В чем помогает святой Спиридон Тримифунтский? Спиридон Тримифунтский- святитель и чудотворец.

Главная / Чувства

Спиридон, епископ Тримифунтский (Саламинский), родился ок. 270 года в деревне Аския (или Аша), расположенной в 5 км от г. Тримифунта. Согласно географической справке, Тримифунт – город во внутренней части Кипра, расположен в 30 км от Саламина-Константианы. Он упоминается у античных географов как один из 13 (15) кипрских городов, обозначен на Певтингеровой карте, восходящей к IV веку. В Средневековье город пришел в запустение и превратился в деревню. Епископия существовала на этом месте с начала IV века до 1222 года, и первым епископом здесь был Спиридон Тримифунтский, поставленный на епископское служение Константином Великим.

О личной жизни Спиридона Тримифунтского известно немного: был сыном зажиточных, но простых родителей, воспитывался в труде – пас с детства овец. Этого занятия он не оставил и после хиротонии – рукоположения в епископский сан, отчего на всех иконных списках изображен в пастушьей шапочке. Смиренный и добродетельный Спиридон, как и было в те времена положено, в молодости вступил в законный брак, имел жену и детей. Когда горячо любимой им супруги не стало, он не возроптал, не усомнился в Боге, а, пережив свое горе, стал еще усердней служить Ему добрыми делами. Будучи к тому времени епископом и имея деньги и добро, он простил долги всем, кто у него занимал, а затем стал раздавать свои деньги, так, чтобы больше доставалось наиболее нуждающимся. Он продал дом и все имущество, а вырученное от продажи – тоже раздал и продолжил свою жизнь до конца земных дней, живя во много крат скромнее, чем далеко не самые богатые другие обитатели Тримифунта и его окрестностей, пася по найму овечьи стада и в дни страды выходя со жнецами на жатву.

Бог видел в нем верного земного слугу и наградил его даром чудотворца – по молитвам Спиридона, епископа Тримифунтского, ко Господу совершались удивительные исцеления самых тяжелых недугов, изгнания бесов, прекращалась засуха – и на землю падали столь благодатные дожди, что после них народ собирал на удивление богатые урожаи. Если же начинались затяжные дожди, грозящие смыть труды земледельцев, Спиридон снова молился, и, по милости Божией, наступали погожие дни.

У входа в храм Св. Спипридона на Корфу
Спиридон Тримифунтский предпочитал уединение, но люди во множестве стремились к нему за исцелением, с просьбой помочь в нахождении потерянного имущества, за советом. Он же, по описанию жившего в Х веке византийского агиографа Симеона Метафраста (ему принадлежит переработка жизнеописания Спиридона Тримифунтского по свидетельствам церковных историков IV–V веков – Сократа Схоластика, Созомена и Руфина), в добродетели гостеприимства был подобен патриарху Аврааму, Давиду – кротким нравом, Исааку – сердечной добротой и ни разу не отказал ни одному из приходящих, стремясь облегчить человеческую жизнь и укрепить в сердцах людей веру в Единого Бога.

Как епископ Спиридон Тримифунтский чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Чудотворец строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других богодухновенных книг.

О том, как велика была его мудрость, шедшая вослед Божественной премудрости, свидетельствует историческое событие Первого Никейского собора, созванного в 325 году, где Константином Великим и его сторонниками был посрамлен еретик Ария. Ария и его последователи называли Иисуса Христа, Сына Божия, тварным существом, а не Творцом, отрицая, таким образом, высочайшие духовные драгоценности Евангелия и Нового Завета. На сторону Арии стали известные епископы Евсевий Никомидийский, Марий Халкидонский, Феогний Никейский, другие. Двое же из тех, кто отстаивал чистоту христианской веры, вызывали у еретически настроенных епископов особенное раздражение – великий между святыми Александр, тогда пресвитер и помощник Митрофана, патриарха Цареградского, и Афанасий Великий, в то время диакон Александрийской церкви. Оба не были рукоположены в высокий сан, но превосходили по мудрости иных его носителей. Спиридон Тримифунтский вообще почитался за человека простого и непригодного вести богословский спор.

И потому, когда чудотворец попросил дать ему разрешение вступить в спор с мудрейшим из греческих философов нехристиан, которые также были призваны на собор, ему поначалу отказывали, ссылаясь на простоту его ума и незнатное происхождение. Однако Спиридон Тримифунтский, веривший, что премудрость Божия выше земной логики философских рассуждений, вступил в спор с философом и не только победил его – сторонник ариев, противник христианства принял крещение и сказал своим друзьям: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог». Затем чудотворец взял в руки кирпич – плинфу, стиснул его, и с одного конца плинфы вырвалось пламя, из другого – потекла вода, а кирпичная глина осталась в его руках. И Спиридон Тримифунтский произнес: «Вот три стихии, а плинфа – одна. Так в Пресвятой Троице, Три лица, а Божество Едино» , – и это окончательно посрамило еретиков.

В Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ. Молитвы отцов собора были столь усердны, что пали все идолы, кроме одного. Но Патриарху Александрийскому после долгих молитв о сокрушении и этого идола в видении было открыто, что идол остался для того, чтобы быть сокрушенным Спиридоном Тримифунтским. Собор вызвал чудотворца, тот сел на корабль, но едва корабль пристал к берегу, идол и его капища начали рушиться, возвещая тем о прибытии святителя в Александрию…

Находясь в епископском сане и имея оттого всякую возможность вести обеспеченный образ жизни, Спиридон Тримифунтский тем не менее вел самое скромное существование, граничащее с нищетой. Известно, что после смерти царя Константина Великого его старший сын Констанций, унаследовавший восточную часть империи, поделенной на две половины, находясь в Антиохии, заболел и во сне он увидел ангела. Божий вестник показал среди многих епископов двоих, способных исцелить его. Царь созвал епископов со всех окрестных городов, но тех двоих среди них не было. Тогда он призвал епископов со всей империи. Пришел и Спиридон Тримифунтский со своим учеником Трифиллием, однако стражник, видя более чем скромное его одеяние, пастушью шапочку и финиковый посох, не только не пустил его к царю, но и ударил по щеке. Святой смиренно подставил ему другую щеку, тогда стражник узнал в нем христианина и епископа, попросил прощения и пропустил к Констанцию. Спиридон Тримифунтский же едва коснулся царя, и Констанций был мгновенно исцелен. На какое-то время Спиридон Тримифунтский остался при царе, и тот с охотой принимал его поучения. Будучи человеком земным, царь пожелал отплатить ему за его доброту и мудрость золотом, но Спиридон Тримифунтский отказался и сказал: «Не хорошо платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь: я оставил дом, долго плыл морем, перенес жестокие холода и ветры, чтобы исцелить тебя. Разве это не любовь? А ты даешь мне золото – причину всякого зла…»

Царь Констанций не только внимал мудрым поучениям Спиридона, но и искренне полюбил его, что проявил в действии, освободив всех служителей христианской церкви в своей части империи от податей, поскольку решил, что служителям Царя Небесного неуместно платить дань земному царю.

Чудес Спиридон Тримифунтский и при своей земной жизни и уже за ее пределами свершил великое множество, некоторая часть их изложена в «Житии», и мы предлагаем всем непременно перечесть эти чудесные свидетельства силы и славы Бога, «дивного во святых Своих».

Он провидел своим светлым духовным оком и час своего ухода. В «Житии» чудотворца говорится, что благодать, которая на нем пребывала, была столь велика, что в жаркую пору жатвы «его голова была покрыта прохладной росой, сходившей свыше». В его последнее лето, когда Спиридон Тримифунтский вышел со жнецами в поле и голова его вновь повлажнела, волосы вдруг окрасились в три цвета – какие-то стали желтыми, какие-то белыми, какие-то – черными. Он потрогал голову рукою, задумался и сказал, что видно близится окончание его земным часам…

Спиридон, епископ Тримифунтский, ушел из жизни во время молитвы Богу, прослужив Ему всю свою жизнь, будучи открыт и добродетелен с добрыми и смиренными, но тверд и суров к гордыне и тщеславию. Это случилось ок. 348 года. С 1453 года его честные мощи покоятся на острове Корфу (Керкира) в церкви, освященной в его честь. В дни памяти его нетленные мощи обносят вокруг острова крестным ходом, а два раза в год меняют шитые золотом тапочки (у нас в России это чудо происходит с обувью Сергия Радонежского) – так их быстро снашивает святой, спеша на помощь тем, кто с верой в Бога и чистым сердцем притекает к нему с молитвой.

О храме святителя Спиридона

В 1930 году (а кто-то из историков говорит, что в 1934) на московской улице Спиридоньевке прогремели взрывы.

Такие взрывы гремели по всей России, уничтожая православные российские храмы в попытке уничтожить само православие, заменив его иной доктриной, утверждающей приоритет косной материи над величием Духа… На сей час трагическая участь постигла московскую церковь памяти одного из самых любимых и почитаемых в православном христианском мире наравне со святым угодником Николаем Мирликийским Спиридона, епископа Тримифунтского. Церковь простояла на этом месте более 300 лет. Поначалу в 1627 году в Москве в Патриаршей слободе, в том месте, где разводили коз, Патриархом Московским Филаретом (Романовым) был устроен деревянный храм, посвященный святому чудотворцу, а в 1633 – 1637 годах на его месте возвели каменную церковь. Улицу затем переименовали в честь Алексея Толстого, сравнительно недавно ей вернули старое название, только теперь она зовется Спиридоновкой, и храма Спиридона Тримифунтского в Москве теперь уже нет…

Возможно, такое рвение основывалось на том, что до сих пор бытует мнение, что Спиридон Тримифунтский особым образом оказывал помощь дому царей Романовых в их исторических военных победах? В Москве этот отдельно стоящий храм был единственным, и богоборцам было нетрудно избавиться от этой рукотворной святыни. В Петрограде изначально было больше церковных святынь, посвященных Спиридону Тримифунтскому, о чем столетие с лишним, начиная с позапрошлого века, заботилась царская династия, и какие-то из зданий были отняты у церкви для использования по другому назначению, а храмы, представлявшие архитектурно-историческую ценность, были переданы государству как музейное достояние.

Значение иконы

Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси, а потому и образ его, имеющий множество вариаций в списках, находится едва ли не в каждой православной церкви. Особым почитанием пользовался Спиридон Тримифунтский в древнем Новгороде и Москве, известно его явление царю Иоанну Грозному во время его Казанского похода по дороге из столицы. Получив от него такое духовное укрепление, царь Иоанн защитил Казань от ногайских захватчиков. Надо сказать, что этот царский поход изобиловал доказательствами Божия промысла, приведшего Русь к победе: в то же время был обретен список Одигитрии – Казанской иконы Божией Матери. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не дожил, но на его месте возведен поклонный крест.

Считают, что в первой половине XVIII века имя Спиридона Тримифунтского в России подзабыли. Но в 1777 году 25 декабря (12 декабря по ст. ст.) в семье престолонаследника Павла Петровича родился сын Александр Павлович – внук и воспитанник царицы Екатериной Великой 1 . С рождением великого князя день святителя стал отмечаться как царский праздник. Таким образом, возможно, Спиридон Тримифунтский устранил саму вероятность его некоторого забвения в России.

Еще одно удивительное совпадение – если только в делах Божиих можно говорить о совпадениях: во время войны с Османской империей 11 декабря по ст.ст., то есть накануне праздника Спиридона Тримифунтского, под командованием славного российского полководца А.В. Суворова был победно закончен штурм турецкой крепости Измаил. В крепостной мечети XIV века был устроен походный православный храм, посвященный чудотворцу. О.Н. Куликовская-Романова 2 приводит выдержку из письма полководца-победителя князю Потемкину от 13 декабря 1790 года: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком» . Полоцкий поп – священник Полоцкого пехотного полка Трофим Егорович Куцынский. Он и сам явил себя героем в том сражении: увидев, что полк лишился в бою командира и многих офицеров, он бросился в атаку, воздев к небесам крест, и увлек за собою растерявшихся на мгновение солдат. «За этот подвиг он был пожалован наградным наперсным Крестом с бриллиантами на Георгиевской ленте и возведен в протоиереи. Измаильская Спиридоньевская церковь впоследствии, уже после кончины генералиссимуса А. В. Суворова, была заново освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня», – так сказано в докладе О.Н. Куликовской-Романовой. В честь Воздвижения Креста Господня, очевидно, потому, что Им были подняты в атаку засомневавшиеся солдаты.

В 1797 году на остров Корфу, где с XV века покоились мощи Спиридона Тримифунтского, вторглись революционные войска Бонапарта. Император Павел I принял решение о необходимости, вступив в коалицию теперь уже с турками, послать войска для освобождения Ионических островов от французов. Адмирал Ф.Ф. Ушаков, впоследствии канонизированный как праведный и архистратиг Русской Державы, взял неприступную крепость на острове Корфу (Керкира) и освободил от французов его и еще ряд островов Ионического моря.

С тех пор не прекращалось особое почитание Спиридона Тримифунтского в царской семье, а значит, и в народе, который чтил державную власть. Менялись преемники царской короны, и каждый оставлял после себя храмы и приделы церквей, посвященные чудотворцу из Тримифунта, где, конечно же, непременно располагался его святой образ.

Александр I, о котором известно, что до 1806 года он не имел особого духовного сближения с православной верой, к указанному году пришел к православию. Возможно, тому способствовала его упорная борьба с революционной армией Бонапарта, где витал дух вольтерьянского свободомыслия. Такой с виду резкий перелом в духовной жизни императора О.Н. Куликовская-Романова связывает с периодом от 1799 года, когда после победы на Корфу в Москве на Пречистенке начала строиться церковь Успения Пресвятой Богородицы, где был заложен придел Спиридона Тримифунтского, до окончания строительства, которое пришлось как раз на 1806 год. Прямой, видимой связи здесь, конечно, нет, но, по мнению О.Н. Куликовской-Романовой, не исключено, что здесь все же кроется некая зависимость, относящаяся к области христианской мистики.

В 1817 году в Санкт-Петербурге при Елизаветинском женском институте под покровительством императрицы Елизаветы, супруги Александра I, была устроена еще одна церковь имени чудотворца, где хранилась святыня – расшитая туфля с его ноги, привезенная с Корфу.

Во время перестройки Исаакиевского собора архитектор Монферран устроил временный придел Спиридона Тримифунтского в Адмиралтействе. Примечательно, что когда перестройка была закончена, храм не стали выводить из Адмиралтейства, придав ему в 1858 году по повелению Александра II статус собора, и здесь также хранилась туфля с ноги Спиридона Тримифунтского.

Спиридона Тримифунтского призывали в покровители многим лучшим войскам России, строя при полках в его честь храмы, часовни, посвящая ему приделы. Еще пример: к 100-летию Финляндского полка в Санкт-Петербурге была выстроена часовня Спиридона Тримифунтского, приписанная к полковой Спиридоньевской церкви. Ныне она сохранилась, и там ведутся богослужения.


Часовня Свт. Спиридона
на углу Большого проспекта и 19-й линии.
Санкт-Петербург. Васильевский остров.
Фото: М.В. Гуминова, 2009


И вот – в 2010 году нас посетила новая радость, связанная с именем Спиридона Тримифунтского! 15 сентября того года в Россию из Греции в сопровождении делегации Элладской православной церкви во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и других близлежащих островов Нектарием прибыла десница Спиридона Тримифунтского. В Москве она находилась с 15 сентября по 6 октября, а затем святыня была перенесена в Санкт-Петербург, где находилась с 6 по 19 октября, после чего вернулась в Элладу.

Подобные посещения мощей святых, с которыми мы разделены большими расстояниями, – великий дар тем, кто не может по каким-либо обстоятельствам посетить Керкиру или какое другое место упокоения святого и поклониться ему у него дома. Он раздает нам, духовно малоимущим, частицы себя самого, частицы своих мощей, как когда-то раздал имущество, которое у него было. Так и Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец в доброте своей приходит к нам, как при жизни шел к тем, кто призывал его на помощь.

Какое чудо произошло

До сих пор тело Спиридона Тримифунтского остается нетленным. У него мягкие ткани, они сохраняют температуру живого человеческого тела, черты лица вполне ясны, как ни странно это атеистически настроенному современному человеку, упрямо следующему по стопам Фомы неверующего. Старец Амвросий Оптинский в одном из писем к его духовным чадам пишет о чуде, о котором ему рассказал Н.В. Гоголь, часто посещавший Оптину пустынь 3 .

Мощи св. Спиридона,
хранящиеся в храме святого на о. Корфу
Во время паломничества Гоголя к мощам как раз происходил крестный ход, который ежегодно совершается в день его памяти – 12 декабря по ст. ст. В тот день, когда Гоголь приехал на поклонение ему, верующие, как это заведено каждый год 12 (25 по н. ст.) декабря, с большой торжественностью обносили мощи вокруг города, и все, кто выходит поклониться святыне, имеют возможность благоговейно приложиться к ним. Случилось, что среди них оказался путешественник, англичанин, воспитанный в протестантской конфессии, которой свойствен, скажем так, некий рационализм. Он во всеуслышание заявил, что, по всей вероятности, чуда тут никакого нет, тело хорошо набальзамировано через надрезы в спине. И каковы же были изумление и трепет присутствующих, когда мощи приподнялись из раки и продемонстрировали недоверчивым (если были еще в толпе такие) отсутствие всяких надрезов и других повреждений на кожных покровах спины!!! Что сталось с английским последователем апостола Фомы, Гоголю ничего неизвестно, а вот писатель, как известно, обладавший тонким мистическим чувством, был изрядно потрясен…

Но это все было, а вот свидетельства наших современников и современниц, которые ощутили на себе помощь Спиридона Тримифунтского в паломничестве и просто – в молитвах чудотворцу. Эти сведения взяты из разных источников, прошлые чудеса – описаны в «Житии» чудотворца, нашего времени – по большей части в сети Интернет, на православных порталах, их много больше, чем мы приводим в своем небольшом обзоре, они изумительны и впечатляющи. Вы можете узнать о них, выйдя в поиск с запросом «Чудеса Спиридона Тримифунтского», а также прочитать свидетельства чудес после прибытия в Москву в апреле 2007 года в Данилов монастырь десницы святого, опубликованные в книге «Святитель Спиридон Тримифунтский» издательства Даниловского мужского монастыря.

Вот только некоторые из них:

«Мне хочется рассказать об одном чудесном случае, свидетелем, а можно даже сказать, участником которого я сама была. В 2000 году от паломнической службы «Радонеж» я поехала по святым местам Греции. На Керкире в храме Спиридона Тримифунтского мы попросили благословения у священника набрать маслица из лампады у раки с мощами cвятого. В группе считали, что оно лучше, чем покупное. Мы набирали маслице шприцем и разливали в заранее припасенные флакончики. Группа была большая, все теснились, стараясь побыстрее набрать, кто-то по неосторожности задел лампаду, и остатки маслица пролились. Все очень расстроились из-за нашей неловкости, но особенно сокрушалась одна женщина – она была последней в очереди, и ей не досталось ни капли. Я решила, что отолью ей немного из своего. Она держала в руках пустой пузырек, и он вдруг начал сам по себе наполняться! Это произошло на глазах у всей нашей группы, так что свидетелей этого чуда было очень много. Мы все были буквально потрясены. В автобусе мы вспоминали о случае, когда у Спиридона Тримифунтского сама наполнилась лампада. Все возможно для Бога и святых Его.

Благодарю Господа и Спиридона Тримифунтского, что сподобили меня стать свидетелем этого чуда!

К деснице Спиридона Тримифунтского в Данилов монастырь приехала беременная женщина. Она рассказала, что они с мужем мечтали о ребенке, она обошла многих врачей, но в течение семи лет их брак оставался бесплодным. Они молились Спиридону Тримифунтскому и другим святым, и, вопреки прогнозам медиков, свершилось чудо.

Женщина пришла поблагодарить святого.

Поехала я в воскресенье 22 апреля в Данилов монастырь на праздник жен-мироносиц. И при подходе к монастырю случайно (хотя ничего случайного в этом мире нет) узнаю, что в монастырь привезены мощи Спиридона Тримифунтского (телевизор смотрю редко, и не знала об этом). Какая это благодать, что я побывала в этот день в монастыре и приложилась к мощам!
А на следующий день, в понедельник 23 апреля, позвонил нам младший сын, и я ему радостно рассказываю, что в Москву привезены мощи Спиридона Тримифунтского, и я в воскресенье была в Даниловом монастыре. Сын мне таким уставшим, больным голосом и говорит: «Помолись, мама, за мое спасение».

Оказывается, они были на воде и перевернулись. Слава Богу, все выплыли, все живы, здоровы. А я, не зная об этом, поехала накануне в монастырь, как что-то меня вело туда. Действительно, пути Господни неисповедимы!

Во вторник 24 апреля поехала опять в монастырь. Заказала Благодарственный молебен Господу Иисусу Христу о спасении жизни сына и молебен Спиридону Тримифунтскому от родителей.

Из писем в адрес сайта:
Здравствуйте! Я хочу рассказать вам свою историю связанную с данной иконой. Мои родители и я родились в городе Коломна Московской обл., но папа военный, поездили по стране, последнее место службы г.Самара, но всегда хотелось вернуться на родную землю. Стала я собирать бумаги для переезда, выставила квартиру на продажу в Самаре, в Коломне нашла квартиру, но продать не могу, не идет покупатель. Двоюродные сестры моей мамы очень набожные, вот они и посоветовали мне помолиться перед иконой Спиридона Тримифунтского. Я нашла в Самаре приход этого святого. Помолилась перед иконой и попросила святителя Спиридона мне помочь....Кто не верит в чудеса пусть не верит, а у меня буквально через день нашелся покупатель на квартиру, мы оформили бумаги и я переехала. Перед отъездом я сходила в приход поставила свечку святителю Спиридону и поблагодарила его за помощь. Вот такая моя история. Есть еще одна, но связана она с Матронушкой , очень она мне помогла и помогает когда бывает трудно.

Пять лет назад, в возрасте уже приличном – весьма за сорок, я вышла замуж. В духовном плане мы с мужем были весьма разноречивы: он успел побывать в секте адвентистов 7-го дня, и хотя ко времени нашего знакомства давно ее покинул, его духовные и философские взгляды уже закрепились, я же исповедую православную веру, и все наши разговоры на подобные темы ничем хорошим не заканчивались. Скоро и по другим событиям стало ясно, что брак не удался. Я сама стала подумывать о том, чтобы разойтись, но сил на это не было – мужа все еще любила, хотя временами создавалось отчетливое впечатление, что он усердно провоцирует меня на негативные реакции, чтоб потом указать на недостатки моей, естественно, несовершенной натуры и иметь повод разойтись. Я начала болеть, причем как-то вообще, часто плакала, сильно располнела и превратилась в подурневшую, раздражительную женщину, уставшую от себя самой. И потом махнула на все рукой – пусть Бог рассудит, как со всем этим быть дальше. Все это семейному счастью не способствовало.

Год с лишним назад подруга подарила мне маленькую икону Спиридона Тримифунтского. Я прочла его житие, и показалось, что какие-то разрозненные маленькие события из всей прежней жизни стали складываться в одно. Во-первых, мой прадед по линии матери, то есть в большей кровной близости – грек с острова Кипр. Во-вторых, я очень любила рассказы писателя-натуралиста Дж. Даррелла, особенно о путешествии его ребенком с семьей на Корфу, где все упоминаемые Даррелом греки постоянно призывали на помощь Спиридона Тримифунтского, и его имя с детства врезалось мне в память. В-третьих, на Первом Никейском соборе он сотворил описанное выше чудо во славу Святой Троицы, а мое воцерковление несколько лет назад происходило как раз на Ее праздник. Вроде бы отдельные события, только потом я увидела в них незримую связь.

Шли дни, я приехала в Коломну, в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, куда часто езжу, но тут – не была долго. В монастырской церкви находится большая икона Серафима Саровского, которую я очень люблю и всегда подхожу к ней – помолиться, просто поздороваться с Серафимушкой, на послушании в обители которого была несколько лет назад. Но на этот раз я увидела церковь обновленной – внутри ее реконструировали. А на месте иконы Святого Серафима увидела икону Спиридона Тримифунтского, причем – о чудо! – тот же список, какой был на подаренном мне подругой малом образке! Я порадовалась встрече, затем подошла к иконе Святого Серафима, которую просто перенесли в другое место.

Прошло немного времени. Дело шло к Новому году, я мечтала остаться одной – пусть бы муж поехал к родственникам. Тяжко было думать о напряженной атмосфере, в которой мог пройти этот праздник. Но до этого надо было вновь съездить в Коломну, еще и затем, чтобы заказать поминовение о здравии семьи на следующие полгода. Находившись по делам заснеженными улицами, я устала так, что малодушно начала думать: а может, в другой раз в храм заеду? Монастырь на другом конце города, погода ужасная. Но что-то не давало мне покоя, будто требовало – ступай, и все тут!

В тот день уже наступили зимние сумерки, и в храме перед вечерней было темно – только теплились лампадки, да горело несколько тонких свеч. Перед царскими вратами лежала большая, украшенная цветами икона какого-то святого, день которого, как я поняла, должен был наступить. Это была икона Спиридона Тримифунтского. Я просто забыла дату текущего дня – 24 декабря. От неожиданности – или не знаю почему, что-то будто прорвалось у меня внутри! – полились слезы, слов на молитву не было, слезы сами были молитвой, просьбой о помощи в том, что святой знал и видел лучше меня самой. Внезапно что-то успокоилось так же неожиданно и быстро, как и возникло, я приложилась к иконе, поставила свечи и уехала домой.

Неделю все длилось, как прежде. Но 30 декабря – ровно через неделю пришел муж и сказал, что он уходит. Совсем. Я, конечно, поплакала – все-таки четыре года жизни прожили бок о бок... На другой день он уехал.

А у меня был прекрасный Новый год! Поверьте! Потом все как-то быстро улеглось, смирилось. Теперь мне намного легче, никто не обидит во мне верующую недобрым словом в адрес православия, я постепенно прихожу в себя и понимаю, что Спиридон Тримифунтский избавил нас друг от друга, сделав то, на что у меня, слабой духом, не было сил, но на что была воля Божья.

А летом 2010 года иконописец Юрий Кузнецов по той маленькой иконе Спиридона Тримифунтского написал для меня большую замечательную икону любимого святого. Она стоит у меня дома. Больших перемен у меня пока не случилось, но мне спокойно и хорошо в его присутствии. Прошу, конечно, у него, в чем чувствую нужду, но иногда себя одергиваю – он же рядом, он сам все видит и сам все знает.

Дивен Бог во Своих святых!

Святитель Спиридон Тримифунтский, моли Бога о нас!

_____________________________________________
1,2 Сведения об особом почитании чудотворца Спиридона в царской династии Романовых и чудесной духовно-мистической связи чудотворца с Высочайшей семьей взяты из доклада Ольги Николаевны Куликовской-Романовой, председателя Благотворительного фонда во имя Ее Императорского Высочества великой княгини Ольги Александровны, на пресс-конференции в Даниловом монастыре, посвященной подготовке принесения из Керкиры в Россию десницы Спиридона Тримифунтского, 13 марта 2007 года. Опубликовано на сайте: Православное информационное агентство «Русская линия». www.rusk.ru.
3 Посетителями Оптиной пустыни были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, братья Киреевские, С.Н. Нилус, многие другие философы и литераторы того времени. В XIX веке она была главным духовным центром России. Во второй половине XX века в силу исторических обстоятельств это значение было ослаблено, но для верующих Оптина была и остается местом паломничества, любимой духовной святыней.

Молятся о решении материальных проблем в жизни. Спиридон Тримифунтский и сейчас помогает найти работу, решать юридические вопросы, касающиеся денежных дел, ведения дел в бизнесе, к Спиридону Тримифунтскому обращаются за помощью в покупке и продаже недвижимости.

Точная дата рождения Спиридона, епископа Тримифунтского (Саламинского) неизвестна. Предполагается, что произошло это в 270 г., в селенье под названием Аския, расположенном недалеко от города Тримифунта (о. Кипр).

Существование епископии в этой местности началось с IV столетия и продолжалось до 1222 г. Первым епископом стал Спиридон Тримифунтский, служение которого назначил Константин Великий.

Мало информации сохранилось о жизни Спиридона Тримифунтского. Рос он в простой семье, с ранних лет знал, что такое труд – часто отправляли родители мальчика пасти овец. С детства пришлось это занятие по душе будущему епископу. И после принятия его в епископский стан не перестал этим он заниматься, чем и обусловлено изображение Спиридона на всех иконных списках в пастушьей шапочке.

Имел святитель супругу и детей. Когда горячо любимой им жены не стало, не усомнился он в Господе Боге, а вера его стала еще сильнее. Решил Спиридон Тримифунтский делами добрыми Всевышнему любовь свою доказать. Простил он долги каждому, кто занимал у него, затем продавать и раздавать имущество свое начал.

Не могли действия святителя остаться незамеченными, наградил Бог его за то даром чудотворца. И стали твориться дива: исцеления больных от самых тяжких недугов, изгнание бесов, выпадение долгожданного дождя, удивительные урожаи и много другого.

Душе святителя спокойней было вдалеке от шума, предпочитал уединяться он. Но люди продолжали идти к нему за советами и просьбами о помощи. Всегда святитель Спиридон готов был помочь человеку, пытаясь облегчить жизнь его. Все старания были направлены на укрепление веры в сердцах людских в Бога Единого.

Важно чрезвычайно для епископа Спиридона Тримифунтского сохранение неприкосновенности Священного Писания, поэтому чудотворец заботился о том, чтобы священники в своих проповедях точно употребляли сказания из Евангелия и других богодуховенных писаний.

О мудрости Спиридона Тримифунтского можно судить с исторического события Первого Никейского собора, который созван был в 325 г. Константин Великий и сторонники его сделали все, чтобы посрамлен был еретик Ария. Говорил муж и последователи его, что Иисус Христос – тварное существо, а не Творец. Известнейшие епископы стали на сторону Арии. Спиридон Тримифунтский не считался пригодным вести богословский спор, поскольку почитался человеком простым.

Когда поступило от чудотворца прошение принять участие в соборе и вступить в спор с мудрейшими философами греческими, то ему поначалу отказывали. Однако вера Спиридона в то, что премудрость Божия выше логики земной и рассуждений философских, была настолько сильна, что он не просто победил в споре сторонника еретиков. Противник христианства решил принять крещение и призывать друзей и знакомых начал к тому, чтобы следовали они тем же путем. После речи промолвленной взял чудотворец в руки кирпич – плинфу, затем стиснул его. С одной стороны огонь появился, с другой – вода, а в руках святителя осталась глина. После с уст Спиридона прозвучало следующее: «Видите, плинфа одна, а стихии три. Так и в Троице Пресвятой: Три лица, а Божество Едино». Это и стало окончательным посрамлением еретиков.
Одним из чудес, сотворенных Спиридоном Тримифунтским, является исцеление старшего сына Константина Великого, Констанция. Остался на некоторое время святитель при царе, который попытался однажды отплатить за спасение свое золотом. Но отказался чудотворец от платы, говоря, что золото – причина всяческого зла, а любовь истинную и доброту купить нельзя. Констанций настолько уважал своего наставника, что освободил в своей империи служителей христианской церкви от податей.

В «Житии» чудотворца написано, что вышел он однажды на поле в жаркую пору жатвы. Голова его, как обычно бывало, покрылась прохладной росой. Волосы Спиридона в один миг окрасились в три цвета: желтый, белый и черный. Потрогал святитель голову свою, подумал и сказал, что видать скоро закончится пребывание его на земле. И ушел он, примерно, в 348 г.

С 1453 г. мощи святого хранятся на острове Кофру в храме, освященном в его честь. В день памяти о святителе состоится крестный ход, во время которого мощи обносят вокруг острова. Дважды в год меняют шитые золотом тапочки, которые снашиваются – это означает, что спешит святой на помощь тем, чья вера в Бога и его могущество чиста и сильна.

Чудеса епископа Спиридона Тримифунтского

До этого времени тело святителя остается нетленным, мягкие ткани его до сих пор хранят температуру, присущую живому человеку.

Однажды, во время паломничества Н.В. Гоголя, в день крестной ходы в честь Спиридона Тримифунтского, нашелся неверующий в чудеса человек. Был он англичанином, воспитанным в протестантской семье. Заявил мужчина во всеуслышание, что выглядит святитель так, поскольку тело его через надрезы в спине хорошо набальзамировано. Каким же удивлением стало поднятие тела из раки, продемонстрировавшее, что никаких надрезов нет.

И в наше время существует много людей, ощутивших на себе результат молитв к чудотворцу. Перечислить чудотворения все невозможно, но почитать об изумительных и впечатляющих историях можно на православных порталах, а также в сети Интернет по запросу «Чудеса Спиридона Тримифунтского».


Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что он был пастухом, имел жену и детей. Все свои средства он отдавал на нужды ближних и странников, за это Господь вознаградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. После смерти жены, в царствование императора Константина Великого (306-337), он был избран епископом города Тримифунта. В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора. На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь. Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь. человеческой мудрости перед Премудростью Божией: «Слушай, философ, что я буду говорить тебе: мы веруем, что Всемогущий Бог из ничего создал Своим Словом и Духом небо, землю, человека и весь видимый и невидимый мир. Слово это есть Сын Божий, Который сошел ради наших грехов на землю, родился от Девы, жил с людьми, пострадал, умер для нашего спасения и затем воскрес, искупив Своими страданиями первородный грех, и совоскресил с Собою человеческий род. Мы веруем, что Он Единосущен и Равночестен со Отцем, и веруем этому без всяких лукавых измышлений, ибо тайну эту постигнуть человеческим разумом невозможно».

В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение. После разговора со святым Спиридоном, обратившись к своим друзьям, философ сказал: «Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал все, что мне представляли. Но когда, вместо доказательства от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, доказательства стали бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за этим старцем, устами которого говорил Сам Бог».

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон,—так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».

Святитель с большой любовью заботился о своей пастве. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непрерывные дожди — вёдром, исцелялись больные, изгонялись демоны.

Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Как-то, спеша спасти своего друга, оклеветанного и приговоренного к смерти, святитель был остановлен в пути неожиданно разлившимся от наводнения ручьем. Святой приказал потоку: «Стань! Так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого спешу». Воля святителя была исполнена. и он благополучно перешел на другой берег. Судья, предупрежденный о происшедшем чуде, с почетом встретил святого Спиридона и отпустил его друга.

Известен из жизни святителя и такой случай. Как-то он зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал Богослужение. Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди. По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Святой Симеон Метафраст, описатель его жития, уподоблял святого Спиридона патриарху Аврааму в добродетели гостеприимства. «Надобно знать и то, как он принимал странников», — писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. Однажды по наступлении Четыредесятницы в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлен, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой-ка ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но ввиду поста не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определенный день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе соленое свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, «убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался,—тот прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: Вся чиста чистым (Тит. 1, 15)».

Другая история, сообщенная Созоменом, также весьма характерна для святителя: у святого был обычай из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».

Часто уподобляют святого Спиридона пророку Илии, ибо так же по молитве его во время засух, часто угрожавших острову Кипр, шел дождь: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многое множество людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь: людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся и дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременный низвел еси».

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. Когда в Александрии патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого. Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

В праведности и святости прожил святой Спиридон земную жизнь и в молитве предал душу свою Господу (ок. 348 года). В истории Церкви святитель Спиридон почитается вместе со святителем Николаем, архиепископом Мирликийским.

Мощи его покоятся на острове Корфу в церкви его имени (кроме десной руки, которая в Риме).

Святитель Спиридон Тримифунтский (Саламинский), чудотворец, родился в конце III века на острове Кипр. С детских лет святой Спиридон пас овец, чистой и Богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду - в кротости, Иакову - в сердечной доброте, Аврааму - в любви к странникам.

В зрелом возрасте святой Спиридон стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники - пищу и отдых.

За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (324-337) и его сына Констанция (337-361), святой Спиридон был избран епископом города Тримифунта.

В сане епископа святитель не изменил своего образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По свидетельству церковных историков, святитель Спиридон в 325 году принимал участие в деяниях I Вселенского Собора.

На Соборе святитель вступил в состязание с греческим философом, защищавшим ариеву ересь (александрийский священник Арий отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение).

Простая речь святителя Спиридона показала всем немощь человеческой мудрости перед Премудростью Божией. В результате беседы противник христианства сделался его ревностным защитником и принял святое Крещение.

На том же Соборе святитель Спиридон явил против ариан наглядное доказательство Единства во Святой Троице. Он взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца.

«Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна, - сказал тогда святитель Спиридон, -так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Божество Едино».

В лице святителя Спиридона паства приобрела любвеобильного отца. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным.

По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты. Завистники оклеветали одного из друзей святителя, и тот был заключен в тюрьму и приговорен к смертной казни. Святой поспешил на помощь, путь ему преградил многоводный поток.

Вспомнив, как перешел разлившийся Иордан Иисус Навин (Нав. 3, 14-17), святитель с твердой верой во всемогущество Божие вознес молитву, и поток расступился. Вместе со спутниками, невольными очевидцами чуда, святитель Спиридон перешел посуху на другой берег. Предупрежденный о происшедшем, судья встретил святителя с почетом и отпустил невиновного.

Много чудес совершил святитель Спиридон. Однажды во время богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. Известен случай, когда святой Спиридон зашел в пустую церковь, повелел возжечь лампады и свечи и начал богослужение.

Провозгласив «Мир всем», он и диакон услышали в ответ сверху раздавшееся великое множество голосов, возглашающих: «И духови твоему». Хор этот был велик и сладкогласнее всякого пения человеческого. На каждой ектении невидимый хор пел «Господи, помилуй». Привлеченные доносившимся из церкви пением, к ней поспешили находившиеся поблизости люди.

По мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение все более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но, когда они вошли в церковь, то не увидели никого, кроме епископа с немногими церковными служителями, и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

Святитель исцелил тяжелобольного императора Констанция, разговаривал со своей скончавшейся дочерью Ириной, уже приготовленной к погребению. А однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, святитель вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери.

Известен также рассказ Сократа Схоластика о том, как воры решили похитить овец святого Спиридона: глубокой ночью забрались они в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Когда настало утро, святой пришел к стаду и, увидев связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Потом, подарив им по овце и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали».
Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Тех, кто не внимал голосу совести и словам святого, постигало наказание Божие.

Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб. Он чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Святитель строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения. дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

Когда в Александрии Патриархом был созван Собор ради сокрушения идолов и капищ, по молитвам отцов Собора пали все идолы, кроме одного, самого почитаемого.

Патриарху в видении было открыто, что идол этот остался для того, чтобы быть сокрушенным святителем Спиридоном Тримифунтским. Вызванный Собором святитель сел на корабль, и в тот момент, когда корабль пристал к берегу и святитель ступил на землю, идол в Александрии со всеми жертвенниками повергся в прах, чем возвестил Патриарху и всем епископам приближение святителя Спиридона.

Господь открыл святителю приближение его кончины. Последние слова святого было о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон преставился ко Господу. Погребли его в храме в честь святых апостолов в г. Тримифунте. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году - на остров Керкира в Ионическом море (греч. название острова - Корфу).

Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова) и поныне сохраняются святые мощи святителя Спиридона в храме его имени (десная рука святителя почивает в Риме). 5 раз в году на острове совершается торжественное празднование памяти святого Спиридона.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.

В московской церкви Воскресения Словущего (1629) находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

О жизни святителя Спиридона сохранились свидетельства церковных историков IV-V веков - Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X веке выдающимся византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также Житие святителя Спиридона, написанное ямбическими стихами его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской († ок. 370; память 13/26 июня).

Тропарь свт. Спиридону, еп. Тримифунтскому

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносе
Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив и змию в
злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы, Ангелы
сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость,
слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак свт. Спиридону, еп. Тримифунтскому

Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа,
деятельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник
Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.

Из книги монахини Нектарии (Мак-Лиз) «Евлогите»

…Будучи в епископском сане, Святитель Спиридон Тримифунтский получил приглашение участвовать в Первом Вселенском Соборе в Никее, созванном в 325 году Императором Константином Великим, целью которого было определение основных истин Православной веры.

Главной темой для обсуждения Собора было учение еретика Ария, утверждавшего, что Христос не являлся Богом от вечности, но был сотворен Богом Отцом.
На Соборе присутствовали 318 епископов, священников и монахов, в том числе такие светильники Церкви как святители Николай Мирликийский, Афанасий Великий, Пафнутий Фивейский и Александр, Патриарх Александрийский, которые и убедили Императора в необходимости созвать этот Собор.

Отцы Собора столкнулись с такой убедительной «презентацией» еретической доктрины знаменитым философом Евлогием, что, даже будучи уверены в ложности этого учения, оказались не в силах противостоять хорошо отточенной риторике еретика. В ходе одной из наиболее напряженных и горячих дискуссий святитель Николай так разгневался, слушая эти богохульные речи, вызвавшие столько смущения и беспорядка, что дал Арию звонкую пощечину.

Собрание епископов возмутилось тем, что святитель Николай ударил своего собрата-клирика, и поставило вопрос о запрещении его в служении. Однако в ту же ночь нескольким членам Собора явились во сне Господь и Богородица. Господь держал в руках Евангелие, а Пресвятая Дева - епископский омофор. Приняв это как знак того, что дерзновение святителя Николая угодно Богу, они восстановили его в служении.

Наконец, когда искусные речи еретиков полились неудержимым, всесокрушающим потоком, и стало казаться, что Арий и его последователи одержат победу, со своего места поднялся, как говорится в Житиях, необразованный епископ Тримифунтский с просьбой выслушать его.

Будучи уверены в том, что он не сможет противостоять Евлогию с его превосходным классическим образованием и несравненным ораторским искусством, остальные епископы умоляли его молчать. Тем не менее, святитель Спиридон вышел вперед и предстал перед собранием со словами: «Во имя Иисуса Христа, дайте мне возможность кратко высказаться».

Евлогий согласился, и епископ Спиридон начал говорить, держа на ладони кусок простой глиняной черепицы:

Един Бог на небе и на земле, создавший небесные Силы, человека и все видимое и невидимое. По Его Слову и Его Духом возникли Небеса, появилась Земля, соединились воды, задули ветры, зародились животные, и был сотворен человек, Его великое и чудесное создание. От Него Единого пришло из небытия в бытие все: все звезды, светила, день, ночь и всякая тварь. Мы знаем, что это Слово есть истинный Сын Божий, Единосущный, родившийся от Девы, распятый, погребенный и воскресший как Бог и Человек; воскресив нас, Он дарует нам вечную нетленную жизнь.

Мы веруем, что Он есть Судия мира, который придет судить все народы, и которому мы дадим отчет во всех своих делах, словах и чувствах. Мы признаем Его Единосущным Отцу, равно чтимым и равно славимым, седящим одесную Его на небесном престоле. Святая Троица, хотя и имеет три Лица и Три ипостаси: Отец, Сын и Святой Дух, есть Бог Единый - Одна невыразимая и непостижимая Сущность.

Человеческий ум не в силах объять этого и не обладает способностью это постигнуть, ибо Божественное бесконечно. Как невозможно заключить всю ширь океанов в маленькую вазу, так и конечному человеческому уму невозможно вместить бесконечность Божества. Поэтому, дабы вы могли уверовать в эту истину, посмотрите внимательно на этот маленький скромный предмет.

Хотя мы и не можем сравнивать Несозданное Сверхвещественное Естество с тварным и тленным, все же, поскольку маловерные больше доверяют глазам, нежели ушам, - как вы, если не увидите телесными очами, не поверите, - я хочу… доказать вам эту истину, показать ее вашим глазам, посредством этого обыкновенного куска черепицы, также составленного из трех стихий, но единого в своем веществе и природе.

Сказав это, святитель Спиридон сотворил правой рукой крестное знамение и произнес, держа кусок черепицы в левой руке: «Во имя Отца!» В это мгновение, к изумлению всех присутствующих, из куска глины вырвалось пламя, которым его обжигали.

Святой продолжал: «И Сына!», и на глазах участников Собора из куска глины истекла вода, с которой его смешивали. «И Святого Духа!», и, раскрыв ладонь, святой показал оставшуюся на ней сухую землю, из которой была вылеплена черепица.

Собрание объял благоговейный страх и изумление, а Евлогий, потрясенный до глубины души, сначала не мог говорить. Наконец он ответил: «Святой человек, я принимаю твои слова и признаю свою ошибку». Святитель Спиридон пошел с Евлогием в храм, где тот произнес формулу отречения от ереси. Потом он исповедал истину перед своими собратьями-арианами.

Победа Православия была так несомненна, что только шестеро из присутствующих ариан, включая самого Ария, остались при своем ошибочном мнении, все прочие же вернулись к исповеданию Православия…

СПИРИДОНУ ТРИМИФУНТСКОМУ
Тропарь, глас 1

Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец, / богоносе Спиридоне, отче наш. / Темже мертву ты во гробе возгласив, / и змию в злато претворил еси, / и внегда пети тебе святыя молитвы, / Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2

Любовию Христовою уязвився, священнейший, / ум вперив зарею Духа, / детельным видением твоим деяние обрел еси, богоприятне, / жертвенник Божественный быв, / прося всем Божественнаго сияния.

День святителя Спиридона Тримифунтского приходится на 25 декабря, когда, по народным приметам, начинаются зимние морозы, а солнце оборачивается «на лето». Поэтому это время называют ещё солнцеворотом - день постепенно прибавляется, а ночи становятся короче.

По погоде на Спиридонов день судили о будущем:

  • Если ярко светило солнышко, то Святки будут морозными.
  • Если было пасмурно - Святки обещают быть тёплыми.

Во времена наших предков в день Солнцеворота никто не начинал делать серьёзную работу. Хозяйки гадали на вишнёвых ветках о предстоящем весеннем урожае. Для этого веточки вишни ставили в воду и ждали начала Рождества. Чем больше цветов распустится на ветках, тем больше уродят садовые деревья. Если вишня засохнет, то на хороший урожай не надеялись.

Кто такой Спиридон Тримифунтский и чем он помогает

Святитель Спиридон - чудотворец, его святость была признана ещё при жизни. Спиридон считается защитником православной веры.

Непохожесть святителя Спиридона на других видна даже по его изображению на иконе. Так как он долгое время был пастухом, то изображён в пастушьей шапочке. Святитель был семейным человеком, хорошим отцом. Его любили и уважали за кроткий характер, за помощь и бескорыстие. Все заработанные средства он отдавал на благотворительность, за что и получил неоценимый дар чудотворения.

После потери любимой жены Спиридон начал служение в городе Тримифунты в сане епископа.

Люди очень любили святителя, ведь он был простым человеком, подобным им. В случае долгой засушливой погоды, по его молитвам начинался дождь, были известны случаи воскрешения людей, исцеления их от болезней. Святой Спиридон наказывал богачей, которые наживались на бедняках. Имея дар управлять силами природы, он мог уничтожить урожай богатея.

Жизнеописание и местонахождение

История Спиридона Тримифунтского не полностью сохранилась до наших дней. На иконах часто изображают сюжет, когда епископ яро смог опровергнуть ересь против Иисуса Христа и доказал Единство Святой Троицы. Взяв в руки обычный кирпич и сжав его в руках, он выдавил из него воду, огонь и глину. Триединые Ипостаси Святой Троицы без слов стали доказательством святости.

Как-то к епископу пришла женщина с мольбами воскресить новорождённого младенца. Святитель исполнил её просьбу. Потрясённая женщина упала замертво, и уже второй молитвой Чудотворец воскресил и её.

Епископ внушал людям праведный образ жизни, покаяние и смирение. Известен случай, когда воры пытались украсть у него овец, но так и не смогли выбраться из овчарни. Святой вразумил их, отговорил от преступных деяний и подарил каждому по овце. Ещё одна история рассказывает о жадном купце, который пытался обмануть святого, зная, что тот никогда не пересчитывает деньги. Купец решил не заплатить за одну козу. Но когда он стал вести их домой, одна из коз постоянно убегала и возвращалась домой. Купец понял, какой грех он совершил, вернулся и покаялся.

Мощи святого хранятся в Греции на острове Корфу. Удивительно, что они идеально сохранились, а температура тела составляет 36.6 градуса, как у живого человека. Этот феномен нетленности учёные пока объяснить не могут.

Рака, в которой находятся мощи, открывается при помощи двух человек. Если её невозможно открыть, это означает, что святой путешествует по миру и продолжает помогать людям. В доказательство этого два раза в год священнослужители меняют башмаки святого и передают их верующим как святыню и реликвию.

В России образ святого Чудотворца, а также часть его мощей находятся в Москве в храме «Воскресения Слывущего на Успенском Вражке».

Икона Спиридона Тримифунтского в Москве очень необычно выглядит, на ней есть небольшая металлическая дверка. Есть свидетели, что при успешной молитве, дверка сама открывается и закрывается.

Спиридона считают истинным православным защитником. Известна история, когда католики решили в православной церкви установить католический алтарь. Получив отказ епископа, они продолжали настаивать на своём и принялись за строительство. Но их планам не суждено было исполниться. Разразился ужасный шторм, загорелись склады с порохом. В эту ночь погибли несколько сотен католиков , но ни один православный не пострадал.

О чём просят святого

Очень часто люди молятся Спиридону, прося помощи для:

  • поиска, выбора и покупки жилья;
  • защиты от притеснений за веру;
  • поиска хорошей работы;
  • достатка и благополучия дома;
  • бойкой торговли.

Молитва для улучшения благосостояния

Молитву для улучшения благосостояния необходимо читать в течение 40 дней в любое время дня, кроме времени, когда длится пост. Можно произносить слова дома, но лучше делать это в церкви перед иконой святого.

«Святой Спиридон Тримифунтский , не осуди человека, ходившего под Богом, умоли благолепие и сотвори милость свою. Помоги нам (имена), испори благополучное житие, да здравие как душевное, так и телесное. Спаси нас и избавь от всех томлений».

С приобретением жилья у людей всегда возникают сомнения и определённые проблемы. Чтобы получить поддержку, они шли к святому Спиридону.

Для удачной сделки нужно произнести молитву: «Святой Спиридон Тримифунтский, вспомни о рабе божьем и даруй нам мирное и безбедное житие». Произносить молитву нужно перед иконой вечером, около получаса. Когда произойдёт успешная сделка, то обязательно нужно поблагодарить Чудотворца.









© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры