Анализ «Живи и помни» Распутин. Суд свой и людской Анализ произведения живи и помни распутина

Главная / Бывшие

«Живи и помни» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни » напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

Произведение «Живи и помни» Распутина затрагивает 1944-1945 годы, действие в основном происходит во время войны в глухой сибирской деревне. Автор не изображает сражений, тягот фронтовой жизни, он показывает, как война сказалась на жизни и быте деревни. Но в центр повествования Распутин ставит вечный вопрос о нравственном выборе человека. После того как мы проведем анализ повести «Живи и помни» Распутина, эта мысль станет еще более очевидной.

Главный герой повести «Живи и помни»

Андрей Гуськов дезертирует с фронта. Этим поступком определяется не только его дальнейшая жизнь, но и судьба его жены Настёны и родителей. Причины этого поступка исследует писатель.

Анализ повести «Живи и помни» был бы неполным, если бы мы не рассмотрели линию поведения главного героя. Вначале Андрей был хорошим солдатом: разведчики считали его надёжным товарищем, он не раз ходил в атаку, повидал много сражений и испытал тяготы войны наравне со всеми. После ранения герой лечился в госпитале, а когда ехал обратно на фронт, решил ненадолго завернуть в родную деревню. Но зимой за трое суток проделать далёкий путь оказалось непросто. Доехав до Иркутска, Андрей понял, что не успеет вовремя вернуться на фронт. Он вспомнил, как видел расстрел дезертира, и понял, что перед ним только два пути: отправиться на фронт и, возможно, понести наказание за просрочку или спрятаться. Он выбирает второй.

В дальнейшем мы видим, и анализ повести «Живи и помни» это подтверждает, что героем часто руководит сиюминутное желание, он не всегда просчитывает последствия своих поступков. Так, он останавливается у немой женщины Татьяны и живёт с ней несколько месяцев, хотя первоначально не собирался этого делать. Когда ему надоела такая жизнь, решает поехать в деревню и попросту сбегает от Татьяны.

Возвратившись в деревню, Андрей не может прийти в родной дом, повидаться с матерью и отцом, так как уже приходили следователи, разыскивали его. Он оказывается обречённым на одинокую жизнь в холодной времянке в лесу, куда Настёна приносит ему еду, инструменты, приходит навестить и утешить. Андрей ненавидит себя за свой поступок, ненавидит свою жизнь. Ему хочется вернуться к прежнему, радоваться урожаю, наслаждаться свежестью леса, он долго бродит в одиночестве и размышляет о своей судьбе, не находя выхода. Только Настёна скрашивает его существование. Впервые за долгие годы они стали по-настоящему близки друг другу, в их отношениях появилась даже своеобразная романтика, забота и нежность. Что еще нам становится ясно благодаря анализу повести «Живи и помни»?

Преступление Андрея влечёт за собой череду последствий. Погибает укоряемая односельчанами беременная Настёна, умирает, так и не повидавшись с сыном, отец Андрея.

Судьба русской женщины в повести «Живи и помни»

Распутин, наследник классической литературы XIX века, показывает тяжёлую судьбу русской женщины, верность и преданность которой не избавляют её от страданий.

Настёна с детства привыкла к трудной работе, упрёкам и бедности. Только сестра Катька поддерживала в ней необходимость жить, искать работу. Выйдя замуж за Андрея, Настёна не смогла обрести счастье. Муж не проявлял к ней особой любви, а иногда поколачивал, упрекал в бездетности. Свекровь вечно ворчала и нагружала работой. Только свёкр Михеич жалел. Но Настёна покорно выполняла всё, что положено, не чуждалась никакой работы, пыталась угодить домашним. Если вы проводите анализ повести «Живи и помни», не пропустите эту мысль.

Дезертирство Гуськова тяжёлым бременем ложиться на судьбу его жены. Она не отворачивается от мужа после его поступка, всячески помогает ему, меняет продукты, находит деньги, не раз тайком переплывает Ангару, чтобы отвезти Андрею всё необходимое. Распутин выделяет такие черты в Настёне, как самоотверженность, верность, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Автор показывает, как всё невыносимее становится женщине. Андрей обвиняет её, говоря в порыве отчаяния, что из-за неё бросил фронт, желая повидаться. Односельчане осуждают Настёну, заметив беременность и думая, что она предала Андрея. Затем догадываются о правде и начинают выслеживать, в надежде, что она приведёт их к дезертиру. Безвыходность ситуации толкает женщину на самоубийство.

Таким образом, преступление влечёт за собой череду последствий, обрекает на одиночество и отчуждённость от людей. Наказание Андрея - в потере жены и надежды на продолжение рода.

Надеемся, что статья, где был представлен краткий анализ повести «Живи и помни», оказалась для вас полезной. Чаще посещайте наш литературный блог , где сотни статей помогут вам понять суть того или иного произведения.

Сегодня в школе мы познакомились с интересным произведением Распутина, которое носит не менее интересное название Живи и помни. Кому именно адресует такое название автор, кто должен жить и что помнить? Об этом мы узнаём, когда читаем работу прозаика.

Повесть Распутина Живи и помни — это рассказ о человеке, который не выдержал испытания войной и стал дезертиром, нарушив свой военный долг. Виноват ли в этом герой? Не нам судить, ведь кто его знает, как бы поступили в данной ситуации именно мы, а пока, давайте сделаем произведения Живи и помни.

Живи и помни краткий анализ произведения

Андрей Гуськов — бравый молодой, работящий человек. Он женился и как все люди, жил себе в трудах и семейных заботах. Жил, пока не пришла в страну беда в лице Великой Отечественной войны.

Пришлось парню идти со всеми на фронт. Он воевал и не рвался вперед, но и за спины никогда не прятался. Незадолго до ее окончания, парня ранили. Вот здесь и начинается вся трагедия, ведь в военном госпитале ему не позволили на несколько дней отправиться домой в отпуск. А ему так захотелось увидеть родных и близких. Почему-то именно сейчас он задумался о смерти и о том, что может живет последние дни.

Ему так захотелось увидеть жену, захотелось попросить прощения за все плохое, что он ей сделал. Это желание было настолько сильным, что в повести Распутина он решает самовольно ехать домой, и только в дороге к нему приходит осознание своего предательства по отношению к Родине и народу. Рядом с домом, он понимает, чем грозит ему дезертирство, но пути обратно нет. Теперь ему приходится прятаться и жить в постоянных бегах. Самое ужасное, его дезертирство сказывается и на неповинной Настене — его жене.

Андрей, встретившись с женой, уговаривает ее помочь отсидеться в лесу и она соглашается. Девушка понимает, что дезертирство плохо, что ее муж предатель, что победа на войне теперь не их победа. Настя носит еду мужу, приносит порох, но при этом ей мучительно больно осознавать свои поступки. Она обрекла себя на жизнь среди стыда и обмана. Ей приходится одновременно делить судьбу и трудности военного периода с односельчанами и в то же время приходится скрывать дезертира.

Настя тайно встречается с мужем. Эти встречи одновременно прекрасные и ужасные. Прекрасные оттого, что любимый рядом. Их любовь растет с каждым днем. Но ужасно все остальное, предательство, обман, а тут еще и известие о беременности. Они так долго ждали этого ребенка, но как рассказать эту радостную новость? Как быть, когда для всех ее муж на фронте?

Настя не может жить полноценной жизнью, ей не весело с подругами, она уже и поплакаться толком не может. Да и от материнства нет радости, как нет радости и от любви. Как-то все теперь краденное. Краденая любовь, краденое материнство, краденая жизнь. Страшно жить, стыдно жить вот и прыгает в воду Настя, обрекая себя и не рожденного ребенка на смерть, спасаясь от народного суда.

Валентин Распутин, как-будто наказывает героя за его поступок, отбирая у него любимых и дорогих людей. Живи и помни о том, как отбился в тяжелое для страны время. Живи и помни, к чему это привело. Своей повестью автор и к нам обращается, как бы говорит и указывает нам на то, что невозможно нормально жить дальше, находясь врозь от судьбы целого народа.

Повесть “Живи и помни” (1974), так же как повести “Последний срок” (1970) и “Прощание с Матерой” (1976), закрепили за иркутским писателем славу одного из лучших представителей так называемой “деревенской прозы”. Повесть «Живи и помни» впервые была опубликована в журнале «Наш современник» за 1974 год. В 1977 году удостоен за неё Государственной премии СССР.

Художественный мир писателя Распутина

Произведения современных писателей остро описывают нашу повседневную обыденную жизнь, показывая ее недостатки и опущения, а также и сильные стороны в поведении людей. Писатели на разных эпизодах современной действительности пытаются выявить, обозначить и показать позитивные и негативные стороны общественной и индивидуальной жизни людей. И Валентин Распутин является одним из таких писателей.

Творчество Валентина Распутина довольно часто противопоставляют “городской прозе”. И действие у него почти всегда происходит в деревне, и главные герои, точнее героини, в большинстве случаев “старинные старухи”, и симпатии его отданы не новому, а тому древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Все это так и не так. Критик А. Бочаров справедливо заметил, что между “городским ” Ю. Трифоновым и “деревенским” В. Распутиным при всем их различии много общего. Оба взыскуют высокой нравственности человека, обоих интересует место личности в истории. Оба говорят о влиянии прошлой жизни на современную и будущую, оба не приемлют индивидуалистов, “железных” деловых суперменов и бесхарактерных конформистов, забывших о высшем назначении человека. Словом, оба писателя разрабатывают философскую проблематику, хотя и делают это глубоко индивидуально.

Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с испытанием, выбором, смертью. В “Последнем сроке” говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери ее детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей, и в первую очередь, самой старухи. В “Живи и помни” действие переносится с 1945 год, когда так не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову и он дезертировал. В центре внимания писателя – нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и – в еще большей степени – перед его женой Настеной. В “Прощании с Матерой” описываются затопленные острова, на котором расположена старая сибирская деревня, для нужд ГЭС, последние дни перед потопом стариков и старух, оставшихся на Матере. В этих условиях обостряется вопрос о смысле жизни, о соотношении нравственности и прогресса, о смерти и бессмертии.

Во всех трех повестях Валентин Распутин создает образы русских женщин, носительниц нравственных ценностей народа, его философского мироощущения, литературных преемниц шолоховской Ильиничны и солженицынской Матрены, развивающих и обогащающих образ сельской праведницы. Всем им присуще чувство огромной ответственности за происходящее, чувство вины без вины, осознание своей слитности с миром как человеческим, так и природным. Старикам и старухам, носителям народной памяти, во всех повестях писателя противостоят те, кого, используя выражение из повести “Прощание с Матерой”, можно назвать “обсевками”.

Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Валентин Распутин, подобно другим писателям – “деревенщикам”, видит истоки бездуховности в социальной действительности (человека лишили чувства хозяина, сделали винтиком, исполнителем чужих решений). Вместе с тем писатель предъявляет повышенные требования к самой личности. Для него не приемлемы индивидуализм, пренебрежение такими национальными ценностями, как Дом, труд, могилы предков, продолжение рода. Все эти понятия обретают в прозе писателя материальное воплощение, описываются в лирико-поэтической манере. Порой даже герои, частично утратившие свою духовность, на какое-то время нравственно воскресают, оказавшись под обаянием этих понятий. От повести к повести в творчестве Валентина Распутина усиливается трагизм авторского мировосприятия.

И все же писатель верит в духовное здоровье русского народа, передавая свою веру в образах-символах, таких как солнце, таинственный зверек и т. д. В произведениях Валентина Распутина наблюдается противопоставление сочного народного языка бездуховной казенной речи. Любимые персонажи писателя говорят живым образным языком, не лишенных и диалектных слов. В кульминационных сценах их речь становится афористичной, близкой к пословицам и поговоркам, воплощающим народную мудрость. Позднее творчество писателя претерпело некоторые стилевые изменения. В некоторых рассказах “Век живи – век люби” и “Что передать вороне?” писатель, развивая уже освоенные им психологические и символические художественные приемы, одновременно преодолевает границы сугубого жизнеподобия за счет использования иррациональных ситуаций, говорит о таинстве бытия человека, о связи самых различных явлений с законами Космоса, о стремлении человека выйти за пределы обычной жизни и о его ответственности за духовное и физическое падение. С другой стороны в рассказах “Век живи – век люби”, “Не могу-у” и особенно в повести “Пожар” превалирует авторский публицистический пафос. Вместе с тем главный герой повести – шофер Иван Петрович Егоров не является лишь рупором авторских идей. Это вполне распутинский персонаж: человек совестливый, не столько обвиняющий земляков, сколько казнящий себя. Пожар помог ему преодолеть нравственную усталость, отбросить малодушную мысль об отъезде. И здесь автор, оставляя финал открытым, тем не менее дает понять читателю, что жизнь не окончена, что его герой вышел из обрушившегося на него испытания более закаленным, что он еще поборется.

Повесть "Живи и помни

В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название повести “Живи и помни” наталкивает нас на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова “Живи и помни” – говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни человека. События, описанные в повести, происходят зимой 1945 года, в последний военный год, в деревне Атамановка. “…Атамановка лежала на правом берегу и была всего на тридцать дворов – не деревня, а деревушка”. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее – Разбойниково.

“… Когда-то в старые годы здешние мужики не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников”.

Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли, поэтому деревню и переименовали. Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная Война.

Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких, за свою родину. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека. Именно об этом рассказывает повесть Валентина Распутина «Живи и помни».

На фоне девственной и дикой природы деревни Атамановка происходит основное событие повести – предательство Андрея Гуськова. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Во время войны этот человек не раз был ранен и контужен.

“Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулеметы, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую, упрямую охоту за “языком”. Летом сорок четвертого года Гуськов в который раз попал в госпиталь. После выписки ему разрешили на десять дней поехать домой, но когда пришло время, которого он так с нетерпеньем ждал, его оглушили: “на фронт”. Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни была обида и злость на все то, что его возвращало на войну, не дав побыть дома. Поэтому Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром, придумав себе оправдание, что “он не железный: больше трех лет война – сколько можно!”.

В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. Валентин Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности и воевал только с одной мыслью: закончится война и он увидит всех родных – отца с матерью и Настену. Это ему и помогало держаться в годы тяжелой войны.

Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Время долгожданной встречи никак не наступало, Андрей замучился ждать. В конце концов он решается на преступление и становится дезертиром. Раньше у него и в мыслях не было такого, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. И тот самый день, в который ему не дали отпуска, становится роковым и переворачивает жизнь героя и его семьи.

Когда Андрей оказался около родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей, оглядываться назад, бояться каждого шороха.

Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если солдат на войне думает только о победе, он может стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Постоянно думая о встрече с семьей, солдат мысленно стремиться увидеть всех своих родных и близких, поскорей попасть в родной дом. В Андрее эти чувства были очень сильными, ярко выраженными. И поэтому он – личность, обреченная на гибель с самого начала, так как с той минуты, когда началась война, и до последнего момента он жил воспоминаниями и в ожидании встречи.

Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Жена его – Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив.

Поступок Андрея изменил всю жизнь Настены: порушились все ее мечты. Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Она не могла действовать по иному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настена любит и жалеет Андрея и принимает на себя его вину. Она считает, что не имеет право осуждать мужа: если судьбе так угодно, значит так и должно быть и никак иначе. Она, наоборот, пыталась спасти мужа, никому не говорила о нем, как он и просил. Приносила ему в зимовье еду и другие необходимые вещи. Настена пыталась образумить и показать ошибку своего мужа, но делала это любя, не настаивая и, в конце концов, соглашалась с выбором Андрея. Но тем не менее продолжала задавать себе один и тот же вопрос: “А как же дальше-то жить?”

Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны и ее законов. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей и даже наказание. Все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. “Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды”. Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор, который на себя брала Настена. Ей постоянно приходилось врать, вывертываться из сложных ситуаций, придумывать, что говорить односельчанам и Михеичу с Семеновной.

Михеич, типичный для деревенской жизни образ, и его жена – консервативно строгая Семеновна - это родители Андрея Гуськова. У них в доме и жила Настена, пока Андрей был на войне и четыре года с Андреем до войны. Настена им всячески помогала по дому и делала все сложные дела.

В этой повести сопоставляется благородство Настены с одичавшим умом Андрея Гуськова. На примере того, как Андрей научился выть по-волчьи и набрасывается на теленка и убивает его видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Автор вводит в повесть “Живи и помни” много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встречах Андрея с Настеной. Они не только вспоминают самые яркие впечатления из прошлого, но и размышляют о будущем. По моему мнению, здесь очень четко выделяется граница между прошлой и будущей жизнью Настены и Андрея. Из их разговоров понятно, что раньше они жили счастливо: это доказывает множество вспоминавшихся им радостных случаев и моментов. Их они себе очень ясно представляют, как будто это было совсем недавно. А вот будущую жизнь они не могут себе представить. Как это можно жить вдали от всего человеческого народа, не видеть мать с отцом и друзей? Нельзя же всю оставшуюся жизнь прятаться ото всех и всего бояться! Но другого пути у них нет и герои это понимают. Стоит заметить, что в основном Настена и Андрей говорят о той, счастливой жизни, а не о том, что будет. Они пытаются прогонять мысли о будущем и живут настоящим. Настена все еще надеется, что Андрей передумает и вернется в деревню, ведь все можно стерпеть, если держаться всегда вдвоем. Но Андрей с этим не согласен. Он понимал, что Настене тяжело и даже хотел уйти, оставив ее одну продолжать жить дальше, но Настена даже обижалась на эти слова и говорила, что останется вместе с ним. На протяжении всех встреч герои томятся своими размышлениями не от тоски и безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.

Повесть заканчивается трагической смертью Настены и ее не родившегося ребенка. Она устала жить такой жизнью – жизнью вдали от всего живого. Настена уже ничему не верила, ей казалось, что она это все придумала сама. “Голова действительно разламывалась. Настена готова была содрать с себя кожу. Она старалась меньше думать и шевелиться – не о чем ей думать, некуда шевелиться. Хватит… Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть!”. Она прыгнула за борт лодки и … Автор даже не написал этого слова – утонула. Он описал все это образными словами. “Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки”. Заметна игра слов – “жуткой” и “красивой” сказки. Наверное, так оно и есть – жуткая, потому что это все же смерть, а красивая, потому что именно она избавила Настену от всех ее мучений и страданий.

Заключение

Жизнь во время войны и ее конец отразилась и сказалась на жизни деревушки Атамановки, все ее радостные и печальные стороны. Радостные моменты – это те, когда мужики возвращались с войны, празднование победы.

Велики и многообразны образы, описываемые Валентином Распутиным. Здесь мы видим образы деда Михеича и его жены Семеновны. Солдата Максима Вологжина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся после войны одной с тремя ребятишками. Судьба, которая ей досталась – не легкая, но она это вытерпела. И это подтверждает силу женского характера. Несмотря на тяжелую долю, выпавшую ей, она еще и поддерживала Настену в трудную минуту. Образ Иннокентия Ивановича, сующего везде свой нос, что, возможно и погубило Настену.

Все эти образы и их жизнь переплетаются в повести “Живи и помни”. И читатель может проследить как их характеры и поведение меняется с первой и до последней страницы, кто остается верен своим взглядам, а кто нет.

Литература

  1. В. Г. Распутин. Повести и рассказы. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. – 464 с.
  2. И. А. Панкеев . Валентин Распутин: По станицам произведений. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.
  3. Русская литература XX в. 11 класс. Учебник для общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. – Под ред. В. П. Журавлева. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
  4. В. Г. Распутин . Век живи – век люби. Повести. Рассказы – М.: Известия, 1985 г. – 576 с.
  5. Русская литература ХХ в. 11 класс.: Учеб. для общеобразоват. учебных заведений. – В 2-х ч. – Под ред. В. В. Агеносова. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 352 с.

    Цели: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.

    Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.

    Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока:

1 Оргмомент

Эпиграф:

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той, что пылала в глазах воспаленных,

А той, что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу ее накануне победы

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. (К. Симонов)

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.

За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.

Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей.

И не удивительно, что не оставались в стороне от войны и видные русские советские писатели и поэты. Во многих произведениях художественной литературы послевоенного периода и современности находит свое отражение тема войны с различных позиций.

Учитель: - Вспомним, какие произведения литературы вам известны на военную тематику.

(Ответы детей)

2. Учитель: - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-размышление, размышление о глубинах человеческой души.

Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»? (Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).

Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).

II Повторение домашнего задания

Учитель : - Домашним заданием было задано изучить биографию В.Распутина и прочитать повесть «Живи и помни».

. Информация о писателе (Сообщение ученика)

Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.

А какие произведения писателя вам известны? (Ответы детей)

III . Работа по теме урока

1. Анализ повести.

Учитель: - В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться. Для начала определим тему повести . О чём она? (Варианты ответа: - о любви; - о дезертире; - о русской женщине; - о войне.)

Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам слова одного из героев повести:

«Это все война, все она проклятая!» - Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат? (Андрей Гуськов).

Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки.

Замыслом повести послужило воспоминание из детства: (Слайд)

1) Беседа:

Какой эпизод описан первым в в повести? (Исчезновение топора).

Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? (Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).

Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).

Какое символическое значение имеет эта деталь? (Гуськов занёс топор над своей судьбой).

Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня? («Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).

Какое чувство возникает у Настёны? («А муж ли? Не оборотень с нею был?»)

Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?

Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте вспомним, какими чувствами он покидал деревню, отправляясь на фронт. Нужно прибавить, что он в числе первых был призван на войну.

(Читаем выдержки из повести) «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».

«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.

«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». (Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).

Был ли Гуськов трусом? «Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».

Учитель: - Итак, Андрей совершает преступление. Какое? (Ответы детей).

2) . Работа с классом. Групповая работа.

Учитель: - А можем ли мы безогаворочно назвать его преступником? Мнения будут разными. Для ответа разделимся на две группы, одна группа защищает, а другая- обвиняет А. Гуськова.

Но вместо фронта после ранения Андрей решает пойти домой. Что же им движет, выбирая этот путь, как вы думаете?

Что же заставляло его обижаться? (Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).

Что вызывает обиду Гуськова? (Страх).

За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).

Какая черта характера порождает этот страх? (Эгоизм).

Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе.

Учитель: - Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).

Как автор показывает расчеловечивание героя? Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.

Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство? «Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё…»

Как ведут себя человек и животное? (Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).

Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца? «Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней… , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»

На что обрекает себя герой? (Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).

Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)

Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.

. 3. Работа по таблице. Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя

Учитель: -На кого стал похожим, с каким животным сравнивает писатель героя произведения? - А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?

Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.

Учитель: А что мы знаем о его семье?

Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену..

Учитель : Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?

Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.

Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?

Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.

Учитель: - Что мы можем сказать о Настене? Какой была ее юность? Как и почему она вышла замуж за Андрея? Как он к ней относился? Она могла бы таить на него обиду? Сомневается ли Настена помогать или не помогать мужу? Почему? Что мы знаем о судьбе Настёны? (Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).

Как меняется ее жизнь, поведение? А было ли свойственно ее характеру ложь, воровство, хитрость? (Нужно было переделывать себя).

Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?

Могла ли она отказаться этой участи? - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.

Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.

Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?

Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.

Учитель : Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?

4. Работа с схемой (Слайд)

У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав . Схожие эпизоды повторяются через какое-то время

Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?

Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.

Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.

Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?

Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.

В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?

Какие побуждения движут героями? (Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).

В чём видят причину несчастий? - Какие чувства испытывают?

Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?

Сопоставление чувств героев произведения

Настёна

Эгоизм, думает прежде всего о себе.

Причины несчастий – война и судьба.

Обида и злоба.

Великодушие, любовь, простота и милосердие.

Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.

Вера в доброту людей.

Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?

Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?

Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.

Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?

Природа пытается ее остановить, задержать.

IV Закрепление

Учитель :

Почему ситуация с Андреем менее трагична, чем с Настеной? Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором,не унимаясь, талдычат все, а о женщине…».

Возвращение к эпиграфу

Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений: (Прослушивание аудиозаписи)

В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.

Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность).

Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали, и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад? (Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).

За что ей такое наказание? Она в этом виновата? (- Но Настёна сама придумывает себе вину:)

«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной… Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».

На что надеется Настёна? (Надеется на доброту людей, на помилование).

Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.

Она даже видит знак судьбы. Какой это знак? (Обоюдный сон героини и героя).

Почему же Настёна решилась на самоубийство? (Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).

Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?

Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.

Обратимся к её последним мыслям:

«Стыдно… почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»

«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»

Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?

Осудила ли деревня Настёну?

Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина.

(Фрагмент из фильма)

Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.

В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».

Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?

Настену прощают, и его бы простили.

Как погибает Настёна?

Осудила ли деревня Настёну?- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).

И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной.

Всякое ли преступление можно оправдать войной?

Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры