Билеты на машенька. Спектакль «Машенька Машенька спектакль

Главная / Бывшие

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Театр Моссовета часто становится площадкой для работы молодых талантливых режиссеров. Таким образом, на его сцене успешно прошли постановки «Циники», «Дон Жуан», «Под крышей». В этот ряд можно отнести работу начинающего, но перспективного постановщика Ивана Орлова - спектакльь по роману Владимира Набокова «Машенька».

В основу сюжета легла история главного героя романа - эмигранта Ганина. Живя в Германии, персонаж отчаянно скучает по родине. В своем пансионе Ганин знакомится с Алферовым - таким же русским эмигрантом, который со дня на день ожидает приезда любимой жены. Сосед ждет супругу с нетерпением, часто о ней вспоминает и, в конце концов, показывает Ганину фотографию своей Машеньки. Главный герой понимает, что это его давняя любовь, с которой он расстался в далеком прошлом, но его чувства так и не остыли. Ганин несколько дней мучается воспоминаниями о счастливом времени, которое они провели вместе, и лелеет мечту о совместном будущем. Машенька должна приехать совсем скоро, и герой изнывает от нетерпения. Но случится ли долгожданная встреча и чем она закончится для героев, зритель узнает лишь в самом конце.

В тонкой ностальгической постановке чувства героя к давней возлюбленной тесно переплетается с тоской по родной стране. Машенька в данном случае олицетворяет образ России, а встреча с ней для героя является символом возвращения. Многие темы, затронутые в глубокой философской истории, остаются актуальными и сегодня. Зрителя увлечет не только оригинальное интригующее повествование, но и самобытное сценическое оформление и талантливая, психологически глубокая актерская игра. В спектакле задействованы Иван Ивашкин, Надежда Лумпова, Владислав Боковин, Владас Багдонас.

Воспроизвести на сцене психологически сложный роман Набокова - это вызов для любого режиссера и труппы. Роман построен на противоречии между счастливой прошлой и унылой настоящей жизнью героя. Этот контраст удалось проиллюстрировать и в спектакле, поэтому постановку по достоинству оценят зрители, знакомые с творчеством Набокова, и те, кто впервые откроет для себя эту историю.

Все творчество Владимира Набокова проникнуто нотами ностальгии. В них чувствуется и горечь утраты родины, и драматические переживания об уходящем без возврата времени. Иммигрировавший вместе со своей семьей из России после октябрьских событий, писатель так никогда не смог вернуться Петербург, где находился его дом. Спектакль Машенька в постановке молодого режиссера Ивана Орлова раскроет перед зрителями особый художественный мир классика, в котором нашли воплощение темы русской эмиграции, утраченной любви, одиночества в чужой стране и многие другие.

В центре спектакля - фигура Льва Ганина. Этот молодой человек находится в Берлине совсем недавно. Найдя работу, он собрал достаточно денег, чтобы покинуть чужой, ненавистный для него город. Единственное, что его здесь держит - страх перед необходимостью порвать отношения с Кларой, одной из постояльцев русского пансиона. Отношения давно тяготят его, и герой ищет любую возможность, чтобы объясниться с девушкой. Другой житель пансиона, Алферов, малоприятный господин в летах, сообщает, что к нему на днях должна приехать его супруга. Желая похвастаться, он показывает Ганину фотографию жены, в которой тот узнает свою первую любовь.

С этого момента Лев не может найти себе покоя, он вспоминает этот трогательный, по-своему, драматичный роман, и хочет вернуть былое чувство. Накануне приезда Машеньки герой спаивает Алферова и переставляет его часы. Сам же собирает вещи и отправляется на вокзал, чтобы, наконец, через много лет разлуки, увидеть ту девушку, что заставляла его сердце сжиматься от волнения. Но можно ли повернуть время вспять? Зрителей ожидают яркие, полные драматизма, картины. Чтобы насладится историей, созданной великим классиком, нужно купить билеты на спектакль Машенька.

Надежду Лумпову вместе с Инной Сухорецкой я впервые увидел в их дипломной работе «Униженные и оскорбленные» — ее Нелли меня настолько поразила, напомнив сочетанием внешней беззащитности и внутренней несгибаемости героинь молодой Инны Чуриковой, что я, единственный раз за всю жизнь, смотрел спектакль повторно. Сухорецкая потом участвовала в ряде заметных, а иногда и выдающихся театральных проектах. Лумпова тоже мелькала — но именно что мелькала, в некоторых случаях неуловимо: ради нее я пошел на «Царь-девицу» в образцовский театр кукол, а вместо Лумповой там играла местная артистка и я сбежал в антракте. Конечно, я ее видел в «Практике», и на разовых мероприятиях тоже, но фактически Машенька для нее — первая после выпуска из ГИТИСа значительная роль. Ставить тоже должен был недавний студент, выпустившийся еще позже — Александр Суворов, начинал работу над инсценировкой и полгода репетировал, но погиб, оставив после себя завершенным только , сделанного со своим курсом и вошедшего в репертуар МТЮЗа.

В результате за «Машеньку» взялся Иван Иван Орлов, не захотевший полностью отказаться от формата литературно-музыкальной композиции с инструментальным ансамблем и микрофоном-стойкой, в котором на сцене «под крышей» театра Моссовета уже поставлены «Циники» и «Дон Жуан», но реализовал этот формат с большим вкусом, аккуратностью и неожиданным для начинающего мастерством, а еще вдумчивостью и вниманием к важным деталям. К примеру, у Набокова в тексте звучит «Стенька Разин» на немецком — у Орлова ее смачно поет Алферов (Александр Емельянов), что служит очень точной характеристикой персонажа.

Пространство огорожено ржавой жестью и грубо сколоченными досками, центром его и основным элементом сценографии служит деревянная «катушка» (для кабеля или каната), которая используется по мере необходимости как стол, подиум, или ложе, на котором Ганин с Машенькой предпринимают неловкую попытку заняться любовью, а в финале литератор Подтягин, как тараном, пробивает ей стену в агонии — Владасу Багдонасу, которого вдвойне приятно видеть в спектакле режиссера-дебютанта, хотя и досталась роль номинально «второго плана», но постепенно, ненавязчиво грандиозного масштаба актер выводит своего нелепого персонажа в плоскость трагическую, даже мистериальную, подобно своим шекспировским героям из шедевров Някрошюса, и именно Подтягин берет здесь на себя важнейшую тему стремления к недостижимому, в сквозном любовно-романтическом сюжете несколько приглушенную.

В молодежном по преимуществу ансамбле (Ганин — Иван Ивашкин, стажер МХТ, Людмила — Вильма Кутавичюте, Клара — Юлия Хлынина) никто не тянет одеяло на себя, но каждый характер, вплоть до пары танцовщиков-соседей по пансиону, попутно успевающих «подрабатывать» в оркестре сопровождения, получает от режиссера индивидуальную краску. И все-таки Лумпова резко выделяется, демонстрируя неожиданно строгое, без налета мелодраматизации, отношение к своей заглавной героине. Читая «Машеньку», ее видишь какой угодно — только не такой, как Лумпова. А в процессе спектакля это представление очень быстро перестраивается и уже невозможно, чтоб Машенька выглядела как-то иначе. Примерно как в воспоминаниях Глеба Панфилова, когда он показывал Габриловичу фотопробы актрис на роль Тани Теткиной, и сценарист про Чурикову сказал: «Нет, только не эту» — а режиссер ответил: «Нет, только эту».

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры