"действующие лица" ток-шоу.

Главная / Бывшие

Евгений АКИМОВ

«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
16.03.2005 - 14.00
Ведущая — Марина БАГДАСАРЯН

М. БАГДАСАРЯН - Наш гость сегодня Евгений Акимов. 18-го марта на сцене Московского Международного Дома Музыки у Евгения Акимова сольный концерт, и в преддверии этого концерта мы встречаемся здесь, в студии на Радио «Культура» для того, чтобы говорить о музыки, о любимых партиях, о прошлом, и о настоящем. Давайте немножко из прошлого. Я была так приятно удивлена, так порадована тем обстоятельством, что ваша творческая жизнь начиналась в театре «Зазеркалье» у Александра Петрова и Павла Бубенникова, потому что, если вы согласны, Женя, это удивительный театр.

Е. АКИМОВ - Да, потрясающий театр, это моя школа жизни, если можно так сказать. До театра «Зазеркалье» я нигде не работал, и этот коллектив стал для меня отправной точкой всей моей карьеры, и все, что я на сегодняшний день умею, закладывалось именно там Петровым и Бубенниковым. Два потрясающих человека, которые в меня вложили частичку себя, и с этого началась моя карьера.

М. БАГДАСАРЯН - Почему вы начали петь? Как это случилось? Вернее, когда, не почему, а когда?

Е. АКИМОВ - Знаете, я пою с детства, если честно...

М. БАГДАСАРЯН - С какого возраста?

Е. АКИМОВ - Себя я помню с трех лет, а первая запись, которая, кстати, существует до сих пор у моего дяди - в 6 лет, я пою «Пусть бегут неуклюже..»┘ Я всегда любил петь, мне всегда это нравилось, и всегда нравилось петь для кого-то, ни просто для себя, нравилось, когда люди меня слушают, и это было именно с детства, я это прекрасно помню..

М. БАГДАСАРЯН - То есть: «Выступает... Женя Акимов!»

Е. АКИМОВ - Да, мне это безумно нравилось в детстве... И когда мой дядя┘ у нас не такая большая разница в возрасте - ну, когда мне было 6, ему было где то лет 18, наверное, 19┘ они собирались большой шумной кампанией┘ мне всегда было с ними интересно, я к ним все время лез, а они мне все время, говорили: «Иди, не мешай, не мешай»┘ А я: «Давайте я вам что-нибудь спою?». И вот я становился и пел.

М. БАГДАСАРЯН - А потом была музыкальная школа?

Е. АКИМОВ - Нет, ничего не было┘

М. БАГДАСАРЯН - Нет?

Е. АКИМОВ - Ничего не было. Я был такой разгильдяй, что как-то даже не думал об этом. Не знаю почему. Хотя сейчас, я думаю, что может быть и, слава Богу, что я ни отдал жизнь с детства, потому что может быть я других бы высот бы достиг, а может и не достиг бы ничего, может мне уже надоело к моим сегодняшним годам этим заниматься. Может я никогда бы и не стал певцом┘ И может быть это и хорошо. С другой стороны, конечно, я всегда испытывал чувство такой недоученности. Мне там чего-то не хватало, сям не хватало, каких-то... практики какой-то┘ Но учиться никогда не поздно. Я до сих пор учусь и стараюсь, как можно больше, больше, больше этому уделять времени. Именно учебе, потому что в пении нет возрастного ценза, нет конкретной точки сказать - вот 40 лет, или 50, - все, я все умею, я все могу!

М. БАГДАСАРЯН - Как вы поддерживаете свежесть голоса?

Е. АКИМОВ - Вы знаете... Не надо орать, кричать, нервничать. Нормальный, спокойный образ жизни. Это не получается, но это надо, надо себя заставлять это делать, потому что спокойствие голосового аппарата это.. ну, это твой хлеб, твоя работа, и не лелеять голос нельзя. Стараюсь меньше употреблять спиртных напитков, потому что после спиртных напитков петь просто категорически запрещается, а мне вот нравится - я выпью и пою, это все глупо и абсолютно не нужно. Стараюсь меньше пить холодного в холодное время года, летом люблю очень, и мороженое люблю, но в зимнее время стараюсь меньше┘ Но никогда не кутаюсь, не устраиваю себе на голову какие-то шапки немыслимые, или какие то шарфы. Надо здраво к этому относиться, а ни с фанатизмом с каким то.

М. БАГДАСАРЯН - Нам письмо, Женя. «У кого учился Евгений Акимов?» - спрашивает Элеонора.

Е. АКИМОВ - Я учился в Санкт-Петербуржской Консерватории в классе профессора Льва Николаевича Морозова.

М. БАГДАСАРЯН - Вы туда попали уже из театра «Зазеркалье»?

Е. АКИМОВ - Нет, до театра. Это был 89-й год, после армии. Я решил заняться другой музыкой - до этого я занимался эстрадным пением, работал в Ленконцерте...

М. БАГДАСАРЯН - Специально учились или так?

Е. АКИМОВ - Нет, тоже... мне как-то на слух все больше нравилось... Это такое время было беззаботное - все по записям, все на слух, любая эстрада. Что мы только не пели - и рок, и джаз, и джаз-рок, и хэви-метл┘ все пели, и все звучало, потому что никто не знал, какая это высота нот. Это когда уже узнал, появилась какая-то боязнь что ли. А когда не знаешь - орешь и орешь, нормально, все смыкается, все звучит. А в 89-м году я поступил на подготовительное отделение Санкт-Петербуржской Консерватории в класс Льва Николаевича Морозова, ныне здравствующего. Ему 75 лет в этом году, и потрясающий тенор! Я считаю, что он величайший тенор современности, хотя всю жизнь положил на оперную студию Консерватории, никогда не пел в больших театрах, но великолепнейший певец и, до сих пор, он является для меня идеалом звучания, потому что даже в 75 лет не растерял ничего, звучит как молодой человек сейчас. Он сам говорит что, педагогика привела его к состоянию совершенства. «Я, - говорит, - в молодости наверное так не пел, как пою сейчас». Вот это удивительно, а я о педагогике как раз не задумываюсь.

М. БАГДАСАРЯН - Не задумываетесь?

Е. АКИМОВ - Нет, не хочу.

М. БАГДАСАРЯН - Почему?

Е. АКИМОВ - Понимаете, проще всего человека испортить, а сложнее всего научить чему-то. Можно корректировать, слушать, и давать какие-то свои наказы, но говорить человеку - я точно знаю, как ты должен петь┘ я не знаю, я пока к этому не пришел. Может быть, с годами, конечно, я скажу, что действительно - я знаю, я могу это передать кому-то, но на сегодняшний день, я считаю, что еще не достиг тех высот, чтобы заниматься педагогикой.

М. БАГДАСАРЯН - Женя, вот вы говорили о том, что исполняли «Богему» шесть раз. Это было шесть разных постановок?

Е. АКИМОВ - Да.

М. БАГДАСАРЯН - Вы уже точно знаете, как вы должны петь, как должно быть?

Е. АКИМОВ - Я знаю, как должно быть, но я не знаю, как получится, потому что каждый раз....

М. БАГДАСАРЯН - Это... это понятно, что каждый раз это по-новому...

Е. АКИМОВ - Да..

М. БАГДАСАРЯН - ... но вы только что сказали, что вы не знаете, как должно быть, не взяли бы на себя такую ответственность учить.

Е. АКИМОВ - Так я знаю, как должно быть у меня, но я не знаю, как должно быть у других! Я не могу сказать, что вот так как я, так должно быть у всех! Так нельзя просто, я считаю.

М. БАГДАСАРЯН - Наверное, ваш педагог тоже так о себе не думает...

Е. АКИМОВ - Ну он замечательный, замечательный педагог┘

М. БАГДАСАРЯН - Я уверена, что он исходил из вашей природы...

Е. АКИМОВ - Наверное, да. Очень смешная была ситуация, когда я к нему пришел, он это все годы нашего знакомства вспоминал (мы до сих пор дружим и стараемся чаще видеться, но не получается в связи с тем, что я очень много занят), как я пришел первый раз к нему. Я должен был учиться у Константина Плужникова, но, к сожалению, мест не было, и когда я пришел к Константину, он говорит, - «Я бы рад вас взять, но у меня полностью набран класс». Представляете, сказать молодому певцу, который еще не начал свою учебу - извини, дорогой, но я тебя не возьму. Как же так? Я же шел к нему учиться, для меня это был просто шок, и он говорит, - «Ну походи по Консерватории, послушай педагогов┘» Я пришел к Морозову и сказал прямо с порога, я человек с завода, я работал на заводе, такой рабочий класс, и я ему абсолютно без задней мысли говорю: «Здравствуйте, я вообще-то к Плужникову пришел, но он меня не взял, я у вас тут посижу, послушаю?» Посидел, послушал, мне безумно понравилось и я сказал: «А можно я у вас останусь?» Вот так я остался и пять лет у него отучился.

М. БАГДАСАРЯН - Мы слушали в самом начале нашей сегодняшней встречи арию Немарины из оперы Доницетти «Любовный напиток», в вашем исполнении и мне бы хотелось, чтобы вы сказали о Доницетти.

Е. АКИМОВ - Вы знаете, на сегодняшний день, да, я скажу, что я обожаю музыку Доницетти и всегда с большой теплотой отношусь к тому, что я исполняю. Я исполняю «Любовный напиток», и эта музыка настолько.. настолько меня вдохновляет всегда, настолько я ее чувствую... в ней есть настоящие человеческие чувства, настоящие человеческие переживания, можно даже ничего не играть, можно очень классно петь и этого будет достаточно. Восхищаюсь итальянскими композиторами, и Верди люблю, и Пуччини очень люблю, но Доницетти, он мне близок тем, что с него как бы началась, по-настоящему началась моя карьера как певца.

М. БАГДАСАРЯН - Сегодня еще в самом конце нашей программы вы услышите арию в исполнении Евгения Акимова из оперы Доницетти «Лючия» ди Ламмермур, эту оперу Евгений Акимов будет петь в Мариинском театре уже в самом начале апреля. Женя, а как вы появились в Мариинском театре? Театр пригласил или это был кастинг на какую-то роль?

Е. АКИМОВ - Вы знаете, я всегда этим гордился и даже иногда перед друзьями хвастался, что меня пригласили в Мариинский театр. Я до Мариинского театра был солист театра «Зазеркалье», меня услышали в «Любовном напитке» Доницетти и тогда, это был 96-й год, была постановка в Мариинском театре «Севильского цирюльника» - нужен был очень тенор, и меня пригласили.

М. БАГДАСАРЯН - Случай?

Е. АКИМОВ - Случай, да.

М. БАГДАСАРЯН - Женя, вот вопрос, вопрос от слушателя, - «Уважаемый Евгений, не находите ли вы, что все усилия современных вокалистов направлены лишь на механическую обработку стиля романтического бельканто? Забывают они при этом об эмоции и о содержании музыки».

Е. АКИМОВ - Нет, это неправда. Я не соглашусь с этим, потому что если человек вышел и механически исполняет, это никому не нужно. Это можно поставить компакт-диск и послушать, как это должно быть. Театр, на то он и театр, что человек показывает свое нутро, показывает свои чувства. Этим и отличается настоящая, хорошего уровня, опера от простого концертного исполнения, хотя и концертное исполнение можно спеть иногда даже лучше чем оперу, если это гениально спето. Музыка не может быть без эмоций. Если не включать свое я, свое сердце, не пропускать через себя - это неинтересно будет, просто звукодуйство.

М. БАГДАСАРЯН - «Звукодуйство» - вот такой термин от Евгения Акимова. Скажите, Женя, а доводилось плакать?

Е. АКИМОВ - На сцене?

М. БАГДАСАРЯН - Да?

Е. АКИМОВ - Да, и плакал. Опять же на «Богемии». Ира Джоева пела Мими, и вот она лежит уже мертвая, я должен спеть финал┘ и вдруг, я вижу, что у нее текут слезы. Закрыты глаза и текут слезы. У меня все как-то внутри сжалось, у самого слезы накатились, и я из себя не смог ничего выдавить - я хрипел, сипел, но спеть я уже не мог, потому что чувства переполнили. Это на самом деле очень плохо, когда человеческие чувства переполняют актерские чувства. Я с ужасом подумал - как же так, надо же петь, а я ничего не могу поделать с собой, комок в горле...

М. БАГДАСАРЯН - А театр как отреагировал?

Е. АКИМОВ - Нет, я думаю, что этого может быть даже никто не заметил, но я себя чувствовал очень неловко.

М. БАГДАСАРЯН - Что это непрофессионализм?

Е. АКИМОВ - Нет, просто нельзя об этом думать.. во время пения нельзя думать о человеческих чувствах, о житейском, скажем так, когда ты играешь чувства и когда ты эмоции вкладываешь...

М. БАГДАСАРЯН - Хорошо, а были ли случаи, когда либретто кажется совсем простым, примитивным, и ничего не значащим, и каким то надуманным, но музыка до такой степени одухотворяет и наполняет это либретто, что оно начинает звучать и доводит до состояния восторга, когда в горле перехватывает?

Е. АКИМОВ - Вы знаете, мне везет. Я ни разу не пел музыку, которая меня никак не вдохновляла. Я во всем, слава Богу, нахожу эмоции, и все меня вдохновляет из того, что я исполняю. А я исполняю ни так мало - у меня уже на сегодняшний день около сорока партий.

М. БАГДАСАРЯН - Это не только в Мариинском театре?

Е. АКИМОВ - Вообще в репертуаре.

М. БАГДАСАРЯН - Женя, скажите, а какой театр вам кажется самым комфортным? Сцена какого театра вот ваша сцена?

Е. АКИМОВ - На сегодняшний день у меня два театра, которые я обожаю. Обожаю петь, обожаю работать, возвращаться в эти театры. Это театр «Зазеркалье», в котором я начал свою творческую карьеру и продолжаю петь, и буду┘ Вот в конце апреля будет «Иоланта», «Богему» продолжаю петь┘

М. БАГДАСАРЯН - Мариинский мирится с этим? Вы как-то согласовываете?

Е. АКИМОВ - Я просто, как приглашенный певец пою в родном театре. Это первый театр, в котором я чувствую себя просто дома, и второй театр, естественно -Мариинский театр. С 96-го года я являюсь солистом Оперы, и это тоже мой родной дом, второй родной дом. Они абсолютно разные - «Зазеркалье» маленький, абсолютно домашний, там совершенно другая аура, чем в большом театре. Ну, а Мариинский.. он другой. Он, знаете... как виски, если один виски мягкий и приятный, то другой - яркий, с конкретным вкусом, с конкретным букетом, терпкий... Я его тоже люблю, работаю в нем, и возвращаюсь всегда с большой любовью. Это очень сложный театр, я имею в виду - акустически сложный, но я абсолютно уверен - кто поет в Мариинском театре, тот звучит везде, в любом театре мира.

М. БАГДАСАРЯН - Что вы включили в программу своего концерта? Первого сольного концерта в Москве, если я правильно понимаю.

Е. АКИМОВ - Да, это первый сольный концерт в Москве, хотя я уже имел практику, я выступал в Большом Зале Консерватории, на пасхальных фестивалях участвовал. Но в Доме Музыки я буду петь впервые, будут неаполитанские песни и арии из опер русских и зарубежных композиторов. Собрана такая подборка арий, хитовых арий тенорового репертуара. Это Чайковский, Бородин, Глинка - те арии, на которых тенор показывает, что он может в русском репертуаре. Это сложные вещи, и красиво петь Глинку, и красиво петь Чайковского - я считаю, это должна быть визитная карточка любого русского певца.

М. БАГДАСАРЯН - Самая верхняя планка, которую вы должны взять в теноровом репертуаре, это какая ария?

Е. АКИМОВ - Вот чем сложны концерты - когда ты поешь оперу, ты от начала до конца ведешь какую-то линию актерскую, вокальную, целый образ┘ А тут весь этот образ ты должен вложить в одну арию. Человек в одной арии, в одной песне должен услышать кто ты, что ты, как ты это почувствовал. Все твое актерство должно быть вложено в несколько минут арии. Это очень сложно, поэтому концерты, для меня всегда петь гораздо сложнее, чем спектакли в театре.

М. БАГДАСАРЯН - И все-таки вы не назвали тот самый потолок в теноровом репертуаре?

Е. АКИМОВ - Не знаю, у каждого свой потолок... У меня нет таких конкретных планок, я считаю, что к каждой музыке человек должен прийти. Когда человек молодой, он поет одних композиторов. Когда растет, становится более профессиональным, он переходит на более сложные, на более яркие партии...

М. БАГДАСАРЯН - А век теноровый, он долог или нет?

Е. АКИМОВ - Вы знаете - по-разному. Вот мой педагог, ему 75 лет, он в прекрасной форме. Есть люди, которые к сорока годам уже поистратили себя. Когда человек, правильно осознает, что он должен, он будет петь до старости┘ Бережет себя, не растрачивает по пустякам, не бросается в омут с головой - вот, сейчас куча импресарио, куча предложений, надо петь все подряд, это же деньги, это слава┘ Это все бред. Это бред.

М. БАГДАСАРЯН - А скажите, пожалуйста, что больше востребовано в тех же Соединенных Штатах, европейская музыка или русская? Вас с чем ждут?

Е. АКИМОВ - В Соединенных Штатах, в основном, конечно, европейская музыка. Русской музыки мало. Она тоже присутствует, присутствуют русские оперы - «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Хованщина», «Борис Годунов», четыре русские оперы, которые пытаются ставить во всех театрах. Но, в основном, музыка итальянских композиторов все-таки.

М. БАГДАСАРЯН - Что ждет вас после московского концерта?

Е. АКИМОВ - Наверное, я буду пытаться ввестись в новый спектакль «Сказка о царе Султане», который поставил Александр Васильевич Петров. Спеть Гвидона очень хочется. Хочется ввестись в «Мадам Батерфляй», которую дирижирует Бубельников опять же в Мариинском театре...

М. БАГДАСАРЯН - А как это, что, значит, хочется? Вот хочется и вводишься?

Е. АКИМОВ - Подаешь заявку. Она рассматривается в режиссерском управлении. Я на сегодняшний день являюсь солистом-контрактником, если раньше меня, будучи в штате, назначали на партию, то теперь я сам прихожу и говорю, что хочу петь вот это, это, и это. То есть другие совершенно отношения.

М. БАГДАСАРЯН - Так сложнее жить?

Е. АКИМОВ - Мне легче. Я перешел на контракт, потому что очень много хочется. Много хочется успеть, и успеть везде.

М. БАГДАСАРЯН - Противоречив человек, противоречив, пять минут назад говорил о том, что не надо торопиться...

Е. АКИМОВ - Нет, я...

М. БАГДАСАРЯН - ┘ все ясно, конечно, и не потому, что век теноровый долог или не долог, а потому что интересно все.

Е. АКИМОВ - Конечно.

М. БАГДАСАРЯН - Мы прощаемся в Евгением Акимовым, и желаем ему удачи!

Е. АКИМОВ - Спасибо огромное.

1994 г. - лауреат I Международного конкурса им. Н. К. Печковского (Санкт-Петербург).
1997 г. - обладатель специального приза Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за роль Неморино в опере «Любовный напиток» (театр «Зазеркалье»).
2001 г. - обладатель премии «Золотой софит» за исполнение партии Рудольфа в опере «Богема» (театр «Зазеркалье»).
2002 г. - лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» («Лучшая мужская роль») за исполнение партии Рудольфа в опере «Богема» (театр «Зазеркалье»).

Биография

Родился в Ленинграде. Окончил вокальный факультет Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс Л. Морозова).
С 1991 г. - солист Детского музыкального театра «Зазеркалье». Среди партий, исполненных в этом театре: Финист («Финист-ясный сокол» И. Рогалева), Неморино («Любовный напиток» Г. Доницетти), Тамино («Волшебная флейта» В. А. Моцарта).
С 1996 г. - солист Мариинского театра.

Репертуар

Баян («Руслан и Людмила» М. Глинки)
Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. Бородина)
Юродивый («Борис Годунов» М. Мусоргского)
Андрей Хованский («Хованщина» М. Мусоргского)
Индийский гость («Садко» Н. Римского-Корсакова)
Иван Лыков («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова)
Царь Берендей («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова)
Ленский («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Андрей («Мазепа» П. Чайковского)
князь Синодал («Демон» А. Рубинштейна)
Данте («Франческа да Римини» С. Рахманинова)
Рыбак («Соловей» И. Стравинского)
Микола («Семен Котко» С. Прокофьева)
Дон Антонио («Обручение в монастыре» С. Прокофьева)
Зиновий Борисович («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича)
Засекреченный монах, Князь, Магнетизер, Старик в лесу, Рассказчик («Очарованный странник» Р. Щедрина)
Сэр Эдгар Равенсвуд («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти)
Граф Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Герцог Мантуанский («Риголетто» Дж. Верди)
Альфред («Травиата» Дж. Верди)
Кассио («Отелло» Дж. Верди)
Рудольф («Богема» Дж. Пуччини)
Пинкертон («Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини)
Ринуччо («Джанни Скикки» Дж. Пуччини)
Дон Оттавио («Дон Жуан» В. А. Моцарта)
Рулевой Даланда («Летучий голландец» Р. Вагнера)
Фро («Золото Рейна» Р. Вагнера)
Нарработ («Саломея» Р. Штрауса)
а также партии тенора в Реквиеме В. А. Моцарта, Девятой симфонии Л. ван Бетховена, Восьмой симфонии Г. Малера

Гастроли

Выступал на сценах известнейших оперных театров мира: Метрополитен-опера, Ла Cкала, Королевской оперы Ковент Гарден, Парижской Оперы.
Принимал участие в совместных постановках Мариинского театра с Оперой Сан-Франциско («Обручение в монастыре» С. Прокофьева), театром Ла Скала («Борис Годунов» М. Мусоргского), Оперным театром Кальяри («Семен Котко» С. Прокофьева), а также в совместных проектах с ведущими певцами мира, такими как Джузеппе Джакомини («Отелло»), Пласидо Доминго («Парсифаль»), Ферруччо Фурланетто («Борис Годунов»).
В 2001 г. на фестивале, посвященном Стравинскому в Лос-Анджелесе участвовал в концертном исполнении оперы «Мавра» (дирижер Эса-Пекка Салонен).
В 2002 г. в Академии Санта Чечилия (Рим) исполнил партию Зиновия Борисовича в опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» (дирижер Мстислав Ростропович). В этом же году в Нью-Йорке участвовал в премьере новой оперы Родиона Щедрина «Очарованный странник» (дирижер Лорин Маазель).
В 2003 г. принимал участие в открытии сезона в Карнеги-холле, где был исполнен цикл «Из еврейской народной поэзии» Д. Шостаковича (дирижер Валерий Гергиев).
В 2002-2003 гг. в составе оперной труппы Ростовского Государственного музыкального театра гастролировал в Великобритании, где исполнил партии Пинкертона («Мадам Баттерфляй») и графа Альмавивы («Севильский цирюльник»).
В 2005 г. в театре Реджо в Турине спел Дона Оттавио («Дон Жуан», дирижер Джанандреа Нозеда, режиссер Микеле Плачидо) и принял участие в фестивале «Музыкальные недели в Стрезе на Лаго Маджоре».
В 2006 г. исполнил партию Ленского в Государственном театре Карлсруэ.
В 2007 г. участвовал в концертном исполнении оперы «Катерина Измайлова» в театре Шатле (Национальный оркестр Франции, дирижер Туган Сохиев), оперы «Иоланта» в Тулузе (оркестр Капитолия Тулузы, дирижер Туган Сохиев) и «Борис Годунов» в «Голливуд Боул» в Лос-Анджелесе (Филармонический оркестр Лос-Анджелеса, дирижер Эса-Пекка Салонен).
В 2009 г. спел Миколу («Семен Котко») в Кальяри (совместная постановка Оперного театра Кальяри и Мариинского театра).

Сотрудничает с Национальной оперой Молдовы, принимает участие в фестивале «Мария Биешу приглашает».
Ведет активную концертную деятельность, выступая на лучших камерных площадках Санкт-Петербурга.

В 2007 г. принял участие в постановке оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского в Большом театре, исполнив партию Григория (дирижер Александр Ведерников, режиссер Александр Сокуров).

Дискография певца включает записи опер: «Борис Годунов», «Обручение в монастыре», «Князь Игорь», «Царская невеста», «Любовь к трем апельсинам», «Семен Котко», «Демон».

Распечатать

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры