В Большом Театре состоится Фестиваль «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse).

Главная / Чувства

5 июня в Москве на Исторической сцене Большого Театра России в двадцать шестой раз были названы имена лауреатов Приза Benois de la Danse.

Сразу семь работ хореографов были выдвинуты в этом году на Приз. Вечером 5 июня жюри объявило - в номинации «Лучшая работа хореографа» победили: Юрий Посохов («Нуреев», Большой театр России) и Дебора Колкер («Собака без перьев», Компания Деборы Колкер).


Солисты 13 интереснейших танцевальных коллективов мира боролись в этом году за звание лауреата. В номинации "За лучшую роль танцовщицы" Приз получила Сэ Ын Пак (Главная партия, «Бриллианты», Балет Парижской оперы), а лауреатами "За лучшую роль танцовщика" были названы: Владислав Лантратов (Заглавная роль, «Нуреев», Большой театр России) и Исаак Эрнандес (Базилио, «Дон Кихот», Балет Римской Оперы; Джеймс, «Сильфида», Английский национальный балет).


Лауреатами Бенуа также стали Илья Демуцкий (за музыку к балету «Нуреев») и Кирилл Серебренников (за сценографию к спектаклю «Нуреев»).

Приз: «За Жизнь в искусстве» в этом году присужден выдающейся танцовщице Наталии Макаровой. Марии Кочетковой был вручен российско-итальянский Приз «Бенуа-Мясин» 2018.

В составе жюри Бенуа-2018: Юрий Григорович, Элеонора Аббаньято; Самюэль Вюрстен; Николя Лё Риш, Дэвид Макаллистер, Тамара Рохо, Борис Эйфман, Нора Эстевес.


Невероятно насыщенной и интересной стала и вторая часть вечера - гала-концерт номинантов-2018 года, в котором, помимо номинантов Бенуа-2018, приняли участие приглашённая прима-балерина Берлинского государственного балета Полина Семионова (лауреат «Бенуа»-2014) и прима-балерина Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова (лауреат российско-итальянского Приза «Бенуа-Мясин» - 2018). Она, вместе с Себастьяном Клоборгом представила дуэт Дэвида Доусона, и это - мировая премьера!


В программе вечера были исполнены три мужских дуэта: в хореографии Марко Гёкке, Вюбке Кандершма и Юрия Посохова (дуэт Нуреева и Эрика Бруна). Этуаль Парижской Оперы Людмила Паглиеро представила с премьером Национального балета Нидерландов Марайном Радемакером хореографию Ханса ван Манена в "3 Гносьеннах", а Сэ Ын Пак и Пабло Легаса станцевали фрагменты из "Драгоценностей" Дж. Баланчина и "Herman Schmerman" Уильяма Форсайта соответственно. Анна Лаудере и Эдвин Ревазов показали отрывок из гамбургской "Анны Карениной" Джона Ноймайера при участии солистки Большого театра Дарии Хохловой.


Микеле Сатриано и Наталия Кущ из Римской Оперы выступили в дуэте из "Кармен" Ролана Пети. Помимо современных, зрители увидели и классические произведения: ученик Петра Пескова, Даниэль Камарго, представил с Майей Махатели Па де де "Диана и Актеон", Аманда Гомес и Михаил Тимаев - па де сиз из "Эсмеральды" в редакции Андрея Петрова, при участии солисток Кремлёвского балета и, наконец, па де де из "Дон Кихота" исполнили премьеры Английского национального балета, Юргита Дронина и Исаак Эрнандес.


Приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dansе)

Международный балетный Приз «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Dansе), известный в мире как «Балетный Оскар», присуждается ежегодно за наиболее выдающиеся работы в области хореографии за минувший год.

Приз «Benois de la Danse» учрежден в 1991 году в Москве Международной ассоциацией деятелей хореографии, ныне Международный Союз деятелей хореографии, и представлен впервые в том же году на сцене Большого театра России.

С первого дня существования Программы её художественным руководителем и, по должности, председателем жюри является президент международного Союза деятелей хореографии, выдающийся хореограф Юрий Григорович. Дирекция и Организатор Программы - общественная некоммерческая организация «Центр Бенуа». Автор статуэтки Приза - известный скульптор Игорь Устинов, представитель прославленного семейства Бенуа.

Ежегодно сменяемое международное жюри, состоящее из самых авторитетных деятелей мировой хореографии: руководителей крупнейших балетных трупп, выдающихся хореографов, известных педагогов, звёзд мирового балета, - выдвигает номинантов и, работая на протяжении года, в итоге определяет лучших.

С самого начала, - в 1992 году, - ЮНЕСКО приняла этот Проект под свой патронаж, высоко оценив его огромный творческий потенциал и способность влиять на процесс развития балета в России и мире. В 1996 году Приз включен в программу ЮНЕСКО «Всемирное десятилетие культуры».

В 2002 г. году Министерство Культуры Российской Федерации включило Проект в Федеральную программу «Культурное наследие России».

В 2009 проект «Бенуа де ла Данс» получил патронат и право на логотип Европейского культурного парламента как Программа международного значения.

За 26 лет своего существования Приз «Бенуа де ла Данс» вручался в Москве, в Большом театре и Государственном Кремлёвском дворце, во Дворце ЮНЕСКО в Париже, в Национальном театре в Варшаве, в Государственной Опере Унтер ден Линден в Берлине, в Государственном театре в Штутгарте.

В 2002 году Проект, расширившийся до рамок Фестиваля мирового балета, снова вернулся на сцену Большого театра России.


Сбор от Гала-вечеров Фестиваля передаётся в виде персональной материальной помощи ветеранам балета различных танцевальных коллективов Москвы.

ЕЩЁ

МОСКВА, 30 мая. /ТАСС/. Лауреатами международной балетной премии "Бенуа де ла данс" (Benois de la danse) стали представители балетных сцен России, Франции, Уругвая. Церемония вручения премии, которую по праву считают балетным "Оскаром", состоялась на Исторической сцене Большого театра России и стала юбилейной, 25-й.

Приз вручается за лучшие работы прошлого сезона. Лучшим в номинации "Хореографы" стала Кристал Пайт за постановку "Канон сезонов" Балета Парижской национальной оперы.
Первыми среди "Танцовщиц" стали Людмила Пальеро (Балет Парижской национальной оперы) и Мария Риккето (Национальный балет Уругвая).

Принимая приз, Родькин поблагодарил своего педагога Александра Ветрова, партнершу по спектаклю Светлану Захарову и легендарного хореографа Юрия Григоровича, на чьих спектаклях вырос. "Для меня большая честь получить этот приз на сцене Большого театра. Наверное, это будет для меня одна из самых знаковых наград", - признался танцор.

Балерина и актриса бразильского происхождения Марсия Хайде получила приз в самой почетной номинации - "За жизнь в искусстве".

Принимая награду, Хайде назвала происходящее "волшебством" и поблагодарила жюри и всех хореографов, с которыми работала на протяжение карьеры.

"У меня есть кое-что, с чем я просыпаюсь. Я говорю: лучшее еще впереди", - провозгласила она и в победном жесте подняла статуэтку, изображающей танцующую пару, работы Игоря Устинова.

Хайде начала профессиональное образование в Рио-де-Жанейро, затем училась в школе Английского Королевского балета. В 1961 году хореограф Джон Кранко, только что возглавивший Штутгартский балет, пригласил ее в эту труппу в качестве первой солистки. В следующем году она стала прима-балериной. На протяжении последующих лет она была музой-вдохновительницей хореографа, создавшего для нее свои знаменитые балеты "Ромео и Джульетта", "Онегин", "Укрощение строптивой", "Жар-птица".

Марсия Хайде также сотрудничала с такими известными хореографами, как Кеннет Макмиллан, Морис Бежар, Джон Ноймайер. Работала почти со всеми крупнейшими труппами мира. Ее партнерами были Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Энтони Доуэл, Хорхе Донн и другие. За свою яркую жизнь в искусстве выдающаяся балерина и удостоена приза "Бенуа де ла данс" в самой почетной номинации.

Неизменным председателем жюри стал народный артист СССР Юрий Григорович. В связи с юбилеем приза в этом году в жюри вошли только лауреаты "Бенуа де ла данс" разных лет: художественный руководитель Национального балета Уругвая Хулио Бокка, прима Большого театра Светлана Захарова, художественный руководитель Венского государственного балета Манюэль Легри, художественный руководитель Национального балета Кореи Сю Джин Кан, художественный руководитель Вашингтонского балета Джули Кент, экс-директор балета Парижской национальной оперы и художественный руководитель Биеннале танца в Канне Брижит Лефевр, хореограф Йорма Эло.

Продолжение фестиваля

Завтра, 31 мая, состоится гала-концерт "Звезды Бенуа де ла данс - лауреаты за четверть века". В исполнении лучших танцовщиков мира будет представлена хореография Ролана Пети, Мориса Бежара, Ханса ван Манена, Матса Эка, Уильяма Форсайта, Начо Дуато, Уэйна МакГрегора, Каролин Карлсон и других известных хореографов. Как сообщили организаторы, также будут показаны сочинения, созданные лауреатами Бенуа специально к юбилею. К примеру, Иван Васильев поставил дуэт, который исполнит со своей супругой Марией Виноградовой.

По традиции, сбор от гала-вечеров фестиваля "Бенуа де ла данс" передается в виде персональной материальной помощи наиболее нуждающимся ветеранам балета различных танцевальных коллективов Москвы.

"Бенуа де ла данс"

Премия была учреждена в 1991 году Международным союзом деятелей хореографии. Премией, не имеющей аналогов в международной практике, отмечаются наиболее талантливые работы в области хореографии за минувший год. Как правило, претендентами на награду становятся представители основных балетных профессий: хореографы, балерины, танцовщики. Выдвигают номинантов сами члены международного жюри, которое в итоге и определяет лучших.

Фестиваль "Бенуа де ла данс" проводится при поддержке Министерства культуры РФ. Информационным партнером выступает агентство ТАСС.

“Бенуа де ла данс”

На Исторической сцене Большого театра вручены международные балетные призы «Бенуа де ла данс».

Присуждение этой награды – знак особого статуса её обладателя в мире танца. Лауреатов по традиции определило жюри во главе с Юрием Григоровичем.

Эта церемония юбилейная – она проводилась 25-й раз и получилась праздничной благодаря дефиле звёзд «Бенуа де ла данс».

25 лет международный «Бенуа» будоражит мир балета, вдохновляя хореографов на создание, а танцовщиков на воплощение самых смелых танцевальных идей. В этом году «Бенуа» собрал лауреатов разных лет, в очередной раз показал, как грандиозен и прекрасен мир балета.

На открытии церемонии награждения зрители лицезрели блестящее дефиле танцовщиков и хореографов. Все они обладатели «балетного Оскара».

Именно так называют приз «Бенуа» в мире балета лауреаты прошлых лет. Сегодняшние звезды и признанные мэтры – вместе на одной сцене.

«Праздничное ощущение – находиться среди этого величия, среди людей, которые всю жизнь посвятили балету, искусству танца»,

– отметила член жюри, народная артистка России Светлана Захарова.

Каждый год «Бенуа» добавляет новые имена. Всех лауреатов не может вместить даже сцена Большого. Надежда Грачева назвала лучших танцовщиков. «Бенуа» – у солиста Парижской оперы Уго Маршана и премьера Большого театра Дениса Родькина. Танцовщик признался, что всегда мечтал о награде, открывающей двери ведущих театров.

«В первую очередь, статусную историю дает, когда пишешь “Бенуа де ла данс”, все отмечают, что легче с этим работать»,

– объясняет лауреат «Бенуа де ла данс», премьер Большого театра Денис Родькин.

У Андрея Уварова – конверт с именами балерин. И здесь два лауреата Людмила Пальера – этуаль Парижской оперы и Мария Риччетто из Национального балета Уругвая, для нее «Бенуа» стал настоящим шоком.

«Этот приз – большое признание не только для меня, но и для моей родины. Я приехала из маленькой страны Латинской Америки, и такое достижение – это огромный подарок»,

– убеждена лауреат «Бенуа де ла данс» Мария Риччетто.

Самый волнующий момент церемонии – вручение приза в номинации «За жизнь в искусстве». Члены жюри, лауреаты и номинанты встали, когда Юрий Григорович объявил имя Марсии Хайде, – музы Кранко, Ноймайера, Бежара.

«Сегодня большой день для меня. Я люблю Большой театр, Россию. Мое сердце принадлежит всегда балету. Я счастлива получить приз “Бенуа”»,

– сказала лауреат «Бенуа де ла данс» Марсия Хайде.

За своим призом приехал лауреат прошлого года Юрия Посохов, который поставил специально для фестиваля номер, открывший концерт лауреатов. «Бенуа де ла данс».

Историческая сцена

В состав ЖЮРИ балетного приза «Benois de la danse»-2017, как и всегда, возглавляемого Юрием Григоровичем , вошли многие знаковые фигуры балетного мира.

Это Хулио Бокка (в прошлом известный танцовщик, ныне артистический директор Национального балета Уругвая, первый лауреат «Бенуа де ла данс»);
Светлана Захарова (прима-балерина Большого театра, этуаль балета Ла Скала, дважды лауреат «Бенуа де ла данс»);
Сю Джин Кан (в прошлом прима-балерина Штутгартского балета, ныне артистический директор Корейского национального балета, лауреат «Бенуа де ла данс»);
Джули Кент (в прошлом прима-балерина Американского театра балета/ АБТ, ныне артистический директор Вашингтонского балета, лауреат «Бенуа де ла данс»);
Манюэль Легри (в прошлом этуаль балета Парижской национальной оперы, ныне артистический директор Венского государственного балета, лауреат «Бенуа де ла данс»),
Брижит Лефевр (в прошлом директор балетной труппы Парижской национальной оперы, ныне артистический директор Биеннале танца в Каннах);
Йорма Эло (в прошлом известный танцовщик, ныне хореограф, педагог, в 2005-15 гг. постоянный хореограф Бостонского балета, лауреат «Бенуа де ла данс»).

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
БАЛЕТНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БЕНУА ДЕ ЛА ЛАНС».
РАБОТЫ ЛУЧШИХ ХОРЕОГРАФОВ МИРА НА ЮБИЛЕЕ ПРИЗА

При поддержке Министерства культуры РФ

ПРОГРАММА КОНЦЕРТА

В конце мая на Исторической сцене Большого театра России будет торжественно отмечено 25-летие Приза «Бенуа де ла данс». Зрители увидят не только самые яркие работы, увидевшие свет в течение прошедшего года, но и срез всего самого лучшего, что было сделано в мировом балете за последние четверть века.

30 мая состоится гала-концерт «Дефиле звезд и новые лауреаты «Бенуа де ла данс» . 31 мая - «Звезды «Бенуа де ла данс» – лауреаты за четверть века».

Приз «За жизнь в искусстве» в этом году будет вручен замечательной балерине-актрисе Марсии Хайде.

Фестиваль начнется с блистательного дефиле лауреатов и членов жюри Приза, собравшихся в Москве. А сам юбилейный гала номинантов откроют Джозеф Уолш, премьер Балета Сан-Франциско, и Виктория Джаяни из чикагского Балета Джоффри, танцевавшая с Фабрисом Кальмелем в прошлом году дуэт из балета «Отелло» в постановке Лара Любовича. Виктория и Джозеф «оживят» скульптуру «Бенуа де ла данс», представив миниатюру Юрия Посохова (хореография) и Ильи Демуцкого (музыка), которые сочинили ее специально в дар «Бенуа» к его юбилею. А сама идея «вдохнуть жизнь» в символ Приза пришла в голову его автору — Игорю Устинову. Впервые в истории «Бенуа» в гала номинантов выступят сразу четыре этуали Парижской оперы! Людмила Пальеро и Матиас Эйман исполнят балет Джерома Роббинса «Другие танцы», а Леонор Боляк и Юго Маршан исполнят дуэт из балета «Ромео и Джульетта» в постановке Рудольфа Нуреева. Зрители увидят фрагменты сочинений звёзд современной хореографии: это и новейшая работа Эдварда Клуга «Хора», которую он поставил в Дортмунде, и два дуэта-легенды - Саломеи и Иоанна Крестителя из балета Демиса Вольпи и Дидоны и Энея в постановке Сиди Ларби Шеркауи, а также дуэт из балета «Семь сонат» Алексея Ратманского.

НОМИНАНТЫ «Бенуа»–2017

ХОРЕОГРАФЫ

ДЕМИС ВОЛЬПИ – «Саломея» на музыку Дж. Адамса, В. Мартынова, Т. Силвермена и др, Штутгартский государственный балет
ХЬО ХЬЮН КАН – «В ритме пульса», Пури, Корейский национальный балет
ЭДВАРД КЛУГ – «Человек-рука» на музыку Милко Лазара, Нидерландский театр танца
КРИСТАЛ ПАЙТ – «Канон сезонов» на музыку А. Вивальди, М. Рихтера, балет Парижской национальной оперы
АЛЕКСЕЙ РАТМАНСКИЙ – «Серенада по мотивам «Пира» Платона» на музыку Л. Бернстайна, Американский театр балета/ АБТ
АКРАМ ХАН – «Жизель» Винченцо Ламаньи по мотивам А. Адана, Английский национальный балет
СИДИ ЛАРБИ ШЕРКАУИ – «Выставка» на музыку М. Мусоргского в оркестровке М. Равеля, Королевский балет Фландрии/ Антверпен

ТАНЦОВЩИЦЫ

СТЕЛЛА АБРЕРА – Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. Чайковского (хореография М. Петипа в редакции А. Ратманского), Американский театр балета/ АБТ

НИНА КАПЦОВА – «Совсем недолго вместе» на музыку М. Рихтера, Л. Бетховена (хореография П. Лайтфута, С. Леон), Большой театр

МИСА КУРАНАГА – Татьяна, «Онегин» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Крэнко); Медора, «Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции И. Лишки), Бостонский балет

ЛЮДМИЛА ПАЛЬЕРО – «Другие танцы» на музыку Ф. Шопена (хореография Дж. Роббинса), балет Парижской национальной оперы

СЬЮЛ КИ ПАК – Эгина, «Спартак» А. Хачатуряна (хореография Ю. Григоровича), Корейский национальный балет

МАРИЯ РИЧЧЕТТО – Татьяна, «Онегин» П. Чайковского (хореография Дж. Крэнко), Национальный балет Уругвая

ТАНЦОВЩИКИ

ДАВИДЕ ДАТО – Абдерахман, «Раймонда» А. Глазунова (хореография М. Петипа в редакции Р. Нуреева), Венский государственный балет

ГУСТАВО КАРВАЛЬЮ – Дон Хосе, «Кармен», Ж. Бизе/М. Хайде, Национальный балет Уругвая

ДЖЭ У ЛИ – партия Карабос, «Спящая красавица» П. Чайковского (хореография М. Петипа в редакции М. Хайде), Корейский национальный балет

БРУКЛИН МАК – ведущая партия в «Теме с вариациями» на музыку П. Чайковского (хореография Дж. Баланчина), Вашингтонский балет

ЮГО МАРШАН – заглавная патия в балете «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (хореография Р. Нуреева), балет Парижской национальной оперы

ДЕНИС РОДЬКИН – партия Солора в балете «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича), Большой театр

ДЖЕФФРИ СИРИО – партия Колена, «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (хореография Ф. Аштона); заглавная партия в балете «Блудный сын» С. Прокофьева (хореография Дж. Баланчина), Американский театр балета/ АБТ

Международный приз «Бенуа де ла Данс» любят называть «балетным Оскаром». Сходство с кинематографическим собратом - в помпезной торжественности и консервативной стабильности. Все на свете может поменяться, но неизменными остаются художественный руководитель «Бенуа де ла Данс» легендарный хореограф Юрий Григорович и сроки проведения церемонии - самое начало летнего сезона. Впрочем, в этом году намечаются некоторые перемены, о которых рассказала Сергею Николаевичу креативный директор Нина Кудрявцева-Лури

Дрю Джакоби в балете «Болеро» Фото из личного архива

Все-таки главное в балете — это устойчивость. Как принято говорить, «стальной носок». Чтобы ни вправо, ни влево, а точно посередине, не сдвигаясь ни на миллиметр. С ослепительной улыбкой, будто нет занятия легче и проще, чем крутить 32 фуэте под нарастающие аплодисменты и радостный гул зала. Когда-то именно это считалось вершиной балетной техники, доступной только счастливым избранницам, примам-assoluta. Сегодня виртуозность в балете достигла космических высот и сверхзвуковых скоростей. Кого удивишь ловко скрученным старинным фуэте?

Тем не менее всех, кто собирается на гала-вечер, а потом еще и на концерт по случаю очередного присуждения главного балетного приза «Бенуа де ла Данс», ждет обширная программа, освященная именем великого русского хореографа Мариуса Петипа. Его молодой портрет с усами красуется и на афише, и на обложке буклета, задавая четкие ориентиры и прямо отвечая на вопрос, кто тут главный лауреат 2018 года?

Конечно, он, стопроцентный француз Мариус Петипа, обретший в России не только вторую родину, но обрусевший настолько, что стал называться не иначе как Мариусом Ивановичем. Его двухсотлетний юбилей — нечто большее, чем просто очередная круглая дата, но мировой праздник русской балетной школы. И одновременно самый наглядный и убедительный пример, как европейская традиция настолько укоренилась в русской почве, что стала считаться исключительно национальным достоянием. Впрочем, одними парадными grand-pas «Бенуа де ла Данс» решил не ограничиваться, а рискнул предложить современным хореографам из разных стран пофантазировать на темы балетов Петипа. Тем более что в послужном списке маэстро значатся не менее 50 самых разных названий, а в постоянном ходу сегодняшнего репертуара — не больше пяти-шести. Так что будет где развернуться.

Накануне церемонии в Большом театре мы встретились с креативным директором «Бенуа де ла Данс» Ниной Кудрявцевой-Лури , чтобы поговорить о наследии великого хореографа и о его сегодняшних интерпретациях.


Нина Кудрявцева-Лури (в центре) Фото из личного архива


Ɔ. Балеты Петипа — это музей или живая, меняющаяся реальность?

Думаю, что нет, не музей. Прежде всего, потому что мы не знаем, как эти балеты при Петипа танцевали.


Ɔ. Как же так? Ведь есть архивные записи, балетные реконструкции, которые делал покойный Сергей Вихарев в Мариинском театре — «Спящая красавица», «Коппелия». Разве это не настоящий Петипа?

Я ценю усилия Вихарева, но не очень-то верю в возможность реконструкций. Помню, когда еще сама танцевала в Большом театре, мы приходили после летнего отпуска на репетиции «Спящей» и долго спорили, с какой ноги начать? С правой или с левой? И на какой счет? Канонических записей не существует. Балет передается из ног в ноги. И что там от Петипа, а что от более поздних версий, докопаться невероятно сложно. Конечно, его ансамбли и вариации во многом сохранились. Остался стиль, который идет только большим труппам. Потому что, если пытаться исполнять его балеты малыми силами, получается довольно жалкое зрелище. Не боюсь показаться слишком меркантильной, но материальные обстоятельства для карьеры Петипа имели решающее значение. Такую огромную труппу, роскошные декорации, многоактные постановки мог позволить себе только императорский русский театр. Ни в одной другой столице мира, кроме Петербурга, это было бы невозможно. Место и сцена диктуют условия, а финансы — тем более.


«Спартак» в постановке Юрия Григоровича Фото: Instagram/Rodkin90


Ɔ. В программе «Бенуа де ла Данс» заявлено четыре мировых премьеры на тему балетов Петипа. Расскажите, что это будет?

Миниатюра «Дорогой и единственный» (DearOne) на музыку Глазунова для балета «Шалости Амура». Хореограф Ксения Зверева предлагает свою версию дуэта из «Лебединого озера». Англичанка Дрю Джакоби ставит для себя вариации на тему шести фей из пролога к «Спящей красавице» и будет изображать по очереди разные характеры под музыку Чайковского. Нас еще ждет сцена из «Фауста». Мало кто знает, но у Петипа был такой балет. Будет и «Кармен» в постановке Виктора Ульяте. Петипа сочинил свой балет по новелле Проспера Мериме, когда еще служил балетмейстером в Мадриде. Символично, что именно там у него произошел скандал на почве ревности: Петипа соблазнил жену дипломата и был вызван ревнивым мужем на дуэль. Рисковать жизнью нашему французу не захотелось, потому он и сбежал в далекую Россию, куда бы до него никто не добрался. Ну а дальше все более или менее известно: Петербург, Мариинский театр и балеты, ставшие русской классикой.


Сильви Гиллем Фото из личного архива


Ɔ. «Бенуа да ла Данс» всегда старался открывать новые имена. Нынешние лауреаты подбирались тоже исходя из их заслуг перед юбиляром или по каким-то иным критериям?

Нет, тут Петипа совсем ни при чем, хотя многие из наших лауреатов блестяще танцевали в его балетах. Как, например, выдающаяся французская балерина Сильви Гиллем. Не говоря уже об одной из лучших танцовщиц в истории Мариинского-Кировского театра Наталье Макаровой — главном лауреате этого года. К сожалению, обе дамы не смогут присутствовать на нашем торжестве. Наталья — по семейным обстоятельствам, а Сильви накануне приезда в Москву сразил тяжеленный грипп.


Ɔ. Сильви Гиллем и Наталья Макарова — это уже легенды. А вы могли бы сказать, кто из сегодняшних действующих балерин идеально подходит для балетов Петипа?

Светлана Захарова. Она безупречна. Конечно, всегда интересна Наталия Осипова. И я очень жду ее выступления в дуэте из «Щелкунчика», который она разучила специально для нашего гала-концерта. Но по особенностям своего дарования, мне кажется, она не балерина Петипа.


Балету «Собака без перьев» Фото: Deborah Colker Company


Ɔ. Как известно, балет технически сильно усложнился за последнее время. Еще больше трюков, туров, шпагатов, но, как часто сетуют профессионалы старой школы, из танца уходит поэзия, какая-то одухотворенность, смысл. Что вы об этом думаете?

Уходит стиль. Вот что печально. Нивелируется мужское и женское начало. Балет становится все чаще каким-то бесполым унисекс или чересчур механистичным. Это уже некая мировая мода. Ее нельзя игнорировать, но в то же время хотелось бы что-то ей противопоставить, предложить свое. Из имен современных хореографов, меняющих наши представления о танце, я бы назвала шведа Александра Экмана. У него совершенно необузданная фантазия, но при этом еще и хорошая классическая школа. Это всегда неожиданный и парадоксальный англичанин Уэйн Макгрегор. Из наших я бы назвала в первую очередь Алексея Ратманского. Чистый неоклассик, замечательно изобретательный и находчивый в самых разных направлениях и танцевальных стилях. Между прочем, и Макгрегор, и Ратманский — лауреаты «Бенуа». А Экман номинируется в третий раз. Возможно, ему уготована судьба Мартина Скорсезе, который, как известно, только с восьмой попытки удостоился своего долгожданного «Оскара». В балете надо жить долго.


Мужской дуэт «Полночная рага» Фото: Benois de la Danse


Ɔ. Русская балетная школа долгие годы считалась доминирующей во всем мире. Как вам кажется, каковы сегодня ее позиции в мире?

Мне кажется, ее позиции еще больше укрепились. Сейчас трудно найти классическую балетную труппу, где бы не было педагогов из России, или хореографа, или ведущих танцовщиков. Все это стало возможно, потому что у балета нет границ, а главное, нет языкового барьера.
Ɔ.

XXVI Международный балетный фестиваль «Бенуа де ла Данс» пройдет 5 и 6 июня на Исторической сцене Большого театра России, при поддержке Министерства культуры РФ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры