Живи и помни почему такое название. Cочинение «Смысл названия повести В

Главная / Чувства

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког-да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос-ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь-ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» — это книга не только о жизни глав-ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма-тических периодов истории. Глубина затронутой пробле-мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по-ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про-изведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафь-ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не-разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс-лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони-кая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това-рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране-ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце-леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви-деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры-ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело-веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы-вается, что толкает свою жену на преступление перед соб-ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре-бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто-ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро-дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли-шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета-нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению. Материал с сайта

Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже-лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде-лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото-рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино-кой, оторванной от народа.

Настена — нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характеристика гуськова живи и помни?
  • небольшие сочинения по литературе на тему распутин живи и помни
  • в.распутин повесть живи и помни
  • сочинение Смысл названия повестей Валентина Распутина
  • быков живи и помни анализ

«Распутин» - Печататься начал в 1951 году. Экранизации. Журналист. В 1989-90 - Народный депутат Верховного Совета СССР. Валентин григорьевич распутин. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии». Награды. В 2004 г. опубликовал книгу «Дочь Ивана, мать Ивана». В кругу единомышленников. Творчество. Почётный гражданин Иркутска (1986).

«В.Г.Распутин Уроки французского» - Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. -О чем говорит название рассказа? -От чьего лица ведется повествование? Одиннадцатилетний мальчик приезжает учиться в райцентр, где есть школа-восьмилетка. Полуторка – (разг.) Грузовая машина грузоподъёмностью в 1,5 тонны. Облигации. -Чем закончилась игра?

«Распутин уроки» - Нравственный идеал в повестях В. Распутина Урок литературы в 11 классе. Кластер. Проблемы, которые затрагивает Валентин Распутин. Нравственность. Задачи урока: Ч е л о в е к. Эйдос-конспект. Дом и семья Работа Люди Земля. В. Астафьев. Рефлексия урока. Синквейн. Цели урока:

«Творчество Распутина» - В настоящее время В. Г. Распутин живёт. Почему герой рассказа стал играть в «Чеку»? В 90 – е годы в своих прозведениях. Почему общение с Лидией Михайловной автор назовёт впоследствии «Уроки доброты»? В какой области родился В. Г. Распутин? В молодости дружил с А. В. Вампиловым. В настоящее время живет в Москве и в Иркутске.

«Распутин биография» - Григорий Распутин. Познакомились с человеком Божиим - Григорием из Тобольской губ. Пили чай с Милицей и Станой. Холодный ветреный день.. Биография. Источники сообщают различные даты рождения между 1864 и 1872 годом. 29 июня (12 июля) 1914 г. на Распутина в селе Покровском было совершено покушение. Вторник.

«Повесть Распутина Прощание с Матерой» - Туристы и интуристы. Дома. Вот приходится думать и об этом…». А тут плавают ваши кресты. Должно уйти под воду всё: Кладбище. Ход урока: Вчера к 11 часам утра напор воды у переборской плотины достиг 12 метров. Работа с текстом. Оборудование: Цифры, факты.). Вывод по уроку: Может, человек больше обрёл, чем потерял?

Сочинение

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше?

В. Распутин. Живи и помни

Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание.

«Живи и помни» - это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне.

Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий.

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа.

Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Другие сочинения по этому произведению

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».) Повесть В. Распутина "Живи и помни" Почему "Живи и помни"? Проблемы нравственности в современной литературе Проблемы нравственности в современной литературе (по повести В. Распутина «Живи и помни») Рецензия на книгу В. Г. Распутина «Живи и помни» Рецензия на книгу В. Распутина «Живи и помни» Любовь и война на страницах повести В.Г. Распутина «Живи и помни» Человек на войне на примере повести «Живи и помни» Анализ повести "Живи и помни" Распутина В.Г. Проблемы нравственного выбора

Все чудесно и безмятежно. Мифическое умиротворение рушится, когда я нечаянно останавливаю свой взгляд на второй полке маминого стеллажа. Бесспорно, мне не дает погрузиться в сон красная книга, не так давно оказавшаяся среди старинных, зачитанных томов Пушкина, Лермонтова, Толстого. Удивительно то, что я совершенно не интересуюсь, откуда она взялась. Наоборот, мой истомленный разум приводит в смятение вовсе иной вопрос: почему Распутин дал название книге "Живи и помни"? Данный заголовок приковывает мое внимание. "Живи и помни" - тут скрывается какой-нибудь заветный, злободневно важный смысл. Кому и зачем были предназначены эти слова? Не знаю. Поэтому и сажусь я поблизости от окна, беру в руки книгу Распутина и забываюсь на продолжительное время, перелистывая страницы этой повести.

Ее главный герой, Андрей Гуськов, до войны был славным, работящим парнем, послушным сыном, надежным мужем. На фронт он отправлен в сорок первом году. "Поперек других не лез, но и за чужие спины не прятался", - говорит о нем автор. Не из числа робких был Андрей - воевал три года исправно. Правда, умирать ему не хотелось. А еще присутствовало огромное желание повидать родных, встретиться с любимой женой Настеной. И вышло так, что после тяжелого ранения в грудь он попадает в новосибирский госпиталь, от которого до дома "рукой подать". Но комиссия не дает ему даже короткого отпуска - определяет сразу на фронт. Тогда-то и принимает солдат опрометчивое решение - пробует "рвануть" без позволения начальства в самовольную отлучку домой.

Лишь увязнув в медлительных военных поездах, осознал Андрей, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство. Будь поезд побыстрее, вернулся бы он вовремя. И ведь не за "шкуру он трясся", а хотел повидать родных - может быть, в последний раз. Чем же обернулся его поступок, ставший выбором всей жизни? И вообще, было ли у него право на исполнение такого, пусть даже самого скромного, желания - повидать жену? Нет. А Андрей забыл о том, что нельзя устроить себе счастье отдельно от общей судьбы народа. Вся же тяжелая душевная ноша легла на Настену.

Автор замечает: "...в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет". И она терпит. Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя. "Без вины, а повинна", - говорит Распутин. Настена "взяла" крест Андрея, который пока еще смутно понимает, чем обернется его решение вернуться домой. Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой. И вскоре начинают прослеживаться ужасные последствия отступничества, прежде всего для самого человека. Происходит неминуемый распад, утрата личности. И кара человека в нем самом. Научился Андрей от бродившего возле избушки зверя выть по-волчьи и со злорадной мстительностью думал: "Пригодится добрых людей пугать". Приспособился красть рыбу из чужих лунок - и не от крайней нужды, а из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто, не прячась, не боясь. Затем подходит к чужой деревне и убивает теленка, так и не поняв, что сделал это не только ради мяса, а в угоду какой-то своей прихоти, поселившейся в нем прочно и властно.

Так нарушаются связи с тем, что дорого и свято каждому: с людьми, с природой, с уважением к чужому труду и имуществу. Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа, а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые и нужные радости. Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь вместе с людьми. Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая, посторонняя. Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы. К великому празднику Победы "никакого отношения не имеет. Самый последний человек имеет, а она нет". Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его? Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него? Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое материнство, краденая жизнь.

"Сладко жить, страшно жить, стыдно жить", - замечает Распутин. Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот. И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая, истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая в воды Ангары. Своей способностью на жертву, принятием на себя, неповинную, вины мужа, она воплощает истинные ценности. Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил нисколько. А вот Андрей не выдержал испытаний жизни. Рушатся его моральные устои. И нет теперь его бегству оправдания, которое он видел в будущем ребенке. Он думал, что народившаяся жизнь заменит загубленную, избавит его от мучительных уколов совести за бесполезно сгоревшее существование. Смертью жены и неродившегося ребенка, тех, кто был Андрею дорог, чем объяснял он, оправдывал свое дезертирство, карает автор героя: "Живи и помни. Живи и помни!"

Случается возмездие смертью, а бывает - жизнью. Так вот Андрей принужден существовать. Но проживать бессодержательным, забитым, озверевшим. Всякая смерть лучше подобной жизни. А вина Андрея в том, что он в нелегкую пору откололся от своего народа. И Распутин беспощадно подвергает наказанию его за это. "Живи и помни. Живи и помни!" - адресуется автор к своим читателям, чтобы не забывали мы о том, что невозможно выжить отдельно от общенародной судьбы.

Всякий ли понимает, как стыдно жить, ког­да другой на твоем месте сумел бы прожить лучше? В. Распутин. Живи и помни Одной из лучших книг о войне заслуженно считается повесть В. Распутина «Живи и помни», которая сразу пос­ле ее издания в 1974 году вызвала живой интерес не толь­ко среди советских читателей, но и очень скоро получила европейское признание. «Живи и помни» - это книга не только о жизни глав­ных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драма­тических периодов истории. Глубина затронутой пробле­мы, философское осмысление выбора и, как следствие, по­ступков людей ставит эту книгу в ряд классических про­изведений о войне. Название повести связано с высказыванием В. Астафь­ева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое - с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, не­разуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя». Две судьбы раскрываются перед нами в повести «Живи и помни», мы получаем возможность проследить за мыс­лями, чувствами и поступками двух людей, глубоко прони­кая в истинные мотивы их действий. Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и това­рищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ране­ние заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уце­леть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало. Очень надеялся Гуськов, что из госпиталя его направят домой, но судьба распорядилась иначе: его снова вызвали на боевые позиции. Страх перед смертью и неимоверное желание уви­деть жену, родных (хотя бы на один день!) толкают Андрея на побег. Нет, он еще никого не предал действием, потому что рассчитывал обернуться за два дня и вернуться-таки на фронт. Но неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это - судьба, назад дороги нет. Вынужденный скры­ваться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все чело­веческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь. Он даже не задумы­вается, что толкает свою жену на преступление перед соб­ственной совестью и перед людьми; в своем будущем ре­бенке Гуськов видит лишь продолжение себя, а не самосто­ятельного человека, которому из-за эгоизма отца так и не суждено будет появиться на свет. И меньше всего Андрея Гуськова беспокоит то, что он предал свою землю, свою Ро­дину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, ли­шив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочета­нии с жестокостью во все времена подвергалась осуждению.Совсем другой предстает перед нами Настена, не поже­лавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разде­лившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце На- стены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с кото­рым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одино­кой, оторванной от народа. Настена - нравственный идеал в повести Распутина, потому что она находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает. И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Образ же Гуськова не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры