Сочинить сказку про волшебные краски. Рассказ: Евгений Пермяк "Волшебные краски"
Конспект урока литературы в 4 классе
Тема : Е.Пермяк «Волшебные краски»
Цель:
Обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь;
Развивать наблюдательность и мышление;
Воспитывать культуру коммуникативной речи, умение работать в группах, строить монологическую речь
Совершенствовать умение работать с текстом с элементами рассуждения.
Оборудование : тексты, иллюстрации по теме урока.
Тезис урока: «В каждой профессии главное – быть хорошим человеком »
Урок выполнен с использованием приемов технологии развития критического мышления
Ход урока
Реализация замысла
1 этап
Организационный момент
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом:
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи»
Пожелаем друг другу успехов.
2 этап
Эвокация( Evocation ) – побуждение к действию
А) мозговая атака
Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивую елку, и подарки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и веселое праздничное настроение. События этого праздника нашли отражение в произведении, с которым мы будем работать на уроке. Отгадайте, о чем он. (загадка о красках)
Это рассказ Е.Пермяка «Волшебные краски»
Подберите родственные слова к слову «краски».
Какие ассоциации возникают, когда мы слышим слово «краски»?
А если бы слово «краски» стало картиной, то какая бы это была картина?
А если бы слово «краски» стало музыкой, то какая бы это была музыка?
Предположите, почему краски в рассказе волшебные?
В ходе нашего урока мы должны выяснить, почему простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение.
3 этап
Реализация замысла ( Realization of Meaning ) – поиск ответов, осознание смысла
А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками (дети читают текст до пометы «остановка», далее идет работа по каждому отрывку)
1 эпизод.
С кем из главных героев мы познакомились? Что он принес?
Сколько красок он принес? Случайно ли это число?
В чем заключается волшебство этих красок?
Докажи словами текста, какие происходили превращения.
Что могло произойти, если попадали к злому ребенку?
Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде, чем подарить краски. Так ли это тщательно нужно делать?
2 эпизод
Каким вы представляете мальчика?
Предположите, за что Дед Мороз выбрал именно его?
А кому из вас Дед мороз мог подарить такие краски?
Установите соответствие, что и кому мальчик нарисовал.
Бабушка теплый платок
Мама нарядное платье
Папа новое ружье
Слепой глаза
Товарищи школа
Как вы думаете, почему именно эти предметы?
А что бы вы нарисовали, если бы у вас появились такие краски? Что и кому?
Предположите, почему никто не смог воспользоваться нарисованным?
3 эпизод
Так почему же люди не могли воспользоваться нарисованным? У кого совпало мнение?
Подберите эпитеты в данном отрывке.
Подберите аргументы, почему такие необходимые вещи оказались ненужными. Как они выглядели?
Что стало причиной этого?
Почему мальчик плакал?
Как иначе можно взглянуть на эти события, как по-другому они могли закончиться?
4 эпизод
Как понять выражение «плакать безутешно»? К слову плакать подберите синонимы (рыдать, всхлипывать) В каком из них выражено более сильное чувство?
Какой выход предложил Дед мороз из сложившейся ситуации?
Что произошло с мальчиком?
Найдите и прочитайте, что теперь рисовал повзрослевший мальчик?
Краски были простыми, не волшебными, как же оживали нарисованные предметы?
Почему же люди, когда мальчик рисовал волшебными красками – ужасались, а теперь восхищались?
Действительно ли краски стали волшебными?
Подберите словосочетания со словом «рисовал» в прямом значении и в переносном, используя прием олицетворения.
5 эпизод
Докажите, что похожие чудеса происходят с обыкновенным топором? А со швейной иглой? Так в чем же волшебство?
Возвращаюсь к вопросу, который я задала в начале нашего исследования:
«Так почему же простые краски помогли человеку стать счастливым, а волшебные принесли огорчение»?
Что такое тема произведения? Какова тема данного рассказа?
Совпадает ли заголовок с темой?
Послушайте стихотворение и скажите, совпадает ли главная мысль рассказа и стихотворения?
Кто он, как его зовут?
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он, как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !
Кто на свете самый умный,
Самый старый, самый юный?
Кто он, как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !
На все века и годы
Настоящий царь природы?
Царь полей,
Кто он, как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд !
Так какова же главная мысль рассказа и стихотворения?
4 этап
Рефлексия ( Reflection ) – этап отображения, размышления
А) «Дерево мудрости»
Поработаем с «деревом мудрости». Оно, как всегда, задает мудрые вопросы, пробуем на них ответить. (карточки прикреплены к рисунку дерева)
Какими качествами, чертами характера обладал мальчик?
Почему руки трудолюбивого человека сравнивают с руками волшебника?
Во второй раз Дед Мороз дарит мальчику простые краски. А как поступил бы ты?
Почему мальчик рисовал только других, а не для себя?
Как ты думаешь, чему учит этот рассказ?
Б) работа в группах
Правила: Умей слушать других
Твое мнение не хуже других
Работаем – один за всех и все за одного
1 группа
Вспомните, что такое фразеологические обороты. Определите, какие фразеологизмы подходят мальчику. Докажите.
Зарубить на носу
Не вешать нос
Работать спустя рукава
Работать не покладая рук
2 группа
Придумать и записать другие заголовки к рассказу
3 группа
Установите соответствие. Какие пословицы о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?
Делу – время, потехе – час
Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет
Труд города украшает, лень их в пустыню превращает
Без работы день годом кажется
В) Расширение представлений о современных профессиях
В рассказе говорится о труде, о разных профессиях. Многие из них вам знакомы. Но время не стоит на месте и диктует свои права. В современном мире появляются новые профессии. А какие – вам расскажут ребята (выступление детей).
Менеджер
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он дает
Всем сотрудникам своим.
Чтобы фирма шла вперед,
Приносила прибыль им.
Фермер
Расскажу я вам, ребята,
Фермер – это кто такой.
Он растит для нас томаты,
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают громко птицы
На ветвях родных берез.
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овес.
Удобряет и сажает –
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год!
Программист Дизайнер
У меня одна забота – Эти люди создают
Всех компьютеров работа! Удивительный уют!
Нет для них страшнее драмы, Подбирают, например,
Чем отсутствие программы. Подходящий интерьер.
В доме, в офисе, в саду –
Я в дизайнеры пойду.
Г) работа в системе RAFT
Представьте, что прошло 20 лет, вы повзрослели и встретились в школе. R – (роль) – это наш 4 класс 20 лет спустя. Вы рассказываете друг другу, каких успехов вы достигли, кем стали (F -это форма) – диалог. Вас слушают ваши одноклассники – это (A) аудитория. А тема (T) вашего рассказа: «А я работаю … «
R – (роль) мы через 20 лет
А – (аудитория) – одноклассники
F – (форма) – диалог
Т – (тема)
(звучит мелодия, дети рассказывают)
5 этап
Итог урока
Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Хочешь - нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь - нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, - пожалуйста. Нарисуй и садись на него.
Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице - усы, а кошке - горб, и будет собака рогатой, курица - усатой, а кошка - горбатой.
Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.
В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.
Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме - нарядное платье, а отцу - охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам - большую-пребольшую школу.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.
На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:
Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!
И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.
Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков - Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:
Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Так сказал Дед Мороз и удалился.
А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, - яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.
Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.
Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! - говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…
Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников - руки трудолюбивого, настойчивого человека.
Один раз в сто лет, в ночь под Новый год, самый добрый из всех самых добрых стариков, Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Хочешь — нарисуй стадо коров и потом паси их. Хочешь — нарисуй корабль и плыви на нем. Или звездолет и лети к звездам. А если тебе нужно нарисовать что-нибудь попроще, например стул, — пожалуйста. Нарисуй и садись на него.
Эти краски Дед Мороз приносит самому доброму из всех самых добрых детей. И это понятно. Если такие краски попадут в руки злому мальчику или злой девочке, они могут натворить много бед. Пририсуют человеку второй нос, и будет человек двуносым. Нарисуют собаке рога, курице — усы, а кошке — горб, и будет собака рогатой, курица — усатой, а кошка — горбатой.
Поэтому Дед Мороз очень долго выбирает, кому из детей подарить волшебные краски.
В последний раз он подарил их одному очень доброму мальчику. Самому доброму из самых добрых.
Мальчик очень обрадовался подарку и тут же принялся рисовать. Он нарисовал бабушке теплый платок, маме — нарядное платье, а отцу — охотничье ружье. Слепому старику мальчик нарисовал глаза, а своим товарищам — большую-пребольшую школу.
Но никто не мог воспользоваться нарисованным. Платок для бабушки был похож на тряпку для мытья полов, а платье, нарисованное матери, оказалось таким кособоким, пестрым и мешковатым, что она его не захотела даже примерить. Ружье ничем не отличалось от дубины. Глаза для слепого напоминали две голубые кляксы, и он не мог ими видеть. А школа, которую очень усердно рисовал мальчик, получилась до того уродливой, что к ней даже боялись подходить близко.
На улице появились деревья, похожие на метелки. Появились лошади с проволочными ногами, автомобили с кривыми колесами, дома с падающими стенами и крышами набекрень, шубы и пальто, у которых один рукав был длиннее другого… Появились тысячи вещей, которыми нельзя было воспользоваться. И люди ужаснулись:
— Как ты мог сотворить столько зла, самый добрый из всех самых добрых мальчиков?!
И мальчик заплакал. Ему так хотелось сделать людей счастливыми!.. Но он не умел рисовать и только зря извел краски.
Мальчик плакал так громко, что его услышал самый добрый из всех самых добрых стариков — Дед Мороз. Услышал, и вернулся к нему, и положил перед мальчиком новую коробку с красками:
— Только это, мой друг, простые краски. Но они могут тоже стать волшебными, если ты этого очень захочешь.
Так сказал Дед Мороз и удалился.
А мальчик задумался. Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье? Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать.
Он рисовал, не разгибаясь, весь день и весь вечер. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски. Тогда он попросил новые.
Прошел год… Прошло два года… Прошло много-много лет. Мальчик стал взрослым, но по-прежнему не расставался с красками. Глаза его стали зоркими, руки умелыми, и теперь на его рисунках вместо кривых домов с падающими стенами красовались высокие, светлые здания, а вместо платьев, похожих на мешки, — яркие, нарядные одежды.
Мальчик не заметил, как стал настоящим художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.
Люди с удивлением смотрели на его рисунки, но никто не ужасался. Наоборот, все радовались и восхищались.
— Какие чудесные картины! Какие волшебные краски! — говорили они, хотя краски были самые обыкновенные.
Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. И вот настали счастливые дни, когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь: и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли…
Так случается на белом свете. Так случается не только с красками, но и с обыкновенным топором или швейной иглой и даже с простой глиной. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников — руки трудолюбивого, настойчивого человека.
Меня зовут София, мне 8 лет, и я учусь во втором классе Верхнемамонского лицея Воронежской области. Я очень люблю рисовать и уже второй год хожу в школу искусств в класс рисования. Также я увлекаюсь танцами. У меня много друзей, и я люблю с ними играть. Мы всегда придумываем что-нибудь интересное.
Мне нравится сочинять всякие истории и часто, когда я рисую, то придумываю историю к тому, что изобразила. А летом мы с подругами рисуем на асфальте мелом. Сидя за компьютером, я тоже люблю раскрашивать, чаще я это делаю на специальных детских сайтах.
«Волшебные краски»
Жил на свете один волшебный художник, и были у него волшебные кисти и краски. Все, что рисовал художник, оживало и дарило природе красоту. Однажды появился злой волшебник, которого раздражала красота природы, и решил похитить волшебные кисти и краски. И природа стала постепенно увядать и терять свои яркие краски. Люди стали больше грустить и злиться, все это очень радовало злого волшебника.
В одной стране жила была девочка, которая очень любила рисовать и каждый день она рисовала по прекрасной картине, а вдохновением ей служил окрестный лес с речкой и прекрасным озером. И вот эта девочка стала замечать увядание природы и решила узнать, в чем же дело. Но никто не мог ей дать ответа на ее вопрос, и тогда она решила пойти в самую глушь леса, где жила самая старая женщина, которую только знали. Долго она шла и наконец, пришла к землянке, в которой жила эта женщина, поговаривали, что ей было уже 300 лет.
Эта женщина поведала ей, что есть на свете такой художник, который дарит краски природе, но видно с ним что-то приключилось, и поэтому природа потеряла былую красоту. Она уже стара и не может сама проверить, в чем дело. Девочка отважилась предложить самой проверить, в чем дело. Старуха рассказала, как найти художника, и дала ей волшебный мешочек с песком, который помогает перемещаться куда захочешь, стоит только произнести название места, высыпать песок на ладонь и сдуть его. Девочка поблагодарила ее и отправилась в путь.
Девочка вышла из землянки, достала волшебный песок и отправилась в дом художника. Когда она постучала в дверь, ей открыл дверь измученный старик, она удивилась, ведь думала, что художник молод. Он поведал ей историю о злом волшебнике и сказал, что жив и молод только пока рисует, а теперь, наверное, не долга его жизнь.
Девочка решила ему помочь, ведь ей тоже, как и всем людям, нужна природа и красота. Она отправилась с помощью песка к злому волшебнику. Придя к нему, она решила перехитрить его, ведь так просто красок и кистей ей не добыть. Злой волшебник тоже увлекался рисованием, и краски с кистями он украл из зависти, что у художника все получалось лучше, чем у него.
Девочка притворилась ученицей и сказала ему: «Я слышала, что вы замечательный художник, и я хочу у вас поучиться». Волшебнику это польстило, и он согласился. Несколько дней девочка пыталась узнать, где же волшебник держит похищенные кисти и краски. Она подружилась с его котом и однажды, когда волшебника не было дома, она попросила кота помочь найти ей краски, так как ей нужен особенный цвет. Кот рассказал ей, что такой цвет есть только в красках, которые волшебник держит у себя в комнате под кроватью, он, ловя мышей, их там видел. Девочка нашла их и с помощью песка вернулась к художнику, но было уже поздно.
Художник слишком долго не рисовал и потому умер. Девочка долго плакала, но тут появилась фея и сказала, ты нужна природе и ты должна его заменить. Девочка начала рисовать волшебными красками, и природа ожила. Она вернула домой, а злой волшебник не смог ее найти, так как против детей магия бессильна.
Работу прислала мама Бондарева Оксана Викторовна