Анализ на уроках литературы. А.В

Главная / Бывшие

Произведение по жанровой направленности относится к комедийному стилю с включением в содержание трагических мотивов, создающих впечатление своеобразной философской притчи.

Сюжетная линия пьесы основывается на странном стечении обстоятельств, драматических моментов, являющихся движимой силой в развитии повествовательного действия, выстроенного вокруг семейства Сарафановых.

Все персонажи произведения представляются писателем в качестве ключевых образов, начиная с двух молодых друзей Сильвы (Семена Севостьянова) и Владимира Бусыгина, по волею случая оказавшихся на городской окраине и нашедших ночлег в квартире Сарафанова, главы небольшой семьи в составе заканчивающего школу Васеньки и дочери Нины, недавно вышедшей замуж за курсанта Кудимова.

События пьесы, начавшись с незатейливого обмана юношей, искавших ночлег, разворачивается в серьезном направлении, поскольку старший Сарафанов неожиданно узнает в Бусыгине своего старшего, незаконнорожденного двадцать лет назад сына, а остальные члены семейства впоследствии видят их внешнее сходство. Таким образом, Бусыгин оказывается принят в семейные взаимоотношения Сарафановых, не являющиеся благополучными.

Старший Сарафанов является пожилым интеллигентным мужчиной с несостоявшейся карьерой, давно брошенным женой, в одиночку воспитывавшим детей, которые не планируют связывать свою дальнейшую жизнь со стареющим отцом, мечтая уехать на Сахалин и в тайгу. В Бусыгине же Сарафанов надеется обрести потерянную сыновью любовь, не чувствуя обмана и лжи, а впоследствии и не желая их замечать.

Владимир постепенно свыкается с придуманной ролью сына и начинает принимать активное участие в жизни семейства, давая советы младшим детям в их обустройстве личной жизни, порой грубо вмешиваясь в частные отношения.

Смысловая нагрузка пьесы заключается в изображении писателем острой человеческой необходимости в постоянном ощущении душевного родства и стремлении к обретению родного крова.

Бусыгин, являясь совершенно посторонним для Сарафановых, неожиданно для себя начинает ощущать между ними родственную связи и чувствует свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Несмотря на юношескую браваду и цинизм, в молодом человеке рождается способность на проявление истинных чувств в виде любви, прощения, сострадания.

Повествовательное содержание пьесы «Старший сын» на всем протяжении развития действия демонстрирует на примере простой бытовой истории общечеловеческие гуманистические проблемы в виде острого дефицита людской доброты, доверия, взаимопонимания и ответственности, а также изображает возможность обретения духовного родства людей, несвязанных между собой формальными близкими отношениями, познакомившимися лишь благодаря счастливой случайности.

Писатель поднимает в пьесе глубоко нравственную проблематику, заключающуюся в мечте каждого человека на обретение общей семейной благостной гармонии.

Анализ 2

Произведение А.В. Вампилова «Старший сын» можно отнести к комедийному жанру. Но, несмотря на это в сюжете прослеживаются трагические моменты. Поэтому пьеса больше напоминает философскую притчу. В произведении события происходят будто случайно. Все действия крутятся вокруг семьи Сарафановых.

Абсолютно все персонажи являются главными героями. Можно сказать, что писатель никого не обделил вниманием. Даже, казалось бы, случайные герои (несколько парней попросили ночлег в квартире семьи Сарафановых) играют весомую роль в произведении. Семья Сарафоновых небольшая в ней воспитывается школьник Васенька и проживает дочь Нина с мужем курсантом Кудимовым.

Начинается произведение с истории о том, как ребята искали ночлег, и нашли его в квартире, где проживали Сарафоновы. С этого момента начались разворачиваться события в серьёзном направлении. Глава семейства узнает в одном парне (Владимире Бусыгине) своего незаконнорождённого старшего сына. Ему должно было бы быть двадцать лет. Но через некоторое время все члены семьи стали отмечать внешнюю схожесть старшего Сарафанова и Бусыгина. Бедного парня буквально втянули в семейные отношения, которые не были благополучными.

Глава семьи Сарафанов – это пожилой мужчина, интеллигентный, но у которого не сложилась карьера. От него ушла жена, оставив ему двоих детей. Дети не хотят жить и в дальнейшем досматривать старика. Они планируют уехать из города на Сахалин. Сарафанов увидел в Бусыгине своего сына. Старик понадеялся, что парень останется с ним. Сарафанов верил, что он нужен своему вновь обретенному сыну. Поэтому он не заметил обмана, который происходил у него на глазах.

Владимир был не против подыгрывать старику и поизображать его сына. Он активно вошел в образ. Парень быстро вошел в доверие. Владимир относился к младшим детям, будто к родным братьям. Он давал им советы и наставления. Он пытался научить их жизни. Иногда он перегибал палку и вмешивался туда, куда ему не следует.

На самом деле Бусыгин не являлся родным ребенком Сарафанова. Но, несмотря на это между ними возникли чувства сострадания, отцовской любви и понимания.

Основная идея произведения – это то, что каждый человек хочет чувствовать себя нужным, любимым и незаменимым. Автор пытался донести до читателя мысль о том, как важны семейные отношения и взаимоотношения. В пьесе «Старший сын» демонстрируется проблема дефицита добра, ласки заботы доверия и любви в семейных отношениях.

Сочинение на тему Гениальность

Гениальность. Что значит это понятие? Я думаю это способность придумать что-то новое, возможность совершить открытие. Все знают великих ученых и деятелей искусства, которые благодаря своему таланту

  • Анализ рассказа Касьян с Красивой мечи Тургенева

    Произведение является одной из частей прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», в качестве основной темы рассматривающего русскую жизнь в разрезе отношения человека к родной земле.

  • Пьеса «Старший сын» заявлена А.В. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сара- фановых.

    Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной - счастливая любовь, у другого - несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

    Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку - семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

    Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

    Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

    Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

    Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки - надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение...» - рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди - братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

    Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «...Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

    Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», - с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

    Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди - братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», - восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», - говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

    Вкладывая особый смысл в понятие «брат», А.В. Вампи- лов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное - не пытаться играть чужими чувст­вами.

    Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. А.В. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

    Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

    Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

    Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Са- рафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

    • < Назад
    • Вперёд >
    • Анализ произведений русской литературы 11 класс

      • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

        Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

      • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

        Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

      • Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу...» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство - заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь. Образный ряд произведения...

      • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка...» анализ произведения

        Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка...» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и...

      • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения

        «Песня о друге» - одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме - теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм - неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества. B.C....

      • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения

        «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою...

      • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом...» анализ произведения

        В стихотворении «Вечерние часы перед столом...» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний...

      • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости...» анализ произведения

        Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти...» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой - Блок». Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А. Ахматовой важно подчеркнуть...

      • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения

        Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под...

      • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения

        Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время...

    Всегда так: трагедия с элементами комедии и комедия с элементами трагедии. Создатель «Утиной охоты» не делал ничего особенного, он просто пытался воспроизвести в своих произведениях жизнь такой, какая она есть. В ней же не бывает только черного и белого, существование человека наполнено полутонами. Наша задача - рассказать об этом в статье, в которой будет произведен анализ. Вампилов, «Старший сын» - в фокусе внимания.

    Сразу следует оговориться, что необходим и краткий пересказ (он будет содержать некоторые аналитические наблюдения) вампиловского шедевра. К нему мы и приступаем.

    Неудавшаяся вечеринка на четверых

    Начинается все с того, что два молодых парня (Владимир Бусыгин и Семён Севостьянов) чуть за 20 провожали девушек и рассчитывали на приятный вечер, но девушки оказались «не такие», о чем они и сообщили ухажерам. Конечно, ребята для вида поспорили немного, но делать нечего, на стороне девушек всегда ключевое слово в романтическом вопросе. Они остались на окраине города, без приюта, а на улице холодно, последняя электричка ушла.

    В этой местности есть две зоны: частный сектор (там стоят домики деревенского типа) и прямо напротив - небольшой каменный дом (этажа в три вышиной) с аркой.

    Друзья решают разделиться: один идет высматривать ночлег в каменном пристанище, а другой обрабатывает частный сектор. Бусыгин стучится в дом к 25-летней работнице местного суда Наталье Макарской. Она некоторое время назад повздорила с 10-классником Васенькой, который, видимо, давно и безнадежно в нее влюблен. Она думала, что это снова пришел юноша, но нет. Макарская с Бусыгиным какое-то время пререкаются, но ночлега у девушки молодой человек, естественно, не получает.

    Севостьянову Семену (Сильве) отказывает житель дома напротив. Молодые люди оказываются там, где и были - на улице.

    И вдруг они наблюдают, как пожилой человек - Сарафанов Андрей Григорьевич - кларнетист, служащий в оркестре, по официальной версии, а на самом деле играющий на похоронах и танцах, стучится к Наташе и просит уделить ему несколько минут. Молодые люди думают, что это свидание, и решают прорваться в квартиру Сарафанова под любым предлогом, мерзнуть на улице им не хочется.

    Наша задача - анализ: Вампилов («Старший сын», его пьеса) - его объект, поэтому следует отметить, что персонажи Бусыгин и Сильва сначала кажутся людьми совершенно поверхностными, легкомысленными, но в процессе развития сюжета один из них меняется на глазах читателя: приобретает глубину характера и даже некоторую привлекательность. Кто, узнаем далее.

    Помня о цели, также надо сказать, что Бусыгин - безотцовщина и студент-медик, мама его живет в Челябинске со старшим братом. Чем занимается Сильва, совершенно не важно в контексте нашего замысла.

    Неожиданное пополнение семейства

    Молодые люди не ошибаются: действительно дверь в квартиру Сарафановых остается открытой, а расстроенный недавней любовной неудачей Васенька собирается бежать из дома, как выясняется чуть позже, его цель - тайга. Дочь Сарафанова (Нина) не сегодня-завтра уедет на Сахалин, на днях она выходит замуж за летчика. Другими словами, дома царит раздрай, и его жителям не до гостей, хоть ожидаемых, а хоть и нет, поэтому пришельцы удачно выбрали момент. Нам это тоже пригодится, чтобы провести анализ. Вампилов («Старший сын») пьесу свою написал филигранно, все персонажи исполняют свои партии безупречно и реалистично.

    Бусыгин делает вид, что знаком с отцом Васеньки и говорит такую фразу: «Все мы, люди, - братья». Сильва начинает раскручивать эту идею и доводит ее до того, что Владимир - это неожиданно обретенный сводный брат Васеньки. Юноша в шоке, Бусыгин тоже от прыти товарища слегка ошалел, ну что делать, на улице-то не хочется ночевать. Они разыгрывают этот спектакль перед Сарафановыми. Как показывает анализ, Вампилов («Старший сын») пьесу начал с розыгрыша. В основании драмы у него лежит шутка, а вся пьеса, кажется, что-то вроде комедии, но это только на первый взгляд.

    Вася ищет, что бы выпить. Молодые люди, включая 10-классника, употребляют. Потом появляется Сарафанов, а неудачливые провожающие скрываются на кухне. Вася рассказывает отцу всю историю его старшего сына. Старик начинает вслух вспоминать подробности встречи с возможной матерью Владимира и невольно выдает прохиндеям всю нужную информацию, а они жадно ловят каждое слово: имя женщины, город (Чернигов), нужный возраст старшего сына, если бы он был.

    Затем Владимир появляется, отвечает на все вопросы отца правильно. Дом захлестывает всеобщее ликование, и продолжается пьянка, но теперь уже к ней присоединился Сарафанов старший.

    На шум выходит Нина и требует объяснений. Сначала девушка не верит старшему брату, затем и она проникается к нему доверием.

    Бусыгин начинает верить в собственную игру. Точка перерождения персонажа

    Между Бусыгиным и пожилым человеком моментально налаживается контакт, и отец открывает всю душу перед блудным сыном. Они проговорили всю ночь. Из ночного общения Владимир узнает подробности жизни Сарафановых, например, то, что Нина скоро выходит замуж за летчика, а также душевные муки самого отца. Как тяжело жилось семье. Под впечатлением от ночного разговора, после того как отец ушел спать, Владимир будит Семена и упрашивает его быстро уйти, но в дверях их застает Андрей Григорьевич. Он просит старшего сына принять фамильную реликвию - серебряную табакерку. И тут с Владимиром случается духовный переворот. То ли ему стало очень жалко старика, то ли себя, ведь он своего отца не знал. Бусыгин вообразил, что он перед всеми этими людьми в долгу. Он поверил, что он им родня. Это очень важный момент в исследовании, а анализ пьесы Вампилова «Старший сын» двигается дальше.

    Любовь как объединяющая сила

    Когда отшумел праздник, надо было убирать со стола и вообще приводить в порядок кухню. Это вызвались делать двое - Бусыгин и Нина. Во время совместного труда, который, как известно, объединяет, любовь вынула свой и пронзила сердце каждого из молодых людей. Дальнейшее повествование лишь вытекает из такого знакового события. К такому выводу подводит нас анализ пьесы Вампилова «Старший сын»

    К концу уборки Бусыгин, например, позволяет себе очень едкие и колкие замечания в адрес без пяти минут мужа Нины. Она же их не то чтобы отвергает, но и не слишком противится яду брата. Это говорит о том, что "родственники" уже на дружеской ноге друг с другом, а за быстрое развитие доверительных отношений в короткий срок может отвечать только сильная взаимная симпатия.

    Спонтанно возникающая любовь между Владимиром и Ниной выстраивает весь дальнейший сюжет и является той силой, которая сплачивает вновь семью Сарафановых в единое целое.

    Расхождение по разным сферам Бусыгина и Севостьянова

    Таким образом, памятуя о недавно зародившейся любви, читатель понимает, что Владимир теперь не иллюзорно, а действительно становится своим в семье Сарафановых. Неожиданный гость становится тем гвоздем, который не дает родным людям утратить связи между собой, он их соединяет, становится центром. Сильва же, наоборот, оказывается все более чужим Бусыгину и тому дому, куда их по случайности занесло, поэтому Семен старается хоть что-то извлечь из сложившейся ситуации и пытается закрутить роман с Наташей Макарской. Замечательную пьесу написал Вампилов - «Старший сын» (анализ и краткое содержание продолжаются).

    Явление жениха

    В день уборки кухни должно произойти знаменательное событие: Нина планирует познакомить отца со своим женихом - курсантом летного училища Михаилом Кудимовым.

    Между утром и вечером происходит целая цепь событий, о которой стоит упомянуть хотя бы кратко: Макарская меняет свое отношение к Васеньке с гнева на милость и приглашает его в кино. Тот мчится покупать билеты, не подозревая, что Сильва уже плетет свою паутину соблазна. В нее он рассчитывает поймать Наташу. Та с готовностью, естественно, уступает любителю женщин, ведь Семен ей более подходит по возрасту. Сильва и Наташа должны встретиться ровно в 22:00. На это же время воодушевленный паренек берет билеты на киносеанс. Наташа с ним идти отказывается и раскрывает тайну, что к ней ночью приходил Андрей Григорьевич сватать за Васятку.

    Пламенный юноша в отчаянии, он снова бежит собирать рюкзак, чтобы прочь уйти из дома в объятья тайги. Кое-как персонажи в предельном нервном напряжении дожидаются вечера и прибытия жениха.

    Представление сторон как-то сразу идет вкривь и вкось. Новоиспеченный старший брат и Сильва подшучивают над курсантом, тот не обижается, так как «любит веселых ребят». Сам Кудимов все время боится опоздать в военное общежитие, и вообще, смотрины ему в тягость.

    Вот появляется отец семейства. Познакомившись с Сарафановым, жених начинает мучиться от того, что он не может припомнить, где же он видел лицо будущего тестя. Пожилой человек, в свою очередь, говорит, что он - артист, поэтому, наверное, лицо его видел летчик либо в филармонии, либо в театре, но тот все это отметает. И вдруг, как гром среди ясного неба, курсант говорит: «Вспомнил, я видел вас на похоронах!» Сарафанов вынужден сознаться, что да, действительно, он уже 6 месяцев не работает в оркестре.

    После раскрытия тайны, которая уже не являлась ни для кого секретом, так как дети давно были в курсе, разыгрывается еще один скандал: с криками и стонами уходит из дома Вася, полный решимости добраться-таки до тайги. Жених также, увидев достаточно, спешит вернуться в военное общежитие до его закрытия. Сильва уходит в кино. У отца семейства случается истерика: он тоже хочет куда-то уйти. Его успокаивают Бусыгин и Нина, музыкант поддается. Все это очень важно, так как имеет прямое отношение к кульминации. Мастерски все сделал Вампилов. «Старший сын» (анализ произведения мы приводим) продолжается.

    Катарсис

    Затем Владимир признается Нине, что он ей не брат и, что еще хуже, он ее любит. В данный момент, наверное, по замыслу автора с читателем должен произойти катарсис, но это еще не совсем развязка. Ко всему прочему в квартиру вбегает Васятка и признается, что он поджег квартирку Макарской как раз в то время, когда она там была с Сильвой. У последнего пришли в негодность брюки из-за хулиганской выходки юноши. Для полноты картины из своей комнаты вышел несчастный отец с чемоданом, готовый ехать в Чернигов к матери Владимира.

    Сытый по горло спектаклем на волне разочарования от испорченной одежды, Семен закладывает Бусыгина и говорит, что Владимир такой же сын Сарафанову, как он ему племянница, и уходит.

    Сарафанов не желает верить и утверждает обратное. Более того, даже предлагает Володе переехать из студенческого общежития к ним. В хитросплетении всех этих событий Бусыгин обнаруживает, что он снова опоздал на электричку. Все смеются. Все довольны. Так заканчивается пьеса, которую написал Александр Вампилов. «Старший сын» (анализ также это показывает) - чрезвычайно трудное и неоднозначное произведение для оценки. Нам остается подвести некоторые итоги.

    Семья, попавшая в тупик

    Теперь, когда мы всю историю знаем, можно поразмышлять над тем, кем выступил во всей это истории «старший сын».

    Очевидно, что семья разваливалась на части: отец потерял работу, стал пить. Стены одиночества стали сходиться, он был в отчаянии. Дочери надоело тянуть всю семью (она вынуждена была работать, поэтому и выглядела старше своих 19 лет), ей казалось, что отбытие на Сахалин в качестве жены военного летчика - это замечательный выход. Все же лучше, чем такая жизнь. Васенька тоже искал выхода и не находил, поэтому решил уйти в тайгу, раз прибиться к более опытной женщине (Наташе Макарской) у него не получилось.

    Во время ночного разговора, когда отец посвящал сына в подробности своей жизни и деталей быта своей семьи, он очень точно описал ситуацию, ее можно было уместить в одну фразу: «Все бегут, предчувствуя огромную трагедию, нависшую над ними». Только Андрею Григорьевичу бежать некуда.

    Бусыгин как спаситель

    Старший брат пришел именно тогда, когда он нужен был всем. Владимир восстановил баланс и гармонию семьи. Их любовь с Ниной наполнила опустевшие резервуары семейной благодати, и никому никуда уже бежать не хотелось.

    Отец почувствовал, что у него есть сын, старший сын, на которого можно опереться. Нина поняла, что на остров не обязательно ехать, а брат смог победить свою болезненную привязанность к девушке намного старше себя. Естественно, под любовью Васи к Наташе скрывалась глобальная тоска по матери, чувству защищенности и комфорту.

    Единственный персонаж пьесы, который остался в абсолютном проигрыше, - Сильва, так как все другие основные персонажи образовали некоторый внутренний круг. Из него был исключен только Семен.

    Разумеется, выиграл в итоге и Владимир Бусыгин: у него появился отец, о котором он так мечтал с самого детства. Другими словами, пьеса заканчивается сценой общей семейной гармонии. На этом хочется закончить краткий анализ. «Старший сын» Вампиловым написан блестяще, и это не только замечательное, но и глубокое произведение, ставящее серьезные вопросы перед читателем.

    Александр Алёхин, 1 – сценарный.

    Анализ литературного произведения.

    Пьеса А.В. Вампилова «Старший сын».

    На мой взгляд, для более точного понимания пьесы «Старший сын», её необходимо рассматривать в контексте личной биографии Вампилова. Ведь поставленная в пьесе проблема «отцовства» или даже скорее «безотцовщины» имеет непосредственное отношение к автору. А.В. Вампилов сам рос без отца (его арестовали, а затем он был расстрелян), и потому представленные в пьесе отношения между «сыном» и «отцом» были очень важны и для самого автора и так точно, пронзительно показаны им. И потому же можно говорить о том, что Бусыгин эта проекция личных чувств и переживаний, очень важных для Вампилова. И по этой же причине главный герой в «случайном» отце находит родного, близкого человека.

    Но начнем по порядку. В первую очередь мы должны понять каков же жанр этой пьесы. Сам автор определяет её как комедию. И большая часть первого действия соответствует этому жанру. Перед нами разворачивается множество нелепых ситуаций, построенных на классическом несоответствии, подкрепленных забавными репликами героев. То незадачливые герои пропускают электричку, то начинают посреди ночи проситься ко всем подряд переночевать. Можно даже сказать, что в основном комедийную составляющую на протяжении всей пьесы берет на себя Сильва. Ведь именно «благодаря» ему происходит основное, завязочное событие, а именно представление Бусыгина старшим сыном. Также комедийно, даже эксцентрически выстроена сцена «пряток» героев от Сарафанова, и то, как Бусыгин подслушивает на кухне его разговор с Васенькой.

    Однако в середине первого действия после знакомства Бусыгина и Сарафанова жанр пьесы по нарастающей начинается трансформироваться из комедии в драму. Когда герой понимает, что Сарафонов несчастный человек, которому очень нужен родной, близкий человек. Здесь нам открывается вся драма этого маленького человека. Он боится, что дети его бросят, что он останется один. Вся надежда теперь на Бусыгина, на «старшего сына». Он хватается за него, как за спасательный круг. А Бусыгин в свою очередь стыдится своего обмана, и сам находит в этом человеке родного человека, отца, которого у него не было. Очень точна и пронзительна реплика Бусыгина, когда он пытается сбежать и говорит Сильве: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» . Здесь, конечно, уже мало чего остается от комедии. Перед нами разворачивается семейная драма, хотя всё же и не лишенная местами комедийных моментов.

    Своего наибольшего накала драматическая составляющая пьесы достигает в сценах, когда в дом приходит жених Нины, Кудимов, а затем все уходят, кроме Бусыгина. Здесь нам открывается в полной силе всё отчаяние Сарафанова, его страх перед одиночеством.

    «Сарафанов: Я здесь лишний. Я! Я – старый диван, который она давно мечтает вынести… Вот они, мои дети, я только что их хвалил – и на тебе, пожалуйста… Получай за свои нежные чувства!» .

    А затем все возвращаются и остаются с отцом. Заканчивается пьеса, как сказали бы сегодня «хэппи эндом», характерным как раз для комедии, то есть пьеса начинается и заканчивается как комедия, но как раз внутри, в основной части разворачивается настоящая драма. Поэтому всё же можно определить жанр данной пьесы, как трагикомедия. И в таком подходе к жанру, можно сказать, Вампилов близок к Чехову, пьесы которого также зачастую начинаются как комедии (и также определялись самим автором, как комедия), а затем превращаются в трагедию.

    Теперь проследим линию развития главного героя, Бусыгина. Уже в начале пьесы мы узнаем, что он рос без отца, что, конечно же, будет иметь важнейшее значение в дальнейшем развитии действия. Тем не менее, главный герой представляется нам в начале, как эдакий оболтус, он гуляет с девушками, выпивает с незнакомыми людьми (ведь выясняется, что с Сильвой он познакомился в этот же вечер). Словом, обычный нахальный молодой человек.

    Но после того, как он знакомится с Сарафановым, Бусыгин открывается нам с совершенно другой стороны. Он проявляет внимание, участие к несчастному отцу семейства. В какой-то момент он уже не просто изображает старшего сына, а становится самым что ни на есть настоящим сыном Сарафанова. Он находит в этом человека отца, которого у него не было.

    С другой стороны, и это также говорит о его благородном характере, он всё время, всё больше и больше, стыдится своего обмана, поэтому постоянно норовит поскорее исчезнуть из этого дома. Однако всё время что-то его останавливает. Это «что-то» и есть как раз чувство близости, родства, которое Бусыгин испытывает к Сарафанову.

    Параллельно развиваются отношения Бусыгина с его «сестрой» Ниной. Бусыгин невольно влюбляется в девушку. Да и она тоже. Но нелепость его положения (которая превращается затем почти в трагическую сложность), конечно, не позволяет ему никак признаться в любви. И в связи с этой любовной линией интересен вопрос, а из-за кого на самом деле Бусыгин остается всё время в этом доме, из-за «отца» или из-за «сестры»? Ведь ответ на этот вопрос совершенно с разных сторон осветит нам Бусыгина. Если из-за «отца», то это, можно сказать, интерес чистый, духовный, если же из-за «сестры», тогда Бусыгин автоматически становится корыстным и не очень-то хорошим человеком. Однако тем и прелестна пьеса Вампилова, что, по сути, она очень жизненна и человечна, а в жизни не бывает каких-то однозначных ответов. Так что правильно будет сказать, что удерживают его они оба.

    Также любовная линия несет особую, важную функцию в пьесе. Во-первых, она поддерживает комедийную составляющую пьесы, а во-вторых, она не позволяет превратиться герою в совсем уж эдакого благородного, во всём правильного персонажа типа соцреалистического. Благодаря этому, Бусыгин становится как-бы человечнее, приземлённее. Ведь, в конце концов, он какое-то время пользуется тем, что он «старший брат» Нины.

    В конечном итоге, Бусыгин находит всё самое ценное – любовь в лице Нины, и близкого, родного человека, отца (на сей раз без кавычек) в лице Сарафанова. Проникнувшись искренним чувством к этой семье, он, можно сказать, возвращает всех её членов в родной дом, к отцу и сам становится её членом.

    Но, конечно, никто лучше не скажет о герое, чем сам автор. Поэтому будет уместно привести цитату самого А.В. Вампилова по поводу действий Бусыгина.

    Из письма А.В. Вампилова к драматургу Алексею Симукову:

    «…В самом начале… (когда ему кажется, что Сарафанов отправился прелюбодействовать) он (Бусыгин) и не думает о встрече с ним, он уклоняется от этой встречи, а встретившись, не обманывает Сарафанова просто так, из злого хулиганства, а, скорее, поступает как моралист в некотором роде. Почему бы этому (отцу) слегка не пострадать за того (отца Бусыгина)? Во-первых, обманув Сарафанова, он все время тяготится этим обманом, и не только потому, что - Нина, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести. Впоследствии, когда положение мнимого сына сменяется положением любимого брата - центральной ситуацией пьесы, обман Бусыгина поворачивается против него, он приобретает новый смысл и, на мой взгляд, выглядит совсем уже безобидным».

    В этом поиске и «нахождении» родных людей заключается основной посыл пьесы. А.В. Вампилов, наверное, и сам этого искал на протяжении своей, к сожалению, короткой жизни, и выразил в данной пьесе свои самые искренние, важные чувства и мысли, поставил вопросы и проблемы вневременные. Потому такого рода произведения будут всегда трогать людей.

    Презентация. РРТ.

    Чтение стихотворения Петра Реутского:

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Не хочу, чтоб грустным помнила.

    Я уйду под ветра гик.

    Только песни, грусти полные,

    Мне дороже всех других.

    По земле ходил я в радости.

    Я любил её, как бог,

    И никто мне в этой малости

    Отказать уже не мог…

    Всё моё со мной останется,

    И со мной, и на земле

    У кого – то сердце ранится

    На моём родном селе.

    Будут вёсны, будут зимы ли,

    Запевайте песнь мою.

    Только я, мои любимые,

    С вами больше не спою.

    Что ты, ива, ветви свесила,

    Или я недолюбил?

    Вспоминайте меня весело,

    Словом, так, каким я был.

    Прозвучало стихотворение Петра Реутского. Оно посвящено человеку, который вошел в литературу молодым, молодым в ней и остался. Он прожил всего 35 лет. Александр Валентинович Вампилов (слайды 1,2). Валентин Распутин сказал о нем: « Он был талантлив вдвойне – и как человек, и как писатель».

    Александр Вампилов ни одного дня не мог прожить без музыки. В его доме хранилась гитара, старинная, оставшаяся еще от деда, поэтому особенно притягательная. В тесном дружеском кругу под аккомпанемент гитары звучали и щемяще трогали за сердце романсы на стихи А.С. Пушкина, А. Дельвига, М. Ю. Лермонтова и других авторов. ( слайд 3, прослушивание романса на стихи А. Пушкина) .

    Нам предстоит познакомиться с жизнью А. Вампилова, окунуться в творческий мир писателя. Подумайте, какие строки из тех, что прозвучат сегодня, можно поставить эпиграфом к уроку? В каких из них выражается сущность этого человека?

    Близкие друзья называли Вампилова просто и ласково: «Саня». От этого имени образован псевдоним Александр Санин, которым молодой драматург подписал свою первую книгу, она называлась «Стечение обстоятельств».

    Сообщение ученика о А.В. Вампилове

    Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в посёлке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Волею обстоятельств вынужден был расти без отца. Валентина Никитича по ложному доносу арестовали и расстреляли в 1938 году. Накануне рождения сына он писал жене Анастасии Прокопьевне: « Вероятно, будет разбойник – сын, и боюсь, как бы он не стал писателем, так как я во сне вижу писателей».

    Вещий отцовский сон оправдался, родился будущий писатель, драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды». (слайд 4 родители)

    В юности Вампилов зачитывался произведениями Н.В. Гоголя и В. Белинского, все вспоминают, что Александр прекрасно пел, у него был небольшой, но очень приятный голос, удивительная по простоте и искренности манера исполнения, но пел он не часто, только среди своих, близких друзей, в хорошую минуту. Любил старинные романсы, песни на стихи С. Есенина и Н. Рубцова, с которым подружился позже, во время учебы в литературном институте. Рыбная ловля и охота также входят в круг его интересов.

    После окончания школы Александр Вампилов учился на историко – филологическом факультете Иркутского университета, с 1960 года работал в редакции областной газеты « Советская молодежь», увлекся драматургией, стал писать пьесы.

    Иркутяне по праву гордятся своим талантливым земляком. В городе есть театр, носящий его имя, на центральной площади Иркутска стоит памятник Александру Вампилову, в залах старейшего музея Сибири проходят вечера, посвященные памяти драматурга. ( слайды 5, 6, 7)

    В 1965 году А. Вампилов привёз в Москву в театр «Современник» и предложил О.Н. Ефремову пьесу « Нравоучение с гитарой», которая затем была названа «Предместье», а в 1970 году – « Старший сын». При жизни писателя были поставлены всего две пьесы: «Прощание в июне» и «Старший сын». Шли годы так называемого застоя, не обо всём можно было писать прямо и открыто. Молодого драматурга глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра, милосердия - вот основные мотивы его пьес .( слайд 8 )

    « Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске» увидели свет и были поставлены на сцене уже после гибели писателя.

    Вампилов утонул в Байкале летом 1972 года. «Было пасмурно, но сухо и тихо, когда мы несли его на руках до здания театра, где ждали машины, - вспоминал Вячеслав Шугаев.- От оркестра мы отказались, помня Сашину печальную усмешку, с которой он писал Сарафанова, музыканта из «Старшего сына», играющего на похоронах. Похоронен А. Вампилов в Иркутске.

    Жизнь оборвалась на самом её взлете, жизнь, которой, казалось, не будет конца, которой он сам привык диктовать условия, ведь Саня даже не позволял себе утонуть. В лодке, перевернувшейся от удара о топляк, их было двое. Один уцепился за днище, надеясь, что лодку заметят скорее, чем его самого. А Вампилов поплыл к берегу. И он доплыл, и уже почувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало.

    На берегу в это время стояла машина. Люди, приехавшие на машине, курили, равнодушно наблюдая за происходящим, за борющимся со смертью человеком. Вдруг кто – то истошным голосом закричал: « Люди, люди, киньте запасное колесо от машины, киньте хоть палку, протяните навстречу руку, но сделайте что – нибудь». Люди, оставив кинутую реплику без внимания, поглазели еще раз на утопающего, сели спокойно в машину и уехали. Так печально и трагично оборвалась жизнь человека . (слайд 9)

    Смерть А. Вампилова потрясла его друзей. 20 августа 1972 года в газете «Советская молодежь» был опубликован некролог, написал его иркутский поэт Марк Сергеев . (слайд 10)

    Сообщение ученика

    « Не стало нашего Саши. Не верится в это, не верится. Мы гордились, когда узнали, что пьесами Саши заинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Юрий Любимов. В сентябре он вновь собирался в Москву. Одному из нас обещал привезти модный галстук и пластинку вальсов Шопена, а другой советовался с Сашей о своём отпуске, и они вместе составляли «план».

    А потом он уехал в гости к Байкалу, и старик его обратно не отпустил…

    Теперь о тебе, Саша, нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал об этом неделю назад. И глаза твои, острый восточный разрез которых всегда говорил, что ты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись бы вместе с тобой. Но мы не скажем, Саша, что ты был, потому что ты останешься с нами среди своих героев, среди дел и поступков своих друзей. Они будут жить как же любя жизнь и людей, как ты. Мы сбережем память о твоей прямоте и честности, о твоём уважении к творчеству.

    А ещё мы будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно».

    Подумайте, какие строки выражают сущность личности Александра Вампилова и могут стать эпиграфом к нашему уроку? («Будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно» Марк Сергеев – запись эпиграфа в тетрадях)

    Чтение учеником стихотворения Александра Вампилова (слайд 11)

    Что неприветливо, широкий дол, шумишь?

    Не можешь мне простить разлуки?

    Что не хранят, чего не помнят люди,

    То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.

    Я навсегда в твоих лугах бескрайних,

    Я навсегда в твоих лугах густых.

    И после всех дорог судьбы –

    Случайных,

    Извилистых, запутанных, крутых –

    Последняя дорога мне

    Прямая –

    Сюда, чтобы спокойно умереть…

    (слайд 12)

    Если так переживали безвременную гибель Вампилова его друзья, можно представить, каково матери, пережившей своего сына.

    Сообщение ученика

    Анастасия Прокопьевна Копылова – Вампилова была учителем математики в сельской школе. Именно ей посвятил свой шедевр – рассказ « Уроки французского» - Валентин Распутин. Хорошо знавшие её люди вспоминают, что мать драматурга была человеком величайшего такта и благородства.

    Из воспоминаний Анастасии Прокопьевны Копыловой – Вампиловой: « С первых курсов университета Саня стал писать рассказы, читал их мне, и когда сказал, что хочет писать пьесы, я выразила большое сомнение, по силам ли ему? А Саша сказал: « Ты, мама, не веришь в меня». На что я ответила: « Матери всегда должны быть строги к своим детям и их способностям». И незадолго до гибели Саша сказал мне: « А ведь ты, мама, не верила в меня». Подарив мне пьесу «Старший сын», изданную в Москве, Саша написал на ней: « Дорогой маме от младшего сына».

    (слайд 13, перечень книг А. Вампилова)

    Запись в тетрадях важнейших дат жизни и творчества А. Вампилова (слайды 14,15)

    1937г. – родился А.В. Вампилов. Поселок Кутулик. Иркутская область. Родился драматург, принесший на сцену «удивительное, всесильное чувство правды».

    1960г. - закончил историко – филологический факультет Иркутского университета. Работа в газете «Советская молодежь». Увлечение драматургией.

    1965г. – приезд в Москву в театр «Современник»

    1966г. – «Прощание в июне»

    1970г. – « Старший сын», «Утиная охота»

    1972г. – «Прошлым летом в Чулимске». Август 1972г. – трагическая гибель писателя

    Александр Вампилов любил повторять: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека». Переходим к обсуждению пьесы «Старший сын». В конце 60-х первой половине 70-х годов пьеса была поставлена более чем в 50 городах нашей страны, а также за рубежом (в Болгарии, Венгрии, Германии, Польше). В 1976 году режиссер Виталий Мельников снял фильм по этому произведению, пригласил замечательных актеров, которые сумели мастерски воплотить характеры главных героев, передать замысел автора – драматурга Александра Вампилова.

    Вопросы для анализа

      Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых? (слайд 16)

      Что можно рассказать о членах этой семьи? Почему Андрей Григорьевич поверил, признал в Володе Бусыгине старшего сына? Можно ли его назвать неудачником? (слайд 17)

      Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы? (слайд 18)

      Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы? (слайд 19)

      Расскажите о Володе Бусыгине. Каковы главные черты его характера? Как характеризует Володю его отношение к семье Сарафановых? Изменила ли его встреча с этой семьей? (слайды 20, 21)

      Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы? (слайд 22)

      Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем? Какова, на ваш взгляд, главная черта его характера? (слайд 23)

    Александр Вампилов использовал несколько названий для своего произведения – «Предместье», «Нравоучения с гитарой», «Семья Сарафановых».

      Почему «Старший сын» - наиболее удачное? Что утверждает Александр Вампилов в человеке? ( слайд 24)

    Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее

    кровного родства.

    Подводя итоги, обратимся к высказыванию В. Распутина о творчестве Вампилова: « Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение» (слайд 25)

    Я надеюсь, что творчество А. Вампилова оставило глубокий след в ваших душах, заставило о многом задуматься, многое переосмыслить, расставить жизненные приоритеты. Сегодня мы только лишь приоткрыли дверцу в мир талантливого большого писателя. Этот мир надо постигать через его произведения.

    Д/З: подготовить отзыв о прочитанной книге по следующему плану:

      Какова тема и основная мысль произведения?

      Где и когда происходят события?

      Какие места в книге произвели на вас наиболее сильное впечатление?

      Кто из героев особенно понравился? Почему?

      Кто из героев, по – вашему, заслуживает осуждения?

      Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила задуматься?

    Отзыв о прочитанной книге (ученическая работа)

    «Давайте будем добрее и внимательнее друг к другу, потому что потом бывает поздно», - эти слова своему другу Александру Вампилову посвятил сибирский поэт Марк Сергеев. Они стали по сути жизненным правилом, которому следовал драматург. Такие черты характера, как: доброта, отзывчивость – Вампилов хотел видеть в героях своих пьес. Не стал исключением и Володя Бусыгин из комедии «Старший сын».

    О чем эта книга? Сюжет прост: два молодых человека весенним вечером провожают девушек домой, надеются, что их пригласят, знакомство продолжится, а в итоге на всю ночь вынуждены остаться на улице. Недоверчивые жильцы не спешат помочь ночным гостям. Продрогшие, уже отчаявшиеся Володя и Сильва стучатся в одну из квартир, где Сильва представляет Бусыгина как старшего сына семьи. Эта встреча «отца» и мнимого сына станет важной и для Володи, и для всех Сарафановых. Ведь главное заключается не в том, сколько у тебя родственников, а в том, есть ли хоть кто – нибудь, на кого ты мог бы опереться, кому довериться, важно не родство по крови, а родство душ.

    Володя Бусыгин притворяется сыном Андрея Григорьевича, но притворяется только в самом начале. Возможно, молодой человек чувствует, что нуждается в Сарафанове так же, как Андрей Григорьевич нуждается в нем. Старший Сарафанов – человек умный, добрый, доверчивый, одинокий, его не всегда понимают окружающие, даже собственные дети, жена, оставившая его, называла мужа «блаженным». Когда появился новый член семьи – «старший» сын, он схватился за него, как утопающий за соломинку. Отец семейства говорит: « Для меня то, что ты появился, - это настоящее счастье, сынок».

    Дети Андрея Григорьевича и не заметили, что забыли об отце, перестали нуждаться в нем.

    Нина выходит замуж, на днях уезжает с женихом на Сахалин; Васенька – в тайгу на стройку, убегая от неразделенной любви. Кто же из героев мне понравился? Это Володя Бусыгин. Есть в нем что – то такое, что привлекает с первых минут знакомства с ним. Он студент мединститута, нелегко складывалась его судьба. Сирота, он никогда не знал отца, но не утратил доброты, любви, отзывчивости к людям. Володя готов остаться с совершенно незнакомым ему человеком, чтобы помочь, поддержать. Нина и Васенька тоже многим ему обязаны. Бусыгин помог младшим Сарафановым понять, что такое настоящее чувство, любовь, привязанность, забота о близких.

    Пьеса Вампилова учит нас быть добрее, любить, уважать своих родителей. Как бы не сложилась твоя жизнь, несмотря ни на что постарайся остаться человеком.

    Вспомним слова Андрея Григорьевича Сарафанова: « Каждый человек родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».

    Я думаю, так считал и Александр Вампилов, который внес значительный вклад в российскую литературу. Его комедия, написанная в 1970 году, не утратила своей современности, значимости и в наши дни: во все времена обществу будут необходимы добрые, честные, порядочные, отзывчивые люди.

    Список используемой литературы:

      Хрестоматия по литературе для средней школы. Учебн. пособие для 10 – 11 кл./ Сост.: Аламдарова Э. Н., Безрук Ю.Л., Евдокимова Л.В. и др. – СПб.: Корвус; Астрахань: Изд – во Астраханского педагогич. Ин – та, 1994.

      Вампилов А.В. Записные книжки. – Иркутск: Изд – во Иркутского университета. 1996.

      Венок Вампилову. : Сб. / Сост. Л. В. Иоффе. Иркутск: Изд –во Иркутского ун – та 1997.

      Мир Александра Вампилова. : Жизнь. Творчество. Судьба.: Материалы к путеводителю. – Иркутск. Издание ГП. « Иркутская областная типография № 1» 2000.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры