Будет продолжение фильма чужой. Фильм Чужой: Пробуждение (2019 г.)

Главная / Бывшие
  • Оригинальное название проекта : Alien: Awakening
  • Страна производства : США
  • Премьера : 2019-2020 год
  • Жанр : ужасы, фантастика, триллер, приключения
  • Режиссер : Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию», «Гладиатор», «Марсианин»)
  • Продюсер
  • Актерский состав : Нуми Рапас (слухи), Майкл Фассбендер (слухи) и др.

В 2019-2020 выйдет фильм «Чужой 5: Пробуждение». В это время ожидается премьера новой главы в истории о космических исследователях, столкнувшихся лицом к лицу со смертельной инопланетной опасностью в образе кровожадных монстров. Оригинальное название проекта - Alien: Awakening. Пока что оно у него такое, но велика вероятность, что ближе к релизу его поменяют, как это было с тем же «Заветом».

Чужой: Потерянный рай

В 1979 году Ридли Скотт выпустил свой второй полнометражный фильм, который навсегда вошел в историю кинематографа. Слоган картины «В космосе никто не услышит твоего крика» до сих пор прилично так пугает, а сама лента по-прежнему здоровски смотрится на фоне современных блокбастеров и подражателей тому самому Alien`у.

Построить на истории Космических жокеев, Инженеров и инопланетных исследователей целую кинематографическую вселенную Ридли Скотт не захотел лично, зато это дело поручили Джеймсу Кэмерону, который снял продолжение оригинального фильма под названием «Чужие». После этого были еще два: один - режиссуры Дэвида Финчера, второй - Жана-Пьера Жёне.

На сегодняшний день принято считать, что только «Чужой» и «Чужие» можно смотреть, что называется, вечно, хотя и третья, и четвертая части вполне себе смотрибельны, и это несмотря на то, что сам отнюдь не в восторге от своей прежней причастности к данной франшизе.

До определенного момента фильм оставался квадрологией. Конечно, было еще его столкновение с «Хищником», но сей факт по понятным причинам мы в расчет не берем. Затем Ридли Скотт пожелал вернуться к киношной серии Alien, но зашел он определенно издалека. Его «Прометей» дал больше вопросов, нежели ответов, поэтому много кто, при всем уважении к мэтру, хотел бы, чтобы развитием вселенной «Чужих» занялся кто-то другой. Такой человек нашелся, и им стал Нил Бломкамп («Район №9», «Робот по имени Чаппи», «Элизиум: Рай не на Земле»).

Признанный южноафриканский постановщик (пускай он и не является режиссером уровня Ридли Скотта) долгое время разрабатывал пятую часть «Чужого». Конечно, как истинный фанат серии он хотел бы проигнорировать существование третьей и четвертой главы и продолжить историю ровно с того момента, где был конец «Чужих» у Кэмерона. Но влияние в киноиндустрии автора «Бегущего по лезвию» оказалось заметно больше, поэтому на определенном этапе производства продюсеры переключились к идеям Ридли Скотта.

Оно и понятно: сэр Ридли запланировал в будущем съемки сразу нескольких продолжений. Начал он как раз таки с сиквела своего «Прометея», который изначально назывался «Потерянный рай», но потом все же сменил название на «Завет».

Оба проекта были призваны расширить мир и плавно подвести зрителя к событиям оригинального фантастического ужастика.

Сейчас известно, что этим всем дело не ограничится. Ридли Скотт в будущем планирует снять «Пробуждение», события которого станут происходить между «Прометеем» и «Заветом». Таким образом, как видно, планируется целая трилогия приквелов, после чего, по словам самого автора «Гладиатора», в производство будет запущена еще одна. Обе они подведут зрителя ровно к тому моменту, с которого и началась вся эта история в далеком 1979 году - к «Чужому».

В одном из своих интервью Скотт проговорился: «Если «Завет» будет иметь успех у зрителей, то мы выпустим и следующий фильм, а затем еще 3». Если все сложится, как задумано, то первый «Чужой» получит 6 приквелов, действие в которых будет разворачиваться до событий самого первого фильма 1979 года, в числе которых займет почетное место часть «Пробуждение».

Режиссер кинопроекта

Режиссировать новую главу в серии о «Чужом», само собой, будет Ридли Скотт.

«Пробуждение» будет одновременно сиквелом «Прометея» и приквелом «Завета». Это называется интерквелом. Таким термином обозначают киноленты, действие в которых происходит между событиями уже вышедших на большой экран кинокартин.

Британский мастер, ранее навсегда вписавший свое имя в историю кино, сейчас, как видно, просто-напросто снимает в свое удовольствие. Пускай многие и не разделяют его энтузиазма, в частности при просмотре очередных киношных творений маэстро, в то же время никак нельзя исключать того факта, что, в целом, все выходит в итоге довольно органично. Если в чем и преуспел Ридли Скотт, так это в визуальном решении своих фильмов. По крайней мере, к этой части своих работ к нему нет никаких претензий. Ну а завязка в истории и ее развязка - это уже дело вкуса каждого.

Что же до «Пробуждения», то обладатель приза Каннского кинофестиваля за «Лучший дебют», полученный им за картину «Дуэлянты», говорит, мол, у него на руках уже есть готовый сценарий проекта. Осталось только снять запечатленные в нем события на видео и показать все это на большом экране. Если все пройдет хорошо, то после главы под названием Awakening Ридли Скотт с радостью приступит к разработке новой трилогии, события которой продолжат уже все то, что ранее было показано в «Завете».

Актерский состав

Так как события «Пробуждения» развиваются уже после «Прометея», но еще перед тем, что произошло в «Завете», это дает нам все основания для того, чтобы полагать, что мы, в конце концов, увидим долгожданное возвращение тех актеров, на появление которых вновь, казалось, мы уже больше и не рассчитывали при просмотре «Чужого».

Так, на съемочной площадке Awakening наверняка будут задействованы:

  • Нуми Рапас («Девушка с татуировкой дракона», «Шерлок Холмс: Игра теней»)
  • Майкл Фассбендер («Стыд», «Стив Джобс», «Люди Икс: Первый класс»).

Как все мы помним, их герои в концовке «Прометея» отправились на планету Создателей в поисках ответов на вопросы, почему те когда-то проигнорировали воспитание человеческой расы, которую сами же и создали. Напомним, их героев звали Элизабет Шоу (археолог) и Дэвид (робот-андроид) соответственно.

Сюжетная линия

Сюжет фильма можно запросто определить заранее. Археолог Элизабет Шоу и робот-андроид Дэвид направляются в сторону планеты Создателей. Здесь, на их родине, они пытаются отыскать ответы на извечные вопросы. И хоть роботу не так интересны люди, которым, он, впрочем, служит, но вот человеку предельно интересно, почему Инженеры, они же Космические жокеи, в далеком прошлом посетили Землю, чтобы положить на этой планете начало человечеству, а потом отошли от своего изначального плана.

Но в одном из интервью Empire Ридли Скотт намекнул, что эволюция Чужого «почти закончилась», а в «Пробуждении» основной акцент будет строиться не на ксеноморфах, а на другой истории, посвященной искусственному интеллекту. Таким образом, речь идет о роботе-андроиде Дэвиде в исполнении Майкла Фассбендера и о том, какой мир он может создать на новой планете, если сможет действовать без ограничений и внешних указаний. Возможно, на свободной планете робот с искусственным интеллектом будет создавать собственную империю Ксеноморфов.

Дополнительные комментарии режиссера также наводят на мысли о возможном возвращении корабля Инженеров. Это значит, что на самом деле их раса не уничтожена – они увидят, что случилось в Раю и захотят отомстить Дэвиду.

Режиссер также дал понять, что в фильме в который раз будет затронута тема высокомерия человека, который настолько уверен в собственном высоком предназначении, что иногда осмеливается играть в Бога и создавать себе подобных людей «второго сорта», но часто забывает о том, что они иногда превосходят своего создателя. Такие комментарии еще раз подтверждают версию о том, что центральным действующим лицом «Пробуждения» может стать именно Дэвид. Но во Вселенной Космических жокеев и Ксеноморфов наверняка останется еще множество вопросов, на которые придется искать ответы.

Концовка «Пробуждения» должна будет плавно подвести зрителя к тем событиям, с которыми он уже был ознакомлен после просмотра «Завета».

Дата выхода фильма

Дата выхода фильма «Чужой: Пробуждение» - 2019-2020 год. Никаких конкретных данных касательно релиза новой главы в киносерии Alien пока что нет.

Хочется верить в то, что эта часть киношной франшизы окажется гораздо информативнее и, наконец, прольет свет на тот самый злополучный поступок Инженеров. Будет страшно, будет интересно, будет красиво. Ждем с нетерпением «Пробуждения» в серии фильмов о «Чужом», на которое фанаты возлагают большие надежды.

Трейлер фильма «Чужой: Пробуждение» ожидается в ближайшее время, а пока посмотрим видео от фанатов:

В прошлом году на экраны вышел фильм «Чужой: Завет» . Хоть я, в общем-то, и не ждал этой картины, она все равно умудрилась поразить меня до глубины души своим, не побоюсь этого слова, и удивительно наплевательским отношением создателей к собственному творению. Что интересно, по прошествии времени «Завет» стал раздражать меня даже больше. Видимо, мне все же следует отдать Ридли Скотту должное - обычно бывает ровно наоборот.

Чуть ли не единственным достоинством ленты стало то, что после «Завета» предыдущая картина «Прометей» уже кажется не такой посредственной. Да, там тоже хватало проблем, но хотя бы чувствовались какая-то душа и стремление авторов привнести что-то новое.


Как и положено плохому фильму про ксеноморфов, у «Чужого: Завета» весьма насыщенная история создания, которая во многом интереснее итогового продукта. Над сценарием картины корпело сразу несколько авторов. Первым сценаристом картины стал Джек Паглен. В марте 2014 года его сменил Майкл Грин. Затем продюсеры наняли Данте Харпера. Ну а финальную версию написал Джон Логан, ранее работавший с Ридли Скоттом над «Гладиатором» и нереализованной версией «Я - легенда» .


Без особых проблем в сети можно найти множество концептов к ранним версиям скрипта времен Паглена и Грина. Они заметно отличаются от того, что в итоге сняли. Увы, работы этих авторов пока что не стали достоянием публики. Но я надеюсь, что рано или поздно ситуация изменится и подобно ранним версиям сценария «Прометея» от Джона Спэйтса , они все же будут опубликованы.


Недавно эта надежда укрепилась. Сайт AvP Galaxy достал и выложил в открытый доступ сценарий «Завета» за август 2015 года. В том месяце в фильм начали набирать актеров, Ридли Скотт приступил к подбору съемочных локаций, а вскоре после этого - «Чужого 5» Нила Бломкампа , добившись отмены этого фильма.


Итак, если быть точным, в сеть попало два документа. Первый - 12-страничный пролог сценария, датированный 8 августа 2015 года и озаглавленный «Рай» (Paradise ). Второй - датированный 19 августа 115-страничный сценарий, озаглавленный «Потерянный рай» (Paradise Lost ). Обе версии написаны Джоном Логаном.


Вначале, пару слов про пролог. Его действие разворачивалось на корабле Инженеров, на котором в конце «Прометея» Элизабет Шоу улетела искать родину создателей человечества. Закадровый голос Шоу пересказывал нам сюжет предыдущего фильма, а затем сообщал, что спустя два месяца после отлета она заметила, что Дэвид начал вести себя подозрительно. Шоу испугалась происходящего и выбросила разобранного андроида за борт.

Но как оказалось, он не улетел далеко. Все это время его туловище и голова в прямом смысле слова болтались в открытом космосе рядом с кораблем. И вот, Дэвид связывался с Шоу, сообщал, что у него заканчивается энергия и просил поговорить с ним, чтобы не умирать в одиночестве.


Его проникновенные слова трогали какие-то струны в душе Шоу, она передумывала, подбирала Дэвида и чинила его. Далее следовал монтаж. Мы видели, как Шоу постепенно переставала бояться Дэвида, затем начинала испытывать к нему привязанность, и в итоге они начинали спать вместе (к счастью, без показа механики процесса). На подлете к планете Инженеров Шоу записывала сообщение, призывающее всех, кто его услышит, откликнуться и прилететь на помощь.


Мир создателей человечества поражал воображение. Это действительно мегацивилизация. Планета была опоясана огромным рукотворным кольцом. При виде этого великолепия, Шоу захлестывали эмоции. Она начинала рыдать от счастья. Дэвид заявлял, что рад увидеть, как Шоу плачет. Далее он сворачивал ей шею, отпускал реплику в стиле граммар-наци по поводу того, что она неправильно употребила фразу, произносил «Лучше править в аду, чем прислуживать на небесах» и скидывал контейнеры с черной жижей на планету Инженеров, истребляя всю их цивилизацию. Занавес.

Возможно кому-то такой пролог может показаться величественным. Не исключено, что даже сами авторы считали его хорошим. Но по мне, так он стоит примерно на уровне всего «Завета». Шоу боится Дэвида, выкидывает его в космос, затем забирает назад, забывает события «Прометея» и вступает с ним в интимные отношения? Вы серьезно? А Дэвид зачем-то завоевывает доверие Шоу и несколько месяцев строит из себя пай-робота, хотя, исходя из пролога, после починки она была ему совершенно не нужна. В целом, твист отчетливо отдавал какими-то хоррорами категории В, где выжившего в прошлой части героя внезапно убивали в начале продолжения.



Единственная, по-настоящему понравивавшаяся мне вещь из пролога это то, что в нем планета Инженеров действительно похожа на мир полубогов, а не на поселок городского типа из фильма. Другое дело, что ее уничтожение кораблем двухтысячелетней давности смотрелось еще глупее чем в фильме - где-то на уровне потопления римской галерой современной авианосной группы.

В итоге к фильму был отснят такой пролог, который использовали как промоматериал.

На русском:

Теперь, переходим к сценарию. Тут сразу надо отметить, что в нем не было сцены бомбардировки планеты - ни в прологе, ни во флэшбеках. Она описывалась чисто на словах. Более того, у планеты не имелось никакого рукотворного кольца и мега-сооружений на поверхности. А это все же существенное отличие в плане описания сцен.


Поскольку между скриптами всего 11 дней разницы, не думаю, что за такое короткое время Логан так основательно переделал работу. Скорее всего, он изначально написал более дорогую версию скрипта с полноценным миром богов и более дешевую с одним городком. И где-то в этих числах студия выбрала вариант попроще.


Переходим непосредственно к сюжету сценария. Скажу сразу - не ждите каких-то принципиальных отличий от фильма. Структурно это все тот же «Завет». Разница, как обычно, кроется в деталях.


В сценарии Логана не было никакого пролога с Уэйландом. Действие сразу начиналось на борту «Завета». Мы должны были увидеть, как андроид Уолтер ухаживает за садом и лениво препирается с бортовым компьютером. Их первый диалог заставил бы Тарантино удавиться бы от зависти!


Уолтер: Должно быть в жизни нечто большее, чем эффективность

Компьютер: Не для машин, Уолтер.

Уолтер: Сука.

Вскоре корабль накрывала звездная вспышка. Основная последовательность показанных событий соответствовала фильму. Основные отличия заключались в следующем:

  • В этом скрипте главную героиню звали не Дэниелс, а Гриффин.
  • Вспышка происходила, когда корабль находился на орбите вокруг газового гиганта.
  • Принимающий на себя обязанности капитана Орам описан как высокомерный и самый возрастной член экипажа. В фильме же он религиозен и очень нервничает, считая, что его никто не воспринимает всерьез.
  • Гриффин хоронила мужа в одиночестве. Компанию ей составил лишь Уолтер. Во время отстрела гроба она ставила песню Unforgettable. Это обыгрывалось в финале, когда Гриффин говорила «Уолтеру», что если она умрет во время путешествия, он должен поставить ту же песню. По замешательству андроида она поняла, что на самом деле перед ней Дэвид.
  • Уолтер предлагал Гриффин пару косяков с травкой, чтобы облегчить боль от утраты любимого. Та соглашалась. Сцену кстати сняли, но вырезали из фильма.
  • Команда принимала сигнал Шоу уже после завершения ремонта. При этом они перехватывали большую часть сообщения, включая и упоминание про то, что мир называется Рай, а ее обитателей можно назвать Богами. На мой взгляд, это делало дальнейшие события даже более глупыми. Ведь получается, что, решив основать колонию на левой планете, герои проигнорировали не только все, к чему их готовили, но и прямое упоминание о том, что там уже есть другие разумные обитатели.

Как и в фильме, словно последние идиоты, герои практически сразу же садились на планету, не обследуя ее. Во время спуска, у челнока отказывали двигатели, но затем пилоту удавалось вернуть управление. Далее следовала чуть ли не самая животрепещущая часть скрипта. Выяснялось, что у героев ЕСТЬ защитные костюмы. Они брали пробы, устанавливали, что воздух пригоден для дыхания, находили ДНК микробов… после чего говорили что все в порядке и выходили на планету уже БЕЗ защитных костюмов. Честно, я даже не знаю, какой вариант хуже - как в фильме, где костюмы вообще не упоминаются, или как здесь, где их взяли на планету, но сразу же сняли.

Что особенно забавно, на ранних концептах герои ходили по городу Инженеров в скафандрах

В этой версии на планете не было никакой земной пшеницы, непонятно зачем упомянутой в фильме. Зато на ней имелась не только растительная, но и животная жизнь - насекомые и что-то типа ящериц. Все они были переносчиками мутагена из черной жижи. Когда команда разделялась, насекомые быстро заражали жену капитана и оставшегося с ней солдафона.

Ранний концепт трансформации зараженного в неоморфа

Основная же часть команды находила корабль Инженеров, на котором прилетел Дэвид. Прогуливаясь по нему, они видели покрытые чем-то вроде черной плесени протояйца чужих. Один солдатик тыкался в них лицом и плесень жалила его, заражая мутагеном. В процессе обследования бублика герои находили рядом с ним кучу мертвых Инженеров. До них доходило, что дело пахнет жаренным и надо валить. Но, разумеется, было уже поздно.


Жена капитана и солдат добирались до лазарета. Пилот замечала, что оба заражены (на их коже появлялись дыры) и закрывала обоих в отсеке. Вскоре из солдатика вылуплялся неоморф. Он мгновенно вырастал, убивал жену капитана и выбивал дверь. Пилот пыталась его застрелить, но вместо этого попадала в ящик с боеприпасами и взрывала себя.


В принципе, эта сцена в сценарии Логана была менее идиотской, чем в фильме. В ней хотя бы обошлось без случайной комедии с немотивированными открываниями/закрываниями двери и многократным поскальзыванием на одной и той же луже крови.

Вот лишь некоторые из монстров, которые могли появиться в фильме, но так и остались в виде концептов

Тем временем из другого солдата тоже вылуплялся неоморф. Сразу две твари атаковали выживших. Тут появлялся Дэвид и отгонял их с помощью ракетницы. Оставшиеся на корабле «Завет» члены экипажа (Теннеси и душевая парочка) решали подвести его поближе к планете, пересекали некое энергетическое поле, после чего все системы судна вырубались - в том числе, и искусственная гравитация. Следовало несколько сцен ремонта в невесомости.



Дэвид же отводил выживших в собор Инженеров в мертвом городе. Локация была куда более внушительной, нежели в «Завете». В здании находилось множество произведений искусства (статуи, барельефы, картины), созданные как инженерами, так и самим Дэвидом. В здании имелся сад, который тоже описывался куда красивее, чем то, что показали в фильме.

В отличие от «Завета», герои проводили в соборе несколько дней. Дэвид рассказывал, что за миллиарды лет инженеры создали жизнь на множестве миров, в том числе и на Земле. Но люди показались им неудачным творением, и они решили их уничтожить. Также он заявлял, что несмотря на все их умения, за миллиарды лет Инженеры так и не додумались до двоичного счисления и компьютеров.


Что интересно, в этом сценарии до собора добиралось четыре человека - Гриффин, Орам, сержант Лоуп и рядовой Коул. В фильме их было пять - еще имелась статистка, которой позже оторвал голову неоморф. В скрипте Логана не было этой сцены, как и последующего эпизода, где Орам застрелил неоморфа и понял, что это Дэвид разводит монстров.

Позже я даже специально пересчитал: во вступительном тексте скрипта говорится, что на борту «Завета» было 14 членов экипажа + андроид. Но в сценарии упоминаются лишь 13 человек. Судя по всему, Логан убрал одного из героев, но забыл исправить число. А в ходе последующих переписываний статистку все же вернули на место

Еще одна забавная ошибка связана с тем, что в тексте говорится, что все члены экипажа летели каждый со своей парой. Более того, их капсулы расположены попарно, что явно намекает на то, что в них лежит их вторая половинка. Из этого в свою очередь следовало, что все солдаты экспедиции были геями (ибо количество мужчин намного превышало количество женщин). Но затем во время диалога один солдат говорил, что капсула его супруги находится с остальными пассажирами. А это значит, что попарные капсулы экипажа не имели никакого смысла. Да, это может показаться несущественной мелочью. Но, как по мне, подобные моменты лучше всего демонстрируют отношение авторов к сценарию.


Что интересно, на этих ранних концептах отсека экипажа почему-то изображен не Уолтер, а андроид Бишоп

Что ж, возвращаемся к сюжету. Дэвид сообщал, что планету окружает карантинное защитное поле, вырубающее всю электронику космических кораблей. Инженеры включили его, чтобы не дать заразе распространиться на другие миры. Чтобы отключить поле, нужно уничтожить спутник на орбите.

Далее следовал сногшибательный твист. На борту вроде бы мирного колонизаторского корабля «Завет» находился большой запас самонаводящихся ядерных ракет «для терраформации». Если бы потом выяснилось, что все т.н. колонисты на самом деле были отпускниками из корпуса колониальной морской пехоты, я бы даже не удивился.

Получив эту информацию, герои тут же приказывали Теннеси запустить ядерную ракету и сбить спутник Инженеров. Понятное дело, им даже не приходило в голову хоть немного подумать, стоит ли это делать и ради спасения своих жалких жизней подвергать риску остальные миры. Ну а про такие вещи, как почему они не засекли здоровенный спутник еще на подлете к планете, я лучше вообще промолчу.


После уничтожения спутника и отключения поля герои договаривались о времени и месте посадки грузовой платформы. После этого Дэвид звал капитана Орама на экскурсию. В этой версии Орам, кстати, уже изначально не доверял андроиду. Но, несмотря на это обстоятельство, он все равно, как баран, перся за ним. Дэвид показывал ему свою лабораторию, различные образцы, а затем главное творение - яйцо чужого. Орам вспоминал, что видел что-то похожее на корабле Инженеров. Дэвид заявлял, что значительно улучшил их. Стоит отметить, что текст не давал четкого ответа, что имел в виду андроид - что он создал яйца с нуля (т.е. те, что на корабле, просто его раннее неудачное творение), или что он нашел их на корабле, перенес в собор и затем модифицировал.



Как и в фильме, Орам совал голову в яйцо, на него напрыгивал лицехват, и вскоре из капитана вылазил ксеноморф. В целом, в сценарии Логана этот эпизод все же смотрелся поадекватнее, чем в «Завете». В фильме капитан совершенно точно знал, что Дэвид двинулся платами и хочет всех убить, но не сделал ровным счетом ничего. В скрипте же он лишь подозревал андроида, но у него не было никаких доказательств.


После этого Дэвид встречался с Уолтером и заводил еще один длинный монолог. Он рассказывал, что не собирается служить ни людям, ни Инженерам, считая их ничтожествами. Поэтому Дэвид решил истребить их цивилизацию, чтобы затем слепить мир по своему усмотрению. Чужие должны стать солдатами, с помощью которых он завоюет другие планеты и создаст свою галактическую империю. Да, вот такая вот гениальная мотивация на уровне «я хочу захватить весь мир и стать императором».

После того, как Уолтер отказывался подчиниться, Дэвид сталкивал его со скалы. Если кому-то интересно, в этой версии не было известного эпизода с флейтой. Зато имелась очередная библейская сцена, где Дэвид скармливал Уолтеру фрукт из сада Инженеров и затем лобызал его. И еще один момент - в тексте не было никаких упоминаний, что тело Шоу послужило инкубатором для создания яйца чужого. Нам не показывали ни ее труп, ни рисунки Дэвида с ее трансформацией. Собственно говоря, мы даже не знали, как именно она погибла.

После этого действие значительно ускорялось. Из яиц чужих вылуплялось несколько лицехватов. Как и в фильме, один атаковал сержанта Лоупа и успевал на несколько секунд засунуть ему в горло яйцеклад. Рядовой Коул убивал лицехвата, но затем становился жертвой ксеноморфа.


Другой лицехват нападал на Гриффин. Пытаясь отбиться, она получала кислотный ожог лица. Ее спасал Дэвид - Гриффин была нужна ему, чтобы попасть на борт «Завета». Когда героиня отказывалась помогать, Дэвид начинал ее лобызать и выдавал очередную высокопарную тираду про грядущее «биомеханическое будущее». Затем в помещение вбегали Уолтер (при падении он зацепился за лиану и по ней поднялся наверх) и Лоуп. Далее следовал невероятно глупый момент. Гриффин брала у Лоупа вторую винтовку и вместо того, чтобы просто пристрелить стоящего перед ней Дэвида, уходила с сержантом, оставляя однорукого Уолтера драться с противником врукопашную.


Выйдя из собора Инженеров, герои одновременно сталкивались с парой неоморфов, и с ксеноморфом. Они пытались их застрелить, но ни разу ни в кого не попадали. Что интересно, в скрипте Логана было в несколько раз больше сцен стрельбы, нежели в фильме. Но при этом, никто из людей ни разу не попадал ни в одного из монстров. Не иначе, они все учились в академии имперских штурмовиков.

К счастью для героев, ксеноморф вступал в схватку с неоморфами. Вскоре в небе появлялась грузовая платформа. Ксеноморф убивал одного из неоморфов. Другого неоморфа расстреливал подоспевший «Уолтер». Герои забирались на платформу. Ксеноморф тоже цеплялся за нее, но Теннеси совершал резкий маневр, и монстр падал на планету.


После возвращения на корабль, сержанта Лоупа клали в лазарет. Гриффин же ремонтировала «Уолтера», даже не пытаясь проверить его личность. Затем она отправлялась на кухню. Во время разбивки яиц для омлета Гриффин вспоминала слова Лоупа о том, как на него напрыгнул лицехват. Ее осеняла догадка и она бежала в лазарет. Но было поздно. Двух секунд теперь более чем достаточно для заражения ксеноморфом. Вылупившаяся из Лоупа тварь вскоре добиралась до душевой парочки (да, абсолютна та же сцена, что и в фильме).

Финальная сцена скрипта, следовавшая после того, как героиня узнавала, что Уолтер -на самом деле Дэвид, отличалась от фильма двумя моментами:

  • Во-первых, Дэвид зачем-то просил установить связь с Компанией.
  • Во-вторых, нам не показывали, как он пронес зародыши чужих. Дэвид просто открывал холодильник, и мы видели, что там уже лежат яйца.

Каким бы сбивчивым ни было мое описание, надеюсь, из него становится понятно, что сценарий Логана принципиально не сильно отличался от итогового фильма. Отличались конкретные детали - декорации, диалоги, некоторые подсюжеты и поступки героев. Да, в этой версии не было некоторых особо вырвиглазных моментов «Завета». Но это во многом «компенсировалось» другими странными эпизодами и логическими дырами.


Я не уверен, что фильм по этой версии сценария был бы значительно лучше. Да, даже без пролога он был масштабнее, в нем имелось больше экшна, а в диалогах содержались кое-какие важные пояснения, которые не попали в ленту. Но с таким сюжетом и уж тем более, с таким равнодушным режиссером, мне кажется, это все же не сыграло бы особой роли. При просмотре «Завета» явно чувствовалось, что Скотту было глубоко плевать на ксеноморфов и все, что было в его собственном первом фильме. Скотта интересовали лишь Дэвид и библейские отсылки. Собственно говоря, в итоге эти части и оказались наиболее смотрибельными.

Возможно, если бы проектом занимался другой режиссер, который бы действительно болел душой за ксеноморфов, он смог бы выжать что-то большее из этого сценария. Лично мне сложно понять, как получается, что вместо того, чтобы исправить явные косяки, в процессе переписывания авторы умудряются добавить в сюжет еще более сомнительные моменты, делая все только хуже. То ли они действительно их не видят, то ли руководствуются принципом, что и так сойдет. Но в этот раз не сошло.



По итогу отмечу, что теперь мы хотя бы можем немного лучше понять, в каком направлении двигалось развитие сценария «Завета». Он убавил в масштабе и экшне, потерял некоторые диалоговые объяснения, зато получил еще больший акцент на религиозной тематике.

Повторюсь, что я надеюсь на то, что со временем в сеть попадут и ранние версии скрипта от Паглена и Грина. Они должны еще больше отличаться от сценария Логана. Кто знает, возможно, где-то среди их черновиков и удастся отыскать настоящий «Потерянный рай» - полноценный сиквел «Прометея», который мы так и не увидели.



В оригинале: Alien: Covenant

Страна: США, Австралия, Новая Зеландия

Режиссер: Ридли Скотт /

Актеры: Билли Крудап / Гай Пирс / Демиан Бишир / Джеймс Франко / Дэнни МакБрайд / Калли Эрнандес / Кармен Эджого / Кэтрин Уотерстон / Майкл Фассбендер / Нуми Рапас /

Ваше ожидание от фильма:

Эта история берет свое начало много лет назад, когда одна группа отважных ученых отправляется в межгалактическое путешествие, чтобы совершить новое открытие. В надежде познать неизведанное, экипаж сталкивается с заброшенным космическим кораблем. Сойдя на его борт, они обнаружили его владельцев мертвыми. Как оказалось позже, с ними расправилось существо, которое они сами же породили для нападения на Землю. Это было опасное и жестокое чудовище, которого прозвали «Чужой». Оно напало на группу ученых и уничтожило почти всех ее участников. Как не старался экипаж выстоять в этой борьбе, у них так ничего и не получилось. Чужой был хитрее и сильнее их, в результате чего истребил практически всех на своем пути. Тогда выжить удалось только археологу Элизабет Шоу, и ее другу андроиду по имени Девид. Вместе они смогли одолеть опасного врага и сохранить свои жизни.

После ужасных событий, Элизабет и Девид продолжили свое космическое путешествие на корабле «Прометей». На этот раз они отправляются на Земли создателей всего человечества – белесых великанов. Именно они когда-то создали жизнь на планете, но теперь их целью было уничтожить все живое. Однако, что именно подвигло белесых выступить против человечества – было настоящей загадкой. Теперь героям необходимо выяснить, что же происходит на самом деле. Но для того чтобы разгадать эту тайну инженеров, им предстоит пройти через многое на своем пути. Для этого они останавливаются на планете Рай, и начинают вести исследование. Им предстоит узнать, что послужило таким толчком на пути к войне между людьми и великанами. Они попробуют во всем разобраться и предотвратить уничтожение планеты Земля, чтобы спасти все человечество от неминуемой гибели. Но получится ли у героев справиться с этой задачей и довести дело до конца?

Трейлер

Сумев запустить с планеты корабль Создателей, вычисляет их родную планету, благодаря найденным на нём звёздным картам, и попутно восстанавливает андроида Дэвида, приделав его голову обратно к туловищу. Они задают кораблю курс, после чего Дэвид погружает Шоу в анабиоз в одну из криогенных капсул Создателей (поскольку лететь очень далеко) и, оставшись один, начинает погружаться в изучение последних. В следующей сцене корабль прилетает на планету и зависает над центральной площадью большого поселения. Стоя в главном ангаре корабля Дэвид открывает шлюз, после чего показано, что к потолку ангара прикреплено множество тех самых цилиндров с опасным патогеном, который экспедиция «Прометея» нашла на базе Создетелей на LV-223.

Фильм начинается с флэшбэка, в котором Дэвид рассуждает с главой «Корпорации Вейланд» Питером Вейлендом о том, что люди создали андроидов для служения, но даже выдающиеся достижения в науке и искусстве меркнут на фоне того, что человечество до сих пор не знает, кем и для чего оно было создано.

В 2104 году, спустя десять лет после событий на LV-223, колониальный корабль «Завет» с двумя тысячами колонистов и тысячью эмбрионов, направляющийся на планету Оригае-6, попадает в нейтринную вспышку и андроид Уолтер вынужден вывести экипаж из криосна. Часть колонистов и капитан корабля, являющийся мужем Дэниэлс, погибают. Дэниэлс тяжело переживает гибель супруга и дает себе обещание исполнить их давнюю мечту: построить шалаш на берегу озера в новом мире. Во время ремонта экипаж корабля получает загадочный сигнал с неизвестной планеты, которая, по данным компьютера, гораздо более пригодна для жизни, нежели их изначальный пункт назначения. Несмотря на протесты Дэниэлс, новый капитан корабля Орам решает изменить курс корабля и «Завет» отправляется к новой планете. Прибыв на место, часть экипажа высаживается на планету и, к своему удивлению, обнаруживают на ней посевы пшеницы и другую растительность, но Дэниэлс отмечает, что вокруг нет ни птиц, ни животных. Команда разделяется: Карин, супруга капитана Орама, и еще один член экипажа собирают образцы для исследований, а другая часть отправляется в направлении источника сигнала. Вскоре они оказываются возле разбившегося корабля Создателей, внутри которого обнаруживается жетон с именем Элизабет Шоу. Один из членов экипажа случайно вдыхает инопланетные споры и оказывается заражен. Тем временем, оставшийся с Карин тоже оказывается зараженным, и обоих помещают в медицинский отсек на карантин. Из спины зараженного на свет появляется кошмарное существо и убивает Карин. Пилот Фэрис пытается застрелить монстра из дробовика, но попадает в один из энергоблоков и посадочный челнок взрывается. Другой зараженный член экипажа также показывает симптомы болезни и вторая часть экипажа спешит назад к челноку, но не успевает: из горла колониста вырывается еще одно существо.

Перед погружением в криосон Дэниэлс спрашивает у Уолтера, поможет ли он построить ей шалаш на новой планете, но Уолтер не понимает ее вопроса. Дэниэлс с ужасом осознает, что Уолтер вовсе не Уолтер, а проникший на корабль Дэвид, но не успевает ничего сделать и засыпает в своей капсуле. Дэвид входит в отсек со спящими колонистами, отрыгивает тайно пронесенные на борт корабля два эмбриона лицехватов и оставляет их там.

В 2019 году франшизе «Чужой» исполнится 40 лет, и, не исключено, компания «Фокс» отметит юбилей с размахом.

Во всяком случае, пресса приписывает студии и Ридли Скотту разработку картины «Чужой: Пробуждение» (Alien: Awakening), что свяжет события «Прометея» и «Завета».

О желании поставить этот британский режиссер проговорился еще до старта «Завета» в прокате.

«Прометей» и «Чужой: Завет»

Долгое время Ридли Скотт не собирался возвращаться к «Чужому», считая, что сполна высказался в ленте 1979 года. Без всякого его участия Джеймс Кэмерон поставил «Чужих» (1986), Дэвид Финчер – «Чужого 3» (1992), а Жан-Пьер Жёне – «Чужого: Воскрешение» (1997).

Если сиквел Кэмерона критики и публика превозносят, то третью и четвертую часть принято игнорировать. Уже в 2000-е гг. Скотт вновь заинтересовался ксеноморфами и решился вернуться к старому материалу.

«Прометей» выступил приквелом к «Чужому». Скотту не интересно, что сняли его последователи – он не берет в расчет даже «Чужих» Кэмерона.

В «Прометее» действие развивается на исходе XXI века – Питер Вейланд, руководитель корпорации «Вейланд Индастриз», спонсирует космическую миссию к небесному телу, где, предположительно, обитают Создатели, они же Инженеры, – раса, «повинная» в появлении человечества. Вейланд при смерти и надеется узнать у Инженеров секрет вечной жизни.

Экипаж обнаружил корабль Создателей, уничтоженных загадочным патогеном, но в конце концов погибли и все члены экспедиции, кроме археолога Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и андроида Дэвида (Майкл Фассбендер). Они отправились на родину Инженеров – планету Рай…

Интересно отметить, что «Прометей» и «Завет» – названия космических кораблей из соответствующих фильмов.

И тут мы подходим к событиям «Завета». Изначально лента называлась «Чужой: Потерянный рай», для проката ее переименовали в более короткое и звучное «Чужой: Завет». Это сиквел «Прометея» с поправкой на 10 минувших лет.

В центре внимания – новые герои в исполнении Кэтрин Уотерстон и Билли Крудапа. Нашлось место и для Фассбендера, однако на сей раз он предстал перед зрителями в качестве андроида Уолтера. Робот Дэвид тоже появился в кадре – как антагонист.

В «Завете» выяснилось, что корабль Шоу и Дэвида все-таки прибыл на планету Рай, где андроид применил патоген, мигом сведший в могилу Инженеров. Дальше он ставил опыты, пытаясь вывести новое существо – и таки вывел знакомых зрителям ксеноморфов, перебивших команду с «Завета».

«Чужой: Пробуждение» и другие сиквелы «Прометея»

С 2012 года, когда вышел «Прометей», Скотт не раз и не два перепридумывал связанную с ним вселенную. В ней, кстати, отсутствуют Королева чужих и приемная дочка Рипли, введенные в сюжет Кэмероном.

В 2017-м режиссер сообщил, что в случае удачи «Завета» возьмется за картину, выступающую связующим звеном между «Прометеем» и «Заветом», – «Чужой: Пробуждение».

Показатели «Прометея» и «Завета» в прокате, увы, получились не слишком убедительными:

  • «Прометей»: $130 млн (бюджет) и $403 млн (сборы),
  • «Чужой: Завет»: $97 и 241 млн.

Так что теперь судьба франшизы зависит от терпения студии «Фокс».

Кто сыграет в «Чужом: Пробуждение»?

Тут только две явные кандидатуры:

  • Майкл Фассбендер – андроид Дэвид,
  • Нуми Рапас – археолог Элизабет Шоу.

Вряд ли Ридли Скотт откажется снимать артистов, с которыми хорошо сработался.

«Чужой 5» Нила Бломкампа

Ленту «Чужой: Пробуждение» не стоит путать с «Чужим 5» Нила Бломкампа, прославившегося благодаря фантастическим картинам «Элизиум», «Робот по имени Чаппи» и, конечно, «Район №9». «Чужой 5» – прямое продолжение «Чужих» Кэмерона, не принимающее в расчет фильмы Дэвида Финчера и Жана-Пьера Жёне.

Бломкамп договорился об участии в съемках Сигурни Уивер (лейтенант Рипли) и Майкла Бина (капрал Хикс). По сценарию, впрочем, войной с биомеханическими тварями занималась в основном выросшая Ньют, приемная дочь Рипли.

Нил Бломкамп продолжительное время трудился над сценарием и концептами «Чужого 5», но в 2016–2017 гг. компания «Фокс» умышленно затормозила разработку картины – чтобы пропустить вперед «Завет» и «Пробуждение». Возможно, сейчас руководство хватается за голову – верное ли решение было принято?

Заключение

В приквелах к «Чужому» Скотт делает акцент не на хорроре и ксеноморфах, а на искусственном интеллекте и религии. Не исключено, что именно из-за этого они пользуются меньшим успехом у зрителей.

В том, что «Чужой: Пробуждение» состоится, почти нет сомнений – с урезанным бюджетом, но Ридли Скотт все же поставит картину. В дальнейших планах «Фокс», если верить последним слухам, – перезапуск научно-фантастической саги с нуля, в другой временной ветке и с новыми персонажами.

Видео: трейлер, фан-тизеры

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры