров молодых") - остров в Атлантическом океане, земля вечной молодости и счастья. Обычным смертным запрещен вход на этот остров. Чтобы получить туда доступ, нужно пройти несколько сложных испытаний. Либо быть приглашенными феями, которые живут там. Оссиан, великий ирландский бард, был одним из таких смертных. Он попал туда с Ниам Златоглавой, дочерью короля Тир на Нога, и они жили там вместе на протяжение 300 лет. Хотя для Оссиана они показались одним годом. Со временем Оссиан захотел вернуться домой. По возвращению в Ирландию он погиб.

7. Загробный мир - Кельтская мифология


Загробный мир кельтов находился на Земле, где-то в Атлантическом океане. Кто-то описывал его как остров, другие говорили, что он расположен на дне океана. Это было место, где не существовало болезней, голода, старости и войн. Боги кельтской мифологии жили в этом Загробном мире, и души праведников могли общаться с ними вечно. В отличие от других райских мест из этого списка, сюда также иногда попадали простые смертные.

8. Элизий - Древнегреческая мифология


Еще известен под названием Элизиум, Острова блаженных или Елисейские поля. В жизни греков он играл различные роли. Изначально в него могли попасть лишь смертные, которых приглашали боги. Однако со временем приглашения раздавались всем праведным людям. В записях Гомера это место значилось как идеальное, где не было необходимости работать и не было причин горевать. Многие греческие писатели отмечали, что Эгейские острова или другие острова Атлантического океана могут быть настоящим Элизием. После появления в древнегреческой мифологии понятия реинкарнация, Элизий разделили на несколько ступеней – душе необходимо было 4 раза попасть в него до того, как ей разрешался доступ на Острова блаженных.

9. Шлараффенланд - Средневековая европейская мифология


Шлараффенланд не относится ни к какой религии. Это мифическое место, которое очень напоминает рай. Люди в нем делают все, что захотят. Тут текут реки вина, дома и улицы вымощены пряниками и т.д. Предположительное местоположение - Атлантический океан. Здесь на высоком уровне процветала сексуальная активность, люди увлекались различными порочными увлечениями. Никто в этом месте не обязан был работать.

10. Рай - Христианство


Что такое рай в Христианстве, известно всем. В нем отсутствуют войны, горе, грех. Однако в отличие от других характеристик рая, вечный христианский рай еще не существует. Он появится после Армагеддона. А до этого времени мертвые просто ожидают в промежуточном раю. Если верить "Откровению Иоанна Богослова", то рай этот будет величественным городом, настолько красивым, что стену его будут увенчаны драгоценными камнями, а улицы вымощены золотом. Люди будут ежедневно общаться с Богом.

Мир мертвых в скандинавской мифологии называется Хельхейм (Helheim на старо-скандинавском). Буквально слово «хельхейм» переводится как «владения Хель», этимологически от первой части этой словоформы (hel) происходит английское «hell», что значит «ад». Хель - могущественная богиня мертвых, вероятно - одно из самых сильных существ в германо-скандинавской мифологии. При этом история происхождения Хель крайне неоднозначна и запутанна, причем разные фольклорные источники приводят диаметрально противоположные версии.

Географически Хельхейм находится в Нифльхейме, мире льдов и туманов. В тоже время мир Хель является абсолютно независимым топонимом, он составляет Древо Миров наряду с тем же Нифльхеймом, Асгардом, Мидгардом и другими мирами. При этом Хельхейм отгорожен от остального Нифльхейма каменной стеной (по другой версии - горной грядой), отсюда происходит второе название этого мира - Хельгард. Этимология образования достаточно проста: «Хель» - имя богини мертвых (также иногда называют весь Хельхейм), «гард» - огороженное пространство. Вероятно, от древнескандинавского «gardr» происходит корень «гард», который позже в славянских языках приобрел форму «град».

В первой части «Младшей Эдды» Снорри Стурлуссона, которая называется «Видение Гюльви», говорится о том, что Хельхейм по периметру окружен рекой Гьелль. Гьелль относится к Эливагар, двенадцати ледяным потокам, которые вытекают из Хвергельмира (дословный перевод с древнескандинавского «кипящий котел») в Нифльхейме. Гьелль протекает через Гуннингагап (мировую бездну) и попадает в мир людей, окаймляя Хельхейм. Через Гьелль перекинут тонкий мост, который охраняет адский пес Гарм и могучая великанша-воительница Модгуд. Мост называется Гьялларбру и к этому образу мы еще вернемся.

Таким образом, фактически Хельхейм (он же Хельгард) представляет собой мир-крепость, который связан с Нифльхеймом, и вроде бы является его локацией, но в германо-скандинавском эпосе прочно укоренился образ мира Хель, как самодостаточного и независимого образования.

Мир мертвых в скандинавской мифологии

Хельхейм (Helheim) выглядит достаточно мрачно, его описание во многом похоже на описание славянской Нави или греческого Аида. Сравнение с Аидом наиболее наглядно, потому что в этом смысле мир Хель сильно напоминает Элизиум. Здесь вечные туманы, промозглая погода, холод и полумрак. Это очень важный момент. Практически во всех мифологиях мира нижний пласт Вселенной (в нашем случае это как раз Хельхейм) ассоциируется с темнотой и холодом, никогда - с огнем и светом. Даже в традиционной христианской парадигме нижние «слои» дантовского ада - мир льда, тогда как Престол Бога (в соответствии с Книгой Еноха) - мир чистого пламени.

В Хельхейм попадают души умерших, но Владычица Хель принимает к себе далеко не всех. Точнее, она то как раз не против получать душу каждого умершего, но порядок, установленный Одином, предполагает иной исход. Души доблестно павших воинов попадают в Вальхаллу, становясь эйнхериями. Половину погибших воинов забирает Фрейя, они попадают в Фольквангр. И только умершие от старости или болезней, а также нарушавшие законы предков навеки попадают в мир Хель. Важно отметить, что это касается не только людей, но и асов, и ванов и даже ётунов, ведь эддические мифы не предполагают наличие во Вселенной бессмертных существ. А мир мертвых в скандинавской мифологии - один на всех.

Из мира Хель (Helheim) не может вернуться ни одно существо - ни человек, ни бог. Единственный, кто был в Хельхейме и вернулся оттуда - это сын Одина, великий ас Хермод. Хермод отправился в Хельхейм за своим братом , который был убит слепым богом судьбы Хедом стрелой из омелы (об этом подробно повествует соответствующий миф из уже упомянутого «Видения Гюльви»). Хермод прошел мимо великанши Модгуд, честно сказав ей, ради чего он спускается в Хель. Великанша позволила ему войти и выйти. Кроме того, у Хермода в тот момент был скакун Одина - быстроногий Слейпнир. Так что обстоятельства его пребывания в Хельхейме вполне можно назвать исключительными.

«Золотой мост» через Хельхейм

Итак, в мир Хель можно попасть только одним способом - по тонкому золотому мосту Гьялларбру. Интересно, что мост не издает звуков, когда по нему движется мертвый, но если через реку Гьелль переходит живой - мост оглушительно звенит. При этом многие исследователи полагают, что Гьялларбру мог быть придуман самим Снорри Стурлуссоном, потому что до XIII столетья упоминание этого моста не встречается ни в одном списке.

Тем не менее, у народов Северной Европы в раннем средневековье существовала традиция надевать умершим прочную обувь, которую называли «башмаками Хель». Считалось, что путь до «золотого моста» в Хельхейме долог и труден, и без хорошей обуви усопший может стереть ноги в кровь. Кроме того, зачастую человека сжигали вместе с повозкой или лошадью, считалось, что эти объекты также попадут с ним в Хельхейм и существенно облегчат умершему путь.

После того, как мертвый пересекал мост Гьялларбру, он оказывался в Ярнвиде, Железном Лесу Хельхейма (который был назван так потому, что на его деревьях росли железные листья). Железный Лес - обиталище пса Гарма, который убивал каждого, кто не помогал нуждающимся во время своей земной жизни. Только прошедшие через Железный Лес и оставшиеся невредимыми могли оказаться перед Вратами Хель, чтобы войти в мир мертвых.

Суммарный образ покрытого кровью пса Гарма и могучей, но справедливой великанши Модгуд можно рассматривать как воплощение принципа вселенской справедливости, возможно даже - совести человека. В этом аспекте описание «золотого моста» в Хельхейме очень напоминает знаменитый «Калинов мост» из славянского фольклора.

Хельхейм: залы Хель и Час Рагнарека

Эльвиднир - дворец в самом центре Хельхейма, один из самых больших и величественных Чертогов во всех Девяти Мирах. Принято считать, что Эльвиднир наполовину роскошный и величественный, а вторая его половина - это древние руины, темные и холодные. Однако не совсем понятно, откуда взялось такое описание, ведь ни исландский, ни скандинавский эпос не сохранил произведений, описывающих Чертоги Хель. Вероятно, этот образ - современная реконструкция, основанная на эддических описаниях самой Хель.

Хельгарду не всегда суждено быть пристанищем мертвых. Когда наступит Рагнарек (дословно «гибель богов»), великий и ужасный Хельхейм (Helheim), изменится до неузнаваемости. Как сказано в «Старшей Эдде », «могучие сыны Муспеля» (огненные великаны из Муспельхейма) присоединятся к Владычице Мертвых и вместе с ней поведут армию Хельхейма к вратам Асгарда. Мерзостный корабль Нагльфар, сделанный из ногтей мертвецов, вместит в себя все души, когда-либо попавшие в этот темный и жестокий мир. Так начнется «апокалипсис по-скандинавски». При этом Хельхейм будет полностью уничтожен, как и остальные восемь миров.

Слово «Вальхалла» можно перевести с древнего исландского языка как «зал павших» (в бою воинов). Часто можно столкнуться с различным написанием слова «Вальхалла». Это Валгалла, Вальхалла, Вальгалла. Любая транскрипция является допустимой.

Согласно легендам древних скандинавов, Вальхалла – это чертог Асгарда, в котором правит бог Один. Хозяин Вальхаллы спрашивает воинов, достойно ли они погибли и забирает лучших в свою дружину, которая будет сражаться вместе с ним, когда наступит Рогнарёк.

Нелёгкая дорога в Вальхаллу

Дорога в Вальхаллу тяжела и лишь достойные воины найдут её. Не каждый павший в бою воин был достоин войти в Вальгаллу. Туда попадали только лучшие. Часть убитых Валхаллы не достигали, а были «перенаправлены» в Фольквангр к Фрейе, что считалось не таким почётным. Викинги, которым посчастливилось попасть к Одину, становились его личной гвардией (в некоторых источниках их называют ледяными воинами). Для того, чтобы дорога в Вальхаллу привела воина именно к Одину, пасть викинг должен был с оружием в руках. Смертельно раненые воины просили товарищей вложить меч или топор в руки, иначе дорога в Вальхаллу ему не откроется.

Следует отдельно упомянуть, что оружие являлось своеобразным проводником к Вальхалле. Без меча или другого оружия дорога в Вальхаллу не откроется, и воин будет вечно блуждать в её поисках.

Ледяные воины Вальхаллы с утра сражаются друг с другом, пока не останется единственный уцелевший. После этого все павшие воскрешаются, их раны заживают, а отрубленные конечности вырастают вновь. После битвы путь героев лежит в зал Одина, где их встречает сам хозяин Вальхаллы. Там храбрецы пируют до самого вечера, вспоминая свои подвиги и чествуя сегодняшнего победителя. Ночью викинги расходятся по всей Вальхалле, а к ним приходят прелестные девы, которые ублажают их до самого утра. Некоторые считают, что воины, попавшие в свой рай, развлекаются с валькириями, однако ночные красавицы вовсе не являются ими.

Вступление в ряды дружинников Одина могло совершаться несколькими способами:

  1. Хозяин Вальхаллы забирал себе лучших бойцов, причём викинги верили, что Один может специально послать валькирий на поле боя, чтобы те мешали сражаться героям. Если воин внезапно спотыкался или промахивался, это значило, что Один хочет поскорее заполучить его в свои чертоги;
  2. Если воин доживал до старости, он мог покончить жизнь ритуальным самоубийством, повесившись на дубе. Таким образом, он повторял жертвенное самоубийство Одина, который повесился, чтобы постичь мудрость рун;
  3. Самым суровым был третий вариант – мужественная смерть через специфическую казнь, носившую название «кровавый орёл». Если викинг терпел такую казнь без криков и стонов – вход в Вальхаллу для него считался открытым, и он мог рассчитывать на почётное место между ледяными воинами Одина;
  4. Считается, что другого пути в Вальхаллу нет, но существовал ещё один жестокий обычай. Пленным врагам викинги редко давали умереть достойно, но мужественные воины знали, как попасть в Вальхаллу в этом случае. Они просили распороть себе живот и прибить кишки к высокому столбу. Потом храбрец ходил вокруг столба, наматывая кишки на него и насмехаясь над своими врагами. Если он не терял самообладания и мужественно переносил боль, враги сжигали его тело, прося Одина принять к себе доблестного воина.

Как устроена Вальхалла и чертоги Одина

Чертоги Вальхаллы представляют собой большой пиршественный зал, только вместо крыши у него золотые щиты гвардии Одина (эйнхериев). Стены сделаны из огромных копий героев, которые пируют в зале. Утром, уходя на сражение, воины разбирают стены и крышу, фактически забирая чертоги с собой.

Всего в пиршественном зале 540 дверей, из каждой должно выйти по 800 бойцов, когда настанет Рогнарёк. В сумме должно получиться 432 000 воинов, готовых поддержать богов в последней битве с великанами.

Несмотря на то, что женщины в культуре викингов занимали достаточно привилегированное положение и часто сражались наравне с мужчинами, в скандинавских сагах нет ни одного упоминания о том, куда попадают прекрасные воительницы. Единственной женщиной, упоминаемой в сагах, была Брунгильда, сосланная в наказание на землю и лишённая статуса валькирия. В древних сагах она не считается ни человеком, ни валькирией.

В самой середине Вальхаллы стоит трон Одина, с которого суровый бог осматривает все миры единственным глазом, чтобы не пропустить начало конца света.

Стоит заметить, что такая дикая и суровая жизнь виделась язычникам викингам настоящим раем, ведь их настоящая жизнь была чередой битв, убийств и пьяного веселья.

Какой виделась Вальхалла в христианские времена

Весьма интересно, какого мнения о Вальхалле были первые христиане, которые узнали про рай суровых северных воинов. Первые миссионеры, посетившие скандинавов и узнавшие аспекты их суровой религии, были поражены до глубины души. Христиане и так считали викингов настоящими демонами, а узнав, что их рай напоминает христианский ад и вовсе утвердились в своём мнении. Ежедневное воскрешение воинов для того, чтобы на следующий день опять убивать друг друга, было трактовано христианами как муки грешников в аду. Сам Один в этом месте являлся воплощение сатаны.

Бесстрашные воины севера, кидавшиеся в бой на превосходящие их в несколько раз отряды врагов и не боящиеся смерти, вызывали ужас у цивилизованных европейцев. А элита викингов – берсерки и улфхеднары — наводили мысли о прирученных демонах из ада.

Несмотря на принятие норвежцами христианства, многие язычники бежали в Исландию, где до наших дней сохранилась религия Асатру (что означает вера в Ассов). Современные исландские воины спецназа до сих пор используют боевой клич викингов «Till Valhall!», который в переводе на наш язык означает « В Вальгаллу!».

Врата Вальхаллы

Чтобы войти в Вальхаллу, мёртвые герои должны отпереть врата Вальгринд. Их значение до сих пор не ясно, хотя по логике, они должны запирать Вальхаллу от нежелательных посетителей. В пользу этой теории говорит и то, что одна из скандинавских Эдд ясно говорит о том, что ворота Вальгринд могут отпереть только мёртвые. Запор данных ворот является одним из уникальных артефактов, которые были изготовлены тёмными альвами.

Данные персонажи являются прообразом тёмных эльфов, так широко растиражированных благодаря современным играм. Хотя в отличие от игр, в которых тёмные и светлые эльфы являются близкими родственниками, скандинавские Эдды говорят, что тёмные альвы имеют совершенно иную природу, нежели альвы (эльфы) светлые.

Замок обладает волшебной силой, каждый недостойный его коснуться, при прикосновении к нему будет скован навеки.

Некоторые фольклористы и публицисты Швеции (в частности Виктор Рюдберг) считают, что название ворот Вальхаллы можно перевести как «громко хлопающие». Данное утверждение основано на древнем поверье, которое связывало раскаты грома и открытие ворот Вальгринд в одно целое.

Воины Одина эйнхерии – избранные из лучших

В культуре древних скандинавов можно найти достаточно подробные описания героев Вальхаллы эйнхериев. Хотя этим словом называли великих героев, точное его значение утеряно и никто не знает, что оно означает на самом деле.

Сражающиеся друг с другом воины Одина оттачивают своё мастерство, так как им придётся вступить в схватку с ужасными великанами во время последней битвы богов. Так как раны эйтхериев всегда затягиваются, они бессмертны.

Во время пира в чертогах павшие герои пьют волшебный мёд, который течёт из вымени козы Хейдрун. Скандинавская мифология не даёт нам ответа на вопрос, является ли этот напиток алкогольным, хотя зная быт викингов, не трудно предположить, что в раю без выпивки им было бы скучно. Основным блюдом на пиру является мясо огромного вепря Сехримнира, который кроме того, что способен накормить неограниченное число воинов, возрождается каждый день.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры