Анализ изучения повести А.И. Куприн «Гранатовый браслет

Главная / Бывшие
5 февраля 2015

А. И. Куприн по праву считается одним из лучших писателей-реалистов, творивших на рубеже 19-20 веков.
Одна из излюбленных его тем - любовь, часто трагичная, но способная возвыситься над обыденностью и пошлостью повседневной жизни. Необычайным лиризмом проникнуты произведения писателя «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет».

История создания рассказа

Долгое время А. Куприн был дружен с семьей Любимовых, занимавшей высокое положение в Москве и Петербурге. Именно второй город и стал местом действия истории, которую сын героини охарактеризовал как анекдотическую, а писатель использовал в качестве основы, когда писал произведение «Гранатовый браслет». В 1910 году под пером талантливого писателя она превратилась в сюжет одного из самых «благоуханных» (определение К. Паустовского) произведений о любви.

Как все было в действительности?

В книге «На чужбине» Л. Любимов рассказывает о любви (или болезненной страсти - в семье считали телеграфиста маньяком) простого чиновника Желтого к Людмиле Ивановне Туган-Барановской, его матери. В течение двух или трех лет он присылал ей анонимные письма, наполненные то признанием в любви, то ворчанием. Нежелание открыть свое имя объяснялось разным социальным положением и пониманием невозможности каких бы то ни было отношений между ними. Мать, по словам Л. Любимова, вскоре перестала читать эти послания, и лишь бабка всякое утро смеялась, знакомясь с новым письмом. Возможно, все так и закончилось бы, но однажды влюбленный телеграфист прислал подарок - гранатовый браслет. Создание ситуации, которая могла расцениваться как компрометирующая, стало последней каплей: брат и жених Людмилы Ивановны отправились к Желтому домой - это была убогая мансарда на 6 этаже - и застали его за написанием очередного послания. Телеграфисту вернули браслет и попросили больше никак не напоминать о себе. О судьбе Желтого в семье Любимовых больше ничего не слышали. Так закончилась реальная история. А. Куприн переосмыслил ее и включил в рассказ «Гранатовый браслет», дополнив своим вариантом концовки.

Вся суть в финале

Именно так считал Л. Любимов, оценивая роль реальных событий в создании художественного произведения. А. Куприн домыслил произошедшее с Людмилой Ивановной. В его рассказе Желтков, бедный телеграфист, пишет Вере Николаевне, главной героине, прощальное письмо и уходит из жизни. Узнав о его смерти, В. Н. Шеина отправляется к нему на квартиру, желая взглянуть на теперь уже мертвого тайного воздыхателя, а затем выполняет последнее желание Желткова - слушает 2 сонату Бетховена. В этот момент к ней и приходит осознание того, насколько чиста, бескорыстна и безнадежна была эта любовь. Так заканчивается «Гранатовый браслет», история создания которого стала творческим переосмыслением по сути обычного явления в жизни людей.

Роль эпиграфа в рассказе

Появление 2 сонаты Бетховена в рассказе не является случайностью. Дело в том, что в 1910 году А. Куприн, живший какое-то время в Одессе, часто навещал семью Майзельсов, где услышал это музыкальное произведение. Впечатление его было настолько сильным, что после возвращения домой писатель принимает решение написать о светлом и чистом чувстве, какое испытывал бедный чиновник к знатной даме. Первым его шагом стала фраза: «L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato», записанная на листе бумаги и послужившая затем эпиграфом к рассказу о любви телеграфиста.

Сонатой Бетховена начинается повествование и ею же заканчивается, придавая произведению композиционную завершенность. В результате у Куприна в финале образуется единое трио. Великая музыка, способная пробудить в человеке дремавшие чувства и заставить по-новому взглянуть на мир. Настоящая любовь, ничего не требующая взамен и потому существующая вечно. Смерть, возвеличивающая человека, способного пожертвовать собой ради благополучия другого.

Таким образом, «Гранатовый браслет» - история создания одного великого произведения - литературного - под воздействием другого - настоящей музыки.

Смысл названия

Не меньшую роль в пробуждении героини сыграл и подаренный ей Желтковым браслет. Грубоватый и простоватый на первый взгляд, он таил в себе великую тайну. С давних пор существуют легенды о том, что гранат, очень редкий и поражающий своей красотой камень, способен принести счастье владельцу. Преподнесенный в качестве подарка, он часто играл роль амулета. А в рассказе А. Куприна эта семейная реликвия оделяла своего хозяина еще и даром предвидения. Можно предположить, что вместе с браслетом Желтков хотел передать своей возлюбленной частичку своей чистой и святой души, которая оберегала бы ее всю оставшуюся жизнь.

Осознание духовного богатства ранее чужого ей человека и понимание того, что что-то самое важное в жизни прошло мимо, приходит к Вере Николаевне уже после смерти героя. Его переживания и поступки заставили светскую даму по-новому взглянуть на себя и на мир вокруг. Так любовь в «Гранатовом браслете», пусть даже безответная и трагическая, пробуждает душу человека, наполняет ее новыми эмоциями и чувствами.

Гимн самоотверженной любви

А. Куприн признавался, что «…ничего более целомудренного…», чем «Гранатовый браслет», в своей жизни не писал. Он не дает в рассказе нравственных оценок и не пытается искать в случившемся правых и виноватых. Автор просто повествует о ярких и в то же время печальных переживаниях героев в то время, когда люди, по словам Аносова, «разучились любить». Во время разговора генерал отмечает: «Любовь должна быть трагедией». Может быть, потому, что истинная любовь на самом деле встречается в жизни очень редко и доступна единицам. Уходит из жизни никем не понятый Желтков, но он оставляет как память о себе и как символ искренних, прекрасных чувств старинный гранатовый браслет.

История создания рассказа удивительна. Обыграв обычную жизненную ситуацию, А. Куприн сумел показать, что истинная любовь - это и есть основа всего живого на земле.

Как и многие произведения Куприна, “Гранатовый браслет” имеет под собой вполне реальную основу. Жена российского губернатора Любимова, Людмила Ивановна, стала объектом страсти телеграфного чиновника по фамилии Желтиков, который однажды прислал ей подарок – позолоченную цепочку с кулоном. И хотя в действительности случай представлялся скорее анекдотом, талант писателя превратил его в рассказ о настоящей любви.

“Гранатовый браслет” читать онлайн не только интересно, но и поучительно. В истории много трагизма, но много и истинного чувства. К тому же история наполнена символами, в роли которых выступают драгоценные камни. С одной стороны – гранаты от неизвестного влюбленного, камень врачующий и успокаивающий, и жемчуг от мужа – не только символ чистого чувства, но и дурное предзнаменование.

И оно действительно сбывается: у Куприна “Гранатовый браслет” – это символ драматической, но при этом удивительно чистой любви, которая поднимает мелкого чиновника Желткова над всеми героями произведения, вместе с тем никого не унижая. Его чувство похоже на его подарок – редкий прекрасный камень в дешевой оправе. И когда тайную страсть выносят на обозрение, это не делает героя смешным, как самоубийство не делает его слабым. Скачать и прочитать повесть будет достаточно, чтобы понять, что лишение себя жизни было единственным выходом для человека, который не мог лишиться своей любви, и одновременно он таким образом как будто приближается к той, которой так отчаянно поклонялся – она теперь будет помнить о нем до конца своих дней, нежно и трепетно.

Эта книга – настоящий гимн любви, которая делает прекрасным самого ничтожного человека и дарит всегда больше, чем отбирает, даже если отобранное – это сама жизнь. Потому что только любовь крепка, как смерть.

  • Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств.
  • Раскрыть значение музыкального эпиграфа в рассказе.
  • Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру устной связной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
  • Оборудование урока. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена.

    Ход урока

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя.

    3. Определение темы рассказа.

    Тема рассказа должна отразиться в эпиграфе. Что называется эпиграфом?

    Определение эпиграфа в словаре литературоведческих терминов: “Эпиграф - слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые непосредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Эпиграф тесно связан с текстом.

    Чтение эпиграфов, подобранных дома.

    Эпиграф в рассказе музыкальный.

    Коротко передайте сюжет рассказа.

    Сейчас мы послушаем сонату Бетховена. (Настроить ребят на слушание классической музыки, рассказать о композиторе)

    Задание. Во время звучания мелодии ещё раз вспомнить рассказ и подумать, какие эпизоды могут соответствовать сонате.

    Итак, какие эпизоды возникли в вашем воображении? (Любовь, пейзаж, браслет, прощание княгини Веры с Желтковым, известие о смерти и др.)

    Посмотрите, весь рассказ отразился в музыке. Действительно, музыкальный эпиграф тесно связан с текстом.

    Подумаем, как менялась музыкальная интонация? (Спокойная - любовь, пейзаж, прощение; светлая - игра подруги, пейзаж, любовь; напряжённая - подарок Желткова, разговор с Желтковым, известие о смерти)

    Сопоставим музыкальные интонации с жизнью героев. Композиция рассказа соответствует музыке. На основе эпиграфа строится весь рассказ.

    Какие два начала сталкиваются в музыке? (Напряжённость и спокойствие)

    То же самое происходит в жизни героини. Скажите, как проходит её семейная жизнь, что об этом говорит автор? (Любовь угасает и становится привычкой)

    А что такое любовь? Как вы понимаете?

    Определим значение слова любовь по словарю. (Любовь - чувство, трудно поддающееся формальному определению. Характеризуется высшей эмоционально-духовной напряжённостью и основана на открытии максимальной ценности конкретного человека)

    Обратимся к тексту. Когда, кто говорит о любви в произведении? (Автор - 2 гл., 12 гл., 13 гл.; Василий Львович - 5 гл., 6 гл., 10 гл., 11 гл.; Желтков - 5 гл., 10 гл., 11 гл., 13 гл.).

    В каком ключе даны эти рассказы? (Василий Львович - в сатирическо-гротескном ключе; Аносов - в реалистических тонах)

    Какие две точки зрения на любовь они высказывают? (1 - любовь-смысл жизни; 2 - нечто ненужное и расхожее)

    Кто придерживается точки зрения, что любовь - смысл жизни? (Желтков, Аносов)

    Что было в жизни этих героев? (Они прошли через это)

    Итак, имеет право говорить о любви тот, кто любит, кто перенёс страдания.

    Остановимся на образе Веры Николаевны. Она говорит о любви? (Нет, она размышляет, намекает, расспрашивает. Эта тема ей очень интересна)

    Какой вы её представляете? Запишите в тетради её черты. (Приземлённое существо, уравновешенная, ни фантазии, ни романтизма, ни стремления к возвышенному или хотя бы к чему-то необычному, рискованному в ней нет)

    Кто согласен с этой характеристикой? Почему?

    Устраивает ли её такая жизнь? Не ищет ли она чего-то необычного в жизни?

    Человек, который интересуется любовью и задаёт вопросы, - приземлённый человек?

    Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к тексу. Откройте первые страницы и найдите описание дня именин княгини Веры. С чего начинается описание?

    Что мы знаем о взаимоотношениях с мужем? Зачитайте.

    Как отреагировала Вера Николаевна на молитвенник, который подарила ей сестра? Зачитайте.

    Как это характеризует Веру Николаевну? (Романтическая натура)

    Какой знак препинания употребил Куприн в этом абзаце? (Многоточие - пауза - когда мы задумываемся о чём-либо, размышляем…)

    Вывод. Оказывается, Вера Николаевна- натура тонкая, чувствительная. неравнодушная к природе (текст), радуется прелестным дням (текст).

    Кто осознаёт, что Вера Николаевна не статуя, а женщина с горячей душой? (Желтков)

    Зачитаем последнее письмо Желткова (подготовленный ученик).

    Почему Княгиня Вера не ответила на любовь? (Не любит; душа не лежит; она замужняя женщина; разное социальное положение)

    В какой обстановке она жила? (Жизнь можно назвать идиллической: не ссорятся, не изменяют друг другу, между супругами полное взаимопонимание)

    Когда Вера Николаевна открывает для себя что-то важное? (Когда слушает сонату Бетховена)

    Что происходит с ней? (Она успокаивается, понимает, что это была любовь, что человеку надо любить, надо жить в полную меру, как велит ему его сердце - это идея произведения)

    4. Обобщение учителя.

    Эпиграф к рассказу подсказывает основную проблему и помогает раскрыть характер главной героини. Музыка сонаты раскрыла красоту любви Желткова и помогла Вере Николаевне всё понять и почувствовать себя прощённой.

    5. Итоги урока.

    1. Выставление оценок.

    2. Домашнее задание.

    Подготовиться к сочинению.

    На данной странице вы найдете цитаты о любви из Гранатовый браслет, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.

    И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы все говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу - вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом - и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало. Генерал Аносов

    …мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет.

    И вот среди разговора взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической, и я почувствовал, что влюбился сразу - пламенно и бесповоротно. Генерал Аносов

    В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё.

    Как многие глухие, он был страстным любителем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: «А ведь чисто взял до, черт возьми! Точно орех разгрыз».

    А раз её нет, женщины мстят. Пройдет ещё лет тридцать... я не увижу, но ты, может быть, увидишь, Верочка. Помяни моё слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия.

    Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь.

    Сколько раз я в жизни наблюдал: как только стукнет даме под пятьдесят, а в особенности если она вдова или старая девка, то так и тянет ее около чужой любви покрутиться. Либо шпионит, злорадствует и сплетничает, либо лезет устраивать чужое счастье, либо разводит словесный гуммиарабик насчет возвышенной любви. А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви.

    Я её люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, на человека прекраснее.

    Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь.

    Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки.

    Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: «Да святится имя твое».

    Очень сложно это объяснить. Конец скомкан, но обе главные мысли тут выражены. Я сформулировала то, что пыталась всем доказать. Возможно, стоит размазать.

    Всем задание: придумать эпиграф!!!

    Итак, получилась такая весч:

    "Что это было: любовь или сумасшествие?" (по рассказу Куприна "Гранатовый браслет")

    Сложно найти писателя или поэта, не коснувшегося в своих произведениях темы любви. Так же сложно найти человека, хотя бы раз не испытавшего этого чувства. Любовь преображает человека. Она может сделать его счастливым или наоборот, обречь на мучительные страдания.

    Куприн часто представляет любовь как некую силу, неподвластную людям, и, в то же время, бесценный дар. Дар от Бога.

    История, описанная в рассказе "Гранатовый браслет" реальна. Произошла она в Одессе. Куприн писал Батюшкову: "Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Желтикова, который был так безнадёжно влюблён в жену Любимова... Лицо у него, застрелившегося (она велела ему даже не пробовать её видеть), - важное, глубокое, озарённое той таинственной мудростью, которую постигают только мёртвые..." Куприн поступил этим случаем так же, как поступал князь Василий Шеин в его рассказе, про которого говорилось, что "он брал за основу рассказа истинный эпизод, но так сгущал краски", что в его изложении "правда чудесно переплеталась с вымыслом".

    Для Куприна любовь - одна из "тайн" человека. Образ генерала Аносова в рассказе не случаен. Аносов выражает мысли самого писателя о любви: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершишь любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость". Именно устами Аносова автор провозглашает, что нельзя проходить мимо большой и чистой любви: "Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а - почём знать? - может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

    Рассказ кончается печально. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешательство в их личную жизнь. Бессильный перед чувством, Желтков находит лишь один выход: умереть. Вера потрясена. Она посещает его квартиру, где видит его в первый раз, но уже мёртвого и ощущает, что "та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё".

    Кажется, что история трагична: влюблённый умирает, не дождавшись ответной любви, а Вера обречена на вечное страдание. Но Куприн не открывает того, что происходит с Верой после. Рассказ заканчивается словами "Нет, нет, - он меня простил теперь. Всё хорошо". Любовь сильнее смерти.

    Очень красиво. Красиво, если поверить, что это любовь. Но любовь ли это? Можно ли любить человека, не разу не встретившись с ним взглядам, не разу не услышав от него и слова?.. Возможно ли любить подобную "тень"?

    Можно любить так, как Иван Тимофеевич любил Олесю, любил каждое её слово, каждое движенье. А Желтков, чрезвычайно редко видя Веру, создал образ, в который и влюбился. Да, он по-настоящему любил, но любил свою фантазию. Вполне вероятно, что ближе узнав Веру, он бы разочаровался в ней.

    Итак, отвечая на вопрос "Любовь или сумасшествие?", я говорю: сумасшествие, ибо любить образ - не значит любить настоящего человека со всеми его достоинствами и недостатками.

    Однако, такая любовь Желткова открыла Вере новую жизнь. Это светлый конец.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры