Д кваренги работы. Краткая биография джакомо кваренги

Главная / Бывшие

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио.

Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги как художник решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей. Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом. После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В 1770 Кварнеги получил заказ от монахов-бенедиктинцев, в котором они просили обновить их старую церковь Санта-Сколастика, при условии не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. Кваренги, которому было тогда около двадцати девяти лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву. По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить способности архитектора, и в феврале 1782 году поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения...". Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.

Лучшие дня

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра... по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II. Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург. Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 году он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Официальное признание зодчего санкт-петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в почетные вольные общипки.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов. Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве! Но построить ему помешала смерть. В 1817 году он скончался.

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д’Иманья, входящего в провинцию североитальянского города Бергамо.
Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже «Милосердие». Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию.
Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей.

Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых четырех-пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские и не получил систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре, однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.
Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио «Четыре книги об архитектуре». Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760-х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом «к удовольствию названных господ». После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.
«…Благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой», - писал он.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770-х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.
Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Здесь он надеялся широко использовать свои знания и способности. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву.

По своему служебному положению «архитектора двора её величества» Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить по достоинству выдающиеся способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца, «а равно и фасад, по колику можно поправить».

Архитектору пришлось разрабатывать свои предложения, не ознакомившись воочию с московским зданием и только изучив находившийся в Петербурге старый проект, который был уже в основном осуществлен. В этих условиях для Кваренги оставалась возможность лишь «причесать» по-новому готовую постройку.
Зодчий с честью вышел из этого трудного положения. Он предложил акцентировать центральные части продольных фасадов протяженными колоннадами большого ордера. Антаблемент этого ордера он продолжил по периметру всего дворца и завершил его балюстрадой вдоль края крыши. Лаконичными приемами Кваренги добился подчеркнуто горизонтальной системы архитектурного оформления.

В 1780-е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - «одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения…». Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.
Здание с восьмиколонным портиком ионического ордера и фронтоном, в проекте украшенным статуями, поднято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда ещё не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и сильной пластикой главного фасада, несомненно, рассчитанного на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки «при эрмитаже каменного театра… по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия».
Перед зодчим была поставлена трудна задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию.

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Он писал, что «старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями… Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится… На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам: вопервых, она наиболее удобна в зрительном отношении и, вовторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище. Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей…»

В конце 1780-х годов Кваренги участвовал в небольшом закрытом конкурсе, объявленном графом Н. П. Шереметевым. Дом на Никольской не был построен. Граф решил ограничиться перестройкой своей загородной резиденции в Останкино. Для участия в этой работе он пригласил несколько зодчих, в том числе и Кваренги. Проектирование домашнего театра Шереметева было особенно приятно для Кваренги, потому что он был лично знаком с П. И. Ковалевой-Жемчуговой, ведущей актрисой этой группы, в прошлом крепостной, а затем женой графа Шереметева.

Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.
Невозможность изза местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции заставила Кваренги отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный Побразный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли. Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко - с замкнутыми ансамблями и классицизма - с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.

Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: «Её величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители». Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех её требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.
После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения «ввиду… многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями», поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Разрешение было получено. Там он и жил до конца своих дней.

До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната. Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а ещё год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.
В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и ещё четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги «был совершенно не приспособлен». Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793–1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал.
К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Высокое избрание было осуществлено не без участия его шведских друзей - скульптура Т. Сергеля и архитекторов Ф. М. Пипера и Ф. Блома. Кваренги часто посылал им свои чертежи и рисунки, держа их тем самым в курсе своих работ.

Официальное признание зодчего санктпетербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в «почетные вольные общники».
В первые годы нового века Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно-воспитательного назначения. Одно из них - Екатерининский институт - существует и ныне. Оно выстроено в 1804–1807 годах на набережной Фонтанки. Постройка другого началась в 1806 году, и через два года уже велись отделочные работы. Это - широко известное здание Смольного института.

Участок, где предполагалось разместить здание Екатерининского института, был занят обширным садом, принадлежащим так называемому Итальянскому дворцу. Имея в своем распоряжении большое пространство запущенного сада и ветхий дворец, Кваренги спроектировал обширный замкнутый ансамбль из четырех корпусов, охватывавших квадратный двор, в центре которого разместил круглую купольную церковь, связанную крытыми переходами с двумя боковыми корпусами.

Проект оказался чрезмерно дорогим, и архитектор представил новый вариант в виде одного корпуса, поставленного вдоль набережной. На оси здания в саду Кваренги предусмотрел невысокую купольную ротонду церкви и две одноэтажные бытовые постройки. Затем зодчий сделал ещё один вариант главного фасада, обогащенного за счет фронтонного портика из восьми полуколонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого рустованного этажа. В отличие от предыдущих вариантов в проекте, утвержденном в июне 1804 года, не была предусмотрена церковь.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института. Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.

Здание имеет ясную планировку и простую по композиции, но нарядную по формам архитектуру главного фасада с совершенной колоннадой композитного стиля; она гордо поднята на высокую аркаду портика. Торжественный характер архитектуры Смольного института и решение его в ансамбле с архитектурой соседних строений и берегом Невы позволяют видеть в нем явление высокого классицизма и ставят в ряд лучших произведений этого стиля, возведенных в Петербурге.

В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом. Постройка манежа в 1804–1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. В одном из писем он пишет о своем чересчур горячем характере, от которого он, прежде всего, сам и страдал: «При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какиелибо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю».

В другом письме он писал: «Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении, и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность».

Второй брак Кваренги длился около десяти лет. В 1811 году Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины. Там же летом он вступил в третий брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А. Мацци в биографии зодчего пишет, что «Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами». После женитьбы Кваренги возвратился в Петербург и вскоре «понял, что ошибся и не последовал вовремя советам своих друзей не заключать этого необдуманного брака». Брак со стороны жены был по расчету.

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людей. В том же письме он сетует и на петербургское окружение: «Несмотря на всю доброту е. в. ко мне, все его окружение думает иначе, и зависть приводит к тому, что они мне всюду служат дурную службу и до сих пор я не нашел никого, кто бы решился сообщить е. и. в. о моем состоянии дел… Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей». Пессимизм объяснялся, с одной стороны, тем, что состарившийся зодчий, действительно, все больше уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, а с другой - драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект «Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!
Но построить ему помешала смерть. 2 марта 1817 года он скончался в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище. В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро-Невской Лавры. В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.
Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов».

Рядом с усадьбой Разумовского находился обширный двор, сменивший в XVIII в. нескольких владельцев. В 1730-е гг. это был двор Степана Васильевича Лопухина - двоюродного брата первой жены Петра I - Евдокии Лопухиной. Он женился на Наталье Федоровне Балк, племяннице фаворитов Петра I и Екатерины I В 1743 г. Лопухина была обвинена в заговоре против власти и отправлена в ссылку с мужем и сыном. Все имущество Лопухиных конфисковали.
Двор Лопухиных в 1750 г. императрица пожаловала купцу Штегельману, поставлявшему ко двору иностранные товары. В 1762 г. Генрих Христиан Штегельман именным указом пожалован в «гоф-факторы». Арх. Растрелли в 1750-1753 гг. построил для нового владельца двухэтажное здание с флигелями по сторонам. После смерти Штегельмана некоторое время владелицей была его вдова Анна Кристина, но в 1764 г. усадьбу приобрела казна, и Екатерина II подарила бывший «Штегельманов двор» Григорию Орлову. Вероятно, тогда неизвестный нам арх. перестроил здание в формах раннего классицизма В ноябре 1796 г. именным указом вступивший на престол имп. Павел пожаловал «бывший дом Штегельмана», как его по-прежнему называли, графу Алексею Бобринскому, сыну Екатерины II и Григория Орлова.
Как дворец Разумовского, и этот дом был куплен казной для Воспитательного дома.
Первый известный нам владелец находящегося рядом участка, имеющего ныне №52 по набережной реки Мойки, некийЛеонтий Макушев, в 1734 году продал свой двор морского фло та лейтенанту Федору Григорьевичу Волконскому. Новым владельцем через пять лет стал Яков Федорович Балк, сосед и брат Натальи Федоровны Лопухиной.

В купчей 1739 г. приводятся размеры участка: по берегу р. Мойки 16 саж. 2 1/4 арш., по нынешней Казанской ул. - 16 саж. 1/4 арш. В донесении служителей Балка в 1740 г. сообщается, что владелец желает строить по наличной линии каменное, а по задней регулярное деревянное строение. Обмер участка производи арх. Коробов. Неизвестно, успел ли Балк построить задуманное. У следующего владельца графа Гавриила Ивановича Головкина двор был уже с каменным и деревянным строением и с домом. После этого до конца XVIII в. сменилось несколы обладателей участка.

В 1850-х гг. Фердинанд Августович Битепаж - известный как крупней книготорговец в Петербурге. М. А. Битепаж с 1880-х гг. стал хозяином фабрики музыкальных инструментов - роял и пианино - бывшей фирмы Беккер (в советское время - Красный Октябрь). Фридрих Битепаж и приобрел одну из сам обширных усадеб в центре столицы, которую у него позже купила казна для Воспитательного дома.
Руководство Воспитательным домом и другими благотворительными учреждениями осуществлял Опекунский совет.

В 1804 г. для него было решено построить новое здание. Проект создавал арх. Джакомо Кваренги. Строительство велось в 1808-1810 гг. Было возведено капитальное сооружение с массивными сводами и рядом помещений для размес-тившихся здесь учреждений. Особую известность приобрел «Зал с пеликанами», в котором помещены изображения пеликанов. Пеликан, разрывающий свою грудь, чтобы накормить Своим мясом птенцов, стал эмблемой Воспитательного дома, автором этой эмблемы был Джакомо Кваренги.
Помимо деловых помещений были в здании и квартиры чиновников.
Вскоре здание начали расширять и перестраивать. В 1837-1839 (?) гг. работы по перестройке вел арх. Петр Сергеевич Плавов. Плавов пристроил к зданию Кваренги с южной стороны флигель, увеличив длину фасада вдвое с 50 до 100 м, перепланировал некоторые внутренние помещения, создал новую парадную лестницу. Торжественный вид просторному вестибюлю на первом и втором этажах придают колонны.

В систему предприятий, доход от которых использовала для нужды Воспитательного дома, входил ломбард, находившийся в здании Опекунского совета, как помечено на план Шуберта 1828 г. Здесь же, очевидно, жил статский советник Павел Иванович Енден, бухгалтер при ломбарде.

Задачей Опекунского совета были не только сбор средств и финансирование подведомственных заведений, но и приумножение капиталов. В 1842 г. здесь открылось новое кредитное учреждение - Сберегательная касса. 30 октября (12 ноября) 1841 г. имп. Николай I подписал указ об учреждении сберегательных касс «с целью доставления недостаточным всякого звания людям средств к сбережению верным и выгодным способом». В первый же день в сберегательной кассе побывали 76 вкладчиков. Самым первым стал Николай Антонович Кристофари, сын выходца из Италии. Вопросам кредитного дела он не был чужд. Кристофари начал службу в должности писаря при директоре Экспедиции санкт-петербургской ссудной кассы. В 1854 г. он уже статский советник и кавалер, директор II Отделения Сохранной казны по вкладам, через год - директор канцелярии Санкт-петербургского Опекунского совета с чином действительного статского советника. С середины 1860-х гг. Кристофари занимал должность управляющего карточной фабрикой, как мы знаем, доход от продажи карт был важен для существования Воспитательного дома и связанных с ним благотворительных учреждений. При открытии сберегательной кассы Кристофари внес самый крупный одноразовый вклад - 10 рублей серебром.
Минимальный вклад составлял полтинник. Можно было копить деньги и по мелочи у себя дома. Для этого вкладчику давалась копилка, которую он постепенно наполнял. Ключ от копилки хранился в сберкассе, куда вкладчик приносил наполненную копилку или вызывал к себе сотрудника сберкассы с ключом, копилку вскрывали, деньги пересчитывали и клали на счет клиента.
Такую копилку можно увидеть в ведомственном музее, открытом в 2001 г. к 160-летию Сберегательного банка России. Там представлены старые конторские счета, денежные знаки, сберегательные книжки, образцы старой Гишковской мебели, которую часто украшали фигурами грифонов - символом сохранения богатства.

В дальнейшем главная сберкасса переехала на Садовую ул., 21. А на Казанской, 7, сохранился зал с пеликанами, в котором заседали члены Опекунского совета.
Необходимость дополнительных помещений потребовала перестройки здания. Производились эти работы в 1856-1859 гг. по проекту арх. Таманского Петра Ивановича. Таманский в 1853-1856 гг. состоял архитектором Опекунского совета. Таманский увеличил протяженность здания до 150 м, изменив отделку фасада. При Перестройке были сохранены Зал с пеликанами, парадная Лестница и вестибюль, созданные П. Плавовым. Таманский в Пристроенной им части создал еще одну парадную лестницу.

До 1917 г. в здании размещалась Канцелярия ведомства имп. Марии, главным управляющим Канцелярии в 1910-х гг. был Дмитрий Петрович Голицын,

Перед Октябрем 1917 г. здесь находилось ведомство, которое управляло приютами для сирот, слепых и глухих, богодельнями и др. благотворительными учреждениями - Опекунский совет. После Февральской революции это учреждение стало именоваться Министерством государственоого призрения. Здесь же были сосредоточены картотеки для выплаты пенсий по старостии инвалидности. В октябре 1917 в Смольном было создано Советское правительство, народным комиссаром государственного призрения была назначена А. М. Коллонтай. Но когда Коллонтай пришла на Казанскую ул., швейцар ее даже не пустил, чиновники встретили ее обструкцией. С большими трудностями, завоевав поддержку младших служащих бывшего министерства, Коллонтай наладила работу созданного Народного комиссариата государственного призрения.
В советское время здесь размещалась 221 школа. Школа работала всю блокаду.

В 1920-е гг. в доме №7 еще хранился архив учреждений ведомства императрицы Марии. Тогда же занимал помещения Губернский отдел народного образования. Здесь были кабинет заведующего, канцелярия, финансовая и снабженческая части, медпункт, секции - школьная, детских домов, экскурсионная и Комиссия по улучшению быта учащихся при Лен. Губисполкоме (КУБУЧ).
В 1930-е гг. ГубОНО сменил Институт гражданского воздушного флота.

Помимо здания Опекунского совета на месте бывших садов располагались здания, принадлежавшие до 2002 г. электромеханическому заводу "Заря".

(. С.) (. Канн П.Я. Казанская площадь (туристу о Лениграде). Лениздат. 1988. С. 142-145., Mary)

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  8. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  9. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  10. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  11. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  12. Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

  18. Посохин справедливо может быть причислен к тем мастерам, которые прокладывали пути развития отечественной архитектуры. У него счастливо сложилась творческая жизнь, и большая часть его идей осуществилась. Архитектор имел шестое чувство - он чуял, что грядет завтра, и потому всегда "бил в…

  19. Многословие и измельченность неоготических построек не соответствовали возникшему в конце XIX века стремлению к композиционной целостности и обобщенности архитектурных форм. Это стремление выразилось в широком распространении неороманских построек во многих европейских странах и США. Наиболее крупной фигурой "романского возрождения" был выдающийся…

  20. (ок. 1415 - ок. 1486) Длинна череда архитекторов иноземцев, нашедших вторую родину в нашей стране, вложивших знания, мастерство, силы в развитие российской архитектуры, но Фьораванти был первым. Аристотель, сын Фьораванти ди Ридолфо, родился около 1415 года. Его семья принадлежала к категории…

  21. Браманте открыл краткий период так называемого римского классического искусства. Донато ди Аньоло ди Паскуччо, прозванный Браманте, родился в Монте Асдруальдо, близ Урбино, в 1444 году. Родители его были людьми бедными. Тем не менее в детстве он обучался не только читать и…

  22. Когда говорят, что Микеланджело - гений, не только выражают суждение о его искусстве, но и дают ему историческую оценку. Гений, в представлении людей XVI века, являл собой некую сверхъестественную силу, воздействовавшую на человеческую душу, что в романтическую эпоху будет называться "вдохновение".…

ДЖАКОМО КВАРЕНГИ


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского города Бергамо.

Как писал позднее сам зодчий, он "с детских лет показывал самое искреннее призвание к художествам", однако родители готовили ему другую карьеру. В семье существовал давний обычай: в случае, если родятся три сына, два из них должны принять сан священнослужителя, а так как Джакомо был из трех сыновей вторым, то родители настаивали на соблюдении устоявшейся традиции и рассчитывали на то, что он обязательно облачится в рясу. Начальное образование Джакомо получил в самом значительном и известном в Бергамо коллеже "Милосердие". Отец настоял, чтобы он изучил философию и юриспруденцию. Кваренги вспоминал: ":не могу достаточно выразить отвращение, с которым я предавался таким занятиям. Но не буду отрицать, что в курсе риторики я чувствовал особенную склонность к поэзии и что мне до крайности нравились три изящнейших латинских поэта - Катулл, Тибулл и более всех Вергилий, из которых я перевел в итальянских стихах несколько произведений: но наклонность, сильно влекшая меня к художествам, не позволявшая, чтобы я стал ни поэтом, ни философом, ни духовным лицом, была причиною того, что я извлек мало или совсем не извлек плодов из таких упражнений".

Видя увлеченность сына изобразительным искусством, отец Кваренги решил предоставить сыну возможность учиться рисованию у лучших художников города Бергамо - Паоло Бономини и Джованни Раджи. Однако Кваренги был недоволен их руководством, считая их манеру устаревшей.

В это время юноша попал под влияние нежелательной, по мнению отца, компании. Стремясь изолировать сына от дурных друзей, родители стали оказывать на него сильное давление, добиваясь даже того, чтобы он удалился в монастырь Сан Кассино.

Но, в конце концов, сдался отец. Он согласился с настойчивым желанием сына. Кваренги уехал в Рим. Там в течение первых четырех пяти лет он неоднократно менял творческие мастерские и не получил систематических знаний ни по живописи, ни по архитектуре, однако, как можно понять из его слов, архитектурные мастерские были удобным местом для рисования. Именно рисунок являлся той главной областью его творчества, которую Кваренги непрестанно развивал.

Полный сомнений относительно правильности методов изучения архитектурного искусства, преподносимых его римскими учителями, Кваренги натолкнулся однажды на знаменитый трактат архитектора Андреа Палладио "Четыре книги об архитектуре". Он нашел близкую и созвучную его мировоззрению методику творчества и раскрытие тектоники зодчества.

В конце 1760 х годов от ирландского скульптора Кристофера Юкстона, совершенствовавшегося в Риме, Джакомо получил заказ на проекты двух особняков "для английских господ" и выполнил поручение с успехом "к удовольствию названных господ". После этого он разработал проекты каминов, а также таких утилитарных зданий, как склады, тоже для англичан. Вскоре Кваренги получил признание и у итальянских заказчиков.

В письме к Маркези Кваренги писал: "Более значительным по сравнению с проектом для Англии было задание, которое я получил в 1770 году от монахов бенедиктинцев и в котором они просили обновить их старую церковь Санта Сколастика.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Я должен буду преодолеть большие трудности, прежде чем прийти к какому либо решению, поскольку мне было поставлено условие не трогать ни одного камня прежней постройки, хотя во всей церкви не было ни одной части, которая соответствовала бы другой. После тщательного изучения постройки и большого количества потраченных усилий я, наконец, составил проект новой церкви внутри старой".

Кваренги, которому было тогда около двадцати девяти лет, должен был решить поистине одну из самых трудных в архитектуре задач, связанную с реконструкцией существовавшего средневекового здания. И он ее выполнил умело. Первый камень был заложен 3 мая 1770 года, а закончилась стройка осенью 1773 года.

Кваренги был удовлетворен своим первым осуществленным замыслом. ":Благодаря усидчивому изучению и труду я справился с делом и построил по плану новую церковь внутри старой", - писал он. По мнению итальянского историографа Джованни Петрини, "интерьер церкви Св. Сколастики является одним из первых и самых ценных примеров неоклассицизма: богатого мотивами художественного и исторического значения: единственным в Лациуме".

Бракосочетание Джакомо Кваренги и Марии Фортуна Маццолени состоялось в Бергамо в церкви Санта Агата дель Кармино 31 июля 1775 года. Спустя короткое время супруги приехали в Рим. В следующем году у них родилась дочь, названная по католической традиции несколькими именами - Теодолинда Камилла Джельтруда Луиджи.

Достаточно длинный перечень архитектурных работ Кваренги говорит о его признании как архитектора заказчиками - соотечественниками и иноземцами. Он работал и для Рима, и для Бергамо, его проекты были отправлены в Англию, Швецию; в конце 1770 х годов он был вхож в круги римской знати. Возможность путешествовать обеспечивалась достаточным его благосостоянием, которое после женитьбы было упрочено. И сам Кваренги, и его жена были представителями влиятельных на севере Италии и обеспеченных семейств.

Когда ему предложили поступить на службу в Россию, Кваренги согласился почти сразу. Здесь он надеялся широко использовать свои знания и способности. В январе 1780 года зодчий приехал в Москву.

По своему служебному положению "архитектора двора ее величества" Кваренги был обязан исполнять в первую очередь заказы Екатерины II. Первой работой зодчего в Москве была перестройка императорского, так называемого Екатерининского дворца на Яузе. К этому времени Екатерина II уже успела оценить по достоинству выдающиеся способности архитектора, и в феврале 1782 года поручила ему разработку проекта всего внутреннего убранства московского дворца, "а равно и фасад, по колику можно поправить".

Архитектору пришлось разрабатывать свои предложения, не ознакомившись воочию с московским зданием и только изучив находившийся в Петербурге старый проект, который был уже в основном осуществлен. В этих условиях для Кваренги оставалась возможность лишь "причесать" по новому готовую постройку.

Зодчий с честью вышел из этого трудного положения. Он предложил акцентировать центральные части продольных фасадов протяженными колоннадами большого ордера. Антаблемент этого ордера он продолжил по периметру всего дворца и завершил его балюстрадой вдоль края крыши. Лаконичными приемами Кваренги добился подчеркнуто горизонтальной системы архитектурного оформления.

В 1780 е годы Кваренги работал не покладая рук. Сам зодчий сообщал Маркези, что построил к 1785 году уже пять церквей - "одна в Славянке, одна в Пулкове, одна в Федоровском посаде, одна на Софийском кладбище для погребения:".


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Пятой церковью Кваренги считал мавзолей Ланского.

Одним из самых значительных сооружений Кваренги является простое, но величественное здание Академии наук на набережной Невы. Его строительство было вызвано отсутствием резиденции, приличествующей престижу учреждения, олицетворявшего русскую науку и культуру. Работы начались в 1783 году.

Здание с восьмиколонным портиком ионического ордера и фронтоном, в проекте украшенным статуями, поднято на цокольный этаж. Оно было поставлено на самой кромке невского, тогда еще не обработанного берега реки, что и заставило архитектора наружную парадную лестницу развернуть по фронту на два схода. Этот храм науки поражает и ныне ясностью образа и сильной пластикой главного фасада, несомненно, рассчитанного на восприятие с другого берега реки от Сенатской площади.

В связи с перепланировками Зимнего дворца театр с ярусами лож, оказавшийся в окружении дворцовых покоев, стал неудобным, и 3 сентября 1783 года появился указ о начале постройки "при эрмитаже каменного театра: по планам и под надзиранием архитектора Гваренгия".

Перед зодчим была поставлена трудна задача - разместить театр в очень стесненном месте - во дворе Малого Эрмитажа, над конюшенным корпусом. Это обстоятельство предопределяло относительно небольшие размеры сооружения и, быть может, его конфигурацию.

В 1787 году в Петербурге появилось роскошное издание с гравированными чертежами только что выстроенного Эрмитажного театра и с описанием на французском языке, выполненным самим Кваренги. Он писал, что "старался дать театру античный вид, согласуя его в то же время с современными требованиями: Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится: На полукруглой форме театра я остановился по двум причинам: во первых, она наиболее удобна в зрительном отношении и, во вторых, каждый из зрителей со своего места может видеть всех окружающих, что при полном зале дает очень приятное зрелище. Я старался дать архитектуре театра благородный и строгий характер. Поэтому я воспользовался наиболее подходящими друг к другу и к идее здания украшениями. Колонны и стены сделаны из фальшивого мрамора. Вместо завитков я поместил в коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных античных капителей:"

В конце 1780 х годов Кваренги участвовал в небольшом закрытом конкурсе, объявленном графом Н.П. Шереметевым. Дом на Никольской не был построен. Граф решил ограничиться перестройкой своей загородной резиденции в Останкино. Для участия в этой работе он пригласил несколько зодчих, в том числе и Кваренги. Проектирование домашнего театра Шереметева было особенно приятно для Кваренги, потому что он был лично знаком с П.И. Ковалевой Жемчуговой, ведущей актрисой этой группы, в прошлом крепостной, а затем женой графа Шереметева.

Процесс проектирования знаменитого Александровского дворца и поисков его окончательного решения занял у Кваренги всего лишь один год, так как уже 5 августа 1792 года были начаты торги на постройку.

Невозможность из за местности, отведенной для дворца, получить необходимый фронт для раскрытой композиции заставила Кваренги отказаться от создания широкого пространственного ансамбля. Служебный кухонный П образный корпус он разместил асимметрично, ближе к улице со стороны бокового фасада, вне композиционной связи с дворцом.

Александровский дворец - свободно стоящее в парке открытое сооружение, композиционно единое с регулярной частью Нового сада, - предстал как антитеза замкнутому ансамблю Екатерининского дворца Растрелли.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Ансамбли Екатерининского и Александровского дворцов стали ярким воплощением двух архитектурных мировоззрений: барокко - с замкнутыми ансамблями и классицизма - с открытыми ансамблями, формирующими окружающее пространство.

Как писал сам Кваренги, в его творчество часто вмешивалась Екатерина II: "Ее величество иногда берет на себя труд набрасывать мне свои замыслы и собственноручные эскизы и желает при этом, чтобы я имел полную свободу и возможность привлекать к работе всех тех художников, которые мне нужны как исполнители". Такое вмешательство ставило зодчего порой в затруднительное положение, однако его непререкаемый авторитет, завоеванный им у императрицы трудолюбием и блестящим воплощением всех ее требований и собственных замыслов, позволял ему обходить острые углы и вводить в правильные архитектурные рамки все даваемые ему предначертания. Кваренги сумел сохранить высокий авторитет и у преемника царицы Павла I, а затем и у императора Александра I, чему немало способствовало успешное завершение нового дворца в Царском Селе.

После окончания строительства Эрмитажного театра зодчий просил разрешения "ввиду: многочисленной семьи и бед, вызванных болезнями", поселиться в одном из помещений этого здания, обращенном окнами на Неву. Разрешение было получено. Там он и жил до конца своих дней.

До 1793 года спутницей жизни Кваренги оставалась Мария Фортуната. Их первенец - дочь Теодолинда оставалась в Италии и воспитывалась в одном из миланских монастырей. Из детей, родившихся в Петербурге, две девочки умерли во время эпидемии 1788 года. В следующем году родился сын Федерико, а еще год спустя - Джулио, который, как и отец, стал архитектором и сыграл важную роль в популяризации его произведений.

В 1793 году в семье Кваренги произошла трагедия: во время родов скончалась его жена, оставив на руках беспомощного отца новорожденную девочку и еще четырех малолетних детей. К уходу за ними, по его словам, Кваренги "был совершенно не приспособлен". Соболезнования друзей, знакомых, сотоварищей по работе и даже самой императрицы мало облегчали участь овдовевшего Кваренги. Он решил вместе с детьми поехать в Бергамо, чтобы быть ближе к родным и семье Маццолени. Зимой 1793-1794 годов зодчий покинул Петербург.

Осенью 1796 года Кваренги вернулся. Он вступил во второй брак с Анной Катериной Конради. Анна Конради была лютеранкой, и потому к этому браку родственники в Италии отнеслись отрицательно. Кваренги с новой женой в Италию так и не поехал.

К тому времени известность Кваренги как выдающегося архитектора двора Екатерины II вышла за пределы России. Это выразилось в том, что 26 января 1796 года он был избран членом шведской Королевской академии искусств. Высокое избрание было осуществлено не без участия его шведских друзей - скульптура Т. Сергеля и архитекторов Ф.М. Пипера и Ф. Блома. Кваренги часто посылал им свои чертежи и рисунки, держа их тем самым в курсе своих работ.

Официальное признание зодчего санкт петербургской Академией художеств, как ни странно, произошло значительно позднее. Только 1 сентября 1805 года на чрезвычайном собрании академии Кваренги был избран в "почетные вольные общники".

В первые годы нового века Кваренги проектировал и строил почти одновременно два значительных здания учебно воспитательного назначения. Одно из них - Екатерининский институт - существует и ныне. Оно выстроено в 1804-1807 годах на набережной Фонтанки. Постройка другого началась в 1806 году, и через два года уже велись отделочные работы.


«ДЖАКОМО КВАРЕНГИ»

Это - широко известное здание Смольного института.

Участок, где предполагалось разместить здание Екатерининского института, был занят обширным садом, принадлежащим так называемому Итальянскому дворцу. Имея в своем распоряжении большое пространство запущенного сада и ветхий дворец, Кваренги спроектировал обширный замкнутый ансамбль из четырех корпусов, охватывавших квадратный двор, в центре которого разместил круглую купольную церковь, связанную крытыми переходами с двумя боковыми корпусами.

Проект оказался чрезмерно дорогим, и архитектор представил новый вариант в виде одного корпуса, поставленного вдоль набережной. На оси здания в саду Кваренги предусмотрел невысокую купольную ротонду церкви и две одноэтажные бытовые постройки. Затем зодчий сделал еще один вариант главного фасада, обогащенного за счет фронтонного портика из восьми полуколонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого рустованного этажа. В отличие от предыдущих вариантов в проекте, утвержденном в июне 1804 года, не была предусмотрена церковь.

Проект здания Смольного института Кваренги разрабатывал в конце 1805 - начале 1806 года, а в мае этого года уже состоялась торжественная закладка. Понимая необходимость войти своим зданием в ансамбль со Смольным монастырем Растрелли и Александровским институтом Фельтена, расположенным по другую сторону монастыря, Кваренги сделал достаточно точный чертеж существующих строений, и в их ансамбль гармонично ввел запроектированное здание института. Главным фасадом Смольный развернут на запад - в ту же сторону, куда были обращены и вход в монастырь, и главный фасад Александровского института.

Здание имеет ясную планировку и простую по композиции, но нарядную по формам архитектуру главного фасада с совершенной колоннадой композитного стиля; она гордо поднята на высокую аркаду портика. Торжественный характер архитектуры Смольного института и решение его в ансамбле с архитектурой соседних строений и берегом Невы позволяют видеть в нем явление высокого классицизма и ставят в ряд лучших произведений этого стиля, возведенных в Петербурге.

В те же годы Кваренги создал великолепное монументальное здание Конногвардейского манежа на ответственнейшем месте в центре Петербурга. Здание включалось в комплекс казарм конногвардейского полка и торцевым фасадом с глубоким портиком замкнуло далекую перспективу на запад от формирующейся площади перед Зимним дворцом. Постройка манежа в 1804-1807 годах явилась важным звеном в коренном преобразовании центра столицы.

Известно, что Кваренги был человеком честным, доброжелательным и отзывчивым. В одном из писем он пишет о своем чересчур горячем характере, от которого он, прежде всего, сам и страдал: "При всей своей вспыльчивости я отходчив и не могу обидеть даже мухи. И если представляется возможность обеспечить какие либо выгоды тем, кто работает со мною, я этого никогда не упускаю".

В другом письме он писал: "Здесь достаточно много людей, которые находились в тяжелом положении, и вытащенных мною из крайней нищеты. Но эти же самые люди готовы разорвать меня на части и представить меня таким, каким я не являюсь. Но я не очень обращаю внимание на выходки этих людей. Наоборот, я мщу им только тем, что делаю добро, когда мне представляется возможность".

Второй брак Кваренги длился около десяти лет. В 1811 году Кваренги снова приехал на короткий срок в Италию, чтобы уладить дела с недвижимым имуществом и присутствовать на бракосочетании любимой дочери Катины.

Там же летом он вступил в третий брак с Марией Лаурой Бьянкой Соттокаса. Ему тогда было шестьдесят семь лет. А. Мацци в биографии зодчего пишет, что "Соттокаса вышла замуж не за красивую внешность Кваренги. Можно думать, что она решилась на этот шаг, надеясь жить в том же дворце, где жила царская семья самого большого государства в Европе, и пользоваться теми же самыми благами". После женитьбы Кваренги возвратился в Петербург и вскоре "понял, что ошибся и не последовал вовремя советам своих друзей не заключать этого необдуманного брака". Брак со стороны жены был по расчету.

Много огорчений причинили Кваренги и его дети. В 1812 году он писал дружески расположенному к нему шведскому посланнику в России Стедингу: "Мое путешествие в Италию было для меня фатальным не только из за полного крушения всех моих дел, но в особенности из за дурного поведения детей моих, которые продали и рассеяли всю коллекцию моих старинных рисунков, а также книг, а Катина, которая подавала такие надежды и так была хорошо воспитана, тоже ничего не сделала и вышла замуж, будучи весьма осведомленной. Слишком преувеличенная моя деликатность и романтичность были причиной моей привязанности и моего выбора, который она не заслуживала".

Кваренги стал утрачивать веру даже в близких людей. В том же письме он сетует и на петербургское окружение: "Несмотря на всю доброту е. в. ко мне, все его окружение думает иначе, и зависть приводит к тому, что они мне всюду служат дурную службу и до сих пор я не нашел никого, кто бы решился сообщить е. и. в. о моем состоянии дел: Надо быть готовым ко всяким неприятностям со стороны всяких возвысившихся людей". Пессимизм объяснялся, с одной стороны, тем, что состарившийся зодчий, действительно, все больше уступал место в творческой жизни столицы архитекторам нового поколения, а с другой - драматическими событиями, происшедшими в Италии и коснувшимися его лично.

Когда в 1812 году велась подготовка к походу Наполеона на Россию, итальянский король приказал всем итальянцам вернуться в Италию. Кваренги решительно отказался. За это он был приговорен королем к смертной казни и конфискации всего имущества. Италии как родины у него не стало. Новая родина - Россия - приняла его в число своих славных сынов.

Зато с каким юношеским подъемом, с каким талантом престарелый Кваренги поставил Триумфальные Нарвские ворота для победной русской армии, возвращавшейся в 1814 году из Франции! С каким воодушевлением и мастерством он составил проект "Храма в память 1812 г." для постройки в Москве!

Но построить ему помешала смерть. 2 марта 1817 года он скончался в Санкт Петербурге и был похоронен на Волковом кладбище. В 1967 году останки перезахоронены в некрополе XVIII века Александро Невской Лавры. В том же году в его честь был установлен памятник перед зданием Ассигнационного банка.

Важную часть наследия Кваренги составили тонированные акварелью рисунки с видами Москвы и Петербурга, а также проекты мебели и утвари.

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Классический стиль Ляличской усадьбы определили два её главных строения: Зимний дворец и церковь Св. Екатерины, созданные по проекту итальянского архитектора Джакомо Антонио Доменико Кваренги (Giacomo Antonio Domenico Quarenghi). Будущий архитектор родился 20 сентября 1744 года в провинции североитальянского города Бергамо в маленьком селении Рота-Фуори.В юном возрасте Джакомо увлекался изобразительным искусством, но со временем на смену урокам живописи приходит изучение зодчества.

А. Палладио (1508-1580гг.)
Большое влияние на формирование творческой манеры Кваренги оказало знакомство с книгой Андреа Палладио (1508–1580 гг.) «Четыре книги об архитектуре». «Красота возникает из грациозной формы и соотношения различных частей между собой и общего к частному, потому что здания, подобно красивому человеческому телу, не должны иметь ничего лишнего и все в них должно быть пропорционально и уместно», – писал Палладио. Кваренги был очарован философией античной архитектуры, которую брал за основу средневековый архитектор. «Научиться обходиться без неуместных вольностей, варварских вычур и чрезмерных затрат…» – вещал со страниц своей книги Палладио.


Palladio Villa Trissino (Meledo di Sarego)
Подобно Палладио, Кваренги взял за эталон античное зодчество. Он учился у классиков, зарисовывая античные памятники, делая их тщательный обмер, а затем воспроизводил всё в чертежах. Точные зарисовки и вариации на римские темы принесли Кваренги славу в художественных кругах Рима и среди иностранцев.
КВАРЕНГИ-АРХИТЕКТОР
В конце 1760-х гг. Кваренги получил свой первый заказ на проекты двух особняков «для английских господ» и выполнил поручение с успехом. После ещё нескольких работ для англичан к Кваренги стали обращаться и соотечественники. Одним из объектов был храм Св. Схоластики близ Рима. Реставрация была успешно осуществлена и получила высокую оценку у специалистов.


Церковь Санта-Схоластика в бенедиктинском монастыре
Жажда знаний и самосовершенствования подвигла Кваренги на ряд путешествий по Италии с целью «изучить все лучшее, что находится в ее главных городах». Все увиденные сооружения римских и греческих мастеров Кваренги скрупулезно зарисовывал.
В 1770-е годы расширилась география его путешествий: Франция, Австрия, Монако... Плодом этих поездок стали знакомства с коллегами и многочисленные копии с их проектов. Таким образом Кваренги оттачивал графические навыки и расширял профессиональный кругозор.
А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ…
Екатерина II, продолжая дело Петра Великого, застраивала столицу. Императрица, как и многие ценители искусства того времени, оказалась под обаянием красоты и величия античности. В связи с этим она озадачила своего корреспондента Ф.М. Гримма: «Я хотела двух итальянцев, ибо у нас есть французы, которые слишком много знают и строят дрянные дома, негодные ни внутри, ни снаружи…». Гримм, хорошо изучив контингент римских архитекторов, остановил свой выбор на молодом и очень одаренном архитекторе и художнике Кваренги, увлеченность которого античностью в палладианской* ее интерпретации, несомненно, должна была понравиться Екатерине II.
Кваренги легко дал своё согласие, так как приглашение в Россию было шансом получить творческую независимость и следовать выбранному направлению по стопам великого Палладио.
1 сентября 1779 года Джакомо Кваренги подписал контракт на три года и получил статус придворного архитектора. Ему полагались высокое жалованье – 2360 рублей в год и бесплатная квартира.
ПРИДВОРНЫЙ АРХИТЕКТОР


Первые три года в Петербурге Д.Кваренги снимал «во втором этаже 4 покоя, одну кухню и для кареты место» в новостроенном угловом доме Н.И.Чичерина на Невском проспекте.
Объём работ, который выполнил Кваренги с самого начала пребывания его в России, был поистине огромным. Уже в 1783 году он пишет другу: «У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать Вам, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».
Гримм не ошибся в своём выборе – Кваренги обладал необходимой гибкостью и вкусом. «Мой первый принцип, – писал Джакомо, – заключается в том, что чувство здравого разума не должно подчиняться определённым правилам и примерам, что рабское следование теориям и высказываниям великих мастеров без изучения их произведений,без учёта местности, условий и обычаев приведёт лишь к созданию посредственных вещей. Человек, который мыслит и наделён талантом, должен подняться над педантизмом…». Чтобы учесть новые «местность, условия и обычаи», следовало тщательно их изучить. Самым привычным способом изучения объектов была зарисовка. Наследие Кваренги включает в себя сотни и сотни рисунков, значительная часть которых изображает виды российских столиц.


Дворец в Павловске.Рисунок Д.Кваренги
КЛАССИЦИЗМ
Во второй половине ХVIII века архитектура Петербурга представляла собой сплав исконно русских традиций и веяний европейской моды, в том числе вычурного барокко. Но бурная эпоха диктовала свои законы, и прежние излишества оказались невостребованными. Поиски более экономичной и функциональной архитектуры заставили обратиться к классицизму**.
Вообще зарождение этого стиля в России началось ещё при Петре I. Очень большую роль в распространении принципов классицизма в русском зодчестве играла Академия художеств, чьи профессора были сторонниками данного направления. Таким образом, у Джакомо Кваренги в России оказалось много единомышленников. Итальянский зодчий изучал всё, что было создано в столицах до него, и активно сотрудничал с современниками.
Большое влияние на мировоззрение Кваренги оказал архитектор Н.А. Львов. Этих зодчих объединяла верность идеалам палладианства, что способствовало их продуктивному сотворчеству. Примером такого альянса может служить усадьба в Ляличах, где Н.А. Львов спроектировал летний домик, который настолько идеально вписался в композицию усадебного ансамбля, словно принадлежал руке того же мастера.
Сходились взгляды архитекторов и на устройство усадебных участков. Они умело разбивали модные в то время английские парки и пейзажные сады. Суть их устройства была в естественности форм и единстве с архитектурой поместья.
При Екатерине II вошло в обычай устраивать купальные места в парках поместий. Искусство подобных сооружений освоил и Кваренги. Термы, русские бани, бассейны, парильни, холодные ванны, турецкие бани – Кваренги виртуозно создавал всё новые проекты. Усадьба в Ляличах не отставала от столичной моды и радовала видом искусно выполненных и отделанных купален.
Что касается зданий, то Кваренги не только создавал проекты, но и успевал контролировать строительные работы. Он вникал во все тонкости возведения домов от чертежа до внутренней отделки и вскоре овладел строительной техникой и искусством оформления интерьеров. Кроме того, Кваренги обладал незаурядными художественными способностями. В самых ответственных заказах он выступал декоратором. Пол, плафоны, живопись и лепка на стенах и даже эскизы мебели – всё мастер продумывал сам и воплощал в окончательном чертеже. Для выполнения своих проектов Кваренги задействовал как местных, так и зарубежных мастеров.
Столь феноменальная продуктивность и талант Кваренги привлекали к нему всё новых и новых клиентов. Сначала заказы поступали от императрицы, а потом и от государственных деятелей, вельмож, помещиков и купцов. Уже в 1785 году Екатерина выражала свой восторг новым архитектором: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его постройками, он строит банк, биржу, множество складов, лавок, частных домов, и его постройки так хороши, что лучше и быть не может».
Немудрено, что слава Кваренги росла и выходила за пределы России. 26 января 1796 года он был избран членом Шведской королевской академии искусств. Санкт-Петербургская Академия художеств приняла Джакомо в свои ряды чуть позже, 1 сентября 1805 года.
Авторитет и почёт, завоёванный при Екатерине II, Кваренги не уронил и при её наследниках. Императоры Павел I и Александр I отмечали архитектора своим вниманием и поручали ему важные заказы. За свои заслуги архитектор был награждён орденом Св. Владимира I степени (в 1814 году), а также ему было даровано потомственное российское дворянство.
Умер зодчий от простуды на 73-м году жизни 18 февраля 1817 года. Он был похоронен в Петербурге на Волковском лютеранском кладбище. В 1967 году, когда отмечали 150-летие со дня смерти Кваренги, останки архитектора были перенесены в музейный Некрополь ХVIII века Александро-Невской лавры. В этом же году был установлен памятник-бюст великому зодчему перед фасадом одного из его творений – здания Ассигнационного банка.
Сохранившиеся чертежи и гравюры Кваренги являют собой проекты самых разных сооружений. Что-то не было реализовано, что-то не сохранилось до наших дней. Но есть здания, без которых невозможно представить современный Петербург или Москву. В Москве это Екатерининский дворец (ныне кадетский корпус), старый Гостиный двор, Слободской дворец (сейчас МГТУ им. Баумана); для Н.П. Шереметева Кваренги строил особняк в Останкино и Странноприимный дом, известный сейчас как институт им. Н.В. Склифасовского.
Больше всего построек авторства Кваренги сохранилось в Петербурге. Самые известные из них: Смольный и Екатерининский институты, Эрмитажный театр, Академия наук и др. А так же здание Ассигнационного банка, чертежи которого легли в основу проекта Зимнего дворца в Ляличах.


Здание Ассигнационного банка. Арх. Д.Кваренги
И. Грабарь сказал об архитекторе: «Кваренги вернул архитектуру снова на ту большую дорогу, которая ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается. Не оставив школы архитекторов, непосредственно ведущих начало от него и продолжавших его дело, он оставил столь гигантское наследство, что в распыленном виде, своими дробными и почти неуловимыми частицами, оно вошло в плоть и кровь лучших мастеров ближайшей эпохи».
Пройдя по этой дороге «от Греции через Рим…», мы попадём в … Ляличи, чьи постройки выполнены по подобию античных сооружений. Эдакий привет из Древнего Рима, который пронёс для нас через время и расстояние итальянский архитектор Джакомо Кваренги.


Зимний дворец в Ляличах. Графическая реконструкция В.Городкова


Летний домик в Ляличах. Фото 1910 г.
___________________
*В основе палладианства лежит строгое следование симметрии, учёт перспективы и заимствование принципов классической храмовой архитектуры Древнего Рима и Греции.
**Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве ХVII – начала ХIХ века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как идеальному эстетическому эталону.
(Из книги Г.А.Пикиной «Ляличи. Усадьба Завадовского»)

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры