Борис Акимов: как погадать по руке на любовь. Борис Акимов - Коррекционная хиромантия

Главная / Бывшие

Борис Акимов

Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу

Линии на человеческой руке начертаны не без причины; они происходят из божественного влияния и собственной человеческой индивидуальности.

Аристотель

© Б. Акимов, 2011

© ООО «Амрита», 2014

Предисловие к пятому изданию

Здравствуйте, Борис Константинович!

Пишет Вам Р. C. из г. Алматы (Казахстан) Занимаюсь хиромантией 12 лет.

В прошлом году у себя я приобрела Ваши книги: «Коррекционная хиромантия» и «Зеркало кармы».

Я сразу сделала себе коррекцию. Проверила на себе. Благодаря треугольнику легких денег, я получила 6 раз деньги, совершенно неожиданные.

Применяю Вашу методику почти ко всем клиентам, причем рекомендую сама и показываю Вашу книгу. Некоторые клиенты слышали о методике и видели Вас и передачи с Вашим участием по телевизору. Сама я тоже видела, но использовать стала после приобретения и изучения Вашей книги.

Учитывая, что к хироманту приходят люди с нелегкой судьбой, то я лично нахожу коррекцию вполне применимой на практике. У меня есть такие клиенты, которые ходят по нескольку раз за «халявными деньгами».

Коррекция ущербных линий дает клиенту надежду и веру в будущее. Мне в работе коррекционная хиромантия помогает.

Борис Константинович, спасибо за знания, приобретя которые, Вы не скрываете, а передаете людям!

С уважением Р. С.

Здравствуй, Боря! Спасибо за «Исповедь хироманта». Проглотила за два дня. Молодец! Рада за тебя! Отличная книга. Реально многим поможет. Хочу тебя повеселить. Так как я все-таки ученый и медик («доктор в квадрате», как говорят друзья), то решила проверить твой метод коррекционной хиромантии на себе (Мечников отдыхает!). Проблем у меня, как и у всех, полно, решить их все я не в состоянии, в основном из-за отсутствия времени. Поэтому решила помочь себе твоим методом, прекрасно понимая, что это такое, для чего делается и как надо делать. Хотя сомнений было больше: ведь нет пророка в своем отечестве, а я тебя знаю уже не один десяток лет. Ну так, думаю, ради шутки, нарисую что-нибудь.

На следующее утро после прорисовки треугольника денег (которых, как всегда, не хватает, пришла в фитнес-центр на занятия по йоге (хожу в этот центр уже 11 лет, из них 5 лет на йогу), и администратор, которую я тоже вижу регулярно несколько лет, попросилась на прием. Прибыток. Значит, метод работает.

Три недели жду. Все спокойно. Надо еще попробовать. Рисую снова. На следующий день звонят коллеги с прежней работы и предлагают договор на разработку экологической программы, хотя с ними уже лет 10 не работаю. Не миллион, конечно, но деньги – они и в Африке деньги. Вот так!

Успехов! Пиши. Марина

Пять лет я хранил молчание. Пять лет применял свой метод почти ежедневно. Пять лет терпеливо ждал отдаленных результатов, чтобы удостоверится в правильности пути. Пять лет анализировал, пробовал и совершенствовал свою методику. Пять лет огранял бриллиант под названием «коррекционная хиромантия».

И сейчас я могу смело сказать: «На сегодня это самая эффективная методика, позволяющая изменить свою жизнь в соответствии с собственными пожеланиями! Да, коррекционная хиромантия работает!»

Долгое время я относился к хиромантии как к развлечению. Я применял ее в своей жизни и врачебной практике, но делал это, совершенно не афишируя своих знаний. У больного я рассматривал интересующие меня линии руки, измеряя пульс. Знакомясь с кем-то и глядя в глаза незнакомому мне человеку, я незаметно фиксировал все движения и анатомические особенности его руки. О его характере и наклонностях ладонь и пальцы говорили мне больше, чем глаза и мимика.

Имея достаточный опыт в хиромантии, все же как врач я видел в хиромантии только возможность диагностики, но не видел возможности лечения. Мне не была интересна хиромантия как предсказание будущего. Я просто не вижу смысла знать будущее. Я вижу смысл его творить.

Но случилось чудо: Судьба открыла мне истинное значение хиромантии – лечить жизнь человека.

Долгое время я не поддавался на уговоры друзей, учеников и добрейшей Гаяны Сергеевны – редактора издательства «Амрита-Русь», издавшего мою первую книгу, написать пособие по коррекционной хиромантии. Первая книга «Исповедь хироманта» посвящена мистике в жизни хироманта, а не хиромантии в жизни мистика, коим я себя считаю.

В тысячу первый раз проверял свой метод на практике, зная, что все должно пройти проверку временем. И справедливо полагал, что авторский метод работает только у автора.

Но час пробил. Знания, копившиеся столько времени и остававшиеся тайной, должны были открыться. Будучи мистиком по жизни, я иногда действую по подсказкам «сверху». Случай не заставил себя ждать: ко мне на прием пришла дама и стала с восторгом рассказывать, что есть такой способ исправления жизни человека, называется – коррекционная хиромантия. Я сделал вид, что не знаю о методе, и попросил ее подробнее рассказать, а потом признался в авторстве. Больше всего меня поразило то, что она употребила мною введенный термин «хирография», далеко не каждому известный.

С этим убеждением и пишу эту книгу.

Надеюсь, она поможет вам сделать вашу жизнь лучше.

Общая хиромантия

История вопроса

Если Судьба и разговаривает с человеком, то ее послания надо искать на его руке. Ведь рука – орган, присущий лишь духовному и творческому существу, человеку, она полностью отражает его индивидуальность. И рука всегда «под рукой». Чаще всего человек видит именно ее. Значит, рано или поздно он обратит внимание на знаки на ладони.

Хиромантия, как и медицина, зарождалась в разных человеческих культурах и в разные времена. Идея читать жизнь человеческую по раскрытой руке приходила на ум мистикам разных эпох и народов.

Первые хироманты появились в Египте, жрецы которого обладали глубокими эзотерическими знаниями примерно 6000 лет назад. В Китае различные гадательные практики были известны чуть позже – с 3000 г. до н. э. Китайские хироманты шли своим путем и в отличие от египетских уделяли большое внимание дерматоглифам – пальцевым рисункам. Это даже отразилось в забавном китайском поверье: «Один завиток – бедность, два – богатство, три, четыре – открывай ломбард, пять – стань торговцем, шесть – будешь вором, семь – встречай несчастье, восемь – ешь солому, девять – голодным не будешь никогда». Это поверье отражает достаточно наивные представления древних китайцев о дерматоглифике.

Упоминается хиромантия и в древних индийских Ведах.

Обычай гадать по пальцам существовал и на Руси. А. Фет пишет в автобиографическом стихотворении:

«Дай-ка ручки! – няня хочет
Посмотреть на их черты. -
Что, на пальчиках дорожки
Не кружками ль завиты?»

От египетских жрецов хиромантия, как и большинство знаний, попала в Древнюю Грецию и Римскую империю. Аристотель преподнес в подарок Александру Великому (Македонскому) трактат о хиромантии, написанный, как говорят, золотом.

Авиценна в своем «Врачебном каноне» упоминает о знаках на руках. Отцы современной медицины Гален и Гиппократ были специалистами в хиромантии. До сих пор студенты-медики изучают симптом, называемый «палец Гиппократа».

В Средние века ученые Иоганн вон Хаген и Парацельс внесли свой вклад в изучение хиромантии. Тогда и стали холмы называться в честь планет: Марс, Венера, Юпитер, Сатурн, Аполлон, Меркурий. Считалось, что энергии этих планет формируют холмы на ладонях. В Средние века хиромантия была предметом, изучаемым в европейских университетах. Немецкий врач Ротман представил систему чтения руки, которая стала единым курсом на медицинских факультетах. Впрочем, в это время в Англии и Испании хиромантия считалась колдовством и преследовалась законом. В наше время в Лондоне самое большое количество хиромантов «на душу населения» – около двух десятков официально зарегистрированных специалистов по palmistry . В Москве настоящих хиромантов можно перечислить на пальцах одной руки.

В XIX веке французы д’Арпантиньи и Адольф де Барроль придали хиромантии современный вид, обосновав тезис, что личностные качества играют большую роль в судьбе самого человека и изучение их является обязательным для хироманта. На Востоке судьба считается неизменной. Де Барроль, будучи художником, в 1879 году внедрил технику оттисков ладоней. И он же обнаружил, что линии на ладони постоянно меняют свою форму, появляясь и исчезая. С той поры хиромантия стала хирологией – наукой, изучающей взаимосвязь психотипа, здоровья и событий, происходящих в жизни человека, по структуре, линиям и рисункам ладони. Параллельно хирологии появилась и дерматоглифика – наука о папиллярных рисунках ладони. В отличие от хирологии она официально признана. Ей просто повезло. Ею заинтересовались криминалисты, и дактилоскопия стала неотъемлемой частью криминалистики. А в 1892 году двоюродный брат Чарльза Дарвина сэр Фрэнсис Гальтон выпустил свой классический труд о пальцевых рисунках, чем привлек внимание общественности.

Люди ищут способы заглянуть в будущее. Среди множества различных методик, позволяющих предсказать, что ждет впереди, хиромантия - одна из древнейших. Ее появление относят к временам Древнего Египта. За свою историю (6 тыс. лет) эта древнейшая наука получила большое развитие: сегодня она позволяет не только узнать судьбу, но и изменить ее.

Не быть простым наблюдателем

Сведущие люди знают, что иногда провидение посылает человеку весточку из будущего. И искать эти послания следует на ладонях. Рисунок человеческой руки является уникальным отражением таинства, доступного к прочтению посвященным.

Борис Акимов - психотерапевт, ученый-хиромант, автор нескольких научно-популярных книг и статей, участник популярных телепередач.

Он создал уникальную методику исправления будущего, представленную в книге «Коррекционная хиромантия. Нарисуй свою судьбу». Доступным и простым языком автор повествует об удивительных вещах! Оказывается, человеку подвластно не только по-новому, пристально взглянуть на уже произошедшие события, не только поднять завесу будущего - у него есть инструмент, с помощью которого это, казалось бы, неизбежное будущее можно изменить.

Новую методику отличает профессиональный научный подход к объяснению фундаментальных причин событий, происходящих в разных сферах жизни человека. Она вручает людям ключ к возможности обрести удачу, благосостояние, крепкое здоровье, исполнить заветные желания. Что же это за ключ? линий руки.

Свою книгу Борис Акимов представляет кратко и емко: «Теперь хиромант получил способность не быть простым наблюдателем. Он может не только прочитать Судьбу человека, но и помочь ему улучшить свою жизнь!»

Уроки для людей, пытающихся познать себя

Задатки прорицателя заложены у Бориса Акимова в генах: у его отца проявлялись способности мага и прорицателя, а прабабка была известна как целительница.

Хиромантия была интересна будущему ученому со студенческой скамьи. Но начало занятий хиромантией относится уже к началу его врачебной практики. У врача всегда есть возможность изучить руки своего пациента. Бориса Акимова это интересовало всегда: он изучал, анализировал…

А однажды привычка разглядывать человеческие ладони круто переменила его жизнь. В тяжелый период, которые случаются у каждого, он решил попытаться переменить течение событий - и нарисовал линии на своей ладони так, как они должны пролегать у успешного человека. И начались чудеса!

На другой день ему предложили должность главврача медицинского центра. Одновременно с этим откуда-то взялись клиенты, нуждающиеся в услугах хорошего хироманта.

Это было рождение его метода коррекционной хиромантии — изменения человеческой судьбы методом прорисовывания линий ладони.

Борис Акимов - хиромант. Отзывы клиентов позволяют судить о высоком уровне его мастерства, которое вырабатывалось в течение тридцати лет.

Семь лет назад его впервые пригласили на телевидение - участвовать в съемках популярной передачи «Доброе утро». С тех пор Борис Акимов является участником многих TV-программ. Ученый охотно делится со зрителями азами хиромантии, мечтает создать на TV свою школу - чтобы помогать тем, «кто пытается познать себя».

Борис Акимов, хиромант: отзывы

По данным социологических опросов, каждому пятому россиянину приходилось бывать на приеме у нетрадиционного целителя. Если человек не получает необходимой медицинской или психологической помощи у традиционного специалиста, он идет к экстрасенсу, хироманту, целителю - с тем, чтобы ему помогли найти выход из его беды.

Отношение в обществе к услугам астрологов, экстрасенсов и нетрадиционных целителей разное. Одни - и таких множество! - благодарят за оказанную помощь и благословляют своих спасителей, другие называют их шарлатанами и требуют запретить рекламу их деятельности на законодательном уровне.

Родился 25 июня 1946 г. в Вене. В 1965 г. по окончании Московского хореографического училища (ныне Московская государственная академия хореографии), где учился в том числе и у Мариса Лиепы, был принят в балетную труппу Большого театра. Совершенствовал свое мастерство под руководством выдающегося танцовщика и педагога .
Актерское дарование, мощный темперамент и экспрессивность исполнительской манеры делали Акимова незаменимым участником премьер современного репертуара.
В 1979 г. Борис Акимов окончил педагогическое отделение Государственного института театрального искусства имени А. В.Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства).
В 1980-88 гг. преподавал в этом институте (кафедра хореографии).
С 1989 г. является педагогом-балетмейстером Большого театра. Кроме того, выступал в этом качестве в лондонском театре Ковент Гарден, миланском Ла Скала, токийском Асами Маки балете, Венской государственной опере, Гамбургской государственной опере, Баварской государственной опере (Мюнхен), Королевском Датском балете (Копенгаген), Парижской национальной опере, Мариинском государственном академическом театре, Балете Базеля (Швейцария), Национальном балете Голландии (Амстердам) и Лондонской Королевской школе.
Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», режиссеры Ю. Григорович, В. Дербенев, 1978 г.) и телеэкранизации балета «Лебединое озеро» (1983 г.).
Пишет музыку, еще в советские времена выпустил диск вокальной лирики (на стихи Сергея Есенина).
В 2000-03 гг. Борис Акимов был художественным руководителем балетной труппы Большого театра.
В 2001-05 был профессором кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-02 — исполняющим обязанности ректора академии, в 2002-05 - ее художественным руководителем.
В 2013 г. был председателем Художественного совета балетной труппы Большого театра.
Под его руководством репетируют Вячеслав Лопатин, Александр Войтюк и другие артисты балета.

Борис Акимов — создатель фермерского кооператива LavkaLavka. До 2010 года работал журналистом в "Афише" и проекте "Сноб". Художник, музыкант, кандидат философских наук. В 2010 году объявил о своем уходе из журналистики и сосредоточился на работе в LavkaLavka. В 2013 году запустил собственное фермерское хозяйство.

Псевдоним

Борис Тревожный

Город, в котором я живу

Москва

А еще в деревне Княжево, под Переславлем-Залесским

День рождения

Где родился

Москва

У кого родился

Мать — Елена Владимировна Акимова, художник и многодетная мать.

Отец — Алексей Георгиевич Акимов, доктор химических наук, профессор.

Где и чему учился

Российский Государственный Гуманитарный университет. 5 лет учился политологии, потом изучал философию в аспирантуре при Финансовой академии

В 1992-м провел год в США, учился в школе, в городе Такома, штат Вашингтон.

Где и как работал

Когда-то мыл машины и отправлял жителей России на ПМЖ в Канаду. А чуть позже стал заместителем главного редактора — сначала в журнале Rolling Stone, потом в «Афише». В проекте «Сноб» работал креативным директором.

Ученые степени и звания

Кандидат философских наук

Что такого сделал

Диссертация «Феномен власти в постмодернистских концепциях (социально-философский анализ)».

Дела общественные

Член московского общества охотников и рыболовов

Удачные проекты

Мои дети - Варвара, Петр и Алексей

Русская версия журнала Rolling Stone, в создании которого я принимал непосредственное участие.

Арт-проект «В Таблоид!».

Арт-группировка ПВХ - Просто Великие художники.

Мне интересно

Люблю готовить, а еще больше есть, выращиваю уток и гусей. Утром, во время тяжелого похмелья, читаю Бердяева. Коллекционирую бюсты и изображения Максима Горького. Люблю всякие старинные вещи. И вообще вещи, сделанные талантливыми людьми. И еще оружие.

Уже 10 лет играю на барабанах, клавишах и прочих подручных инструментах в группе The Inquisitorum. В 2002 году мы записали пластинку «Середина Большого Юлиуса» - совместно с Людмилой Петрушевской.

Главное увлечение, которое даже и не увлечение, а, можно сказать, вторая основная работа – занимаюсь живописью и созданием разнообразных арт-объектов из дерева, пластика и прочих полезных материалов. В этой ипостаси известен как Борис Тревожный или Борис Акимов-Тревожный

Люблю

Искренность, жизнелюбие, крепкие алкогольные напитки, мясо, свою жену, троих детей, друзей – которых немного, но зато их люблю крепко.

Ну, не люблю

Занудства, злопамятных окружающих.

Мечта

Попасть в рай.

Семья

3 сестры и 1 брат, 5 племянников и племянниц. Папа умер в 2004 году. Мама — в 2009-м.

Жена Оля, дочка Варя, сын Петя (он же дядя Петя) и сын Алеша (он же Кука)

И вообще…

«В 2015 году окончательно станет понятно, что русское актуальное искусство должно разговаривать с собственным народом на одном языке. Даже не так: оно само возжелает говорить с собственным народом на одном языке. Наступит мир и идиллия. Православные перестанут бодаться с Ерофеевым, галереи современного искусства будут жить в мире с пролетариатом. Супрематизм выйдет на улицы, чтобы окончательно примирить Россию с ее великим авангардным прошлым. Таким образом, в 2015 году художник Борис Тревожный станет инициатором и автором монумента, посвященного Ксении Собчак и выполненного по мотивам работ Малевича. Гигантский 50-метровый цветной памятник будет установлен в Купчино - мрачном питерском районе. Установка супрематической Собчак будет символизировать еще один важный социокультурный сдвиг: герои сегодняшних таблоидов станут естественной частью культурного ландшафта. И уроженка Петербурга Ксения Собчак ничем не будет отличаться от петербуржца Достоевского. Их образы сольются в едином информационном поле - и та и другой будут, условно говоря, представителями нового русского стиля. Кроме того, такой памятник будет частью гигантского плана по переустройству городских пространств России. Серые спальные районы будут украшены монументальным и при этом вполне себе актуальным искусством. А современные художники снова станут героями, примером для подражания для детей из хороших и не очень семей».

Журнал «Большой город».

Акимов Борис Борисович

Артист балета, педагог;
Заслуженный артист РСФСР (25.05.1976).
Народный артист РСФСР (14.12.1981).
Народный артист СССР (18.08.1989).

По окончании Московского хореографического училища (педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э. Лиепа), в 1965-1989 годах - в Большом театре; совершенствовался под руководством А. Н. Ермолаева.
Танцовщику, наделенному ярким даром артистизма, особенно был близок острый, экспрессивный язык современной хореографии. Созданные им персонажи отличались сложным, подчас противоречивым характером, силой скрытых страстей. Член КПСС с 1975 года.

В 1978 году окончил отделение педагогов-балетмейстеров ГИТИСа.
В 1980-1988 годах - педагог кафедры хореографии ГИТИСа, с 1989 года - педагог-балетмейстер Большого театра.
Работал по контрактам в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон), «Ла Скала» (Милан), «Асами-Маки-балет» (Токио), в Венской опере, Гамбургской государственной опере и Лондонской королевской школе. Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978). Борис Акимов - автор музыки, сценария и режиссер-постановщик музыкально-поэтического вечера, посвященного 100-летию С. А. Есенина «Я помню, любимая, помню» (Большой театр, 1995).
В 2000-2003 годах - художественный руководитель балетной труппы Большого театра.
В 2001-2005 годах - профессор кафедры мужского классического и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии, в 2001-2002 годах - исполняющий обязанности ректора академии, в 2002-2005 годах - художественный руководитель академии.
12 марта 2013 года принял предложение Большого театра возглавить художественный совет балетной труппы театра.

театральные работы

«Геологи» Н. Н. Каретникова в постановке Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва (1966) - Геолог
«Асель» В. П. Власова в постановке О. М. Виноградова (1967) - Ильяс
«Конёк-Горбунок» Р. К. Щедрина, хореография А. И. Радунского (1968) - Иванушка
«Спартак» А. И. Хачатуряна в постановке Ю. Н. Григоровича (1968) - Красс
«Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. М. Фокина (1969) - Солист
«Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипа в редакции М. Л. Лавровского (1970, исполнял на гастролях театра в Австралии) - граф Альберт
«Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография А. Горского, М. Петипа, Л. Иванова в редакции Ю. Н. Григоровича, 1969) - Злой гений (первый исполнитель)
«Лебединое озеро», хореография А. Горского, М. И. Петипа, Л. И. Иванова, А. М. Мессерера (1972) - принц Альберт
«Лебединое озеро», хореография Ю. Н. Григоровича (1973) - принц Зигфрид
«Иван Грозный» в постановке Ю. Н. Григоровича (1975) - Курбский (первый исполнитель)
«Икар» С. М. Слонимского в постановке В. В. Васильева, вторая редакция, 1976) - Клеон (первый исполнитель)
«Ангара» А. Я. Эшпая в постановке Ю. Н. Григоровича (1976) - Сергей
«Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева, хореография А. А. Лапаури и О. Г. Тарасовой (1977) - Павел I
«Жизель» А. Адана (1977) - Ганс
«Эти чарующие звуки» на музыку Дж. Торелли, А. Корелли, Ж. Ф. Рамо и В. А. Моцарта в постановке В. В. Васильева (1978) - Прoгулки (первый исполнитель)
«Индийская поэма» в постановке Ю. Г. Скотт, Ю. В. Папко (1981) - Хоруд (первый исполнитель)
«Гаянэ» А. И. Хачатуряна в постановке М. С. Мартиросяна (1984) - Нерсо (первый исполнитель)

призы и награды

Государственная премия СССР (1977) - за исполнение партии Сергея в балете «Ангара» А. Я. Эшпая.
Премия Московского комсомола (1974).
Премия Ленинского комсомола (1978).
Орден «Знак Почёта» (1980).
Орден Почёта (22.03.2001).
Орден Дружбы (1.10.2005).
III премия Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1965).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры