Сколько сейчас лет riccardo fogli. Биография Riccardo Fogli

Главная / Чувства

Риккардо Фольи. Это имя буквально гремело из каждого окна в 80-х по всей Европе, а в Советском Союзе его популярность едва ли не выше, чем на родине. К сожалению информации о нем очень мало в интернете. Таблоид постарается поподробнее рассказать о нем.

Риккардо родился 21 октября 1947 года в итальянском городке Понтедера, область Тоскана, в северной Италии. Музыкой увлекся с раннего детства, благо итальянцы народ музыкальный, да и мама будущей звезды поощряла занятия музыкой. В 1964 году Риккардо увлекся Битлз и… совсем скоро становится бас-гитаристом в группе «Slenders». Самые яркие воспоминания об этой группе, говорят об их победе на локальном песенном фестивале в Северной Италии. Группа «Slenders» заняла на нем шестое место. Несмотря на то, что в 14 лет Риккардо, сын рабочего-металлиста, сам пошел на завод, музыку он не бросил.

Риккардо Фольи второй справа

В 1966 году по приглашению Валерио Негрини, Риккардо становится бас-гитаристом группы «Pooh» (группа очень популярна в Италии и существует успешно и по сей день). И уже в этом году они вместе выпускают первую пластинку «Per quelli come noi».

Риккардо не только бас-гитарист группы, но и певец, он так же пишет музыку для группы. Первый успех пришел практически сразу, песни стали появляться в хит парадах.

Большой успех к ним приходит в 1971 году. Пластинка «Opera Prima» выходит уже на крупном лейбле и достигает 13 место в чартах, а два сингла «Tanta voglia di lei» и «Pensiero» и вовсе доходят до первого места в Италии.

Группа Pooh в 1972 году

В 1972 году выходит диск «Alessandra» (диск стал первым «золотым» на родине), который содержал в себе такие хиты, как «Noi due nel mondo e nell’anima», а сам альбом добрался до пятого места в альбомном чарте. Несмотря на большой успех, в следующем году Риккардо Фольи уходит из группы и начинает сольную карьеру.

В 1973 году году выходит его первый сольный альбом «Ciao amore come stai» и первый сингл «Due Regali». Альбом добрался лишь до 22 места в хит параде.

Хотя еще в 1970 году Риккардо вместе со своей женой Виолой Валентино (они прожили почти 20 лет) записал сингл «Zan zan» под псевдонимом Renzo & Virginia. Правда успеха он не имел и Виола ушла в модельный бизнес, что не помешало ей в конце 70-х вновь занятся сольной карьерой, а в начале 80-х достигнув пика с хитами «Sola» и известным в СССР хитом «Romantici».

В 1974 году Риккардо впервые, как сольный певец участвует в конкурсе песни «Сан-Ремо». Фольи представляет песню «Complici», но не попадает даже в финал.

В 1976 году к нему впервые приходит успех, как сольному артисту. Сингл «Mondo» попал на четвертое место, хотя второй альбом под простым названием «Riccardo Fogli» почти повторил успех прошлого, дойдя до 23 места. На альбоме присутствует песня «Mi Manca», которую написал Umberto Tozzi (известный всему миру хитами «Gloria» и «Ti Amo»). Успех сингла дал ему возможность принять участие в престижном конкурсе «Festivalbar».

В следующем году выходит альбом «Il sole, l’aria, la luce, il cielo» и еще один важный в карьере Рикардо сингл «Stella», который попадает на пятнадцатое место в чартах Италии.

Следующий год и следующий хит «Io ti porto via» достигает верхней двадцатки итальянского песенного чарта. Одноименный альбом имеет успех, в записи диска участвует бывший участник группы Pooh, Roby Facchinetti. С группой Pooh и с ее музыкантами, Риккардо сохранил дружеские отношения и не раз еще выступит вместе с бывшими коллегами.

Риккардо начинает сотрудничество с известным итальянским композитором Маурицио Фабрицио, который к тому же становится его аранжировщиком. Тексты пишет, в основном Гвидо Морра (текстовик другой итальянской звезды Джанни Тоньи). В 1979 году Риккардо записывает альбом в стиле «прогрессив-рок», но он так и не был выпущен (в 1999 году его издала фирма Raro! Records под названием «Matteo»).

В год, когда Умберто Тоцци гремел хитом «Gloria», Пупо выпустил свои первые хиты «Force» и «Gelato al cioccolato», а Адриано Челентано выпустил альбом «Soli», написанный для него Тото Кутуньо, Риккардо выпускает свой известнейший хит «Che ne sai», альбом имеет такое же название.

Альбом 1980 года «Alla fine di un lavoro» приносит сразу два известных хита в коллекцию Риккардо, это «Scene da un amore» и «Ti amo pero», занявшие 15 и 18-е место соответственно.

С каждым годом, Риккардо становится все популярнее и в 1981 году альбом под названием «Campione» достигает 16 места, а сингл из альбома «Malinconia» достигает второй строчки хит-парада. Так же песня становится лауреатом музыкального фестиваля «Gondola D`Oro», который проходит в Венеции в сентябре. А поздно вечером 29 января 1982 года по первой программе, советским зрителям, в рамках передачи «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» транслируют фрагменты этого фестиваля. В СССР впервые показывают Пупо (он участвововал в фестивале с песней «Lo devo sol a te») и Риккардо Фольи. С этого момента в Советском Союзе начинается бум итальянской эстрады.

В Италии сингл с этой песней становится платиновым. Пластинки Риккардо Фольи начинают издаватся за пределами родной страны.

Постепенное движение к успеху в любом случае достигает своей максимальной точки. У Риккардо Фольи она наступила в 1982 году. 19 февраля в театре «Аристон» курортного города Сан-Ремо состоялся 32-ой по счету фестиваль песни «Сан-Ремо-82». Среди участников уже популярные к тому моменту Аль Бано и Ромина Пауэр исполнившие свой самый знаменитый хит «Felicita», упомянутая в нашей статье Виола Валентино с песней «Romantici», а так же Друпи, Анна Окса, Дзуккеро, Фиордализо. Стоя на сцене в элегантном костюме вместе с гитаристом Роберто Пулео, Рикардо исполнил динамичную, не очень похожую на песни, которые исполнялись до этого в Сан-Ремо «Storie di tutti giorni». Это был триумф. Выпущенная синглом она в считаные дни добирается до первого места в итальянском чарте, где задерживается на целый месяц. Приняв правильное решение издать ее в Европе, песня достигает седьмого места в Швейцарии и 30-го в Германии. Вышедший в том же году альбом его лучших хитов «Collezione» достигает в чартах 6-го места и по сей день остается самым раскупаемым альбомом. В 1983 году на волне популярности «итальянцев» этот диск издается по лицензии в Советском Союзе. Кстати, буквально спустя месяц после первого показа Риккардо Фольи на Советских телеэкранах, 26 февраля в программе «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» показывают номера из «Сан-Ремо-82», в том числе и песню победительницу, укрепив популярность Фольи в СССР.

Не останавливаясь Риккардо выпускает еще один альбом «Compagnia», пять новых песен и пять песен, которые ранее исполняли другие исполнители, такие как Орнелла Ванони, Миа Мартини, Элис, Дарио Балдан Бембо, а так же Pooh с ним как вокалистом в 1972 году. На задней обложке диска за столом восседают его друзья, композитор Маруицио Фабрицио, Робби Фачинетти, Дарио Бембо и Ренато Бриоши. Синглом вышел заглавный трек с альбома. Кстати, песни из этого альбома также выходили в Советском Союзе на двух миньонах.

Прошлогодний успех Фольи позволил участвовать в конкурсе «Евровидение» в 1983 году. Певец представил Италию песней «Per Lucia». Несмотря на то, что композиция становится лишь 11-ой, на родине певца она стала хитом, а в Германии добирается до 63 места в хит-параде песен, став последним синглом попавшим в международные чарты.

Увы с этого момента карьера Риккардо достигнув пика медленно начинает ползти вниз. В 1984 году выходит альбом «Torna a sorridere», с одноименным синглом, представленный на фестивале «Festivalbar», на который он вернулся вновь в следующем 1985-ом году с хитом «Dio come vorrei».

В начале года, после трехлетнего перерыва опять участвует в фестивале «Сан-Ремо». Песня «Sulla buona strada» становится четвертой, входит в новый альбом названный просто «1985» и попадает в чарты.

В июле 1985 года по приглашению Госконцерта, Риккардо Фольи приезжает в Советский Союз, где при огромных аншлагах (билеты раскуплены задолго до концертов и приобрести их можно было уже втридорога у перекупщиков) он дает концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Таллине. Вместе с ним на гастроли приехала и Виола Валентино, но не в качестве певицы, а в качестве жены. В момент прибывания Фольи в Москве, снимается музыкальный фильм, показанный по советскому телевидению 24 ноября, а также в программе «Утренняя почта» повторяют фрагмент этого фильма, песню «Comagnia».

Несмотря на то, что итальянская поп-музыка официально разрешена в СССР, выходят пластинки, песни транслируют по радио и телевидению, на гастроли приезжают итальянские звезды, после концерта Риккардо в журнале «Смена» (номер 23 за 1985) выходит негативная статья «Звезда приехала».

Следующие диски Рикардо выпускает в 1987 году «Le infinite vie del cuore», в его поддержку Фольи воссоединяется со своей старой группой «Pooh» и дает масштабное турне. Альбом 1988 года «Amori di guerra» у поклонников считается одним из лучших, а в следующем 1989-ом Фольи вновь принимает участие в фестивале «Сан-Ремо» и снова, как и в 1985 году становится четвертым с песней «Non finisce cosi». Забавно, но в следующем 1990-ом, опять выступая в «Сан-Ремо», он вновь приходит четвертым с песней «Ma quale amore».

В новом десятилетии Риккардо Фольи продолжает выступать на фестивале в «Сан-Ремо» и несмотря на относительный успех, тираж его пластинок резко падает. В 2002 после череды альбомов-сборников Фольи выпускает концертный диск названный по его самой знаменитой песне «Обыкновенные истории». Только в 2005 году выходит его новый и последний на данный момент альбом «Ci saranno giorni migliori», одноименный сингл впервые за много лет попадает в чарты. В течении следующих пяти лет собирается материал для биографии певца, которая вышла 7 июля 2010 года под названием «Fogli di vita e di musica». Книга написана журналистом Фабрицио Марчезелли и поклонницей Сабриной Панти, в ней содержится полная дискография, редкие фотографии,предисловие Giorgio Panariello и неопубликованные свидетельства различных знаменитостей.


  • Интервью
  • дата: 03.12.2012
    – Синьор Риккардо, готовы ли вы к 21 декабря?
    – Не вижу смысла готовиться к тому, чего не случится. Какое-то древнее, хотя и цивилизованное племя предсказало "конец света". Ну и что? С тех пор цивилизация ушла далеко вперед. И "конец света", следовательно, отдвинулся. Моей маленькой дочке не исполнилось еще и полгода. Поэтому я не готов к тому, что кто-то когда-то определил столь короткий "век" моей любимой малышке. Я откладываю конец света до тех пор, пока не погуляю на свадьбе моей Мари-Мишель и не увижу внуков.
  • – Вашему сыну от первого брака 20 лет. Замечаете ли вы за ним сходства и различия с собой в 20-летнем возрасте? Существует ли в ваших отношениях с сыном "проблема" отцов и детей"?
    – Я в 17 лет покинул отчий дом. А через год был абсолютно самостоятельным человеком. Мой мальчик в свои 20 лет совершенно не подготовлен к самостоятельной жизни. То есть абсолютно. Он инфантилен, как и все его поколение. Он мало чего хочет от этой жизни. И мне кажется, что не совсем понимает свое будущее. Но конфликтов между нами не существует. Я даже голос на него повысить не могу. Все по той же причине: он - инфантил. Такой нежный и ранимый юноша, что даже мое стариковское брюзжание может нанести ему долго не заживающую душевную рану.
  • – Вы знали, что едете не просто в Ульяновск, а на родину Ленина?
    – Конечно. Я даже очень хорошо знаю, кто такой Ленин. Я рабоче-крестьянского происхождения. И моему папе были не чужды идеи марксизма-ленинизма. В нашей семье нередко звучала фамилия Ленина как имя борца за освобождение рабочего класса. Оказавшись в вашем городе, я почувствовал легкую ностальгию по детству. Для меня Ленин и отец неразрывно связаны в моей памяти. Можно сказать, что Ленин мне как папа (улыбается).
  • – Известно, что это не первая ваша русская "одиссея", и вы стали большим знатоком и поклонником российских барышень. Что, на ваш взгляд, в основном отличает их, скажем, от американок или ваших соотечественниц?
    – Американки чересчур прагматичные. Итальянки излишне самостоятельные. И это накладывает отпечаток на их внешность. Она какая-то очень повседневная, такой, как говорят в Америке, "casual". Тогда как у русских девушек и женщин свой особый и неповторимый стиль. Они очень скромны и даже незаметны на первый взгляд. Но это такая маскировка. Копнешь поглубже - а там богатый внутренний мир. И это впечатляет и завораживает. Это и есть любовь, достойная быть воспетой, в стихах, песнях, живописи, великой литературе... Потом, я считаю, что идеальная дама не должна быть очень худой. Мы, итальянские мужчины, любим, когда есть за что ухватиться и подержаться (улыбается). В России, к счастью, мало анорексичных моделей.
  • – Однако же ваш не столь давний роман с русской девушкой закончился ничем. Что не сложилось?
    – Априори должно было так случиться: началось и сразу же кончилось. Россиянки более других нацелены на быт. Вашим женщинам нужен прочный дом, крепкий тыл. Мужчина в семье, одним словом. Для моей русской подружки отношения, когда меня по полгода не бывает дома из-за активной гастрольной деятельности, оказались немыслимыми. А я не захотел делать ее несчастной. Это было бы нечестно по отношению к ней с моей стороны. И мы расстались. Но в сердце эту любовь я сохранил навсегда. Как храню в душе каждую мою любовь к каждой женщине, встретившейся на моем жизненном пути. Именно эта любовь во всех моих песнях...
  • – Говорят, у вас существует собственный рецепт поедания русского борща?..
    – О, да. Я вообще люблю русскую кухню: пампушки, блинчики. В моем меню это отличное дополнение итальянской кухни. Но борщ - это что-то особенное. Я начинаю с того, что отодвигаю мясо на край тарелки. Густо поливаю капусту сметаной. Макаю хлеб в жижу и с удовольствием съедаю. Затем выпиваю бульон. И только после этого принимаюсь за оставшееся мясо. Очень вкусно!.. Еще меня поражают своеобразие и красота русского языка, который я понемногу учу. Недавно узнал новую шутку. В ответ на вопрос "Как дела?" надо отвечать "Пока не родила..." Смешно...
  • – Ваш нынешний тур по России длится с лета. Вы рассказывали о пяти свитерах, взятых с собой, чтобы не замерзнуть. Свитера спасают?
    – Я пока надевал лишь три из них - белый, красный и синий. Зеленый и желтый пока ждут своего часа. В России в этом году слишком теплая, итальянская зима. Я пока холодов не почувствовал.
  • – Для многих ваших русских коллег по поп-сцене считается пафосным выступить перед двумя главными российскими политиками - Путиным и Медведевым. А как складываются ваши отношения с итальянским экс-премьером Сильвио Берлускони, его сменщиком Марио Монти и президентом страны Джорджо Наполитано?
    – Никак. Для меня было бы удивительно узнать, что те, кого вы назвали, еще помнят о существовании такого певца, как Риккардо Фольи. У нас в Италии среди эстрадных исполнителей немодно, что ли, дружить с политиками. Мы даже не пересекаемся в повседневной жизни. У нас и без этого все хорошо. А "придворных" концертов в моей стране тоже не существует. Нет такого явления.
  • – В одном из недавних интервью вы сказали: "Страна, где мое сердце, - это Россия". Если продолжить анатомические сравнения, каким органом вы в родной Италии?
    – В первую очередь, желудком. Люблю поесть: пицца, паста, макароны. Еще глазами. Как человек, который любит смотреть на красоту, я возделываю ее у себя на Фаттории. Люблю выращивать плодовые деревья, обожаю возиться с цветами. Вот думаю, когда окончательно выйду на пенсию и уйду с эстрадной сцены, перееду в Россию и попрошусь к вашему президенту Путину в садовники. Он же наверняка еще долго будет главой государства...
  • – Вы один из самых спортивных певцов в мире. Активно занимаетесь футболом. Уже пять раз бегали марафонскую дистанцию, причем трижды - в Сахаре. Расскажете о главных трудностях пустынной 42-хкилометровки?
    – Постоянно хочется пить. Ноги приходят в негодность. От засушливого климата я уже трижды серьезно их лечил. На ногах образуются неприятные язвы. Еще портится зрение оттого, что несколько дней видишь только солнце и песок. Но все эти неприятности - ничто по сравнению с самими ощущениями - кажется, что бежишь по Марсу. Чувствуешь себя минимум первым человеком на "красной планете", максимум - марсианином...
  • – Через месяц Новый год. Вспомните, какие подарки от Деда Мороза вы любили получать в детстве?
    – У нас в Италии он называется "Баббо Натале". В переводе - Рождественский Дед. Похож больше на Санта-Клауса. Мои родители жили небогато. И в нашей семье рождественские подарки были скромными, бесхитростными. Помню, отец поднакопил деньжат и я нашел на Рождество в сугробе подарок от Натале - игрушечный пароходик. Он заводился ключом, и, пока хватало пружинки, у него крутился винт на юте. Я очень ждал весны, чтобы запустить свой кораблик в первую же лужу. Радости было до небес.
  • – Чего хочется попросить у Баббо Натале сегодня?
    – Для себя - ничего. У меня уже есть все, чтобы быть счастливым. Хотя я попросил бы на время волшебные способности, чтобы сделать столь счастливым все человечество. Планета не должна страдать так, как страдает сегодня. Люди рождаются для счастья.

Риккардо Фольи (Riccardo Fogli) родился в 1947 году в итальянском городе Понтедера (Pontedera, Province of Pisa, Italy). Он с самого раннего детства полюбил музыку, а подростком в 1960-х заслушивался музыкой "The Beatles". Отчасти именно это увлечение позднее повлияло и на всю жизнь Риккардо – он решил связать свою жизнь именно с музыкой, причем решил стать не просто музыкантом, но певцом. Примечательно, что был Риккардо из простой, рабочей семьи, и после школы и сам стал слесарем, однако любовь к музыке была так сильна, что он сумел пробить себе дорогу к мечте.

В 1964-м 17-летний Фольи попал в группу "Slenders", а через пару лет он уже пел в группе "Pooh". В 1973-м Риккардо начал свою сольную карьеру, однако позднее он еще не раз выступал с "Pooh", и многие помнят песню "The Days Sung Together" того периода.



В том же 1973-м он уже выпустил свой первый альбом под названием "Ciao amore come stai" (англ. "Hello, Love, How Are You?"), а следом за ним последовал и второй – "Riccardo Fogli", самой примечательной композицией которого была песня "Mondo" ("World"), ставшая настоящим хитом.

Впрочем, на этом молодой певец немного остыл и до самых 1980-х Фольи альбомов не выпускал. Зато с приходом 1980-х талант певца словно бы раскрылся с новой силой – эти годы называли лучшими во всей его певческой карьере. Фольи выпустил в тот период не менее десятка альбомов, среди которых были "Alla fine di un lavoro" (1980), "Campione" (1981), "Collezione", "Compagnia" и "Il primo Riccardo Fogli" (1982), а также "Torna a sorridere" (1984), "Le infinite vie del cuore" (1987) и другие.

Фольи несколько раз выступал на знаменитом фестивале в Сан-Ремо (Festival di Sanremo), и всякий раз – в 1985-м, 1989-м и в 1990-м ему доставалось 4-е место.

Именно в тот период, в 1980-х, он несколько раз побывал и в Советском Союзе, и в нашей стране у этого итальянца была целая армия поклонников. Увы, в те далекие времена фанатеть по-настоящему было несколько сложно из-за полного информационного вакуума.

Рикардо Фольи продолжал выступать и в 1990-х, и активность его почти совсем не уступала предыдущему десятилетию. Среди альбомов тех лет были "A metà del viaggio" (1991), "Teatrino meccanico и "Mondo" (1992), "Fogli su Fogli" (1995), "Ballando" (1998), "Il mondo di Riccardo Fogli" (1999) и другие.

В целом же Риккардо Фольи успел выпустить к настоящему моменту более 30 студийных альбомов и примерно столько же синглов.

Лучшие дня

Женское счастье
Посетило:138
Сильный духом
Посетило:134
Певческий голос Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сотрудничество

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). [] в Викитеке Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

  • Риккардо Фольи всегда увлекался футболом . С начала певческой карьеры и до сих пор он вместе с другим известным певцом Джанни Моранди играет в команде итальянских певцов.
  • В телеведущей ТВЦ Александре Глотовой Риккардо Фольи рассказал, что несколько раз знакомился с девушками по Интернету и что у него был роман с русской девушкой.

Дискография

Альбомы

  • Ciao amore, come stai (1973)
  • Riccardo Fogli (1976)
  • Il sole, l’aria, la luce, il cielo (1977)
  • Io ti porto via (1978)
  • Che ne sai (1979)
  • Alla fine di un lavoro (1980)
  • Campione (1981)
  • Collezione (raccolta) (1982)
  • Compagnia (1982)
  • Il primo Riccardo Fogli (raccolta) (1982)
  • Torna a sorridere (1984)
  • 1985 (1985)
  • Le infinite vie del cuore (1987)
  • Storie di tutti i giorni (raccolta) (1987)
  • Amore di guerra (1988)
  • Non finisce così (1989)
  • Sentirsi uniti (1990)
  • A metà del viaggio (1991)
  • Canzoni d’amore (raccolta) (1991)
  • Teatrino meccanico (1992)
  • Mondo (raccolta) (1992)
  • Nella fossa dei leoni (1994)
  • Fogli su Fogli (live) (1995)
  • Romanzo (1996)
  • Greatest Hits (1997)
  • Ballando (1998)
  • Matteo (1999)
  • Il mondo di Riccardo Fogli (raccolta) (1999)
  • Storie di tutti i giorni (live) (2003)
  • Il Vincitore - Musicfarm (2004)
  • Storie d’amore (Antologia +3 inediti) (2004)

Синглы

  • Due regali\ Oh Mary(1973)
  • Strana donna \ La Prima Note Senza Lei (1973)
  • Complici \ Strana Donna (1974)
  • Amico Sei Un Gigante \ Una Volta Di Più (1974)
  • Guardami \ Gente Per Bene (1975)
  • Mondo \ Finito (1976)
  • Ti Voglio Dire \ Viaggio (1976)
  • Stella \ Anna Ti Ricordi (1977)
  • Ricordati \ Paola (1977)
  • Io Ti Porto Via \ Si Alza Grande nel Sole, La Mia Voglia di Te (1978)
  • Che ne sai \ Come Una Volta (1979)
  • Pace \ Che Amore Vuoi Che Sia (1979)
  • Ti Amo Però \ È L’Amore (1980)
  • Scene da un Amore \ Angelina (1980)
  • Malinconia \ La Strada (1981)
  • Fatti tuoi \ La polveriera (1980)
  • Storie Di Tutti I Giorni \ L’Amore Che Verrà (1982)
  • Compagnia \ Piccoli Tradimenti (1982)
  • Per Lucia \ Altri Tempi (1983)
  • Torna a Sorridere \ Diapositive (1984)
  • Sulla Buona Strada \ Greta (1985)
  • Voglio Sognare \ Tempi Andati (1985)
  • Dio Come Vorrei \ Buone Vibrazioni (1985)
  • Amore di Guerra (1988)
  • Non Finisce Così \ Delicata (1989)
  • Ma Quale Amore \ È Tempo Per Noi (1990)
  • Io Ti Prego Di Ascoltare \ A Metà Del Viaggio (1991)
  • In Una Notte Così \ Un’Altra Volta Te (1992)
  • Voglio le tue mani (dance version), Voglio le tue mani (club version)/Se il cuore non contasse niente, Uomini col borsello (with Elio e le Storie Tese) (1992)
  • Storia di un’Altra Storia (1993)
  • Quando Sei Sola (1994)
  • Ci saranno giorni migliori (2005)

Напишите отзыв о статье "Фольи, Риккардо"

Примечания

Ссылки

  • (итал.)

Отрывок, характеризующий Фольи, Риккардо

– Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит.
– Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка.
На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало.
Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности.
– Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я.
– Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...
– Но ведь времени здесь нет? – удивилась я.
– Так-то оно так, но это разные места обитания сущностей... Тех, которые умерли тысячи лет назад, и тех, которые пришли только сейчас. Мне это бабушка показала. Это там я нашла Гарольда... Хочешь посмотреть?
Ну, конечно же, я хотела! И, казалось, ничто на свете не могло бы меня остановить! Эти потрясающие «шаги в неизвестное» будоражили моё и так уже слишком живое воображение и не давали спокойно жить, пока я, уже почти падая от усталости, но дико довольная увиденным, не возвращалась в своё «забытое» физическое тело, и не валилась спать, стараясь отдохнуть хотя бы час, чтобы зарядить свои окончательно «севшие» жизненные «батареи»...
Так, не останавливаясь, мы снова преспокойно продолжали своё маленькое путешествие, теперь уже покойно «плывя», повиснув в мягком, проникающем в каждую клеточку, убаюкивающем душу «тоннеле», с наслаждением наблюдая дивное перетекание друг через друга кем-то создаваемых, ослепительно красочных (наподобие Стеллиного) и очень разных «миров», которые то уплотнялись, то исчезали, оставляя за собой развевающиеся хвосты сверкающих дивными цветами радуг...
Неожиданно вся эта нежнейшая красота рассыпалась на сверкающие кусочки, и нам во всем своём великолепии открылся блистающий, умытый звёздной росой, грандиозный по своей красоте, мир...
У нас от неожиданности захватило дух...
– Ой, красоти-и-ще како-о-е!.. Ма-а-амочка моя!.. – выдохнула малышка.
У меня тоже от щемящего восторга перехватило дыхание и, вместо слов, вдруг захотелось плакать...
– А кто же здесь живёт?.. – Стелла дёрнула меня за руку. – Ну, как ты думаешь, кто здесь живёт?..
Я понятия не имела, кем могут быть счастливые обитатели подобного мира, но мне вдруг очень захотелось это узнать.
– Пошли! – решительно сказала я и потянула Стеллу за собой.
Нам открылся дивный пейзаж... Он был очень похож на земной и, в то же время, резко отличался. Вроде бы перед нами было настоящее изумрудно зелёное «земное» поле, поросшее сочной, очень высокой шелковистой травой, но в то же время я понимала, что это не земля, а что-то очень на неё похожее, но чересчур уж идеальное... ненастоящее. И на этом, слишком красивом, человеческими ступнями не тронутом, поле, будто красные капли крови, рассыпавшись по всей долине, насколько охватывал глаз, алели невиданные маки... Их огромные яркие чашечки тяжело колыхались, не выдерживая веса игриво садившихся на цветы, большущих, переливающихся хаосом сумасшедших красок, бриллиантовых бабочек... Странное фиолетовое небо полыхало дымкой золотистых облаков, время от времени освещаясь яркими лучами голубого солнца... Это был удивительно красивый, созданный чьей-то буйной фантазией и слепящий миллионами незнакомых оттенков, фантастический мир... А по этому миру шёл человек... Это была малюсенькая, хрупкая девочка, издали чем-то очень похожая на Стеллу. Мы буквально застыли, боясь нечаянно чем-то её спугнуть, но девочка, не обращая на нас никакого внимания, спокойно шла по зелёному полю, почти полностью скрывшись в сочной траве... а над её пушистой головкой клубился прозрачный, мерцающий звёздами, фиолетовый туман, создавая над ней дивный движущийся ореол. Её длинные, блестящие, фиолетовые волосы «вспыхивали» золотом, ласково перебираемые лёгким ветерком, который, играясь, время от времени шаловливо целовал её нежные, бледные щёчки. Малютка казалась очень необычной, и абсолютно спокойной...
– Заговорим? – тихо спросила Стелла.
В тот момент девочка почти поравнялась с нами и, как будто очнувшись от каких-то своих далёких грёз, удивлённо подняла на нас свои странные, очень большие и раскосые... фиолетовые глаза. Она была необыкновенно красива какой-то чужой, дикой, неземной красотой и выглядела очень одинокой...
– Здравствуй, девочка! Почему ты такая грустная идёшь? Тебе нужна какая-то помощь? – осторожно спросила Стелла.
Малютка отрицательно мотнула головкой:
– Нет, помощь нужна вам, – и продолжала внимательно рассматривать нас своими странными раскосыми глазами.
– Нам? – удивилась Стелла. – А в чём она нам нужна?..
Девочка раскрыла свои миниатюрные ладошки, а на них... золотистым пламенем сверкали два, изумительно ярких фиолетовых кристалла.
– Вот! – и неожиданно тронув кончиками пальчиков наши лбы, звонко засмеялась – кристаллы исчезли...
Это было очень похоже на то, как когда-то дарили мне «зелёный кристалл» мои «звёздные» чудо-друзья. Но то были они. А это была всего лишь малюсенькая девчушка... да ещё совсем не похожая на нас, на людей...
– Ну вот, теперь хорошо! – довольно сказала она и, больше не обращая на нас внимания, пошла дальше...
Мы ошалело смотрели ей в след и, не в состоянии ничего понять, продолжали стоять «столбом», переваривая случившееся. Стелла, как всегда очухавшись первой, закричала:
– Девочка, постой, что это? Что нам с этим делать?! Ну, подожди же!!!
Но маленький человечек, лишь, не оборачиваясь, помахал нам своей хрупкой ладошкой и преспокойно продолжал свой путь, очень скоро полностью исчезнув в море сочной зелёной, неземной травы... над которой теперь лишь светлым облачком развевался прозрачный фиолетовый туман...
– Ну и что это было? – как бы спрашивая саму себя, произнесла Стелла.
Ничего плохого я пока не чувствовала и, немного успокоившись после неожиданно свалившегося «подарка», сказала.
– Давай не будем пока об этом думать, а позже будет видно...
На этом и порешили.
Радостное зелёное поле куда-то исчезло, сменившись на этот раз совершенно безлюдной, холодно-ледяной пустыней, в которой, на единственном камне, сидел единственный там человек... Он был чем-то явно сильно расстроен, но, в то же время, выглядел очень тёплым и дружелюбным. Длинные седые волосы спадали волнистыми прядями на плечи, обрамляя серебристым ореолом измождённое годами лицо. Казалось, он не видел где был, не чувствовал на чём сидел, и вообще, не обращал никакого внимания на окружающую его реальность...
– Здравствуй, грустный человек! – приблизившись достаточно, чтобы начать разговор, тихо поздоровалась Стелла.
Человек поднял глаза – они оказались голубыми и чистыми, как земное небо.
– Что вам, маленькие? Что вы здесь потеряли?.. – отрешённо спросил «отшельник».
– Почему ты здесь один сидишь, и никого с тобой нет? – участливо спросила Стелла. – И место такое жуткое...
Было видно, что человек совсем не хотел общаться, но тёплый Стеллин голосок не оставлял ему никакого выхода – приходилось отвечать...
– Мне никто не нужен уже много, много лет. В этом нет никакого смысла, – прожурчал его грустный, ласковый голос.
– А что же тогда ты делаешь тут один? – не унималась малышка, и я испугалась, что мы покажемся ему слишком навязчивыми, и он просто попросит нас оставить его в покое.
Но у Стеллы был настоящий талант разговорить любого, даже самого молчаливого человека... Поэтому, забавно наклонив на бок свою милую рыжую головку, и, явно не собираясь сдаваться, она продолжала:
– А почему тебе не нужен никто? Разве такое бывает?
– Ещё как бывает, маленькая... – тяжко вздохнул человек. – Ещё как бывает... Я всю свою жизнь даром прожил – кто же мне теперь нужен?..
Тут я кое-что потихонечку начала понимать... И собравшись, осторожно спросила:
– Вам открылось всё, когда вы пришли сюда, так ведь?
Человек удивлённо вскинулся и, вперив в меня свой, теперь уже насквозь пронизывающий, взгляд, резко спросил:
– Что ты об этом знаешь, маленькая?.. Что ты можешь об этом знать?... – он ещё больше ссутулился, как будто тяжесть, навалившаяся на него, была неподъёмной. – Я всю жизнь бился о непонятное, всю жизнь искал ответ... и не нашёл. А когда пришёл сюда, всё оказалось так просто!.. Вот и ушла даром вся моя жизнь...
– Ну, тогда всё прекрасно, если ты уже всё узнал!.. А теперь можешь что-то другое снова искать – здесь тоже полно непонятного! – «успокоила» незнакомца обрадованная Стелла. – А как тебя зовут, грустный человек?
– Фабий, милая. А ты знаешь девочку, что тебе дала этот кристалл?
Мы со Стеллой от неожиданности дружно подпрыгнули и, теперь уже вместе, «мёртвой хваткой» вцепились в бедного Фабия...
– Ой, пожалуйста, расскажите нам кто она!!! – тут же запищала Стелла. – Нам обязательно нужно это знать! Ну, совсем, совсем обязательно! У нас такое случилось!!! Такое случилось!.. И мы теперь абсолютно не знаем, что с этим делать... – слова летели из её уст пулемётной очередью и невозможно было хоть на минуту её остановить, пока сама, полностью запыхавшись, не остановилась.

Риккардо Фольи в СССР был весьма популярен. Для многих он стал символом итальянской эстрады. Malinconia и другие хиты в исполнении Фольи и сейчас слушатели старшего поколения узнают по первым аккордам, после чего предаются ностальгическим воспоминаниям о далеких 80-х.

Детство и юность

К трудностям Фольи не привыкать. В биографии звезды нашлось место и полуголодному послевоенному детству, и тяжелой работе на фабрике, и извилистой дороге к славе. Жителям Пондетеры, где начался жизненный путь Риккардо, было не до музыки и искусства. Чтобы выжить, приходилось много и тяжело работать.

Предки Риккардо возделывали плодородные тосканские земли. Но положение крестьян в XX веке в отдельных итальянских регионах стало невыносимым. Многие покидали родные места. В городе жилось лучше. Однако дети бывших крестьян, в том числе и будущая эстрадная звезда, с отрочества трудились на заводах и фабриках наравне со взрослыми.

В 14 лет Фольи уже работал на предприятии по изготовлению мотоциклов. Работал усердно. К 16 годам прослыл смекалистым и опытным слесарем. Знакомые пророчили молодому человеку блестящую карьеру на заводе, а мать мечтала, что сын получит высшее образование. Риккардо тем временем постигал азы игры на гитаре.

Лирические песни под звуки струнного инструмента привлекали молодого тосканца куда больше, нежели гул заводских агрегатов. Риккардо терпеливо копил на гитару, затем брал уроки пения. В музыкальных грезах Фольи был отнюдь не одинок. Песни ливерпульской четверки уже проникли в сердца юных итальянцев. Музыкантом мечтал стать каждый второй. Но только единицы обладали упорством, целеустремленностью Фольи.

Сначала Риккардо пел для друзей и близких. Мать, будучи от природы очень музыкальной, поддерживала начинания сына. Однако музыкальные занятия Фольи окружающие воспринимали как нечто временное, несерьезное. Родители немало удивились, когда Риккардо начал зарабатывать игрой на гитаре.


Риккардо выступал в ночных заведениях, коих немало на тосканском побережье. Затем уехал в столицу, где играл то в одном, то в другом ансамбле. Некоторое время выступал в составе Pooh – группы, основанный в середине 60-хх. Фольи исполнилось 26 лет, когда он решил, что дальнейший путь пройдет один. Распрощался с друзьями и начал сольную карьеру. Уже в 1973 году вышел альбом молодого итальянца, завоевавшего впоследствии сердца миллионов поклонниц проникновенным голосом и яркой внешностью.

В начале 80-х Фольи дает сольные концерты и пишет музыку. Музыкальные пристрастия формируются под влиянием творчества . А ведь легендарные рок-н-рольщики исполняли исключительно авторские песни. К слову, преданность британской группе он сохранит на всю жизнь. Даже став известным музыкантом, в интервью он будет с ностальгией вспоминать годы подростковой битломании.


Мать Фольи к тому, что сын стал звездой, отнеслась неспокойно. Однако с Риккардо однажды взяла слово: он непременно получит высшее образование. Фольи сдержал обещание. Спустя много лет, став 50-летним седовласым импозантным мужчиной, фото которого украшали обложки глянцевых журналов, он получил диплом. Этот документ к эстрадному творчеству не имеет отношения. По образованию Фольи – бухгалтер.

Музыка

Первые пять лет ушли на поиск собственного пути. На итальянской сцене царила жесткая конкуренция. Первые альбомы Фольи не выделялись на пестром фоне итальянской эстрады. В конце 70-х Риккардо стал неплохим, но малоизвестным исполнителем, выступления которого не отличались оригинальностью, а песни не запоминались. Но Риккардо не остановился. Продолжал петь, накапливать мастерство и опыт.


Риккардо Фольи в Сан-Ремо

Признание европейской публики пришло не сразу. Сперва предстояло покорить соотечественников. В одиночку преодолеть путь к славе, даже имея редкие вокальные данные, невозможно. К счастью, Риккардо встретил Джанкарло Лукарьелло. Этот человек выступил в роли продюсера, со временем стал его единомышленником.

Когда же на творческом пути итальянского исполнителя появился талантливый композитор, имя Фольи узнала вся страна: от Сицилии до Тосканы. Песня на музыку, сочиненную им, стала хитом. Слова Che ne sai принадлежат Риккардо Фольи.

Свое место на эстраде Фольи занял благодаря труду и упорству. Но едва ли удалось бы победить в Сан-Ремо без участия опытного продюсера и талантливого композитора. Впервые на советском телевидении выступление итальянского певца транслировали в 1981 году. К тому времени на родине Фольи уже пользовался благосклонностью слушателей и даже победил в значимом конкурсе.

В Сан-Ремо певец спел Storie Di Tutti I Giorni. Само пребывание на санремовской сцене начинающими исполнителями воспринималось как великое счастье. Фольи победил, а слова его песни теперь наизусть знал каждый итальянец. Певец ещё долго ассоциировался со знаменитыми «Повседневными историями».

После блистательного выступления об итальянском исполнителе узнали в Швейцарии, ФРГ, Польше. Именно тогда, в начале 80-х, в его творчестве появились философские мотивы.


Разочарованность в жизни, чувство одиночества, неумирающая надежда – все это присутствовало в трогательных песнях Фольи. Однако их полюбили и те, кто ни слова не понимал по-итальянски. Пластинка «Коллекция», в которую вошла Compagnia и прочие хиты, хорошо продавалась даже в Японии.

Спустя год после триумфальной победы в Сан-Ремо Фольи участвовал в «Евровидении». Несмотря на любовь европейских меломанов, он занял 11-е место. В середине 80-х впервые побывал в стране, где его ждали самые преданные поклонники – в СССР.


Западных исполнителей здесь не жаловали. Исключение делали для итальянцев, граждан государства, с которым стране удалось наладить теплые отношения. Это одна из причин, по которой пластинки Фольи и его соотечественников в СССР раскупались в считанные дни.

В Сан-Ремо певец выступал и позже. В последний раз в 1990 году. Но победить ему удалось лишь в начале 80-х. Далее он неизменно занимал 4-е место.

Личная жизнь

В 1971 году Фольи женился на Виоле Валентино – эстрадной певице, с которой ранее записал сингл. Звездный брак оказался на редкость прочным. Просуществовал более 20 лет. Затем итальянский исполнитель жил в гражданском браке со Стафанией Брасси.

В 1993 году родился сын, который, по словам отца, вырос мечтателем и романтиком, но музыкой не интересуется. Фольи и Брасси расстались в 2005 году. Спустя пять лет певец женился на женщине вдвое моложе. Его избранницей стала эффектная брюнетка Карин. В 2012 году 65-летний певец снова стал отцом. Дочь назвали Мари.

Риккардо Фольи сейчас

В 2015 году Фольи вернулся в состав Pooh. Всё это время, более сорока лет, певец поддерживал дружеские отношения с участниками группы. В 2016 году состоялся тур Reunion, посвящённый пятидесятилетию музыкального коллектива. Сейчас итальянский певец мало гастролирует по Европе, но так же любим в русскоязычных странах.


Фольи охотно выступает в городах России. Хотя суровый климат уроженец Тосканы переносит тяжело, в чем однажды признался самарскому журналисту во время зимних гастролей. Фольи почти не снимает клипов. Поклонники творчества звезды 80-х довольствуются концертными записями.


В 2017 году вышел альбом, записанный с Роби Факкинетти. Подошли к концу совместные выступления с Pooh, о чём певец объявил 31 декабря. Тогда же Фольи сообщил журналистам и о выходе книги воспоминаний.

Дискография

  • 1973 – Ciao amore, come stai
  • 1978 – Io ti porto via
  • 1979 – Che ne sai
  • 1981 – Campione
  • 1982 – Compagnia
  • 1984 – Torna a sorridere
  • 1988 – Amore di guerra
  • 1990 – Sentirsi uniti
  • 1992 – Teatrino meccanico
  • 1997 – Greatest Hits
  • 2005 – Ci saranno giorni migliori

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры