Жан батист расин. Расин жан батист Жан расин биография

Главная / Чувства

Жан-Батист Расин - знаменитый поэт-драматург Франции XVII века. Его новый необычный стиль покорил сердца миллионов зрителей и вынес на их суждение чувства и страсти действующих персонажей.

Эта статья посвящена интересным биографическим фактам из жизни и творчества знаменитого драматурга. Также в ней приводится множество иллюстраций: портрет поэта, сочинения литератора, уклад жизни и обиход того времени. Нет только фото Жана-Батиста Расина с женой, так как о личной жизни драматурга нам известно немногое.

Трагедии детских лет

Франция, небольшое графство Валуа. Зимой 1639 года в семье чиновника-налоговика рождается ребенок мужского пола. Это - будущий драматург Жан Расин. Он довольно рано узнал прозу жизни, за несколько лет потеряв обоих родителей.

Спустя два года после рождения первенца от родовой горячки умирает мать, оставив супругу двоих детей - маленького сына Жана и новорожденную дочку Мари.

Отец женится второй раз, но семейное счастье длится недолго. Мужчина умирает в возрасте двадцати восьми лет.

Потерять обоих родителей в столь юном возрасте очень горько и тяжело. И хотя четырехлетний ребенок до конца не осознает, что происходит вокруг, все же такие трагедии оставляют неизгладимый след в его тонкой душе и отрицательно влияют на неустановившуюся детскую психику.

Пережитое в раннем детстве поможет Расину в его творческой деятельности. Испытав глубокие чувства страдания и горя, будущий поэт сможет в своих произведениях талантливо, ярко и реалистично передавать глубину чужих волнений и страстей.

Знакомство с религиозной жизнью

Маленьких сирот взяла себе на воспитание бабушка, которая заботилась об их пропитании и образовании.

В возрасте десяти лет Жан был отправлен на обучение в Бове - город на Севере Франции. Пансион находился при аббатстве Пор-Рояль, которое служило оплотом для приверженцев янсенизма. Мальчик, познакомившись ближе с этим религиозным течением в католицизме, принял его всем сердцем и душой. До конца своих дней он так и остался возвышенно-религиозным человеком, впадающим в меланхолию и увлекающимся мистицизмом.

В Пор-Рояль обосновалась целая община янсенистов. Она включала в себя многих одаренных известных людей, которые выступали против общепринятого иезуитства и причиняли ему много беспокойства. Многие из них были адвокатами и учеными, поэтами и священниками. К янсенистам относил себя знаменитый отечественный математик и физик Паскаль, а также столичный моралист и богослов Николь.

Идея янсенистов, которую искренне поддерживал юный Жан-Батист Расин, сосредотачивалась на божественном предопределении всех событий в жизни человека, так называемой судьбе, которую невозможно изменить или исправить. Личный выбор и собственные убеждения уходили на второй план, уступая место промыслу Божию, а также первородному греху, оказывающему огромное влияние на человеческие мысли и поступки.

В возрасте шестнадцати лет молодой Расин получил доступ в само аббатство. Его обучали четыре образованных филолога того времени, они привили ему любовь к греческой культуре и литературе.

Эллинистическую поэзию Жан Расин знал наизусть, отдаваясь всей душой чувственным порывам и нежным страстям, о которых читал в классических произведениях. Многие любовные книги, которые читал юноша в тот период, были осуждаемы его попечителями. За это юного студента несколько раз подвергали обыску, а найденные романы уничтожали на его глазах.

Образование в Пол-Рояле оказало огромное влияние на жизнь и творчество Жана Расина. Источником его дальнейшего вдохновения становятся искренняя страсть к чувственной литературе и сердечная приверженность идеям янсенизма, которые он хотел соединить воедино в своих произведениях.

Начало творческого пути

В возрасте девятнадцати лет Жан Расин, биография которого терпит дальнейшие преобразования, переезжает в Париж и поступает в коллеж Аркур, где изучает право и философские науки. Там он заводит полезные знакомства в литературной среде и начинает свои писательские труды.

Жан Расин, творчество которого еще никому не было знакомо, пишет несколько пьес и музыкальную оду для придворного исполнения.

Молодой Людовик XIV, который только что сочетался браком с юной Марией-Терезией, обратил внимание на талантливые творения Расина. Король, любивший всевозможные развлечения и увеселения, покровительствовал одаренным людям, писавшим яркие, колоритные произведения для двора. Поэтому он назначил начинающему литератору ежемесячную пенсию, в надежде на его дальнейшие творческие труды.

Пустые надежды

Жан Расин любил писать, это доставляло ему удовольствие и несказанную радость. Но, не имея постоянных средств к существованию, молодой человек понимал, что не может с головой окунуться в литературную деятельность. Нужно было на что-то жить.

Поэтому через год после своего поэтического дебюта начинающий драматург отправляется в Лангедок, где жил его дядя по матери, влиятельный священник, чтобы через него просить церковь о доходной должности. Так он, почти не утруждаясь духовными делами, мог посвятить себя искусству. Но Рим отказал молодому человеку, и тот был вынужден снова вернуться в Париж, чтобы зарабатывать своим пером.

Сотрудничество с Мольером

В столице обаятельный и остроумный Жан Расин приобрёл успех в литературной среде. Перед ним даже открылись двери некоторых аристократических салонов.

Приблизительно в это время начинающий литератор знакомится с знаменитым Мольером - создателем классической комедии и директором уважаемого театра.

Следуя некоторым советам и подсказкам Мольера, молодой Расин пишет трагедии “Фиваида” и “Александр Великий”. Они были поставлены труппой Мольера и имели большой успех.

Отношения с Корнелем

Однако пьесы Расина были жестко раскритикованы Корнелем, который на тот момент являлся самым популярным и уважаемым мастером трагического жанра.

Корнелю не нравился стиль произведений молодого драматурга. Он отмечал в нем глубокий редкий талант, но советовал избрать другой жанр для написания.

Дело в том, что трагедия Жана Расина была полной противоположностью трагедии Корнеля. Если умудренный опытом и годами Корнель писал преимущественно о сильных и волевых героях, то молодой Расин превозносил в своих главных персонажах их чувствительность и неумение совладать с собственными порывами.

Однако, как показало время, Корнель писал уже для прошедшего поколения. Расин же, являясь представителем новой эпохи и впитавший в себя новые условия, творил для современного общества.

Примечательно, что, обладая ярким индивидуальным талантом и осознавая закатившуюся звезду Корнеля-драматурга, молодой Жан-Батист не испытывал ни тени злорадства или недоброжелательства по отношению к своему почтенному оппоненту. Он уважал его неподражаемый талант и его исключительный вклад в театральную культуру государства.

Когда Расин Жан, стихи которого стремительно приобрели всенародное признание и любовь, стал членом Французской академии, он проявлял к Корнелю должное почтение и уважение, не стремясь затмить своим красноречием пожилого человека. Только после смерти Корнеля Жан-Батист произнес в Академии свою первую яркую и незабываемую речь, в честь заслуг и достоинств почившего драматурга.

Жан Расин “Андромаха”. Краткое содержание

Сотрудничество с Мольером было недолгим в творческой жизни Расина. В возрасте двадцати шести лет он переходит в другой театр - Пти-Бурбон, где вскоре ставит свою гениальную и неподражаемую пьесу “Андромаха” - серьезную и суровую трагедию, написанную Александрийским стихом.

После блестящего “Александра Великого” многих ценителей театрального искусства интересовало, какой сюжет для своего следующего произведения выберет Жан Расин? “Андромаха” была основана на мифологическом произведении Еврипида, но несколько изменена и перестроена для современного зрителя.

Суть трагедии Жан-Батист видел не в конфликте между долгом и чувством, а в противоречии различных эмоций и ощущений, которые гнездятся в сердце человека.

Например, двойственный образ Андромахи побуждает зрителей задуматься над истинными причинами ее изменчивого поведения. Почему она, тоскующая по погибшему мужу и ценой шантажа согласившаяся на брак с нелюбимым Пирром, после его смерти воспылала к нему страстью и собирается мстить его убийцам? Сомнения и колебания Андромахи, спрятанные в потаенных глубинах ее сердца, интересуют автора больше, чем ее действия и поступки.

Противоречивы и неподвластны логике чувства и другой героини - Гермионы. Терпя унижение от Пирра, она безумно любит его и отвергает ухаживания верного ей Ореста. Потом, обуреваемая ревностью и обидой, она просит отвергнутого друга убить Пирра, а когда тот умирает, несчастная девушка проклинает Ореста и убивает себя прямо над телом покойного жениха.

Интересная, завораживающая пьеса нашла благоприятный отклик как у разборчивых зрителей, так и у требовательных критиков. Это был великий колоссальный триумф французского драматурга.

Однако многое на сцене зависит не только от автора произведения, но и от игры актеров.

Кого же на главную роль в своей гениальной трагедии рекомендовал Жан Расин? “Андромаха” стала блестящим сценическим успехом его любовницы - актрисы Терезы дю Парк, талантливо отобразившей в образе центральной героини всю глубину и серьезность ведущего конфликта пьесы.

Расцвет творчества

После головокружительного успеха “Андромахи” Жан Расин укрепляет свои позиции как талантливого драматурга и тонкого знатока человеческой души. Он создает яркие, сильные по стилю и тематике трагедии “Британик”, “Береника”, “Баязет” и “Ифигения”.

В это время знаменитый драматург пробует экспериментировать с сюжетами и жанрами. Например, он пишет искрометную комедию “Челобитчики” (или “Сутяги”), где высмеивает французскую судейскую систему. В другом своем произведении - “Британик”, поэт впервые обращается к истории Рима, где рассказывает зрителям о кровожадном предателе Нероне и его жестокой любви к невесте сводного брата.

В этот период Жан Расин приобретает огромное расположение королевского двора. Его пьесы показывают в Версале, они веселят и развлекают не только придворных, но и самого государя. В возрасте тридцати трех лет Жан-Батист удостаивается дворянского титула. Он пользуется покровительством у мадам де Монтеспан - постоянной любовницы Людовика XIV, тем самым имеет возможность часто общаться с самим королем и иметь с ним близкие взаимоотношения.

Жан Расин “Федра”. Краткое содержание

В возрасте тридцати восьми лет Расин сочиняет талантливую и неоднозначную трагедию “Федра”, основанную на полюбившемся драматургу сюжету из греческой мифологии. В древние времена Еврипидом уже была написана одноименная пьеса с похожим содержанием.

Что же нового хотел показать своей трагедией Жан Расин? “Федра” драматурга обращала внимание не столько на саму закрученную интригу, сколько на чувства и ощущения несчастной героини, вынужденной вести мучительную борьбу с собственными страстями.

Действия сюжета разворачиваются в древнегреческом городе Трезен. Афинский царь Тесей отправился на войну и уже как полгода не подает вестей. В это время его жена - молодая и красивая Федра, начинает осознавать, что испытывает запретные грешные чувства к сыну Тесея от первого брака. Ипполит же (так зовут юношу) не подозревает о влюбленности мачехи. Он весь погружен в свои личные переживания - его избранница Арикия является пленницей отца.

Федра, раздираемая гнетущими постыдными желаниями, хочет покончить жизнь самоубийством, но тут приходит весть о смерти Тесея. Обстоятельства меняются. Женщине советуют признаться Ипполиту в любви, так как теперь эти чувства не являются запретными и позорными.

Федра, набравшись мужества, в порыве исступления и горячих эмоций признается пасынку, что уже давно испытывает к нему страсть. Ипполит - чистый и безупречный юноша, в ответ на признание мачехи ощущает только удивление и ужас, смешенный со смущением.

И тут происходит неожиданное - появляется живой и здоровый Тесей! Он удивлен странным отношением, проявленным к нему сыном и супругой при встрече. Вскоре на Ипполита клевещут, будто он хотел изнасиловать свою мачеху, и царь верит этим жестоким наговорам. Он проклинает сына и отказывается слушать его оправдания.

Когда отцовский приговор настигает юношу и тот погибает, Федра решается признаться супругу в постыдных чувствах и оправдать своего любимого человека в глазах отца.

Она кончает жизнь самоубийством, а Тесей, наконец узнавший правду, сокрушается о гибели сына и в память о нем хочет принять его избранницу Арикию как родную дочь.

Отношение к трагедии автора

Как признается сам драматург в предисловии к своей трагедии, перед ее написанием он провел множество исследований и изучил многие мифологические документы, чтобы определить истинные характеры и поступки главных персонажей. Также он рассказывает, что намеренно старался обелить главных героев, чтобы вызвать у зрителей не осуждение, а понимание и сочувствие.

В своем произведении великий драматург отобразил конфликт не только в душе главной героини. Одной из главных его задач было передать противоречие между языческой и христианской трактовкой событий.

Трагедия французского драматурга Жана Расина раскрывала языческий мир влиятельных греческих богов, которые могли казнить и наказывать людей (в случае с Ипполитом). С другой стороны, сквозь все произведение красной нитью проходят идеи янсенистов (понятие божественного предопределения и искупления грехов ценой собственной жизни).

Отношение к трагедии зрителей

Как же восприняла публика бессмертное произведение, которое написал Жан Расин? “Федра” вызвала бурю дискуссий и разногласий по поводу своей необычной интерпретации.

К тому же на первом показе пьеса потерпела полное фиаско из-за завистливых козней недругов Расина. Обратим же на это особое внимание.

Группа влиятельных аристократов во главе с родственниками кардинала Мазарини сорвала премьеру трагедии, выкупив заранее все билеты на ее представление. Параллельно с этим шли показы спектакля с аналогичным сюжетом поэта-пасквилянта Прадона, который был подкуплен недругами Расина. Завистливые противники подстроили все так, что пьеса Прадона собирала множество зрителей, а на показ бессмертной трагедии Расина никто не приходил.

Жан Расин, книги и пьесы которого пользовались широким спросом и невиданной популярностью, оскорбился такой подлой выходкой неприятелей и покинул театральное творчество.

Жизнь после “Федры”

Драматург женился на скромной девушке, которая со временем родила ему семерых детей, и занял почетную должность придворного историографа. В его обязанности входило написание официальной истории Французского государства. Находясь при короле, талантливый Жан-Батист пользовался его полным расположением и испытывал на себе особые милости монарха.

Разочарованный и обиженный Расин двенадцать лет не брался за перо, чтобы писать трагедии. Но однажды он позволил себя уговорить и снова взялся за написание пьес.

По просьбе некоронованной супруги Людовика XIV, госпожи де Ментенон, великий драматург создал две пьесы - “Эсфирь” и “Гофолия” (или “Афалия”). Произведения были написаны специально для постановки в девичьей школе Сен-Сире, поэтому почти не имели любовного конфликта и состояли из поучительной сущности.

Основанные на библейских сюжетах, пьесы (особенно “Гофолия”) имели политическую подоплеку. Они изобличали абсолютную монархию и описывали восстание простых людей против деспота-самодержца.

С тех пор Жан-Батист Расин больше не писал для сценических подмостков. Он вновь почувствовал сильную веру в Бога, привитую ему еще в Пор-Рояле, и проникнулся духом янсенистских учений. Под воздействием благочестивых дум Расин создает религиозные творения: “Духовные песни” и чуть позднее “Краткую историю Пор-Рояля”.

Перед смертью талантливый Жан-Батист полностью обратился на религиозную стезю и считал свою поэтическую деятельность недостойной “скандальной жизнью”, за которую необходимо вымаливать у Бога прощение.

Скончался великий драматург в Париже в возрасте шестидесяти лет.

Творческое наследие

Жан-Батист Расин писал преимущественно в стиле традиционного классицизма: его произведения, основанные на исторической или античной мифологии, состояли из пяти действий, причем события происходили в один день и в одном месте.

Своим творчеством талантливый драматург не хотел коренным образом изменить существующую систему драматургии. Он не писал философских пространных трактатов, а свои мысли и идеи излагал в короткой и простой форме в виде предисловий к изданным трагедиям.

Свое мировоззрение он передавал на практике, отказываясь от идеализации главных персонажей, и обращал внимание не на обязанности и долг своих героев, а на их внутренние конфликты, сердечные переживания, снедающие душу страсти, слабости и искушения.

Все это было близко и понимаемо современниками Расина. Оттого его поэтические творения пользовались огромной любовью и популярностью в XVII веке. Вследствие этого его творческое наследие живо и своевременно и в наши дни.


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

ЖАН РАСИН (1639-1699)

Прославленный французский поэт и драматург Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в маленьком провинциальном городке Ферте-Милон (Шампань). Отец его был чиновником местной налоговой службы, буржуа.

Когда мальчику шел второй год, умерла при родах его мать, а еще через два года в возрасте двадцати восьми лет скончался отец, не оставив детям наследства. Жана и его младшую сестру Мари взяла на воспитание бабушка Мари Демулен, дама, весьма стесненная в средствах и находившаяся под сильным влиянием секты янсенистов.

Янсенизм - это неортодоксальное еретическое течение во французском и нидерландском католицизме. Основателем ереси был голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638). Еретики утверждали, что Иисус Христос пролил свою кровь не за всех людей, но только за избранных, за тех, кто изначально предан ему всей душой.

Янсенисты обычно поддерживали членов своей общины. Вот и в этот раз они бесплатно пристроили мальчика в престижную школу в Бове, которая была тесно связана с парижским женским аббатством Пор-Рояль - главным европейским центром янсенизма. Затем молодой человек был принят на обучение в само аббатство. Это сыграло решающую роль в судьбе будущего поэта. Янсенисты призывали к бескорыстному служению Богу, а потому вокруг них непроизвольно собирались нестяжатели, люди, преданные не золоту, власти и роскоши, а своему долгу и делу в разных сферах общественной жизни. Как результат, во второй половине XVII века аббатство Пор-Рояль стало важнейшим центром французской культуры. Здесь формировался новый тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но и с фанатичной сектантской узостью взглядов.


Во главе еретиков стояли люди светских профессий: филологи, юристы, философы - Антуан Арно, Пьер Николь, Лансело, Амон, Леметр. Все они так или иначе сыграли роль в формировании личности Расина и в его судьбе.

Юный Расин всей душой проникся идеями янсенизма и впоследствии наравне с Блезом Паскалем, тоже выпускником Пор-Рояля, стал одним из самых прославленных апологетов этой ереси.

В Пор-Рояле преподавали ведущие филологи страны. Здесь, наряду с латынью, в обязательном порядке изучали греческий язык, европейскую литературу, риторику, всеобщую грамматику, философию, логику, основы поэтики. Помимо блестящего образования ученики Пор-Рояля получали возможность общаться с высшей аристократией Франции, среди которой было много приверженцев янсенизма. Благодаря этому Расин еще в молодости приобрел светский лоск и непринужденность в обращении, завязал дружеские связи, впоследствии сыгравшие немаловажную роль в его карьере.

В 1660 году Расин завершил обучение в аббатстве и поселился в доме своего двоюродного брата Н. Витара. Тот был управляющим имения видного янсениста герцога де Люина, который вскоре породнился с будущим министром Людовика XIV Кольбер. Впоследствии Людовик XIV оказывал Расину неизменное покровительство.

Еще в школе Расин начал писать латинские и французские стихи. Это увлечение очень не понравилось его учителям-янсенистам. Юноше даже угрожали анафемой. Но результат получился обратный: Расин на время отошел от еретиков. Особенно способствовал этому его успешный литературный дебют. В 1660 году юноша написал оду «Нимфа Сены», посвященную бракосочетанию Людовика XIV. Друзья показали оду Лафонтену, который одобрил произведение и рекомендовал его королю. Это событие запомнилось. По ходатайству Французской Академии Расин получил скромную, но почетную пенсию в 600 ливров.

Постепенно круг литературных знакомств поэта расширялся. Его стали приглашать в придворные салоны, где Расин познакомился с Мольером. Начинающий писатель понравился маститому комедиографу, и он заказал Расину две пьесы. Это были «Фиваида, или Враждующие братья» (поставлена Мольером в 1664 году) и «Александр Великий» (поставлен им же в 1665 году).

Со второй пьесой был связан грандиозный скандал, рассоривший Расина с Мольером. Через две недели после премьеры «Александра Великого» в мольеровском театре та же пьеса появилась на сцене Бургундского отеля, признанного тогда первым театром Парижа. По понятиям того времени это было откровенной подлостью, поскольку пьеса, переданная драматургом театральной труппе, считалась на какое-то время ее исключительной собственностью. Мольер был взбешен! Биографы этот поступок Расина объясняют тем, что в театре Мольера ставили преимущественно комедии, и играть трагедии по канонам XVII века труппа не умела, Расин же хотел видеть свою пьесу поставленной в приподнято-декламационном стиле.

Дальше больше! Под влиянием Расина от Мольера в Бургундский отель ушла его лучшая актриса Тереза Дю Парк. С тех пор Расин и Мольер стали злейшими врагами. Пьесы Расина шли только на сцене Бургундского отеля, а в театре Мольера ставились произведения конкурентов поэта.

Успех пьес закрепил положение Расина при королевском дворе. Более того, вскоре он добился личной дружбы Людовика XIV и обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан.

Однако придворные вынуждены были отметить высокомерность, раздражительность и даже вероломство поэта. Он был снедаем честолюбием. Поговаривали, что помимо короля у Расина был единственный друг - чопорный Буало. Любому другому человеку поэт мог со спокойной душой сделать подлость.

Это объясняет ненависть многих современников к Расину и бесконечные жестокие столкновения, сопровождавшие поэта на протяжении всей его жизни.

А в 1667 году была поставлена великая пьеса Расина «Андромаха», которая сделала поэта главным драматургом Франции. Заглавную роль в пьесе исполнила любовница Расина Тереза Дю Парк, благодаря чему она по праву вошла в историю мирового театра. В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая в дальнейшем стала стандартной в его пьесах: A преследует B, а тот любит C.

Единственная комедия Расина «Сутяги» была поставлена в 1668 году и с одобрением принята публикой, но конкурировать с Мольером поэт не стал.

Да и сил не хватило бы, поскольку в 1669 году на сцене Бургундского отеля с умеренным успехом прошла трагедия «Британник», которой Расин открыто вступил в борьбу со своим предшественником, выдающимся французским поэтом и драматургом Пьером Корнелем (1606-1684), автором великой трагикомедии «Сид».

Постановка в следующем году «Береники», в которой главную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала предметом жестоких кулуарных споров. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет.

В начале XXI века историки литературы более достоверной признают версию, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами своего времени, написал собственную трагедию «Тит и Береника» в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво. Расин одержал в соревновании блестящую победу. Отныне даже самые верные поклонники Корнеля были вынуждены признать превосходство Расина.

Следом за «Береникой» в 1672 году с триумфом последовал «Баязет». В конце того же года Расин, едва достигший 33 лет, был избран членом Французской Академии. При этом большинство членов Академии были против его кандидатуры, но на избрании настоял, сославшись на волю короля, министр Кольбер. В ответ против Расина началась ожесточенная скрытая травля, в которой приняли активное участие весьма влиятельные лица. Дело дошло до того, что враги стали узнавать сюжеты, над которыми работал Расин, и заказывали такие же пьесы другим авторам. Так на парижской сцене одновременно в 1674-1675 годах появились две «Ифигении», а в 1677 году - две «Федры». Второй случай стал поворотным пунктом в судьбе поэта.

«Федра» - вершина драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души.

Враги поэта, объединявшиеся вокруг салона герцогини Бульонской, племянницы кардинала Мазарини, и ее брата Филиппа Манчини, герцога Неверского, увидели в позорной страсти Федры к пасынку намек на их извращенные нравы и приложили все усилия, чтобы провалить постановку.

Предполагают, что герцогиня Бульонская через подставное лицо заказала второстепенному драматургу Прадона создать его версию «Федры». Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. Пьеса Прадона имела бешеный успех, поскольку герцогиня Бульонская оплатила квакеров, устраивавших в течение нескольких спектаклей грандиозные овации. Одновременно по вине подсадной группы, тоже оплаченной герцогиней Бульонской, с треском провалилась трагедия Расина в Бургундском отеле. Хотя при дворе все знали о причинах случившегося, только принц Конде восторженно отозвался о произведении Расина.

Через несколько недель все встало на свои места, и восторженная критика провозгласила торжество Расина. Но осенью 1677 года он и Буало были назначены на должность королевских историографов, что автоматически означало отказ от литературной деятельности. Разразился очередной скандал. И Расин, и Буало были выходцами из буржуа, а должность королевского историографа обычно давалась дворянам. Двор был оскорблен, но вынужден был терпеть.

Летом того же 1677 года поэт женился на набожной и домовитой Катрин де Романе. Она была из солидной буржуазно-чиновничьей семьи янсенистов, никогда не читала светскую литературу и не видела на сцене ни одной пьесы своего мужа. И к лучшему: поэт предался радостям семейной жизни. У Расинов родились подряд семеро детей!

В должности королевского историографа поэт собирал материалы для истории царствования Людовика XIV и сопровождал короля в его военных кампаниях. При дворе против Расина по-прежнему плелись безуспешные интриги, но король был чрезвычайно доволен его работой.

В конце 1680-х годов Людовик XIV вступил в морганатический брак с госпожой де Ментенон, которая ради развлечения покровительствовала закрытому женскому пансиону Сен-Сир. По заказу королевской супруги Расин написал в 1689 году специально для постановки ученицами Сен-Сира трагедию «Эсфирь». Пьеса имела огромный успех, причем на каждом спектакле непременно присутствовал король, а списки избранных зрителей составляла лично госпожа де Ментенон. Приглашение на спектакль рассматривалось как высочайшая милость и было предметом зависти и мечтаний в высших кругах французского общества.

Успех «Эсфири» ввел Расина в интимный кружок семьи короля. По заказу супруги венценосца поэт написал свою последнюю трагедию «Гофолия».

После женитьбы Расин постепенно вновь сблизился с янсенистами. Известно, что он предпринимал неудачные попытки склонить короля в пользу своих бывших учителей. В результате поэт оказался в двойственном положении. С одной стороны, он оставался признанным любимцем короля, с другой, Расин показал себя приверженцем официально осужденной ереси. С одной стороны, он хлопотал о придворной карьере для своего сына, с другой стороны, пытался поместить свою дочь, пожелавшую стать монахиней, в монастырь Пор-Рояль, официально закрытый для приема новых послушниц и находившийся под угрозой полного запрещения.

Постепенно Расин отдалился от двора, что дало повод некоторым биографам утверждать, что в конце жизни поэт попал в королевскую опалу.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение.
............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Расин); его произведения - это расцвет национального классицистического театра. Жан Расин появился на свет 21 декабря 1639 года в графстве Валуа, в небольшом городе Ла-Ферте-Милон; его отец был налоговым чиновником. Жана воспитывала бабушка, поскольку при родах сестры мальчика умерла их мать, а через два года и отец.

В 1649 г. Жан становится учащимся в школе, открытой при монастыре Пор-Руаяль, а с 1655 г. - учеником в самом аббатстве. У него были прекрасные учителя-филологи, благодаря чему он и сам превратился в очень знающего эллиниста. Мировоззрение, складывающееся под влиянием янсенизма, и любовь к классике, их противоречие стали для Расина во многом определяющими в его дальнейшей биографии, в частности, в творчестве, превратились в источник вдохновения. Аскетического образа жизни Жан Расин придерживался недолго и переключился на сочинение од. Завершить образование ему довелось в коллеже Аркур в Париже.

С 1666 г. он жил у двоюродного брата, управляющего герцогским имением. В этом же году состоялось его знакомство с Мольером, Лафонтеном , Буало. Ода «Нимфа Сены», восхвалявшая двор, сделала его получателем пенсии, назначенной Людовиком XIV. Известно, что в это время он написал две пьесы, которые не сохранились до нашего времени.

В 1661 г. Жан Расин переезжает в южный город Юзе, к дяде-священнику, рассчитывая на получение бенефиция от церкви, который дал бы ему шанс целиком и полностью посвятить себя занятию литературой. Однако Расин столкнулся с отказом, и ему в 1662 или 1663 г. пришлось вернуться в Париж. Находясь в столице, Жан Расин являлся активным участником литературного сообщества, его связи росли, одна за другой распахивались двери салонов, близких ко двору. Принято считать, что сам Мольер посоветовал написать пьесы «Фиваида, или Братья-враги» и «Александр Великий» и сам же поставил по ним спектакли в 1664 и 1665 гг. соответственно. Однако, несмотря на покровительство знаменитого драматурга, дебютные пьесы не стали полной демонстрацией таланта начинающего автора.

В 1667 г. выходит трагедия Расина «Андромаха», успех которой превзошел все ожидания. За годы, предшествующие постановке трагедии, Расин заметно сблизился с высшим обществом, сумел завоевать благосклонность мадам де Монтеспан, которая была любовницей короля. Его собственная пассия, актриса Тереза Дюпарк, сыгравшая в «Андромахе» главную роль, перешла к Расину из труппы Мольера. Тем не менее творческая жизнь драматурга протекала непросто, была наполнена ожесточенными столкновениями с людьми, не принимавшими его произведений, главным образом, из-за личных качеств самого Расина, его непомерного честолюбия, раздражительности, заносчивости.

В 1669 г. была достаточно тепло встречена публикой его трагедия «Британик», и гораздо больший успех имела перенесенная на театральные подмостки в следующем году после написания трагедия «Береника» (1678). После постановки была воспринята крайне негативно трагедия «Федра», и сочинение пьес литератор практически прекратил более чем на 10 лет.

В этот период Расин стал королевским историографом, сменив на должности Буало, взял в жены хозяйственную и религиозную женщину, которая подарила ему семерых детей. В 1689 и 1691 гг. он написал две единственные пьесы, которые попросила его сочинить мадам де Ментенон для постановки воспитанницами ее школы. 21 апреля 1699 г. выдающийся французский драматург скончался в Париже; похоронили его рядом с церковью Сент-Этьен-дю-Монт.

Если Корнель показывает людей такими, как они должны быть, то Расин - такими, как они есть. (Ж. де Лабрюйер)

С творчеством Расина французская классическая трагедия вступает в период зрелости, четко обозначенный рубежом в политической и культурной истории Франции. На смену заостренной политической проблематике эпохи Ришелье и Фронды с ее культом сильной воли и идеями неостоицизма приходит новое, более сложное и гибкое понимание человеческой личности, получившее свое выражение в учении янсенистов и в связанной с ним философии Паскаля. Эти идеи сыграли важную роль в формировании духовного мира Расина.

Жан Расин (Jean Racine, 1639--1699) родился в небольшом провинциальном городке Ферте-Милон в буржуазной семье, представители которой на протяжении нескольких поколений занимали различные административные должности. Такое же будущее ожидало и Расина, если бы не ранняя смерть родителей, не оставивших после себя никакого состояния. С трехлетнего возраста он находился на попечении бабушки, весьма ограниченной в средствах. Однако давние и тесные связи семьи с янсенистской общиной помогли ему бесплатно получить превосходное образование, сначала в школе при Пор-Рояле, потом в янсенистском коллеже. Янсенисты были прекрасными педагогами, строившими обучение на совершенно новых началах - кроме обязательной в ту пору латыни они обучали древнегреческому языку и литературе, большое значение придавали изучению родного языка (им принадлежит составление первой научной грамматики французского языка), риторики, основ поэтики, а также логики и философии. Пребывание в коллеже имело важное значение как для духовного развития Расина, так и для его будущей судьбы. Отпечаток философских и нравственных идей янсенизма мы находим почти во всех его трагедиях; знание древнегреческой литературы во многом определило выбор источников и сюжетов; присущее ему мастерство полемиста оттачивалось в атмосфере дискуссий и публицистических выступлений его прямых и косвенных наставников (Арно, Николя, Паскаля). Наконец, личные дружеские связи с некоторыми знатными питомцами коллежа ввели его в высшее общество, которое едва ли могло быть ему доступно при его буржуазном происхождении. В дальнейшем эти связи сыграли немалую роль в его литературной карьере.

Самая знаменитая трагедия Расина "Федра" (1677) была написана в момент, когда театральный успех Расина достиг, казалось, своего апогея. И она же стала поворотным пунктом в его судьбе, фактически подвела черту под его творчеством как театрального автора.

Первоначально трагедия называлась "Федра и Ипполит" и ее источниками послужили пьесы Еврипида ("Ипполит") и Сенеки ("Федра").

Федра, которой постоянно изменяет погрязший в пороках Тесей, чувствует себя одинокой и заброшенной, поэтому в ее душе рождается пагубная страсть к пасынку Ипполиту. Федра полюбила Ипполита потому, что в нем как бы воскрес прежний, некогда доблестный Тесей. В то же время Федра признается, что ужасный рок тяготеет над ней и ее семьей и что склонность к преступным страстям унаследована ею от предков. В нравственной испорченности окружающих убеждается и Ипполит. Обращаясь к своей возлюбленной Арикии, Ипполит заявляет, что все они "охвачены страшным пламенем порока", и призывает ее покинуть "роковое и оскверненное место, где добродетель призвана дышать зараженным воздухом".

Главное отличие Федры Расина от Федры древних авторов заключается в том, что героиня не просто выступает как типичный представитель своей испорченной среды. Она одновременно возвышается над этой средой. Так, у Сенеки характер и поступки Федры обусловлены дворцовыми нравами разнузданной эпохи Нерона. Царица изображается как натура чувственная и примитивная, живущая только своими страстями. У Расина же Федра - это человек, инстинкт и страсть соединяются с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и совершенству. К тому же героиня ни на мгновение не забывает о том, что является не частным лицом, а царицей, от которой зависит судьба целого народа, и это усугубляет ее положение.

Трагедия главных действующих лиц, ведущих свой род от богов, в пьесе Расина напрямую связана с их происхождением. Герои воспринимают свою родословную не как честь, а как проклятье, которое обрекает на гибель. Для них это наследие страстей, а также вражды и мести, причем не простых людей, а сверхъестественных сил. Происхождение, по мнению Расина, - это великое испытание, которое оказывается не по плечу слабому смертному.

Преступная страсть Федры к пасынку с самого начала трагедии обречена. Недаром первые слова Федры в момент ее появления на сцене - о смерти. Тема смерти проходит через всю трагедию, начиная с первой сцены - вести о гибели Тесея - и вплоть до трагической развязки. Смерть и царство мертвых входят в судьбу главных действующих лиц как часть их деяний, их семьи, их мира. Таким образом, в трагедии стирается грань между земным и потусторонним.

Кульминация трагедии - это, с одной стороны, клевета Федры, а с другой - победа нравственной справедливости над эгоизмом в душе героини. Федра восстанавливает истину, но жизнь для нее нестерпима, и она убивает себя.

Основной принцип и цель трагедии - вызвать сострадание к герою, "преступному поневоле", представив его вину как проявление общечеловеческой слабости. Именно эта концепция лежит в основе расиновского понимания трагедии.

На протяжении последних лет вокруг него сгущалась сеть интриг и сплетен, его привилегированное положение и благосклонность к нему двора расценивались в аристократических кругах как посягательство на веками утвержденную социальную иерархию. Косвенно это отражало недовольство старой аристократии новыми порядками, исходившими от короля и насаждаемыми его буржуазным министром Кольбером. Расина и Буало рассматривали как буржуазных выскочек, "людей Кольбера", не упускали случая выказать им свое пренебрежение и "поставить на место". Когда в конце 1676 г. стало известно, что Расин работает над "Федрой", второстепенный драматург Прадон, приписывавший Расину неудачу своей последней пьесы, в короткий срок написал трагедию на тот же сюжет, которую предложил бывшей труппе Мольера (самого Мольера уже не было в живых). В XVIII в. биографы Расина выдвинули версию, будто пьеса была заказана Прадону главными врагами Расина - герцогиней Бульонской, племянницей кардинала Мазарини, и ее братом герцогом Неверским. Документальных подтверждений этому нет, но даже если Прадон действовал самостоятельно, он вполне мог рассчитывать на поддержку этих влиятельных лиц. Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. Хотя ведущие актрисы труппы Мольера (в том числе и его вдова Арманда) отказались играть в пьесе Прадона, она имела бурный успех: герцогиня Бульонская скупила большое число мест в зале; ее клака восторженно аплодировала Прадону. Аналогичным образом был организован провал расиновской "Федры" в Бургундском отеле. Прошло совсем немного времени, и критика единодушно воздала должное "Федре" Расина. Прадон же вошел в историю литературы в неприглядной роли ничтожного интригана и марионетки в руках сильных мира сего.

Впоследствии "Федра" была признана лучшей трагедией драматурга, но, несмотря на это, Расин всё-таки окончательно порвал с театром и начал вести жизнь примерного семьянина. Летом 1677 года он женился на Катерине Романе - благопристойной девушке из хорошей семьи, которая даже не подозревала, что её муж - великий драматург, и до конца своих дней считала, что в театре царит разврат.

100 великих поэтов Еремин Виктор Николаевич

ЖАН РАСИН (1639-1699)

ЖАН РАСИН (1639-1699)

Прославленный французский поэт и драматург Жан Расин родился 21 декабря 1639 года в маленьком провинциальном городке Ферте-Милон (Шампань). Отец его был чиновником местной налоговой службы, буржуа.

Когда мальчику шел второй год, умерла при родах его мать, а еще через два года в возрасте двадцати восьми лет скончался отец, не оставив детям наследства. Жана и его младшую сестру Мари взяла на воспитание бабушка Мари Демулен, дама, весьма стесненная в средствах и находившаяся под сильным влиянием секты янсенистов.

Янсенизм – это неортодоксальное еретическое течение во французском и нидерландском католицизме. Основателем ереси был голландский теолог Корнелий Янсений (1585-1638). Еретики утверждали, что Иисус Христос пролил свою кровь не за всех людей, но только за избранных, за тех, кто изначально предан ему всей душой.

Янсенисты обычно поддерживали членов своей общины. Вот и в этот раз они бесплатно пристроили мальчика в престижную школу в Бове, которая была тесно связана с парижским женским аббатством Пор-Рояль – главным европейским центром янсенизма. Затем молодой человек был принят на обучение в само аббатство. Это сыграло решающую роль в судьбе будущего поэта. Янсенисты призывали к бескорыстному служению Богу, а потому вокруг них непроизвольно собирались нестяжатели, люди, преданные не золоту, власти и роскоши, а своему долгу и делу в разных сферах общественной жизни. Как результат, во второй половине XVII века аббатство Пор-Рояль стало важнейшим центром французской культуры. Здесь формировался новый тип интеллектуально развитого человека с высоким чувством моральной ответственности, но и с фанатичной сектантской узостью взглядов.

Во главе еретиков стояли люди светских профессий: филологи, юристы, философы – Антуан Арно, Пьер Николь, Лансело, Амон, Леметр. Все они так или иначе сыграли роль в формировании личности Расина и в его судьбе.

Юный Расин всей душой проникся идеями янсенизма и впоследствии наравне с Блезом Паскалем, тоже выпускником Пор-Рояля, стал одним из самых прославленных апологетов этой ереси.

В Пор-Рояле преподавали ведущие филологи страны. Здесь, наряду с латынью, в обязательном порядке изучали греческий язык, европейскую литературу, риторику, всеобщую грамматику, философию, логику, основы поэтики. Помимо блестящего образования ученики Пор-Рояля получали возможность общаться с высшей аристократией Франции, среди которой было много приверженцев янсенизма. Благодаря этому Расин еще в молодости приобрел светский лоск и непринужденность в обращении, завязал дружеские связи, впоследствии сыгравшие немаловажную роль в его карьере.

В 1660 году Расин завершил обучение в аббатстве и поселился в доме своего двоюродного брата Н. Витара. Тот был управляющим имения видного янсениста герцога де Люина, который вскоре породнился с будущим министром Людовика XIV Кольбер. Впоследствии Людовик XIV оказывал Расину неизменное покровительство.

Еще в школе Расин начал писать латинские и французские стихи. Это увлечение очень не понравилось его учителям-янсенистам. Юноше даже угрожали анафемой. Но результат получился обратный: Расин на время отошел от еретиков. Особенно способствовал этому его успешный литературный дебют. В 1660 году юноша написал оду «Нимфа Сены», посвященную бракосочетанию Людовика XIV. Друзья показали оду Лафонтену, который одобрил произведение и рекомендовал его королю. Это событие запомнилось. По ходатайству Французской Академии Расин получил скромную, но почетную пенсию в 600 ливров.

Постепенно круг литературных знакомств поэта расширялся. Его стали приглашать в придворные салоны, где Расин познакомился с Мольером. Начинающий писатель понравился маститому комедиографу, и он заказал Расину две пьесы. Это были «Фиваида, или Враждующие братья» (поставлена Мольером в 1664 году) и «Александр Великий» (поставлен им же в 1665 году).

Со второй пьесой был связан грандиозный скандал, рассоривший Расина с Мольером. Через две недели после премьеры «Александра Великого» в мольеровском театре та же пьеса появилась на сцене Бургундского отеля, признанного тогда первым театром Парижа. По понятиям того времени это было откровенной подлостью, поскольку пьеса, переданная драматургом театральной труппе, считалась на какое-то время ее исключительной собственностью. Мольер был взбешен! Биографы этот поступок Расина объясняют тем, что в театре Мольера ставили преимущественно комедии, и играть трагедии по канонам XVII века труппа не умела, Расин же хотел видеть свою пьесу поставленной в приподнято-декламационном стиле.

Дальше больше! Под влиянием Расина от Мольера в Бургундский отель ушла его лучшая актриса Тереза Дю Парк. С тех пор Расин и Мольер стали злейшими врагами. Пьесы Расина шли только на сцене Бургундского отеля, а в театре Мольера ставились произведения конкурентов поэта.

Успех пьес закрепил положение Расина при королевском дворе. Более того, вскоре он добился личной дружбы Людовика XIV и обрел покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан.

Однако придворные вынуждены были отметить высокомерность, раздражительность и даже вероломство поэта. Он был снедаем честолюбием. Поговаривали, что помимо короля у Расина был единственный друг – чопорный Буало. Любому другому человеку поэт мог со спокойной душой сделать подлость.

Это объясняет ненависть многих современников к Расину и бесконечные жестокие столкновения, сопровождавшие поэта на протяжении всей его жизни.

А в 1667 году была поставлена великая пьеса Расина «Андромаха», которая сделала поэта главным драматургом Франции. Заглавную роль в пьесе исполнила любовница Расина Тереза Дю Парк, благодаря чему она по праву вошла в историю мирового театра. В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая в дальнейшем стала стандартной в его пьесах: A преследует B, а тот любит C.

Единственная комедия Расина «Сутяги» была поставлена в 1668 году и с одобрением принята публикой, но конкурировать с Мольером поэт не стал.

Да и сил не хватило бы, поскольку в 1669 году на сцене Бургундского отеля с умеренным успехом прошла трагедия «Британник», которой Расин открыто вступил в борьбу со своим предшественником, выдающимся французским поэтом и драматургом Пьером Корнелем (1606-1684), автором великой трагикомедии «Сид».

Постановка в следующем году «Береники», в которой главную роль исполняла новая любовница Расина, мадемуазель де Шанмеле, стала предметом жестоких кулуарных споров. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и его невестку Генриетту Английскую, которая будто бы и подала Расину и Корнелю идею написать пьесу на один и тот же сюжет.

В начале XXI века историки литературы более достоверной признают версию, что в любви Тита и Береники отразился краткий, но бурный роман короля с Марией Манчини, племянницей кардинала Мазарини, которую Людовик хотел посадить на трон. Версия о соперничестве двух драматургов также оспаривается. Вполне возможно, что Корнель узнал о намерениях Расина и, в соответствии с литературными нравами своего времени, написал собственную трагедию «Тит и Береника» в надежде взять верх над соперником. Если это так, он поступил опрометчиво. Расин одержал в соревновании блестящую победу. Отныне даже самые верные поклонники Корнеля были вынуждены признать превосходство Расина.

Следом за «Береникой» в 1672 году с триумфом последовал «Баязет». В конце того же года Расин, едва достигший 33 лет, был избран членом Французской Академии. При этом большинство членов Академии были против его кандидатуры, но на избрании настоял, сославшись на волю короля, министр Кольбер. В ответ против Расина началась ожесточенная скрытая травля, в которой приняли активное участие весьма влиятельные лица. Дело дошло до того, что враги стали узнавать сюжеты, над которыми работал Расин, и заказывали такие же пьесы другим авторам. Так на парижской сцене одновременно в 1674-1675 годах появились две «Ифигении», а в 1677 году – две «Федры». Второй случай стал поворотным пунктом в судьбе поэта.

«Федра» – вершина драматургии Расина. Она превосходит все другие его пьесы красотой стиха и глубоким проникновением в тайники человеческой души.

Враги поэта, объединявшиеся вокруг салона герцогини Бульонской, племянницы кардинала Мазарини, и ее брата Филиппа Манчини, герцога Неверского, увидели в позорной страсти Федры к пасынку намек на их извращенные нравы и приложили все усилия, чтобы провалить постановку.

Предполагают, что герцогиня Бульонская через подставное лицо заказала второстепенному драматургу Прадона создать его версию «Федры». Обе премьеры прошли с промежутком в два дня в двух конкурирующих театрах. Пьеса Прадона имела бешеный успех, поскольку герцогиня Бульонская оплатила квакеров, устраивавших в течение нескольких спектаклей грандиозные овации. Одновременно по вине подсадной группы, тоже оплаченной герцогиней Бульонской, с треском провалилась трагедия Расина в Бургундском отеле. Хотя при дворе все знали о причинах случившегося, только принц Конде восторженно отозвался о произведении Расина.

Через несколько недель все встало на свои места, и восторженная критика провозгласила торжество Расина. Но осенью 1677 года он и Буало были назначены на должность королевских историографов, что автоматически означало отказ от литературной деятельности. Разразился очередной скандал. И Расин, и Буало были выходцами из буржуа, а должность королевского историографа обычно давалась дворянам. Двор был оскорблен, но вынужден был терпеть.

Летом того же 1677 года поэт женился на набожной и домовитой Катрин де Романе. Она была из солидной буржуазно-чиновничьей семьи янсенистов, никогда не читала светскую литературу и не видела на сцене ни одной пьесы своего мужа. И к лучшему: поэт предался радостям семейной жизни. У Расинов родились подряд семеро детей!

В должности королевского историографа поэт собирал материалы для истории царствования Людовика XIV и сопровождал короля в его военных кампаниях. При дворе против Расина по-прежнему плелись безуспешные интриги, но король был чрезвычайно доволен его работой.

В конце 1680-х годов Людовик XIV вступил в морганатический брак с госпожой де Ментенон, которая ради развлечения покровительствовала закрытому женскому пансиону Сен-Сир. По заказу королевской супруги Расин написал в 1689 году специально для постановки ученицами Сен-Сира трагедию «Эсфирь». Пьеса имела огромный успех, причем на каждом спектакле непременно присутствовал король, а списки избранных зрителей составляла лично госпожа де Ментенон. Приглашение на спектакль рассматривалось как высочайшая милость и было предметом зависти и мечтаний в высших кругах французского общества.

Успех «Эсфири» ввел Расина в интимный кружок семьи короля. По заказу супруги венценосца поэт написал свою последнюю трагедию «Гофолия».

После женитьбы Расин постепенно вновь сблизился с янсенистами. Известно, что он предпринимал неудачные попытки склонить короля в пользу своих бывших учителей. В результате поэт оказался в двойственном положении. С одной стороны, он оставался признанным любимцем короля, с другой, Расин показал себя приверженцем официально осужденной ереси. С одной стороны, он хлопотал о придворной карьере для своего сына, с другой стороны, пытался поместить свою дочь, пожелавшую стать монахиней, в монастырь Пор-Рояль, официально закрытый для приема новых послушниц и находившийся под угрозой полного запрещения.

Постепенно Расин отдалился от двора, что дало повод некоторым биографам утверждать, что в конце жизни поэт попал в королевскую опалу.

Для русских поэтов XVIII века Расин был высочайшим образцом для подражания. Особенно часто в нашей стране переводилась «Федра». Известны тексты Г. Р. Державина, Ф. И. Тютчева, П. А. Катенина, В. Я. Брюсова, начало трагедии переведено О. Э. Мандельштамом. Из книги Шарль Перро автора Бойко Сергей Павлович

1638–1639 годы В самом начале третьего года обучения Шарля в коллеже случилось событие, в корне изменившее всю его жизнь. На пятый день занятия были прерваны: у короля родился долгожданный наследник - сын Луи Дьедонне, дофин Франции, будущий король Людовик XIV. В жизни Шарля

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

1699 год После освобождения от обвинения Пьер Перро, поступивший на военную службу, уехал в армию. Отец остался с двумя старшими сыновьями.Но удар, нанесенный ему младшим и любимым сыном, оказался смертельным. Сильный, энергичный человек становится малоподвижным. Одно лишь

Из книги Любовные письма великих людей. Мужчины автора Коллектив авторов

Князь Никита Юрьевич Трубецкой (1699–1767) Эпоха дворцовых переворотов, кроме иных последствий, повреждала умы и характеры тех, кто попадал в ее водоворот. Люди вроде бы вполне нормальные, совестливые и богобоязненные, если не ломались, то вдруг становились оборотистыми

Из книги автора

Джордж Фаркер – Анне Олдфельд (1699(?), воскресенье, после проповеди) Я пришел, я увидел и был покорен. Мне всегда есть что сказать, но сегодня язык отказывается повиноваться мне. Там, куда другие ходят, чтобы сохранить душу, я потерял свою; надеюсь, что Господь, по праву

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры