Репетиционный процесс в работе хорового коллектива. Основы хороведения - Т.С

Главная / Чувства

Организация репетиционного процесса.

Выбрав произведение, хормейстер прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места.

Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления различны. Лучше его организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного хорового коллектива. Если нет возможности прослушать запись, то хормейстер сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это поможет хористам освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии. Это способствует музыкальному развитию детей, и вносит в процесс активность и сознательность.

Вообще полезно разучивать произведение без подигрывания на инструменте, потому что это уничтожает самостоятельность. Можно отметить, что многие из известных дирижёров великолепно играли на рояле, а значит знакомили певцов с новым произведением играя партитуру, как бы она звучала в хоре (А.А. Архангельский, Н.М. Данилин, М.Г. Климов) - тем самым ориентировали певцов в содержании, стиле, музыкальной форме.

Начальная работа - сольфеджирование. В период становления юного коллектива обучение хора умению сольфеджировать - важно. Встречается и хоры для которых читка с листа бегло наработана. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков т.е. музыкально теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстраненное от эмоциональной стороны понимания хористами ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

В хорах где участники неуверенно читают ноты с листа, или вовсе их плохо знают, невозможность петь сольфеджио лишает хористов понимания музыкальной композиции изнутри.

Хоровое произведение обязательно должно быть исполнено всем хоровым коллективом в плане музыкального ознакомления, или иначе должно быть пропето «с места» (желательно 1-2 раза), хотя бы даже с техническими и исполнительскими ошибками. При читке нот с листа хоровой коллектив, всё же получает первичное представление о произведении. Егоров А. Теория и практика работы с хором - М., 1951 - с.226

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, что бы была определенная завершенность.

Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание песни следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания песни и работы над художественно - технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. «Самое главное - сделать отдельно каждую партию, вплоть до нюансов. И тот, хормейстер, который умеет работать с хоровой партией». Виноградов К. методика работы русских мастеров хоровой культуры XIX и начала XX столетий - Машинописная рукопись.

Во-первых невозможность рекомендовать какие-то сроки на ту, или иную фазу работы с хором над песней и тем более определить их границы. Многое зависит от умения и мастерства руководителя, от квалификации хора, от степени трудности произведения. При разборе нельзя отбрасывать идейно-художественную сторону. Опытный руководитель в такой момент найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится к непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения. Это закономерно и необходимо.

Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы над песней, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки хорового произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

Таким образом можно утверждать что процесс работы над произведением с хором нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченными кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Принципы подбора репертуара в детском хоре.

Чтобы правильно подобрать репертуар дирижёр должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых новыков.

Репертуар должен отвечать таким требования:

1) Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Как было сказано выше произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике. И если это не так исполнение как правило бывает неудачным и вызывает недоумение зрителей.

Произведение репертуара должны отличатся по стилистической и жанровой направленности. Успешный концертирующей хоровой коллектив имеет в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ:

Инновационная деятельность библиотек

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изменить в библиотеке для того...

Межкультурная коммуникация как ключевой фактор успешного взаимодействия культур

В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание и общение не только между различными культурными образованиями в рамках больших культурных зон, но и требует духовного сближения огромных культурных регионов...

Народные промыслы: творческое обучение в процессе уроков ИЗО в младших классах на примере Берестяного промысла

Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию к жизни...

Народы и культуры - развитие и взаимодействие

Обосновав формулу «личность, общество и культура как неразрывная триада», П. Сорокин аргументирует взаимопроникновение социальности и культуры в личности и деятельности каждого человека, общества в целом. На этой основе Н.И...

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше...

Научно-художественное творчество

Описание технологии варианта стрижки "Ритм" с окрашиванием волос красителями фирмы "Schwarzkopf" с последующей современной укладкой

Подготовительные работы по обслуживанию клиента: 1. Организация рабочего места: дезинфекция рабочего места, приготовление инструментов, поверка исправности электрооборудования; 2. Усаживание клиента в кресло; 3. Обговор услуги; 4...

Основные тенденции современной мужской стрижки

Стрижка волос - это самая распространенная операция, от качества которой зависит внешний вид прически и ее долговечность. Постоянное развитие моды привело к изменению как форм стрижек, так и отдельных ее элементов. Стрижки бывают: симметричные...

Основы культурологии

Результатом такого производства является материальная культура, которая признается "первичной" по отношению к культуре духовной...

Парикмахерские работы и их теоретико-практическое описание

Классическая простая стрижка рекомендуется для всех типов волос и различных возрастов: она одинаково хорошо смотрится на головах мальчиков и мужчин солидного возраста. Простая классическая стрижка может укладываться или зачесываться назад...

Проблемы временной и долгосрочной ассимиляции в чужую культуру

Ассимиляция - это сложный процесс. Следующие рекомендации помогут его облегчить, снять напряжение и уменьшить культурный шок: -- Необходимо иметь конкретное представление об иной культуре...

Феномен культуры

Конкретно-историческое понимание культуры опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Здесь не отрицается факт культурной относительности, но отвергается культурный релятивизм...

Феномен кураторской активности в мировой художественной культуре конца ХХ - начала ХХI века

Галерея -- основной элемент структуры рынка современного искусства, которое творится здесь и сейчас, в контексте данной эпохи. Именно в ее пространстве репрезентируются новейшие тенденции, возникающие в искусстве...

Репетиция является основным звеном всей учебной, организационно-методической, воспитательной и образовательной работы с коллективом. По репетиции можно судить об уровне его творческой деятельности, общей эстетической направленности и характере исполнительских принципов.

Репетицию можно представить как сложный художественно-педагогический процесс, в основе которого лежит коллективная творческая деятельность, предполагающая определённый уровень подготовки участников. Без этого теряется смысл проведения репетиции.

Художественный руководитель вынужден постоянно искать такие приёмы и методы работы с коллективом на репетиции, которые позволяли бы успешно решать стоящие перед ним в тот или иной период времени творческие и воспитательные задачи. У каждого руководителя вырабатывается постепенно своя методика построения и проведения репетиционных занятий, организации работы коллектива вообще. Однако это не исключает необходимости знания основных принципов и условий проведения репетиций, исходя из которых, каждый руководитель может выбрать или подобрать такие приёмы и формы работы, которые соответствовали бы его индивидуальной творческой манере. Особенно это касается молодых, начинающих художественных руководителей, которым порой трудно найти наиболее подходящую форму и интересную методику репетиционных занятий, подготовить за короткий промежуток времени коллектив к выступлению.

Знание же ими основных методических и педагогических условий организации репетиционной работы и умение критически переосмыслить их в соответствии со своей индивидуальной творческой манерой и конкретными особенностями коллектива является важной предпосылкой успешной организации и проведения репетиций.

Необходимо хотя бы в самых общих чертах знать ряд организационно-педагогических моментов, от которых зависит качество репетиционной работы. Ведь от того, насколько тщательно и всесторонне подготовлена репетиция, зависит и её педагогическая эффективность.

Руководитель может пользоваться этими правилами.

Репетицию необходимо:

1. Начинать во время, с разминки.

2. Стараться не покидать репетиционный зал к телефону, директору и так далее.

3. Обязательно планировать репетицию, в противном случае появиться элемент стихийности, разбросанности, самотёка.

4. Чередовать номера (лёгкие с технически сложными, быстрые с медленными).

5. Задействовать в репетиции не одну группу исполнителей, а всех (если репетируешь с двумя, остальным тоже должно быть интересно).

6. Необходимый реквизит нужно готовить заранее.

7. Не следует репетировать один и тот же номер более 2-3 раз, через 40-45 минут после начала работы необходимо сделать перерыв.

8. Речь руководителя должна быть грамотная, культурная, тон при замечаниях не должен быть грубым и оскорбительным.

9. Нужно отличать репетиции рабочие от генеральных прогонов, у них разные задачи.

В практике работы с хором распространено деление репетиций на два этапа:

1. техническое освоение произведения и его художественное осмысление;

2. раскрытие внутреннего содержания, эмоциональной и образной сущности.

В свою очередь, в зависимости от формы и содержания работы хоровые репетиции можно разделить на две группы:

1. репетиции сводные (общие), ансамблевые, групповые по партиям;

2. репетиции ознакомительные (вводные), рабочие, заключительные и корректирующие.

Этапы рептиционной работы :

- ознакомительный (получение первой информации о новом сочинении, творческом, исполнительском замысле дирижера и освоение нотного текста)

- впевание (рабочий этап). Главная задача – достижение исполнительской свободы, осмысленности и выразительности пения каждого участника коллектива. Приемы, используемые на данном этапе: пение с закрытым ртом, пение на слог, «читка».

- исполнительский (способность певцов хора придать процессу звуковой материализации нотного текста цельность, завершенность и убедительность). Основной формой работы на этом этапе становится сводная репетиция.

Методы работы над сочинением:

1.Пропевание в замедленном темпе. Целесообразность этого приема состоит в том, что медленный темп дает певцам больше времени для вслушивания в то или иное звучание, для его контроля и анализа).

2. Остановки на звуках или аккордах. Предпосылка действия этого приема та же, что и при пропевании в замедленном темпе. Однако благодаря тому, что он дает возможность сконцентрировать внимание на отдельной интонации, аккорде, его эффективность выше.

3. Ритмическое дробление. Этоспособ условного ритмического дробления крупных длительностей на более мелкие, что ведет к возникновению у артистов хора ощущения постоянной ритмической пульсации. Эффективным приемом преодоления такого рода трудностей является проговаривание литературного текста на одном звуке.

4. Использование вспомогательного материала. В работе над сложными в техническом отношении местами полезно обращаться к упражнениям, построенным как на материале разучиваемого произведения, так и не связанным с ним.

5. Взаимоотношение элементов художественного и технического в хоровом исполнительстве. Наиболее правильным и эффективным будет метод работы, при котором дирижер, разучивая конкретную хоровую партию, постепенно приближает ее к характеру, близкому к замыслу композитора.

Антиметод:

- «натаскивание» (многократное повторение музыкального материала без конкретно поставленной цели) не развивает эстетическое мышление певцов.

Дирижерские приемы при работе над сочинением:

1. рабочий жест (тактирование, показ вступлений и снятий, показ звуковысотности, жесты, наглядно передающие ритмическое и интонационное строение мелодии);

2. образные жесты (жесты, передающие те или иные особенности хорового звучания: характер звуковедения, кульминация, жесты, передающие музыкально-выразительные особенности мелодии и т.д.)

Задание № 6.

Произведите рефлексию собственной деятельности (после каждой из 6 репетиций в устной форме руководителю практики).

Соотнесите поставленные цели с результатами деятельности; оцените выбранные и использованные Вами методы работы и их эффективность; назовите причины возможных неудач в проделанной работе.

Задание № 7.

Продирижируйте данное сочинение в концертных условиях, используя соответствующие дирижерские приемы.

В условиях концертного выступления особое значение приобретает дирижерское мастерство - единственное средство творческого общения дирижера с исполнителями на сцене. Следовательно, от дирижера требуется соответствующий уровень владения техникой выразительных жестов, способствующих передаче образной сферы сочинения.

Библиография

1. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

2. Козырева Г.Г., Якобсон К.А. Словарь по хороведению. Редактор Еловская Н.А. - Красноярск, 2009-105с.

- 56.60 Кб

Развитие музыкальных способностей идет параллельно с развитием слухового внимания.

Внимание – это психологическое состояние человека, характеризующее интенсивность его познавательной деятельности. Окружающий нас мир непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. В то же время мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся, обращаем внимание.

Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.

Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.

Внутренний контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучанием оркестра, то есть своим представлением как должен звучать оркестр.

По мнению многих выдающихся дирижеров, таких как Вальтер, Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается во взаимном психическом заряжении друг друга, возникновением особого «духовного тока» между людьми.

Из всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту - исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.

В деятельности дирижера оба вида слухового внимания - исполнительское и педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая оркестр, дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого педагога - инструменталиста, занимающегося со своим учеником, он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.

Не менее важным для успешной деятельности дирижёра, является развитая музыкальная память. У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую - связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную - связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную - в изучении и запоминании партитуры.

И наконец дирижер должен обладать чувством воображения. Воображение – это волшебный дар, оно рождает образы, открытия. Творческое воображение – это способность, помогающая нам переходить от замысла к воплощению. У дирижера уже в процессе изучения партитуры возникают исполнительские проблемы, проблемы художественной интерпретации, а значит уже никак не обойтись без художественного воображения, без фантазии. В творческом процессе фантазия, художественное воображение – это всё. Необходимо развивать и тренировать творческое воображение, интуицию.

Все начинается с таланта. Талант - это умение работать (нет гениальности без труда), это поразительное проникновение в суть произведения. Талант нуждается в бережном отношении.

Талант дирижера (подлинный) - совершенная редкость. Этот талант предполагает умение охватить музыкальное явление в его всеобъемлющем значении - историческом, социальном, народно - национальном. А это дано не многим.

1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива

Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижёрского жеста. Большое значение многие дирижёры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны,- утверждал Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, – то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижёра».

Попытки обучать дирижированию слепых музыкантов не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказалось на результате.

Очень важной проблемой является умение делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше сыграть ту или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:

· начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

· указывать на ошибки не прямо, а косвенно;

· сначала поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать своего собеседника;

· задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;

· выражать людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;

· Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться сохранять.

Способность дирижёра к общению является одной из составных граней его таланта.

С точки зрения транзактной теории для сохранения хороших отношений с музыкантами дирижёр должен уметь быть попеременно в трёх позициях – Родителя, Взрослого и Ребёнка. Находясь в позиции Родителя и обладая всеми полномочиями власти, дирижёр может приказать выполнять или не выполнять какие-то действия, например, наложить штраф за опоздание на репетиции или дать выговор за нарушения условий контракта. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни оркестра. Находясь в позиции Ребёнка, он может пошутить со своими музыкантами, например: рассказать им смешную историю или анекдот.

Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддерживанию группового единства коллектива.

Основным и наиболее развёрнутым полем деятельности и совместного общения дирижёра и хора является репетиция. Вот почему она всегда нужна оркестру и дирижёру. Оркестру нужно познакомиться и усвоить жесты дирижёра, знать его интерпретацию музыкального произведения, темпы. Дирижёру нужно знать исполнительские возможности солистов, отдельных групп и оркестра в целом, его гибкость и быстроту реакции на дирижёрский

жест. Они должны в течение двух-трёх репетиций «сработаться». Хор для дирижёра - «живой инструмент», которым он не может располагать в самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра опыта, тем дефицитнее для него репетиционное время. Вместе с тем установление числа репетиций, организация самой репетиции и её продуктивности - серьёзная проверка зрелости дирижёра, его психологических качеств.

Хорошее знание партитуры и отличное владение дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром и хором. Здесь значительную, а иногда и определяющую роль играют психологические условия общения.

Таким образом, из всех исполнительских профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная.

Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а иногда и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Из того факта, что одно и то же произведение у разных дирижёров, в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое, необъяснимое, своего рода эпифеномен. Такое впечатление ещё больше усиливается после встречи с выдающимся дирижёром, который добивается исключительных творческих результатов. Но более «трезвые» музыканты не видят в этом ничего мистического. Они справедливо отмечают в таких случаях выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которые помогают ему увлечь оркестрантов своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений.

Глава 2. Формы и методы проведения репетиций.

2.1 Методика проведения репетиций

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе музыкально - творческих коллективах (ансамблях), являются репетиции.

Репетиция - подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.

В практике работы музыкально – творческих коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из которых, имеет свои задачи и специфические особенности.

Типы репетиций

Корректурная репетиция, проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции проводятся с полным составом оркестра (ансамбля), по группам и индивидуально. Целью данной репетиции является детальная отработка партий.

Прогонные репетиции, проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция, проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе

Процесс репетиционной работы с музыкально - творческим коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главной же задачей является музыкально-эстетическое и творческое развитие музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь можно выделить и подчеркнуть воспитательный акцент в организации репетиций в инструментально – творческих коллективах (ансамблях), поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным музыкальным коллективом на малые составы, не учитывая их специфики. Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и происходит в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных музыкантов.

Особенность организации репетиционного процесса в инструментально – творческих коллективах (ансамблях) заключается в том, что:

Во-первых, работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение.

Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего, как средство эстетического развития и формирования личности самого участника.

Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в музыкально – творческих коллективах (ансамблях).

Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в музыкально - творческих коллективах (ансамблях) обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива.

Самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом.
В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

Краткое описание

В настоящее время дирижирование все больше становится профессией, которой музыканты другого профиля заниматься не могут без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - музыканты оркестра - стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать произведения. Так же руководителю профессионального коллектива необходимо обладать обширным комплексом профессиональных важных качеств, в состав которых, помимо музыкальных, но и педагогических, психологических, организаторских. Не менее важным для дирижера является хорошее, качественное владение мануальной техникой.

Содержание

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра………..7
1.1 Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра)……..7
1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива………………..12
Глава 2. Формы и методы проведения занятий………………………….16
2.1 Методика проведения репетиций……………………………………………16
2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе............17
2.3 Начало репетиции нового произведения……………………………………18
2.4 Детальное изучение индивидуальных партий….............................................19
2.5 Освоение произведения по группам…………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы…………………………………


Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего и профессионального образования
«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Музыкально - педагогический факультет
Кафедра РЭДО

Курсовая работа
По теме:
Формы и методы проведения занятий в инструментально - творческом коллективе

Выполнил: студент группы 421
Подшивалов А.А.
Принял: доцент кафедры РЭДО
Панов Д.П.

Челябинск 2012г
Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра………..7

1.1 Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра)……..7
1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива………………..12

Глава 2. Формы и методы проведения занятий………………………….16

2.1 Методика проведения репетиций……………………………………………16
2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе............17
2.3 Начало репетиции нового произведения……………………………………18
2.4 Детальное изучение индивидуальных партий…....................... ......................19
2.5 Освоение произведения по группам…………………………………………21

Заключение…………………………………………………… ……………………24

Список литературы…………………………………………………… ………….26

Введение

Актуальность темы обусловлена необходимостью более полного изучения содержания и специфики профессиональной деятельности дирижера в инструментальном творческом коллективе. Какие формы, методы, лучше использовать, где, когда и как применить на практике.
В настоящее время дирижирование все больше становится профессией, которой музыканты другого профиля заниматься не могут без соответствующей профессиональной подготовки, как это часто практиковалось раньше. Профессиональные исполнители - музыканты оркестра - стремятся работать с грамотными дирижерами. Поэтому, уже в начале своей карьеры современный дирижер должен обладать глубокими знаниями, умением интересно и содержательно интерпретировать произведения. Так же руководителю профессионального коллектива необходимо обладать обширным комплексом профессиональных важных качеств, в состав которых, помимо музыкальных, но и педагогических, психологических, организаторских. Не менее важным для дирижера является хорошее, качественное владение мануальной техникой.
Дирижёрская профессия с самого начала представлялась загадочной областью музыкального исполнительства, и для людей профессионально занимающихся дирижерской деятельностью, и для широкого круга любителей музыки. Несмотря на существующие теоретические разработки проблем дирижерского искусства, дирижирование до сих пор для многих остается по выражению Л.Стоковского «одной из самых туманных и неверно понимаемых областей музыкального искусства»
Еще А.Н.Римский-Корсаков называл дирижирование «темным делом», и он был недалек от истины. В то время наука еще не могла решить возникающие теоретические и практические проблемы дирижерской профессии, кроме того, практика значительно опережала теорию, не получая достаточного научного обоснования. Дирижер Ю.Симонов отмечает: «Общеизвестно, что дирижирование является сложной психофизической деятельностью человека. Вместе с тем, оно, представляет собой теоретически наименее изученный и обоснованный вид музыкального исполнительства». Необходимо отметить, что профессиональная деятельность многих выдающихся дирижеров прошлого, до сих пор не имеет психологического обобщения.
Каждый дирижер находил свой собственный способ управления коллективом, опираясь на свое видение целей и задач дирижерской деятельности, на собственные представления, интуицию. Исследование деятельности дирижеров, в основном заключалось в определении необходимых знаний; умений: и навыков, то есть шло по пути изучения - предметной и методической подготовки будущих дирижеров.
В настоящее время, благодаря исследованиям в области социальной психологии, психологии труда, психологии общения, а так же психологии творчества, музыкальной психологии Л.Гинзбург «О технике дирижирования» деятельности, психологии творчества, музыкальной психологии, появилась возможность (опираясь на результаты научных исследований) объяснить структуру функционирования психологических механизмов, лежащих в основе профессиональной деятельности дирижера.
Психологическому анализу дирижерской деятельности и рассмотрению структуры дирижерских способностей посвящены работы А.Л.Бочкарева, А.Л.Готсдинера, Г.Л.Ержемского, В.И.Петрушина, В.Г.Ражникова. Вопрос же о профессионально важных качествах дирижера в контексте его профессиональной деятельности на сегодняшний день остается открытым.
Таким образом, не полное владение теоретическими и практическими знаниями, некачественное владение мануальной техникой, не умение разбираться в фактуре произведения, приводит современных руководителей (дирижёров) музыкально-творческих коллективов к психологическому зажатию. То есть, выходя к музыкантам на репетиции, руководитель (дирижёр) чаще всего не знает с чего начать, отсюда становится психологически зажатым, неуравновешенным (может: кричать, ругаться, требовать от музыкантов того, чего сам не может объяснить).

Цель: выявить комплекс профессионально важных качеств дирижёра (руководителя) музыкально – творческого коллектива, определить их структуру и значение в процессе подбора форм и методов проведения занятий в музыкально – творческом коллективе.

Объект исследования: формирование профессиональных качеств дирижера оркестра, выражающиеся в подборе форм и методов проведения занятий.

Предмет исследования: музыкальные качества дирижёра.

Задачи:
1.Рассмотреть и проанализировать труды по дирижированию, исследования по музыкальной психологии, касающиеся содержания и структуры деятельности дирижера.
2.Выявить и рассмотреть основные компоненты профессионально важных качеств дирижера оркестра.
3. Определить ключевые понятия в формировании профессиональных качеств дирижера.
4.Определить специфические особенности дирижерской профессии.
5. Рассмотреть формы и методы проведения занятий в музыкально – творческих коллективах.
На мой взгляд, по данной теме, можно порекомендовать музыкантам для изучения следующие работы:
Учебное – методическое пособие «Вопросы методики работы с эстрадным инструментальным ансамблем» авторы Хабибулин Р.Г.,Панов Д.П. Челябинск 2011г.
В данной работе в полной мере рассматриваются психолого – педагогические характеристики участников ансамбля, эстрадный ансамбль показан как объект музыкально – педагогической деятельности, так же хорошо раскрыт материал из истории и развитии инструментальных ансамблей.
Статья Буяновой Н.В.»Роль дирижёра в художественно творческом процессе»
В данной статье автор выявляет особые приёмы коммуникации музыканта руководителя с исполнителями, закономерности формирования позитивного микроклимата в творческом коллективе. Так же в статье подчёркивается связь между способностью дирижёра к организации творческого процесса и его личностными качествами. Сущность творческого коллектива, коммуникация, профессиональная компетентность.

Глава 1. Психологические особенности и качества дирижёра.

1.1Профессиональные качества творческого руководителя (дирижёра).

Профессионально необходимые качества - индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы.
Дирижерское исполнительство представляет собой сложный комплекс различных видов музыкальной деятельности, включающий в себя действия, протекающие последовательно или одновременно и направленные на разные цели. Каждое из них выполняется с большим или меньшим усилием, вызывается и мотивируется различными побуждениями, сопровождается соответствующими эмоциями. Многочисленные функции, выполняемые дирижером в момент руководства исполнением, взаимосвязаны, а порой выступают в противоречивых, и даже конфликтных отношениях. Подобного своеобразия не знает ни один из видов исполнительского искусства.
Дирижёр (от фр. diriger - управлять, направлять, руководить) - руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной, балетной) музыки, которому принадлежит художественная трактовка произведения, осуществляемая под его управлением всем ансамблем исполнителей.
Дирижёр обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, а также стремится передать руководимым им музыкантам свои художественные намерения, раскрыть в процессе исполнения своё истолкование творческого замысла композитора, своё понимание содержания и стилистических особенностей данного произведения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и максимально точное, бережное воспроизведение текста авторской партитуры.
Дирижер – это не только руководитель, организатор, интерпретатор, но и педагог.
А у педагога и дирижера много общего: доброжелательность, тактичность, умение «зажечь» людей и повести за собой. «Нет необходимости доказывать то бесспорное положение, что руководитель музыкального коллектива является по существу его наставником и учителем. Его обязанность состоит в том, чтобы воспитывать коллектив, повышать его исполнительскую культуру, способность понимать и ощущать образно – эмоциональное содержание музыки», - писал известный педагог, дирижер, профессор Ленинградской консерватории Илья Александрович Мусин.
Музыкант, занимающийся дирижированием должен понимать, что дирижирование - это не самоцель, а средство общения дирижера с музыкантами оркестра, способ передачи информации, то есть музыкальный язык, при помощи которого дирижёр разговаривает с музыкальным коллективом (оркестрантами).
Что же такое «дирижирование»?
Дирижирование (от нем. dirigieren, франц. diriger - направлять, управлять, руководить; англ. conducting) - один из наиболее сложных видов музыкально-исполнительского искусства.
Дирижирование - управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной или балетной труппой и т. д.) в процессе разучивания и публичного исполнения ими музыкального произведения. Осуществляется дирижёром.
Дирижер должен обладать целым комплексом различных способностей. Способностями психологи называют такие особенности личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой - либо деятельности, подразделяя их на способности общие и специальные. Способности являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня при условии активного включения человека в строго определённую деятельность.
Музыкальному руководителю (дирижёру), необходимо обладать такими музыкальными способностями как: музыкальность, музыкальный слух, ритм, музыкальная память. Важны также исполнительские способности - игра на инструменте, мануальная техника. Необходимо наличие трёх основных музыкальных способностей в структуре музыкальности: ладового чувства, способности произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение и музыкально - ритмического чувст.
Названные способности составляют ядро музыкальности. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности. Значение музыкальности велико не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.
Музыкальным следует назвать человека, чувствующего красоту музыки, её т выразительность, способного воспринимать в звуках произведения определённое художественное содержание, а если он исполнитель, то и воспроизводить это содержание. Музыкальность предполагает тонкое дифференцированное восприятие музыки, но и способность хорошо различать звуки ещё не говорит о том, что это музыкальное восприятие, и что обладающий ею, музыкален.
Известно, что дирижер должен обладать незаурядным музыкальным слухом. Музыкальный слух - понятие сложное и включает в себя ряд компонентов, важнейшими из которых являются звуковысотный, ладовый (мелодический и гармонический), тембровый и динамический слух. Существует также абсолютный и относительный музыкальный слух. Наличие абсолютного слуха (пассивного или активного) нередко указывает на общую музыкальную одаренность. Чем лучше слух дирижера, тем полнее его владение оркестром. Обладать абсолютным слухом для дирижера полезно, но не обязательно. Но ему необходимо иметь хороший относительный слух, дающий возможность различать соотношения звуков по высоте, взятых одновременно и последовательно. Даже сформировавшийся музыкант должен постоянно продолжать тренировать свой слух.
Важнейшим рабочим инструментом для дирижера является высокоразвитый внутренний слух.
Под внутренним слухом понимается способность дирижёра представлять себе звучание как отдельных тонов и аккордов, так и всей их совокупности в процессе чтения партитуры. Чтение партитуры без инструмента, как и чтение книги без произнесения слов вслух - это вопрос тренировки, и каждый дирижер должен овладеть им в совершенстве.
Основой общения, объединяющей в единую систему деятельность дирижера и оркестра, является взаимопроникающее внимание руководителя и коллектива. Дирижер должен уметь устанавливать и постоянно поддерживать контакт с каждым из участников оркестра и со всем коллективом в целом.
Развитие музыкальных способностей идет параллельно с развитием слухового внимания.
Внимание – это психологическое состояние человека, характеризующее интенсивность его познавательной деятельности. Окружающий нас мир непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания. В то же время мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся, обращаем внимание.
Изучению внимания уделяли большое время великие ученые, музыканты, деятели различных видов искусства: К.Станиславский, Л.Коган, И.Гофман, Б.Теплов и другие.
Дирижер оркестра чаще всего использует «контролирующее внимание» (внешнее), которое направлено на решение организационных задач: осуществление контроля и регуляции действий оркестра. В то же время внутренние контакты охватывают интеллектуальную сферу, связанную с творческим процессом.
Внутренний контакт – это способ постижения внутреннего мира музыканта, проникновение в его творческое «я». Необходимо отметить, что внутренние контакты имеют двойную направленность слуха: первая – на контроль действия оркестра, и вторая – на контакт дирижера со своим внутренним звучанием оркестра, то есть своим представлением как должен звучать оркестр.
По мнению многих выдающихся дирижеров, таких как Вальтер, Вейнгартнер, суть общения дирижера и музыкантов заключается во взаимном психическом заряжении друг друга, возникновением особого «духовного тока» между людьми.
Из всех навыков, необходимых дирижеру для его деятельности, на первое место следует поставить слуховое внимание. Слуховое внимание необходимо каждому музыканту - исполнителю. Играя на инструменте, музыкант внимательно слушает своё исполнение, сравнивая его со сложившимися в его сознании представлениями.
В деятельности дирижера оба вида слухового внимания - исполнительское и педагогическое – сочетаются в органичном единстве. Слушая оркестр, дирижер решает задачи, аналогичные задачам каждого педагога - инструменталиста, занимающегося со своим учеником, он должен добиться наиболее совершенного воплощения исполняемого произведения.
Не менее важным для успешной деятельности дирижёра, является развитая музыкальная память. У дирижера важно развить слуховую память, служащую основой для успешной работы в любой области музыкального искусства; логическую - связанную с пониманием содержания произведения, закономерностей развития мыслей композитора; двигательную - связанную с мануальной техникой дирижера; зрительную - в изучении и запоминании партитуры.
И наконец дирижер должен обладать чувством воображения. Воображение – это волшебный дар, оно рождает образы, открытия. Творческое воображение – это способность, помогающая нам переходить от замысла к воплощению. У дирижера уже в процессе изучения партитуры возникают исполнительские проблемы, проблемы художественной интерпретации, а значит уже никак не обойтись без художественного воображения, без фантазии. В творческом процессе фантазия, художественное воображение – это всё. Необходимо развивать и тренировать творческое воображение, интуицию.
Все начинается с таланта. Талант - это умение работать (нет гениальности без труда), это поразительное проникновение в суть произведения. Талант нуждается в бережном отношении.
Талант дирижера (подлинный) - совершенная редкость. Этот талант предполагает умение охватить музыкальное явление в его всеобъемлющем значении - историческом, социальном, народно - национальном. А это дано не многим.

1.2 Процессы общения дирижёра и музыкального коллектива

Многие дирижёры отмечают во время дирижирования возникновение между ними и музыкантами «духовных токов», по которым устанавливается необходимая связь. Говорят о гипнотическом воздействии дирижёра на сознание музыкантов, которые как завороженные выполняют все указания дирижёрского жеста. Большое значение многие дирижёры отдают зрительному контакту. «Глаза всесильны,- утверждал Ю. Орманди. – Внушающие, просящие, убеждающие глаза – средство постоянной коммуникации между руководителем оркестра и музыкантами, – то зеркало, которое отражает каждую мысль и эмоцию дирижёра».
Попытки обучать дирижированию слепых музыкантов не увенчались успехом. Отсутствие живой мимики и контакта глаз отрицательно сказалось на результате.
Очень важной проблемой является умение делать своим музыкантам критические замечания в адрес их исполнения. Многие из них воспринимают подобные замечания болезненно, так как несколько замечаний дирижёра одному и тому же музыканту о том, как лучше сыграть ту или иную фразу, может быть воспринято им как урон его профессиональному престижу. Большую помощь дирижёру могут оказать здесь рекомендации из книги Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». В разделе, посвящённом тому, как воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая чувства обиды, Д. Карнеги пишет, что для этого надо:
· начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;
· указывать на ошибки не прямо, а косвенно;
· сначала поговорить о собственных ошибках, а потом уже критиковать своего собеседника;
· задавать собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;
· выражать людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех;
· Создавать людям хорошую репутацию, которую они будут пытаться сохранять.
Способность дирижёра к общению является одной из составных граней его таланта.
С точки зрения транзактной теории для сохранения хороших отношений с музыкантами дирижёр должен уметь быть попеременно в трёх позициях – Родителя, Взрослого и Ребёнка. Находясь в позиции Родителя и обладая всеми полномочиями власти, дирижёр может приказать выполнять или не выполнять какие-то действия, например, наложить штраф за опоздание на репетиции или дать выговор за нарушения условий контракта. Находясь в позиции Взрослого, он обсуждает проблемы трактовки музыкального произведения или дела из текущей жизни оркестра. Находясь в позиции Ребёнка, он может пошутить со своими музыкантами, например: рассказать им смешную историю или анекдот.
Умение встать на правильно выбранную позицию в зависимости от сложившейся ситуации способствует формированию и поддерживанию группового единства коллектива.
Основным и наиболее развёрнутым полем деятельности и совместного общения дирижёра и хора является репетиция. Вот почему она всегда нужна оркестру и дирижёру. Оркестру нужно познакомиться и усвоить жесты дирижёра, знать его интерпретацию музыкального произведения, темпы. Дирижёру нужно знать исполнительские возможности солистов, отдельных групп и оркестра в целом, его гибкость и быстроту реакции на дирижёрский
жест. Они должны в течение двух-трёх репетиций «сработаться». Хор для дирижёра - «живой инструмент», которым он не может располагать в самостоятельной подготовительной работе, поэтому, чем меньше у дирижёра опыта, тем дефицитнее для него репетиционное время. Вместе с тем установление числа репетиций, организация самой репетиции и её продуктивности - серьёзная проверка зрелости дирижёра, его психологических качеств.
Хорошее знание партитуры и отличное владение дирижёрской техникой повышают продуктивность репетиций, однако, это не единственное условие для установления взаимопонимания между дирижёром и хором. Здесь значительную, а иногда и определяющую роль играют психологические условия общения.
Таким образом, из всех исполнительских профессий профессия дирижера самая сложная и ответственная.
Дирижёрская деятельность вызывает у слушателей, а иногда и у профессиональных музыкантов самые противоречивые суждения. Из того факта, что одно и то же произведение у разных дирижёров, в одном и том же оркестре звучит совершенно по-разному, слушателями, а порой и музыкантами делается вывод, что дирижёрское искусство – это нечто мистическое, необъяснимое, своего рода эпифеномен. Такое впечатление ещё больше усиливается после встречи с выдающимся дирижёром, который добивается исключительных творческих результатов. Но более «трезвые» музыканты не видят в этом ничего мистического. Они справедливо отмечают в таких случаях выдающиеся музыкальные и творческие достоинства дирижёра, его умение рационально проводить репетиции, большое творческое воображение и высокую культуру, которые помогают ему увлечь оркестрантов своей трактовкой, своим пониманием даже заигранных произведений.

Глава 2. Формы и методы проведения репетиций.

2.1 Методика проведения репетиций

Основной формой коллективных занятий в учебно-воспитательной работе музыкально - творческих коллективах (ансамблях), являются репетиции.
Репетиция - подготовительное, пробное исполнение музыкального произведения.
В практике работы музыкально – творческих коллективов различают четыре основных типа репетиций. Каждая из которых, имеет свои задачи и специфические особенности.

Типы репетиций

Корректурная репетиция, проводится с целью уточнения характера аранжировки разучиваемого произведения, соответствия ее содержанию, исполнительскому замыслу, а также для выявления недостатков и определения путей их устранения. Она проводится в коллективах, обладающих достаточно высоким уровнем музыкальной подготовки, в тех случаях, когда у руководителя вызывает сомнение инструментовка пьесы или песни.
Ординарная, или рабочая, репетиция проводится для изучения конкретного произведения, подготовки его к концертному исполнению. В зависимости от сложности пьесы руководитель определяет количество ординарных репетиций и составляет репетиционный план для каждой из них с указанием решаемых задач. Такие репетиции проводятся с полным составом оркестра (ансамбля), по группам и индивидуально. Целью данной репетиции является детальная отработка партий.
Прогонные репетиции, проводятся для решения отдельных задач, связанных с улучшением качества исполнения всего произведения, установлением правильного соотношения темпов, динамики и т. д., а также для поддержания должного художественного уровня исполнения уже готовых произведений.
Генеральная репетиция, проводится для определения готовности разучиваемого произведения к концертному исполнению, устранения небольших погрешностей. Она является своеобразным итогом ординарных репетиций, поэтому назначать ее надо тогда, когда произведение детально проработано и готово для исполнения на концерте.

2.2 Особенности репетиционной работы в музыкальном коллективе

Процесс репетиционной работы с музыкально - творческим коллективом слагается из решения многих исполнительских и воспитательных задач. Главной же задачей является музыкально-эстетическое и творческое развитие музыкантов в процессе работы над произведением. Здесь можно выделить и подчеркнуть воспитательный акцент в организации репетиций в инструментально – творческих коллективах (ансамблях), поскольку именно в этих коллективах встречаются нередко негативные моменты, педагогические просчеты в методике проведения занятий с участниками коллектива. Многие руководители слепо копируют деятельность профессиональных оркестров и ансамблей и механически переносят общие методические приемы работы с профессиональным музыкальным коллективом на малые составы, не учитывая их специфики. Безусловно, по своему характеру деятельность участника кружка близка к деятельности профессионального музыканта (подготовка произведения к исполнению его перед слушателями). Она строится на тех же принципах и происходит в той же последовательности, как и творческая работа профессиональных музыкантов.
Особенность организации репетиционного процесса в инструментально – творческих коллективах (ансамблях) заключается в том, что:
Во-первых, работа над музыкальным произведением подчиняется воспитательным задачам, протекает на разных уровнях и охватывает значительно больший период времени на его освоение.
Во-вторых, для профессионала результат его деятельности - исполнение - выступает как средство эстетического воздействия на слушателя, а в работе самодеятельного исполнителя и подготовка и выступление важны прежде всего, как средство эстетического развития и формирования личности самого участника.
Поэтому слепое копирование деятельности профессиональных коллективов наносит определенный ущерб организации учебно-воспитательного процесса в музыкально – творческих коллективах (ансамблях).
Руководитель должен критически осмыслить то положительное, что накоплено в практической работе исполнителей-профессионалов, и творчески применить его с учетом возможностей своего коллектива.
Особенности методики репетиционного процесса в музыкально - творческих коллективах (ансамблях) обусловлены уровнем профессиональной подготовки участников, специфическими условиями деятельности любительского коллектива.
Самое главное, определенными задачами, стоящими перед коллективом.
В зависимости от уровня исполнительского мастерства участников коллектива руководитель устанавливает ряд стадий репетиционного процесса. Каждая из них имеет свои характерные особенности и задачи.

2.3 Начало репетиции нового произведения

Работа над новым произведением начинается с ознакомления участников музыкально – творческого коллектива (ансамбля) с музыкальным материалом. Если коллектив начинающий, то руководитель знакомит участников с произведением в собственном исполнении или включает аудио или видео, запись. Рассказывает об авторе, характере и содержании пьесы. Обращает внимание музыкантов на особенности музыкального языка, стиля произведения. А так же на динамические оттенки, ритм, штрихи, структуру произведения и т.п.
Если коллектив достаточно подготовленный, то руководитель кратко излагает необходимые сведения об авторе, содержании произведения, характеризует его особенности и ставит перед участниками задачи, указывая музыкантам на исполнительские трудности, которые им предстоит преодолеть. Затем, проигрывая с ансамблем или оркестром произведение полностью, без остановок, чтобы участники коллектива получили общее представление о нем, начинает совместно с ними решать исполнительские проблемы, подключая каждого к поиску выразительных средств.
Следует отметить интересный опыт некоторых руководителей по организации ознакомления с музыкальным произведением, направленный на активизацию музыкально-познавательной деятельности участников самодеятельности. Этот метод можно применять в коллективах, обладающих известной исполнительской подготовкой. Руководитель отводит некоторое время для индивидуального просмотра и предварительного освоения музыкантами своих партий, после чего произведение проигрывается полностью и по возможности без остановок. Затем он начинает обсуждение, в ходе которого участники самостоятельно определяют содержание произведения, характер тем, разработки, особенности фактуры и т. д. и намечают план действий по его освоению. Руководитель направляет эту работу, при необходимости её корректирует.

2.4 Детальное изучение индивидуальных партий

Детальное изучение произведения, начинается с индивидуального изучения каждым музыкантом своей партии. На репетиции индивидуальное разучивание партии проводится под руководством дирижера. К этой работе можно подключить и более подготовленных участников. Руководитель выделяет сложные места, уточняет штрихи и поручает им отработать партии с остальными участниками музыкально – творческого коллектива (ансамбля).
На этой стадии основное внимание следует уделять правильному прочтению нотного текста, чистоте интонирования, соблюдению штрихов и динамических оттенков. Как правило, разучивание партии проводится в медленном темпе, чтобы исполнитель смог отметить сложные в исполнительском отношении места (сложный ритмический рисунок, пассаж, неудобная аппликатура и т. п.). Далее детально проработать их, постепенно устраняя недостатки своего исполнения.
Руководитель не должен допускать механического проигрывания па
и т.д.................

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры