Богатырский скок васнецов. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатырский скок

Главная / Бывшие

Художник Виктор Михайлович Васнецов за свою жизнь нарисовал много замечательных картин. Ещё с юности он начал увлекаться живописью, брал уроки рисования. Сегодня же он является автором множества известных картин, которыми никогда не перестанут восхищаться многочисленные поклонники искусства. Сказочные персонажи – герои его картин – всегда выглядят настолько живо и интересно, что невольно начинаешь восхищаться ими. Одна из его работ называется «Богатырский скок». О ней я и хочу рассказать.

На картине мы видим богатыря, оседлавшего могучего коня. Держится воин очень уверенно и грозно. На нём художник изобразил боевые доспехи. Видно, что богатырь готов к бою. В одной руке у него кнут для управления лошадью, а другой рукой он держит кол с железным наконечником, на ней одет и щит. Спереди за поясом у богатыря меч. Он не только полностью готов к бою сам, боевой дух чувствуется и у коня. Он готов служить своему хозяину до победного конца! Грандиозный, высокий и неповторимый прыжок, который он совершил по наказу своего хозяина, доказывает его настоящую преданность. Небо на картине немного затянуто тучами. Земля и деревья тёмного цвета. Природа будто бы подготовилась к предстоящему бою. Но благодаря нашему могучему богатырю и его непобедимому виду нам не о чем беспокоиться.

Я думаю, картина полностью соответствует своему названию. И грациозного коня со своим прыжком, и богатыря с непобедимым видом можно описать одним названием – богатырский скок. Автор своей картиной лишний раз напоминает нам о непоколебимости русского духа. Сказочные персонажи на картинах Васнецова всегда оживают и заставляют нас верить в чудеса.

Вместе со статьёй «Сочинение по картине Васнецова «Богатырский скок» читают:

Цели: обогатить знания детей о былинах; учить делить текст на части, понимать исторический текст, находить аналогии с реальными историческими событиями, составлять рассказ о былинном герое по картине; развивать память, речь, мышление, воображение.

Планируемые результаты : предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Оборудование : выставка книг по теме урока, репродукция картины В. Васнецова «Богатырский скок».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю Русскую,

Не затмить им солнце наше красное.

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит, не шелохнется!

— Прочитайте скороговоркой.

— Прочитайте выразительно.

— Какие чувства возникли у вас при чтении?

— Определите задачи урока, прочитав название темы.

III. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

— Вы должны были поделить текст на части. Сколько частей у вас получилось? (Ответы детей.)

— Ну что ж, при проверке узнаем, кто из вас был прав, с кем мы согласимся.

(Дети отвечают, пользуясь своими записями.)

— Обсудите с другом значение трех поездок Ильи Муромца для Русского государства.

— Прочитайте последние строчки былины. Как они помогают понять характер героя?

— Почему Илья Муромец возвращался к камню и делал на нем новую запись?

— Как относился Илья Муромец к предсказаниям?

— Приведите примеры троекратного повтора.

— Расскажите об Илье Муромце. Выберите опорные слова. Смелый, мужественный, трусливый, мудрый, умный, глупый, справедливый, хитрый, сильный, жестокий, добрый, бескорыстный, жадный, способный к состраданию.

(Дети составляют рассказ об Илье Муромце.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатырский скок»

— Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Богатырский скок». Расскажите, что вы на ней видите.

— Послушайте о том, как она создавалась.

(Рассказ учителя или заранее подготовивших сообщение обучающихся.)

Свое отношение к народу и его творчеству Виктор Михайлович Васнецов передавал через свои картины. Всю мощь русского Духа он раскрывал посредством обращения к былинным образам богатырей. Одной из картин такого направления стало полотно «Богатырский скок», написанное в 1914 г.

В центре картины расположена фигура богатыря, сидящего верхом на вороном могучем коне. Автор изобразил тот момент, когда конь только оторвал копыта от земли, а уже темный лес, широкие поля и пологие холмы оказались далеко под его ногами, а облака — возле самой головы.

Васнецов с помощью композиции передает ощущение движения. Фигуры расположены по диагонали, у животного ноги поджаты для прыжка, мышцы рельефно напряжены, голова наклонена. Поза богатыря выражает мужественность и решительность. Нахмуренные брови, пронзительный взгляд показывают, что он приготовился сражать врагов Руси наповал. Его оружие и доспехи блестят под лучами восходящего солнца. Всадник так доверяет своему коню, что даже не смотрит в направлении движения. Напряженность момента подчеркивает задний план картины. Автор использовал темные, глубокие тона для его написания. Запечатлен момент времени перед восходом солнца, очертания леса и полей еле прослеживаются.

Чтобы фигуры персонажей не сливались с землей, Васнецов написал их на фоне светлеющего неба, играющего нежными оттенками красного, голубого и фиолетового цветов.

Картина была написана в год начала Первой мировой войны, через нее автор пытался напомнить людям о былой славе, мощи и единстве русского народа.

— Составьте свой рассказ по данной картине, выразив в нем свое отношение к ее герою. (Примерный ответ. Я очень люблю читать былины, представляя себя могучим богатырем. Увидев картину В.М. Васнецова «Богатырский скок», я сразу понял, что этот художник тоже бесконечно любит и ценит неисчерпаемую сокровищницу русской народной литературы.

Огромный черный богатырский конь только оттолкнулся копытами от земли, а уже дремучий лес кажется низкой травой, а облака все ближе и ближе. Такой конь в считанные секунды сумеет преодолеть любые расстояния, чтобы доставить грозного седока к желанной цели.

Красив и суров богатырь, крепко сжимающий сильными ногами бока ретивого скакуна. Это настоящий русский воин, такому не страшны даже полчища врагов — пусть они сами дрожат и трепещут! Серебристый шлем, надежная кольчуга, щит сумеют защитить богатыря от мечей и стрел неприятеля, а длинное крепкое копье вселит ужас в захватчиков русской земли. Гордо и внимательно оглядывает воин бесконечные просторы родины, при первой же опасности он готов постоять за свой народ.

Вот что почувствовал я, рассматривая картину В.М. Васнецова «Богатырский скок». А еще я понял, что тоже не дрогну в решающую минуту, сумею защитить слабого и постоять за правду, когда это будет необходимо.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Почему Илья Муромец захотел испробовать все три дороги?

— Чем закончилась поездка богатыря?

— Чем понравилась вам картина В. Васнецова?

Домашнее задание

Богатырь, защитник земли русской — один из любимых персонажей Васнецова, которому художник посвятил много своих полотен. Наряду со знаменитыми, ставшими классическими картинами «Богатыри» и «Витязь на распутье», работа «Богатырский скок» отражает теплое отношение Васнецова к народным былинам и сказаниям, к русской культуре в целом.

Время создания картины — 1914 год. Начало Первой мировой войны. России снова приходится бороться с жестоким врагом и никто пока не знает, чем обернется эта борьба.

Ясно одно — народ должен подняться и собрать воедино все силы, чтобы в очередной раз показать мощь русского государства и напомнить врагу о былой боевой славе великой страны.

Усилить патриотический дух народа, призвать его к единству в борьбе с недругом — главная цель, которую преследовал художник, создавая эту картину. Центральное место занимает фигура всадника верхом на грозном вороном коне. Богатырь уже готов сражаться за Отечество: на поясе — меч, рука крепко держит щит, у седла ждет своего часа меткое копье. Под лучами восходящего солнца переливаясь, блестят доспехи, оружие приведено в полную боеготовность. Всадник, нахмурившись, всматривается в даль — не показался ли враг?

И от его пронзительного взгляда не укроется ни один из них.

Под стать мужественному и решительному воину — его боевой конь. Сильное животное изображено в момент прыжка: копыта коня только оторвались от земли, мышцы его максимально напряжены, голова чуть наклонена. Доверяя соратнику, богатырь даже не держит узду и не смотрит, куда мчит его конь.

Атмосфера напряженности поддерживается темными тонами, в которых выдержан фон картины. Изображенный вдали холм, хвойный лес — все окутано тьмой. Но на полотне богатырь изображен в предрассветный час, а, значит, скоро взойдет солнце, и мгла развеется, как будет повержен и враг светлой силой русского воина.


Сочинения по картинам:

  1. Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря, его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Все очень просто, ничего лишнего. Темно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает отношение витязя к своему боевому […]...
  2. Около 30 лет жизни и творчества Виктор Васнецов посвятил созданию картины, впоследствии ставшей самой узнаваемой его работой. Защитники и стражи русского народа — «Богатыри» — каждый знает их именно такими, какими они предстали на полотне великого мастера былинных сюжетов. В чистом поле, на границе земли русской, богатыри пристально следят — не притаился ли где враг […]...
  3. Картина «Аленушка» является одним из самых популярных полотен мастера, написанным по мотивам русской народной сказки. Юная девушка, сидящая на камне на берегу заросшей реки, привлекает своей простой естественной красотой. В ее грустных глазах читаются глубокие переживания — печаль и вместе с тем мечта о счастливом времени, которое когда-то наступит, девичьи грезы и тоска по младшему […]...
  4. Виктор Васнецов — один из самых известных и узнаваемых мастеров живописи, на полотнах которого оживают герои сказок, былин и преданий глубокой старины. В своих работах он сумел передать самобытность и уникальность русской народной культуры, особый «русский дух» и миропонимание. С его картинами знакомятся еще в раннем детстве, но невероятные впечатления от них на протяжении всей […]...
  5. Картины Васнецова, были созданы на темы русских былин и сказок, придуманных народом. Сюжет выбирал, обычно полагаясь на свою фантазию, обращаясь к фольклорным образам. На полотне мы видим изображение ковра. Я думаю, что художник сравнил ковер с птицей, изобразив его больших размеров с вытянутым хребтом и широко раскинутыми углами-крыльями. На ковре мы видим Ивана, он мчит […]...
  6. Портрет великого самодержца Всея Руси был показан Васнецовым на юбилейной XXV выставке работ Товарищества Передвижников. Художник считал, что именно это полотно достойно представит его творчество, несмотря на настойчивые просьбы о показе знаменитых «Богатырей». Последнюю картину он считал неоконченной, тогда как работа «Царь Иван Васильевич Грозный» была для Васнецова совершенной как в художественном, так и в […]...
  7. В основе картины Васнецова «Баян» — один из былинных одноименных героев. Он знаменит тем, что был умелым сказителем. Кроме того, этот герой упоминается в «Слове о полку Игореве». Васнецов никак не мог обойти стороной столь яркую личность, чтобы не написать картину. Ведь, как известно, этот художник славится работами, посвященными русским сказкам, былинам. В центре картины […]...
  8. Васнецов был выдающимся портретистом, хотя жанр портрета нельзя назвать основным в его творчестве. В этом жанре художник никогда не работал на заказ, создавая портреты лишь близких ему людей, родственников или тех, кто заинтересовал его своей «характерностью». В сущности, портреты, особенно женские, Васнецова хорошо укладываются в основную концепцию его творчества — все они были все тем […]...
  9. Занимаясь исследованием творчества Васнецова, можно заметить интересный факт. Чаще всего, работы этого художника обращены к фольклору. Свои мысли он пытается донести до зрителя, изображая своих героинь-царевен. На картине мы видим девушку, сидящую в центре на высоком троне. Она задумалась, на лице ее можно разглядеть печаль, смотрит она куда-то вдаль. Одной рукой подперла голову а вторую […]...
  10. Более десяти лет жизни Васнецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию крещения Руси. Живописец называл эту работу своим «путем к свету». Концепция росписи, созданная А. Праховым, основывалась на идее осмысления русского православия как главного проводника Руси в пространство мировой культуры. Васнецов создал около 400 эскизов и при участии помощников покрыл фресками около 2000 […]...
  11. Кроме работ на былинную тематику, у Васнецова есть ряд работ, посвященных религиозной теме. В его творчестве легенды, исторические темы занимают большую часть. Одной из его работ является фреска Владимирского собора, которая находится в Киеве. В основе картины — осмысление введения христианства на Руси. В ее центре — Владимир Святославович. Именно при нем произошло это историческое […]...
  12. Полотно «Страшный суд» создавалось в 1896 — 1904 годах в числе других работ для Георгиевского собора в городе Гусь-Хрустальный Владимирской области по заказу крупнейшего заводчика и мецената Ю. С. Нечаева-Мальцева, который и строил этот собор. Художник выполнил несколько работ на религиозную тему, но «Страшный суд» должен был занять центральное место в соборе. Художник сделал к […]...
  13. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была «Нищие-певцы». Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. И вот началась подготовка к картине. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Работа над картиной продвигалась медленно, […]...
  14. В таких произведениях, как «Кама», «Тайга», «Северный край», «Горное озеро в Башкирии», «Озеро», Аполлинарий Васнецов предстает мастером уже своей совершенно зрелой творческой поры, живописцем с совершенно отчетливо сложившейся индивидуальностью. Названные полотна являются в полном смысле слова вершиной творчества А. М. Васнецова как пейзажиста; они вносят значительный вклад в развитие всей русской пейзажной живописи. Обращаясь к […]...
  15. Виктор Васнецов известен в первую очередь как художник, на картинах которого оживали персонажи русских народных сказок, притч и былин. Знаменитые «Богатыри» и «Аленушка», «Ковер-самолет», «Садко», «Витязь на распутье» — эти картины знакомы с детства каждому русскому человеку. Но начинал свой творческий путь «сказочный» художник с написания вполне реалистичных, жизненных работ, изображавших быт простых русских крестьян. […]...
  16. Васнецов Виктор Михайлович — русский архитектор, художник, мастер фольклорной и исторической живописи. Прежде всего, многим известен своим умением отражать народный дух фольклора в живописи. Глядя на картину «Сказка о спящей царевне» я переношусь в волшебный мир неизведанного. Яркие и насыщение краски, теплые тона — все как в сказке. В самом центре картины, выше всех остальных, […]...
  17. Среди работ В. М. Васнецова, посвященных религиозной теме, хочу отметить картину «Крещение князя Владимира». Прежде чем написать эту картину, автор много времени изучал рукописи, работы летописца Нестора. Благодаря этому, картина имеет большую историческую ценность, но она не похожа на написание икон, несмотря на такую тематику. Известно, что в основе картины — легенда «Повести временных лет». […]...
  18. Над знаменитым полотном «Кащей Бессмертный» «сказочник» в живописи, Виктор Васнецов, работал с 1917 года, а закончил его художник в 1926 году. Эта картина стала хронологически последним его творением. Каждый из нас знает сказки про Кощея Бессмертного, который олицетворяет ненависть и зло в русском фольклоре. Васнецов часто черпал вдохновение в русских сказках, перенося образы сказочных героев […]...
  19. Картина В. М. Васнецова «Песнь о вещем Олеге» является иллюстрацией к одноименной балладе. Основным действующим лицом на картине является сам князь и кудесник, которого он встретил волей судьбы. За князем мы видим его войско, которому пришлось пройти немало походов и боев. Среди опытных воинов встречаются и молодые. За кудесником расположен черный, мрачный лес. Кудесник что-то […]...
  20. Виктор Васнецов на протяжении всей своей жизни интересовался и изучал мифологию и фольклор Древней Руси. Все его произведения пропитаны духом старины. При одном взгляде на любую из его картин с мифологическим или сказочным сюжетом даже не возникает сомнения, что именно так и выглядели герои древности. Тоже самое можно сказать и о картине «Гамаюн, птица вещая», […]...
  21. Одной из первых картин Васнецова была картина из былинного цикла «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Поводом для создания этого произведения стало сказание «Слово о полку Игореве». Я думаю, в этой картине автор хотел восхвалить героизм воинов армии Древней Руси, преподнести событие с печальной и в тоже время торжественной стороны. Тут внимание акцентированно не на […]...
  22. Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк». Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе. Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов. Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный […]...
  23. Васнецову удалось очень реалистично изобразить быт древних людей. Он показывает их повседневные действия такие как: охота, пиршество, ритуальные действия. Художник изобразил кучку людей, все они в набедренных повязках. У них растрепаны волосы. Тела их смуглы и мускулисты. В центре стоит вождь. Он самый высокий и сильный из мужчин. Лицо его сурово, а руки держат оружия. […]...
  24. Все мы очень любим читать и слушать сказки народов России, потому что в них всегда добро побеждает зло. Эта тема отражена в картинах многих живописцев. Одним из них является В. М. Васнецов. У него есть много картин на историческую тему, на тему сказок и былин. На этой картине художник изобразил картину их боя. Иван-царевич находится […]...
  25. Теплая летняя ночь, открытый настежь балкон, тусклый свет одинокой свечи и мерное тиканье часов. В этой предрассветной тишине пятеро чиновников коротают время за игрой в преферанс. Сдаются карты, одна партия сменяет другую, повышаются и понижаются ставки. На самом деле, игрой охвачены лишь трое из собравшихся. Двое других занимают себя более важными делами. Один — в […]...
  26. В 1880 году В. Васнецов получает заказ от мецената Саввы Мамонтова на написание трех картин для украшения вокзала Донецкой железной дороги. Художник, чье творчество неразрывно с былинами, легендами и сказками, и в этот раз остановил выбор на сказочных сюжетах. Вскоре были готовы картины «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царицы подземного царства». Картина «Три […]...
  27. В первые голодные месяцы петербургской жизни, когда он бродил по городу, искал, где можно было дешево поесть и посидеть в тепле, не раз заходил в захудалый трактир, в чайную. Подолгу смотрел, слушал разговоры разных посетителей, иногда делал зарисовки. Так сложился замысел картины. Дверь в чайную раскрыта. Направо от двери за столом сидит группа крестьян, по-видимому […]...
  28. Виктор Михайлович Васнецов обладал глубоким знанием сложной православной символики. Как многие поколения Васнецовых он учился в духовной семинарии. Позднее приобретенные знания использовал в монументальной живописи и в своих храмовых росписях. Так же, как в народном сознании причудливо переплетались языческие и христианские верования, художник сумел примирить в своих росписях два этих миропонимания. Картине «Архангел Михаил» предшествовали […]...
  29. Северные края — это безграничные просторы, дикая природа и чистые реки. Это нетронутые людьми места. Такие места не могут не вызвать восторга, бурю эмоций и впечатлений. В. М. Васнецов нарисовал картину «Северный край» именно под впечатлением от здешних необычных красот. Я думаю, что такие пейзажи характерны для природы Сибири. Здесь изображена река, которая протекает между […]...
  30. Васнецов известен своими народными мотивами. С помощью народного творчества он старался передать всю свою красоту в изображении. В центре картины мы видим девушку, на ней надето зеленое платье. Е наряд гармонично подходит происходящему событию. Васнецов пытается уловить тот момент, когда девушка танцует. О танце может свидетельствовать поднятые в разные стороны вверх руки. По мнению историков […]...

В своем художественном творчестве русский живописец Васнецов Виктор Михайлович, часто обращался к народному творчеству и мифам. Достаточно часто героями его шедевров становились могучие защитники древней русской земли - богатыри. Автор умело и с колоритом умел передавать их боевой настрой и дух, их настроение и переживания по поводу предстоящей битвы.

Не обошла стороной мое внимание картина Васнецова «Богатырский скок», на которой в самом центре событий автор изобразил пылкий и быстрый скок русского богатыря на своем верном помощнике – смелом и прытком коне. Картина настолько кажется «живой», как – будто я слышу удары копыт об твердую землю и порывы свежего ветра, который летит навстречу всаднику, создавая препятствие его намерениям.

Автор показывает мощь и силу русского духа, изображая всадника так, как будто он настолько велик и могуществен, что занимает пространств от земли до самых небес. Кажется, что богатырь своей головой касается облаков. Его взгляд очень суров, таким образом, он навеивает страх у своих врагов, что является одним из боевых подходов. Так он показывает свое преимущество и намекает противнику, что бой будет неравным.

Одетая на всаднике кольчуга, дополняет его образ, и является средством защиты от врага. Длинное копье, которое далеко выдается вперед за пределы головы коня, напоминает мне полет стрелы по бескрайнему пространству, как будто она разрывает на своем пути потоки ветра.

Васнецов детально изображает каждое движение коня, его прыжок, напряженные и поджатые ноги, все это говорит о хорошей тренированности животного, о его стремлении угодить своему «хозяину». А богатырь полностью доверился животному чутью, и взгляд его прикован в сторону зрителя. Таким образом, автор показывает связь между душевными порывами человека и чувствами животного инстинкта.

Для создания воинственной атмосферы автор изобразил задний фон, где вдали виднеются лес и бескрайние поля, в темных тонах. Что позволяет сосредоточить свой взгляд только на самом всаднике и его коне, как центральном элементе картины. Так же живописец умело изображает рассвет, время, когда природа пробуждается от ночного сна, а воины уже готовы к нападению на врага.

Описание картины Васнецова Богатырский скок

Васнецов - человек, который через свои художественные произведения обращался к давним литературным произведениям русского народа. Очень часто главными лицами на его картинах были главные защитники земли русской - богатыри. Васнецову удавалось очень точно изображать эмоции своих персонажей, общий настрой и боевой дух, их переживания по поводу предстоящего сражения.

Одной из таких картин является его художественная работа "богатырский скок". На ней изображен древнерусский богатырь, который очень стремительно мчится на своем сильном и верном коне. Картина выполнена так, что отлично передает ту атмосферу. Возникает ощущение, будто можно услышать звук копыт и прочувствовать на себе порывы ветра, который дует в лицо всадника, пытаясь стать для него препятствием.

Васнецов показывает своего персонажа очень сильным и крупным, показывая всю мощь крепкого богатырского духа. Он кажется настолько огромным и могущественным за счет того, что его огромное тело возвышается до небес, кажется будто голова достает до облаков. Сам богатырь имеет такой суровый и грозный взгляд, который навеять страх на любого врага. Он словно показывает взглядом всем врагам, что расклад сил изначально неравен.

Всадник одет в кольчугу, которая служит хорошим дополнением его образа и защищает его от вражеских атак. Его длинное и могучее копье, виднеющееся из-за головы коня, которое похоже на стрелу, готовую обрушиться на голову любого недруга.

Картина выполнена так, что всадник и его конь привлекают к себе всё внимание зрителя, являясь центром изображения. Сзади виднеется густая лесная чаща и огромное бескрайнее поле, которое изображено в самых мрачных тонах. Время изображено как рассвет, когда вся природа и люди только начинают просыпаться, что является отличным временем для нанесения удара. Всё это максимально точно передает атмосферу обстановки и чувства главного персонажа.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Образ жизни Обломова в романе Обломов

    Фигура Обломова в одноименном романе является главенствующей и самой яркой среди остальных персонажей. Через описание судьбы главного героя Гончаров поднимает проблему поиска смысла жизни и другие не менее важные вопросы философии.

  • Анализ произведения Шолохова Поднятая целина

    Михаил Шолохов - всемирно известный советский писатель, гений которого был по достоинству оценён ещё при жизни. Его произведения носили общеисторический характер, в которых на фоне грандиозных социальных изменений в стране

  • Образ и характеристика Ольги Лариной в романе Евгений Онегин Пушкина сочинение

    Одним из ключевых второстепенных персонажей произведения является младшая сестра главной героини Татьяны Ольга Ларина.

  • Тема родины в Слове о полку Игореве сочинение

    Произведение погружает читателя в историю. Он словно переносится на несколько тысячелетий назад. Во время, когда царствовали князья, было много споров и разногласий.

  • Наш мир огромен. На земле есть столько необычайно красивых мест, в которых мы ни разу не были. Но сердцу близка та природа, где мы родились и провели детство. Это наша родная природа.

Виктор Михайлович Васнецов всегда придерживался в своем творчестве русской тематики. В его произведениях отображались былины, простой крестьянский быт. Описание картины Васнецова «Богатырский скок» пригодится школьникам и студентам при написании сочинения и анализе изображения. Для лучшего понимания стоит распечатать репродукцию, на которой удастся рассмотреть все детали и распознать скрытый смысл.

Композиционная основа

Написана картина «Богатырский скок» Васнецовым была в 1914 году. Сейчас шедевр русского художника хранится в его доме-музее в Москве. Сюжет картины посвящен былинному богатырю (предположительно, Илье Муромцу). Персонаж представлен в полном боевом облачении, словно готов в любую секунду отправиться в бой с врагами. Помощником в его нелегком деле выступает мощный конь.

Главная задача художника заключалась в максимальной детализации момента прыжка всадника на лошади, что Васнецову, несомненно, удалось. Чтобы передать движение, автор полотна использовал диагональную композицию с нижней подачей. Из-за этого складывается впечатление, что обозреватель наблюдает за действующим персонажем снизу вверх. Подобный художественный прием прибавляет изображению физической силы. К прочим композиционным особенностям относятся:

  1. Диагональное расположение фигуры грозного черного коня в прыжке подчеркивается линиями копья и движущимися облаками на заднем фоне.
  2. Динамичность фонового изображения. Облака быстро летят по небу, надвигается буря. На сильный ветер указывает развивающаяся лошадиная грива.
  3. Демонстрация воли к победе проявляется в положении конной головы и суровом взгляде богатыря.
  4. Использование контражура и контрастности фона с главным персонажем добавляет рисунку внушительности.
  5. Подчеркивание величины и силы русских богатырей путем низкого расположения горизонта и миниатюрного соснового леса позади.

Вся картина довольно символична и демонстрирует непобедимость народа, живущего в Древней Руси. При взгляде на полотно сразу поднимается боевой дух.

Детальное рассмотрение картины

Детям в соответствии со школьной программой задают сочинение по картине в 4 классе. На уроках, посвященным литературе и народному творчеству, дети знакомятся с известными художниками, рисовавшими былинные сюжеты. Тот, кому выпадает задание написать сочинение по картине Виктора Васнецова «Богатырский скок», должен разобраться в сюжете и элементах, изображенных на полотне. Можно выделить несколько основных моментов:

  1. Русский богатырь. Он мужественный, готов бороться с врагами. В богатырском взгляде нет и грамма страха, жалости. Одет мужчина в крепкие доспехи (стальной нагрудник, кольчугу и остроконечный металлический шлем), синие штаны и высокие коричневые сапоги. В левой его руке красуется большой щит, в правой - лошадиный кнут. В ножнах виднеется внушительных размеров меч, с другой стороны проглядывает острое копье. Все это говорит, что всадник готов к бою.
  2. Вороной конь с развивающейся черной гривой - верный товарищ всадника в бою. На лошади можно увидеть золотистую узду и красное седло. Животное нарисовано в прыжке или галопе, так как находится высоко над землей. От этого создается эффект мощной быстрой скачки, о чем свидетельствует находящийся в движении кнут всадника.
  3. Задний фон, представленный быстро плывущими по серому небу облаками и негустым хвойным лесом. Богатырь находится на возвышенности, из-за чего образ его насыщается величественностью даже по сравнению с природой. Мощности центральному персонажу и его «боевому товарищу» добавляет контрастность цветов, кардинально отличающихся от фонового рисунка, выполненного в приглушенных спокойных тонах.

Сама по себе картина весьма патриотична, она ассоциируется с былинами и сказками, что вдохновляет на боевые свершения и возвышенное настроение. Перед написанием сочинения или подготовкой устного рассказа можно выделить основные моменты в виде плана, обозначив тематику, описание главного героя и настроение, переданное автором полотна.

Пример сочинения

В своем творчестве русский живописец Виктор Михайлович Васнецов всегда обращался к древним былинам, мифам, истории страны . Главными героями его полотен становились богатыри, прославляющие земли государства на протяжении веков. Могучие защитники отчизны изображаются художником колоритно и умело, что добавляет им мощности. Ярким тому примером является картина «Богатырский скок».

Центральную позицию в художественной композиции занимает могучий всадник-богатырь, сидящий верхом на вороном коне. Вместе они, возможно, отправляются на поле битвы. Всадник облачен в полное обмундирование - он имеет крепкие доспехи, защитный шлем, устрашающее оружие. Смелый и прыткий конь скачет высоко над землей. Он настолько выглядит живым и реалистичным, что невольно слышится топот копыт. Навстречу коню дует ветер, развивающий его гриву, но он не становится преградой для смелых соратников в бою.

Детальное изображение коня, мчащегося в галопе по полю, его напряженные ноги, заточенные под быстрый скок, - все это говорит о подготовленности животного, которое неоднократно со своим хозяином участвовало в битвах. Наверное, поэтому всадник доверяет лошади настолько, что даже не смотрит вперед, а устремляет свой взгляд на зрителей . Воинственности образу добавляет затемненный фон, показывающий бескрайние поля и леса.

Изображение символизирует силу русского духа. Для этого автор использует прием отдаленности фонового пейзажа и величины богатыря.

Главный герой настолько могуч, что занимает почти все пространство - от земли до небес . Грозный взгляд внушает страх перед воином. Сразу складывается впечатление, что он точно одержит победу. Об этом он намекает грозным взглядом своему оппоненту в бою.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры