В чем основной конфликт романа обломов. «Обломов»

Главная / Чувства

Введение

Роман «Обломов» был написан Гончаровым в 1859 году. Произведение относится к литературному направлению реализм. В романе автор поднимает многие важные социальные и философские вопросы, раскрывая их путем использования различных литературных приемов. Особую идейно-смысловую роль в произведении играет сюжет «Обломова», построенный на применении метода антитезы.

Сюжетная основа романа «Обломов»

«Обломов» начинается с описания обычного дня главного героя – Ильи Ильича Обломова. Автор изображает перед читателем ленивого, апатичного, но доброго персонажа, который все свои дни привык проводить в несбыточных планах и мечтаниях. Истоки такой жизненной позиции лежат в детстве Обломова, проходившем в далекой, тихой, живописной деревне, где люди не любили трудиться, стараясь как можно больше отдыхать. Автор описывает его юность, обучение и службу коллежским секретарем, от которой он быстро устал.

Монотонная жизнь Обломова прерывается приездом его друга детства – Андрея Штольца, человека с активной позицией. Штольц заставляет Обломова покинуть квартиру и родной диван, заменив их на светскую жизнь. В один из таких вечеров Андрей Иванович знакомит Илью Ильича со своей подругой – Ольгой Ильинской. Между девушкой и Обломовым вспыхивают красивые, романтичные чувства, которые длятся около полугода.

Однако счастье возлюбленных было обречено на расставание – слишком разными были их представления о счастливой семейной жизни и слишком сильно Ольга хотела изменить интровертного, мечтательного Обломова. После расставания пути Ольги и Обломова расходятся – Илья Ильич находит тихое, спокойное, «обломовское» семейное счастье с Агафьей Пшеницыной, а Ольга выходит замуж за Штольца. Произведение заканчивается смертью Обломова после второго апоплексического удара.

Сюжетная антитеза в романе «Обломов»

Принцип сюжетной антитезы в романе «Обломов» является важным смыслообразующим приемом произведения. Еще в начале романа автор вводит два противопоставляемых персонажа – пассивного, ленивого Обломова и активного, деятельного Штольца. Сравнивая их детство и юношеские годы, Гончаров показывает, как формировалась личность каждого из героев – постепенное увязание в болоте «обломовщины» Ильи Ильича и самостоятельная жизнь Андрея Ивановича. Их судьбы – отдельные сюжетные линии романа, раскрывающие идею произведения, основанную на противопоставлении двух мировосприятий – устаревшего, основанного на традициях и склоняющегося к прекрасным событиям прошлого, а также нового, активного, стремящегося вперед.

Если жизнь Штольца идет точно распланированным ходом, без неожиданностей и потрясений, то в судьбе Обломова происходит переворот, который, если бы Илья Ильич был бы моложе, полностью перевернул его жизнь – любовь к Ольге. Захватывающее, вдохновляющее, трепетное чувство развивается на грани фантазий и реальности, окруженное красотой весенне-летних пейзажей. Его стихийность, прочная связь с природой подчеркнута тем, что возлюбленные расстаются осенью – не удивительно, что символом их любви становится ветка недолговечной сирени.

Любовь Обломова и Ольги противопоставляется любви Обломова и Агафьи. Их чувства не такие стихийные и захватывающие, они спокойные, тихие, домашние, наполненные духом близкой Илье Ильичу Обломовки, когда основным в жизни становятся не далекие стремления, а умиротворяющий, сонный и сытый быт. Да и сама Агафья изображена персонажем, словно появившимся из грез Ильи Ильича, – добрая, тихая, хозяйственная женщина, не требующая от мужа какой-либо активности и свершений, «родная душа» для Ильи Ильича (тогда как Ольга представала для героя скорее далекой и восхищающей музой, чем реальной будущей женой).

Заключение

Сюжет романа «Обломов» Гончарова построен на принципе противопоставления как контрастирующих персонажей, так и противоположных по характеру событий в жизни героев. Антитеза в произведении позволяет не только лучше понять идею автора, затрагивающего в романе не только вопросы «обломовщины» как явления социальной деградации, но и конфликт между активным, деятельным и пассивным, рефлексирующим основами, между достоянием прошлого и открытиями будущего. Вводя в роман прием противопоставления, Гочаров подчеркивает важность поиска гармонии и компромисса между двумя основополагающими мировыми началами.

Тест по произведению


Часть 1. Что такое чувство и что такое разум на примере Обломова

Часть 2. Что управляет Обломовым

Чувство и разум - это два основных компонента в жизни человека, которые всегда идут рука об руку, но в то же время конфликтуют между собой, потому что не имеют ничего общего. Человек всегда ставит перед собой сложнейший выбор: послушать веление сердца, поддаться чувствам или же действовать по соображениям разума, думать и взвешивать каждое решение? Одни люди стараются дать объяснение своим поступкам, ищут для своих решений логическое основание.

Другие люди просто отпускают ситуацию и совершают поступки, не ища им какое то объяснение, а лишь, так как подсказывает сердце, чувства.

Как может показаться на первый взгляд, главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов», человек ленивый, инертный. Но в то же время Илье Ильичу присущи такие качества, которые многим людям недоступны. Он много мыслит и чувствует. Обломов - это человек, в котором чувства и разум находятся в постоянном взаимодействии.

В романе на примере многочисленных ситуаций можно сказать, что Обломов человек добрый и мягкий. И. А. Гончаров пишет, что мягкость Обломова «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». Также он писал: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.» Все эти качества Обломова (доброта, простодушие) говорят о том, что этому человеку в большей части присуще такое качество, как чувство, так как только человек с добрым и чистым сердцем может искренне чувствовать и понимать людей.

Лучший друг Обломова – Штольц, абсолютно противоположный персонаж. Но он очень восхищен качествами своего друга: «Нет сердца чище, светлее и проще!» - говорил Штольц. Друзья дружат с детства, любят и уважают друг друга. Однако, качества личности Штольца противоположны Обломову. Штольц практичный, энергичный, деятельный, человек, который часто выходит в свет. По этим всем качествам, можно судить о Штольце, как о человеке, который чаще всего в своей жизни, руководствуется именно разумом, нежели поддается воле чувств. Поэтому между Штольцом и Обломовым существует некий конфликт. Штольц конечно уважает чувственную натуру друга, но леность и бездейственность Обломова очень возмущают его. Он каждый раз приходит в ужас от того, какую жизнь ведет Обломов. Штольцу тяжело наблюдать как его лучшего друга «засасывает» глубже и глубже жизнь, наполненная только лишь воспоминаниями о тех счастливых днях детства, проведенных в Обломовке. Илья Ильич не живет реальной жизнью, а утопает в счастливых воспоминаниях, греющих душу. Штольц, видя это, хочет помочь другу. Он начинает выводить Обломова в свет, везет в гости в разные дома. На некоторое время к Обломову возвращается жизнь, словно Штольц отдал ему часть своей кипучей энергии. Илья Ильич снова встает по утрам, читает, пишет, интересуется происходящим. На такие поступки способен лишь тот, который искренне любит и уважает своего друга. А эти качества присущи человеку, имеющему сердце, умеющему чувствовать. Таким образом, Штольц сочетает в себе оба компонента чувство и разум, где последнее преобладает в большей степени.

Про Обломова нельзя сказать, как о человеке, который руководствуется только чувством, просто это качество значительно преобладает. Разумом и умом Илья Ильич не был обделен, хоть и уступал по образованности своему другу, Штольцу. Штольц говорил Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только закрыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Все - таки в большей степени Обломовым управляет чувство. Причины того, что Обломов стал именно таким человеком нужно искать в детстве Ильи, в его воспитании. Маленький Илюша был с раннего детства окружен безмерной любовью и заботой. Родители старались оградить свое чадо от любых проблем, а также от любой деятельности. Даже, чтобы надеть чулки, приходилось позвать Захара. Учиться также Илюшу не заставляли, поэтому остались некоторые пробелы в образовании. Такая беззаботная и спокойная жизнь в родной Обломовке пробудила в Илье мечтательность и мягкость. Именно эти качества полюбились Ольге в Обломове. Она полюбила его душу. Все же, Ольга, уже замужем за Штольцем, иногда спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего – то, даже будто – страшно сказать – тоскует». Вероятнее всего Ольга скучала по родной душе Обломова, потому что Штольц, при всех своих достоинствах, не давал той душевной близости, которая объединяла Ольгу и Обломова.

Таким образом, на примере двух друзей, Обломова и Штольца видно, что одним в большей степени управляет чувство, а другим - разум. Но, не смотря на эти два противоположных качества, друзья все же любили и уважали друг друга.

Чем ближе к финалу романа, тем отчетливее в отношениях Обломова с поколением «Штольцев» вторгается мотив непонимания. Этот мотив герои считают фатальным. В итоге к финалу сюжет романа приобретает черты своеобразной «трагедии рока»: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден... и... гибнешь!»

В этих прощальных словах Ольги «трагическая вина» Обломова прочувствована вполне. Однако у Ольги, как и у Штольца, есть и своя «трагическая вина». Увлекшись экспериментом по перевоспитанию Обломова, она и не заметила, как любовь к нему переросла в диктат над душой человека другой, но по-своему поэтичной натуры. Требуя от Обломова, причем нередко в ультимативной форме, стать, «как они», Ольга и Штольц по инерции вместе с «обломовщиной» отвергли в Обломове и лучшую часть его души. Пренебрежительно брошенные на прощание слова Ольги - «А нежность... Где ее нет!» - незаслуженно и больно ранят сердце Обломова.

Итак, каждая из сторон конфликта не желает признать за другой права на самоценность ее духовного мира, со всем плохим и хорошим, что в нем есть; каждый, особенно Ольга, непременно желает переделать личность другого по своему образу и подобию. Вместо того чтобы перебросить мостик из поэзии «века минувшего» в поэзию «века нынешнего», обе стороны сами воздвигают непроходимую преграду между двумя эпохами. Диалога культур и времен не получается. Не на этот ли глубинный пласт содержания романа намекает и символика его заглавия? Ведь в ней отчетливо угадывается, пусть и этимологически, значение корня «облом», то есть разрыв, насильственный перерыв в эволюции. Во всяком случае, Гончаров отлично понимал, что нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России прежде всего обеднит культурное самосознание представителей «России новой».

И за непонимание этого закона и Штольц, и Ольга расплачиваются в совместной судьбе то приступами «периодического оцепенения, сна души», то вдруг подкравшейся из мрака «голубой ночи» обломовской «грезой счастья». Безотчетный страх тогда овладевает Ольгой. Этот страх не может ей растолковать «умный» Штольц. Зато автору и нам, читателям, вполне понятна природа этого страха. Это обломовская «идиллия» властно стучится в сердца поклонников «поэзии дела» и требует признания своего законного места в ряду духовных ценностей «новых людей»... «Дети» обязаны помнить своих «отцов».

Как преодолеть этот «обрыв», эту пропасть в историко-культурной цепи поколений - этой проблемой уже непосредственно будут мучиться герои следующего романа Гончарова. Он так и называется - «Обрыв». И словно к Штольцу и Ольге, позволившим себе испугаться и устыдиться странной симпатии к обломовской «грезе счастья», будет обращен этот внутренний голос спокойного раздумья одного из центральных героев «Обрыва» - Бориса Райского, сливающийся на сей раз с голосом самого автора; «А пока люди стыдятся этой силы, дорожа «змеиной мудростью» и краснея «голубиной простоты», отсылая последнюю к наивным натурам, пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс».

Основные теоретические понятия

  • Тип, типическое, «физиологический очерк», роман воспитания, роман в романе (композиционный прием), герой-«романтик», герой-«практик», герой-«мечтатель», герой-«деятель», реминисценция 1 , аллюзия, антитеза, идиллический хронотоп (соединение времени и пространства), художественная деталь, «фламандский стиль», символический подтекст, утопические мотивы, система образов.

Вопросы и задания

  1. Что такое типическое в литературе? В чем заключается своеобразие трактовки этой категории И. А. Гончаровым?
  2. Охарактеризуйте замысел «романной трилогии» Гончарова в целом. Каким историко-литературным контекстом этот замысел порожден?
  3. Что сближает роман «Обыкновенная история» с художественными установками «натуральной школы» и что отличает?
  4. Выявите в романе «Обыкновенная история» реминисценции из знакомых вам текстов русской классической литературы. Какую функцию в тексте романа они выполняют?
  5. Каковы обстоятельства творческой истории романа «Обломов»? Как они помогают понять авторский замысел произведения?
  6. По какому принципу построена система образов романа «Обломов»?
  7. В чем смысл противопоставления характеров и судеб героев (Обломова и Штольца, Обломова и Ольги Ильинской)?
  8. Какое место в системе образов романа занимает сюжетная линия «Обломов - Агафья Пшеницына»? Довершает ли эта линия окончательное «развенчание» Обломова или, наоборот, в чем-то поэтизирует его образ? Мотивируйте свой ответ.
  9. Раскройте значение сна Обломова в композиции романа.
  10. Подумайте над значением художественной детали в романах «Обыкновенная история» (желтые цветы, склонность Александра к поцелуям, просьба денег взаймы) и «Обломов» (халат, оранжерея) для раскрытия характера героя и существа конфликта.
  11. Сопоставьте поместье Адуевых Грачи с Обломовкой, обратив внимание на черты «обломовщины» в них.

1 Реминисценции - скрытые цитаты.

В сюжете и конфликте гончаровского «Обломов» есть почти все, что уже было накоплено русской литературой в первой половине ХIХ века:

  • в основе сюжета лежит любовь главного и Ольги Ильинской,
  • в основе конфликта — противоречия между главным героем и действительностью, в которой он живет.

Но «Обломов» не стал бы вехой в развитии русской литературы и в самопознании русского национального характера, если бы его сюжет и конфликт не были бы решены столь самостоятельно и по-новому.

Конфликт в романе «Обломов»

История любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской своеобразно решена автором, так как никаких внешних препятствий к счастью у героев нет. Они любят друг друга, они равны социально, любовь должна была бы возродить героя к деятельной жизни.

Но любовь Ольги не способна этого сделать не потому, что такова эта любовь, не потому, что у героини слабый характер, а потому, что таков характер Обломова.

Женитьба героя на Агафье Матвеевне, ее трогательная любовь, удивительное отношение к Илье Ильичу тоже внешне не имеют никаких препятствий: герои обеспечены, нет никого, кто бы относился к ним плохо, кто плел бы интриги. Нет, внешних препятствий в сюжете романа нет. Но есть препятствия внутренние. Именно они и отражены в конфликте романа.

Раздвоение конфликтной линии романа

Можно сказать, что конфликт в «Обломове» как бы раздваивается.

  • С одной стороны, это противостояние между одаренной личностью и российской действительностью, в которой эта личность не может проявить себя.
  • С другой стороны, конфликт заложен в характере Ильи Ильича: богато одаренная натура и «обломовщина» (по выражению . В романе оба эти противостояния взаимосвязаны, как бы переплетены.

Илья Ильич Обломов задается вопросом «Отчего я …такой?» Чтобы понять основы характера героя, писатель вводит нас в мир Обломовки . Веками воспитанное качество того, что кто-то должен помочь тебе, сделать за тебя то, что ты и сам можешь сделать, формирует характер, не способный деятельно проявить себя в жизни. Н.А.Добролюбов писал:

» Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить».

Но от Обломовки веет не только трудом крепостных и дворовых, сонным царством, где все умиротворенно дышит любовью и спокойствием, но и той особой поэтичностью русской патриархальной тишины, которые рождают в Илюше мечтательность и поэтичность, стремление к высокому идеалу, внутреннее чувство свободы. Эти качества русского характера

(» И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины…»),

сталкиваясь с российской действительностью, отторгают ее. Ни на службе, где нет человеческого взаимопонимания, ни в друзьях, для которых важнее карьера, ни в женщинах, которые не способны любить, герой не может найти идеала, именно поэтому он предпочитает «лежать на диване», не участвуя в этой жизни, сознательно отказываясь от нее.

В этом персонаж Обломова оказывается последним «лишним человеком» в русской литературе.

Основа конфликта романа — характер Обломова

Писатель показывает, что основы этого конфликта заложены в характере героя. У него есть верный друг — Штольц, полная его противоположность, у него есть любимая женщина, готовая к самопожертвованию, но его характер героя делает его не способным возродится к жизни.

Каковы же черты этого характера?

  1. Лень, которую читатель прежде всего и видит в главном герое, воспитывалась в нем с детства: труд — тяжкое наказание, подавленная в детстве самостоятельность («Ищущие проявление силы обращались внутрь и никли, увядая»),
  2. Отсутствие систематичности в занятиях, мечтательность, в которой и находят выход заложенные в Обломове силы и дарования,
  3. Стремление переложить решение проблем на кого-нибудь другого, неумение практически разрешить насущные проблемы (управление имением).

Любовь в разрешении этого внутреннего противостояния является испытанием для Ильи Ильича. Сначала это чувство меняет героя: он отказывается от многих устоявшихся привычек. Но долго это продолжаться не могло. Гончаров пишет:

» Идти вперед — значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!»

Этого герой сделать не в состоянии. Он отказывается от Ольги. И в этом одни видят окончательное его падение, чему есть доказательства в романе, другие — решительное самопожертвование, понимание того, что не можешь сделать любимую счастливой. В любви Агафьи Матвеевны герой находит своеобразное выполнение своего идеала, «хотя без поэзии».

Образная система в разрешении конфликта Обломова

Своеобразие в решении конфликта заложено и в системе образов.

Это и две женщины, любившие Обломова,

  • деятельная, обаятельная, богатая натура Ольги Ильинской,
  • и мягкая, трогательная в своей любви и преданности Агафья Матвеевна.

Такая любовь не может быть дарована отрицательному герою.

Но главным в понимании внутреннего конфликта главного героя, безусловно, является образ Штольца.

Этот персонаж — полная противоположность Обломову. Но этот герой, который, кажется, имеет только положительные качества, все же не столь привлекателен, как Илья Ильич. В Штольце как бы чего-то недостает. Он чувствует это сам (так он чувствует, что Ольга, став его женой, духовно переросла его), поэтому он так тянется к Обломову, словно в нем есть то, чего нет у него.

При всей своей рассудочности, упорядоченности, прогрессивности Штольц как бы лишен мечты, воображения. И эта рассудочность делает его характер не русским (недаром писатель делает отцом героя немца). Своеобразным доказательством этого является сцена последнего свидания героев. Когда Штольц, возмущенный обстановкой, окружающей Обломова, выражает удивление, как герой может жить с такой женщиной, как Агафья Тихоновна, Илья Ильич с неожиданным для читателя достоинством говорит, что это его жена, о которой нельзя говорить дурно. Вот в этом и есть различие характеров. В этом и есть внутренний конфликт в герое и в его антиподе.

И.А.Гончаров показал, что патриархальное дворянское воспитание делает человека таким, как его главный герой (недаром фамилия Обломова стала нарицательной), порождая как худшие, так и лучшие черты национального характера. Этот характер вступает в противоречие с действительностью и уходит от борьбы, предпочитая не участвовать в ней

(«…с летами волнение и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками»)

Даже любовь не может возродить героя к деятельной жизни. Но в тоже время роман Гончарова — это не просто роман о российской действительности середины ХIХ века, но роман — предостережение, в основе которого противоречивые черты русского национального характера.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь Все свои знаменитые три романа сам писатель называл трилогией, подчеркивая единство проблематики и определенную общность системы действующих лиц. Действительно, в основании конфликта у Гончарова всегда противостояние героя прагматического, делового склада и далекого от практических забот, тяготящегося жизненной суетой мечтателя, романтика, поэтической души.
Образ родового гнезда Обломова, Обломовки, не только места физического рождения героя, но и его духовной родины, места, которое в наибольшей степени соответствует наклонностям и желаниям Ильи Ильича, возник в воображении писателя задолго до появления романа. Уже в 1843 г. была опубликована ключевая глава — «Сон Обломова». Много лет вынашивал писатель дорогой замысел, воплотив в произведении и его герое значительную часть своих размышлений о жизни, собственного духовного мира. Он даже говорил, что в «Обломове» «писал собственную жизнь и то, что к ней прирастало». Писатель и себя считал во многом обломовцем: любил покой, комфорт, спокойную жизнь. Это, по его мнению, непременные условия счастья, творчества, глубокого постижения бытия. «Творчество может являться только тогда, когда жизнь установится; с новою, нарождающеюся жизнию оно не ладит, потому что едва народившиеся явления туманны и неустойчивы», — размышлял по этому поводу Гончаров.
Первая же глава романа воссоздает основные противоречия героя с обществом, в котором он вынужденно оказался, повинуясь веяниям времени. Обломова посещают его знакомые и приятели: Судьбинский, Волков, Пенкин. Каждый упрекает его в бездеятельности и зовет за собой, как им кажется, к более интересной и полной жизни. Обломов справедливо подмечает, как праздность выступает в суетливом Петербурге под видом деятельности, бурная деятельность в сущности пуста — не дает сколь-либо ощутимых результатов, творчество подменяется сочинительством в угоду непритязательным вкусам толпы. Обломов обнаруживает ум, наблюдательность, способность справедливой нравственной оценки людей и общества. Своему другу Андрею Штольцу, которому удалось-таки расшевелить его и заставить передвигаться по городу, заниматься делами, развлекаться, он вполне резонно говорит: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь! ...Вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице; только и слышишь: «Этому дали то, тот получил аренду». — «Помилуйте, за что?» — кричит кто-нибудь. «Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!» Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»
В то же время сам облик «лежащего на боку» героя в восточном халате и тапочках, его вечные склоки с Захаром, от которого он находится в полной зависимости, как и тот у него, заставляют задуматься о противоречиях внутреннего мира персонажа. Обломов не свободен от глубоко, в самых основаниях натуры, укоренившихся представлений о собственном превосходстве над всеми остальными людьми на том основании, что он русский барин, потомок старинного рода. Аристократические претензии героя изображаются автором с юмором и иронией. Но пафос идеологического антикрепостничества роману Гончарова не свойственен. В основании его отношения лежит трезвое понимание того, что крепостное право на Руси не вводилось кем-то и когда-то одноразово, директивно. Социальная структура общества складывалась в процессе векового притирания отдельных частей и институтов друг к другу. При всех очевидных недостатках и даже пороках существовавший долгие десятилетия уклад барско-крестьянской жизни был привычен и жизнеспособен.
Реальные отношения дворовых и господ видит читатель в своеобразном повседневно-бытовом психологическом преломлении, наблюдая за отношениями Захара и Ильи Ильича. В сущности мировоззрение, жизненные потребности, психологические особенности барина и слуги различаются мало. И как убеждает дальнейшее развитие действия, все-таки чувство приязни и даже любви, но привычной, допускающей споры, недовольство друг другом, размолвки, прочно связывает их. Они оба обломовцы, родные, одного корня люди.
Писатель не только показывает быт Обломова и его отношения с людьми, но приводит также его внутренние монологи, в которых герой корит себя за бездействие, барство, лень. Он сам понимает собственное несовершенство более, чем другие. После развернутого вступления, пролога начинается неспешное и обстоятельное исследование того явления, которое сам писатель обозначил словом «обломовщина», героя, воплотившего его в наиболее полной мере.
«Сон Обломова» имеет важнейшее значение для понимания той философии бытия и образа жизни, на которых основано мироотношение Ильи Ильича. Укоренившееся в Обломове, гнетущее его барство было впитано им с первых жизненных шагов. Праздность, оторванность и даже всяческое ограждение от забот и тревог реальной жизни сопровождали первые шаги живого, любознательного, активного от природы ребенка. Вместе с тем в Обломовке немало поэтического. Любовь одухотворяет здесь отношения между людьми более, чем где бы то ни было. С ностальгическим чувством автор рассказывает о чистоте душ и абсолютной нравственной незапятнанности обломовцев. Справедливо, что такое благостное, незамутненное состояние возможно только в замкнутом, отгороженном от большой жизни патриархальном мирке. Справедливо и то, что человек здесь не готовится специально к испытаниям, борьбе, может остаться вечным недорослем. Но не вздохнуть о былой идиллической гармонии, не пожалеть о безвозвратно уходящем писатель не может.
Отметим также и такой немаловажный для понимания обобщенного образа Обломовки в произведении факт, что лишь оттуда, много ли мало ли, регулярно или с задержками, полностью или отчасти разворованными хитрованами-управляющими и старостами, но притекают в столицу, к блудному сыну, обломку Обломовки, Илье Ильичу, через него — к многочисленным клиентам, доброхотам, нахлебникам, доброжелателям, интриганам, дельцам материальные средства, превращающиеся в столь любимые столицами деньги. Вокруг них кипят страсти и разворачивается борьба, требующие каких угодно качеств, кроме необходимых для земледельцев-тружеников спокойствия, любви, соединения своей души со свершающимся по извечным законам круговоротам дня, года, жизни. Кому-то это кажется однообразным и скучным, но художник ненавязчиво подчеркивает, что только здесь, в этой жизни, — истинный исток и пока еще неколебимого, несмотря на все усилия деревенских и городских та-рантьевых, материального богатства, и духовного благосостояния мира и человека. Здесь все еще бьют из потаенных глубин матери-земли живительные родники национальной силы. Тревога писателя связана с постепенным расшатыванием, выведением из равновесия человека и мира традиционного склада.
Этим сложным комплексом отношения к «обломовщине» определяются и авторские оценки героя.
Прежде всего следует отметить органическую неспособность Обломова к злу, подлости, морально неприемлемым поступкам. Его душу не случайно называют «голубиной». Единственный раз герой изображается по-настоящему разгневанным, но для этого подлому Тарантьеву пришлось очень много потрудиться, разоряя Обломова и его близких, распространяя ложь, строя козни, интригуя. Самим своим существованием Обломов не столько противостоит злу, сколько однозначно отстраняет его от себя, не имеет с ним ничего общего. По справедливому замечанию одного из критиков-современников писателя А.В. Дружинина, детскость и простота во взрослом человеке открывают «нам область правды и временами ставят неопытного мечтательного чудака и выше предрассудков своего века, и выше целой толпы дельцов, его окружающих».
Так и получилось в романе Гончарова, может быть, даже вопреки воле автора. Сам писатель хотел противопоставить своему чуждому деятельности герою Андрея Штольца, нового русского человека с немецкой жилкой. От русской матери он унаследовал доброту, человечность, чуткость, от немца-отца — решительность и деловитость. Но по-настоящему органично воплотить сочетание этих качеств в одном образе писателю все-таки не удалось. К чему сводится вся многообразная и бурная деятельность Штольца, какую имеет цель? Герой добивается богатства и положения в обществе, того, чем Илья Ильич Обломов обладает по праву рождения и наследства. Так стоило ли тому предпринимать усилия, суетиться, к чему вечно призывает его друг? Добившись желанных целей, Штольц вполне доволен собой. Сомнения, мысли о собственном несовершенстве не тревожат его, как Обломова. Никогда не приходят ему в голову странные, безответные, мучительные и благодатные русские вопросы о смысле бытия и предназначении человека. Не потому ли поселяется в респектабельном и комфортном доме Штольца странная и необъяснимая тоска. И Ольга чувствует все же некую неудовлетворенность во вполне благополучном браке, ее мучит какой-то странный внутренний недуг.
Роль этой героини, которую развивал и наставлял Штольц, в судьбе Обломова, ее поведение в отношениях с ним двусмысленны. Истоком ее первоначального интереса к Илье Ильичу была головная идея, желание вывести лежебоку на воздух, снять с него вечные халат и тапочки. «Ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольет над стоячим озером и отразится в нем». Правда, позже она ответила на искреннее и светлое чувство Обломова, на некоторое время очарование его души затмило для нее задачу, цель. Но до конца отказаться от роли наставницы и спасительницы, от мысли преобразовать его, изменить личность по некоему «прогрессивному» образцу, лекалу она не смогла и не захотела.
В этом отношении серьезно выигрывает простое и глубокое чувство Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Она ответила на ленивое внимание Ильи Ильича, некоторую его увлеченность подлинной и бескорыстной любовью. Отдала ему всю свою жизнь. Даже после смерти мужа вдова считает себя не в праве пользоваться титулом и наследством Обломова. В ее сердце и доме нашел исстрадавшийся, отломившийся от родного мира герой, тот уголок покоя и любви, которого его лишила вечно куда-то спешащая петербургская жизнь.
Понятие «обломовщины» в контексте художественного целого романа Гончарова наполняется глубоким и весьма неоднозначно окрашенным смыслом. Отправляясь в дальнее путешествие, с болью расставаясь с родным домом и людьми, Илья Ильич Обломов смутно надеялся, что в новой жизни его недюжинные силы, способности найдут поле для применения, неосознанные, но добрые и человеколюбивые желания и мечты воплотятся и конкретизируются в делах и свершениях. Для героя явно не хватало места в милой, но маленькой и замкнутой на собственной жизни Обломовке. Так былинный крестьянский сын Илья Муромец, сиднем сидевший тридцать лет и три года, поднялся и пошел от родного порога на большие дела, сохраняя память, любовь к оставляемому миру, хранимый родительским благословением.
Не столько вина, сколько беда и трагедия героя Гончарова, что мир, в который он попал, оказался выморочным, кипящим, но не живыми, а мертвыми страстями. Места для Обломова в нем не могло найтись. Это лучше всего понимает опять-таки сам Илья Ильич: «Начал гаснуть я над писанием бумаг в канцелярии; гаснул потом, вычитывая в книгах истины, с которыми не знал, что делать в жизни, гаснул с приятелями, слушая толки, сплетни, передразниванье... Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится... Двенадцать лет во мне был заперт свет, который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».
Роман Гончарова и его герой по праву вошли в классический фонд русской литературы. Народный характер, русская душа и жизнь воплощены здесь писателем глубоко, оригинально, трезво и поэтично одновременно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры