Тема народная война и мир. Мысль народная в романе-эпопее «Война и мир

Главная / Чувства

Краткое сочинение-рассуждение по литературе для 10 класса на тему: «Война и мир: мысль народная»

Трагичная война 1812 года принесла множество бед, страданий и мук, Л.Н. Толстой не остался равнодушным к переломному моменту своего народа и отразил его в романе-эпопее «Война и мир», а его «зерном», по словам Л. Толстого, является стихотворение Лермонтова «Бородино». В основе эпопеи также лежит мысль об отражении национального духа. Писатель признавал, что в «Войне и мире» он любил «мысль народную». Так, Толстой воспроизвел «роевую жизнь», доказав, что историю делает не один человек, а весь народ вместе.

По Толстому, бесполезно противостоять естественному ходу событий, бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества. В противном случае, участник войны будет терпеть крах, как это было с Андреем Болконским, который пытался взять под контроль ход событий и завоевать «Тулон». Или судьба обречет его на одиночество, как это стало с Наполеоном, который чрезмерно полюбил власть.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». В этой, казалось бы, пассивности проявляются глубокий ум и мудрость полководца. Связь Кутузова с народом была победоносной чертой его характера, эта связь сделала его носителем «народной мысли».

Тихон Щербатый – это тоже народный образ в романе и герой Отечественной войны, хотя является простым мужиком, вовсе не связанным с военным делом. Он сам добровольно попросился в отряд Василия Денисова, что подтверждает его самоотверженность и готовность на жертвы ради Отчизны. Тихон отбивается от четырех французов одним только топором – по мнению Толстого, это и есть образ «дубины народной войны».

Но писатель не останавливается на идеи героизма вне зависимости от звания, он идёт дальше и шире, раскрывая единство всего человечества в войне 1812 года. Перед лицом смерти между людьми стираются все классовые, социальные, национальные границы. Все как один боятся убивать; все как один не хотят умирать. Петю Ростова беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен: «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?». И вроде как это враг русскому солдату, но одновременно даже в войну нужно по-человечески относится ко врагам. Француз или русский – все мы люди, нуждающиеся в милосердии и доброте. В войну 1812 года такая мысль, как никогда ранее, имела значение. Ее придерживались многие герои «Войны и мира» и, в первую очередь, сам Л.Н. Толстой.

Таким образом, Отечественная война 1812 года вошла в историю России, в ее культуру и литературу как значимое и трагическое событие всего народа. В нем проявился истинный патриотизм, любовь к Родине и национальный дух, который ни под чем не сломился, а только окреп, дав толчок к великой победе, гордость за которую мы до сих испытываем в наших сердцах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Коль вдруг муравьи сообща нападут,

Осилят и льва, как бы ни был он лют.

Роман-эпопея «Война и мир» является самым масштабным произведением Льва Николаевича Толстого, охватывающее жизнь всех слоев общества до и после войны 1812 года. Он показывает взлеты и падения персонажей, но самым главным героем является народ. Из множества тем романа автор уделяет особое внимание “народной мысли”.

Л.Н.Толстой задавался вопросом: «Что движет историю: народ или личность?» И на протяжении всего романа историю создает и влияет на нее народ. Именно единство русских людей, основанное на любви и привязанности к родной земле, помогло им одержать победу над французской армией. Злость за потревоженное спокойствие и мирную жизнь, убитых родных и разорение страны двигала ими во время сражений. Люди всячески старались помочь, проявить себя, забывая обо всем, что их держит, и были готовы насмерть постоять за Отечество. Война состоит из маленьких подвигов, которые имеют большое значение.

Совершая их, они показывают самое главное качество народа – патриотизм, который, по мнению Л.Н.Толстого, бывает истинным и ложным. Обладателями истинного патриотизма является семья Ростовых, Тихон Щербатый, Кутузов, Тушин, Пьер Безухов, Марья Болконская. Автор также противопоставляет их другим героям романа, общество которых наполнено лицемерием и фальшью.

Например, во время переезда семьи Ростовых из осажденной Москвы все вещи были собраны на подводы. В этот момент раненые солдаты просят о помощи. И Наташа, умоляя родителей, просила оставить подводы для нуждающихся раненых. Конечно, они могли воспользоваться шансом и спасти свое имущество, но чувство долга, сострадания и ответственности взяли вверх.

Но есть люди, совсем не заинтересованные в жизни страдающего населения. Карьерист Берг интересовался только модой и жаждал денег. Даже во время пожара в Смоленске он думает не о том, что бы потушить, а ищет себе выгоду в покупке новой мебели.

Пьер Безухов, ставший наследником богатого графа Безухова, полностью на наследованные деньги снаряжает полк. Он мог растратить их в личных целях: на гуляньях и балах, но он поступил благородно, помогая народу. А салон А.П. Шерер наоборот ничего не предпринимает. Как обычно, их беседы полны сплетен и пустых разговоров о войне. Штраф за использование в речи французских слов никак не мог помочь народу. Поэтому их патриотизм является ложным.

Марья Болконская во время бунта Богучаровских мужиков не поддалась искушению остаться под крылом французов: она не хотела чувствовать себя предательницей. Совсем иной поступок совершает Элен Курагина. В тяжелое для страны время она меняет свою веру и хочет выйти замуж за Наполеона - врага народа.

Не только высшие слои общества внесли свой вклад в победу. Например, крестьянин Тихон Щербатый по своей воле вступает в партизанский отряд Денисова, что говорит о его небезразлии. Становится самым активным, ловя больше всех «языков» и выполняя самую тяжелую работу. Борис же Друбецкой проявляет трусость, оставшись в штабе у противника Кутузова – Бенигсена. Несмотря на всю ненависть к врагам, русские проявляют гуманизм по отношению к пленным французам. «Они тоже люди», - говорит Тихон Щербатый.

Состояние войска и ход войны зависит зависят от верховного главнокомандующего – Кутузова. В отличие от самовлюбленного и равнодушного Наполеона, Кутузов очень простой и приближенный к народу человек. Он следит только за духом войска, воодушевляет их только известиями о победных сражениях. Он относится к армии, как к родным детям и выступает в роли “отца”, проявляющего заботу. Ему искренне жаль народ. Именно с хорошим команддующим у войска возникает интерес одержать победу всеми силами.

Война, врываясь в мирную жизнь, показывает истинное лицо каждого человека, срывает маски. Обладая ложным патриотизмом и вообще бесчувственностью, кто-то будет бежать и прятаться, делать из себя героя только на словах. А кто-то с настоящим желанием помочь рвется в бой, несмотря ни на что. Каждый из них вкладывает что-то свое ради достижения народной цели. Обалдатели истинного патриотизма делают это не для показного, а ради земли, которую когда-то защищали их отцы и деды. А отдать ее без боя - позорно. Все эти люди становятся единым целым, народной “дубиной”, которая ведет только освободительную войну. Потому что чужая земля ни к чему - надо отстоять свое Отечество. А это можно сделать только объединившись, имея настоящие чувства и тревогу за будущее народа и страны.

Таким образом, Л. Н. Толстой считает, что движущей силой является народ, а самым главным залогом победы является общий народный дух.

«Его герой - целая страна, борющаяся с натиском брага».
В.Г. Короленко

Толстой считал, что решающую роль в исходе войны играют не военачальники, а солдаты, партизаны, русские люди. Именно поэтому автор старался изображать не отдельных героев, а персонажей, которые находят в тесной связи с целым народом.

В романе показан обширный временной период, но решающими становятся 1805 и 1812 года. Это года двух совершенно разных войн. В войне 1812 года народ знал, за что борется, зачем нужны эти кровопролития и смерти. А вот в войне 1805 года люди не понимали, за что отдают жизни их близкие, друзья и они сами. Поэтому в начале романа Толстой задает вопрос:

«Какая сила движет народами? Кто является творцом истории - личность или народ?»

Ища ответы на них, мы замечаем: с какой точностью автор изображает индивидуальные характеры и портреты народной массы, батальные картины, сцены народного героизма и понимаем, что народ - главный герой эпопеи.

Мы видим, что у солдат разные взгляды на жизнь, общение с людьми, но всех их объединяет одно - большая любовь к Отчизне и готовность на все только ради того, чтобы защитить Родину от захватчиков. Это проявляется в образах двух простых солдат: Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый всем сердцем ненавидит захватчиков, при этом являясь «самым полезным и храбрым человеком» в отряде Денисова. Он - смелый и решительный партизан-доброволец, «бунтарь» готовый пожертвовать собой ради дела. В нем воплощен дух народа: мстительность, смелость, находчивость русского крестьянина. Любые трудности ему нипочем.

«Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, заесть в самую середину французов, пройти в день по 50 верст, все указывали, посмеиваясь, на Тихона:

Что ему, черту, сделается!»

Платон Каратаев полная противоположность этому энергичному, нелюбящему врагов человеку. Он – воплощение всего круглого, доброго и вечного. Любит вообще всех окружающих, даже французов, проникнут чувством всеобщего любовного единства людей. Но у него есть одна не очень хорошая черта - готов страдать ни за что, живет по принципу «Все, что ни делается, все к лучшему». Была бы его воля, он никуда бы не вмешивался, а был бы просто пассивным созерцателем.

В романе Толстого читателям доводится увидеть то, как солдаты относятся к своим противникам.

Во время боя - беспощадно, чтобы добиться победы. Манера поведения Щербатого.

Во время привала отношение к пленным меняется на великодушие, что роднит солдат с Каратаевым.

Солдаты понимают разницу двух ситуаций: в первой, победит и выживет тот, кто забудет про человечность, сострадание; во второй, отбросив стереотипы, они забывают, что они солдаты враждующих армий, понимая только то, что пленные тоже люди и им тоже необходимо тепло и еда. Это показывает чистоту души и сердца солдат.

В каждом русском человеке в 1812 году проявляется «скрытая теплота патриотизма» , в том числе в семье Ростовых, отдавших подводы и дом для раненных. Купец Ферапонтов, до войны отличающийся неимоверной жадностью, теперь отдает все при бегстве из Смоленска. Все люди России в тот трудный период были едины, сплочены, для того, чтобы защитить свою Родину от иноземных захватчиков. Наполеон не добивается своей цели, потому что храбрость русских полков вселяет в суеверный ужас во французов.

Основной конфликт романа определяется не частным столкновением исторических личностей или вымышленных персонажей. Конфликт романа заключается в борьбе русского народа, целой нации, с агрессором, исход которой определяет судьбу всего народа. Толстой создал поэзию величайших подвигов рядовых людей, показывая, как в малом рождается великое.


Два небольших сочинения - на одну и ту же тему. Немного иронично-компилятивно, на "троечку", но вполне серьезно))). Одно - полстранички по ЕГЭ, второе - страничка - для взрослых, до 15 лет - не читать под угрозой заполнения головы кашей…

Вариант 1.

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Л. Н. Толстой показывает не только панораму народной жизни, но и душу народа, её глубину и величие. Писатель противопоставляет холодной расчетливой светской жизни - простую, естественную жизнь крестьян, истинно праведную и счастливую. Люди из народа глубоко впитали в себя мудрость Творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней всё прекрасно, и всё на своем месте. Герои романа проверяются этой народной мудростью, которую олицетворяет в произведении Платон Каратаев.


Истинно народной оказывается любимая героиня Толстого - Наташа. Стоит только вспомнить, как она плясала под гитару дядюшки, и, «воспитанная эмигранткой-француженкой» в «шелку и бархате», умела понять всё то «что было в каждом русском человеке». В общении с русскими солдатами находит смысл и цели жизни и Пьер Безухов, осознав ложность своих прежних установок. Навсегда он остается благодарным Платону Каратаеву, с которым познакомился в плену у французов, - русскому солдату, проповедующему добро и любовь к жизни.

Толстой рисует образы императоров Наполеона и Александра, московского губернатора графа Растопчина. В своем отношении к народу эти люди стремятся подняться над ним, стать выше, стремятся управлять народной стихией, поэтому действия их обречены. Кутузов, напротив, ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только старается не мешать совершению подлинно исторического события. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.

Толстой воспел победителя войны - русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир.


Вариант 2.

Мысль народная в романе Л.Н. Толстого Война и мир

Основная тема романа «Война и мир» - «мысль народная». Народ выступает не безликой толпой, а вполне разумным единством людей, двигателем истории. Но изменения эти совершаются не сознательно, а под влиянием какой-то непознанной, но мощной «роевой силы». По-Толстому, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой, не противореча ей, «естественно».

Толстой представляет метафору мира людей - шар, который видит Пьер во сне - «живой колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной раз-делялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею».

Композиция романа построена таким образом, что каждый из героев проверяется на совместимость с этим шаром, на способность «слиться». Так, князь Андрей - оказывается нежизнеспособен, «слишком хорош». Он вздрагивает от одной мысли о купании в грязном пруду с солдатами своего полка, да и гибнет от того, что не может себе позволить на глазах стоящих под обстрелом солдат упасть на землю перед крутящейся гранатой…это «стыдно», Но вот зато Пьер может в ужасе бегать, падать и ползать по Бородинскому полю, и после боя поесть «кавардачку» облизанной солдатом ложкой… Именно он, толстый Пьер, способный освоить данную ему «круглым» Платоном Каратаевым шарообразную «мудрость», остаётся невредимым - везде - и на дуэли, и в пекле Бородинского сражения, и в драке с вооруженными французами, и в плену… И именно он - жизнеспособен.

Самые искренние эпизодические персонажи - и купец Ферапонтов, сжигающий свой дом, чтобы он не достался неприятелю, и московские жители, оставляющие столицу просто из соображения, что жить в ней под Бонапартом нельзя, и мужики Карп и Влас, не отдающие сено французам, и та московская барыня, которая покидала Москву со своими арапками и моськами еще в июне из соображения что «она Бонапарту не слуга», все они, по Толстому - деятельные участники народной, “роевой” жизни, и действуют так не по собственному нравственному выбору, а чтобы сделать свою часть общего «роевого» дела, порой даже не сознавая своего в нем участия.

А ещё интересен народный принцип «естественности» - здоровое бежит от больного, счастье - от несчастья. Наташа совершенно «естественно» не может ждать любимого князя Андрея «це-лый год!», и влюбляется в Анатоля; пленный Пьер абсолютно «естественно» не может помочь ослабевшему Каратаеву и бросает его, потому что, само собой, Пьеру «слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда». И видит во сне: «Вот жизнь, - сказал старичок учи-тель... - В середине Бог, и каждая капля стремится рас-шириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растет, сливается, и сжимается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает... - сказал учитель. - Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».

Идеал Толстого - Платон Каратаев - любит всех одинаково, со смирением принимает все жизненные невзгоды и даже саму смерть. Платон Каратаев несет Пьеру народную мудрость, впитанную с молоком матери, находящуюся на подсознательном уровне понимания. « Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал... Он не мог понять цены и значенья отдельно взятого действия или слова» . Приближается к этому идеалу - и Кутузов, задача которого - не мешать действию «роя».

Вся полнота и богатство личных чувств и стремлений, какими бы возвышенными и идеальными они не были у человека в толстовском мире, приводит только к одному - к слиянию с «общим» народным, будь то при жизни или же после смер-ти. Так растворяется Наташа Ростова в материнстве, в стихии рода как таковой.

Народная стихия выступает как единственно возможная сила в войне. « Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие » .

Толстой заслужил называться «красным графом». Опоэтизированная им «дубина» вскоре с той же «глупой простотой», «не спрашивая ничьих вкусов и правил» разгромила «помещиков и дворян», и «слила» всех оставшихся в единый «хрустальный шар» рабочих и крестьян… в единый рой)

Вот уж на самом деле - пророк…

Зы. думаю, что эта толстовская шарово-роевая теория ближе всего - к буддизму.

Толстому удалось отразить все стороны жизни России 19 века в своей эпопее «Война и мир». Мысль народная в романе освещена особенно ярко. Образ народа вообще является одним из основных и смыслообразующих. Более того, именно национальный характер является предметом изображения в романе. А можно понять только из описания бытовой жизни народа, его взгляда на человечество и мир, моральных оценок, заблуждений и предрассудков.

Образ народа

Толстой включал в понятие "народ" не только солдат и мужиков, но и дворянское сословие, которое обладало схожим взглядом на духовные ценности и мир. Именно эту мысль автор положил в основу эпопеи «Война и мир». Мысль народная в романе поэтому воплощается через всех людей, объединенных языком, историей, культурой и территорией.

С этой точки зрения Толстой является новатором, так как до него в русской литературе всегда проходила четкая граница между крестьянским сословием и дворянством. Для того чтобы проиллюстрировать свою мысль, писатель обратился к очень суровым временам для всей России - Отечественной войне 1812 года.

Единственное противостояние - борьба лучших людей дворянского сословия, объединенных с выходцами из народа, с военными и бюрократическими кругами, не способными ни совершать подвиги, ни приносить жертвы ради защиты Отечества.

Изображение жизни простых солдат

Картины жизни народы в мирное и военное время широко представлены в эпопее Толстого «Война и мир». Мысль народная в романе, однако же, с наибольшей ясностью проявила себя во время Отечественной войны, когда от всех жителей России требовалось продемонстрировать стойкость, великодушие и патриотизм.

Несмотря на это, уже в первых двух томах романа появляются описания народных сцен. Это изображение русских солдат, когда они участвовали в заграничных походах, исполняя долг перед союзниками. Для рядовых солдат, вышедших из народа, подобные походы непонятны - зачем защищать не свою землю?

Страшные картины рисует Толстой. Армия голодает, так как союзники, которых она поддерживает, не поставляют провизию. Не в силах смотреть на то, как страдают солдаты, офицер Денисов решается отбить продовольствие у чужого полка, что пагубно сказывается на его карьере. В этом поступке проявляются душевные качества русского человека.

«Война и мир»: мысль народная в романе

Как отмечалось выше, судьбы героев Толстого из числа лучших дворян всегда связаны с народной жизнью. Поэтому «мысль народная» проходит через все произведение красной нитью. Так, Пьер Безухов, попав в плен, познает истину жизни, которую открывает ему обычный крестьянский мужик. А заключается она в том, что человек несчастен, только когда в его жизни есть излишек. Для счастья нужно мало.

На Аустерлицком поле Андрей Болконский ощущает свою связь с народом. Он хватает древко знамени, не надеясь, что за ним пойдут. Но солдаты, увидев знаменосца, бросаются в бой. Единение простых солдат и офицеров дает войску небывалую силу.

Дом в романе «Война и мир» имеет огромное значение. Но речь идет не об убранстве и мебели. Образ дома воплощает семейные ценности. Более того, домом является и вся Россия, весь народ - одна большая семья. Именно поэтому Наташа Ростова сбрасывает с подвод свое имущество и отдает их раненым.

Именно в этом единстве видит Толстой истинную силу народа. Ту силу, которая смогла победить в войне 1812 года.

Образы людей из народа

Еще на первых страницах романа писатель создает образы отдельных солдат. Это и денщик Денисова Лаврушка со своим плутоватым нравом, и весельчак Сидоров, уморительно передразнивающий французов, и Лазарев, который получил от самого Наполеона орден.

Однако дом в романе «Война и мир» занимает ключевое место, поэтому больше всего героев из числа простого народа можно встретить в описаниях мирного времени. Здесь возникает другая серьезная проблема 19 века - тяготы крепостничества. Толстой изображает, как старый князь Болконский, решив наказать буфетчика Филиппа, который забыл распоряжение хозяина, отдал его в солдаты. А попытка Пьера облегчить жизнь своих крепостных закончилась ничем, так как управляющий обманул графа.

Народный труд

Многие характерные для творчества Толстого проблемы поднимает эпопея «Война и мир». Тема труда как одна из основных для писателя не стала исключением. Труд неразрывно связан с народной жизнью. Более того, Толстой использует его для характеристики персонажей, так как придает этому большое значение. Праздности в понимании писателя говорит о нравственно слабом, ничтожном и недостойном человеке.

Но труд - это не просто повинность, это наслаждение. Так, доезжачий Данила, участвуя в охоте, отдается этому делу до конца, он показывает себя настоящим знатоком и в порыве азарта даже кричит на графа Ростова.

Старый камердинер Тихон до того сросся со своей должностью, что без слов понимает своего хозяина. А дворовая Анисья расхваливается Толстым за домовитость, резвость и добродушие. Для нее дом хозяев не чужое и враждебное место, а родное и близкое. Женщина с любовью относится к своей работе.

Русский народ и война

Однако спокойная жизнь закончилась, и началась война. Преображаются и все образы в романе «Война и мир». Всех героев, как низкого, так и высокого сословия, объединяет единое чувство «внутреннего тепла патриотизма». Это ощущение становится национальной чертой русского народа. Оно сделало его способным на самопожертвование. То самое самопожертвование, что решило исход войны и так поразило французских солдат.

Еще одно отличие русских войск от французов - они не играют в войну. Для русского народа это большая трагедия, в которой не может быть ничего хорошего. Неведомо русским солдатам наслаждение битвой или радость предстоящей войны. Но при этом каждый готов отдать свою жизнь. Нет здесь трусости, солдаты готовы к смерти, потому что их долг - защитить родину. Победить может лишь тот, кто будет «себя меньше жалеть» - так высказал народную мысль Андрей Болконский.

Крестьянские настроения в эпопее

Пронзительно и ярко звучит в романе «Война и мир» тема народа. При этом Толстой не пытается идеализировать народ. Писатель изображает сцены, свидетельствующие о стихийности и непоследовательности крестьянских настроений. Хороший пример этому - богучаровский бунт, когда крестьяне, прочитав французские листовки, отказались выпускать из имения княжну Марью. Мужики способны на ту же корысть, что и дворяне вроде или Берга, которые жаждут благодаря войне получить чины. Французы обещали деньги, и вот они уже им подчинились. Однако, когда Николай Ростов велел прекратить бесчинства и связать зачинщиков, крестьяне покорно исполнили его приказание.

С другой стороны, когда французы начали наступать, народ покидал свои дома, уничтожая нажитое имущество, чтобы оно не досталось врагам.

Сила народная

Тем не менее обнажила лучшие народные качества эпопея «Война и мир». Суть произведения как раз состоит в том, чтобы изобразить истинную силу русского народа.

В борьбе с французами русские несмотря ни на что смогли сохранить высокие нравственные качества. Толстой видел величие нации не в том, что она может с помощью оружия покорить соседние народы, а в том, даже в наижесточайшие времена может сохранить справедливость, человечность и милостивое отношение к врагу. Примером этому служит эпизод спасения французского капитана Рамбаля.

и Платон Каратаев

Если разбирать роман «Война и мир» по главам, то обязательно привлекут внимание эти два героя. Толстой, включая их в повествование, желал показать взаимосвязанные и в то же время противоположные стороны национального русского характера. Сравним этих персонажей:

Платон Каратаев - благодушный и мечтательный солдат, который привык безропотно повиноваться судьбе.

Тихон Щербатый - умный, решительный, смелый и деятельный крестьянин, который никогда не смирится с судьбой и будет активно ей противостоять. Он сам пошел в солдаты и прославился тем, что убил больше всех французов.

В этих персонажах воплотились две стороны покорность, долготерпение с одной стороны и неудержимое желание бороться - с другой.

Считается, что ярче всего проявилось щербатовское начало в романе, однако и каратаевская мудрость и долготерпение не остались в стороне.

Выводы

Таким образом, народ является основной действующей силой в «Войне и мире». Согласно философии Толстого, один человек не может изменить историю, только сила и желание народа на это способны. Поэтому Наполеон, решивший перекроить мир, проиграл силе целой нации.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры