Знаменитые картины винсента ван гога. Биография ван гога Винсент ван гог картины

Главная / Чувства

Поскольку биография мастера действительно перенасыщена на интересные факты, хотелось бы структурировать свой рассказ на две части. Первая освещает историю того, как Винсент Ван Гог стал известным, а во второй будет привычная подборка занятных инцидентов и событий из жизни великого художника. Материал не является биографической выкладкой, здесь собраны самые интересные моменты и ситуации из жизненного пути художника.

Бесценная переписка с родным братом

Биография великого художника богата на интересные факты, про большинство он сам рассказывал в переписке со своим братом Тео. Благодаря этим бесценным письмам, мы знаем каким человеком был Винсент ван Гог. Всего сохранилось 903 письма, за время их общения в период с 1872 по 1890 годы. Что примечательно, после того как Винсент начал заниматься живописью, он иллюстрировал практически каждое свое письмо. Таким образом художник демонстрировал как идёт работа, дополнительно он рассказывал в деталях, какие цвета присутствуют в картине. Для искусства это феноменальное явление, когда все интересные факты про ван Гога описаны в его же письмах. Уровень откровенности переписки настолько высок, что Винсент рассказывал о всех своих болезнях, включая импотенцию.

Теодор трепетно относился к переписке с братом, сохранив 820 писем. Чего нельзя сказать об Винсенте, в его вещах было найдено всего 83 письма, это очень маленькое количество, учитывая что их диалог длился целых 18 лет. Это связано с частыми переездами художника, непостоянством и в целом ветреным образом жизни.

Женщина, которая положила начало

Начнём с конца, поскольку массовое распространение творчества Винсента началось только после его смерти. Знакомьтесь, жена Теодора - Йоханна. В 29 лет она осталась вдовой, с маленьким ребенком на руках. Из материального имущества у неё была квартира в Париже, 200 картин и сотни рисунков Винсента , десяток непроданных полотен других французских художников.

Йоханна Гезина ван Гог-Бонгер

После продажи квартиры вернулась в Голландию, остановилась неподалеку от Амстердама, и открыла там свой маленький бизнес. Вскоре вышла замуж за голландского художника, который полностью поддерживал её идею популяризации творчества Винсента ван Гога. Она наладила связи с друзьями своего покойного мужа, организовывала выставки и презентации. Собрала со всех уголков письма из переписки братьев, и стала переводить их на английский язык. К слову, по образованию Йоханна была преподавателем иностранных языков, поэтому подготовкой к изданию занималась самостоятельно. К сожалению, в 1912 году она стала вдовой во второй раз. После этого сменила фамилию обратно на ван Гог, и перевезла тело Теодора из Голландии к могиле Винсента во Францию. На могиле посадила веточку плюща, которую взяла неподалеку, в саду доктора Гаше. В этом же году организовала крупную презентацию творчества ван Гога в Берлине. Этот город был выбран совсем не случайно - там о художнике уже знали. Над этим постарался немецкий писатель и ценитель искусства - Юлиус Мейер-Грефе.

Создатели романтической истории Винсента ван Гога

Юлиус Мейер-Грефе.

Как только Западная Европа начала говорить о ван Гоге, искусствовед и писатель Юлиус Мейер-Грефе сразу же заинтересовался гениальным художником. После того, как к нему в руки попал перевод переписки братьев, он понял что из этого можно раскрутить большую историю. В 1920-1921 годах он выпустил серию из нескольких книг, посвященных жизни художника и его друзей. Эти книги поведали всему миру про импрессионистов и пост-импрессионистов Франции конца девятнадцатого века. Юлиуса сразу окрестили знатоком ван Гога, и на этой волне он начал скупать, а потом и продавать его картины, выписывая сертификаты подлинности.

В середине 20-ых годов объявился некий Отто Вакер , он заверил Юлиуса в том, что обладает уникальной коллекцией картин ван Гога. Юлиус почувствовав вкус больших денег, даже поверил в сказочную историю о том, будто эти картины удалось выкупить у таинственного русского аристократа. Стоит отметить, что эти полотна действительно хорошо повторяли стиль мастера, поэтому их было сложно отличить от оригинала. Но вскоре у людей начали появляться сомнения, а поскольку речь шла о кругленьких суммах, то этим делом также заинтересовалась полиция. В ходе проверок была обнаружена студия, в которой нашли несколько еще мокрых «ван Гогов». Как ни странно, к этому был причастен Отто Вакер. Вскоре состоялся суд, где Отто получил 19 месяцев тюрьмы и огромный штраф. Поскольку Юлиус Мейер-Грефе без злого помысла реализовывал подделки, то он отделался большим штрафом, но его имя было полностью дискредитировано. На этот момент Йоханна уже умерла, её сыну еще не было 20-ти лет, а Юлиус потерял уважение, соответственно раскруткой ван Гога активно никто не занимался.

Ирвинг Стоун «Жажда жизни»

Когда скандал с подделками утих, за историю безумного художника взялся американский писатель еврейского происхождения Ирвинг Стоун (Тенненбаум) , он написал роман «Жажда жизни» . Эту книгу по разным причинам отвергло 17 изданий, но её все-таки удалось выпустить в 1934 году. Сам писатель не раз заявлял, что все диалоги выдуманы, но в основном они соответствуют мотивам действительности. Нужно понимать, что он планировал выпустить бестселлер, поэтому за исторической достоверностью он совсем не гнался. По этому роману спустя 22 года сняли голливудский фильм, который четыре раза номинирован на премию «Оскар», и один раз все-таки получил её. Интересные факты из жизни намеренно подменялись на выдуманные, чтобы придать истории более драматический и кинематографический характер.

Именно с этого момента история Винсента ван Гога исторически трактовалась неверно. После выхода фильма большинство людей ссылались на книгу «Жажду жизни» , по которой снимали оскароносный фильм, а не на подлинную, но «скучную» переписку двух братьев.

1. Хотел стать священником как его отец и дедушка

«Натюрморт с Библией» 1885 год.

Всем детям в их семье с самого раннего возраста прививалась любовь к религии, поскольку отец семейства был священником. В юности Винсент хотел пойти по стопам отца, но чтобы получить сан, необходимо было целых пять лет проучиться в семинарии. По характеру он был импульсивным человеком, и ему показалось что это слишком долго и непродуктивно. Решил записаться на интенсивный курс в евангельской школе. Этот курс длился три года, включая полугодичное миссионерство в шахтёрском городке. В последний месяц жизни при ужасных условиях, он понял, что религия не способна помочь в действительно сложных ситуациях.

Во время его проповеди, над которой он долго работал, шахтёры вовсе не слушали его. К сожалению, он понимал этих людей, и знал что его слова не сделают их рабские условия работы менее тяжелыми. По приезду обратно в Голландию, он не стал поступать в евангельскую школу. Он пришёл к отцу, и рассказал о своих мыслях по этому поводу, и о том, что больше не верит в того бога, о котором он столько читал. Естественно что они сильно поссорились на этой почве, и никогда больше не общались. Спустя несколько лет, после того как Винсент узнал о смерти отца, он написал натюрморт с Библией и отправил его Тео.

2. Начал рисовать в позднем возрасте

Винсент ван Гог «Горящая Трава» 1883 год.

Под каким углом не посмотри, но ван Гог очень поздно начал заниматься живописью, зато очень интенсивно, и под присмотром знающих людей. В этом ему помогали лучшие учебники из всей Европы, художник Антон Мауве из Гааги, который был его родственником. Вдобавок, пригодился тот опыт, который он приобрел во время многолетней торговли картинами в разных городах Европы. Он поступал в две разные Академии художеств, но проходило несколько месяцев, и он без сожаления бросал обучение. Он писал брату, что академическая живопись больше не привлекает его, и знания старых мастеров не помогут в реализации его планов как художника. В тот период он был большим поклонником Жана-Франсуа Милле, и копировал огромное множество его полотен.

3. Продал намного больше чем одну картину

«Красные виноградники в Арле»

Устоялось такое мнение, что якобы они с братом продали лишь одну картину «Красные виноградники в Арле». Это далеко не так, при жизни ван Гогам удалось продать четырнадцать своих картин, при этом, два натюрморта с подсолнухами купил товарищ Винсента - Поль Гоген. Если вернуться к «красным виноградникам», то это действительно единственная картина которая была продана за большие деньги . Этим щедрым покупателем стала известная художница и меценат Анна Бош, покупка состоялась на крупной выставке импрессионистов. Анна Бош знала про тяжелое состояние художника на тот момент. Он как-раз находился в больнице, и она хотела поддержать его таким образом. После смерти Винсента она приобрела еще одну его картину, но спустя несколько лет втридорога продала оба полотна.

4. Был разработан бизнес-план по продаже картин

Два брата в юности, Винсент слева.

Не стоит удивляться, ведь Винсент длительное время работал в галереях, и продавал картины состоятельным людям. Соответственно, знал востребованные жанры и стили которые лучше всего продаются. А Теодор вовсе владел собственной картинной галереей в центре Парижа, и тоже понимал как можно заработать достойные деньги на живописи. После приезда Винсента в Париж, он познакомился с новым для себя жанром - импрессионизм. Много общался с художниками которые работали в этом жанре, но вскоре из-за вспыльчивого характера поссорился практически со всеми. Братья решили работать в области интерьерной живописи, которая была ориентирована на средний класс. В тот период были написаны все подсолнухи, и большое количество ваз с цветами. Но работу в этом направлении остановил тот самый приступ, который привел к тому, что Винсент отрезал себе мочку уха и его положили в психиатрическую лечебницу.

5. Отрезанное ухо ван Гога

«Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» 1888 год.

Это наверное самое популярное заблуждение, поэтому хочу сказать следующее: Винсент ван Гог не отрубил себе ухо , а лишь отрезал часть мочки. После этого действия он направился в бордель в котором они часто отдыхали с Гогеном. Дверь ему открыла барышня которая там работала, Винсент сказал ей: «Береги это сокровище». После этого он развернулся и пошёл домой, поднялся на второй этаж и лёг спать. Что интересно, то если бы он отрезал себе целое ухо, он бы попросту умер от кровопотери, ведь его обнаружили только спустя десять часов. Об этом случае более подробно описано в материале, который я публиковала раньше: Почему ван Гог отрезал себе ухо? Там все детально описано с сохранением хронологии и причинно-следственной связи.

6. Всю жизнь его содержал брат

Теодор ван Гог

Как только Винсент решил стать художником, его сразу же начал поддерживать родной брат Тео. Каждый месяц он присылал деньги, они чаще всего шли на три вещи: материалы, еду, и съем жилья. Когда появлялись непредвиденные растраты, Винсент просил прислать больше, детально описывая причину. Когда художник жил в таких местах, где было сложно достать краски и холсты, то он составлял целый список, а Тео в ответ отправлял ему огромные посылки. Винсенту не было стыдно просить деньги, ведь взамен он отправлял готовые картины, которые он называл товаром. Картины Винсента брат хранил у себя дома, туда он приводил потенциальных клиентов, ценителей живописи и коллекционеров, чтобы попытаться хоть что-нибудь продать.

Но существенно заработать на таких картинах в то время было невозможно, поэтому он фактически содержал Винсента. Каждый месяц он отправлял по 200 франков , чтобы примерно понять что это за деньги, то скажу, что в месяц за жильё Винсент платил 15-20 франков, а хорошая книга по анатомии стоила 3 франка. Вот еще хороший пример: почтальон, который прославился как друг Винсента, получал зарплату в 100 франков, и на эти деньги он содержал семью из четырех человек.

7. Признание пришло после смерти

«Звездная Ночь» в музее

Винсента знали все серьезные художники Франции уже с 1886 года, и в меру возможностей следили за его творчеством. Невозможно было не знать о художнике, чей брат владеет крупным салоном картин в центре Парижа. Квартира Тео - была персональной выставкой картин Винсента целых 5 лет, там побывали все местные художники тех лет, включая самого Клода Моне. К слову, на выставке 1888 года, Моне очень положительно оценил «Звёздную Ночь», назвав её лучшей картиной показа.

Интересные факты не заканчиваются на этом: популяризацией семьи ван Гогов в Голландии занимался его родственник, известный художник-пейзажист Антон Мауве. Антон в свою очередь был знаком с одним из лучших пейзажистов голландии Иоханом Хендриком Вейсенбрухом. У них даже состоялась встреча, на которой они обсудили талант Винсента. По итогу они сошлись во мнении, что у парня действительно есть потенциал и он может достичь больших высок. Когда Винсент узнал об этой новости, он окончательно понял что станет художником, и с этого момента начал писать по одной картине или рисунку в день.

8. Ужасное состояние здоровья

«Натюрморт с абсентом» 1887 год.

Сложно представить, что люди в те времена даже не догадывались о катастрофической вредности абсента. Франция в те времена была столицей абсента, он стоил недорого и был очень популярным в среде творческих людей. Винсент невероятно любил этот напиток, и посвятил ему аккуратный натюрморт портретного вида. Еще ситуацию усугубляло курение, последние 10 лет жизни, он не расставался с трубкой. В письмах к брату, он рассказывал, что таким образом утоляет голод, который преследовал его постоянно. Такой образ жизни дал свои щедрые «результаты».

Болезни Винсента ван Гога :

  • Биполярное аффективное расстройство;
  • Маниакально депрессивный психоз;
  • Пограничное расстройство личности;
  • Солнечный удар;
  • Болезнь Меньера;
  • Отравление свинцом;
  • Острая перемежающаяся порфирия;
  • Сифилис;
  • Гонорея;
  • Импотенция;
  • Лишился более 15-ти зубов.

Об половине болячек он рассказывал брату, остальная часть взята из медицинских карт больниц. Венерические заболевания он получил от гражданской жены, которая была проституткой. После того как они разошлись, Винсент две недели пролежал в больнице, но ни в чем не винил свою бывшую любовь. Зубы быстро портились от абсента и курения, именно поэтому нет автопортретов ван Гога, где были бы видны его зубы. Отравление свинцом произошло от белых красок, к слову, в наши дни свинцовые белила признаны высокотоксичными, запрещены, и больше не изготовляются.

9. Работал только с лучшими материалами тех времен

Фрагмент из картины

Братья очень хорошо разбирались в художественных товарах, поскольку плотно пребывали в среде живописи. В силу того, что Винсент использовал только качественные краски, его картины так хорошо сохранились до наших дней. В онлайн музее от Google можно детально осмотреть любую картину, на ней виден каждый мазок, оцените его чистоту и яркость. Этим картинам более ста лет, а они выглядят как новенькие, потрескалось всего несколько. Что примечательно, он сам никогда не создавал масляную краску из пигментов, а покупал только готовую в тюбиках. В отличии от его друга, Поля Гогена, который был приверженцем старого подхода к изготовлению художественных материалов.

10. Смерть Винсента ван Гога

Последняя картина мастера. Поля с темными облаками.

Ошибочно принято считать, что его последней работой является «Пшеничное поле с воронами». В 1890 году вся семья Теодора заболела, что самое важное - включая малыша. В связи с этим, у него было меньше времени на Винсента, и братья начали постепенно отдаляться друг от друга. Тео все реже высылал ему деньги, и детально описывал насколько трудно они ему даются. Винсент часто думал о суициде в последний год жизни, и был глубоко разочарован тем, насколько плохо у них идут дела. В один день он решил что игра не стоит свеч, и будто стал слишком большой обузой.


— великий нидерландский художник, постимпрессионист. Ван Гог родился 30 марта 1853 года в Грот-Зюндерт. Умер 29 июля 1890 года в Овер-сюр-Уаз, Франция. За свою творческую жизнь создал большое количество картин, которые сегодня считаются шедеврами мировой живописи. Творчество Винсента Ван Гога невозможно переоценить, так как его искусство оказало огромное влияние на развитие живописи XX века.

За свою жизнь Ван Гог создал более 2100 произведений! При жизни художника его творчество не было так широко известно, как сегодня. Он жил в нужде и нищете. В 37 лет он совершил попытку самоубийства, выстрелив в себя из пистолета, после чего скончался. После смерти Винсента Ван Гога, ценители и критики живописи обратили на его искусство пристальное внимание; в разных городах мира стали открываться выставки картин художника и в скором времени он был признан одним из самых великих и самых влиятельных художников всех времён. Винсент Ван Гог сегодня входит в число самых узнаваемых художников мира. Некоторые из его картин считаются одними из самых дорогих произведений искусства мира. Картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82,5 миллиона долларов. Стоимость картины «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой» в 1990 году составила от 80 до 90 миллионов долларов. Картина «Ирисы» был продана в 1987 году за 53,9 миллионов долларов.

В коллекции живописи Винсента Ван Гога есть большое количество картин, которые считаются невероятно дорогими, очень известными, а с культурной точки зрения — бесценными. Однако среди всех картин Ван Гога есть и самые знаменитые, которые являются не просто баснословно дорогими, но и настоящими «визитными карточками» этого художника. Далее вы можете увидеть картины Винсента Ван Гога с названиями, которые считаются наиболее известными.

Самые знаменитые картины Винсента Ван Гога

Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Автопортрет

Воспоминание о саде в Эттене

Едоки картофеля

Звёздная ночь над Роной

Звездная ночь

Красные виноградники в Арле

Луковичные поля

Ночная терраса в кафе

Ночное кафе

30 марта 2013 года - 160 лет со дня рождения Винсента Ван Гога (30 марта 1853 — 29 июля 1890)

Винсент Виллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh, 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) — всемирно известный нидерландский художник-постимпрессионист


Автопортрет (1888, Частное собрание)

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт (нидерл. Groot Zundert) в провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, недалеко от бельгийской границы. Отцом Винсента был Теодор Ван Гог, протестантский пастор, а матерью — Анна Корнелия Карбентус, дочь почтенного переплётчика и продавца книг из Гааги. Винсент был вторым из семи детей Теодора и Анны Корнелии. Своё имя он получил в честь деда по отцовской линии, который также всю свою жизнь посвятил протестантской церкви. Это имя предназначалось для первого ребёнка Теодора и Анны, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Так Винсент, хотя и был рождён вторым, стал старшим из детей.

Четыре года спустя после рождения Винсента, 1 мая 1857 года, родился его брат Теодорус Ван Гог (Тео). Помимо него, у Винсента был брат Кор (Корнелис Винсент, 17 мая 1867) и три сестры — Анна Корнелия (17 февраля 1855), Лиз (Элизабет Губерта, 16 мая 1859) и Вил (Виллемина Якоба, 16 марта 1862). Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нём что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера — был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком. Когда ему исполнилось 7 лет, он пошёл в деревенскую школу, но через год его забрали оттуда, и вместе со своей сестрой Анной он обучался дома, у гувернантки. 1 октября 1864 года он уехал в школу-интернат в Зевенберген, 20 км от родного дома. Отъезд из дома причинил много страданий Винсенту, он не мог забыть этого, даже будучи взрослым. 15 сентября 1866 года он начинает обучение в другом интернате — колледже Виллема II в Тилбурге. Винсенту хорошо даются языки — французский, английский, немецкий. Там же он получал уроки рисования. В марте 1868 года, посреди учебного года, Винсент неожиданно бросил школу и возвратился в отчий дом. На этом заканчивается его формальное образование. О своём детстве он вспоминал так: «Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».


Vincent van Gogh im Jahr 1866 im Alter von 13 Jahren.

В июле 1869 года Винсент устраивается на службу в гаагский филиал крупной художественно-торговой фирмы Goupil & Cie, владельцем которого являлся его дядя Винсент («дядя Цент»). Там он получил необходимое обучение в качестве дилера. В июне 1873 года его перевели в Лондонский филиал Goupil & Cie. Благодаря ежедневному контакту с произведениями искусства Винсент начал разбираться в живописи и ценить её. Помимо этого, он посещал городские музеи и галереи, любуясь работами Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона. В Лондоне Винсент становится успешным дилером, и в возрасте 20 лет зарабатывает уже больше, чем его отец.


Die Innenräume der Haager Filiale der Kunstgalerie Goupil&Cie, wo Vincent van Gogh den Kunsthandel erlernte

Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе на Хакфорд Роуд 87, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства.
В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле».

В 1874 году Винсента перевели в Парижский филиал фирмы, но после трёх месяцев работы он снова уезжает в Лондон. Дела у него шли всё хуже, и в мае 1875 он опять был переведён в Париж. Здесь он посещал выставки в Салоне и Лувре. В конце марта 1876 года его уволили из фирмы Goupil & Cie перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону. Движимый состраданием и желанием быть полезным своим ближним, он решил стать священником.

В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу — в Айлворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.


Винсент Ван Гог в 23 года

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна Ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.

В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Пройдя полугодичный стаж, Ван Гог намеревался поступить в евангельскую школу для продолжения образования, но счёл введённую плату за обучение проявлением дискриминации, и отказался от стези священника.

В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком. Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве.

А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли. К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Босбоомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барбизонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента.

И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).


Натюрморт с кружкой пива и фруктами. (1881, Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт)

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы.

Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

К концу 1883 года бремя семейной жизни сделалось невыносимым. Тео - единственный, кто от него не отвернулся, - убеждает брата уйти от Син и полностью посвятить себя искусству. Начинается период горечи и одиночества, который он проводит на севере Голландии в Дренте. В декабре того же года Винсент перебирается в Нюэнен, в Северный Брабант, где теперь живут его родители.


Тео ван Гог (1888)

Здесь за два года он создает сотни полотен и рисунков, даже занимается с учениками живописью, сам же берет уроки музыки, много читает. В значительном количестве работ он изображает крестьян и ткачей - тот самый трудовой народ, который мог всегда рассчитывать на его поддержку и которого воспевали те, кто был для него авторитетами в живописи и литературе (любимые Золя и Диккенс).

В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Выход из протестантской церкви в Нюэнене» (1884—1885), «Старая церковная башня в Нюэнене» (1885), «Башмаки» (1886), Музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


Выход из протестантской церкви в Нюэнене, (1884—1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Старая церковная башня в Нюэнене, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Башмаки, (1886, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Начиная с картины «Уборка картофеля» (ныне в частной коллекции в Нью-Йорке), написанной в 1883 году, когда он еще живет в Гааге, тема простых забитых людей и их труда проходит через весь его голландский период: упор делается на экспрессивность сцен и фигур, палитра темная, с преобладанием глухих и мрачных тонов.

Шедевром этого периода является полотно «Едоки картофеля» (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога), созданное в апреле-мае 1885 года, на котором художник изображает обычную сцену из жизни крестьянской семьи. К тому моменту это было для него самым серьезным произведением: против обыкновения, он сделал подготовительные рисунки крестьянских голов, интерьеров, отдельных деталей, композиционные наброски, и написал его Винсент в студии, а не с натуры, как он привык.


Едоки картофеля, (1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

В 1887 году, когда он уже переехал в Париж - место, куда с XIX века неотступно стремились все те, кто так или иначе был причастен к искусству, - он пишет своей сестре Виллемине: «Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал». К концу ноября 1885 года, после того как в марте неожиданно умер его отец да к тому же распространились клеветнические слухи, что он является отцом ребенка, который родился у позировавшей ему молодой крестьянки, Винсент перебирается в Антверпен, где вновь соприкасается с художественной средой.

Он поступает в местную Школу изящных искусств, ходит по музеям, восхищаясь произведениями Рубенса, и открывает для себя японские гравюры, столь популярные в то время среди западных художников, особенно у импрессионистов. Он с усердием занимается, намереваясь продолжить обучение на высших курсах Школы, однако обычная карьера - явно не для него, и экзамены оборачиваются неудачей.

Но Винсент так об этом никогда и не узнает, поскольку, повинуясь своему импульсивному характеру, он принимает решение, что для художника существует один-единственный город, где действительно имеет смысл жить и творить, и уезжает в Париж.

Ван Гог прибывает в Париж 28 февраля 1886 года. Брат узнает о приезде Винсента только из записки с предложением встретиться в Лувре, которую ему доставляют в художественную галерею Буссо & Валадон, новых владельцев фирмы «Гупиль и Ко», где Тео постоянно работает с октября 1879 года, дослужившись до директора.

Ван Гог начинает действовать в городе возможностей и побуждений при помощи брата Тео, который дал ему пристанище у себя в доме на улице Лаваль (ныне улица Виктор-Массе). Позднее будет найдена квартира побольше на улице Лепик.


Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик (1887, Музей Винсента ван Гога, Амстердам).

После прибытия в Париж Винсент начинает занятия у Фернана Кормона (1845-1924) в его ателье. Хотя, это были не столько занятия, сколько общение с его новыми товарищами по искусству: Джоном Расселом (1858-1931), Анри Тулуз-Лотреком (1864-1901) и Эмилем Бернаром (1868-1941). Позже Тео, который тогда работал менеджером в галерее «Боссо и Валладон», познакомил Винсента с работами художников-импрессионистов: Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсаро (вместе со своим сыном Люсьеном он станет другом Винсента), Эдгара Дега и Жоржа Сера. Их работы произвели огромное впечатление на него и изменили его отношение к цвету. В этом же году Винсент знакомится с еще одним художником, Полем Гогеном, горячая и непримиримая дружба которых стала важнейшим событием в жизни обоих.

Время, проведенное в Париже с февраля 1886-го по февраль 1888 года, оказалось для Винсента периодом технических исканий и сопоставлений с наиболее новаторскими тенденциями в современной живописи. За эти два года он создает двести тридцать полотен - больше, чем за какой-либо другой этап своей творческой биографии.

Переход от реализма, характерного для голландского периода и сохранившегося в первых парижских работах, к манере, свидетельствующей о подчинении Ван Гога (правда, никогда - безоговорочном или буквальном) диктату импрессионизма и постимпрессионизма, явственно проявился в серии натюрмортов с цветами (среди которых - первые подсолнухи) и пейзажи, написанные в 1887 году. Среди этих пейзажей - «Мосты в Аньере» (ныне в частной коллекции в Цюрихе), где изображено одно из излюбленных мест в импрессионистской живописи, которое неоднократно привлекало художников, как, впрочем, и другие деревеньки на берегу Сены: Буживаль, Шату и Аржантейль. Подобно художникам-импрессионистам, Винсент в компании Бернара и Синьяка отправляется к берегам реки на пленэр.


Мост в Аньере (1887, Bührle Foundation, Zürich, Switzerland)

Такая работа позволяет ему упрочить его отношения с цветом. «В Аньере, я видел больше красок, чем когда-либо раньше», - отметит он. В этот период изучение цвета приковывает все его внимание: теперь Ван Гог схватывает его в отдельности и уже не отводит ему чисто описательную роль, как во времена более узкого реализма.

По примеру импрессионистов палитра значительно светлеет, готовя почву для того желто-синего взрыва, для тех буйных красок, которые стали характерными для последних лет его творчества.

В Париже Ван Гог больше всего общается с людьми: он встречается с другими художниками, беседует с ними, захаживает в те же места, что облюбовали его собратья. Одно из них - «Тамбурин», кабаре на бульваре Клиши, на Монмартре, хозяйкой которого была итальянка Агостина Сегатори, в прошлом модель Дега. С ней у Винсента возникает короткий роман: художник делает с нее красивый портрет, изображая ее сидящей за одним из столиков собственного кафе (Амстердам, Музей Винсента Ван Гога). Она же позирует для его единственных написанных маслом ню, а может быть, и для «Итальянки» (Париж, Музей д"Орсэ).


Агостина Сегатори в кафе «Тамбурин», (1887-1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Обнажённая в постели (1887, Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания, США)

Еще одно место встречи - это лавочка «папаши» Танги на улице Клозель, магазинчик красок и других художественных материалов, владелец которого был старым коммунаром и щедрым меценатом. И там и там, как и в других аналогичных заведениях того времени, иногда служивших выставочными помещениями, Винсент организует показ своих собственных работ, а также произведений ближайших друзей: Бернара, Тулуз-Лотрека и Анкетена.


Portrait of Père Tanguy (Father Tanguy), (1887-8, Musée Rodin)

Вместе они формируют группу Малых бульваров - так Ван Гог называет себя и своих сотоварищей, чтобы подчеркнуть разницу с более знаменитыми и получившими признание мастерами Больших бульваров, по определению того же Ван Гога. За всем этим стоит мечта о создании сообщества художников по модели средневековых братств, где друзья живут и работают в полном единодушии.

Но парижская действительность совсем иная, там царит дух соперничества и напряжение. «Чтобы преуспеть, нужно тщеславие, а тщеславие мне кажется абсурдом», - заявляет Винсент брату. Вдобавок импульсивный характер и бескомпромиссная позиция часто вовлекают его в споры и распри, и даже Тео наконец не выдерживает и жалуется в письме к сестре Виллемине, как сделалось «почти невыносимым» жить с ним вместе. В конце концов Париж становится ему отвратителен.

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны», - признается он в письме к брату.

Так он и поступает. В феврале 1888 года он отправляется в сторону Арля, в теплые объятия Прованса.

«Природа здесь необычайно прекрасна», - пишет Винсент брату из Арля. Ван Гог прибывает в Прованс среди зимы, там даже лежит снег. Но краски и свет юга производят на него глубочайшее впечатление, и он привязывается к этому краю, как позднее пленились им Сезанн и Ренуар. Тео посылает ему на жизнь и работу двести пятьдесят франков в месяц.

Винсент старается возместить эти деньги и - как он стал делать с 1884 года - посылает ему свои картины и снова забрасывает письмами. Его переписка с братом (с 13 декабря 1872 года по 1890 год Тео получает 668 его писем из общего числа 821) как всегда полна трезвого самоанализа относительно своего умственного и эмоционального состояния и насыщена ценной информацией о художественных замыслах и их воплощении.

Прибыв в Арль, Винсент поселяется в гостинице Каррель, в доме №3 по улице Кавалери. В начале мая он снимает за пятнадцать франков в месяц четыре комнаты в здании на площади Ла-Мартин, у въезда в город: это знаменитый Желтый домик (разрушенный во время Второй мировой войны), который Ван Гог изображает на одноименном полотне, ныне хранящемся в Амстердаме.


Жёлтый дом (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Ван Гог надеется, что со временем он сможет разместить там сообщество художников по типу того, что сформировалось в Бретани, в Понт-Авене, вокруг Поля Гогена. Пока помещение еще окончательно не готово, он ночует в соседнем кафе, а питается в привокзальном кафе, где становится другом хозяев, четы Жину. Войдя в его жизнь, друзья, которых Винсент заводит на новом месте, почти что автоматически оказываются и в его искусстве.

Так, госпожа Жину будет позировать ему для «Арлезианки», почтальон Рулен - старый анархист веселого нрава, описанный художником как «человек с большой сократовской бородой», - будет запечатлен на некоторых портретах, а его жена появится в пяти вариантах «Колыбельной».


Портрет почтальона Джозефа Рулена. (Июль-август 1888, Музей изобразительных искусств, Бостон)


Колыбельная, портреи мадам Рулен (1889, Художественный институт, Чикаго)

Среди первых работ, созданных в Арле, много изображений цветущих деревьев. «Места эти мне кажутся прекрасными, как Япония, из-за прозрачности воздуха и игры жизнерадостных красок», - пишет Винсент. И именно японские гравюры послужили образцом для этих работ, а также для нескольких вариантов «Моста Ланглуа», напоминающих отдельные пейзажи Хиросиге. За плечами остаются уроки импрессионизма и дивизионизма парижского периода.



Мост Ланглуа близ Арля. (Арль, май 1888. Государственный Музей Креллер-Мюллера, Ватерлоо)

«Я нахожу, что то, чему я научился в Париже, исчезает, и я возвращаюсь к тем мыслям, что пришли ко мне на природе, до знакомства с импрессионистами», - пишет Винсент в августе 1888 года Тео.

То, что все же остается от предыдущего опыта, так это верность светлым тонам и работе на пленэре: краски - в особенности желтая, преобладающая в арлезианской палитре в таких насыщенных и ярких тонах, как в полотнах «Подсолнухи», - приобретают особое сияние, как бы вырываясь из глубины изображения.


Ваза с двенадцатью подсолнухами. (Арль, август 1888. Мюнхен, Новая Пинакотека)

Работая на открытом воздухе, Винсент бросает вызов ветру, который опрокидывает мольберт и поднимает песок, и для ночных сеансов изобретает систему столь же гениальную, сколь опасную, укрепляя горящие свечи на шляпе и на мольберте. Таким образом написанные ночные виды - отметим «Ночное кафе» и «Звездная ночь над Роной», оба созданные в сентябре 1888 года, - становятся одними из его самых чарующих картин и обнаруживают, до какой степени яркой может быть ночь.


Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. (Арль, сентябрь 1888.Музей Кроллер-Моллер, Отерлоо)


Звездная ночь над Роной. (Арль, сентябрь 1888.Париж, Музей д"Орсэ)

Краски, наносимые плоскими мазками и мастихином для создания больших и однородных поверхностей, характеризуют - наряду с «высокой желтой нотой», которую, по утверждению художника, он нашел на юге, - такую картину, как «Спальня Ван Гога в Арле».


Спальня в Арле (первый вариант) (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)


Художник на пути в Тараскон, август 1888 года, Винсент Ван Гог на дороге у Монмажура (бывший музей Магдебурга; предполагается что картина погибла в огне во время Второй мировой войны)


Ночное кафе. Арль, (сентябрь 1888. Коннектикут, Йельский Университет Изобразительных искусств)

А 22-е число того же месяца стало важной датой в жизни Ван Гога: в Арль прибывает Поль Гоген, которого неоднократно приглашал Винсент (в конце концов его убедил Тео), приняв предложение разместиться в Желтом домике. После начального периода восторженного и плодотворного существования отношения между двумя художниками, двумя противоположными натурами - беспокойным, несобранным Ван Гогом и уверенным, педантичным Гогеном - портятся вплоть до разрыва.


Поль Гоген (1848-1903) Van Gogh Painting Sunflowers (1888, Музей Винсента ван Гога, Амстердам)

Трагичным эпилогом, как расскажет Гоген, станет канун Рождества 1888 года, когда, после бурной ссоры, Винсент хватает бритву, чтобы, как показалось Гогену, напасть на друга. Тот, испугавшись, бежит из дома и отправляется в гостиницу. Ночью, впав в неистовство, Винсент отрезает себе мочку левого уха и, завернув ее в бумагу, относит в подарок проститутке по имени Рашель, с которой знакомы они оба.

Ван Гога обнаруживает на кровати в луже крови его друг Рулен, и художника отвозят в городскую больницу, где, против всех опасений, он через несколько дней поправляется и может быть отпущен домой, однако новые приступы неоднократно возвращают его в больницу. Тем временем его непохожесть на других начинает пугать арлезианцев, и до такой степени, что в марте 1889 года тридцать граждан пишут петицию с просьбой освободить город от «рыжего безумца».


Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Арль, (январь 1889, Коллекция Ниарчос)

Итак, нервный недуг, который всегда в нем тлел, все-таки прорвался наружу.

Вся жизнь и творчество Ван Гога находились под влиянием его физического и душевного нездоровья. Его переживания всегда были переживаниями в превосходной степени; он был очень эмоционален, реагировал душой и сердцем, во все кидался как в омут с головой. Родители Винсента уже с раннего возраста начали беспокоиться о своем сыне «с больными нервами», и особых надежд на то, что из сына что-то может получиться в жизни, у них не было. После того, как Ван Гог принял решение стать художником, Тео - на расстоянии -присматривал за старшим братом. Но и Тео не всегда мог помешать тому, что художник совершенно забывал о себе, работая как одержимый, или по причине нехватки средств. В такие периоды Ван Гог дни напролет сидел на кофе и хлебе. В Париже он злоупотреблял алкоголем. Ведя подобный образ жизни, Ван Гог нажил себе всяческие болезни: у него были проблемы с зубами и плохой желудок. По поводу болезни Ван Гога существует огромное количество версий. Есть предположения, что он страдал особой формой эпилепсии, признаки которой прогрессировали, когда ослабевало физическое здоровье. Его нервный темперамент только усугублял дело; в припадке он впадал в депрессию и полнейшее отчаяние в отношении себя самого

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс (врачи поставили диагноз «эпилепсия височных долей»). В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала.

Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками.


Звездная ночь (1889. Музей современного искусства, Нью-Йорк)


Пейзаж с дорогой, кипарисом и звездой (1890. Музей Кроллер-Мюллер, Ватерлоо)


Оливковые деревья на фоне Альпилля (1889. Коллекция Джона Хея Уитни, США)

На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна.

Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «Наби».

Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.

В Сен-Реми у Винсента чередуются периоды бурной активности и длительные перерывы, вызванные глубокой депрессией. В конце 1889 года, в момент кризиса, он проглатывает краски. И все же, при помощи брата, который в апреле женился на Иоганне Бонгер, он принимает участие в сентябрьском Салоне Независимых в Париже. В январе 1890 года он выставляется на восьмой выставке Группы двадцати в Брюсселе, где продает за весьма лестную сумму в четыреста франков «Красные виноградники в Арле».


Красные виноградники в Арле (1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва)

В январском номере журнала «Меркюр де Франс» в 1890 году появилась первая критическо-восторженая статья про картину Ван Гога «Красные виноградники в Арле» за подписью Альбера Орье.

А в марте он снова среди участников Салона Независимых в Париже, и там Моне хвалебно отзывается о его работах. В мае брат пишет Пейрону о возможном переезде Винсента в Овер-на-Уазе в окрестностях Парижа, где его готов лечить доктор Гаше, с которым Тео недавно подружился. И 16 мая Винсент один отправляется в Париж. Здесь он проводит три дня у брата, знакомится с его женой и недавно родившимся ребенком - своим племянником.


Цветущие миндальные деревья, (1890)
Поводом к написанию этой картины было рождение первенца Тео и его жены Иоганны - Винсента Виллема. Ван Гог нарисовал миндальные деревья в цвету, используя декоративные композиционные приемы в японском стиле. Когда полотно было закончено, он отправил его в качестве подарка новоиспеченным родителям. Иоганна писала позднее, что малыш был под впечатлением от небесно-голубой картины, висевшей в их спальне
.

Затем он едет в Овер-на-Уазе и вначале останавливается в гостинице Сент-Обен, а после поселяется в кафе супругов Раву на площади, где расположен муниципалитет. В Овере он энергично принимается за работу. Доктор Гаше, который становится его другом и приглашает к себе домой каждое воскресенье, ценит живопись Винсента и, будучи художником-любителем, приобщает его к технике офорта.


Портрет доктора Гаше. (Овер, июнь 1890. Париж, музей д"Орсэ)

В многочисленных картинах, написанных Ван Гогом в этот период, наблюдается невероятное усилие растерянного сознания, жаждущего каких-то правил после крайностей, заполнивших его полотна в тяжелый год, проведенный в Сен-Реми. Это желание вновь начать, упорядоченно и спокойно, контролировать свои эмоции и воспроизводить их на холсте четко и гармонично: в портретах (два варианта «Портрета доктора Гаше», «Портрет мадмуазель Гаше за пианино», «Двое детей»), в пейзажах («Лестница в Овере») и в натюрмортах («Букет роз»).


Мадемуазель Гаше за фортепиано. (1890)


Деревенская улица с фигурами на лестнице (1890. Художественный Музей Сент-Луиса, Миссури)


Розовые розы. (Овер, июнь 1890. Копенгаген. Глиптотека Карлсберга)

Но в последние два месяца своей жизни художнику с трудом удается заглушать внутренний конфликт, который куда-то гонит и подавляет его. Отсюда такие формальные противоречия, как в «Церкви в Овере», где изящество композиции диссонирует с буйством красок, или же конвульсивные беспорядочные мазки, как в «Стае ворон над хлебным полем», где медленно парит мрачное предзнаменование неминуемой смерти.


Церковь в Овере. (Овер, июнь 1890. Париж, Франция, Музей д"Орсэ)


Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Винсента Ван Гога, Амстердам)
В последнюю неделю своей жизни Ван Гог пишет свою последнюю и знаменитую картину: «Пшеничное поле с воронами». Она была свидетельством трагической смерти художника.
Картина была закончена предположительно 10 июля 1890 года, за 19 дней до его смерти в Овер-сюр-Уазе. Существует версия, что Ван Гог покончил жизнь самоубийством в процессе написания данной картины; данная версия финала жизни художника была представлена в фильме « Жажда жизни», где актёр, играющий Ван Гога (Кирк Дуглас) стреляет себе в голову в поле, завершая работу над полотном. Тем не менее, нет никаких доказательств в поддержку данной теории. Долгое время считалось, что это последняя работа Ван Гога, но исследование писем Ван Гога с высокой долей вероятности свидетельствует, что последней работой художника была картина «Пшеничные поля», хотя в этом вопросе всё ещё существует неоднозначность

К тому времени Винсент уже полностью одержим дьяволом, который прорывается наружу все чаще и чаще. В июле его сильно беспокоят семейные проблемы: у Тео финансовые трудности и плохо со здоровьем (он умрет через несколько месяцев после Винсента, 25 января 1891 года), да и племянник не совсем в порядке.

К этим волнениям добавляется разочарование, что брат не сможет провести летние каникулы в Овере, как обещал. И вот 27 июля Ван Гог выходит из дома и отправляется в поля, чтобы поработать на пленэре.

По возвращении, после настойчивых расспросов четы Раву, обеспокоенных его подавленным видом, он признается, что стрелял в себя из пистолета, который он, якобы, купил для отпугивания птичьих стай во время работы на пленере (оружие так никогда и не будет найдено).

Срочно прибывает доктор Гаше и сразу же сообщает Тео о случившемся. Брат устремляется к нему на помощь, но судьба Винсента уже предрешена: он умирает ночью 29 июля в возрасте тридцати семи лет, спустя 29 часов после ранения, от потери крови (в 1:30 ночи 29 июля 1890 года). Земная жизнь Ван Гога закончилась - и начиналась легенда о Ван Гоге, последнем истинно великом художнике на планете Земля.


Ван Гог на смертном одре». Рисунок Поля Гаше .

По словам брата Тео (Theo), который был при Винсенте в его смертные минуты, последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»). Винсент Ван Гог был похоронен в Овер-сюр-Уаз. Через 25 лет (в 1914 году) рядом с его могилой были захоронены останки его брата Тео.

В октябре 2011 года появилась альтернативная версия смерти художника. Американские историки-искусствоведы Стивен Найфех и Грегори Уайт Смит выдвинули предположение, что Ван Гог был подстрелен одним из подростков, которые регулярно составляли ему компанию в питейных заведениях

1. Винсент Виллем ван Гог (Vincent Willem van Gogh) родился на юге Нидерландов в семье протестантского пастора Теодора ван Гога и Анны Корнелии, которая являлась дочерью уважаемого переплётчика и продавца книг.

2. Таким же именем родители хотели назвать своего первого ребёнка, который родился на год раньше Винсента и умер в первый же день. Кроме будущего художника в семье было ещё пятеро детей.

3. В семье Винсента считали трудным и своенравным ребёнком, когда как вне семьи он демонстрировал обратные черты своего темперамента: в глазах соседей он был тихим, дружелюбным и милым ребёнком.

4. Винсент неоднократно бросал учёбу — ещё в детстве он ушёл из школы; позже, в стремлении стать пастором, как его отец, он готовился к сдаче экзаменов в университет на отделение теологии, но в конечном итоге разочаровался в учёбе и бросил свои занятия. Желая поступить в Евангельскую школу, Винсент посчитал плату за образование проявлением дискриминации и отказался от обучения. Обратившись к живописи, Ван Гог начал посещать занятия в Королевской Академии изящных искусств, но через год бросил учёбу.

5. Ван Гог занялся живописью, будучи уже зрелым человеком, и всего за 10 лет прошёл путь от начинающего художника до мастера, который перевернул представление об изобразительном искусстве.

6. За 10 лет Винсент Ван Гог создал более 2 тысяч произведений, из них около 860 — картины, написанные маслом.

7. Любовь к искусству и живописи Винсент воспитал благодаря работе в качестве артдилера в крупной художественной фирме Goupil & Cie, которая принадлежала его дяде Винсенту.

8. Винсент был влюблён в свою кузину Кее Вос-Стрикер, которая была вдовой. Он познакомился с ней, когда та гостила вместе со своим сыном в доме его родителей. Кее отвергла его чувства, но Винсент продолжал ухаживания, чем настроил против себя всех родных.

9. Отсутствие художественного образования сказалось на неумении Ван Гога писать человеческие фигуры. В конечном итоге лишённые грации и плавности линий в человеческих образах стали одной из основополагающих особенностей его стиля.

10. Одна из самых знаменитых картин Ван Гога под названием «Звёздная ночь» была написана в 1889 году, когда художник лежал в больнице для душевнобольных во Франции.

11. Согласно общепринятой версии, Ван Гог отрезал себе мочку уха во время ссоры с Поль Гогеном, когда тот приехал в город, где жил Винсент, обсудить вопросы по созданию мастерской живописи. Не найдя компромисса в решении столь трепещущей Ван Гога темы, Поль Гоген решил уехать из города. После бурной ссоры Винсент схватил бритву и набросился на своего друга, и тот бежал из дома. В эту же ночь Ван Гог отрезал себе мочку уха, а не ухо полностью, как считалось в некоторых легендах. По самой распространённой версии, сделал он это в порыве раскаяния.

12. Согласно оценкам с аукционов и частных продаж, работы Ван Гога, наряду с произведениями , являются одними из первых в списке самых дорогих картин, когда-либо проданных в мире.

13. В честь Винсента Ван Гога назван кратер на Меркурии.

14. Легенда о том, что при жизни Ван Гога была продана всего одна его картина «Красные виноградники в Арле», неверна. На самом деле проданная за 400 франков картина была прорывом Винсента в мир серьёзных цен, но помимо неё были проданы ещё не менее 14 работ художника. Об остальных произведениях просто не сохранилось точных свидетельств, поэтому в реальности продаж могло быть больше.

15. К концу жизни Винсент писал очень быстро — свою картину от начала до конца он мог закончить за 2 часа. Однако при этом он всегда цитировал любимое выражение американского художника Уистлера: «Я сделал это в два часа, но работал годами, чтобы сделать в эти два часа что-нибудь стоящее».

16. Легенды о том, что психическое расстройство Ван Гога помогало художнику заглядывать в такие глубины, которые недоступны обычным людям, также неправдивы. Припадки, которые были похожи на эпилепсию, от которых он лечился в психиатрической клинике, начались у него только в последние полтора года жизни. При этом как раз именно в период обострения болезни Винсент не мог писать.

17. Родной младший брат Ван Гога, Тео (Теодорус), имел для художника огромное значение. На протяжении всей жизни брат оказывал Винсенту моральную и финансовую поддержку. Тео, будучи младше своего брата на 4 года, после смерти Ван Гога заболел нервным расстройством и умер всего через полгода.

18. По мнению специалистов, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, слава к Ван Гогу могла бы придти ещё в середине 1890-х годов и художник смог бы стать богатым человеком.

19. Винсент Ван Гог умер в 1890 году от выстрела в грудь. Выйдя на прогулку с материалами для рисования, художник выстрелил себе в область сердца из револьвера, купленного для отпугивания птиц во время работы на пленэре, однако пуля прошла ниже. Спустя 29 часов он скончался от потери крови.

20. Музей Винсента Ван Гога, который имеет самую большую в мире коллекцию произведений Ван Гога, был открыт в Амстердаме в 1973 году. Он является вторым по популярности музеем в Нидерландах, после Rijksmuseum. 85% посетителей музея Винсента Ван Гога приезжают из других стран.

Родился в Гроот-Зундерте, деревне, расположенной на юге Голландии, 30 марта 1853 года. Он был первым выжившим ребенком в семье (сто старший брат родился мертвым). Родителями художника были протестантский пастор Теодор Ван Гог и его жена Корнелия. Впоследствии у них родились еще дети: сын и три дочери.
Все мужчины в роду Ван Гогов традиционно были либо священниками, либо торговца ми картинами (помимо отца Винсента в церкви служили и некоторые его родственники). Поэтому было вполне естественно, что в 1869 году, не успев закончить школу, Винсент оказался служащим гаагской фирмы «Гуниль и Ко», торговавшей картинами, совладельцем которой был его дядя.
Способностей к торговле у Винсента не оказалось, но зато у него были достоинства, с лихвой искупавшие этот недостаток: любовь к живописи, интеллигентность и умение располагать к себе. В результате ему удалось добиться заметных успехов в работе. Помимо этого у Винсента были хорошие способности к языкам, и в июне 1873 года, когда ему исполнилось 20 лет, он был направлен на работу в лондонское отделение фирмы. Здесь он провел следующие два года, ставшие поворотными во всей его судьбе.

ПЕРВОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ

Первое время Винсент жил в Лондоне легко и беззаботно, наслаждаясь всем, что может предоставить молодому человеку огромный столичный город, и посещая отнюдь не только музеи и картинные галереи. У него было скромное, но вполне приличное жалованье и оказались все предпосылки к тому, чтобы со временем стать преуспевающим торговцем. Он даже купил себе цилиндр, обойтись без которого, как он писал в одном из писем домой, «в Лондоне совершенно невозможно». Однако такая идиллия очень скоро закончилась, и случилось это, когда Винсент до беспамятства влюбился в дочь своей квартирной хозяйки. Известие о том, что девушка уже обручена с другим, стало для него тяжелым ударом. Боль, испытанная Винсентом, после того как ему отказали, буквально переменила его; он сделался молчаливым и замкнутым. Именно тогда было положено начало горьким неудачам в отношениях с женщинами, которые преследовали художника на протяжении всей его жизни.
В 1875 году Ван Гога ненадолго переводят в парижское отделение фирмы, затем он на какое-то время возвращается в Лондон и, наконец, вновь приезжает в Париж. Но перемены, происшедшие в характере Винсента, оказались необратимыми. Он стал безразличен к своей работе, и этого не могли не заметить работодатели. В итоге вскоре после возвращения в Париж: он был уволен.

ВЕРА И СТРАСТЬ

За годы, проведенные им в Лондоне и Париже, Винсент начал находить все большее утешение в религии. Им овладело страстное желание помогать всем обездоленным и несчастным, ведь жизнь в больших городах, и прежде всего в Лондоне, открыла ему глаза на ужасное положение бедняков. В 1876 он возвращается в Англию, где преподает в школе сначала в Рамсгейте, на юго-восточном побережье, а затем в Айлуорте, неподалеку от Лондона. В начале 1877 года, вернувшись в Голландию и проработав несколько месяцев клерком в книготорговой компании в Дордрехте, он переезжает в Амстердам и начинает учиться на священника. Суровая обстановка богословского факультета была не по душе Винсенту, он бросает учебу и в июле 1878 года ненадолго возвращается в родительский дом. В марте 1886 года Вал Гог приезжает в Париж, чтобы поселиться в квартире своего брата Тео, которую тот снимал на Рю Лепик. Некоторое время он берет уроки живописи у Фернана Кормона, в мастерской которого встречается с Анри Тулуз-Лотреком. Здесь же он сводит знакомство с несколькими другими художниками, наиболее известными из которых были Гоген и Писсарро. В Париже Ван Гог быстро прогрессирует как художник, отбросив мрачное настроение и сюжеты своего голландского периода и перейдя к яркой палитре, которой пользовались импрессионисты и постимпрессионисты. Работы некоторых из этой плеяды бунтарей - Моне, Дега, Ренуара и Пикассо - выставлялись в галерее Тео и начинали привлекать внимание публики. Затем, проведя несколько месяцев в евангелической школе в Брюсселе, Винсент становится проповедником в Боринаже, обширном угледобывающем районе в Бельгии, заселенном в основном едва сводящими концы с концами шахтерами. Этому делу Ван Гог отдается со всей своей страстью, раздавая беднякам деньги и одежду и не имея никаких доходов.

ПОВОРОТНЫЙ МОМЕНТ

Хотя сам Ван Гог полагал, что он всего лишь стремится донести до людей учение Христа, церковное начальство воспринимало Винсента как эксцентричного религиозного фанатика, и в июле 1879 года его деятельность была запрещена. После этого он прожил в Боринаже еще год, скрашивая свое одиночество рисованием, к чему еще в детстве проявлял скромный талант. К лету 1880 года, в возрасте 27 лет, Ван Гог нашел свое призвание и решил, что должен стать художником. Хотя Ван Гог и брал уроки у профессиональных художников, его все же следует считать самоучкой. Он учился мастерству, копируя картины признанных мастеров, штудировал книги, в том числе из серии «Самоучитель», выпущенной фирмой «Гупиль», и страстно, безудержно рисовал. Поначалу он полностью сосредоточился на рисунке, надеясь со временем стать иллюстратором, и это увлечение продолжалось у него до конца 1881 или начала 1882 года, когда Винсент па-чал брать уроки у художника Антона Моуве, приходившегося ему дальним родственником. Именно тогда Ван Гог и создал свои первые холсты, написанные маслом.

РАЗБИТЫЕ МЕЧТЫ

Упорная работа над овладением основами мастерства не избавила Ван Гога от эмоциональных проблем. Ему довелось пережить еще один роман, еще одну неразделенную страсть. На этот раз предметом увлечения Винсента стала его овдовевшая кузина Кея Вос, и вновь Ван Гогу пришлось испытать боль, когда его любовь была отвергнута.
На Рождество 1881 года Винсент поссорился с отцом, и эта размолвка если не целиком, то во всяком случае частично была связана с Кеей. В итоге Винсент покинул родительский дом и уехал в Гаагу. Здесь он познакомился с Клазиной Марией Хоорник, бедной белошвейкой, подрабатывавшей па жизнь проституцией, с которой прожил около года (и за это время вынужден был обращаться в венерологическую клинику). Мысль о спасении этой «падшей женщины», о помощи еще одной несчастной, отверженной всеми душе, настолько овладела Ван Гогом, что он даже хотел жениться на Клазине. Однако вмешалась семья Ван Гога, категорически возражавшая против этого брака, и со временем эта идея постепенно угасла сама собой. В этот тяжелый период жизни Винсента поддерживал его брат Тео, который обменивался с ним не только письмами, но и регулярно помогал деньгами.
К концу 1883 года Винсент возвращается к родителям, которые к этому времени переехали в Нёнен. С ними он проводит большую часть 1884 и 1885 гг. За это время мастерство Ван Гога прогрессирует, и он пишет свою первую большую картину - «Едоки картофеля». На ней изображена крестьянская семья, и по манере письма работа типична для того периода творчества художника. В ноябре 1885 года Ван Гог переезжает в Антверпен, где посещает занятия в Академии изящных искусств. Позже, в марте 1886 года, он обосновывается в Париже вместе со своим братом Тео.

СУМАСШЕСТВИЕ И ОТЧАЯНИЕ

С той поры и до самого конца жизни Франция стала домом для художника, и ему уже никогда не суждено было увидеть родную Голландию. Впрочем, Ван Гог не чувствовал себя своим и среди парижских художников. Его непредсказуемые поступки и взрывной характер, становящийся еще более опасным оттого, что Ван Гог много пил в это время, превращали его в человека, с которым трудно иметь дело. В феврале 1888 года Винсент покинул Париж и переселился в Арль, небольшой городок на юге Франции. Впрочем, и местные жители с опаской восприняли появление здесь этого странного человека. Как писал сам Ван Гог, они считали его «лунатиком, убийцей, бродягой». Однако все это не помешало Винсенту отогреться под ласковым южным солнцем Арля и даже завести здесь новых друзей, среди которых был почтальон Жозеф Рулен, несколько раз позировавший художнику. Здесь он предпринимает попытку создать поселение для художников и убеждает Гогена присоединиться к нему.

ЗНАК БЕДЫ

Размолвка между Ван Гогом и Гогеном произошла 23 или 24 декабря, и Винсент бросился па Гогена с бритвой. Когда же Гогену удалось убежать, Ван Гог в ярости отрезал себе этой бритвой часть левого уха. Это стало первым признаком душевного расстройства, болезни, которая привела художника к гибели. После этого он провел две недели в психиатрической лечебнице, а вновь вернулся в нее в феврале 1889 года, когда его начали мучить галлюцинации. С мая 1889 по май 1890 Ван Гог находился на добровольных началах в лечебнице Сен-Реми-де-Прованс, где был под постоянным наблюдением врачей. В промежутках между приступами болезни, истинная природа которой так и осталась загадкой, Винсент с бешеной скоростью писал картины, часто изображая окрестности больницы, ее пациентов и персонал.
Окончательно он покинул лечебницу в мае 1890 года и перебрался в Овер-сюр-Уаз, деревушку, расположенную к северу от Парижа. По пути Винсент заехал в Париж, чтобы навестить Тео и его жену только что разрешившуюся первенцем. Мальчика назвали Винсентом в честь дяди. Сначала Ван Гог чувствовал себя на новом месте вполне счастливо, однако его болезнь вернулась, и 27 июля 1890 года он выстрелил себе в грудь из пистолета. Спустя двое суток художник тихо скончался на руках своего брата Тео. Ему было всего 37 лет. Спустя шесть месяцев умер и Тео, и оба брата были похоронены рядом на кладбище Овера.

Курьезные факты

Cамые дорогие "Подсолнухи" Ван Гога - это копия, сделанная Гогеном. Авторитетный итальянский художественный журнал Quadri e Sculture утверждает, что "Подсолнухи", купленные в 1987 году японской страховой компанией Yasuda Fire & Marine Insurance за рекордную по тем временам сумму в 25 миллионов фунтов стерлингов (свыше 35 миллионов долларов), написаны на самом деле не Ван Гогом, а другим знаменитым художником Полем Гогеном. К такому обескураживающему выводу, передает The Daily Telegraph, автор журнала Антонио де Робертис (Antonio De Robertis) приходит на основании переписки двух художников и других косвенных свидетельств.
В период создания Ван Гогом двух "Подсолнухов" и двух их авторских копий (1888-1889) два художника тесно общались, и известно также, что Гоген просил Ван Гога "дать ему на время" один из "Подсолнухов". Ваг Гог отказался, и тогда Гоген "одолжил" понравившуюся картину, не спрашивая разрешения автора. Это было не так сложно сделать, потому что при жизни Ван Гога ни один из его "Подсолнухов" не заинтересовал покупателей.
Пятые "Подсолнухи" - те самые, которые купили японцы, "всплыли" впервые в 1891 году (на следующий год после смерти Ван Гога) в салоне друга Гогена - Шуффенекера (Schuffenecker), который позже был обвинен в продаже подделок с картин великого художника. Де Робертис утверждает также, что Гоген написал копию картины Ван Гога поверх собственного натюрморта. Однако Yasuda отказывается просветить свою картину рентгеновскими лучами.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры