Спектакль «Машенька. Билеты на машенька Машенька спектакль

Главная / Чувства

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Надежду Лумпову вместе с Инной Сухорецкой я впервые увидел в их дипломной работе «Униженные и оскорбленные» — ее Нелли меня настолько поразила, напомнив сочетанием внешней беззащитности и внутренней несгибаемости героинь молодой Инны Чуриковой, что я, единственный раз за всю жизнь, смотрел спектакль повторно. Сухорецкая потом участвовала в ряде заметных, а иногда и выдающихся театральных проектах. Лумпова тоже мелькала — но именно что мелькала, в некоторых случаях неуловимо: ради нее я пошел на «Царь-девицу» в образцовский театр кукол, а вместо Лумповой там играла местная артистка и я сбежал в антракте. Конечно, я ее видел в «Практике», и на разовых мероприятиях тоже, но фактически Машенька для нее — первая после выпуска из ГИТИСа значительная роль. Ставить тоже должен был недавний студент, выпустившийся еще позже — Александр Суворов, начинал работу над инсценировкой и полгода репетировал, но погиб, оставив после себя завершенным только , сделанного со своим курсом и вошедшего в репертуар МТЮЗа.

В результате за «Машеньку» взялся Иван Иван Орлов, не захотевший полностью отказаться от формата литературно-музыкальной композиции с инструментальным ансамблем и микрофоном-стойкой, в котором на сцене «под крышей» театра Моссовета уже поставлены «Циники» и «Дон Жуан», но реализовал этот формат с большим вкусом, аккуратностью и неожиданным для начинающего мастерством, а еще вдумчивостью и вниманием к важным деталям. К примеру, у Набокова в тексте звучит «Стенька Разин» на немецком — у Орлова ее смачно поет Алферов (Александр Емельянов), что служит очень точной характеристикой персонажа.

Пространство огорожено ржавой жестью и грубо сколоченными досками, центром его и основным элементом сценографии служит деревянная «катушка» (для кабеля или каната), которая используется по мере необходимости как стол, подиум, или ложе, на котором Ганин с Машенькой предпринимают неловкую попытку заняться любовью, а в финале литератор Подтягин, как тараном, пробивает ей стену в агонии — Владасу Багдонасу, которого вдвойне приятно видеть в спектакле режиссера-дебютанта, хотя и досталась роль номинально «второго плана», но постепенно, ненавязчиво грандиозного масштаба актер выводит своего нелепого персонажа в плоскость трагическую, даже мистериальную, подобно своим шекспировским героям из шедевров Някрошюса, и именно Подтягин берет здесь на себя важнейшую тему стремления к недостижимому, в сквозном любовно-романтическом сюжете несколько приглушенную.

В молодежном по преимуществу ансамбле (Ганин — Иван Ивашкин, стажер МХТ, Людмила — Вильма Кутавичюте, Клара — Юлия Хлынина) никто не тянет одеяло на себя, но каждый характер, вплоть до пары танцовщиков-соседей по пансиону, попутно успевающих «подрабатывать» в оркестре сопровождения, получает от режиссера индивидуальную краску. И все-таки Лумпова резко выделяется, демонстрируя неожиданно строгое, без налета мелодраматизации, отношение к своей заглавной героине. Читая «Машеньку», ее видишь какой угодно — только не такой, как Лумпова. А в процессе спектакля это представление очень быстро перестраивается и уже невозможно, чтоб Машенька выглядела как-то иначе. Примерно как в воспоминаниях Глеба Панфилова, когда он показывал Габриловичу фотопробы актрис на роль Тани Теткиной, и сценарист про Чурикову сказал: «Нет, только не эту» — а режиссер ответил: «Нет, только эту».

Театр Моссовета часто становится площадкой для работы молодых талантливых режиссеров. Таким образом, на его сцене успешно прошли постановки «Циники», «Дон Жуан», «Под крышей». В этот ряд можно отнести работу начинающего, но перспективного постановщика Ивана Орлова - спектакльь по роману Владимира Набокова «Машенька».

В основу сюжета легла история главного героя романа - эмигранта Ганина. Живя в Германии, персонаж отчаянно скучает по родине. В своем пансионе Ганин знакомится с Алферовым - таким же русским эмигрантом, который со дня на день ожидает приезда любимой жены. Сосед ждет супругу с нетерпением, часто о ней вспоминает и, в конце концов, показывает Ганину фотографию своей Машеньки. Главный герой понимает, что это его давняя любовь, с которой он расстался в далеком прошлом, но его чувства так и не остыли. Ганин несколько дней мучается воспоминаниями о счастливом времени, которое они провели вместе, и лелеет мечту о совместном будущем. Машенька должна приехать совсем скоро, и герой изнывает от нетерпения. Но случится ли долгожданная встреча и чем она закончится для героев, зритель узнает лишь в самом конце.

В тонкой ностальгической постановке чувства героя к давней возлюбленной тесно переплетается с тоской по родной стране. Машенька в данном случае олицетворяет образ России, а встреча с ней для героя является символом возвращения. Многие темы, затронутые в глубокой философской истории, остаются актуальными и сегодня. Зрителя увлечет не только оригинальное интригующее повествование, но и самобытное сценическое оформление и талантливая, психологически глубокая актерская игра. В спектакле задействованы Иван Ивашкин, Надежда Лумпова, Владислав Боковин, Владас Багдонас.

Воспроизвести на сцене психологически сложный роман Набокова - это вызов для любого режиссера и труппы. Роман построен на противоречии между счастливой прошлой и унылой настоящей жизнью героя. Этот контраст удалось проиллюстрировать и в спектакле, поэтому постановку по достоинству оценят зрители, знакомые с творчеством Набокова, и те, кто впервые откроет для себя эту историю.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры