Разум и чувства две силы равно нуждающиеся. Электронные учебники по русскому языку

Главная / Чувства

Герой комедии А.С. Грибоедова Александр Андрее­вич Чацкий в какой-то момент восклицает: «Ум с серд­цем не в ладу». От этого происходит непонимание оче­видного, разочарование, душевная травма. А как добиться того, чтобы ум и сердце находились в гармо­нии, ведь они, по мысли Белинского, одинаково нужда­ются друг в друге? Как научиться жить так, чтобы ра­зум не лишал человека чувств, эмоций? При этом чувства не должны подчинять себе разум, не должны лишать людей способности думать, рассуждать, анали­зировать. Конечно, быть в гармонии со своим разумом и чувствами удается не всем.

Чаще всего мы видим, что чувства захлестывают че­ловека, что приводит зачастую к трагедии.

Например, герой романа И.С. Тургенева Евгений Базаров, ниги­лист, отрицающий все на свете, сильная личность, спо­собная вести за собой других, не может справиться со своими чувствами, когда он безответно полюбил. Он от­рицал романтизм, поэзию и вдруг, полюбив, почувствовал романтика в самом себе. Попытка изба­виться от чувства, мешающего ему жить и работать, приводит к его безвременной гибели.

Без сомнения, причины трагедии Базарова не только в безответной любви, роман более глубок и философи­чен, свести его исключительно к любовной истории нельзя. Но именно в тот момент, когда героя захватило чувство, он разуверился и в своих идеях, ведь перед смертью он говорит: «Я нужен России. Нет, видно, не нужен».

Мысль Тургенева о том, что не должен по­давлять свои эмоции, чувства, что нельзя жить только идеями и полным равнодушием к миру человеческих переживаний, созвучна мыслям другого великого писа­теля, а именно Л.Н. Толстого.

В романе «Война и » Андрей Болконский, почти идеальный герой, живет больше своим разумом, чем чувствами. Его роднит с Базаровым сила характера, во­ля, глубокий ум, умение подавлять эмоции. Его бес­страшием на полях сражений можно только восхищать­ся. Когда он во время Шенграбенского сражения приезжает на батарею капитана Тушина, чтобы отдать ему приказ об отступлении, он испытывает чувство страха, ведь кругом рвутся неприятельские снаряды. Но Болконский говорит себе: «Я не могу бояться», он оста­ется на батарее, помогает убрать орудия, чем вызывает уважение всех солдат. Но у князя Андрея есть свои не­достатки, его обуревает гордыня, он не умеет прощать, он не способен понять чувства другого человека. У него разум преобладает над чувствами, и за это он наказан. Полюбив Наташу Ростову, князь Андрей по требованию отца откладывает свадьбу на год, не понимая, что это значит для Наташи. Она не может перестать жить, она слишком жизнерадостна, полна эмоций, переживаний, от этого и происходит ее увлечение подлецом Анатолем Курагиным. Князь Андрей не может простить ее, не может понять, что это событие произошло и по его вине тоже. Понимает ли он, какая это трагедия для Наташи, ведь она чуть не умерла? Способность понять и простить приходит к князю Андрею лишь после ранения, в ре­зультате которого он погибает.

Таким образом, русские писатели так же, как и Бе­линский, считают, что разум и чувства не противопос­тавлены друг другу, а должны быть в равновесии, гар­монии, потому что именно они составляют основу единого целого - человеческой личности.

«Разум и чувства — две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г. Белинский)

Человек — существо разумное. Это аксиома, непреложная истина. Даже в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова сказано, что разум — это «высшая ступень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыслить» противопоставлен чувству, трактуемому как «состояние, в котором человек способен осознавать, переживать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия — антиподы, человек никогда не будет полноценным, если будет придавать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пушкин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» — две силы, «равно нуждающиеся друг в друге», которые составляют основу жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об- раз романа — Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как нигилизм опирался на скептицизм — полное отрицание всего, что имело отношение к буржуазно-дворянским традициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь — белиберда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологическое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает бесполезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам любимой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолончели. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта», — говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Одинцовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привлекательной. Привычно он много говорил о науке, рассуждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего человека, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вызывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова — это удар, прежде всего, по его нигилистическому убеждению. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене последней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем разуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в мировоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг друга.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочтение какой-то одной стороне человеческой натуры. Например, Николай Петрович, наоборот, жил больше чувствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петрович, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы — разум и чувства — сделали этого героя в глазах читателя более симпатичным персонажем, чем он был в начале романа.

Конечно, примеров того, как разум и чувства дополняют друг друга, в нашей литературе немало. Вспоминаются Чацкий с его «ум с сердцем не в ладу», Печорин, который только один раз дал волю чувствам, когда преследовал Веру, и другие. Но какого героя бы мы не взяли, мы можем увидеть, что все, что имеет значение для жизни человека (труд, материальные блага, мир, природа, семья), в особой ценностной проекции отражается равно как на его сознании, так и на его чувствах. Поэтому разум и чувства — это не противоборствующие стороны человеческой личности, а те опоры, на которых и должен стоять человек — венец творения вселенной. (688 слов)

Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство? Это проявление эмоций, высокого душевного порыва, минутной страсти и увлечения. Критик Белинский утверждал, что это две силы “разум и чувства…”, которые испытывают потребность друг в друге. Наверное, многие с ним согласятся. Разум и чувство зависят друг от друга, поэтому так сильно они переплетены между собой, и отсутствует любая возможность эту тонкую нить, возникшую

между ними, разорвать.

В жизни человека случаются ситуации, когда чувство берет верх над проявлениями разума. Даже народная мудрость гласит, “коли что полюбится…”, то способность к здравому мышлению пропадает. Однозначно дать оценку этому невозможно, так как подобное чревато иногда счастливым завершением, а иногда печальным. Всегда ли хорошим является факт преобладания разума над чувствами? Данные вопрос тоже остается без утвердительного ответа. Можно свои чувства не выставлять напоказ, оставаясь при этом несчастным, и делая несчастным объект собственных любовных воздыханий. Во имя чего такие жертвы,

и существует ли в этом какой-либо смысл?

Пушкин в своем произведении “Евгений Онегин” описал столкновение чувства и разума несколько раз. Впервые, когда “ум отступился” от, поддавшейся глубокому чувству, Татьяны, и она решилась признаться в любви Евгению. Тогда подобный поступок считался непозволительным для девушки. Но попытка стать счастливой была напрасной. Евгений рассматривал ее в качестве ребенка, поэтому, посчитал, что любовь девушки быстро растает. Он не мог себе даже представить, что окажется спустя годы на ее месте. Татьяна станет достаточно взрослой женщиной, научившейся управлять собственными переживаниями, благодаря здравому смыслу. Несмотря на то, что любовь ее к Евгению не потухла, ей хватает сил прислушаться к голосу своего разума, и сохранить верность человеку, любившему ее. Разум и чувства сплетены между собой, поэтому невозможно правильно жить, и руководствоваться чем-то одним.


Другие работы по этой теме:

  1. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  2. Разум и чувства две огромные силы, которые воздействуют на человека и на принятии решения. Любой личности для спокойного душевного состояния, для внутренней гармонии и умиротворения...
  3. В данной цитате разум и чувства выступают в роли антагонистов. Но в то же время в них есть нечто, объединяющее их. Они дополняют друг друга....
  4. Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над тем, что сильнее: разум или чувство? Белинский говорил: “Разум и чувство_ две силы, равно нуждающиеся друг в...
  5. Некоторыми людьми движут чувства и эмоции, они не руководствуются разумом в определенных ситуациях. Думаю, это неправильно, ведь неконтролируемые чувства нередко приводят к печальным последствиям. Но...
  6. Человек, как существо разумное, обладает своим духовным миром, который объединяет разум и чувства. Обеим этим силам свойственно иметь непосредственное влияние на поступки людей, и при...
  7. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...

Человек - существо разумное. Это аксиома, непре­ложная истина. Даже в толковом словаре русского язы­ка С.И. Ожегова сказано, что разум - это «высшая сту­пень познавательной деятельности» именно человека, хотя и животные бывают разумными. В этом же словаре разум как «способность логически и творчески мыс­лить» противопоставлен чувству, трактуемому как «со­стояние, в котором человек способен осознавать, пере­живать, понимать что-нибудь на основе ощущений и впечатлений». И хотя эти понятия - антиподы, чело­век никогда не будет полноценным, если будет прида­вать особое значение чему-то одному в ущерб другому. Это понимал, например, наш великий поэт А.С. Пуш­кин. В своей «Элегии» он говорит:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...

Как видим, «мыслить и страдать» - две силы, «рав­но нуждающиеся друг в друге», которые составляют ос­нову жизни гармоничной личности.

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем найти подтверждение мысли русского критика В.Г. Белинского. Самый яркий и запоминающийся об­раз романа - Евгений Базаров, в силу своих убеждений ставит во главу угла разум, а не чувства, так как ниги­лизм опирался на скептицизм - полное отрицание все­го, что имело отношение к буржуазно-дворянским тра­дициям и обычаям, а также к миру чувственности. Именно поэтому Базаров считает, что «любовь - бели­берда, непростительная дурь», а между молодыми людьми существует не что иное, как только физиологи- 8 ческое влечение. Он отрицает музыку, поэзию, красоту природы, потому что занятия не наукой считает беспо­лезным времяпрепровождением. По его мнению, «Рафа­эль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше». Базаров презрительно отзывается о Павле Петровиче, который бросил свою жизнь к ногам люби­мой женщины. Насмешек удостоился и его брат, отец Аркадия, читавший Пушкина и игравший на виолонче­ли. «Порядочный химик раз в двадцать полезней высо­кого поэта», - говорит Базаров, твердо веривший, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работ­ник». Однако человек не может жить только разумом, чувства его все равно рано или поздно настигнут, что и произошло с Базаровым.

Познакомившись на балу с Анной Сергеевной Один­цовой, Базаров нашел ее не только умной, но и привле­кательной. Привычно он много говорил о науке, рассу­ждал о медицине, ботанике, и Одинцова поддерживала разговор, так как разбиралась в науках. И Базаров стал меняться: он влюбился, несмотря на то что считал это чувство романтической чепухой. В сцене объяснения с Одинцовой мы видим совсем другого Базарова, не того, который спорил с Кирсановым, а страдающего челове­ка, который любил, но не мог открыть своего чувства. И такой Базаров нам более симпатичен, чем Базаров- нигилист. Поэтому и разрыв Евгения с Одинцовой вы­зывает у нас чувства сопереживания, жалости, а сцена у постели умирающего Базарова, когда его навещает Одинцова, вызывает у нас слезы.

Наверное, закономерно, что смерть Базарова - это удар, прежде всего, по его нигилистическому убежде­нию. Все можно отрицать, но перед смертью все равны. И это надо понимать разумом. Именно в сцене послед­ней встречи с Одинцовой Базаров говорит и о своем ра­зуме («Нужен я России, нет, видно не нужен»), а еще больше о своем чувстве к ней. Перед лицом смерти в ми­ровоззрении этого героя разум и чувства становятся той силой, которая не противостоит, а дополняет друг дру­га.

В этом романе не только Базаров отдавал предпочте­ние какой-то одной стороне человеческой натуры. На­пример, Николай Петрович, наоборот, жил больше чув­ствами, чем разумом. Оттого и деревня пришла в запустение, оттого и прятал он от Аркадия Фенечку. А ведь казалось, пора была принять ее не только сердцем, но и разумом, ведь рос незаконнорожденный сын. Мне кажется, только благодаря Базарову Николай Петро­вич, наконец-то забыл о дворянских предрассудках и женился на бедной женщине. Две силы - разум и чув­ства - сделали этого героя в глазах читателя более сим­патичным персонажем, чем он был в начале романа.

"Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге". В.Г. Белинский

Что есть разум? Трезвость мысли, расчет, рассудок, холодное сердце? А что такое чувство? Увлечение, эмоция, минутная страсть или более высокий душевный порыв?
По словам критика Белинского, «разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге». И ведь нельзя не согласиться с ним. Разум и чувство находятся в зависимости друг о друга, очень тесно переплетаются, невозможно разорвать тонкую нить между ними.
Бывают такие ситуации в жизни человека, когда чувство преобладает над разумом. Как говорит народная мудрость, «коли что полюбится, так и ум отступится». Нельзя однозначно сказать хорошо это или плохо. Это может привести как к счастливому концу, так и к очень печальному.
Случилось это и с героиней повести Куприна «Олеся». Девушка влюбилась без памяти и отдалась этому чувству с головой. Хотя прекрасно знала, к чему это приведет, знала, что печальный исход неизбежен, но чувство в этот момент преобладало над разумом. Она ни секунды не жалела о том, что позволила своему уму отступиться, так как испытала истинное счастье. Такое счастье, которое не каждому в жизни дано испытать.
А хорошо ли когда разум преобладает над чувствами? Вопрос, на который точно так же нет однозначного ответа. Можно не показывать своих чувств и оставаться несчастным, при этом, делая несчастным и того, кого любишь. Ради чего? Есть ли в этом смысл?
В романе Пушкина «Евгений Онегин» чувство и разум столкнулись несколько раз. Первый – когда «ум отступился» и Татьяна, поддавшаяся своему первому глубокому чувству, призналась в любви Евгению, что в то время было непозволительно для девушки. Ее попытка была напрасной. Для Евгения она была всего лишь ребенком и, он посчитал, что ее костер любви потухнет так же быстро, как и загорелся. Мог ли он себе представлять, что спустя годы он окажется на ее месте. Но Татьяна предстает перед нами уже далеко не маленькой девочкой. Она научилась к этому времени управлять своими чувствами с помощью здравого смысла. Несмотря на свою любовь к Евгению оставалась верна человеку, который любил ее. Была ли она счастлива в браке? Думаю, что не до конца, потому что любила другого. Был ли счастлив Евгений? Мне снова кажется, что не до конца. Ведь если это была любовь настоящая, то рассудок лишь сделал хуже.
Руководствуясь только разумом, можно остаться на всю жизнь несчастным. Руководствуясь только чувствами, можно попасть в ситуации, после которых нестерпимая душевная боль останется навсегда. Получается, что разум и чувства нуждаются друг в друге и очень сложно жить, руководствуясь чем-то одним.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры