Биографии: Николай Федорович Лапшин. Лапшин, Николай Фёдорович " Зима на Мойке "

Главная / Бывшие

(1913-1914). Участвовал в Первой Мировой войне, был ранен.

В 1913 г. в Москве знакомится с М. Ларионовым и Н. Гончаровой , под их влиянием обращается к изучению русской иконописи и народного искусства. Занимается вместе с Н. Гончаровой росписью декораций для постановки оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Первая выставка, в которой Лапшин принял участие, - «Мишень» (1913). На выставке «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» в 1913 г. Лапшин (под фамилией Лопатин) экспонировал несколько картин, вдохновлённых «лучизмом » М. Ларионова. Входил в созданную в 1914 г. группу «Бескровное убийство »

Член объединений: «Союз молодёжи» (1917-1919), ОНТ - Объединение новейших течений (1922-1923), Общество художников-индивидуалистов (с 1922), «4 искусства» (с 1926).

В 1920-е гг. выступал как художественный критик. В 1922 г. - сотрудник Декоративного института. В 1920-1921 гг. заведовал секцией в Отделе ИЗО Наркомпроса.

Основной этап творчества художника начинается с периода 1920-х гг. В 1921-1923 гг. Лапшин работал помощником директора Музея художественной Культуры . Многие позиции в собирательской, выставочной и другой практической деятельности МХК вырабатывались совместно Н. Н. Пуниным и Н. Ф. Лапшиным. На базе этого музея в 1923-1926 гг. был создан ГИНХУК - Государственный институт Художественной культуры, руководимый К. С. Малевичем . Сближение с художниками авангарда оказало на Лапшина формирующее воздействие, придав его творчеству постоянное стремление к новому, влечение к усиленной выразительности художественного высказывания; эти качества и определяют Лапшина как художника.

Преподавал в Художественно-технических мастерских (1920-1922), в Ленинградском строительном техникуме (1931-1933), в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства (1923), на графическом (1929-1941) и на архитектурном факультете (с 1933).

C 1928 по 1935 г. был художественным редактором журнала «Ёж» . Работал также в журналах «Жизнь искусства», « Робинзон» и др. В книжной графике Н. Ф. Лапшин стал одним из зачинателей иллюстрирования « познавательных» (научно-популярных) книг для среднего школьного возраста, доказывая своей работой, что авторы текста и иллюстраций являются двумя авторами одной книги. Лапшин в книжной графике с середины 1920-х . и иллюстрировал книги разных авторов, в том числе Н.Заболоцкого (под псевдонимом Я. Миллер).

Чаще всего имя Лапшина в детской книге связывают с именем М. Ильина . Некоторые их совместно сделанные книги (не менее четырёх) вышли в 1930-е гг. в США. Всего Н. Ф. Лапшиным проиллюстрировано свыше 50 книг для детей.

Лапшин иллюстрировал книги при помощи крохотных рисунков-ремарок, отличавшихся лаконизмом и острой выразительностью. В качестве соавтора совместно с Осипом Мандельштамом работал над книгой «Шары» (Л:ГИЗ, 1926). Наиболее известная книга, проиллюстрированная Н. Лапшиным и получившая Международную премию на конкурсе художников детской книги в США: «Путешествия Марко Поло», Нью-Йорк, 1934.

Кроме книжной и станковой графики, Николай Лапшин занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах . В последние годы жизни работал над серией видов Ленинграда . Среди них - «Первый снег» (1934, ГРМ), «Переход через Неву» (1935, ГРМ) . Наиболее значительным периодом работы Лапшина в станковой графике считаются серии акварелей, сделанные в промежутке между 1936 и 1941 годом.

Был женат на Вере Васильевне Спехиной (1894-24.1.1942, умерла в блокаду). Жил в Петербурге, на наб. Мойки, д. 64, кв. 32.

Николай Фёдорович Лапшин умер от голода в блокадном Ленинграде , 24 февраля 1942 года. В последние месяцы жизни написал воспоминания, изданные в 2005 г.

Семья

  • Двоюродный брат - Николай Петрович Янкин (1887 - не ранее лета 1942), российский и советский художник.

Творчество

Лапшин - художник Петербурга-Петрограда-Ленинграда, в этом городе он родился и прожил всю жизнь. В городских пейзажах Н. Ф. Лапшина, как это вообще свойственно петербургскому и ленинградскому искусству, рациональное - строгий профессиональный расчёт и внутренняя самодисциплина художника - всегда сопутствует эмоциональному. Живописная система Лапшина строится на следующих принципах: выверенная конструктивная построенность, строгий отбор компонентов избранного мотива, и лаконизм колористического решения, с поражающей точностью попадающего в характер времени и места. Принцип его работы с пейзажем - работа по представлению, позволяющая из непосредственных наблюдений натуры силой обобщающего художественного мышления добиться цельности произведения.

Именно общность этих принципов, разделяемых Лапшиным с близкими ему по духу художниками, стали основой такого явления, как ленинградская школа живописи, иногда называемой ленинградской школой пейзажной живописи: «своеобразная школа камерного пейзажа, возникшая в Ленинграде… Многочисленные традиции… оказали влияние на формирование этой школы.» Большинство указанных художников объединяли их «декларированная ориентация на французскую живопись», преимущественно на А. Марке , А. Матисса , Р. Дюфи и других художников, нередко упоминается и обучение у А. Е. Карева и К. С. Петрова-Водкина , а также обучение и работа у В. В. Лебедева .

Ленинградская школа живописи объединяет круг мастеров, чьё творчество (по методу работы и по мировосприятию) имело ряд общих черт, в совокупности достаточных для того, чтобы назвать их школой, и Н. Ф. Лапшин считается в ней ключевой фигурой. Ленинградская школа живописи в известном смысле противопоставлялась живописи московских художников, связанных с традициями «Союза русских художников» и «Бубнового валета». Г. Г. Поспелов отмечает общую для ленинградских живописных школ «светоносность цвета». Л. В. Мочалов отмечает у этих художников колористическую сдержанность и акварельную прозрачность цвета, работу с тоном.

Общими характеристиками для Н. Ф. Лапшина и других художников многих исследователей характеристиками ленинградской школы считаются: простота исполнения; широта живописного приема; принципиальное использование «быстрого письма»; обязательное сохранение плоскости картины; ограничение в цвете; значимость силуэта; использование прозрачных, серебристых, и мягких тональных гамм и размытых контуров предметов; стремлении работать внутри определённых границ или « канонов»; точность отображения пропорций архитектуры; использование в живописи графических элементов.

Принцип работы этих художников в избранном ими жанре пейзажа определён Г. Н. Трауготом: «Пейзаж по существу включает в себя мировоззрение эпохи». Пейзаж обычно создавался по воспоминанию, иногда это был один и тот же постоянно повторяющийся мотив, часто - вид из одного и того же окна. Н. Ф. Лапшин постоянно писал пейзажи из окна своей квартиры на набережной Мойки; так же и в большинстве своём пейзажисты ленинградской школы постоянно писали вид из окна своей мастерской - А. Е. Карев, А. И. Русаков, А. С. Ведерников, а также В. В. Лебедев.

Л. В. Мочалов первоначально определив ленинградскую школу живописи, как преимущественно пейзажную, неоднократно в своих статьях с 1976 по 2005 год, подчёркивает, что всё же неверно определять ленинградскую школу живописи как пейзажную, потому что художники школы работали в самых разных жанрах. Традицию ленинградской школы с конца 1940-х гг. поддержали также художники А. Д. Арефьев и Рихард Васми , испытавший прямое влияние Н. Ф. Лапшина.

Лапшин Николай Федорович (1891, Ленинград - 1942, Ленинград)

Книжный график, живописец. Занимался живописью, прикладным искусством, оформлял спектакли в театрах, но известность принесла ему книжная графика. Питомец Петербургского политехнического института, он приобретал художнические навыки главным образом в частных студиях. С середины 1920-х гг. он сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы книжного издательства, занимаясь Щ в основном иллюстрированием книг о путешествиях и об истории науки и техники - таких, как «Письма из Африки» Н. Беюла, «Китайский секрет» Е. Я. Данько (обе 1928), «Таинственный город» Я. Миллера (1931), многих книг М. Ильина, его постоянного автора, - «Солнце на столе» (1926), «Который час?» (1927), «Черным по белому» (1928), «Сто тысяч «почему»« (1929) и др. Лапшин разработал и успешно осуществлял оригинальную систему иллюстрирования подобных книг при помощи крохотных рисунков-ремарок, которые отличались лаконизмом и вместе с тем острой выразительностью. Вершиной его иллюстрационного творчества стали 150 рисунков к «Путешествиям Марко Поло» (1934), составляющих увлекательный зрительный комментарий к тексту; они были исполнены для международного конкурса в Нью-Йорке, где Лапшин победил четырехсот конкурентов. Во второй половине 1930-х гг. художник заметно охладел к книжной графике, обратился к живописи и создал серию великолепных городских пейзажей, в которых самобытно продолжил традицию французской живописи, прежде всего А. Марке. Выставлялся в салонах: Независимых (1925 -1940), Общества французских художников (1929), Весеннем (1936). Участвовал в Большой выставке русского искусства в Белграде (1930), ряде выставок в Москве в 1918-1922, 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). Провел выставки в Париже (1932), Ницце, Каннах, Риме, Барселоне, Амстердаме, Брюсселе, Берлине. Умер в блокированном Ленинграде.

" Зима на Мойке "

31 х 44 см

бумага, акварель, белила

1940 год

"Рассвет на Фонтанке"

Коллекция сайт, выставка "Любимый город" Рисунок, акварель.1930-1990 г.г.

31 х 44 см

бумага, акварель

1939 год

" Патруль "

Коллекция сайт, выставка "Ленинград в эстампе"

лист - 48 х 53 см

литография

1939 год

Род. в 1891 году - ум. в 1942 году. Русский художник. Учился у И.Билибина, Я.Ционглинского, М.Бернштейна. В детской иллюстрации принадлежал к т.н. «лебедевской гвардии». Добился наибольших успехов, оформляя научно-популярную литературу для детей - книги Б.Житкова, Е.Полонской, Е.Ильиной. Умер в блокадном Ленинграде.

РОМАНТИКА ИСКУССТВА И НАУКИ


…Что может быть прекраснее,
чем поставить науку на службу человечеству!

Жюль Верн. Дети капитана Гранта


В наши дни научно-популярные или познавательные книги для детей, рассказывающие о явлениях природы и научных открытиях, о путешествиях и законах физики, - книги привычные, прочно вошедшие в круг детского чтения. Однако ещё в начале ХХ века подобные издания были редкостью. Основные принципы их оформления закладывались в нашей стране лишь в 1920-30-е годы. С одной стороны, познавательные, развивающие книги для маленьких читателей были в те годы социальным заказом - молодому советскому государству нужны были новые учёные, инженеры, конструкторы. С другой - подобная литература появлялась во всём мире, ведь детей окружали не привычные для XIX века телеги, кареты, печки да свечки, а корабли, самолёты, трамваи, троллейбусы, телефоны, радио, электрические лампы, автомобили. Все эти чудеса научной мысли уже были знакомы ребёнку и, как всё вокруг, вызывали у него множество вопросов: почему ездят машины? не падает самолёт? горит лампочка? А значит, требовались книги, рассказывающие об этом, и обязательно - книги с картинками, чтобы всё-всё можно было рассмотреть и понять.

Одним из основателей отечественной школы научно-познавательной иллюстрации в детской книге был Николай Фёдорович Лапшин.

Николай Лапшин родился в Петербурге 29 января 1891 года в семье купца второй гильдии Фёдора Васильевича Лапшина. Долгое время официальной датой рождения художника считался 1888 год. Рассказывая о себе или заполняя анкеты, Лапшин изменял дату своего рождения (чаще всего называл 15 января 1888 года); он скрывал свою принадлежность к купеческому сословию. Лишь недавно обнаруженное свидетельство о рождении и крещении художника помогло установить точную дату.

Первое знакомство Николая Фёдоровича с искусством произошло в раннем детстве, когда он наблюдал за рисованием матери Марии Николаевны: «Мать моя копировала маслом какие-то картинки, рисовала фарфор <…>. Но это меня поразило больше не зрительно, а по обонянию: так чудно пахли эссенции и масла, которыми мать разводила и масляные, и фарфоровые краски» (1) . Рисовать Николаю Лапшину в то время нравилось зверей: любимым «был слон - большой, сильный и добрый» (2) - и паровозы. А после того, как мальчик узнал о событиях англо-бурской войны и китайском восстании, он с увлечением изображал сражения, зарисовывал китайские вазы из витрин чайных магазинов и даже начал изучать иероглифы.

Заметив увлечение сына рисованием, мать, ещё до реального училища, отдала его в Начальную школу барона Штиглица (3) , но заниматься там Лапшину не понравилось. Слишком уж отличалось, как вспоминал Николай Фёдорович, «рисование таблиц и тушёвка» от «“моего своего” рисования» . Занятия в реальном училище тоже не добавили любви к рисованию: «И в реальном училище рисование я не любил, я не мог понять, для чего так долго и бессмысленно копировать неинтересные орнаменты и гипсы, и головы» (4) .

Отчасти поэтому, отчасти для «утешения отца» Лапшин по окончании училища поступил на экономическое отделение Политехнического института. Но желание рисовать и изучать историю искусств осталось, и параллельно с учёбой он посещал школу Общества поощрения художеств, изучал Древний Египет, рисовал у Ивана Билибина (5) , с которым, правда, не особенно ладил, так как, в отличие от учителя, «понимал графику много шире» , чем простое стилизаторство или копирование созданного раньше. Кроме того, молодой человек ходил слушать лекции в Археологический институт, занимался рисунком и живописью в студии художника Я.Ционглинского (1912) (6) и в мастерской М.Бернштейна (1913-1915) (7) .

Неудивительно, что вскоре Политехнический институт с его юридическими науками и скучными специальными предметами, такими как «кредиты и банки» , был окончательно заброшен, а Лапшин всецело погрузился в занятия рисованием. Как и многие его современники, Николай Фёдорович прошёл через увлечение многочисленными «измами» (кубизмом, футуризмом), «как будто обещающими совершенно новые перспективы живописи и жизнеощущений» (8) . Участвовал в «Выставке картин: футуристы, лучисты, примитив» в Москве (1914) и легендарной выставке русского искусства левых течений в галерее «Ван-Димен» в Берлине (1922); вместе с друзьями издавал рукописный футуристический журнал «Бескровное убийство» (1916). Все эти увлечения помогли Лапшину не только накопить собственный опыт, но и понять, что в первую очередь художнику надо искать свой путь, свой стиль. «Нужно было приобрести виртуозность и видимую лёгкость исполнения» (9) , а для этого было «необходимо выбирать из всей массы искусства то, что тебе нужно, а то, что не лежит на пути, отрицать» (10) . Странное дело, Николай Фёдорович так и не получил законченного профессионального образования и, в отличие от многих своих друзей, даже не пытался поступать в Академию художеств.

Человек активный и живущий в ритме своего времени, Лапшин не мог оставаться в стороне, когда страна участвовала в Первой мировой войне. В 1915 году он вступил вольноопределяющимся в Кавказскую туземную дивизию. Он не только рисовал с натуры «футуристические» рисунки («разные линии сопровождают полёт снарядов и пытаются передать и звук полёта, и разрыва» ) или «рисунки, изображающие одновременно и бинокль и вид в него» (11) , но и воевал в Галиции, был ранен и контужен.

Кроме того, он активно интересовался всем, что творилось вокруг. Внимательно изучал всё новое, что появлялось в искусстве, внимательно следил за развитием науки и техники, порой не просто как зритель: очень уж хотелось всё попробовать и испытать самому. Так, «на заре русской авиации» он «летал в качестве пассажира смельчака на биплане. Сидя, как он рассказывал, “верхом на этажерке”, облетел Исакиевкий собор» (12) .

После революции, помимо творчества, Лапшин активно занимался общественной и преподавательской работой: был членом Союза деятелей искусств от объединения «Свобода и революция» (1917), входил в общество «Искусство и революция» (1917), участвовал в праздничном оформлении Петрограда к годовщинам Октябрьской революции, преподавал рисование в художественной школе Московского Нарвского района (1920-1921), являлся профессором декоративной живописи ВХУТЕМАСа, а также был одним из руководителей знаменитого Музея художественной культуры (1921-1924) - на этом посту его сменил не кто-нибудь, а Казимир Малевич (13) .

В 1924 году Лапшин ездил в командировку за границу, путешествовал по Ревелю, Риге, Берлину, Праге, Загребу. В Праге художник даже начал делать серию открыток с видами города, вырезав пять или шесть клише на линолеуме и создав около семидесяти зарисовок.

Рисовал Николай Фёдорович и эскизы для сервизов, причём весьма успешно. Сервиз «Белое с розовым», расписанный по его рисункам, получил золотую медаль на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925).

Активно сотрудничал он и с журналами. Для журнала «Жизнь искусства» (1922-1930) он писал статьи, делал зарисовки, шаржи и линогравюры, а с 1924 года заведовал технической частью. Несколько лет он возглавлял детский журнал «Новый Робинзон»: рисовал, работал «по художественно-технической части; сам верстал и подбирал шрифты» (14) . Сотрудничал с журналами «Чиж» и «Ёж» (1928-1931). «Простой и мягкий человек, Николай Фёдорович всегда с доброй улыбкой сидел за столом редакции, расклеивая очередной макет журнала , - вспоминал художник Валентин Курдов. -Лапшин был образован во многих областях культуры и искусства, знаток и собиратель редких старых почтовых марок» (15) . Образованность и знания Лапшина отмечали многие его современники. Так, Евгений Шварц, весьма резко писавший о «лебедевской гвардии» , выделял всё же нескольких художников (самого Владимира Лебедева (16) , Николая Тырсу (17) и - Лапшина), говоря о том, что среди художников своего времени лишь они «были по-настоящему образованными» людьми (18) . А художник Василий Власов (19) называл Лапшина«старинным господином» (20) , отмечая, что при отличном понимании современного мира Лапшин был романтичен и немного старомоден в общении…

В детскую книгу Лапшин пришёл позднее своих ровесников, когда ему было уже за тридцать, с большим опытом работы и превосходным знанием не только натуры, но и возможностей полиграфической техники того времени. «Он умел так распорядиться скудным арсеналом возможностей, предоставляемых тогдашней убогой полиграфией , - писал о книгах Лапшина исследователь его творчества Борис Сурис, - что его более чем скромные, минимумом средств сделанные книжки, одетые чаще всего в мягкую обложку и отпечатанные на плохой бумаге, становились - если вспомнить проводимую иногда параллель между искусством книги и зодчеством - отличным примером архитектуры малых форм» (21) . Лапшин продумывал всё - от лаконичных, броских обложек до макета книги, тщательно организуя внутреннее пространство каждого разворота, где иллюстрации органично существовали рядом с текстом. Уже в первых книгах - «Шарах» О.Мандельштама (1926), «Письмах из Африки» Беюла (1928) - несмотря на некоторое влияние стиля Лебедева, постепенно складывается его оригинальный художественный почерк. Если в ещё более ранней книге - «Наша кухня» Н.Чуковского (1925) - Лапшин просто копировал приёмы Лебедева, то в «Шарах» начал поиск чего-то нового, своего.

Он шёл от зарисовок, набросков (как, например, в книге «Печать управдома» Е.Ильиной ), стараясь найти образное и в то же время предельно лаконичное решение изображаемых предметов. Иногда он максимально упрощал рисунок, приводя его к некому знаку, как в «Письмах из Африки» Беюла, где знаки-животные и знаки-люди органично живут рядом с текстом на больших белых полях. Экспериментировал он и с цветом: так, в «Шарах» над чёрно-белым базаром висит яркая, притягивающая взгляд гроздь воздушных шаров:

Дутые-надутые шары пустомели
Разноцветным облаком на ниточке висели…

Кроме того, Лапшин использовал в этой книге некоторые приёмы, характерные для детского рисования. Например, изображая рояль, он как бы выворачивал пространство на зрителя, показывая все клавиши. Подобным приёмом он пользовался и в книге «Часы» Е.Полонской (1925). На одной из иллюстраций художник изобразил сидящего за столом старого мастера, который носит две пары очков, «да ещё на глазу одном барабан со стеклянным дном» , - в профиль, но развернул на зрителя плоскость стола, где лежат «колёсики да винтики, пружинки да шпинтики. Колёсики все великаны, ростом в полтаракана. Винтики тоже не крошки - в четверть мушиной ножки» .

Помимо тщательного продумывания каждого разворота книги, Николай Фёдорович создавал запоминающийся, броский образ-знак для книжных обложек. В книге Е.Полонской «Часы» это сидящий в белом круге, как бы внутри часов, часовщик с ребятами. Вокруг них по ходу часовой стрелки едут поезда, летят самолёты, проплывают пароходы и подводные лодки, создавая и мотив движения техники, и романтичный образ самого времени. Другие часы появились на обложке книги М.Ильина «Который час?» (1927): там на фрагменте циферблата со стрелкой и среди букв изображены в движении небольшие фигурки людей, живших в разные времена. Надо отметить, что тема времени так или иначе присутствовала на многих обложках художника. Например, иллюстрируя книгу М.Ильина «Солнце на столе», Лапшин поместил на ярко-оранжевую обложку фигурки людей в исторических костюмах. Каждый человек держит свой осветительный прибор, при этом они стоят все вместе, один за другим, образуя некую временную цепочку, смену эпох. Можно вспомнить обложку книги С.Маршака «Вчера, сегодня», нарисованную В.Лебедевым. Но если Лебедев утверждал огромную разницу между прошлым и настоящим, разделяя их на два мира, то Лапшин, напротив, подчёркивал, что одна эпоха сменяет другую, что на смену одним осветительным приборам приходят другие, и это - закономерный ход времени…

В своих творческих поисках Лапшин постоянно задумывался над тем, как изображать именно современный мир, как показывать его ребёнку, который привык уже ездить не в телеге, а на трамвае или в автомобиле. «На какой базе можно строить изобразительное искусство для детей? Можно ли брать хорошо знакомые формы и их обновлять? Нет, <…> новые темпы, новые чувства не влезут в старые обветшалые оболочки. Нельзя одинаково изобразить телегу и современный троллейбус» , - писал он (22) .

В 1927 году Николай Фёдорович сделал книгу «Город и деревня» Е.Полонской, построенную как раз на противопоставлении двух совершенно разных миров: мира улиц, заводов, машин и - тихих домиков, речек и улочек с коровами. Интересно, что, выстраивая общее пространство этой книги, Лапшин помещает первые строки стихотворения не на первой странице, а на обложке, непосредственно провоцируя читателя заглянуть внутрь и посмотреть, прочитать, что же будет дальше.

Несколько особняком от большинства его работ того времени стоит книга Т.Богданович «Соль Вычегодская» (1930). Рисунки в ней были стилизованы под древнерусский стиль, но, увы, «очень пострадали в литографии» (23) . Многое в своей деятельности, как и эти иллюстрации, Лапшин считал «экспериментами» , поиском, а главное, что он вынес из этого поиска, было убеждение,«что каждого автора, каждую вещь нужно иллюстрировать исходя из стиля самой вещи, и тем определяя и стиль рисунков» (24) .

Основной же успех пришёл к художнику, когда он начал работать в творческом тандеме с М.Ильиным (25) , оформляя научно-популярные книги. «Который час? Рассказы о времени» (1927), «Солнце на столе: Рассказы об освещении» (1928), «Чёрным по белому: Рассказы о книгах» (1928), «Сто тысяч почему: Путешествие по комнате» (1929), «Горы и люди» (1935), «Рассказы о вещах» (1936) - все эти книги неоднократно переиздавались в нашей стране в 1920-40-е годы. Причиной тому, в первую очередь, было органичное сочетание текста и рисунков.«Наша совместная работа <…> , - вспоминал Ильин, - это хороший пример того, как автор текста и автор рисунков могут работать вместе над книгой, помогая друг другу и в то же время оставаясь равноправными» (26) .

Сложность работы над книгами Ильина заключалась прежде всего в насыщенности текстов разнообразной информацией. Художник должен был прекрасно разбираться не только в самых разных областях науки, но и знать устройство предметов, быт, материальную культуру и костюм разных эпох и народов. Всё это Лапшин знал превосходно. Для иллюстрирования живых познавательных текстов Ильина он создавал серии небольших вкраплённых в текст рисунков. Рисунки эти нескольких типов: научные иллюстрации, изображающие конкретные предметы, явления, среди которых встречаются чертежи и схемы устройства и действия приборов и вещей, карты; сюжетные сценки, иллюстрирующие какие-то истории, связанные с предметами. Эти сценки могли быть образно-эмоциональными, романтичными, изображать пиршество в средневековом замке или склонившегося над рукописью монаха, караван верблюдов или сценку на базаре. Они помогали маленькому читателю-зрителю погрузиться в атмосферу происходящего, как бы давая толчок его фантазии. Иногда сценки решались в юмористическом ключе, немного разряжая серьёзную атмосферу книги и давая маленькому читателю на какое-то время отвлечься от текста и просто посмеяться. Все эти очень разнообразные по духу иллюстрации были выполнены в едином стиле, они сопровождали текст книги гармонично и ненавязчиво. «Писатель и художник, автор текста и автор иллюстраций - это два автора одной и той же книги , - писал Ильин. - Писатель пользуется для выражения своих мыслей речью, художник изображением, но они не повторяют, а дополняют друг друга. <…> Лапшин не повторяет текст, а ведёт свою линию, свой рассказ в рисунках, который даёт тексту новое звучание. Так левая и правая рука пианиста создают вместе цельное музыкальное произведение» (27) . Цельное произведение получалось настолько ярким и запоминающимся, что, когда несколько лет спустя книги Ильина начали выходить в США, Англии, Швеции, Китае и многих других странах (факт для отечественной литературы того времени уже сам по себе выдающийся), - они выходили с рисунками Николая Лапшина (28) .

Рассуждая о том, какими должны быть иллюстрации в детской книге, Лапшин говорил: «Рисунки должны не рассказывать, а показывать; показывать вещи, показывать связь вещей между собой, показывать природу, человека, мир, показывать их художественно, то есть творчески усвоенные. Это не чертёж, протокол вещи, это раскрытие качества вещи, человека, природы и так далее в их взаимной связи» (29) . Всю жизнь Николай Фёдорович искал свой стиль, свой способ творческого переосмысления действительности, стараясь прислушиваться только к самому себе, доверяя своему чутью и руке.
В 1932 году он принял участие в международном конкурсе книжного иллюстрирования, объявленном американским издательством «The Limited Edition Club». Для своей работы он выбрал книгу «Путешествия Марко Поло» и, не особенно надеясь на успех, послал издателю несколько рисунков и макет. Каково же было его удивление, когда он узнал, что занял первое место, и это - из четырёхсот участников, среди которых были известнейшие художники, например, Рауль Дюфи (30) . «Я не мог поверить своему счастью , - писал Лапшин, - ведь я делал рисунки для себя, а они понравились далеко за океаном, в Америке, неизвестным людям. Я не мог поверить, что я получил первую премию в Нью-Йорке» (31) . Иллюстрации к этой книге художник делал акварелью в четыре краски: охрой, небесно-голубой - лазоревой, венецианской красной и чёрной, создавая богатейшие по колориту композиции. Чтобы достичь максимально живого рисования, он, по нескольку раз перерисовывая одну и ту же композицию, добивался чёткой линии, мазка кистью… Так китайский мастер каллиграфии по многу раз пишет один и тот же иероглиф. Уже потом из нескольких рисунков Николай Фёдорович выбирал наиболее удачный. Такое сравнение с китайским художником-каллиграфом неслучайно, ведь Лапшин, добиваясь максимальной выразительности и лаконичности своих рисунков, будь то книжные иллюстрации или станковые акварели, всю жизнь изучал искусство китайских и японских мастеров. «Скупые средства для максимальной выразительности , - писал художник, - всегда меня привлекали, к этому я и стремился. Большое творческое напряжение, проработка в эскизе - и на вид лёгкое и несложное выражение» (32) . Для «Путешествий Марко Поло» Лапшин сделал около ста пятидесяти иллюстраций, которые были отосланы в Америку и вскоре напечатаны в книге (33) . «В этих рисуночках кистью я сделал попытку собрать себя, подытожить всё, что я знал, чувствовал, что я хотел сказать» , - писал Лапшин незадолго до смерти (34) .

После выхода этой книги, после заграничной славы и признания жизнь художника на родине не стала легче. Лапшин продолжал зарабатывать на жизнь в основном преподавательской деятельностью: преподавал графику и технику печати в Полиграфическом техникуме (1929-1933), рисунок в Строительном техникуме при Ленинградском институте промышленного строительства, живопись и рисунок на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств (1933-1937) и в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства (1933-1940).

Работать в детской книге, увы, постепенно становилось непросто. Владимир Лебедев, узнав о полученной премии, насмешливо бросил: «Фокса поймал» (35) - и не принял принесённые Лапшиным в издательство рисунки. Время всевозможных «экспериментов» и романтических поисков в детской книге прошло. Начались гонения на художников со своим стилем и почерком.

Самой удачной детской книгой Лапшина в тот период стал сборник японских сказок (1936). Здесь, используя всего два цвета (чёрный и зеленовато-охристый), художник создал тонкие, изящные рисунки, наполненные национальным колоритом и передающие особую фантастическую атмосферу Востока, - с говорящими лягушками, морскими драконами, страшными чудищами и лирическими пейзажами, где среди сосен и горбатых мостиков мирно стоят бамбуковые хижины.
Перед войной Лапшин занимался в основном станковой живописью, писал акварелью, создавая воздушные, лиричные, тонкие по цветовой гамме пейзажи с видами Ленинграда.

Когда началась война, Николай Фёдорович остался в родном городе. Рисовал зенитки на улицах города. Делал открытки. Но, увы, здоровье не позволяло ему работать так, как хотелось бы… Ещё до войны он начал болеть, слепнуть. Годы блокады для него оказались роковыми. 24 февраля 1942 года он умер в своей квартире, всего нескольких дней не дожив до отправления поезда, на котором должен был уехать в эвакуацию.

Где находится его могила, неизвестно.

В послевоенные годы многие творческие достижения и заслуги этого удивительного художника были почти забыты. Несмотря на то что его работы есть в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, многих других галереях и собраниях, в нашей стране было всего три выставки его работ, в 1956-м, 1989-м и 2005-м годах, а его имя сегодня известно немногим. Но именно на познавательных книгах с иллюстрациями этого «старинного господина» росли люди, которые впоследствии строили огромные заводы и атомные электростанции, конструировали новые машины и космические корабли, мечтали о новых открытиях и несмотря ни на что были романтически преданы науке и своей стране.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 168.

2 . Там же.

3 . Школа Штиглица - начальная школа рисования, черчения и лепки - была основана в Санкт-Петербурге на средства барона Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884) в 1879 году. До этого, в 1876-м, было открыто Центральное училище технического рисования (1876-1920) имени Штиглица, на основание которого меценат, финансист и промышленник выделил миллион рублей серебром. В Училище получили образование такие художники, как Ю.Анненков, А.Пахомов, К.Петров-Водкин, А.Остроумова-Лебедева.

4 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 169.

5 . Билибин Иван Яковлевич (1876-1942), русский график, иллюстратор и театральный художник, член объединения «Мир искусства». Создал характерный стиль оформления книг, относящийся к национально-романтической ветви стиля модерн. Иллюстрации Билибина с подробным контурным рисунком, раскрашенным акварелью, были основаны на традициях русского народного творчества (лубок, вышивка, резьба по дереву) и достижениях немецких графиков и японских ксилографов.

6 . Ционглинский Ян (Иван) Францевич (1858-1913), русский живописец, портретист и педагог, член объединения «Мир искусства». Преподавал в Российской школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1902).

7 . Бернштейн Михаил Давыдович (1875-1944), русский художник и педагог. В 1906-1916 годах преподавал в собственной Школе живописи, рисования и скульптуры.

8 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 171.

9 . Там же. - С. 183.

10 . Там же. - С. 173.

11 . Там же.

12

13 . Малевич Казимир Северинович (1878-1935), русский живописец, график, теоретик искусства, родоначальник современного авангарда. Участвовал (с 1912) в футуристических изданиях вместе с А.Кручёных и В.Хлебниковым. В 1915 году на выставке «0.10» в Петрограде впервые выставил картину «Чёрный квадрат» и заявил термин «супрематизм». Был членом коллегии ИЗО Наркомпроса (1918-1919), возглавлял Витебскую народную художественную школу (1919-1922) и объединение УНОВИС. Был одним из инициаторов создания Музея художественной культуры в Петрограде-Ленинграде (1923-1926).

14 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 186.

15 . Курдов В. Памятные дни и годы: Записки художника. - СПб.: АО «Арсис», 1999. - С. 96.

16 . Лебедев Владимир Васильевич (1891-1967), русский художник детской книги, живописец, карикатурист, плакатист. В 1924-1933 годах был редактором Детского отдела Госиздата. Воспитал плеяду мастеров книжной иллюстрации, среди которых В.Курдов, А.Пахомов, Ю.Васнецов. В детскую книгу привнёс опыт авангарда первой четверти ХХ века: конструктивность решения всей книги, схематизм, условность и ритмичность изображений - без изображения фона и перспективной глубины.

17 . Тырса Николай Андреевич (1887-1942), русский график, живописец. В технике литографии, рисунка и акварели иллюстрировал преимущественно книги для юношества и произведения классической литературы, соединяя романтическое видение мира с превосходным знанием натуры.

18 . Шварц Е. Печатный двор // Искусство кино. - 1962. - № 9. - С. 104.

19 . Власов Василий Адрианович (1905-1979), русский график, художник кино, мемуарист.

20 . Власов В. Воспоминания о Н.Лапшине // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 227.

21 . Сурис Б. Н.Ф.Лапшин: Сто лет со дня рождения // Памятные книжные даты: 1988. - М.: Книга, 1988. - С. 263.

22

23 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 210.

24 . Там же. - С. 207.

25 . Ильин М. (наст. имя и фамилия - Илья Яковлевич Маршак; 1895-1953), русский писатель, брат С.Я.Маршака, один из первых в СССР авторов научно-популярных книг для детей, увлекательно рассказывающих о предметах и явлениях окружающего мира.

26 . Ильин М. Воспоминания о Лапшине // Детская литература. - 1968. - № 8. - С. 55.

27 . Там же.

28 . Iljin M. What Time is it? The story of clocks / Translated by B.Kinkead; Illustrated by N.Lapshin. - Philadelphia & London: J.B.Lippincott Co, ; Iljin M. Black on White: The story of books / Translated by B.Kinkead; Illustrated by N.Lapshin. - Philadelphia & London: J.B.Lippincott Co, ; Iljin M. 100000 Whys: A Trip around the room / Translated by B.Kinkead; Illustrated by N.Lapshin. - Philadelphia & London: J.B.Lippincott Co, .

29 . Лапшин Н. Быть чутким к цвету, форме, к восприятию целого, что даёт художник… // Художники детской книги о себе и своём искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления / Сост. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 122.

30 . Дюфи Рауль (1865-1953), французский художник-фовист, живописец, график.

31 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж: Скорпион, 2005. - С. 192.

32 . Там же. - С. 207.

33 . The Travels of Marko Polo. - New-York: The Limited Edition Club, 1934.

34 . Лапшин Н. Автобиография // Николай Лапшин: 1891-1942: Каталог выставки. - М.: Арт-Диваж, Скорпион, 2005. - С. 211.

Живописец, график, художник декоративно-прикладного искусства, сценограф

Родился в купеческой семье. С 1900 посещал начальную школу Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, затем обучался в Реальном училище. В 1911 поступил на экономическое отделение Политехнического института в Санкт-Петербурге. Параллельно продолжал художественное образование, занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Н. П. Химоны и И. Я. Билибина (1911–1912), затем - в частных мастерских Я. Ф. Ционглинского (1912) и М. Д. Бернштейна (1913–1915).

В 1911–1912 посещал лекции профессора Н. В. Покровского в Археологическом институте, увлекся древнерусским искусством и творчеством А. Марке, произведения которого видел на выставке «Сто лет французского искусства» в Петербурге.

С 1914 принимал участие в выставках, экспонировал свои работы на выставке футуристов, лучистов и примитивистов «№ 4» в Москве. Создал росписи кинематографа «Анонс» в Петрограде (1915).

В 1915 призван в армию, служил в Галиции. В 1916 был контужен и ранен в ногу, эвакуирован в Петроград. Принял участие в издании футуристического журнала «Бескровное убийство», оформив номера 14 и 15. Переведен в Гренадерский полк в качестве художника-декоратора, создавал эскизы для передвижных спектаклей. Вместе с В. М. Ермолаевой оформил постановку пьесы И. М. Зданевича «Янко круль Албанска». Вошел в литературно-художественный кружок «Квартира № 5», члены которого собирались в квартире хранителя музея Академии художеств.

В 1917–1918 участвовал в оформлении Петрограда ко дню открытия Учредительного собрания, а также к первой годовщине Октябрьской революции.

В 1917–1918 служил в нестроевом 171 запасном пехотном полку, демобилизован. Работал в издательском отделе Государственных свободных художественных мастерских в Петрограде. В 1918–1921 создал серию кубистических акварелей «Петроград». Вместе с А. А. Успенским преподавал рисунок в художественной школе Московско-Нарвского района Петрограда. С 1921 - профессор декоративной живописи ВХУТЕМАСа. В 1921–1923 работал в живописной мастерской Государственного фарфорового завода, создал для изделий завода ряд эскизов, в том числе эскиз сервиза «Белое с розовым», удостоенного золотой медали на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже (1925).

В 1921–1924 сотрудничал с Музеем художественной культуры. В 1922 вступил в «Объединение новых течений в искусстве», руководимое В. Е. Татлиным. В 1923 поселился в квартире на набережной Мойки. Виды из окон этой квартиры запечатлены в большей части пейзажей 1930-х - 1940-х.

В 1924 командирован за границу, побывал в Ревеле, Риге, Берлине, Праге. В 1924–1925 - член общества художников-индивидуалистов. В 1925–1928 выполнил зарисовки видов Праги, Ленинграда, Павловска, Петергофа, Ораниенбаума для открыток. В 1927 принял участие в 3-й Монца-Миланской выставке декоративного искусстве, в 1928 - в выставке объединения «4 искусства» в Ленинграде. В 1932 вступил в ЛОСХ (с 1939 входил в правление этой организации). Совместно с Успенским занимался оформлением Ленинграда к 15-й годовщине Октябрьской революции. В 1933 обратился к технике литографии. В 1934–1935 работал художником-конструктором на Ленинградском фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова. В 1935 участвовал в Первой выставке ленинградских художников в Государственном Русском музее. В 1936 оформлял спектакли «Маленькие трагедии» и «Флоридсдорф» в Большом драматическом театре им. Горького. В 1936 вместе с А. С. Ведерниковым совершил поездку по Волге и Каме, в 1937 побывал в Карелии.

Активно занимался преподавательской деятельностью. С 1926 читал лекции в Институте истории искусств; в 1929–1933 преподавал графику и технику печати в Полиграфическом техникуме; в 1931–1933 - рисунок в Строительном техникуме при Ленинградском институте промышленного строительства; в 1933–1937 - живопись и рисунок на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств; в 1933–1940 - живопись и рисунок в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства; с 1935 руководил студией живописи в Ленинградском Доме архитектора.

В 1920-х–1930-х много работал в области книжной и журнальной графики. Сотрудничал с журналами «Мухомор» (1922–1923), «Жизнь искусства» (1922–1930), Oras (1923–1926), «Бегемот» (1924), «Новый Робинзон» (1925), «Костер» (1936) и другими. В 1928–1931 был художественным редактором журналов «Чиж» и «Еж». С 1925 сотрудничал с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства. Оформил книги: «Часы» Е. Г. Полонской (1926), «Воздушный шар» Б. С. Житкова (1926), «Черт» М. Зощенко (1928), «Удивительный праздник» Н. М. Олейникова (1928), «Китайский секрет» Е. Я. Данько (1929), «Путешествие Марко Поло» (1933, был удостоен первой премии на конкурсе, объявленном нью-йоркским издательством The Limited Edition Club), «Золотой горшок» Э. Т. А. Гофмана (1936, для The Limited Edition Club), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина (1936), «Японские народные сказки» (1936), «Каменный гость», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина (1937, для «Худлитиздата»). Создал иллюстрации к целой серии научно-популярных книг М. Ильина.

Участник многих групповых выставок. Экспонент выставок оформительского искусства: Международной выставки «Искусство книги» в Музее изящных искусств в Лейпциге (1927), выставки «Художники РСФСР за XV лет» в Государственном музее изобразительных искусств (1932), выставки советской графики в галерее «Блумсбери» в Лондоне (1934), выставки автолитографий ленинградских художников в Ленинграде и многих других.

Умер в начале 1942 в блокадном Ленинграде.

Лапшин - принадлежит к немногочисленной группе художников (Н. А. Тырса, Лапшин, Успенский, Ведерников), которую традиционно называют ленинградской пейзажной школой. В раннем творчестве был близок к кубизму и футуризму. В середине 1920-х под влиянием искусства Марке выработал собственный узнаваемый стиль. В станковых работах стремился не столько к точному воспроизведению натуры, сколько к передаче впечатления от виденного, настроения, состояния природы. Пейзажи Лапшина всегда построены на тончайших цветовых нюансах, эффектах просвечивания одного слоя краски через другой. Благодаря этому художник даже в работах маслом добивался ощущения легкости и наполненности воздухом. Излюбленной же его техникой была акварель. Чрезвычайно велик вклад Лапшина также в книжное и декоративно-прикладное искусство своего времени.

Творческое наследие мастера очень велико: Лапшин работал в живописи, рисунке (нередко создавая целые серии акварелей), литографии, линогравюре, журнальной и книжной графике (он выполнил оформление более семидесяти книг), создавал зарисовки для открыток и эскизы к фарфору.

Произведения Лапшина находятся во многих музейных коллекциях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры