Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный.

Главная / Чувства

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Тема урока. Как образуются деепричастия совершенного вида. 7 класс

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель учителя . Сформировать представление о суффиксах деепричастий совершенного вида и о способах их образования.

Цель ученика . Научиться узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида и образовывать с их помощью деепричастия.

Планируемые результаты:

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения.

Метапредметные:

регулятивные: учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии своей оценки и определять степень успешности своей работы;

познавательные: выполнять анализ(выделение признаков), выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений,

учиться находить суффиксы, образовывать деепричастия, придумывать слова к схеме, выделять морфемы;

коммуникативные: доносить свою позицию до других, слушать других, читать вслух и про себя тексты учебника.

Предметные : знать суффиксы деепричастия совершенного вида, грамматические признаки деепричастий совершенного вида;

уметь узнавать суффиксы деепричастий совершенного вида, уметь образовывать с помощью суффиксов деепричастия.

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1 .Организационный этап. (Цель. Организация самооценки обучающегося, их готовности к предстоящей деятельности на уроке)

Проверяет готовность к уроку

Готовятся к уроку

2.Актуализация знаний (Цель. Организация восприятия задания обучающимися)

Диктует предложение для синтаксического разбора. Задает вопрос: «Какая форма деепричастия нам незнакома?» См.Приложение.

Записывают под диктовку у доски и в тетрадях, разбирают предложение.

Личностные . Характеризуют свой поступок на основе известных и простых правил «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, уважения к труду.

Познавательные. Выполняют анализ предложения.

Регулятивные . Обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

3.Введение нового задания .(Цель. Организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста)

Читают, комментируют, думают, как лучше составить таблицу.

Познавательные . Анализ текста, выделяют признаки, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные. Доносят свою позицию до других

4. Воспроизведение нового знания (построение алгоритма ) (Цель. Организация совместной деятельности)

Корректирует работу групп.

Выполняют работу по построению таблицы.

Познавательные. Читают вслух и про себя текст, слушают других.

5.Первичное закрепление . (Цель. Организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи)

Создает эмоциональный настрой на выполнение задания.

См. Приложение

Защита своих таблиц. Проговаривают суффиксы деепричастий совершенного вида и способы образования деепричастий.

Познавательные. Выстраивают логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других.

6. Тренинг . (Цель. Организация первичного закрепления построенного алгоритма.

«Сильным» ученикам предлагает индивидуальные задания у доски(2 человека), остальных организует на совместную работу (1 человек у доски, остальные работают в тетрадях).

Диктует слова, словосочетания.

Контролирует выполнение работы.

См. Приложение

Выполняют индивидуальные задания (2 человека). Остальные работают в тетрадях, один у доски. Составляют схемы слов. Объясняют свой выбор. Проводят морфемный анализ. Выполняют упражнение № 181

Познавательные. Находят суффиксы деепричастий, образовывают деепричастия, выделяют морфемы.

Коммуникативные . Доносят свою позицию до других

Регулятивные. Осуществляют действия по реализации плана, сверяют свои действия по плану (таблице).

7.Рефлексия деятельности на уроке . (Цель. Организовать понимание ценности выполненной деятельности)

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу. См.Приложение

Осуществляют самооценку.

Формулирую конечный результат своей работы на уроке.

Познавательные. Выполняют анализ (выделяют признаки), выбирают основания для сравнения.

Регулятивные. Учатся вырабатывать критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.

8.Комментарий к домашнему заданию . (Цель. Организовать закрепление новых знаний в домашних условиях)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Слушают внимательно.

Записывают задание в дневники.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

2. Актуализация знаний . Синтаксический разбор предложения . ВОЙДЯ В КВАРТИРУ, Я ЗАСТАЛ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ ЗА РАБОТОЙ.

Какая форма деепричастия нам незнакома?

Дайте оценку поступку приятеля. Хорошо это или плохо?

Часто ли вас можно застать за работой?

4. Воспроизведение нового знания.

Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

Деепричастия совершенного вида

Выскочить

замахнуться

-в, -вши

Выскочив

Выскочивши

замахнувши сь

испекши

прищурятся

-а (-я)

прищуря сь

Отвечают на вопрос что сделав?

Обозначают законченное добавочное действие

6 Тренинг . Карточка №1

Расставьте знаки препинания. Выделите деепричастные обороты.

Нахохлившись отдыхают птицы иные хлопая крыльями и осыпая иней клюют почки.

Карточка №2

Спишите, один из глаголов заменяя деепричастием. Определите вид деепричастия

Закружилась и завыла вьюга. Светились и отражались в реке звезды.

Слова для работы у доски : Набросить плащ – набросив плащ; нахмурить брови – нахмуривши брови; раскаяться в проступке- раскаявшись в проступке; понадеяться на друга –понадеявшись на друга; выпучить глаза – выпучив глаза. (Образовывают деепричастия, выделяют морфемы)

Упр. 180. Образовать деепричастия от глаголов в начальной форме, объяснить орфограммы(только словосочетания, в которых пропущены орфограммы)

Распол..житься у опушк.. леса(расположившись), выст..вить руки вперед и сле..ка согнуться (выставив и согнувшись), ра..делить поровну (раделив),бл..кировать удар противника (блокировав), разыграть комбинацию (разыграв), к..оснуться руками сетк..(коснувшись),упасть вне площадк.. (упав), опазд..вать на соревнования(опаздав),увид..ть товарища (увидев), отр..зить атаку (отразив).

7. Вопросы для рефлексии: Что мы сегодня узнали на уроке?

Чему мы сегодня научились на уроке?

Какую роль выполняют деепричастия в нашей речи?

Как вы считаете, усвоили вы сегодняшнюю тему? И насколько?

8 Домашнее задание . &30 выучить, упражнение 181 (1-2)

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

К наречным свойствам деепричастий относятся:

1) неизменяемость и

2) синтаксическая функция обстоятельства образа действия, времени, причины, цели, условия или уступки.

Примыкая к глаголу, который в предложении выражает основное действие, деепричастие выражает второстепенное, сопутствующее действие, поэтому его нередко называют второстепенным сказуемым.

Как правило, деепричастия примыкают к личным формам глагола, но могут также сопровождать инфинитив и причастие:

Он пошел, пошатываясь и поддерживая голову ладонью левой руки… (М. Г.).

Неизъяснимо хорошо плыть по Волге, сидя на корме у руля (М. Г.).

Налево от него сидела стройная, румяная княжна-грузинка, не переставая улыбавшаяся (Л. Т.).

Деепричастия имеют следующие глагольные признаки:

1) образуются только от глаголов;

2) сохраняют ЛЗ производящего глагола;

3) сохраняют такие грамматические категории глагола, как вид, переходность, залог.

Однако следует отметить, что в русском языке не образуются деепричастия страдательного залога, поскольку деепричастие обозначает процессуальный признак субъекта, а глаголы страдательного залога – признак объекта:

радовать (ДЗ) – радуя (ДЗ)

умываться (ВЗ) – умываясь (ВЗ)

сидеть (незалог.) – сидя (незалог.).

4) как и глаголы, деепричастия сочетаются с наречиями и наречными сочетаниями, а также управляют существительными в косвенных падежах (быстро прочитать – быстро прочитав, вставать на рассвете – вставая на рассвете ).

2. Образование деепричастий

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного вида и несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): моргают – моргая, ворчат – ворча.

Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие группы глаголов:

1) глаголы с односложной основой на –а в инфинитиве (звать, рвать, ждать, ржать ). исключение: мчать – мча, мчаться – мчась;

2) глаголы с односложной основой на –и (бить, лить, шить );

3) непродуктивные глаголы с суффиксом длительности –ну- (вянуть, сохнуть, вязнуть );

4) глаголы на –чь в неопределенной форме, с основой настоящего времени на –г, к, х (печь, стричь, стеречь );

5) глаголы с основой настоящего времени, оканчивающейся на шипящий (вязать, резать, писать, махать );

6) глаголы, основа настоящего времени которых состоит только из согласных (жнут, мнут );

7) глаголы жаждать, лезть, ехать, петь, гнить, стыть ;

8) безличные глаголы типа светает, моросит.

если глагол имеет суффикс –ва-, то деепричастие несовершенного вида образуется от основы инфинитива, а не настоящего времени (создавать – создают - создавая ).

Глагол быть образует деепричастие при помощи суффикса –учи (будучи ). Формы других деепричастий с суффиксом –учи характеризуются народно-поэтической окраской:

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая поднимается (Л.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в, -вши (после гласного), -ши (после согласного): заскочить – заскочив, исчезнуть – исчезнувши, вырасти – выросши.

Суффикс –вши является малоупотребительным; он является обязательным лишь у деепричастий с постфиксом –ся (возвратившись, засмеявшись, насмотревшись ).

Непродуктивные глаголы с суффиксом –ну- и глаголы на –ере(ть) образуют параллельные формы деепричастий от основ инфинитива и прошедшего времени(высохнуть – высохнув, высохнувши, высох - высохши ).

Существует группа глаголов (с основой на согласный, кроме –г, к, х; глаголы на -ить), от которых деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса –а (-я), который присоединяется к основе простого будущего времени (прочтут – прочтя (прочитав), простятся – простясь (простившись) ).

Двувидовые глаголы имеют по два деепричастия: с суффиксом –а (-я) для выражения значения несовершенного вида и суффиксом –в для выражения значения совершенного вида (атаковать – атаковав, атакуя; исследовать – исследовав, исследуя ).

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

Добавочного действия, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Отвечает на вопрос что делая? что сделав?

2. Обозначает добавочное действие;

3. Имеет грамматические категории, характерные для глагола:

· вид (совершенный и несовершенный) бегая (несов. в.) - сбегав (сов. в.) ,

3. Не изменяется

4. Деепричастия примыкают к глаголу-сказуемому, т. е. глагол выступает определяемым словом для деепричастия: бежать (как?), оглядываясь

5. Синтаксическая роль - обстоятельство

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от основ глагола при помощи суффиксов, характерных только для деепричастий.

Деепричастия несовершенного вида , как правило, образуются от основы глагола настоящего времени (можно использовать любую форму настоящего времени) при помощи суффикса -А (-Я) :

Сверкать → я сверка[ у] → сверка[ + А] = сверкаЯ,

Греметь → мы грем им → гремЯ,

Стучать → они стуч ат → стучА.

В отдельных случаях (редко! лишь от глаголов несовершенного вида с суффиксом - ва-) деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива:

Выдава ть → выдаваЯ,

Давать → даваЯ,

Отставать → отставаЯ .

Но не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия несовершенного вида. Не образуются они от глаголов:

· с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: шь ют, ль ют, жм ут, тк ут и др. (исключение: мч ать ся - мч -А- сь );

· с основой настоящего времени на -Г, - К : беГ ут, теК ут ;

· с основой настоящего времени на шипящий и с основой инфинитива на -З, - С, - СТ, - Х : маЖ ут - маЗ ать, пиШ ут - пиС ать, хлеЩ ут - хлеСТ ать, паШ ут - паХ ать ;

· с суффиксом - НУ - : мерзНУть, тяНУть.

Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить . Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида с помощью суффиксов -В, -ВШИ, - ШИ .

Прогуля ть → прогуляВ,

Получи ть → получиВ.

Суффиксы - В и - ВШИ являются синонимичными. При образовании вариантов форм с данными суффиксами предпочтение отдается суффиксу - В. Суффикс -ВШИ имеет разговорный оттенок и данные формы могут быть использованы только в разговорном стиле (прогуляВ (кн.) - прогуляВШИ (разг.), получиВ (кН.) - получиВШИ (разг.) . Но вариант суффикса - ВШИ является обязательным для образования деепричастий от возвратных глаголов.

ВозвратитьСЯ → возвратиВШИсь,

укрепитьСЯ → укрепиВШИсь.

Суффикс -ШИ применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой инфинитива на согласный (в этом случае для образования деепричастий поможет форма прошедшего времени глагола):

Истечь → истек → истекШИ

истолочь → истолок → истолокШИ,

приберечь → приберег → приберегШИ.

Деепричастия

несовершенного вида

образуются

от основы глагола НАСТОЯЩЕГО времени

совершенного вида

образуются

от основы инфинитива

с помощью суффикса - А (-Я)

с помощью суффиксов - В, - ВШИ, - ШИ

обозначают добавочные действия, которые совершаются в момент основного действия

обозначают добавочные действия, которые предшествуют основному действию

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Деепричастие + зависимые слова = ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ (обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Обстоятельства, обособляются

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,

не обособляются

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ, независимо от места положения определяемого слова -

глагола-сказуемого

· Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

· Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на солнце .

· Казаки разъехались, не договорившись .

1. Одиночные деепричастия, примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (указывают на образ действия)

Отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя ? (замена на однородное сказуемое невозможно:

быки тащат и шутят?!)

Примечания:

2. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические (устойчивые) выражения: работать засучив рукава , бежать сломя голову , кричать не переводя духа и др.

(см. исключения)

· Если деепричастный оборот стоит после сочинительного или подчинительного союза (такой оборот можно оторвать от этого союза и переставить)

Чувство недовольства редко являлось в нем, но, являясь, никогда не охватывало его сильно и надолго.

· если деепричастный оборот стоит после противительного союза, и оторвать и переставить его в другое место без этого союза невозможно без нарушения структуры предложения, то союз не отделяется запятой от деепричастного оборота (деепричастия)

Он не соглашался с нами, а настояв на своем , убедился в совершенной ошибке.

· два деепричастных оборота, соединенные одиночным неповторяющимся союзом И запятой друг от друга не отделяются.

Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя .

Исключения: застывшие выражения, выступающие в роли вводных слов и выражений: судя по всему , по совести говоря и др.

· но если союз И соединяет другие конструкции (например, однородные члены предложения), то запятые все ставятся в соответствии с правилами.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту , и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

3. Деепричастные обороты, входящие в состав сказуемого и образующие смысловой центр высказывания:

Это упражнение делают стоя на носках .

4. Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения с предлогами начиная с, исходя из, благодаря и др.

Начиная с утра льет дождь. Благодаря дождю занятия были отменены.

(см. исключения)

Исключение: выражение с предлогами несмотря на, исключая

Несмотря на дождь , занятия все-таки состоялись.

Никто, исключая его камердинера , не видел генерала ненапудренным.

Данные выражения называются предложными (так как с предлогами)

Грамматические ошибки, связанные с построением деепричастного оборота

В предложениях с деепричастным оборотом структура предложения всегда такова:

Предмет (подлежащее) выполняет основное действие (сказуемое) и добавочное действие (обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом). Например:

Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа .

Второй путь - сохранить деепричастный оборот, при этом ввести в предложение другое подлежащее так, чтобы именно оно выполнило и основное, и добавочное действие. При такой корректировке предложения его основная часть перестраивается практически полностью, сохраняется только смысл предложения. Например:

Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Правописание деепричастий

НЕ с деепричастиями пишется раздельно:

не зная, не догадываясь, не болея,

кроме слов с приставкой НЕДО - в значении (быть в недостаточном количестве)

НЕДОвыполняя план, НЕДОглядывая за ребенком, НЕДОдав денег.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры