Русский классицизм как литературное направление. Классицизм как литературное направление Русский классицизм в литературе

Главная / Чувства

В последние годы в тестах ЕГЭ увеличилось число вопросов по культуре. В особенности появилось множество вопросов по изобразительному искусству и архитектуре. Тесты проверяют знание основных художественных стилей, персоналий живописцев, скульпторов, архитекторов и других деятелей культуры, а также их произведений.

Вы сможете скачать все изображения произведений эпохи классицизма одной папкой в конце этой статьи.

Трудности вызывают у учащихся задания, в которых вопросы сопровождаются изображениями произведений искусства. Обычно в таких заданиях проверяется авторство работ, принадлежность художника к тому или иному направлению в искусстве или его приверженность какому-либо художественному стилю. Вопрос может быть связан, например, с историческим событием, которому посвящено создание картины, скульптуры или архитектурного сооружения.

Чтобы Вам успешно справиться с такими заданиями, нужно знать азы истории искусства. Для этого необходимо усвоить основные особенности художественных стилей и направлений. Это не так сложно, как может показаться. Для примера можем рассмотреть тему «Классицизм в культуре России».

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) в самом первом приближении — это стиль, ориентирующийся на художественное наследие античной Греции и Рима как на образец для подражания или источник вдохновения.

Для классицизма в России свойственны ясность и четкость линий, рациональность, соразмерность и уравновешенность, проявляющиеся в различных видах искусства. Для того чтобы распознавать эти особенности, нужно обратиться к изучению первоисточника – античного искусства, и попытаться понять, в чем же состоит тот самый античный эстетический идеал применительно к скульптуре, живописи и архитектуре. Позднее эти идеалы возрождали и воплощали в своих произведениях художники эпохи классицизма.

Сначала мы разберем истоки классицизма, а затем рассмотрим, как этот стиль воплотился в культуре России

Античные истоки классицизма

Итак, в Древней Греции в V-IV вв. до н. э. после победы греков над персами наступает эпоха невиданного расцвета культуры, которая породила шедевры, считающиеся до сих пор непревзойденными, классическими. Именно этой древнегреческой классике подражали позже в Древнем Риме, а потом и в Италии эпохи Возрождения, обогащая и развивая художественные приемы.

В центре античного искусства – образ гармоничного, красивого, сильного человека, совершающего подвиги или побеждающего в спортивных состязаниях. Даже боги античного мира антропоморфны (человекоподобны), они изображались в виде прекрасных и могущественных мужчин и женщин.

Скульптура античности

Особенно ярко проявились эти идеалы античности в скульптуре. У древних греков эталоном красоты стало атлетическое, пропорционально сложенное тело. При этом каноны красоты греческие художники представляли очень четко, основываясь на математически выверенном соотношении пропорций тела и лица. Не вдаваясь в подробности канонов, покажем ряд изображений тех шедевров, которые послужили образцом для многих поколений художников и легли в основу классицизма.

Обратите внимание, что лица древнегреческих статуй богов и героев очень схожи друг с другом (как у мужчин, так и у женщин). Это тот самый «греческий профиль» с прямой линией лба и носа, большие глаза и маленькие пухлые губы.

А все потому, что художники эпохи греческой классики не стремились к индивидуализации образов, а изображали обобщенный ими идеал красоты. Лики статуй почти всегда бесстрастны, на них лежит печать «олимпийского спокойствия» (потому что богам, обитавшим на горе Олимп, чужда были суета бренного мира, и они, по представлениям древних греков, были спокойными и величественными).

Тела античных скульптур чаще обнажены или слегка прикрыты драпировкой. Позы статуй торжественны, спокойны и уравновешены, даже если они изображены в движении.

Большинство древнегреческих статуй не сохранилось. Они дошли до нас в римских копиях, которые часто не передают всего совершенства оригинала. Древние римляне тоже внесли весомый вклад в развитие скульптуры: в отличие от греческих скульпторов, изображавших отвлеченный идеал красоты, римские авторы стремились передавать портретное сходство, доходившее до натурализма.

Своих реальных персонажей (политиков, полководцев, императоров) римские скульпторы изображали чаще всего в доспехах или задрапированными в древнеримское одеяние – тогу. Такие статуи именовались тогатусы. Римляне создавали также и конные монументы.

Античная живопись

Представления об античной живописи дает нам древнегреческая вазопись или сохранившиеся древнеримские фрески и мозаики.

Излюбленные сюжеты живописи – иллюстрации к мифам и античному эпосу, посвященные подвигам богов и героев. В древнеримскую эпоху сюжеты пополнились деяниями великих полководцев и императоров. Живописцы следовали тем же канонам изображения людей, что и скульпторы.

Античная архитектура

Непреходящую ценность имеют и достижения античного зодчества, тоже ставшего образцом для архитекторов других эпох. Познакомимся с теми элементами античной архитектуры, которые широко применялись последователями классицизма.

Это прежде всего разработанная в Древней Греции система так называемых ордеров. В самом кратком виде ордер – это определенное соотношение между несущими и несомыми частями здания. Выделяют дорический, ионический и коринфский ордеры. Самое зримое их отличие – в исполнении колонн и их капителей – верхних украшающих частей колонны.

Древнегреческая архитектура гармонична и соразмерна человеческому росту, она не тяготеет к гигантизму, как, например, древнеегипетская (вспомним пирамиды). В Древней Греции появился тип храма-периптера («оперенного» колоннами со всех сторон).

Такие храмы, как правило, были прямоугольными в плане, имели двускатную крышу. А между двускатной крышей и перекрытием образовывался треугольник – фронтон. Его заполняли скульптурными композициями. Появились портики – открытые галереи с колоннадой, которые обрамляли храмы или были самостоятельными сооружениями.

В архитектуре Древнего Рима широко использовались полукруглые арки, например, в виде триумфальных арок. Они сооружались в честь знаменательных событий, или военных побед.

А еще римляне научились возводить купола над каменными зданиями.

Все эти особенности античного искусства в полной мере были изучены, усвоены и творчески переработаны художниками эпохи классицизма, зародившегося как художественный стиль во Франции в XVII веке.

Классицизм в Российской культуре

В Россию классицизм пришел во второй половине XVIII века и получил дальнейшее развитие в первой половине XIX столетия. Этот художественный стиль расцветал на почве идей Просвещения.

Идеалы патриотизма и общественной пользы черпались в эпохе древнегреческой классики, представлявшейся временем свободного развития гармоничной человеческой личности под эгидой справедливого государства. Провозглашение Екатериной II правления в духе просвещенного абсолютизма придало мощный импульс развитию классицизма в русской культуре.

Архитектура классицизма

В эпоху Екатерины II рост могущества Российской империи сопровождался масштабным строительством дворцов, усадеб и общественно значимых зданий. Изменялся облик российских городов: на смену стилю барокко пришел классицизм. Античные эстетические идеалы торжественной строгости в архитектуре зримо воплощали возросший престиж России.

М. Ф. Казаков, В. И. Баженов, А.Ф. Кокоринов, Ж.Б.М. Валлен-Деламот, Дж. Кваренги – вот далеко не полный список имен русских и зарубежных зодчих, с которыми связано развитие классицизма в русской архитектуре в XVIII столетии. В первой четверти XIX в. зазвучали новые имена архитекторов: А.Н. Воронихин, Т. де Томон, А. Д. Захаров, О. И. Бове, А. А. Михайлов, Д. Жилярди, К. Росси, О. Монферран.

После победы в Отечественной войне 1812 года и заграничного похода русской армии в архитектуру России была привнесена эстетика позднего классицизма – ампира. Ампир (от фр. style Empire - «стиль империи») зародился во Франции в период правления императора Наполеона I.

Художественные средства ампира тяготели к образцам императорского Рима, Древнего Египта и отличались большей пышностью и парадностью. Сооружения в духе ампира призваны были подчеркнуть военную мощь Российской империи и увековечить ее триумф. Ампир оставался ведущим стилем в архитектуре до 1830—1840 гг.

Наиболее прославленные творения архитекторов эпохи классицизма нужно научиться узнавать «в лицо». Возможно, не сразу удастся запомнить, кем из них спроектировано какое из приведенных ниже зданий. Но не это самое главное. Необходимо запомнить фамилии зодчих и связать их с архитектурой классицизма. Задания в тестах ЕГЭ, как правило, предлагают определить стиль строений или соотнести их с эпохой правления того или иного князя, царя, императора, генсека и т. д.

Мы можем только предполагать, какие именно памятники зодчества попадутся Вам в тестах на ЕГЭ по истории, поэтому важно уметь выделять стилистические особенности архитектурных сооружений. Даже если вы видите здание впервые (ведь все знать невозможно!), то можно легко отличить архитектуру классицизма от, например, барокко или модерна, находя знакомые элементы.

По фотографиям зданий, сооруженных в России архитекторами в стилистике классицизма в XVIII-XIX вв., нужно потренироваться находить элементы античной архитектуры, характерные для этого стиля: портики с колоннами, треугольные фронтоны, купола, полукруглые арки. Обратите внимание, что у большинства архитектурных памятников эпохи классицизма — симметричные и строгие фасады с минимумом декора. Исключение – сооружения в духе ампира, обогащенные скульптурным декором, как правило, в стиле Рима эпохи империи.

Скульптура эпохи классицизма

Скульптура классицизма живо напоминает нам античные образцы с характерной для них героизацией и величием, переходящим в некоторый пафос, что, впрочем, присуще большинству монументов. Ф.И. Шубин, М.И. Козловский, И.П. Мартос, Б.И. Орловский, В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов – это имена ведущих русских скульпторов, творивших под влиянием эстетики классицизма.

Их необходимо запомнить. Они запечатлевали в своих монументальных произведениях образы правителей, великих полководцев и государственных деятелей. Однако в России работали и иностранные авторы, которые внесли серьезный вклад в развитие русской монументальной скульптуры. Среди них нужно отметить М. Э. Фальконе, одного из авторов знаменитого памятника Петру I, известного как «Медный всадник».

Живопись эпохи классицизма

Русская живопись эпохи классицизма почти не проявлялась в «чистом виде», активно смешиваясь с другими стилями того времени. Наиболее зримо классицизм проявился в историческом жанре живописи, а среди художников, работавших в этом жанре, можно выделить имена А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова.

На картинах этих художников мы видим характерные для живописи классицизма героические сюжеты, весьма неестественные позы и патетические жесты персонажей. Даже в полотнах, посвященных русской истории, герои изображаются чаще всего в античных или фантазийных одеяниях и доспехах. В композициях картин отчетливо просматривается искусственность и надуманность.

Полотна выглядят как фрагменты театральных постановок и, в целом, достаточно далеки от исторических реалий изображаемой эпохи. Однако в те годы, когда создавались эти произведения, такой весьма условный художественный язык считался нормой и вызывал одобрение у публики.

Классицистические приемы в живописи, замешанные на романтизме, длительное время культивировались в стенах Императорской Академии художеств. Такая живопись получила название академизм. На десятилетия русское изобразительное искусство едва ли не полностью замкнулось в рамках иллюстрации библейских и мифологических сюжетов, а также событий античной и древнерусской истории.

В конце концов, это привело к открытому бунту в стенах Академии художеств, когда претенденты на золотую медаль отказались писать картины на уже порядком надоевшие темы античности и мифологии. Но это – уже совсем другая история...

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.

В русской литературе XVIII века, проходившей интенсив-ное развитие в контексте общего процесса европеизации стра-ны, начатой реформами Петра I, ведущим направлением стал классицизм (от лат. classicus — образцовый), сложившийся в европейской литературе уже в середине XVII века. Класси-цизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности. Цель доклада — выяснить, какие чер-ты европейского классицизма были органично усвоены рус-ской литературой и что в русском классицизме обусловлено его национальной спецификой.

Классицизм — явление не только литературное, но и общекультурное. Он затрагивал са-мые разные стороны общественно-культурной жизни евро-пейских стран, архитектуру, живопись, музыку, театр и, ко-нечно, литературу. Современные исследователи единодушны во мнении о том, что классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях перехода от феодальной раздробленности к единому монархическому го-сударству. Это во многом объясняет достаточно позднее, по сравнению с европейскими странами, появление классицизма в России. Ведь исторические предпосылки его могли сложить-ся только после эпохи Петра I, соответственно, признаки клас-сицизма как литературного направления в России отмечаются лишь в 30-е годы XVIII века.

Элементы поэтики французского классицизма относятся ко всем другим национальным литературам, в кото-рых присутствует это литературное направление. Но в рус-ском классицизме эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление, так как были обусловлены исто-рическими и национальными особенностями становления новой русской культуры XVIII века. Как уже было отмечено, классицизм пришел в Россию значительно позже, на него на-ложил отпечаток весь историко-культурный процесс общей европеизации страны. Русская литература той эпохи прочно связана и с лучшими традициями древнерусской литературы : её патриотизмом, опорой на народное творчество, высокой духовностью. Просветительские идеи, начавшие в середине XVIII века проникать в Россию, способствовали возрастанию интереса к человеческой личности, постановке проблемы справедливости законов, необходимости распространения об-разования и развития науки. При этом решающая роль в пре-образовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классици-сты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях придавалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснение их обязанностей по отношению к подданным, напоминание о долге перед государством и т.д. С другой стороны негативные явления российской действи-тельности этой эпохи подвергались сатирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского клас-сицизма с современностью и придавало ему сатирическую за-остренность. В отличие от европейского русский классицизм связан с народными традициями и устным народным творче-ством. Он часто использует материал русской истории , а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и пат-риот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с обществен-ными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

Теоретическое осмысление классицизм в России получил в работах М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского . Во всех странах важным вкладом классицизма в развитие литературы явилось не только упорядочение системы жанров и художест-венных форм, но и выработка стройного и ясного языка про-изведений. Буало отмечал: «Так выбирайте же заботливо язык. / Не может говорить, как юноша, старик». Недаром как во Франции, так и в России становление классицизма начиналось с реформ языка и системы стихосложения. В России систематизация правил и норм литературного языка была про-ведена Тредиаковским и Ломоно-совым (теория «трех штилей»). Первый этап реформы стихо-сложения был осуществлен Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определе-ниями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 году. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворст-ва», которое он, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Как и Тредиаковский, Ломоносов убежден, что «российские стихи над-лежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Объединяя силлабический и тонический принципы стихосло-жения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы стихосложения. Ломоносов, развивая идеи Тредиаковского, при-ходит к мысли о необходимости введения еще одного ритми-ческого определителя стиха: не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине. Так в его «Письме…» складывает-ся понятие размера , хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами. Так в русской поэзии был утвержден силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует особенностям русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе явля-ется первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практическою применения принципа, Ломо-носов — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

Регламентацию жанровой системы русской литературы осуществил А. П. Сумароков , который в 1748 году опубликовал опирающееся на традиции Горация и Буало дидактическое послание «Две эпистолы» (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве), впоследствии объеди-ненные им под названием «Наставление хотящим быть писа-телем». При всей ориентации на европейскую традицию клас-сицизма, эстетический кодекс Сумарокова был вполне оригинален в описании литературных жанров, поскольку ори-ентирован на русский литературный процесс. Более тоге в ряде случаев его теоретические описания жанров предшество-вали их реальному появлению в русской литературе, что, без-условно, также способствовало её развитию.

Показательно, что теоретики русского классицизма высту-пили и как признанные лидеры его художественной практи-ки. В меньшей степени это относится к Тредиаковскому, но значение поэтической деятельности Ломоносова, особенно в жанре оды и Сумарокова в жанре трагедии, комедии и басни бесспорно. В жанре сатиры выделяется творчество А. Д. Кан-темира, а в жанре эпической поэмы, ориентированной на «Энеиду» Вергилия, М. М. Хераскова, создателя «Россияды». Материал с сайта

Более поздний период развития классицизма в России оз-наменован творчеством таких выдающихся деятелей русской литературы, оказавших значительное влияние на ее дальней-шее развитие, как Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. А. Кры-лов. Но их творчество свидетельствует, скорее, о преодоле-нии жестких регламентирующих правил классицизма и подготовке к новому этапу развития русской литературы. Так, оставаясь на позициях классицизма, знаменитый комедио-граф Д. И. Фонвизин и великий баснописец И. А. Крылов ши-роко вводят в свои произведения реалистические элементы. Г. Р. Державин, внося в свою поэзию личностное начало, раз-рушает привычные жанровые нормы, создавая, как он сам определял, новые жанры «смешанной» или «гневной» оды, а также анакреонтические стихи, написанные на одический сюжет, послания с чертами оды и элегии.

В дальнейшем, на рубеже XVIII-XIX веков и особенно в первой четверти XIX века, классицизм воспринимался уже как устаревшее явление, замедляющее развитие русской литерату-ры. В ожесточенную борьбу с его строгими правилами всту-пили романтики, а в творчестве Пушкина он осмеивается как явный анахронизм. И все же следует отметить, что в истории русской литературы классицизм сыграл важную роль, позво-лив ввести отечественное искусство в круг общеевропейского культурного процесса и упорядочив и систематизировав те художественные явления, которые были накоплены в предше-ствующие периоды. И в этом завоевания классицизма остают-ся бесспорными.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

Русский классицизм в литературе, музыке, архитектуре

Русский классицизм в литературе

Классицизм стал ведущим направлением в русской литературе в XVIII веке и связан с именами М. Ломоносов а, А. Сумарокова, Д. Фонвизина. Для классицизма характерны следующие жанровые формы: ода, трагедия, поэма, комедия, стихотворная сатира, басня, элегия. Классицизм, как литературное направление, зародился в Италии в середине XVI века. В XVII веке он получил полное художественное выражение во Франции в творчестве Корнеля, Расина, Мольера, Лафонтена.

В целом, европейский классицизм неразрывно связан с эпохой абсолютизма. Своеобразие русского классицизма заключается в том, что он развивался в эпоху становления национальной государственности. Это серьезно отразилось на литературе, которая становилась важнейшим средством утверждения идей гражданственности.

Первым представителем русского классицизма в литературе считается Антиох Кантемир (1708-1744 гг.). Он стал основателем сатиры в России и предшественником Д. И. Фонвизин а, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. Защищая петровские преобразования, Кантемир выступал против реакционного дворянства и духовенства.

Еще одним представителем классицизма в русской литературе является В. К. Тредиаковский (1703-1768 гг.). Он был первым русским профессором, закончил образование в Сорбонне. Тредиаковский писал поэмы, оды, трагедии, басни, элегии. Одной из главных его заслуг стала проведенная реформа стихосложения. М. В. Ломоносова (1711-1765 гг.) Белинский назвал "Петром Великим нашей литературы". Этот незаурядный человек проявил себя в различных областях научного знания. При этом Ломоносов был поэтом и филологом. Он завершил реформу стихосложения, положил начало формированию русского литературного языка и создал жанр русской оды.



А. П. Сумароков (1718-1777 гг.) ставил своей задачей воспитание дворянского сословия, утверждение в нем гражданских идеалов. Он писал, по большей части, трагедии. Перечисленные писатели относятся к первому периоду развития русского классицизма (30-50-е гг. XVIII века). Их творчество объединяет стремление разрешить общенациональные задачи: развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка.

Второй период развития классицизма в русской литературе приходится на конец XVIII века и связан с именами Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина, Я. Б. Княжнина и др. Д. И. Фонвизин (1745-1792 гг.) прославился двумя комедиями: "Бригадир" и "Недоросль". В своем творчестве он обратился к негативным сторонам русской жизни и подверг их острой критике. Крупнейшим представителем высокой поэзии был Г. Р. Державин (1743-1816 гг.). Он работал в самых разнообразных жанрах, но самыми известными стали его оды, соединяющие лирику с сатирой.

Я. Б. Княжнин (1742-1791 гг.) прославился своими комедиями и трагедией "Вадим Новгородский", в которой провозглашается героический образ гражданина. В целом для второго этапа характерны гражданские мотивы, приобретающие социальную окраску и критическое восприятие русской действительности. Третий этап в развитии русского классицизма в литературе занимает первую треть XIX века. Он связан с именами А. С. Шишкова, А. С. Ширинского-Шихматова, А. Н. Грузинцева. В этот период классицизм начинает вытесняться романтизмом. Тяжеловесные оды и трагедии выглядят устаревшими и не отвечающими требованиям времени.

Русский классицизм в архитектуре

В истории русской архитектуры к периоду классицизма относятся 1760-1820 гг. В этой области искусства очень отчетливо проявились такие признаки классицизма, как культ разума и идеального порядка и преклонение перед античными образцами. Классицизм в архитектуре стал закономерным этапом завершения эпохи петровских преобразований и отказа от пластической избыточности барокко.

В основе перехода к классицизму в архитектуре лежало государственное устройство Российской империи, в которой был провозглашен "просвещенный абсолютизм". Большое значение имели два государственных акта Екатерины II. Реформа административного устройства положила начало городскому самоуправлению. Это привело к появлению новых типов общественных зданий: судов, казначейств, дворянских и купеческих собраний и т. д.

Указ 1763 г. предусматривал подготовку "специальных планов" градостроительства. Хаотичная застройка городов сменялась четким планированием. Расцвет русской культуры привел к массовому строительству театров, музеев, библиотек. Характерной особенностью русской архитектуры было то, что заказчиком крупного строительства всегда выступало государство. На всех чертежах эпохи неизменно содержится надпись императора (императрицы): "Быть по сему". Строительство дворцов, усадеб, музеев часто осуществляется по личным заказам императорской семьи. Инициаторами строительства выдающихся памятников архитектуры также часто выступали богатые вельможи: Юсуповы, Голицыны, Шереметевы. Средние и мелкие помещики не могли воспользоваться услугами знаменитых архитекторов. Тем не менее, обустраивая свои усадьбы, они подражали общему стилю эпохи.

Купечество и промышленники в строительстве также склоняются к классицизму, благодаря провозглашенному им здравому смыслу и прямому расчету. Архитектура русского классицизма устанавливает новую систему ценностей. "Просвещенная монархия" отождествляется с достоинством и порядком. На один уровень с пышностью и великолепием поднимается "благородная простота". Успехи русской армии в конце XVIII - начале XIX вв. приводят к тому, что в архитектуре неизменно присутствуют военные сюжеты, призванные подчеркнуть значение воинской доблести.

Благодаря развитию образования в России пробуждается огромный интерес к античной истории. Искусство Древней Греции и Древнего Рима становится образцом для подражания, что неизбежно находит выражение в русской архитектуре. Античность вызывает восхищение как у закоренелых крепостников, так и у представителей образованного дворянства. В развитии архитектуры классицизма в России выделяются три периода: "ранний", "строгий" и "высокий" классицизм. Для раннего периода характерно сохранение влияние стиля барокко, которое неуклонно снижается. Этот период приходится на правление Екатерины II и связан с именами Ринальди, В. Баженова, Д. Кваренги, М. Казакова и др.

Первая треть XIX века - период "строгого" классицизма, который часто называют термином "ампир". Русская архитектура ориентируется на французские образцы. Она призвана всемерно подчеркнуть мощь Российской империи. Среди архитекторов этого периода выделяются К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин и др. Вторая треть XIX века - "поздний" или "николаевский" классицизм, для которого характерны официальные или "казенные" постройки. Этот период представлен именами В. Беретти, А. Мельникова и др.

Русский классицизм в живописи

В XVIII веке характер русской живописи значительно изменился. В Средние века она полностью находилась под влиянием церкви. Художники были обязаны изображать только Бога и святых. В целом, господствовала иконопись. Век Просвещения освободил живописцев от этого и переключил внимание на человека. Большой популярностью начинает пользоваться портретная живопись.

В духе классицизма создаются т. н. парадные и аллегорические портреты. Для первых характерно изображение человека в гордой позе, отражающей его величие (портрет А. Б. Куракина, худ. В. Л. Боровиковский). На аллегорический портрете человек представал в образе античного божества или героя. Самый яркий пример - картина Д. Г. Левицкого "Екатерина II - законодательница", на которой императрица изображена в образе богини правосудия Фемиды.

Начатое Петром заимствование европейских достижений позволило русским художникам обратиться к новым жанрам (пейзаж, натюрморт) и освоить новые приемы: светотень, линейную и воздушную перспективу, масляную живопись. Самый заметный след классицизм оставил в русской исторической живописи. Художники брали сюжеты для картин из античной истории и мифологии, считающейся образцом для подражания.

Один из наиболее ярких примеров - картина А. П. Лосенко "Прощание Гектора с Андромахой". Сцена выбрана не случайно: Гектор предстает настоящим гражданином и патриотом, для которого на первом месте находится общественное благо. Одним из выдающихся художников эпохи классицизма был И. Н. Никитин (1690-1742 гг.), который первым обратился к портретной живописи. Самая известная работа мастера - портрет канцлера Г. И. Головкина. Ему же принадлежит знаменитая картина "Петр I на смертном одре".

А. П. Антропов (1716-1795 гг.) известен двумя парадными портретами Петра III. Основоположником русской исторической живописи считается А. П. Лосенко (1737-1773 гг.). Самые известные его полотна - "Владимир и Рогнеда" (за эту картину художник получил звание профессора Академии художеств) и "Прощание Гектора с Андромахой".

Русский классицизм в музыке

Русская музыка дольше, чем другие направления искусства, сохраняла зависимость от церкви. Церковная музыка до конца XVIII века оставалась единственной формой творчества русских композиторов. При этом иностранные музыканты, приезжающие в Россию, не обращали никакого внимания на сложившиеся национальные музыкальные традиции. Это привело к тому, что русская музыка "запоздала" в переходе к классицизму.

Во время формирования национальной композиторской школы (последняя треть XVIII века) классицизм уже начинает утрачивать свои позиции в искусстве. Поэтому в русской музыке классицизм не стал господствующим направлением, происходило смешение и взаимовлияние различных стилей. К самым известным русским композиторам этой эпохи относятся Д. С. Бортянский, В. А. Пашкевич, Е. И. Фомин, в творчестве которых заметны элементы классической образности.

"Орфей" Фомина стал уникальным произведением, в котором классицизм соединяется с предромантическими и сентименталистскими элементами. Музыка Бортянского содержит присущую классицизму стройность, законченность и уравновешенность формы. Но при этом классическая строгость органически сочетается с романтической страстностью и чувствительными тонами, родственными сентиментализму.

Русская музыка конца XVIII века в целом находилась на уровне "раннего" европейского классицизма. В это время в Европе уже господствовал симфонизм, как ведущий метод художественного обобщения в музыке. Русские композиторы еще только начинали осваивать этот метод. Главная особенность творчества русских композиторов второй половины XVIII века - сохранение национальных особенностей при активном восприятии европейских норм музыкального мышления.

Самым важным достижением этого периода стало формирование русской композиторской школы, проявившей себя в опере, в монументальной хоровой музыке и в камерных жанрах.

  • Вторжение классицизма в архитектуру ярко иллюстрирует неудача знаменитого архитектора Растрелли. В 1757 г. он спроектировал Гостиный двор в Петербурге в стиле барокко. Но строительство по требованию купцов было закончено в духе "более простого" (т. е. дешевого) классицизма по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота.
  • "Прорубленное" Петром I окно в Европу не смогло ограничить традиционный неограниченный характер царской власти.
  • Считающийся главным художником России И. Н. Никитин в 1732 г. был по доносу обвинен в "злоумышлениях" против Ф. Прокоповича. Вместе с братом он пять лет провел в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Тобольск.
  • Один из выдающихся русских архитекторов классицизма В. И. Баженов за свои успехи был награжден командировкой за границу. Во Франции его талант оценили по достоинству: Людовик XV предложил Баженову стать архитектором французского двора. Зодчий отказался, объяснив это одной фразой: "Без родины не могу".

Введение

1.Характеристика классицизма

2.Основы классицизма и его значение

3.Особенности классицизма в России и его сторонники

3.1 Кантемиров А.Д.

3.2 Тредиаковский В.К.

3.3 Ломоносов М.В.

4.Русский классицизм как литературное направление

Заключение

Список литературы

Введение

От латинского classicus – образцовый. Стиль или направление в литературе и искусстве 17 – начала 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

Соответственно возвышенным этическим идеям, воспитательной программе искусства эстетика классицизма устанавливала иерархию жанров – «высоких» (трагедия, эпопея, ода; историческая, мифологическая, религиозная картина и т.д.) и «низких» (комедия, сатира, басня; жанровая картина и т.д.). В литературе (трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, комедии Мольера, поэма «Поэтическое искусство» и сатиры Н. Буало, басни Ж. Лафонтена, проза Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйера во Франции, творчество Веймарского периода И.В. Гёте и Ф. Шиллера в Германии, оды М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедии А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина в России) ведущую роль играют значительные этические коллизии, нормативные типизированные образы. Для театрального искусства [Мондори (Mondory), Т. Дюпарк (T. Duparc), М. Шанмеле, А.Л. Лекен, Ф.Ж. Тальма, Рашель во Франции, Ф.К. Нейбер в Германии, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский в России] характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. В музыкальном театре утвердились героика, приподнятость стиля, логическая ясность драматургии, доминирование речитатива (оперы Ж.Б. Люлли во Франции) или вокальная виртуозность в ариях (итальянская опера-сериа), благородная простота и возвышенность (реформаторские оперы К.В. Глюка в Австрии). Архитектуре классицизм (Ж. Ардуэн – мансар, Ж.А. Габриель, К.Н. Леду во Франции, К. Рен в Англии, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущечёткость и геометризм форм, рациональная ясность планировки, сочетания гладкойстенысордеромисдержаннымдекором. Изобразительное искусство (живописцы Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж.Л. Давид, Ж.О.Д. Энгр, скульпторы Ж.Б. Пигаль, Э.М. Фальконе во Франции, И.Г. Шадов в Германии, Б. Торвальдсен в Дании, А. Канова в Италии, живописцы А.П. Лосенко, Г.И. Угрюмов, скульпторы М.П. Матрос в России) отличается логическим развертыванием сюжета, строгой уравновешенностью композиции, пластичной ясностью форм, чёткой гармонией линейных ритмов.

1.Характеристика классицизма

Для этого направления характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец современного и гармонического искусства. По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода и эпопея относились к «высоким жанрам», и должны были разрабатывать особенно важные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отображать только возвышенные, героические стороны жизни. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и другие, призванные отражать современную действительность.

Каждому жанру соответствовала своя тематика (подбор тем), и каждое произведение строилось по правилам, для этого выработанным. Смешивать в произведении приемы различных литературных жанров строго запрещалось.

Наиболее разрабатываемыми жанрами в период классицизма были трагедии, поэмы и оды. Трагедия, в понимании классицистов, - это такое драматическое произведение, в котором изображается борьба выдающейся по своим душевным силам личности с непреодолимыми препятствиями; такая борьба обычно кончается гибелью героя. В основу трагедии писатели-классицисты ставили столкновение (конфликт) личных чувств и стремлений героя с его долгом перед государством. Разрешался этот конфликт победой долга. Сюжеты трагедии заимствовались у писателей древней Греции и Рима, иногда брались из исторических событий прошлого. Героями были цари, полководцы. Как и в греко-римской трагедии, действующие лица изображались или положительными, или отрицательными, при чем каждое лицо представляло собой олицетворение какой-либо одной душевной черты, одного качества: положительное мужества, справедливости и т.п., отрицательное - честолюбия, лицемерия. Это были условные характеры. Также условно изображались и быт, и эпоха. Не было верного изображения исторической действительности, национальности (неизвестно, где и когда происходит действие).

Трагедия должна была иметь пять действий.

Драматург должен был строго соблюдать правила «трех единств»: времени, места и действия. Единство времени требовало, чтобы все события трагедии укладывались в срок, не превышающий одних суток. Единство места выражалось в том, что все действие пьесы происходило в одном месте - во дворце или на площади. Единство действия предполагало внутреннюю связь событий; в трагедии не разрешалось ничего лишнего, необязательного для развития сюжета. Трагедию нужно было писать стихами торжественно-величавыми.

Поэма представляла собой эпическое (повествовательное) произведение, излагавшее стихотворным языком важное историческое событие или воспевавшее подвиги героев и царей.

Ода - торжественная хвалебная песнь в честь царей, полководцев или победы, одержанной над врагами. Ода должна была выразить восторг, воодушевление автора (пафос). Поэтому ей были присущи приподнятый, торжественный язык, риторические вопросы, восклицания, обращения, олицетворение отвлеченных понятий (науки, победы), образы богов и богинь и сознательные преувеличения. В плане оды допускался «лирический беспорядок», который выражался в отступлении от стройности изложения основной темы. Но это было сознательное, строго обдуманное отступление («правильный беспорядок»).

2.Основы классицизма и его значение

классицизм литература стиль

В основе доктрины классицизма лежало представление о дуализме природы человека. В борьбе материального и духовного раскрывалось величие человека. Личность утверждалась в борьбе со «страстями», освобождалась от эгоистических материальных интересов. Разумное, духовное начало в человеке рассматривалось как важнейшее качество личности. Идея величия разума, объединяющего людей, нашла выражение и в создании классицистами теории искусства. В эстетике классицизма оно рассматривается как способ подражания сущности вещей. «Добродетелью, - писал Сумароков, - должны мы не естеству нашему. Мораль и политика делают нас по размеру просвещения, разума и очищения сердец полезными общему благу. А без того бы человеки давно уже друг друга без остатка истребили».

Классицизм - поэзия городская, столичная. Изображения природы в ней почти нет, а если и даются пейзажи, то городские, рисуются картины искусственной природы: скверы, гроты, фонтаны, подстриженные деревья.

Это направление формируется, испытывая воздействие других непосредственно соприкасающихся с ним общеевропейских направлений в искусстве: он отталкивается от предшествующей ему эстетики Возрождения и противоборствует активно сосуществующему с ним искусству барокко, проникнутому сознанием всеобщего разлада, порожденного кризисом идеалов минувшей эпохи. Продолжая некоторые традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии и меры), классицизм являлся своеобразной антитезой ему; за внешней гармонией в нем скрывается внутренняя антиномичность мироощущения, роднившая его с барокко (при всем их глубоком различии). Родовое и индивидуальное, общественное и личное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие (в тенденции) в искусстве Ренессанса как единое гармоничное целое, в классицизме поляризуются, становятся взаимоисключающими понятиями. В этом отразилось новое историческое состояние, когда политическая и частная сферы начали распадаться, а общественные отношения превращаться в обособленную и абстрактную для человека силу.

Для своего времени классицизм имел положительное значение. Писатели провозглашали важность исполнения человеком своих гражданских обязанностей, стремились воспитать человека-гражданина; разработали вопрос о жанрах, их композиции, упорядочили язык. Классицизм нанес сокрушительный удар по средневековой литературе, полной веры в чудесное, в привидения, подчинявшей сознание человека учению церкви. Ранее других в зарубежной литературе формировался просветительский классицизм. В трудах, посвященных XVIII веку, то направление нередко оценивается как пришедший в упадок «высокий» классицизм XVII века. Это не совсем так. Конечно, между просветительским и «высоким» классицизмом существует преемственная связь, но просветительский классицизм - это цельное художественное направление, раскрывающее не использованные до того художественные потенции классицистского искусства и обладающее просветительскими чертами. Литературная доктрина классицизма была связана с передовыми философскими системами, представлявшими реакцию на средневековую мистику и схоластику. Этими философическими системами были, в частности, рационалистическая теория Декарта и материалистическое учение Гассенди. Особенно большое влияние на формирование эстетических принципов классицизма оказала философия Декарта, объявившего разум единственным критерием истины. В теории Декарта материалистические начала, опиравшиеся на данные точных наук, своеобразно сочетались с началами идеалистическими, с утверждением решительного превосходства духа, мышления над материей, бытием, с теорией так называемых «врожденных» идей. Культ разума лежит в основе эстетики классицизма. Поскольку всякое чувство в представлении приверженцев теории классицизма было случайным и произвольным, то мерилом ценности человека служило для них соответствие его поступков законам разума. Выше всего в человеке классицизм ставил «разумную» способность подавить в себе личные чувства и страсти во имя своего долга перед государством. Человек в произведениях последователей классицизма - это, прежде всего слуга государства, человек вообще, ибо отказ от внутренней жизни личности закономерно вытекал из провозглашенного классицизмом принципа подчинения частного общему. Классицизм изображал не столько людей, сколько характеры, образы-понятия. Типизация осуществлялась в силу этого в виде образов-масок, которые являлись воплощением человеческих пороков и добродетелей. Столь же абстрактной была обстановка вне времени и пространства, в которой действовали эти образы. Классицизм был внеисторичен даже в тех случаях, когда он обращался к изображению исторических событий и исторических деятелей, ибо писателей интересовала не историческая достоверность, а возможность устами псевдоисторических героев вечные и общие истины, вечные и общие свойства характеров, якобы присущие людям всех времен и народов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры