Вознесение богоматери 1516 1518. Тициан Вечеллио – биография

Главная / Чувства

Огромный вклад в мировое искусство сделал итальянский живописец Тициан Вечеллио да Кадоре. Признанный лучшим живописцем Венеции еще, когда ему и не было тридцати лет. Поставлен в один ряд с такими художниками, как Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Преимущественно сюжетом его картин выступали библейские и мифологические темы, но и как портретист он также был знаменит.

Своей известной картинно «Вознесение Богородицы» Тициан начинает новый этап в творчестве. Началом картины послужило победоносное завершение войны с германским императором, захватившим все владения Венеции. А день ее основания есть днем Благовещения Марии. Именно этой атмосферой торжества и триумфа Тициан пропитал свое произведение.

Картина имеет три уровня. На первом мы видим апостолов. Они ничем не отличаются от людей. Толпятся, тянут вверх руки, падают на колени, молятся. У них над головами большое облако, на котором стоит Богородица. Ее сопровождают множество маленьких ангелочков. Она протягивает руки к Богу, который находится у нее над головой в присутствии ангелов. Верхняя часть картины озарена золотистым ярким светом. Присутствуют на картине и красные тона. Платье Марии, покрыто синей накидкой, и некоторые одежды апостолов. Вся картина яркая, эмоциональная и завораживающая.

Когда был восстановлен новый алтарь Санта Мария Глориоза деи Фрари, то все были просто в восторге от идеально скомпонованного в интерьер храма, огромного полотна. Это было ознаменованием настоящего переворота в искусстве Венеции.


«Портрет молодого человека с перчаткой». 1520-1522. Холст, масло. Музей Лувра, Париж.

Молодой Тициан получил блестящее художественное образование. После недолгой учебы у мозаичиста Себастьяно Цукатти он перешел в мастерскую Джованни Беллини, вокруг которой сплотились в то время лучшие художественные силы Венеции. Вместе с Тицианом в мастерской работали Джорджоне да Кастельфранко, Себастьяно дель Пальмо, который позднее познакомил Рим с колористическими открытиями венецианской школы живописи. Тициан в ранний период испытал значительное влияние Джорджоне. Это влияние ощущается в его живописи сильнее, чем заимствования из стиля учителя, Дж.Беллини, мастера, который очень постепенно осмысливал проблематику Высокого Возрождения. Джорджоне, ровесник Тициана, сформировался как художник чрезвычайно быстро. Он – первый представитель зрелого Ренессанса в венецианском искусстве. Тициан органично освоил систему выразительных средств Джорджоне, его понимание гармонии. Недаром и сейчас нелегко различить некоторые полотна обоих мастеров, а одна из первых картин Тициана «Концерт» (1510-е гг.) долго приписывалась Джорджоне. После его смерти Тициан, к слову, закончил его знаменитую «Спящую Венеру», написав пейзажный фон.

«Любовь земная и небесная». 1514. Холст, масло. Галерея Боргезе, Рим.

Впрочем, внимательный глаз может и в произведениях этого раннего периода различить черты, свойственные только Тициану. Это прежде всего большая внутренняя активность героев, психологическая насыщенность образов, которая проявилась даже в таком созерцательном портрете, как «Портрет молодого человека с перчаткой» (между 1515 и 1520 гг.). Постепенно Тициан вырабатывает собственную манеру, которая вобрала все лучшие черты его предшественников: насыщенность колорита, гармонию физического и духовного начал, воплощенную в образах героев. Эти черты в полной мере проявились уже в полотне «Любовь земная и небесная» (1510-е гг.), в котором фигуры двух женщин раскрывают разные аспекты торжествующего чувства. Эти фигуры не столько противопоставлены друг другу, как это было в литературном источнике сюжета, поэме Марсилио Фичино, сколько дополняют одна другую. В этом произведении Тициан демонстрирует свой, уже зрелый колористический талант. Золотые насыщенные тона в изображении человеческого тела теперь навсегда останутся в его палитре.
Мощной динамикой композиции, динамикой раскрытия душевного состояния человека отличается огромное полотно «Вознесение Марии» («Ассунта»), выполненное Тицианом в 1518 г. для церкви Санта Мария Глориоза де Фрари.

«Вознесение Богоматери» («Ассунта»). 1516-1518. Дерево, масло. Ц.Санта Мариа Глориоза деи Фрари, Венеция.

Зритель сразу замечает фигуру Марии в ярко-красных одеяниях, которая медленно, плавно и уверенно поднимается в воздух. Люди в нижней части композиции, словно зачарованные, следят за ее движением. Как ни странно, но этот фантастический полет создает впечатление абсолютно реального, настолько достоверно материально написана центральная фигура. Тут нет ничего от мистики, экзальтированного ведения, чуда. Молодой Тициан часто изображает фигуры в широком, но внутренне четко организованном и размеренном движении. Показательно в этом отношении полотно «Вакх и Ариадна» (1523 г.). Вакх быстро и легко спускается с колесницы навстречу девушке. Его фигура не только композиционный, но и динамический центр картины. В группе спутников молодого бога, в фигуре самой Ариадны, это легкое, естественное, но в то же время изысканно-танцевальное движение, как будто варьируется, развиваясь и обогащаясь.

«Вакх и Ариадна». 1520-1522. Холст, масло. Национальная Галерея, Лондон

Тициан пробует силы в разных живописных жанрах, легко усваивая разнообразные художественные форматы. Он пишет большие алтарные полотна. Кроме уже упоминавшейся «Ассунты», можно назвать одно из самых декоративных произведений раннего периода, композицию «Мадонна семьи Пезаро» (1519-1526 гг.) для той же церкви деи Фрари. Он организует композицию на сопоставлении диагонально расположенной группы персонажей, ритмичные оси которой широкой спиралью уходят с переднего плана в глубину, и мощных вертикальных колон. Такие композиционные схемы найдут дальнейшее развитие в искусстве XVII века, в живописи барокко, в частности в творчестве Рубенса, который вообще очень внимательно изучал наследие великого венецианца.

"Мадонна со святыми и членами семьи Пезаро". 1519-1526. ц. Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция.

А рядом с репрезентативными торжественными полотнами в те же годы художник пишет небольшие картины, в которых конфликт раскрывается посредством контраста характеров двух-трех персонажей. «Динарий кесаря» (1515-1520 гг.) – классический пример подобных произведений. Драматизм возникает благодаря сопоставлению просветленного образа Христа с безобразной фигурой фарисея. В очень лаконичной форме это полотно рассказывает об извечной борьбе добра и зла. Сюжет евангельской притчи переведен в план размышлений о природе человека, о его достоинстве.

«Динарий Кесаря».1516. Дерево, масло. Дрезденская Картинная Галерея.

В 1530-е гг. творчество Тициана обогащается новыми оттенками. Образы героев обретают бòльшую конкретику, иногда в его композициях возникают ненавязчиво трактованные жанровые мотивы. В полотне «Венера Урбинская» (1538 г.) использован изобразительный мотив «Спящей Венеры» Джорджоне. Но насколько реалистичнее Тициан трактует свою модель. В образе античной богини сразу же узнается венецианка в интерьере XVI века. Мифологическая окраска не лишает образ жизненной конкретности.

«Венера Урбинская». Ок.1538. Холст, масло. Галерея Уффици, Флоренция.

Бòльшую часть полотна «Введение в храм» (1534-1538 гг.) занимает изображение толпы, которая наблюдает за маленькой Марией, поднимающейся по высоким ступеням в храм. Среди присутствующих есть и важные патриции, и люди из народа: женщина с младенцем на руках, старая торговка возле ступеней. Эти образы вносят элемент демократизма в возвышенный строй полотен Тициана.

«Введение во храм». 1534-1538. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.

Тициан. Вознесение. (1516-1518)

В четыреста пятьдесят первом году византийская императрица Пульхерия построила во Влахерне, северном районе Константинополя, пышный храм в честь Богородицы. Пульхерия обратилась в Иерусалим к патриарху Ювеналию с просьбой забрать из Гефсимании мощи Богоматери, чтобы хранить святыню в новой церкви. Патриарх Ювеналий ответил, что это невозможно, ибо мощей Богородицы нет, ведь Пресвятая Дева была вознесена на небо.

Действительно, гробница в Гефсимании только три дня служила усыпальницей Пречистой Девы.

По преданию, местом Успения Богородицы была Сионская горница, тот самый дом, где состоялась Тайная вечеря, где в день Пятидесятницы на апостолов и Богоматерь сошёл Святой Дух. Господь принял душу Девы Марии и вознёс Её на небеса. Апостолы Пётр, Павел, Иаков и другие подняли одр, на котором возлежало тело Богородицы и направились в Гефсиманию. Здесь, у подножия Елеонской горы праведная Анна, мать Девы Марии, когда-то купила участок земли. На нём была выстроена гробница, в которой нашли упокоение родители Пресвятой Богородицы и праведный Иосиф Обручник.

Торжественная погребальная процессия шла через весь Иерусалим. Святой Иоанн Богослов нёс впереди финиковую ветвь с райского дерева. Её Деве Марии вручил архангел Гавриил за три дня до Успения. Ветвь сияла небесным светом. По преданию, над шествием возник облачный круг - подобие венца. Все пели, и, казалось, небеса вторили людям. Жители Иерусалима были поражены величественностью похорон простой женщины.

Фарисеи приказали разогнать шествие, а тело Богородицы сжечь. Но случилось чудо - сияющий венец скрыл процессию. Воины слышали шаги и пение, но никого не видели.

По преданию, апостол Фома не смог попасть в Иерусалим, чтобы проститься с Богородицей. Он очень сокрушался, что не удостоился последнего благословения Пречистой Девы. Тогда ученики решили открыть гробницу, чтобы Фома смог проститься с Богоматерью. Они отвалили камень, но усыпальница была пуста...

В недоумении и волнении апостолы сели вместе за вечернюю трапезу. Одно место за столом по традиции было свободно. Апостолы оставляли его для своего Христа, незримо присутствовавшего между ними. Хлеб, оставленный у незанятого места, потом преломляли между всеми как дар и благословение. Вот и на этот раз они подняли хлеб, чтобы разделить его с молитвой "Господи, Иисусе Христе, помогай нам!". Апостолы устремили глаза вверх и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную множеством ангелов. Богородица приветствовала их и благословила: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!". Апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!». Они стали первыми свидетелями того, что Богородица не оставила мира. "В Рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси Богородице…" – напоминает нам тропарь - песнопение праздника Успения.

Вознесение Марии

15 августа в Германии отмечается большой религиозный праздник — «Вознесение Марии» (Maria Himmelfahrt).

Он посвящён воспоминанию о вознесении божьей матери на небеса и проходит во всех христианских храмах с некоторой разницей в датах. Вознесение у разных народов имеет разное значение: погружение в сон — у греков, успение (от уснуть) — у славян, отсюда его полное название у православных — Успение Пресвятой Богородицы или Девы Марии. На Западе закрепилось латинское — взятие, принятие, поэтому этот день и называется Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу. Все эти названия отражают одно: несмотря на видимую телесную кончину, Мария осталась бессмертной.

Праздник восходит к первым векам христианства, и с 582 года, при византийском императоре Маврикии, уже отмечается повсеместно. С 595 года праздник стали отмечать 15 августа в честь победы Маврикия над персами. Вы спросите: «А при чем здесь Маврикий и его победы?» Дело в том, что, несмотря на широкое почитание и память о ней, о матери Иисуса Христа известно немногое. Говоря современным языком, в ее жизнеописании множество «белых пятен». А то, что известно, в разных источниках трактуется неоднозначно. К примеру, нигде точно не указан день ее погребения. Так почему бы не взять произвольную дату?

Попробуем все же изложить биографию Девы Марии.

Датой её рождения называют 20 год до н. э. Местом рождения считают Иерусалим. По другой версии Мария родилась в Сепфорисе близ Назарета, в Галилее.

В Протоевангелии Иакова сказано, что родителями Марии были святые Иоаким и Анна. У немолодой пары не было детей, за что Иоаким был изгнан из храма и ушёл в горы к пастухам. Там ему явился архангел и предрёк рождение Марии. Праведные Иоаким и Анна дали обет, что если Господь даст им дитя, то они посвятят его Богу, и, как было тогда принято, отдадут его в храм для служения до совершеннолетия. Через год, 8 сентября, у них родилась дочь.

Мария росла в обстановке особой ритуальной чистоты. В 3-летнем возрасте ребенка <ввели во храм>. Девочку все время посещали видения ангелов. К 12 годам Мария дала обет вечного девства. Но она не могла остаться при храме, и для неё был избран супруг, уважавший её обет — престарелый Иосиф Обручник. По другой версии это произошло, когда ей было 14 лет, по инициативе первосвященника.

В доме Иосифа Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой занавеси. Прочтя в священной книге об избраннице, которая родит сына Бога, она воскликнула, что хотела бы быть хотя бы служанкой у неё. И произошло Благовещение — посланный с небес Богом архангел Гавриил сообщил Марии о грядущем рождении от неё Спасителя.

Увидев, что жена ожидает ребёнка, муж лишь из жалости не захотел публично опозорить её. Явившийся архангел Гавриил успокоил его, рассказав о непорочности зачатия. Согласно другой версии, после посещения её ангелом дева была прилюдно подвергнута испытанию «горькой водой, наводящей проклятие» на неверных жён. Ей удалось пройти испытание, что подтвердило её целомудрие.

Римляне проводили перепись населения, и Мария с Иосифом отправились в Вифлеем. Так как все гостиницы были заняты, путникам пришлось остановиться в стойлах, где и родился Христос. Там их нашли волхвы и пастухи.

При описании жизни Иисуса Христа время от времени упоминается и Мария. На Голгофе Богородица стояла возле креста. Умирающий Христос поручил свою мать апостолу Иоанну. Это и все, что есть о ней в Новом Завете.

Считается, что она умерла в Иерусалиме или Эфесе спустя 12 лет после вознесения Христа. Согласно преданию, к смертному одру Богоматери со всех концов света успели съехаться апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Марию в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. Христиане верят, что за смертью Марии последовали её Вознесение (по православной традиции на третий день), а за её душой в момент смерти явился сам Иисус Христос. Католики считают, что после вознесения Девы Марии совершилась её коронация.

Успение Богородицы — назидание, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли на небо к вечному бессмертию.

Многие иконы и статуи Девы Марии окружены глубоким почитанием и считаются чудотворными. Они служат объектами массовых паломничеств.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры