Загадки про сказочных героев. Загадка как средство развития мышления малыша Загадки по сказочным героям

Главная / Чувства

Человек начал создавать в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между ними иногда неожиданных параллелей было естественным процессом изучения окружающего мира. Этот процесс находил свое отражение в загадке.


Загадки в детских сказках

В часто использовались , как сюжетный компонент для проверки сообразительности и находчивости персонажа, что определяло его дальнейшую судьбу, а иногда и жизнь. В русских русалочьих песнях юношам задавались коварные вопросы: Что растет без коренья (Камень.) Что цветет без цвету? (Папоротник.) Что бежит без повода? (Вода.) .

Например, А.Платонов в своей сказке «Умная внучка» загадывал такие загадки «кто решит, тот и жеребенка получит»: «Что всего на свете сильней и быстрей?», «А что всего на свете жирней?», а еще «Что всего мягче и что всего милее?». А отгадки такие замысловатые, что сразу и не догадаешься - «Хоть и мудрые твои загадки, государь наш судья, а я их сразу отгадал: сильнее и быстрее всего — так это каряя кобыла из вашей конюшни: коли кнутом ее ударить, так она зайца догонит. А жирнее всего — так это тоже ваш рябой боров: он такой жирный стал, что давно на ноги не поднимается. А мягче всего ваша пуховая перина, на которой вы почиваете. А милее всего ваш сынок Никитушка!».

И Ивану-дураку не раз приходилось «ломать голову» над загадками. В «Сказке про Ивана-дурака и Марью-царевну» царь в качестве развлечения загадывает вельможам загадки, а Иван-дурак помогает им разгадывать:

"Бьют меня палками да молотками,
Держат меня в каменной пещере,
Жгут меня огнем, режут ножом.
За что меня так губят?
За то, что любят".

Вельможа думает: «Про меня загадка-то. Всегда под ударом царского глаза, живу в палатах каменных. Вот царь нас всех и губит за то, чтоб почтение к царю имели… Так что ответ: бояре да вельможи». И смотрит на Ивана-дурака. А Иван-дурак тихо ему и говорит: «Это хлеб».

Загадка - это вопрос, в котором дается описание главных качеств какого-либо предмета или явления.

Учим детей находить отгадки

Вряд ли приходится надеяться на природную смекалку маленьких слушателей - дети не способны без подготовки и обучения разгадывать даже самые простые, на наш взгляд, загадки. Если дети затрудняются найти решение, взрослые, иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают им смысл загадки, тем самым лишая детей возможности думать, размышлять.

Наберитесь терпения, не торопитесь с ответом. Ведь смысл загадки не в правильном ответе, а в мыслительном процессе, поиске решения путем многочисленных подборок и ассоциаций на основе личного опыта и наблюдений детей.

Как научить детей отгадывать загадки?

Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях, в красках, звуках, движении и изменении.

Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребенка является основой для мыслительной работы, которую он совершает при отгадывании загадок. Поэтому дети только тогда смогут отгадать загадку, когда мы их подробно ознакомим с предметами или явлениями, о которых собираемся спросить.

При рассмотрении птиц, животных, насекомых и наблюдении за ними внимание детей обращается на части тела (голова, ноги, крылья, хвост, клюв и т.д.), особенности их строения, образ жизни, повадки (где живет, чем питается, как передвигается, как защищается и др.).

Рассматривая, например, гуся, отмечают, что у него длинная шея, крепкий длинный клюв, красные лапы, между пальцами перепонки; гусь может летать, громко гоготать, а если его рассердить, то он шипит и щиплется. Знание этих особенностей поможет ребенку отгадать различные загадки про гуся:

Длинная шея,
красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь
Кто же это? (Гусь.)

Нужны также знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.

Можно понаблюдать за тем, как птицы вьют гнезда (например, как делают гнезда ласточки, грачи), муравьи сооружают муравейник, паук плетет паутину, чтобы сделать вывод, что птицы и насекомые строят свое жилище без рук, без инструментов. Такой вывод является основой для отгадывания загадок:

Без рук, без топоренка построена избенка (Гнездо.)

Мужики без топоров срубили избу без углов. (Муравьи, муравейник)

Висит сито, не руками свито. (Паутина)

Есть много явлений природы, которые с течением времени меняются. Загадки о таких явлениях построены на основе обобщенных выводов человека по результатам длительных наблюдений:

Зимой лежал, а весной в реку побежал (Снег.)

В шубе летом, а зимой - раздеты. (Деревья.)

Но иногда даже многократные наблюдения в естественных условиях не помогают составить полного представления о явлении. Чтобы отгадать загадки: В огне не горит, в воде не тонет; на дворе горой, а в избе водой , надо произвести соответствующие опыты со льдом и снегом. Они являются ключом к отгадке.

Пользуясь различными орудиями труда, дети отмечают, например, какая тяжелая головка у молотка, видят, как с каждым его ударом всё глубже уходит в доску гвоздь, как «поет» и «визжит» при работе пила. Отмечая это, они легко отгадывают загадки про молоток и другие предметы:

Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь.)

С мячом, дети устанавливают: он упругий, чем сильнее удар, тем выше он подпрыгивает; у волчка всего одна ножка, и он «не умеет» на ней стоять, зато «весело поет», когда крутится. Знание этих особенностей помогает отгадать загадки о мяче, волчке:

Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет;

Одноногий Ивашка, расписная рубашка, петь, плясать - мастак, а стоять - никак.

Загадки для малышей 3-4 лет

Предлагают загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и др.). Например, о кошке:

Мохнатенькая, усатенькая
Молочко пьет, песенки поет
Мягкие лапки, а в лапках царапки.

не должны быть очень подробными, так как много признаков ребенок не в состоянии запомнить и соотнести их между собой.

Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для малышей.

Загадки для детей 5 лет

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой. Они выделяют частные и существенные признаки предметов, явлений.

Предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

Ходит по двору будильник,
Разгребает лапкой сор,
Расправляет с шумом крылья
И садится на забор.
(Петух.)

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернется он в клубок -
Нет ни головы, ни ног.
(Ёж.)

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и четко, выражены словами в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки.


Загадки для детей 6-7 лет

Знакомятся с живой и неживой природой, ведут наблюдения за животными, птицами, насекомыми, их повадками, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды, семена, отмечают изменения погоды в разное время суток, в разное время года. Дети ухаживают за животными и растениями, посильно трудятся в природе, в быту и в процессе этой деятельности и наблюдений постигают многие свойства предметов, закономерности, происходящие в природе.

Готовясь к школе, дети проявляют повышенный интерес к книге, к знаниям.

У старших дошкольников продолжается развитие мыслительной деятельности: точнее протекают процессы анализа и синтеза, дети овладевают операциями сравнения, сопоставления, обобщения, могут самостоятельно делать выводы, умозаключения.

В этом возрасте у детей проявляется большая чуткость к смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в литературных произведениях.

Старшим дошкольникам можно загадывать загадки и народные, и литературные, среди которых могут быть и лаконичные, и подробные.

Характеристика предметов и явлений в загадках может быть краткой, но среди признаков должен быть назван существенный, типичный:

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч.)

С. Маршак

В этой загадке названо несколько определительных признаков («бьют его рукой и палкой», «никому его не жалко» и др.), но среди них есть самый существенный — «он надут». Выделение этого признака в сочетании с другими обеспечивает безошибочную отгадку — это мяч.

Другая загадка: Маленькая собачка домок стережет (замок) — более лаконична. Однако в ней назван самый важный, самый существенный признак — «домок стережет», который в сочетании с другим («маленькая собачка»), и обеспечивает отгадывание.

Трудными загадками для старших дошкольников будут те, которые сложны по языку, художественному образу. Они могут строиться:

На многозначности слова:

Зубов много, а ничего не ест (Пила.)

Не шагает, а ходит. (Дверь);

На далеких сравнениях:

Не зверь, не птица,а нос, как спица. (Комар.)

В них могут быть:

Неожиданные уподобления:

Круглая гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток);

Незнакомые слова:

Белые хоромы, красные подпоры. (Гусь.)

Широко используются , отгадывание которых строится на постепенном исключении отрицательных сопоставлений и вычленении сходных признаков, т. е. загадки метафорические:

Чёрен, а не ворон, рогат, а не бык, с крыльями, а не птица (жук),

Загадки про корову для детей разных возрастов

Мычит: «Му-у!»
Кто это? Не пойму.

Загадка основана на звукоподражании, рекомендуется для младших детей.

Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.

В загадке названы действия и отмечена польза, которую приносит животное. Слова понятны, конкретны. Загадка доступна детям 3-5 лет.

Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.

Данная загадка трудна, так как указан всего один признак, причем нетипичный. Здесь дети могут опереться на легко возникающее в сознании словосочетание белое молоко. Загадку можно предложить старшим дошкольникам.

Посреди двора
Стоит копна:
Спереди — вилы,
Сзади — метла.

Загадка целиком построена на переносном употреблении слов корова — копна, рога — вилы, хвост — метла. Может быть предложена детям 6-7 лет после предварительной работы.

Таким образом, фактические знания об окружающем мире, приобретенные детьми во время наблюдений, занятий, игр, труда, делают детей образованнее и, следовательно, подготавливают их к пониманию содержания загадок, их логической основы, что и облегчает отгадывание.

Загадки для детей по сказкам

Нельзя загружать изображение с другого сайта!


Клюка Наталия Александровна, педагог дополнительного образования детей МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр» г.Дзержинск, Нижегородская область.

Предлагаю подборку загадок по литературным сказкам отечественных и зарубежных писателей для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования детей.

Цель : активизация знаний детей о сказках.

Задачи:
Обучающие . Учить детей концентрировать внимание, мобилизовывать мыслительную деятельность для поиска ответа на поставленный вопрос.
Развивающие . Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные . Воспитывать интерес к книгам, к чтению сказок.

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.
И пусть филологи говорят, что сказка - это один из древнейших народных жанров, повествующий о фантастических событиях, поучающий или развлекающий, мы всё равно вспомним своё детство, когда наши бабушки и дедушки, папы и мамы рассказывали или просто читали из толстых книжек волшебные истории. Одни из них мы выучили наизусть и потом без всяких подсказок рассказали своим детям, другие - просто остались где-то в глубинах нашего подсознания.
И этот процесс передачи сказочных историй продолжается уже в течение тысячелетий. Его не может остановить даже прогресс.

Популярность сказок и их фантастическая жизнеспособность заключается в первую очередь в их универсальности. Сказки придуманы обо всём, что известно человеку и даже неизвестно.

Филологи же делят сказки на несколько видов. Они выделяют:
-сказки о животных,
-волшебные сказки,
-бытовые сказки.

Все эти виды сказок объединяет одно: их основа - вымысел.

Сказки о животных
Их считают самыми древними из всех существующих, потому что они могли зародиться, по мнению учёных, только у народов, которые занимались охотой. Изначально это были рассказы о таких животных, которые обладали некоторыми магическими свойствами.
Всех животных делили на покровителей рода и врагов, что позволяло рассказчику наделять их человеческим поведением и такими качествами, как глупость и хитрость, доброта и коварство. В итоге мы сейчас рассказываем сказки, в которых лисица преимущественно хитрая, а волк - глупый.

Волшебные сказки
Волшебные сказки очень близки к мифам. Они такие же древние, как и сказки о животных, но в них до наших дней сохранились представления предшествующих поколений о мире, силах природы, которые представлялись им в виде добрых и злых духов, о человеке и том месте, которое он занимает во Вселенной.
С течением времени, когда знания человека становились всё обширнее, видоизменялась и волшебная сказка. В ней стали на первое место выходить эстетические и нравственные идеалы того или иного народа.
Для волшебной сказки характерен герой, ищущий справедливость и способный полюбить за красоту души лягушку или чудовище. При этом добро в сказках бескорыстно. Во многих сказках встречаются такие эпизоды, когда отрицательный герой пытается сделать точно так же, как это делает положительный герой, но у него ничего не выходит, а результат получается противоположный: злой персонаж или терпит неудачу, или просто-напросто гибнет.

Бытовые сказки иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества.

Загадки по сказкам


В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
(Гадкий утёнок)

Покупала самовар,
А спасал ее комар.
(Муха-Цокотуха)

Была она артисткою
Прекрасной как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
(Буратино)

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Соловей Разбойник)

И зайчонок, и волчица -
Все бегут к нему лечиться.
(Айболит)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.
(Чиполлино)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
(Снегурочка)

Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлсон)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
(Золушка)

Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Белоснежка)

Дюймовочки жених слепой
Живет все время под землей.
(Крот)

Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
(Крокодил Гена)

Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
(Оле-Лукойе)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
(Кот в сапогах)

У этого героя
Дружок есть - Пятачок,
Он Ослику в подарок
Принёс пустой горшок.
(Винни-Пух)

В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Всем разносит почту он,
Он их местный почтальон.
(Почтальон Печкин)

Играйте с детьми в загадки!!!

_____________________________________________________________________________________________________

В какой русской сказке крестьянский сын должен был искупаться в трех больший котлах – в молоке и в двух водах?

(Ершов П. Конек-горбунок)

Мой вопрос совсем не трудный,
Он - про город изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?

(Гудвин из сказки А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

(В.Степанов)

Мылом, мылом, мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу, и чернила
С неумытого лица.
До сих пор лицо горит!
Кто он?...

(Мойдодыр из сказки Корнея Чуковского «Мойдодыр» )

(Н.Чудакова)

Кто великий умывальник,
Умывальников начальник?
Кто мочалок командир?
Это добрый...
(Мойдодыр)

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.

(Федора из сказки Корнея Чуковского «Федорино горе»)

(В.Степанов)

Он сыграет на гармошке
У прохожих на дорожке.
Не возьму я как-то в толк,
Заяц это или...

(Крокодил Гена из сказки Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)

(И.С. Рылина)

Он кот – звезда экрана.
Практичен, мудр и деловит.
Сельскохозяйственными планами
На всю Россию знаменит

(Кот Матроскин из сказки Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»)

Сказки просят, а сейчас, вы, друзья, узнайте нас!
Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке...

(Колобок. Русская сказка)

Я от людей ушел, от зверей я ушел,
И закончилось, наверно,
Все бы это хорошо,
Но доверчив был я слишком.
Пел, не чувствуя беду,
Не сообразил умишком,
Что в ловушку попаду...
Всем жлаю не попасться
К хитрым лисам на зубок.
С новым годом! С новым счастьем!
Дата. Подпись...
(Колобок)

(А. Нагорный)

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...
(Колобок)

Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался...
(Колобок)

С кем встречался колобок?
Кто имеет рыжий бок?
Очень хитрая сестричка,
Ну, конечно же,… (Лисичка)

Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут
Победит упрямицу дружный общий труд. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабой помогла.

(Мышка из Русской народной сказки "Репка")

(В.Степанов)


Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.

(Петушок – золотой гребешок (русская сказка)

А дорога далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь (русская сказка)

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Ты спаси меня и братца!

(Гуси-лебеди (русская сказка)

По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне
И за что, не знаю, повезло лентяю.

(Емеля из Русской сказки "По щучьему веленью".)

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Емеля)

(В.Степанов)

Кто гонщик на печи? (Емеля)

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.

(Теремок (русская сказка)

Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

(Машенька из Русской сказки "Три медведя")

Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.

(Лиса и журавль (русская сказка)

Отворили дверь козлята –
И пропали все куда-то.
Стоит коза, голосит коза:
-Ой, беда, беда, беда!
Разбежались кто куда,
Один – в лесок, а другой – за стог,
А третий козленок спрятался в бочонок.
А сколько козлят в избушке сидят?

(Волк и семеро козлят (русская сказка )

Всем известна на Руси,
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же эти
Маленькие дети?"
(Семеро козлят)

(В.Степанов)

Летела стрела и попала в болото,
А в том болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделалась мигом красивой, пригожей.

(Царевна-лягушка (русская сказка)

(С.Шилова)

Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги.
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой?

(Ступа из русских сказок)

(В.Степанов)

Чемпионка по поворотам на месте?

(Избушка на курьих ножках из русских сказок)

Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай, дружок, скорей ответ.

(Игла из русских сказок)

(В.Степанов)

Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.

(Скатерть-самобранка из русской сказки)

(В.Степанов)

Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться?
Очень вкусная вода –
В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка из Русской сказки)

Коль не слушаешь совет,
Тех, кто старше и поопытней,
Ждет тебя немало бед,
А родным и близким – хлопоты.
Чтоб не превратился ты
Ни в теленка, ни в козленочка,
Ох, не пей сырой воды!
И подписано...
(Аленушка)

(А.Нагорный)

Хоть сперва везет не очень
И смеются над тобой,
Совладаешь, коль захочешь,
С незадачливой судьбой.
Верь в удачу без сомненья,
И в Конька-Горбунка!
Всем привет и поздравленья от...
(Ивана-дурака)

(А.Нагорный)

Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Жар-птица (русская сказка)

(В.Степанов)

Он бывает только в сказках.
Жить мы можем без опаски,
Что вдруг встретиться нам он,
Огнедышащий...
(Дракон)

(В.Степанов)

Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.

(Соловей - разбойник (русская былина)

(В.Степанов)

Победил кот Людоеда,
Съел его вместо обеда.

(Кот в сапогах из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах»)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.

(Дюймовочка из сказки Андерсена «Дюймовочка»)

(А.Нагорный)

Сказочная игротека "Подборка загадок по русским народным сказкам для детей дошкольного возраста".

Автор: Скрипникова Валентина Михайловна.
Данный материал может быть полезен родителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования детей.
Пояснительная записка:
Еще с глубокой древности человек придумывал загадки. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, а также в организации их досуга. Учеными давно доказано, что духовное богатство народа отражено в фольклоре - в мифах, легендах, загадках и это многовековая история народа, его мудрость.
С помощью загадок у детей формируется любовь к народному творчеству, к родному языку, к живому, образному и точному слову.
Цель :
- активизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей концентрировать внимание, активизировать мыслительную деятельность,
- формировать умение отвечать на поставленный вопрос. На поставленный вопрос.
Развивающие:
- Развивать смекалку, умение понимать иносказательный язык.
Воспитательные :
- Воспитывать интерес к чтению сказок, воспитывать интерес к отгадыванию загадок

Древние загадки – это зеркало души наших предков. Часто они отражают их мистические верования, объяснения природных явлений и вообще всего происходящего вокруг них. Конечно, с течением времени люди стали смотреть на загадки больше как на развлечение. В русских народных сказках часто встретишь отгадывание трех загадок, в обмен на пол царства, или на получение прекрасной царевны в жены, а если не отгадаешь, то голова с плеч, или главному герою приходится разгадывать загадки, чтобы показать смекалку или исполнить какое-то заветное желание, или преодолеть какую-то трудность или преграду, ведь наши далекие предки верили в силу загадок. Ребенок, отгадывая загадку, решает какую- то проблему, ищет выход из сложившейся ситуации, проводит сложнейшую мыслительную операцию, которая возможна только умному, смекалистому герою.
Отгадывая загадк у, ребенок выстраивает целую логическую цепочку умозаключений рассуждений, которые приводят к правильному ответу на загадку. Загадки заставляют ребенка вдумываться в каждое слово, сравнивать и анализировать с другими словами. Иногда ответы на загаданные загадки вызывают у ребенка смех, значит, у ребенка развивается чувство юмора, а значит, ребенок развивается как творческая личность, шуточные загадки иногда позволяют отвлечь ребенка от истерик, капризов, горьких слез.


Загадки по сказкам для детей дошкольного возраста .
1. С козлятами родными,
С милыми, дорогими

Жила мама в избушке –
любили все друг дружку.
(«Волк и семеро козлят».)


2.Мы скажем без подсказки,
И Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки
("Волк и семеро козлят".)
3. Как коза запел тот зверь:
- Отоприте, детки, ...
(Дверь).


4. Красную шапочку ей подарили.
Девочка имя забыла свое.
Вы подскажите, как звали ее?
(Красная шапочка).


5.Мальчик-луковка отважный.
И его узнает каждый.
Но за чубчик, без причины,
ты не дёргай.
(Чиполлино).


6.У него большая шляпа?
Он бездельник и растяпа?
Он хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, этот малыш...
(Незнайка).


7. Живёт в лесу старушка.
У неё есть избушка.
Летает на метле.
Детей ворует на заре.
Костяная у неё нога,
Зовут её ...
(Баба-Яга)!


8. Не похожий птенец-уродец
На домашний наш народец.
И тотчас птенца прогнали.
Так они и не узнали,
Что утёнок этот гадкий
Лебедь белый. Вот отгадка.
(Гадкий утенок).


При загадывании и отгадывании загадок очень важно заинтересовать ребенка, вовлечь в этот процесс, а не то насколько быстро он ее отгадает. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

Ваш малыш знает уже много сказок? Попробуйте тогда с ним поиграть в веселую игру и загадать ему загадки про сказки и сказочных героев. Это очень веселые стихотворные загадки. Если же вдруг ваш ребенок не сможет отгадать загадку, то обязательно перечитайте с ним эту сказку или напомните ему. Для каждой загадки мы поместили в скобочках правильную отгадку. Загадки про сказки можно использовать на викторинах и праздничных конкурсах. Дети очень любят загадки про сказки.

Сказки просят:

Вы, друзья,

Узнайте нас!

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это (Доктор Айболит)

Избушка чудная - две курьих ноги,

Такая есть в сказке у (Бабы Яги)

Как-то мышка невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(Курочка Ряба)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

Хоть он был без рук и ног,

Но сбежать из дома смог.

Волк и заяц, и медведь

Не смогли за ним поспеть.

Но лисичка знает дело -

Быстро "Ам" его и съела.

(Колобок)

Трудно бабушке и деду

Репу вытащить к обеду.

Внучка, Жучка, даже кошка

Помогали им немножко

Кто еще пришел на грядку?

Отгадай-ка ты загадку.

(Мышка из сказки Репка)

В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(Зайкина избушка)

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

Колотил да колотил по тарелке носом -

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Лиса и журавль)

Нос не в свои дела суют,

Носами перед сном клюют,

Зато один веселый нос

Папаша Карло нам принес.

(Буратино)

Ах ты Петя-простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Петушок золотой гребешок)

По тропе шагая бодро,

Сами воду носят ведра.

(По щучьему веленью)

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!…

(Снегурочка)

Он моторчиком жужжит

И над улицей кружит.

Он летит всё выше, выше,

У него есть дом на крыше.

(Карлсон)

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

(Теремок)

И мама лук, и папа лук,

Редиска - самый лучший друг.

А помидор немало слёз

Пролил из-за его волос.

(Чипполино)

Мальчик луковый - герой

Детской сказки небольшой.

Ты подумай не спеша,

Вспомни имя малыша.

(Чипполино)

Бабке Ёжке птицы служат -

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,Утащить их в лес хотят.

(Гуси-лебеди)

Был он сделан из полена,

И в каморке с папой жил.

А вот нос его, наверно,

Самым длинным в мире был.

(Буратино)

Он на шарике летал,

Пчёлок обмануть мечтал.

Тучкой притворялся мишка,

Мёд хотел стащить воришка.

(Вини-Пух)

Её узнают все по шапочке красной.

Однажды ей волк повстречался опасный.

Он девочку съел бы и не подавился,

Но тут дровосек с топором появился.

(Красная Шапочка)

Волшебные туфли надел он на ножки,

И всех перегнал на спортивной дорожке.

Украсть падишах его туфли пытался,

Но только в итоге сам с носом остался.

(Маленький Мук)

Тридцать три года жил я у моря,

Рыбу ловил со стихиями споря,

Невод тянул, выбиваясь из сил,

Но чудесный улов все же я отпустил.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

Достался я младшему из братьев.

В отличье от своих собратьев.

Ношу я сапоги на лапах

И с перьями большую шляпу.

Я великана одолел

Его я в прямом смысле съел

(Кот в сапогах)

В день именин она разбогатела.

Попировать с друзьями захотела,

Но тут ее злодей задумал погубить,

Решил ее он задушить.

Это скандал, это кошмар.

Но помешал ему комар!

(Муха-цокотуха)

Мух ловил под потолком,

Ездил на печи потом.

Щуку он в реке поймал,

Слово хитрое узнал.

Родилась девочка в чашечке цветка.

Ростом эта девочка не больше ноготка.

(Дюймовочка)

Бабушка внученьку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка в лес с пирожками пошла,

Что же случилось и кто же она?

(Красная шапочка)

Только этот царь родился -

Сразу в море очутился.

В бочке плыл по морю он.

Звался этот царь? (Гвидон)

Что старик закинул в море,

Чтобы рыбку изловить,

Чтоб старушке непростою,

А хозяйкой морю быть?

(невод - сказка о рыбаке и рыбке)

Девочка в стране чудес

Заглянула в страшный лес,

Где мяукает-живет

Много лет Чеширский кот.

(Алиса в стране чудес)

Мед - любимое лакомство сладкое.

Он таскает у пчелок украдкою.

Очень вкусное, тягучее очень

Кто его все время хочет?

(Винни Пух)

Это скатерть знаменита

Тем, что кормит всех она.

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна.

(скатерть-самобранка)

Послушным детям зонтик разноцветный,

А непослушным - черный полагается.

Он гном-волшебник, многим он известный,

А у, скажи, как гном то называется.

(Оле-Лукойе)

Мой вопрос совсем нетрудный

Он про город изумрудный.

Кто там был правитель славный,

Кто там был волшебник главный?

Как у бабы у Яги нет совсем одной ноги

Зато есть замечательный аппарат летательный.

Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры