За что онегин застрелил ленского. Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина: какое значение он имеет в романе? Как раскрывается главный герой в этой сцене

Главная / Чувства

Ошибки начинающих психологов Видео поможет психологам правильно выстроить свою идентичность в начале практики спланировать свое обучение избежать типичных ошибок в организации практики правильно поставить работу с клиентами сформировать реалистичное ожидание Начинающему психологу в процессе организации свой практики важно фокусироваться на по-настоящему ключевых аспектах, чтобы правильно распределять свой ресурс. Для этого всегда полезно ознакомиться с опытом […]

Будучи прогрессивный ученым своего времени, в личной жизни Фрейд был консервативен. В его семье между ним и его женой Мартой, в девичестве Бернайс, роли были распределены в соответствии с гендерными традициями той эпохи. Вот что пишет Питер Гай в книге «Фрейд»: « Несомненно, одна из причин, почему в 90-х годах Флисс стал незаменим для Фрейда, […]

Это всего лишь кино… В недавних обсуждениях сериала Триггер, многократно прозвучала мысль «Это всего лишь фильм», «Это художественный вымысел, не стоит относиться к нему так серьезно», «Люди не будут делать вывод о работе психотерапевта по сериалу». Меня несколько удивили высказывания о том, что кино не влияет на формирование представлений человека о мире, в котором он […]

Нужно ли психотерапевту искать триггер? Критика сериала Недавно на ТВ вышел сериал “Триггер”. В профессиональном психотерапевтическом сообществе он сразу вызвал резонанс. С первых серий реально практикующему психотерапевту, получившему образование в духе европейских стандартов, становится не по себе от наблюдаемых им в сериале не просто неточностей, а откровенных искажений самой сути процесса психотерапии. Как снимали «Триггер»? […]

Вопрос, почему Онегин убил Ленского, задают себе многие читатели бессмертного романа Пушкина. В глазах современного человека дуэль, произошедшая между молодыми людьми, выглядит абсурдной, бессмысленной. Повод для нее был пустячный. К тому же Онегин и Ленский – товарищи. Как же так могло случиться, что герои встретились на дуэли, и один из них погиб? Зачем Пушкин придумал такую развязку их знакомства?

Чтобы разобраться, нужно немного знать о самих персонажах. Онегин – это аристократ до мозга костей: по крови, статусу в обществе, поведению. С детства Евгению были доступны все прелести роскошной светской жизни, и к своим 24 годам он от них смертельно устал. Онегин уже не находит удовольствия во всех этих балах, сплетнях, интригах.

Он презирает представителей своего круга – людей, по его мнению, пустых и никчемных. У него острый критический ум. Молодому человеку хочется чего-то большего в жизни, чего-то значимого, настоящего. Однако изменить себя он не может, так и оставаясь просто циником, глядящим на мир свысока.

Совсем другое дело Ленский. Во-первых, он младше. Владимиру всего 18 лет. Во-вторых, нрав у него совершенно иной. Ленский – романтик, восторженный человек, которому нравится жизнь такой, какая она есть. Будущее кажется ему прекрасным. Перед нами мечтатель, поэт. Если Онегина можно назвать хладнокровным, то Ленский – горяч и пылок.

Сложно понять, что сблизило столь разных людей. Тем не менее, встретившись в деревне, они начали общаться и даже подружились. Возможно, здесь сработал закон о взаимном притяжении противоположностей. Тогда почему же раздался тот роковой выстрел, оборвавший юную жизнь и Евгений Онегин убил Ленского?

Поводом для дуэли стал случай на балу у Лариных. Туда Ленский пригласил Онегина. Последнему было невыносимо скучно находиться на этом, по его мнению, никчемном сборище. Он был зол на Владимира за приглашение и стал флиртовать с Ольгой Лариной – возлюбленной Ленского.

Кокетливая и глупенькая девушка приняла ухаживания молодого человека, хотя ни с одной, ни с другой стороны, ничего серьезного не было. Естественно, Ленского задел этот флирт. Он молод, горяч и эмоционален. Его вызов, брошенный Онегину, вполне логичен.

Евгений мог бы отказаться, объясниться с товарищем, отговорить его от рокового шага, извиниться. Для человека взрослого, познавшего жизнь, имеющего холодную голову, как раз такое поведение было бы логичным. Однако Онегин вызов принял. И здесь следует «вынести на свет Божий» истинную причину дуэли.

Оба – Евгений и Владимир воспитывались в модном на тот период западном духе. Мальчиков растили гувернеры-иностранцы, прививавшие им ценности Европы, где дуэли были в порядке вещей. В России пушкинских времен такой способ выяснения отношений уже успел прижиться. Это одобрял высший свет. Считалось малодушным не вызвать на дуэль обидчика, и позорным – не «поднять перчатку».

С Ленским в данном случае все понятно, но как же Онегин, презиравший высший свет с его «гнилыми» ценностями, мог пойти на поводу у традиций, столь претивших ему? В том то все и дело, что, презирая современное ему общество, Евгений продолжал оставаться его частью.

Поэтому не смог поступить вопреки общественному мнению даже перед лицом смерти. В этом противоречии – трагедия героя. Именно это – настоящая причина дуэли, которой Пушкин хотел показать, что мало отрицать что-то, нужно еще уметь ему противостоять, иметь смелость, оставаться верным своим принципам.
Онегин оказался слаб. Он лишил жизни не только своего молодого товарища, но в какой-то степени и себя. Предав свои идеалы, пойдя на поводу у общества, Евгений похоронил себя духовно. Такой страшной, но справедливой, оказалась расплата за двойные стандарты Онегина.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Здесь объясняется в чем ошибка тех, кто обвиняет Онегина в намеренном убийстве.
https://ru-bykov.livejournal.com/3334566.html

Обратимся к истории дуэли Онегина и Ленского. Что можно было стрелять в воздух, Быков берет у Писарева, и оба просто не в курсе, как обстояло с дуэлями в те времена. Но если разночинцу Писареву это можно простить, то разночинцу Быкову невежество в этом вопросе уже непростительно. Ибо Лотман давно все объяснил. Правила дуэлей менялись на протяжении XIX в., и в пушкинские времена они были самыми суровыми и жестко ритуализированы.

Зарецкий обязан был при передаче картеля обсудить возможности примирения. Но этот «отец семейства холостой» поспешил откланяться, «имея много дел»...

Вторично, по правилам, Зарецкий был обязан сделать попытку примирения перед началом поединка. Он даже не заикнулся об этом, а Онегин, в положении вызванного, не мог об этом напомнить. Ждать на месте полагалось четверть часа (после чего дуэль объявлялась несостоявшейся, и секундантам явившегося следовало составить об этом протокол). Онегин опоздал на два часа, но дуэль не была отменена. Секунданты должны быть равными по положению, он привел слугу, что было оскорблением Зарецкого. И вторично оскорбил его уже совсем напрямую: Хоть человек он не известный, // но уж конечно малый честный. // Зарецкий губу закусил...

Онегин сделал все, что от него зависело, чтобы дуэль не состоялась, нарушив все установленные правила. Зарецкий предпочел как бы ничего не замечать - он очень хотел, чтобы состоялась кровавая дуэль. Даже молча снес двойное оскорбление Онегиным. В этом свете, характеристика его автором как педанта в правилах дуэлей - совершенно издевательская.

Быков утверждает, будто Онегин мог отказаться от дуэли, но не сделал этого, так как дорожил мнением Зарецкого. Очередной поклеп на Онегина, очередная выдумка лихого нашего приятеля. Зарецкий умел, говорит поэт, «Друзей поссорить молодых // И на барьер поставить их, // Иль помириться их заставить, // Дабы позавтракать втроем, // И после тайно обесславить // Веселой шуткою, враньем.»

Репутация та еще... Но здесь-то ведь все написано черным по белому:

Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело...
...К тому ж - он мыслит - в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист...
Конечно быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов...»
И вот общественное мненье! (гл. 6, XI, курсив мой - ЕМ)

Онегин знал, что если напрямую откажется от дуэли, Зарецкий разболтает повсюду, да еще и приукрасит. Для человека чести уже сам по себе отказ от вызова, безотносительно к мотивировкам, был неприемлем, но Онегин, кляня себя за случившееся, все-таки обдумывает такой вариант... Однако это означало прослыть трусом на весь свет.

Можно лишь постараться предотвратить дуэль, нарушая правила... Опоздание может иметь тысячу причин... Переназначат, но противник успеет остыть... И Зарецкий не посмеет распускать нехорошие слухи, иначе Онегин будет обязан его вызвать, чтобы доказать, что не трус... Все было просчитано обоими, но Зарецкий пошел на нарушение правил, зная, что Ленский протестовать не станет, а Онегин не сможет...

«Слова Онегина, обращенные к Ленскому, “Что ж, начинать?” следует понимать как сказанные после паузы, во время которой Онегин напрасно ожидал примирительных шагов со стороны Зарецкого, - пишет Лотман. - Показательно, что с этими словами он, вопреки всем правилам (противники на поле боя не вступают ни в какие непосредственные сношения), обратился прямо к Ленскому, демонстративно игнорируя Зарецкого».

«Поведение Онегина на дуэли неопровержимо свидетельствует, что автор хотел его сделать убийцей поневоле», - продолжает Ю. М.

Для всех современников П было очевидно, что желающий убить противника не стреляет первым (сходились с 32 шагов). Он позволяет противнику выстрелить первым, а потом (если не убит) требует его к барьеру (10, а то и 6 шагов) и расстреливает в упор. Правда, на усмотрение секундантов правила оставляли возможность поставить условием, что после первого выстрела (кто бы его ни сделал), оба участника остаются на месте, где застал их выстрел. Зарецкий и этого не сделал.

Поэтому Онегин выстрелил первым - когда они только начали сходиться, но далеко не дошли еще до барьера. Метил он, скорее всего в ноги противника, потому что безрезультатная дуэль не допускалась, ее следовало повторить. Лотман приводит множество примеров тогдашних реальных дуэлей и упоминает случай, когда метивший в ноги попал в грудь.

В свете всего предыдущего несколько яснее становится то, что произошло на Черной Речке. Условия той дуэли, предусматривали, что после первого выстрела оба остаются на месте. Так пишет Лотман. Дантес, скорее всего, зная, что Пушкин - отличный стрелок, выстрелил первым, чтобы предотвратить схождение к барьеру. Насколько хорошим стрелком он был, мы не знаем. Куда угодила пуля, известно, но куда он целил, вряд ли доведется нам узнать. До сих пор много неясного в том, как уцелел Дантес, когда ответный выстрел Пушкина угодил ему в грудь...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры