Станцы Рафаэля в Ватикане: невозможно пропустить. Где посмотреть работы рафаэля санти в риме "Диспут о Таинстве Причастия"(1509 г.) - Богословие

Главная / Чувства

Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) – часть обширного музейного комплекса в . Так называют четыре расположенных в музее относительно небольших (примерно 6х8 метров каждое) помещения, расписанных великим художником эпохи Возрождения (Raffaello Santi) и его учениками.

Слово «stanza» в переводе с итальянского означает «комната»; начиная с папы Юлия II, не пожелавшего жить в тех же покоях, что и ненавистный ему Александр VI Борджиа, здесь располагались личные папские апартаменты.

Фрески Рафаэля, украшающие стены и потолки станц, поражают посетителей музейного комплекса в Ватикане не только мастерством исполнения, гармоничностью и яркостью цветов, но и сюжетностью, проработанностью деталей, глубочайшим смыслом и символизмом. По преданию, сам Папа Римский был настолько восхищен работой молодого художника, что приказал сбить со стен уже готовые изображения, выполненные другими мастерами, и поручил всю работу по росписи исключительно Рафаэлю.

  • Советуем почитать про:

Первая и самая знаменитая станца из четырех, оформленных Рафаэлем Санти в Ватикане, носит название Станца делла Сеньятура. Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр.

Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Только Станца делла Сеньятура сохранила собственное первоначальное название, а не была переименована по тематике основных фресок. Буквально название можно перевести как «комната подписи» (от латинского глагола «signature» — подписывать, помечать, ставить печать или знак). Именно в этом помещении Папа Римский подписывал присланные ему бумаги.

Хотя все фрески, украшающие станцы Рафаэля, достойны звания шедевров, лучшей их них искусствоведы и историки называют работу «Афинская школа»(Scuola di Atene) в Станца делла Сеньятура. Она изображает спор двух греческих философов – Аристотеля и Платона. Первый из них указывает поднятой рукой вверх, давая понять, что мир человеческих идей выше, чем земная жизнь; второй же, напротив, показывает на землю, словно возражая собеседнику: духовный мир неразрывно связан с миром земным. Рафаэль изобразил и других знаменитых философов: Диогена, Пифагора, Сократа, Гераклита, Евклида и пр. Интересно, что некоторые из них наделены чертами гениальных творцов Ренессанса: Платон очень похож на , в Гераклите легко узнать , а в Евклиде – Браманте. Себя Рафаэль изобразил в виде одного из двух юношей, беседующих с Зороастром и Птолемеем. Такое сходство, по задумке мастера, должно обозначать родственные связи, общность идей античной греческой философии и современного Рафаэлю богословия.

Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro)

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д’Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Многие видят здесь намек на историю жизни Папы Римского Льва Х: в 1512 году тот попал в плен к французам, но сумел сбежать.

Роспись «Месса в Больсене» посвящена чуду, свершившемуся в 1263 году: хостия – лепешка, предназначенная для причастия – в руках неверующего священнослужителя вдруг начала истекать кровью.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo)

Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго – получено ею в честь одноименной фрески, украшающей одну из стен. Роспись посвящена пожару, охватившему примыкающий к дворцу пап в Ватикане квартал Борго. По преданию, папе Льву IV удалось остановить огонь и спасти прихожан, осенив перепуганную толпу знаком чудотворного креста.


Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний. Это последняя станца из находящихся в Ватикане, которую Рафаэль расписывал сам. Работа над ней продолжалась с 1514 по 1517 год. В 1520 году великий мастер умер, и работу над фресками продолжали его ученики.

Станца Константина (Sala di Costantino)

Станца Константина – последнее из четырех помещений, называемых станцами Рафаэля. Роспись в нем посвящена борьбе римского императора Константина с язычниками. Сюжет начинается с фрески под названием «Видение Креста», повествующей о том, как Константин перед битвой с Максенцием у Мульвийского моста увидел сияющий крест с надписью «Сим победиши».

Композиция продолжается фресками, посвященными непосредственно битве с язычниками у Мульвийского моста и христианскому обряду крещения императора, и завершается росписью «Дар Константина», посвященной грамоте императора, которая, по легенде, даровала папам безграничную власть над западом Римской империи.

Как попасть в музей Ватикана


Чтобы увидеть станцы Рафаэля, нужно побывать в . Вход в него осуществляется по единому билету, позволяющему посетить все выставки музейного комплекса. Стоимость билета – 16 евро, для пенсионеров и студентов – 8 евро. Покупка билета онлайн обойдется на 4 евро дороже – 20 и 12 евро соответственно.

Посетить музейный комплекс Ватикана можно ежедневно, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музеи открыты с 8:45 до 16:45, по субботам они работают до 13:45. В музее нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде, пляжных майках и шортах.

Уточнить актуальную информацию о работе музеев Ватикана можно на официальном сайте

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Диспута», «Парнас», «Изгнание Элиодора из Храма» читайте в нашей статье.

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана - это три сравнительно небольшие комнаты в папском Ватиканском дворце, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508 - 1517 годах. Эти Апартаменты уже существовали при папе Николае V (1447-1455). Станца делла Сеньятура (комната Подписей) - единственная из трёх станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Стены этой комнаты, которую начали оформлять первой, украшают фрески: «Диспута», «Афинская школа», «Парнас» и «Правосудие».

«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.

Рафаэль Санти. Фреска «Диспута»

Тема росписи - триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре - это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого - голубь в сфере - спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке - праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника - монаха Фра Беато Анджелико. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению - фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас»

Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею Bello - красоты, Прекрасного.

Рафаэль с лёгкостью решил проблему визуального изображения Поэзии, которую в эпоху Возрождения считали «второй теологией» и «божественным искусством». Художник изобразил холм с рощей символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшуюся в античные времена местом жительства Муз.

В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира - очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц - преемственность античной и современной Рафаэлю культур.

Вокруг Аполлона - девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас». Изображение Микеланджело

Творенье может пережить Творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Невозможно точнее определить предназначение искусства.

Четвёртая фреска посвящена теме правосудия и состоит из трёх частей. Над окном художник разместил три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу. Слева от окна - изображение императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа изображение папы Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют история церковного и светского права.

Ансамбль фресок Станцы делла Сеньятура Рафаэля - воплощение гуманистической мечты Возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях.

Рафаэль Санти. Станца д‘Элиодоро

Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода - могущество Церкви. Девиз Рафаэля - Церкви подчинены все силы на земле - особенно ярко выражен во фресках Станцы д‘Элиодоро. Эта станца была второй из комнат в ватиканских покоях папы, которую оформлял Рафаэль в 1511 - 1514 г.г. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи.

Сюжетами для фресок этой станцы послужили легенды и эпизоды из истории Церкви, когда она якобы благодаря божественному вмешательству, избавилась от грозящей ей опасности. Как католик и официальный живописец папского престола, Рафаэль в четырёх фресках этой станцы изобразил величие Церкви, её Всепобеждающую силу и могучий гнев божий против врагов её и папы.

Рафаэль Санти. Фреска «Изгнание Элиодора из Храма»

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Элиодор явился в Храм Иеговы, чтобы разграбить его и похитить золото, предназначавшееся вдовам и сиротам. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела - прекрасного всадника в золотых доспехах. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II , которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. В этом эпизоде Рафаэль грешил против истины, но этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II , поэтому основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II : победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года, и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре.

(Stanze di Raffaello) – четыре украшенные фресками залы в (Папском) дворце, который находится . Над их росписью Рафаэль Санти (Raffaello Santi) работал по приказу Папы Юлия II около 12 лет, с 25 лет до самой смерти. Потом работу продолжили его ученики.

В каждой комнате фрески, имеющие свой сюжет, сплошь покрывающие все четыре стены и потолок. Несмотря на то, что в залах уже существовали росписи, их было приказано сбить, чтобы предоставить это пространство Рафаэлю.

Во время экскурсий, эти комнаты проходят в следующем порядке: Константина (di Costantino), д’Элиодоро (d’Eliodoro), делла Сеньятура (della Segnatura), дель Инченидио ди Борго (dell’Incendio di Borgo). Примечательно то, что Станца Константина была расписана учениками после смерти великого живописца.

Рафаэль начал работу со Станца делла Сеньятура, она же называется «Комнаты подписей». Здесь располагается наиболее известная из всех станц – «Афинская школа». На ней изображены знаменитые мыслители античности: Аристотель, Платон (с лицом Леонардо да Винчи), Сократ, Диоген, Пифагор с учениками, Гераклит (с лицом Микеланджело), Евклид (с лицом Браманте), Птолемей, Зороастр. Себя Рафаэль тоже изобразил – в образе ученика, беседующего с Зороастром. Всего на фреске запечатлено более пятидесяти персонажей с потрясающей детализацией.

Станцы по большей части отражают библейские мотивы, традиционные для Ватикана в целом как оплота мирового католичества: явление Бога, победа христианства над язычеством, испытание Исаака, освобождение апостола Петра святым ангелом и многие другие. Нашли отображение в живописи такие деяния, как победа Льва IV над сарацинами, коронация Карла Великого, основание праздника Святого Причастия – и это далеко не полный список сюжетов, которые присутствуют в станцах.

Станцы Рафаэля находятся в Апостольском (Папском) дворце, который находится в центре Ватикана.

Фото достопримечательности: Станцы Рафаэля

Успехи Рафаэля во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим.

В то время папский престол занимал Юлий II, который внес свойственный ему размах в художест-венную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля вступило в фазу высочайшего подъема.

По свидетельству Вазари, Браманте, который был главным архитектором при папе Юлии II упросил папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Роспись станц должна была явиться плодом строго продуманной программы, посвященной прославлению церкви .

Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Рафаэль начал работу над фресками, когда ему было всего двадцать пять лет. Росписи станц выполнялись Рафаэлем совместно с учениками в течении 12 лет в 1509-1517 годы (роспись зала произведена после смерти мастера). Лучшие из этих фресок принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Выбор сюжетов для них несомненно предопределен папой.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.

Интерьер станцы делла Сеньятура

Тема росписей — духовная деятельность человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В сопоставлении и интерпретации этих сюжетов проявилось стремление папства продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека. Это было особенно важно в тот момент, когда расцвет жизнеутверждающей светской культуры привел к оттеснению на второй план богословия и к значительному падению авторитета церкви.

Станца делла Сеньятура была залом, где все росписи были задуманы и детально проработаны в картонах и выполнены на стене собственноручно Рафаэлем.

Сюжет первой из выполненных Рафаэлем фресок, называемой обычно «Диспута », — спор отцов церкви о таинстве причастии. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах.

Лиц, которые должны быть непременно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия ІІ.

Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. В ней хранится гостия (облатка) — лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). По обе стороны от алтаря на ступенчатом возвышении, расположились отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Среди прочих участников здесь можно узнать Савонаролу , благочестивого монаха-живописца Беато фра Анджелико , архитектора Браманте , Данте. . . Данте дважды изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства и как выдающийся богослов в избранном обществе в этой фреске.

Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: Бог-Отец, ниже его в ореоле золотых лучей — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ Святого Духа. По сторонам от них на парящих облаках восседают 12 фигур, среди которых выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты. Облик персонажей фрески так величественен, их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об гостии, сколько как величественный триумф Истины и Веры.

Диспута

На небесах

Ангелы

Святой дух в виде голубя и ангелы с Евангелиями

Ангелы

Святой Петр, Праотец Адам, Евангелист Иоанн, Царь Давид, Святой Лаврентий, Пророк Иеремия

Бог-отец, Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель

Иуда Маккавей, Святой Стефан, Моисей, Евангелист(?), Праотец Авраам, Апостол Павел

На земле

Левая сторона

Правая сторона

Беато фра Анджелико, художник-монах

Амбросий Медиоланский, Блаженный Августин

Фома Аквинский, папа Иннокентий ІІІ

Бонавентура, папа Сикст IV

архитектор Браманте

Григорий Великий, Святой Иероним со львом

Савонарола (за спиной мужчины)

Данте Алигьери

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа » — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Представители разных учений, только формально объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был знаком с сочинениями великих философов и понимал суть философского метода познания, предполагающего проявление личных устремлений и принципов жизни мыслителя.

Композиция эта — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель . Они оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона явился Леонардо да Винчи.

Афинская школа

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Правая группа внизу картины осматривает два глобуса: земной в руках у географа Птолемея (в короне) и небесный — у Зороастра (астроном и философ-мистик) с лицом гуманиста Пьетро Бембо. С учеными беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля (смотрит прямо на зрителей), другой — его друга живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).

Рядом другие увлечены решением геометрической проблемы: в окружении учеников, прекрасных юношей, Эвклид (или Архимед). Низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. В образе Эвклида изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.

Эвклид (Браманте)

Зороастр и Птолемей

Рафаэль и друг Содомо

Перипатетики

Почти в центре фрески погружён в глубокую задумчивость облачённый в одежду каменщика Гераклит Эфесский — философ, сокрушающийся о безрассудстве человека. На самом же деле этот человек —Микеланджело . Потрясённый могучим талантом старшего собрата по цеху Рафаэль таким образом воздал ему хвалу. Словно нищий на ступенях лестницы, которая символизируют этапы овладения истиной, непринужденно расположился основатель школы киников одинокий Диоген , отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами величественный старец Платон с портретными чертами Леонардо да Винчи и молодой вдохновенный Аристотель. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина.

Платон (с книгой «Тимей») представляет отвлечённую философию, а Аристотель (с книгой «Этика»), словно обводя рукой окружающий мир, представляет естественную философию. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

Гераклит (Микеланджело)

Диоген

Платон и Аристотель

Слева от Платона — Сократ , объясняющий слушателям ход своих рассуждений слушателями, среди которых выделяется полководец Алкивиад в панцире и шлеме и молодой Александр Македонский , учителем которого был Аристотель.

Замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...

На переднем плане слева склонившийся на колено с книгой в руках почтенный Пифагор , окруженный учениками, объясняет очередную теорему зачарованным слушателям. Юноша с длинными волосами —Анаксагор , философ, математик и астроном; он придерживает грифельную доску. Пифагор олицетворяет собой арифметику и музыку. За его спиной сидит философ Анаксимандр , ученик Фалеса. Левее этой группы изображен Эпикур с виноградными листьями на голове, за ним виднеется головка маленького Федерико Гонзага . Рядом стоит Гипатия , женщина-математик, философ и астроном, и философ Парменид .

Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика, философа Плотина , помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.

Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Сократ с учениками

Пифагор с учениками

Гипатия и Парменид

Плотин

Третья фреска станцы делла Сеньятура, «Парнас », — олицетворение идеи Bello — Красоты, Прекрасного. Фреска — аллегория царства поэзии — изображает покровителя искусств, играющего на виоле (скрипке) бога Аполлона, у его ног струится Кастальский ключ, дарующий вдохновение поэтам. Аполлон сидит вв окружении муз и поэтов, как античных, так и эпохи Возрождения. В светлом мире вдохновения и красоты, в кругу муз пребывают Гомер, Пиндар, Сафо, Анакреонт, Вергилий, Овидий, Гораций; здесь же и великие итальянцы Данте, Петрарка, Боккаччо...

«Парнас», как и некоторые другие фрески, расположена над окном; вклиниваясь в плоскость, предназначенную для картины, оно создавало дополнительные композиционные трудности. Рафаэль проявил изобретательность, поместив вершину горы над окном, а по его сторонам сбегающие вниз пологие склоны.

Парнас

Фигуры на фреске сгруппированы в соответствии с определенными стилистическими направлениями в литературе — античной и современной Рафаэлю.

На фреске древнегреческие поэты Сапфо (портрет римской куртизанки?) и Алкей (отвернулся от зрителей) как бы начинают ту «дугу», по которой движется взгляд. Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу. Они современники, их судьбы во многом схожи: и он, и она происходили из знатных родов, жили в Митилене на острове Лесбос, испытали тяготы изгнания, прославились поэзией, воспевающей любовь. Алкея внимательно слушают Коринна, Петрарка и Анакреонт.

Коринна — древнегреческая поэтесса из Танагры. В основе произведений лежат сказания о родной Беотии. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

Петрарка — итальянский поэт (1304-1374), был признан одним из самых великих ученых своего времени. Писал сонеты, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. В 1341 году (на Пасху) он был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. Взгляд Петрарки устремлен на его античного предшественника — Алкея, и это выдает его заинтересованное участие в беседе.

Анакреонт — древнегреческий поэт-лирик, «певец любви». Мотивы его поэзии — наслаждение чувственными радостями жизни. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России образцы анакреонтической поэзии — у Державина, Батюшкова, Пушкина...

Повыше изображен Данте Алигьери — самый великий поэт Италии. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы «Божественной комедии».

Справа от него Гомер , автор «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Традиция предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим поводырем, который стилом записывает его слова на вощеную дощечку.

За спиной у Гомера Данте «переглядывается» с Вергилием. Публий Вергилий Марон — римский поэт. Его героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея — вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима. Соединение фигур Данте и Вергилия оправдано: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу («Божественная комедия») спутником Данте был Вергилий.

Далее изображены Аполлон и музы. Правее них Ариосто и Боккаччо стоят рядом как представители итальянской литературы. Ариосто — автор комедий нравов, его главным творением является «Неистовый Роланд». Джованни Боккаччо — автор поэм на сюжеты античной мифологии. В книге новелл «Декамерон» — гуманистический идеал ренессансной литературы.

Тибулл и Проперций , римские поэты, имеют много общего (поставлены рядом): вышли из среды италийских земледельцев, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной — «госпожи». Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него можно было вставить и настоящее (рифмующееся).

Смотрит на зрителей (что мы там делаем) Тибальди — итальянский литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и в Риме; оставил описание разграбления Рима, во время которого и сам потерял все.

«Ковыряет в носу» Саннадзаро — итальянский поэт. Его пасторальный роман «Аркадия» был популярным памятником итальянской литературы.

Крайней фигурой справа на фреске оказался Гораций и его место в точности соответствует положению Алкея (крайняя фигура слева); оба они изображены в профиль. Это, по-видимому, не случайно: Гораций подражал в своем творчестве Алкею. Рафаэль подчеркнул это и схожестью их одежд.

Гораций — римский поэт. В книгах сатир, од, посланий — рассуждения о бренности жизни, бессмертии поэзии. Воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ умеренности — «золотой середины». Знаменитый «Памятник» Горация породил много подражаний: (Державин, Пушкин)...

Показывает на зрителей пальцем Пиндар — древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, гимны в честь победителей на Олимпийских и других спортивных играх.

Алкей, Коринна, Петрарка, Анакреон, Сафо («десятая муза»)

Юноша — поводырь Гомера, Данте, Гомер, Вергилий

Мельпомена, Каллиопа, Терпсихора, Лолигимния, Аполлон, Клио, Эрато, Талия

Эвтерпа, Урания, Ариосто, Боккаччо, Тибулл, Проперций, Тибальди, Саннадзаро, Гораций, Пиндар

Зачем Аполлону смычок? Затем, чтобы играть на... лире. Такую странную картину мы можем увидеть не только на фреске «Парнас», но и на других произведениях художников Ренессанса.

Досси. Аполлон и Дафна

Провенцале. Орфей

Хенрик де Клерк. Наказание Мидаса

Джованни. Спор Аполлона и Марсия

Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Гермесом

На этих картинах изображен Аполлон, играющий на инструменте, похожем на скрипку. Собственно, это и есть лира. Именно так в те времена (XV-XVI веков) она именовалась. Сегодня этот инструмент, дабы избежать путаницы, называют «лира да браччо », что означает «плечевая лира ».

Этот инструмент (был распространен по всей территории Апеннинского полуострова и назывался просто лирой. Вот поэтому, наверное, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?

Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение .

Так на этой фреске точно воспроизведена кифара у музы Эрато справа от Аполлона. Мы видим лиру у ног Сафо . Предмет у нее в руке, напоминающий рог, служит для настройки. Рафаэль одним из самых первых зарисовал совершенно незнакомый до того тип лиры — инструмент, сделанный из панциря черепахи.

Лира сделана Гермесом из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы. Гермес натянул вместо струн жилы быков Аполлона. Струн было семь, в честь семи дочерей Атланта. После того как лира была готова, Аполлон настроил ее и подарил Орфею, сыну музы Каллиопы. Орфей натянул еще две струны, и их стало девять, в честь девяти муз.

Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники: по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн — от 5 до 10.

В станце делла Сеньятура на противоположной от «Парнаса стене изображены «Добродетели » (группа из трех аллегорических фигур): Сила , держащая в руках дубовую ветвь — символ семьи папы Юлия II, Мудрость и Умеренность . Их фигуры полны изящества.

Слева изображен император Юстиниан, представляющий свой кодекс Требониану. Фреска выполнена учениками Рафаэля. Справа Григорий XI (прекрасный портрет Юлия II) передает декреталии (папские указы) юристу.

Добродетели: Сила, Мудрость, Умеренность

На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология , Философия , Поэзия и Правосудие , олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. В угловых частях свода — небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение » («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием », «Астрономию » и «Суд Соломона ». Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена.

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими — богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Официальная программа создания фресок Станцы делла Сеньятура явилась отражением идей примирения христианской религии с античной культурой , распространенных ученых-гуманистов того времени. А художественная реализация этой программы во фресках Рафаэля Санти стала свидетельством единения светского и церковного начала .

Станцы Рафаэля (букв. «комнаты Рафаэля») - помещения в Папском дворце Ватикана, с фресками Рафаэля. Существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля - это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Станца делла Сегнатура

Когда художник начал расписывать ее, ему едва исполнилось 25 лет, однако юность не помешала ему создать подлинный шедевр. Работа над Делла Сеньятура продолжалась три года – с 1508-го по 1511-й. Роспись стен помещения посвящена единой теме – человеческой деятельности в сфере духовных свершений. Фрески, украшающие стены, отражают четыре ипостаси такой деятельности: философию (работа «Афинская школа»), теологию («Диспута», иначе – «Спор о Святом Причастии»), правосудие (роспись «Мудрость, умеренность и сила»), поэзию («Парнас»).

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура.Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» - философию, «Диспута» - богословие, «Парнас» - поэзию и музыку, «Добродетели и закон» - главные гуманистические и христианские добродетели.

«Афинская школа»
Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом.

Платон(Леонардо да Винчи) и Аристотель

2.Гераклит Эфесский(Микеланджело)

Рассказывают,что в Станце Подписей,однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей,он долго рассматривал фрески,и по выражению его лица можно было понять,что увиденным он остался доволен,а узнав себя в образе Гераклита,хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует,что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих краснобаев.

Юноша с чертами Рафаэля

Евклид(Браманте)

«Афинская школа» (философия)

На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Диспута»

Действие, изображённое на фреске, происходит одновременно на земле и небесах. В верхней половине восседают Христос с Пресвятой девой Марией и Иоанном Крестителем, окружённые рядом библейских персонажей - Адамом, Иаковом, Моисеем и другими. Над Иисусом изображён Бог Отец на фоне золотого сияния небес, у ног Иисуса - Святой Дух. Внизу под ними - алтарь с дароносицей.

У алтаря проходит богословский диспут о Пресуществлении.Таинство Евхаристии обсуждают первые римские Отцы Церкви: папа Григорий I и Иероним Стридонский, сидящие слева от алтаря, и Августин Блаженный с Амвросием Медиоланским, сидящие справа. В диспуте принимают участие другие представители Церкви: Савонарола, папы Юлий II и Сикст IV. Последний изображён в правой нижней части картины в золотом папском облачении, за ним стоит Данте Алигьери в красном одеянии, увенчанный лавровым венком, символизирующим славу поэта. Человек, с книгой в руках облокотившийся на перила в левом углу фрески - знаменитый архитектор эпохи Высокого Возрождения, создатель базилики Святого Петра в Ватикане и наставник Рафаэля Донато Браманте.

Данте Алигьери, фрагмент фрески

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия"-это не столько беседа о таинстве причастия,сколько прославление и триумф церкви.Вверху,на небесах,изображён Бог-отец,под ним-Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем,ниже-голубь,символ Святого Духа,восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.Внизу,на земле,представлены отцы церкви-Иероним,Амвросий,Августин,Фома Аквинский,Святой Бонавентура и другие богословы,в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте-величайшего поэта,и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу.Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные.

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию,Рафаэль?Художник изобразил холм с рощей,символизирующий Парнас,знаменитую греческую гору,считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.В центре-Аполлон,вокруг него девять муз и поэты,как античные,так и эпохи Возрождения.Слева изображены слепой Гомер,Вергилий,Данте,Петрарка,Боккаччо,Анакреонт,Стаций,справа-Пиндар,Теренций,Ариосто,Овидий,Саннадзаро,Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак,слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно-синем паллиуме.Видимо,Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта,и он придал ему черты Лаокоона,недавно извлечённого из-под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.Слепец протягивает вперёд правую руку,словно определяя на ощупь путь.Дабы уравновесить его фигуру,справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии.Пением слепца Гомера заворожён юнец,сидящий на камне под деревом,торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте,но на сей раз в более ярком одеянии.Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия,указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона.За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций,чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато,муза лирической поэзии.За ней стоят муза истории Клио,написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа. Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает,повелительно указывая перстом вниз,словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол.С ним не согласен один из поэтов,разводящий руками.Это,по-видимому,Гораций,а рядом с ним,возможно,лирик Катулл,на лице которого отражено недоумение.Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро,с которым автор был дружен.А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд,говорящий о сильном волевом характере.Это не кто иной,как снова запечатлённый Микеланджело.Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов,с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"-это апофеоз гармонии и вечной красоты,познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков,приближаясь к божественному.На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения.Рафаэль,как никто другой,тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

Станца дель Инчендио ди Борго

«Пожар в Борго»
(Станца дель Инчендио ди Борго)
Станца дель Инчендио ди Борго - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго».

Первая фреска,написанная в третьем зале,называется "Пожар в Борго"(1514 г.),она дала название самому залу.Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.Согласно легенде,папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар,опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго.Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня,и пламя уже угрожало собору Святого Петра.Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции,динамизму,колориту и пластике.Написание многих фигур было доверено ученикам

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры,Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами.В глубине на возвышении,куда ведут четырнадцать мраморных ступеней,видна половина фасада старого собора Святого Петра,разрушенного до появления Рафаэля в Риме. Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией,откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением.Но его фигура дана в глубине картины,утратив своё главенствующее значение.Всё внимание сосредоточено на картине пожара.По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя,ища спасения от огня,а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

На остальных фресках этой станцы,написанных в основном учениками по эскизам мастера,отражены некоторые исторические события. Например,на противоположной стене "Битва при Остии"(1514-1515 гг.)-сцена морского сражения между папскими и сарацинскими галерами,произошедшее в IX веке близ порта Остия в устье Тибра

В 846 году сарацины напали на Остию,разграбили местный собор и увезли с собой множество пленных, набив ими трюмы своих кораблей.Через три года они вновь вернулись за добычей,но на сей раз победа осталась за папскими воинами,и восседающий на мраморной глыбе,как на троне,понтифик обращает благодарственный взор к небесам.Это ещё одно изображение Льва X, а рядом узнаваемы кардиналы Джулио Медичи,Биббьена и другие высокопоставленные лица

Станца д"Элиодоро

«Изгнание Элиодора»

С 1511 по 1514 год Рафаэль работал над оформлением помещения, получившего впоследствии название Станца д"Элиодоро. Тематика росписей в этой станце – божественное покровительство охраняющее Церковь.

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

«Stanza di Eliodoro»

Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Фреска "Месса в Больсене"(1512 г.)вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.
Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена,на берегу одноимённого озера.Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи,Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески.При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине,что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном,нарушившим среднюю ось фрески.Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения,он тем самым создал иллюзию того,что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески.Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

В «Мессе в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.),иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме.Слева изображен папский кортеж,возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне,который,согласно легенде,остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы.На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии,но фантазия художника переносит действие к воротам Рима,так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима:Колизей,Акведук,Базилика и обелиск.В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса,где ему открывается видение-апостолы Петр и Павел,вооруженными мечами.Когда Рафаэль работал над фреской,Папа Юлий II умер,и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X,приемника Юлия II.

Явление Бога Моисею

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций,которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места.Тематика её росписей-чудесное покровительство,оказываемое Богом церкви.
Рафаэль был творцом четырех главных стен,расположенных в стенных арках,в то время,как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников.Тем не менее,росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок,выполненные по эскизам Рафаэля.В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать.

Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино,так и общую архитектуру зала,и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала.Это помещение оказалось последним,которую он расписал собственноручно.Хотя следует признать,что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал.Прошло семь лет с тех пор,как он впервые появился в Ватиканском дворце,где познал почёт и славу.Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение,поскольку он заранее знал,что надлежит делать дальше,и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону,превращаясь в руку ремесленника,и можно было смело большую часть работ поручать ученикам,хорошо усвоившим его манеру.В воображении Рафаэля рисовались другие образы,не связанные с ватиканскими станцами.Но папский двор ждал от него всё новых свершений,и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.

Фрески Stanza della Segnatura остальные

«Добродетели и закон»

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке,в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом,сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна,напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.
По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.-Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Первым залом,где были закончены росписи,стала Станца Подписей,названная так по той причине,что здесь заседал Церковный Трибунал.Тем не менее,с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку,поэтому он пожелал,чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала.Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии.В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин,которые особо интересовали Юлия I

Философия

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека:"Афинская школа" - философию,"Диспут о Таинстве Причастия" - богословие,"Парнас" - поэзию,а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

Благословие

Sala di Costantino

Зал Константина-самое просторное помещение Апартаментов.Использовали зал,в первую очередь для торжественных случаев-банкетов,церемоний бракосочетания родственников Папы или больших полуофициальных аудиенций.Его оформлением занимались подмастерья школы Рафаэля,так как сам Учитель к тому времени умер,оставив ученикам эскизы фресок и работу удалось совершить только при Клименте VII.Общая идея фресок Зала преследует те же цели,что и художественное оформление других залов-прославление Церкви.

Руководил проектом Рафаэля его ученик Джулио Романо,которому помогал Джан Франческо Пенни.Цокольные панели украшены монохромными росписями с историями из жизни императора Константина

Явление Креста Константину

Estancia de Constantino

Явление Креста Константину
В Видении Святого Креста император Константин обращается к войскам перед решающим сражением против языческого императора Максенция,и подняв глаза к небу,видит сверкающий крест с греческой надписью"с этим знаком победишь".

Batalla en Puente Milvio entre Constantino y Majencio

Дар Константина
В Даре Константина изображен император Константин,передающий Папе Сильвестру право на мирское правление,символически представленное в виде позолоченной статуэтки богини Рима.

Потолок.Триумф христианской веры.

Vision of the Cross (school of Raphael)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры