Eagles состав группы. Группа "Eagles" (Иглс)

Главная / Бывшие

Мы говорим "Иглз" - подразумеваем "Отель Калифорния". И наоборот. Для авторов песня стала самой роковой, так далеко отодвинув прочие заслуги, что возникло убеждение, будто больше группа на создавала решительно ничего. Между тем крайне несправедливо причислять оных ко второму эшелону. Более того: ещё до "Hotel California" считалось, что группа миновала свой пик и пора бы ей на покой. Но нетленная композиция опрокинула все представления о рок-иерархии. Она не просто символизирует семидесятые - её называют лебединой песней рока вообще. Не в том смысле, что потом не было хороших песен. Не было ничего принципиально нового, вехового - и прогнозы на будущее также неутешительны. Шедевр на то и шедевр, чтобы круто выпирать из прокрустова ложа стабильной добротности.

Группа зачалась в нужном месте в нужный час. К концу шестидесятых народ подустал от заумной психоделии и концептуальной полифонии, да и "цветочная революция" начала увядать. Хотелось чего попроще, поуютнее. С другой стороны, крупнейший штат Америки накладывает некую магическую печать (и Рэнди Калифорни из Spirit, и симпатичная группа-тёзка, и, наконец, нарицательнейший в мире отель - это не набор букв). В музыкальной палитре здесь сплавилось всё от рокабилли до блюграсса. Будущие "орлы" успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были The Flying Burrito Brothers и Poco, где играли соответственно гитарист-банджист Берни Лидон и басист Рэнди Мейснер. Заодно тут можно проследить, сколь неисповедимы пути в роке. Scottsville Squirrel Barkers, к коей Лидон присоединился ещё в школе, основа Крис Хиллман, ныне известный по Byrds , а в Four Of Us вместе с Гленом Фреем щипал струну Эйс Фрейли в преддверии пришествия KISS . Важнее всего, что на этих перекрестках сошлись те, кто вывел фриско-саунд на новый виток, без долгих рассуждений окрещённый уэст-коуст-роком - роком западного побережья.

Рождением группа обязана Лос-Анжелесу - такой же столице всего прогрессивного, как и Сан-Франциско. Город Ангелов с его контрастами, роскошью Голливуда и хипповыми коммунами, точно магнитом притягивал отчаянных искателей счастья. (К слову, одновременно с нашими героями там начинал Джексон Брауни). Может, Eagles стали главным его парадоксом: никто из группы, лучше всех воспевших Калифорнию, не был калифорнийцем. Лидон происходил из Минесоты, Мейснер из Небраски, а Гленн Фрей и барабанщик Дон Хенли прибыли из Мичигана и Техаса, бросив колледжи ради мизерных заработков в любительских группах даром, что в нескольких сразу). Наиболее деятельным и удачливым выявился Фрей: первым стал сочинять песни и выпустил альбомчик на крохотной студии "Эмос" в дуэте с Джеем Сазером (который иногда будет выступать его соавтором во времена Eagles). Ему посчастливилось познакомиться с Дэвидом Кросби (Crosby, Stills, Nash and Young), а через него с его менеджером Дэвидом Геффеном. Вообще то Фрей рассчитывал на сольную карьеру, но Геффен посоветовал не торопиться. У последнего были собственные соображения: он собирался "раскручивать" кантри-певицу Линду Ронстадт и ему нужны были аккомпаниаторы талантливые и ещё не зазнавшиеся. В местном клубе "Трубадур" Фрей наткнулся на Хенли, чья очередная группа Shilon как раз развалилась. Тогда же встретились Лидон с Мейснером. Они были уже довольно известными сешн-музыкантами, и Геффен прибомбил обоих для записей Линды. Таким образом "королеву кантри" можно считать их невольной крёстной мамой. Они год отработали как группа сопровождения и почувствовав, что доросли до самостоятельности, честно предупредили об уходе. К середине 1971-го в солнечной Калифорнии появился квартет по имени Eagles. Один из многих тысяч.

Команде полагается лидер. Хотя петь умели все, фронтменом выступил неутомимый Фрей. Его песни и принесли начальный успех - в частности, Take it easy, написанная вместе с упомянутым Брауни. Песня вошла в дебютный альбом "The Eagles" (1972), который Геффен выпустил на недавно созданной студии "Эсайлум" (вскоре он стал её президентом). Записывался диск в Англии под продюсерством Глинна Джонса, работавшего с роллингами, цеппелинами и им подобными. Несмотря на мощную поддержку, виниловый блин подпал под правило о первом блине. Слушатели сходились на том, что группа лучше смотрится на концертах. Более радушным приём был на Юге - тамошним жителям полюбились лидоновская Witchy woman и Peaceful easy feeling знаменитого Джека Темпчина. Критики же единодушно назвали квартет "ещё одним типичным кантриевым бэндом". Это побудило на создание чего-то эпического, типа кантри-оперы.

Второй лонгплей Desperado (1973) повествовал об историческом гангстере Дулине Делтоне и его банде, орудовавших на Диком Западе. Запись делалась там же и теми же. Видимо потому, что песни писали все, цельной пластинки не получилось. Зато обратил внимание на себя проклюнувшийся композиторский дар Хенли, ему принадлежала заглавная композиция. Хитами также можно назвать Tequila sunrize и Doolin Dalton - они навсегда вошли в их ударный арсенал. Главное, что сложился авторский тандем Фрея -Хенли. Оставался сущий пустяк - найти своё, одно из миллионов звучание.

Новый альбом On the border (1974) стал поворотным в из биографии. Наложилось несколько факторов. Музыканты сменили менеджера и продюсера - пришли Ирвинг Азофф и Билли Жимчик. В инструментарий включили клавиши. А ещё в записи принял участие гитарист Дон Фелдер. Вся четвёрка была так околдована его двугрифовым "Гибсоном", что предложила стать постоянным членом группы (между прочим, он тоже не был калифорнийцем - пожаловал из Флориды). Новое звучание влилось в старое, выкристаллизовав столь необходимую индивидуальность. Пластинка принесла первое "золото" и три хита № 1 в "Билборде" - James Dean, Best of my love и One of these night (третья непосредственно сменила вторую). Примечательно, что и на этом этапе они не отказались от заимствованного материала, интерпретировав балладу Тома Вэйтса Ol"55. Публика валом повалила на концерты. Покорился неуступчивый Старый Свет. Элементарная логика требовала нового хитового диска, что и было с блеском осуществлено в следующем году.

Альбом One of these nights собрал "платину", его до сих пор называют лучшим собранием поп-песен семидесятых. Не будь Hotel California, он бы остался венцом Eagles. Песня Lyin" eyes получила "Грэмми", Jorney of sorcerer стала заставкой суперпопулярного телесериала "Автостопом по Галактике" (по роману Дугласа Адамса). В "горячую пятёрку" вошли три песни, в том числе первый хит Мейснера Take it to the limit . Таким образом КПД Лидона свелось к минимуму. До конца года это было ещё не так заметно, поскольку для закрепления успеха команда предприняла мировое турне, по ходу дела записав в Австралии концертник Live in Sidney (отраднее всего оказался визит в Японию, где публика подпевала языком оригинала!) Но давно известно, что успех имеет оборотную сторону в форме вопроса "Кто в группе хозяин?" Устав от концертных марафонов и напряжённых отношений внутри коллектива, Лидон покинул сотоварищей. Какое-то время он поиграл в The Nitty Gritty Dirt Band, а затем прочно осел в амплуа сейшмена (для особо любознательных можно добавить, что примерно тогда же закончился его роман с дочерью Рональда Рейгана, который ещё только собирался баллотироваться в президенты).

На место Лидона Азоф привел ещё одного своего подопечного - Джо Уолша. Прекрасно зарекомендовавший себя в James Gang, имеющий великолепные сольники, он согласился разделить свой талант с другими талантами. С его приходом у Eagles ощутился крен к хард-року. Особенно ярко это проявилось опять-таки на концертах, ибо группа почти на год отошла от студийной работы - не упускать же лавинные коммерческие сборы. Впрочем, накопилось же достаточно материала для сборника Their greatest hits, ставшего трижды "платиновым" и признанным Национальной ассоциацией звукозаписи диском года. Не исключено, долгий передых позволил выпустить эталонный альбом, где прозвучала сами-знаете-какая-песня.

Hotel California записыввался более полугода в нескольких студиях. Хитами стали практичски все песни - New kid in town (снова "Грэмми"), Life in the fast lane, Victim of love, The last resort… Но совместное творение Фрэя - Фелдера - Хенли выделяли все. Пять песен написал персонально Хэнли - и бразды лидерства перешли к нему. Поющий барабанщик - то редкое и трудоемкое явление (Фил Коллинз, к примеру, в пору гастролей призывает ударника-дублёра), которое добавило группе лишнюю оригинальную грань. Что до мегахита, то тут преломилась вся окружающая обстановка. 1976-ой год был юбилейным - 200 лет Соединённым Штатам. Музыканты сравнивали свою страну с международным комфортабельным отелем, где любой эмигрант может найти приют, но не родной дом. Кто-то найдёт сходство с Angie, выпущенной Rolling Stones тремя годами ранее. Право, так ли уж много помнящих Angie и на сколько миллионов возрасло число поклонников у Eagles? Есть ли кавер-версии у первой и сколько их у второй? Короче, победителей не судят. В течение всего года песня лидировала во всех мыслимых чартах, и не было мгновения на земле, когда бы она не звучала где-нибудь в эфире. Ничего удивительного, что именно её избрали финальным аккордом золотой эпохи рока: кризис жанра уже обозначился, а в структуре песни, тексте, вокале, в заключительном диалоге гитар слышится тоска по чему-то ушедшему безвозвратно… В конце концов, кто-то должен завершать представление. Группе повезло с местом в истории - ухватились за подножку уходящего поезда. Помнят первых и последних.

Увы, вершина - не только пик, но и начало спуска. Похоже, Eagles уверились, что им всё по плечу. Очередного диска пришлось ждать два года. За это время группу покинул Мейснер, вернувшись в Poco. Занятно, что вместо него пришёл Тимоти Шмидт, замещавший его в Poco шесть лет. Идя на поводу у моды, музыканты принялись вовсю экспериментировать. Появились высокотембральные гитары, синтезаторы и саксофоны. Квинтэссенцией этого можносчитать песню Sad cafe, записанную вместе с Дэвидом Сэнборном. Но… то ли личностный возраст сказался, то ли само время. Что-то главное пропало. Ну да на гребне Hotel California альбом был обречён на "платину". Хотя и сам по себе он не посрамил репутации. Шмидт тоже не подкачал, вместив хит I can tell you why. На концертах, однако, публика неистово требовала свою любимую. Не лишне сказать, что Eagles никогда не припасали коронный номер на десерт, а зачастую открывали им программу. Может, ещё и это сыграло роль - велика радость превращаться в группу одной песни? В итоге группа дала последнее грандиозное турне по Штатам, выпустила двойник Eagles live, стяжавший традиционную "платину" (Hotel California опять возглавила хит-парады "в живом" варианте) и мирно разошлась. Прагматичные менеджеры официально объявили о распаде лишь в мае 1982-го. Отель "Калифорния" окончательно обратился в миф.

Жизнь музыкантов на этом не кончилась. Они занялись сольными проектами, иногда подыгрывали и даже продюсировали друг друга. Наиболее плодотворной оказалась деятельность Хенли, он работал с коллегами сколь именитыми, столь и разными. Его вершиной можно считать песню Heart of the matter, посвященную Eagles (так предполагалось назвать их альбом, что так и не был записан). Неожиданно вынырнувший из небытия Мейснер, давно оставивший Poco, присоединился к World classic rockers - сборную полузабытых "звёзд", наряду с Дэнни Лейном и Спенсером Дэвисом. Правда, музыка их мало похожа на классических Eagles, что целиком стыкуется с общим изменением степени восприятия.

Более-менее Уолш остался верен жёсткой прифанкованности - взять хотя бы его последний альбом Little did he know (1997). Не случайно именно его пригласили на инаугурацию Билла Клинтона - вот и ещё одно подтверждение статуса символа Америки. Как чаще и бывает, отдельные работы значительно уступают деланному сообща. Как бывает ещё чаще, через много лет "орлов" потянуло в родное гнездо. В 1994-ом квинтет собрался в составе 1978-го. Планировался полновесный альбом и такое же турне. Но как бывает всегда, надежды не оправдались. Диск Hell freezes over (на студии "Геффен"- того самого) представил лишь четыре новые песни, а тур свёлся чуть ли не к считанным концертам. Против законов природы не попрёшь, молодость не воротишь. По-человечески понять можно: это последнее, что престарелые рокеры могут получить от жизни. Но раз время неумолимо - стоит ли заниматься самоуничтожением? Кто разберётся в этих сложностях… Несомненно одно: мы говорим Eagles - подразумеваем Hotel California. И наоборот.

В 2007 году группа в составе Фрей-Хенли-Уолш-Шмидт записывает полновесный студийный двойной альбом Long Road Out Of Eden с новыми песнями....

Дискография
Eagles ____________1972
Desperado_________ 1973
On the Border_______1974
One of These Nights__1975
Hotel California______1976
The Long Run_______1979
Eagles Live_________1980
Hell Freezes Over____1994
Live In The Fast Lane_1994
Little did he know ____1997

Мы говорим "Иглз" - подразумеваем "Отель Калифорния". И наоборот. Для авторов песня стала самой роковой, так далеко отодвинув прочие заслуги, что возникло убеждение, будто больше группа на создавала решительно ничего. Между тем крайне несправедливо причислять оных ко второму эшелону. Более того: ещё до "Hotel California" считалось, что группа миновала свой пик и пора бы ей на покой. Но нетленная композиция … Читать всё

Мы говорим "Иглз" - подразумеваем "Отель Калифорния". И наоборот. Для авторов песня стала самой роковой, так далеко отодвинув прочие заслуги, что возникло убеждение, будто больше группа на создавала решительно ничего. Между тем крайне несправедливо причислять оных ко второму эшелону. Более того: ещё до "Hotel California" считалось, что группа миновала свой пик и пора бы ей на покой. Но нетленная композиция опрокинула все представления о рок-иерархии. Она не просто символизирует семидесятые - её называют лебединой песней рока вообще. Не в том смысле, что потом не было хороших песен. Не было ничего принципиально нового, вехового - и прогнозы на будущее также неутешительны. Шедевр на то и шедевр, чтобы круто выпирать из прокрустова ложа стабильной добротности.

Группа зачалась в нужном месте в нужный час. К концу шестидесятых народ подустал от заумной психоделии и концептуальной полифонии, да и "цветочная революция" начала увядать. Хотелось чего попроще, поуютнее. С другой стороны, крупнейший штат Америки накладывает некую магическую печать (и Рэнди Калифорни из Spirit, и симпатичная группа-тёзка, и, наконец, нарицательнейший в мире отель - это не набор букв). В музыкальной палитре здесь сплавилось всё от рокабилли до блюграсса. Будущие "орлы" успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были The Flying Burrito Brothers и Poco, где играли соответственно гитарист-банджист Берни Лидон и басист Рэнди Мейснер. Заодно тут можно проследить, сколь неисповедимы пути в роке. Scottsville Squirrel Barkers, к коей Лидон присоединился ещё в школе, основа Крис Хиллман, ныне известный по Byrds , а в Four Of Us вместе с Гленом Фреем щипал струну Эйс Фрейли в преддверии пришествия KISS . Важнее всего, что на этих перекрестках сошлись те, кто вывел фриско-саунд на новый виток, без долгих рассуждений окрещённый уэст-коуст-роком - роком западного побережья.

Рождением группа обязана Лос-Анжелесу - такой же столице всего прогрессивного, как и Сан-Франциско. Город Ангелов с его контрастами, роскошью Голливуда и хипповыми коммунами, точно магнитом притягивал отчаянных искателей счастья. (К слову, одновременно с нашими героями там начинал Джексон Брауни). Может, Eagles стали главным его парадоксом: никто из группы, лучше всех воспевших Калифорнию, не был калифорнийцем. Лидон происходил из Минесоты, Мейснер из Небраски, а Гленн Фрей и барабанщик Дон Хенли прибыли из Мичигана и Техаса, бросив колледжи ради мизерных заработков в любительских группах даром, что в нескольких сразу). Наиболее деятельным и удачливым выявился Фрей: первым стал сочинять песни и выпустил альбомчик на крохотной студии "Эмос" в дуэте с Джеем Сазером (который иногда будет выступать его соавтором во времена Eagles). Ему посчастливилось познакомиться с Дэвидом Кросби (Crosby, Stills, Nash and Young), а через него с его менеджером Дэвидом Геффеном. Вообще то Фрей рассчитывал на сольную карьеру, но Геффен посоветовал не торопиться. У последнего были собственные соображения: он собирался "раскручивать" кантри-певицу Линду Ронстадт и ему нужны были аккомпаниаторы талантливые и ещё не зазнавшиеся. В местном клубе "Трубадур" Фрей наткнулся на Хенли, чья очередная группа Shilon как раз развалилась. Тогда же встретились Лидон с Мейснером. Они были уже довольно известными сешн-музыкантами, и Геффен прибомбил обоих для записей Линды. Таким образом "королеву кантри" можно считать их невольной крёстной мамой. Они год отработали как группа сопровождения и почувствовав, что доросли до самостоятельности, честно предупредили об уходе. К середине 1971-го в солнечной Калифорнии появился квартет по имени Eagles. Один из многих тысяч.

Команде полагается лидер. Хотя петь умели все, фронтменом выступил неутомимый Фрей. Его песни и принесли начальный успех - в частности, Take it easy, написанная вместе с упомянутым Брауни. Песня вошла в дебютный альбом "The Eagles" (1972), который Геффен выпустил на недавно созданной студии "Эсайлум" (вскоре он стал её президентом). Записывался диск в Англии под продюсерством Глинна Джонса, работавшего с роллингами, цеппелинами и им подобными. Несмотря на мощную поддержку, виниловый блин подпал под правило о первом блине. Слушатели сходились на том, что группа лучше смотрится на концертах. Более радушным приём был на Юге - тамошним жителям полюбились лидоновская Witchy woman и Peaceful easy feeling знаменитого Джека Темпчина. Критики же единодушно назвали квартет "ещё одним типичным кантриевым бэндом". Это побудило на создание чего-то эпического, типа кантри-оперы.

Второй лонгплей Desperado (1973) повествовал об историческом гангстере Дулине Делтоне и его банде, орудовавших на Диком Западе. Запись делалась там же и теми же. Видимо потому, что песни писали все, цельной пластинки не получилось. Зато обратил внимание на себя проклюнувшийся композиторский дар Хенли, ему принадлежала заглавная композиция. Хитами также можно назвать Tequila sunrize и Doolin Dalton - они навсегда вошли в их ударный арсенал. Главное, что сложился авторский тандем Фрея -Хенли. Оставался сущий пустяк - найти своё, одно из миллионов звучание.

Новый альбом On the border (1974) стал поворотным в из биографии. Наложилось несколько факторов. Музыканты сменили менеджера и продюсера - пришли Ирвинг Азофф и Билли Жимчик. В инструментарий включили клавиши. А ещё в записи принял участие гитарист Дон Фелдер. Вся четвёрка была так околдована его двугрифовым "Гибсоном", что предложила стать постоянным членом группы (между прочим, он тоже не был калифорнийцем - пожаловал из Флориды). Новое звучание влилось в старое, выкристаллизовав столь необходимую индивидуальность. Пластинка принесла первое "золото" и три хита № 1 в "Билборде" - James Dean, Best of my love и One of these night (третья непосредственно сменила вторую). Примечательно, что и на этом этапе они не отказались от заимствованного материала, интерпретировав балладу Тома Вэйтса Ol"55. Публика валом повалила на концерты. Покорился неуступчивый Старый Свет. Элементарная логика требовала нового хитового диска, что и было с блеском осуществлено в следующем году.

Альбом One of these nights собрал "платину", его до сих пор называют лучшим собранием поп-песен семидесятых. Не будь Hotel California, он бы остался венцом Eagles. Песня Lyin" eyes получила "Грэмми", Jorney of sorcerer стала заставкой суперпопулярного телесериала "Автостопом по Галактике" (по роману Дугласа Адамса). В "горячую пятёрку" вошли три песни, в том числе первый хит Мейснера Take it to the limit . Таким образом КПД Лидона свелось к минимуму. До конца года это было ещё не так заметно, поскольку для закрепления успеха команда предприняла мировое турне, по ходу дела записав в Австралии концертник Live in Sidney (отраднее всего оказался визит в Японию, где публика подпевала языком оригинала!) Но давно известно, что успех имеет оборотную сторону в форме вопроса "Кто в группе хозяин?" Устав от концертных марафонов и напряжённых отношений внутри коллектива, Лидон покинул сотоварищей. Какое-то время он поиграл в The Nitty Gritty Dirt Band, а затем прочно осел в амплуа сейшмена (для особо любознательных можно добавить, что примерно тогда же закончился его роман с дочерью Рональда Рейгана, который ещё только собирался баллотироваться в президенты).

На место Лидона Азоф привел ещё одного своего подопечного - Джо Уолша. Прекрасно зарекомендовавший себя в James Gang, имеющий великолепные сольники, он согласился разделить свой талант с другими талантами. С его приходом у Eagles ощутился крен к хард-року. Особенно ярко это проявилось опять-таки на концертах, ибо группа почти на год отошла от студийной работы - не упускать же лавинные коммерческие сборы. Впрочем, накопилось же достаточно материала для сборника Their greatest hits, ставшего трижды "платиновым" и признанным Национальной ассоциацией звукозаписи диском года. Не исключено, долгий передых позволил выпустить эталонный альбом, где прозвучала сами-знаете-какая-песня.

Hotel California записыввался более полугода в нескольких студиях. Хитами стали практичски все песни - New kid in town (снова "Грэмми"), Life in the fast lane, Victim of love, The last resort… Но совместное творение Фрэя - Фелдера - Хенли выделяли все. Пять песен написал персонально Хэнли - и бразды лидерства перешли к нему. Поющий барабанщик - то редкое и трудоемкое явление (Фил Коллинз, к примеру, в пору гастролей призывает ударника-дублёра), которое добавило группе лишнюю оригинальную грань. Что до мегахита, то тут преломилась вся окружающая обстановка. 1976-ой год был юбилейным - 200 лет Соединённым Штатам. Музыканты сравнивали свою страну с международным комфортабельным отелем, где любой эмигрант может найти приют, но не родной дом. Кто-то найдёт сходство с Angie, выпущенной Rolling Stones тремя годами ранее. Право, так ли уж много помнящих Angie и на сколько миллионов возрасло число поклонников у Eagles? Есть ли кавер-версии у первой и сколько их у второй? Короче, победителей не судят. В течение всего года песня лидировала во всех мыслимых чартах, и не было мгновения на земле, когда бы она не звучала где-нибудь в эфире. Ничего удивительного, что именно её избрали финальным аккордом золотой эпохи рока: кризис жанра уже обозначился, а в структуре песни, тексте, вокале, в заключительном диалоге гитар слышится тоска по чему-то ушедшему безвозвратно… В конце концов, кто-то должен завершать представление. Группе повезло с местом в истории - ухватились за подножку уходящего поезда. Помнят первых и последних.

Увы, вершина - не только пик, но и начало спуска. Похоже, Eagles уверились, что им всё по плечу. Очередного диска пришлось ждать два года. За это время группу покинул Мейснер, вернувшись в Poco. Занятно, что вместо него пришёл Тимоти Шмидт, замещавший его в Poco шесть лет. Идя на поводу у моды, музыканты принялись вовсю экспериментировать. Появились высокотембральные гитары, синтезаторы и саксофоны. Квинтэссенцией этого можносчитать песню Sad cafe, записанную вместе с Дэвидом Сэнборном. Но… то ли личностный возраст сказался, то ли само время. Что-то главное пропало. Ну да на гребне Hotel California альбом был обречён на "платину". Хотя и сам по себе он не посрамил репутации. Шмидт тоже не подкачал, вместив хит I can tell you why. На концертах, однако, публика неистово требовала свою любимую. Не лишне сказать, что Eagles никогда не припасали коронный номер на десерт, а зачастую открывали им программу. Может, ещё и это сыграло роль - велика радость превращаться в группу одной песни? В итоге группа дала последнее грандиозное турне по Штатам, выпустила двойник Eagles live, стяжавший традиционную "платину" (Hotel California опять возглавила хит-парады "в живом" варианте) и мирно разошлась. Прагматичные менеджеры официально объявили о распаде лишь в мае 1982-го. Отель "Калифорния" окончательно обратился в миф.

Жизнь музыкантов на этом не кончилась. Они занялись сольными проектами, иногда подыгрывали и даже продюсировали друг друга. Наиболее плодотворной оказалась деятельность Хенли, он работал с коллегами сколь именитыми, столь и разными. Его вершиной можно считать песню Heart of the matter, посвященную Eagles (так предполагалось назвать их альбом, что так и не был записан). Неожиданно вынырнувший из небытия Мейснер, давно оставивший Poco, присоединился к World classic rockers - сборную полузабытых "звёзд", наряду с Дэнни Лейном и Спенсером Дэвисом. Правда, музыка их мало похожа на классических Eagles, что целиком стыкуется с общим изменением степени восприятия.

Более-менее Уолш остался верен жёсткой прифанкованности - взять хотя бы его последний альбом Little did he know (1997). Не случайно именно его пригласили на инаугурацию Билла Клинтона - вот и ещё одно подтверждение статуса символа Америки. Как чаще и бывает, отдельные работы значительно уступают деланному сообща. Как бывает ещё чаще, через много лет "орлов" потянуло в родное гнездо. В 1994-ом квинтет собрался в составе 1978-го. Планировался полновесный альбом и такое же турне. Но как бывает всегда, надежды не оправдались. Диск Hell freezes over (на студии "Геффен"- того самого) представил лишь четыре новые песни, а тур свёлся чуть ли не к считанным концертам. Против законов природы не попрёшь, молодость не воротишь. По-человечески понять можно: это последнее, что престарелые рокеры могут получить от жизни. Но раз время неумолимо - стоит ли заниматься самоуничтожением? Кто разберётся в этих сложностях… Несомненно одно: мы говорим Eagles - подразумеваем Hotel California. И наоборот.

В 2007 году группа в составе Фрей-Хенли-Уолш-Шмидт записывает полновесный студийный двойной альбом Long Road Out Of Eden с новыми песнями....

Дискография

Eagles ____________1972

Desperado_________ 1973

On the Border_______1974

One of These Nights__1975

Hotel California______1976

The Long Run_______1979

Eagles Live_________1980

Hell Freezes Over____1994

Live In The Fast Lane_1994

Мы говорим «Иглз» - подразумеваем «Отель Калифорния». И наоборот. Для авторов песня стала самой роковой, так далеко отодвинув прочие заслуги, что возникло убеждение, будто больше группа на создавала решительно ничего. Между тем крайне несправедливо причислять оных ко второму эшелону. Более того: ещё до «Hotel California» считалось, что группа миновала свой пик и пора бы ей на покой. Но нетленная композиция опрокинула все представления о рок-иерархии. Она не просто символизирует семидесятые - её называют лебединой песней рока вообще. Не в том смысле, что потом не было хороших песен. Не было ничего принципиально нового, вехового - и прогнозы на будущее также неутешительны. Шедевр на то и шедевр, чтобы круто выпирать из прокрустова ложа стабильной добротности. Группа зачалась в нужном месте в нужный час. К концу шестидесятых народ подустал от заумной психоделии и концептуальной полифонии, да и «цветочная революция» начала увядать. Хотелось чего попроще, поуютнее. С другой стороны, крупнейший штат Америки накладывает некую магическую печать (и Рэнди Калифорни из Spirit, и симпатичная группа-тёзка, и, наконец, нарицательнейший в мире отель - это не набор букв). В музыкальной палитре здесь сплавилось всё от рокабилли до блюграсса. Будущие «орлы» успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были The Flying Burrito Brothers и Poco, где играли соответственно гитарист-банджист Берни Лидон и басист Рэнди Мейснер. Заодно тут можно проследить, сколь неисповедимы пути в роке. Scottsville Squirrel Barkers, к коей Лидон присоединился ещё в школе, основа Крис Хиллман, ныне известный по Byrds , а в Four Of Us вместе с Гленом Фреем щипал струну Эйс Фрейли в преддверии пришествия KISS . Важнее всего, что на этих перекрестках сошлись те, кто вывел фриско-саунд на новый виток, без долгих рассуждений окрещённый уэст-коуст-роком - роком западного побережья. Рождением группа обязана Лос-Анжелесу - такой же столице всего прогрессивного, как и Сан-Франциско. Город Ангелов с его контрастами, роскошью Голливуда и хипповыми коммунами, точно магнитом притягивал отчаянных искателей счастья. (К слову, одновременно с нашими героями там начинал Джексон Брауни). Может, Eagles стали главным его парадоксом: никто из группы, лучше всех воспевших Калифорнию, не был калифорнийцем. Лидон происходил из Минесоты, Мейснер из Небраски, а Гленн Фрей и барабанщик Дон Хенли прибыли из Мичигана и Техаса, бросив колледжи ради мизерных заработков в любительских группах даром, что в нескольких сразу). Наиболее деятельным и удачливым выявился Фрей: первым стал сочинять песни и выпустил альбомчик на крохотной студии «Эмос» в дуэте с Джеем Сазером (который иногда будет выступать его соавтором во времена Eagles). Ему посчастливилось познакомиться с Дэвидом Кросби (Crosby, Stills, Nash and Young), а через него с его менеджером Дэвидом Геффеном. Вообще то Фрей рассчитывал на сольную карьеру, но Геффен посоветовал не торопиться. У последнего были собственные соображения: он собирался «раскручивать» кантри-певицу Линду Ронстадт и ему нужны были аккомпаниаторы талантливые и ещё не зазнавшиеся. В местном клубе «Трубадур» Фрей наткнулся на Хенли, чья очередная группа Shilon как раз развалилась. Тогда же встретились Лидон с Мейснером. Они были уже довольно известными сешн-музыкантами, и Геффен прибомбил обоих для записей Линды. Таким образом «королеву кантри» можно считать их невольной крёстной мамой. Они год отработали как группа сопровождения и почувствовав, что доросли до самостоятельности, честно предупредили об уходе. К середине 1971-го в солнечной Калифорнии появился квартет по имени Eagles. Один из многих тысяч. Команде полагается лидер. Хотя петь умели все, фронтменом выступил неутомимый Фрей. Его песни и принесли начальный успех - в частности, Take it easy, написанная вместе с упомянутым Брауни. Песня вошла в дебютный альбом «The Eagles» (1972), который Геффен выпустил на недавно созданной студии «Эсайлум» (вскоре он стал её президентом). Записывался диск в Англии под продюсерством Глинна Джонса, работавшего с роллингами, цеппелинами и им подобными. Несмотря на мощную поддержку, виниловый блин подпал под правило о первом блине. Слушатели сходились на том, что группа лучше смотрится на концертах. Более радушным приём был на Юге - тамошним жителям полюбились лидоновская Witchy woman и Peaceful easy feeling знаменитого Джека Темпчина. Критики же единодушно назвали квартет «ещё одним типичным кантриевым бэндом». Это побудило на создание чего-то эпического, типа кантри-оперы. Второй лонгплей Desperado (1973) повествовал об историческом гангстере Дулине Делтоне и его банде, орудовавших на Диком Западе. Запись делалась там же и теми же. Видимо потому, что песни писали все, цельной пластинки не получилось. Зато обратил внимание на себя проклюнувшийся композиторский дар Хенли, ему принадлежала заглавная композиция. Хитами также можно назвать Tequila sunrize и Doolin Dalton - они навсегда вошли в их ударный арсенал. Главное, что сложился авторский тандем Фрея -Хенли. Оставался сущий пустяк - найти своё, одно из миллионов звучание. Новый альбом On the border (1974) стал поворотным в из биографии. Наложилось несколько факторов. Музыканты сменили менеджера и продюсера - пришли Ирвинг Азофф и Билли Жимчик. В инструментарий включили клавиши. А ещё в записи принял участие гитарист Дон Фелдер. Вся четвёрка была так околдована его двугрифовым «Гибсоном», что предложила стать постоянным членом группы (между прочим, он тоже не был калифорнийцем - пожаловал из Флориды). Новое звучание влилось в старое, выкристаллизовав столь необходимую индивидуальность. Пластинка принесла первое «золото» и три хита № 1 в «Билборде» - James Dean, Best of my love и One of these night (третья непосредственно сменила вторую). Примечательно, что и на этом этапе они не отказались от заимствованного материала, интерпретировав балладу Тома Вэйтса Ol’55. Публика валом повалила на концерты. Покорился неуступчивый Старый Свет. Элементарная логика требовала нового хитового диска, что и было с блеском осуществлено в следующем году. Альбом One of these nights собрал «платину», его до сих пор называют лучшим собранием поп-песен семидесятых. Не будь Hotel California, он бы остался венцом Eagles. Песня Lyin’ eyes получила «Грэмми», Jorney of sorcerer стала заставкой суперпопулярного телесериала «Автостопом по Галактике» (по роману Дугласа Адамса). В «горячую пятёрку» вошли три песни, в том числе первый хит Мейснера Take it to the limit . Таким образом КПД Лидона свелось к минимуму. До конца года это было ещё не так заметно, поскольку для закрепления успеха команда предприняла мировое турне, по ходу дела записав в Австралии концертник Live in Sidney (отраднее всего оказался визит в Японию, где публика подпевала языком оригинала!) Но давно известно, что успех имеет оборотную сторону в форме вопроса «Кто в группе хозяин?» Устав от концертных марафонов и напряжённых отношений внутри коллектива, Лидон покинул сотоварищей. Какое-то время он поиграл в The Nitty Gritty Dirt Band, а затем прочно осел в амплуа сейшмена (для особо любознательных можно добавить, что примерно тогда же закончился его роман с дочерью Рональда Рейгана, который ещё только собирался баллотироваться в президенты). На место Лидона Азоф привел ещё одного своего подопечного - Джо Уолша. Прекрасно зарекомендовавший себя в James Gang, имеющий великолепные сольники, он согласился разделить свой талант с другими талантами. С его приходом у Eagles ощутился крен к хард-року. Особенно ярко это проявилось опять-таки на концертах, ибо группа почти на год отошла от студийной работы - не упускать же лавинные коммерческие сборы. Впрочем, накопилось же достаточно материала для сборника Their greatest hits, ставшего трижды «платиновым» и признанным Национальной ассоциацией звукозаписи диском года. Не исключено, долгий передых позволил выпустить эталонный альбом, где прозвучала сами-знаете-какая-песня. Hotel California записыввался более полугода в нескольких студиях. Хитами стали практичски все песни - New kid in town (снова «Грэмми»), Life in the fast lane, Victim of love, The last resort… Но совместное творение Фрэя - Фелдера - Хенли выделяли все. Пять песен написал персонально Хэнли - и бразды лидерства перешли к нему. Поющий барабанщик - то редкое и трудоемкое явление (Фил Коллинз, к примеру, в пору гастролей призывает ударника-дублёра), которое добавило группе лишнюю оригинальную грань. Что до мегахита, то тут преломилась вся окружающая обстановка. 1976-ой год был юбилейным - 200 лет Соединённым Штатам. Музыканты сравнивали свою страну с международным комфортабельным отелем, где любой эмигрант может найти приют, но не родной дом. Кто-то найдёт сходство с Angie, выпущенной Rolling Stones тремя годами ранее. Право, так ли уж много помнящих Angie и на сколько миллионов возрасло число поклонников у Eagles? Есть ли кавер-версии у первой и сколько их у второй? Короче, победителей не судят. В течение всего года песня лидировала во всех мыслимых чартах, и не было мгновения на земле, когда бы она не звучала где-нибудь в эфире. Ничего удивительного, что именно её избрали финальным аккордом золотой эпохи рока: кризис жанра уже обозначился, а в структуре песни, тексте, вокале, в заключительном диалоге гитар слышится тоска по чему-то ушедшему безвозвратно… В конце концов, кто-то должен завершать представление. Группе повезло с местом в истории - ухватились за подножку уходящего поезда. Помнят первых и последних. Увы, вершина - не только пик, но и начало спуска. Похоже, Eagles уверились, что им всё по плечу. Очередного диска пришлось ждать два года. За это время группу покинул Мейснер, вернувшись в Poco. Занятно, что вместо него пришёл Тимоти Шмидт, замещавший его в Poco шесть лет. Идя на поводу у моды, музыканты принялись вовсю экспериментировать. Появились высокотембральные гитары, синтезаторы и саксофоны. Квинтэссенцией этого можносчитать песню Sad cafe, записанную вместе с Дэвидом Сэнборном. Но… то ли личностный возраст сказался, то ли само время. Что-то главное пропало. Ну да на гребне Hotel California альбом был обречён на «платину». Хотя и сам по себе он не посрамил репутации. Шмидт тоже не подкачал, вместив хит I can tell you why. На концертах, однако, публика неистово требовала свою любимую. Не лишне сказать, что Eagles никогда не припасали коронный номер на десерт, а зачастую открывали им программу. Может, ещё и это сыграло роль - велика радость превращаться в группу одной песни? В итоге группа дала последнее грандиозное турне по Штатам, выпустила двойник Eagles live, стяжавший традиционную «платину» (Hotel California опять возглавила хит-парады «в живом» варианте) и мирно разошлась. Прагматичные менеджеры официально объявили о распаде лишь в мае 1982-го. Отель «Калифорния» окончательно обратился в миф. Жизнь музыкантов на этом не кончилась. Они занялись сольными проектами, иногда подыгрывали и даже продюсировали друг друга. Наиболее плодотворной оказалась деятельность Хенли, он работал с коллегами сколь именитыми, столь и разными. Его вершиной можно считать песню Heart of the matter, посвященную Eagles (так предполагалось назвать их альбом, что так и не был записан). Неожиданно вынырнувший из небытия Мейснер, давно оставивший Poco, присоединился к World classic rockers - сборную полузабытых «звёзд», наряду с Дэнни Лейном и Спенсером Дэвисом. Правда, музыка их мало похожа на классических Eagles, что целиком стыкуется с общим изменением степени восприятия. Более-менее Уолш остался верен жёсткой прифанкованности - взять хотя бы его последний альбом Little did he know (1997). Не случайно именно его пригласили на инаугурацию Билла Клинтона - вот и ещё одно подтверждение статуса символа Америки. Как чаще и бывает, отдельные работы значительно уступают деланному сообща. Как бывает ещё чаще, через много лет «орлов» потянуло в родное гнездо. В 1994-ом квинтет собрался в составе 1978-го. Планировался полновесный альбом и такое же турне. Но как бывает всегда, надежды не оправдались. Диск Hell freezes over (на студии «Геффен»- того самого) представил лишь четыре новые песни, а тур свёлся чуть ли не к считанным концертам. Против законов природы не попрёшь, молодость не воротишь. По-человечески понять можно: это последнее, что престарелые рокеры могут получить от жизни. Но раз время неумолимо - стоит ли заниматься самоуничтожением? Кто разберётся в этих сложностях… Несомненно одно: мы говорим Eagles - подразумеваем Hotel California. И наоборот. В 2007 году группа в составе Фрей-Хенли-Уолш-Шмидт записывает полновесный студийный двойной альбом Long Road Out Of Eden с новыми песнями…

Гленн Фрей (Glenn Frey, 06.11.1948 - 18.01.2016) - гитара, клавишные, вокал
Берни Лидон (Bernie Leadon, род. 19.07.1947) - гитара, банджо, мандолина, вокал
Ренди Мейснер (Randy Meisner, род. 08.03.1946) - бас-гитара, гитара, вокал
Дон Хенли (Don Henley, род. 22.07.1947) - ударные, вокал

Рождением группа обязана Лос-Анжелесу. «Eagles» стали его парадоксом: никто из группы, лучше всех воспевших Калифорнию, не был калифорнийцем. Лидон происходил из Минесоты, Мейснер из Небраски, а Фрей и барабанщик Дон Хенли прибыли из Мичигана и Техаса, бросив колледжи ради мизерных заработков в любительских группах.
Будущие "орлы" успели набраться опыта в разных командах, исповедующих фолковые традиции. Наиболее известными были «Flying Burrito brothers» и «Poco», где играли соответственно гитарист Берни Лидон и басист Рэнди Мейснер. Наиболее деятельным и удачливым оказался Фрей: первым стал сочинять песни и выпустил альбомчик на крохотной студии "Emos" в дуэте с Джеем Сазером. Ему посчастливилось познакомиться с Дэвидом Кросби («Crossby, Stills, Nash and Young»), а через него с его менеджером Дэвидом Геффеном. В местном клубе "Трубадур" Фрей наткнулся на Хенли, чья очередная группа «Shilon» как раз развалилась. Тогда же встретились Лидон с Мейснером. Они были уже довольно известными сессионными музыкантами, и Геффен привлек обоих для записей кантри-певицы Линды Ронстад.
Они год отработали как группа сопровождения и, почувствовав, что доросли до самостоятельности, честно предупредили об уходе. К середине 1971-го в Калифорнии появился квартет по имени «Eagles». Хотя петь умели все, фронтменом выступил неутомимый Фрей. Его песни и принесли начальный успех - в частности, "Take it easy". Песня вошла в дебютный альбом "The Eagles" (1972), который Геффен выпустил на недавно созданной студии "Asylum". Записывался диск в Англии с продюсером Глинном Джонсом, работавшим с "Rolling stones" и "Led zeppelin". Несмотря на мощную поддержку, пластинка потерпела коммерческую неудачу. Слушатели сходились на том, что группа лучше смотрится на концертах. Критики же единодушно назвали квартет "ещё одной типичной кантри-бандой".
Второй альбом, "Desperado" (1973), повествовал о гангстере Дулине Делтоне и его банде, орудовавших на Диком Западе. Видимо потому, что песни писали все, цельной пластинки не получилось. Зато обратил внимание на себя композиторский дар Хенли, которому принадлежала заглавная композиция. Хитами также можно назвать "Tequila sunrize" и "Doolin Dalton" - они навсегда вошли в их ударный арсенал. Главное, что сложился авторский тандем Фрея - Хенли. Новый альбом, "On the border" (1974), стал поворотным в их биографии. Музыканты сменили менеджера и продюсера - пришли Ирвинг Азофф и Билли Жимчик. В инструментарий включили клавиши. А ещё в записи принял участие гитарист Дон Фелдер (Don Felder, род. 21.09.1947), после записи оставшийся в группе. Новое звучание влилось в старое, выкристаллизовав столь необходимую индивидуальность. Пластинка принесла первое "золото" и три хита №1 в чартах "Billboard" – "James Dean", "Best of my love" и "One of these night".
Публика валом пошла на концерты. Элементарная логика требовала нового хитового диска, что и было с блеском осуществлено в следующем году. Альбом "One of these nights" (1975) собрал "платину", пять недель возглавлял американские чарты (в Англии пластинка поднялась до 8-го места). Не будь "Hotel California", он бы остался венцом «Eagles». Песня "Lyin" eyes" получила "Грэмми", а "Jorney of sorcerer" стала заставкой популярного телесериала "Автостопом по Галактике". В Топ 5 вошли три песни, в том числе первый хит Мейснера "Take it to the limit". Для закрепления успеха команда предприняла мировое турне. Но устав от концертных марафонов и напряжённых отношений внутри коллектива, Берни Лидон в 1975 году покинул коллег.
На место Лидона Азофф привел ещё одного своего подопечного - Джо Уолша (Joe Walsh, род. 20.11.1947). Его появление в составе совпало с триумфальным успехом сборника группы "Their Greatest Hits 1971-1975", который вновь возглавил хит-парад Америки (2-е место в Великобритании), собрал тройную «платину» и в 1976 году был признан Национальной ассоциацией фирм звукозаписи Америки лучшим альбомом года. С приходом Уолшау «Eagles» ощутился крен к хард-року. Особенно ярко это проявилось опять-таки на концертах, т.к. группа почти на год отошла от студийной работы. "Hotel California" (1976) записывался более полугода в нескольких студиях. Хитами стали практически все песни – "New kid in town", "Life in the fast lane", "Victim of love", "The last resort". Но совместное творение Фрэя - Фелдера - Хенли затмевало все. Пять песен написал Хенли - и бразды лидерства перешли к нему. В течение всего года песня "Hotel California" лидировала во всех мыслимых чартах (в Англии - 8-е место), и не было мгновения на земле, когда бы она не звучала где-нибудь в эфире. Увы, вершина - не только пик, но и начало спуска. Похоже, «Eagles» уверились, что им всё по плечу. Очередного диска пришлось ждать два года, за это время, в 1977 году, группу покинул Ренди Мейснер, вернувшись в «Poco». Вместо него пришёл Тимоти Шмидт (Timothy B. Schmit, род. 30.10.1947). Идя на поводу у моды, музыканты принялись вовсю экспериментировать. Появились высокотембральные гитары, синтезаторы и саксофоны. Квинтэссенцией этого можно считать песню "Sad cafe". Но что-то главное пропало. Ну да на гребне "Hotel California" альбом был обречён на "платину", хотя и сам по себе он был неплохим. На концертах, однако, публика неистово требовала свою любимую.
Следующий студийный альбом группы "The Long Ron" (1979) записывался ещё дольше, чем его предшественник, и ещё до его выхода «Eagles» выпустили рождественский сингл 1978 года "Please Come Home For Christmas" - это была авторская версия классического блюза Чарльза Брауна (сингл не вошёл в "The Long Run"). Первый официальный сингл с нового альбома "Heartache Tonight", как и большинство предыдущих, стал "миллионником", возглавил национальный хит-парад (в Англии дотянул лишь до 40-го места) и получил "Грэмми", "The Long Ron" также занял первое место в хит-параде альбомов (в Англии - 4-е место), а заглавная композиция и "I Can"t Tell You Why" вошли в американский Топ 10.
Группа дала грандиозное турне по Штатам и к концу 1980 года выпустила двойной концертный альбом "Eagles Live", получил традиционную «платину», однако музыканты приняли решение распустить группу. В начале 1981 года последний сингл «Eagles» с концертного альбома "Seven Bridges Road" также побывал в хит-параде США. Прагматичные менеджеры официально объявили о распаде лишь в мае 1982-го.
Музыканты занялись сольными проектами. Наиболее плодотворной оказалась деятельность Хенли. Его вершиной можно считать песню "Heart of the matter", посвященную «Eagles» (так предполагалось назвать их альбом, что так и не был записан). Неожиданно вынырнувший из небытия Мейснер, давно оставивший "Poco", присоединился к "World classic rockers" - сборную полузабытых "звёзд", наряду с Дэнни Лейном и Спенсером Дэвисом. Один Уолш остался верен жёсткой прифанкованности - взять хотя бы его альбом "Little did he know".
В 1994 году квинтет собрался в составе 1978 года, для записи коммерческого видеоклипа, а затем дали несколько концертов, в конце концов, записали альбом "Hell freezes over" (1994). Вышедший концертный DVD "Hell Freezes Over" (финишировавший в Billboard 200 под номером три) сегодня возглавляет список самых продаваемых DVD в мире. В 1998 году «Eagles» были введены в символический "Зал славы рок-н-ролла". В самом конце 90-х - с переходом в новое тысячелетие - «Eagles» предприняли мировое турне (с заездам в Россию, 2001 год), по итогам которого группа вновь заняла лидирующее положение в своей лиге (два сборника группы "Greatest Hits" и "Eagles Selected Works 1972-1999", прочно обосновались в Топ 100 самых продаваемых альбомов "всех времён и народов", при этом первый сборник является самой тиражируемой пластинкой XX века).
В 2001 году гитарист Дон Фелдер покинул группу. В 2003 году группа выпустила сингл "Hole In The World", посвящённый памяти жертв атак 11 сентября. Группа отправляется с концертами в Австралию (Melbourne, Rod Laver Arena), выступления группы 14, 15 и 17 ноября 2004 года легли в основу видеозаписи, изданной в 2005 году под названием "Farewell 1 Tour - Live from Melbourne", концерт включает в себя все лучшие хиты «Eagles».
В ноябре 2007 года, выходит новый студийный альбом «Eagles» "Long Road Out Of Eden", это первый полноценный альбомом с 1979-го года. Поклонники не пожалели о долгом ожидании, в двухдисковый альбом вошли 20 абсолютно новых треков, над которыми группа работала почти шесть лет. “Long Road Out Of Eden” дебютировал на первом месте в США, стал одним из самых продаваемых альбомов года и достиг статуса трижды платинового, а также принес группе 2 премии "Грэмми" за треки “How Long” и “I Dreamed There Was No War”.
Сегодня группа выступает с концертами в составе: Дон Хенли, Глен Фрей, Джо Уолш и Тимоти Б. Шмидт, приглашая сессионных музыкантов. За четыре десятилетия концертной и студийной деятельности по всему миру, «Eagles» сумели сохранить интерес публики к своему творчеству, благодаря высокому уровню профессионализма, чем заслужила особое уважение поклонников.

По материалам «Рок-энциклопедий»


Настроение сейчас - Прекрасное

(родился 6 ноября 1948 года в городе Детройт; гитара, клавишные, вокал). Один из основателей группы "Eagles". Фронтмен ансамбля.
http://m-adler2009.narod.ru/GF.htm Встреча Фрея с Хенли произошла в 1970. Гленну было 22, Дону – 23. Уроженец штата Техас как раз был на серьезной мели, поэтому предложение уроженца Детройта – поиграть в группе Линды Ронстадт пришлось более чем кстати. Дальше в 1971 основали «Eagles» , Фрей до сей поры один из лидеров группы. «Take it Easy», написанная совместно с Джексоном Брауни и открывающая первый альбом, вместе с «Peaceful Easy Feeling» стали со временем классикой и неоднократно входили в многочисленные сборники. Стоит сказать об исполнительской манере Гленна Фрея. Как ни странно для рокера, но, на мой взгляд, у него сдержанный стиль пения, за которым просматривается внутреннее достоинство. Такой стиль чаще встречается у кантри-певцов. Голос у Гленна приятный низковатый, но, к сожалению, нет ярко выраженного отличающего от других вокалистов тембра. Исходя из этих особенностей Фрею лучше всего удаются спокойные лирические баллады. Особенность «Eagles» в том, вернее достоинство, что на помощь солисту всегда приходит группа – все подхватывают либо припев, либо создают музыкальный фон. И таким образом создается экспрессия. Присутствующий почти в каждой песне в той или иной степени групповой вокал – это фирменный знак «Eagles», который создает неповторимое лицо ансамбля. Примеров можно привести массу, допустим «Lyin Eyes» . Одним из хитов в альбоме «Отель Калифорния» считается « New Kid in Town». Читал мнение, что песня «Heartache Tonight», из последующего альбома, написана в традициях старомодного рок-н-ролла. В таком случае за деревьями не увидели леса, потому что стиль эпохи зарождения рок-музыки здесь предельно модернизирован, а новое как известно – это хорошо забытое старое. Мы слышим предельно жесткую ритм-секцию с дополнительными ударными, риффы, мощное сочное соло с неповторимым тембром, напряженный вокал, как всегда гармония между текстом и музыкой в итоге – точное и неподдельное выражение чувств. После распада «Еagles» Гленн Фрей занялся сольной карьерой и даже попробовал свои силы в американском кинематографе. Он с детства был без ума от Джеймса Дина, которому и посвятил одноименную песню на альбоме «On the Border». Тема кинематографа продолжается и в композиции «King of Holywood»(1979). После роспуска группы, наряду с выпуском сольных альбомов он писал музыку к фильмам, снялся в некоторых картинах как актер, но особых успехов не достиг. Рискну предположить почему. Чрезвычайно трудно вклиниться в другую сферу даже рок-звезде, не имея при этом достаточной теоретической подготовки и опыта. В кино – что предложили, то и делай. Откажешься – предложений вообще может не быть. Сольная карьера Гленна Фрея считается второй по значимости среди участников группы после Дона Хенли. Самый удачный, на мой взгляд, дебютный сольный альбом «Allnighter», вышедший в 1984 году, особенно хороши композиции «Sexy Girl», «Lover"s Moon», «Smuggler"s blues». Гленн сразу показал, что обладает самостоятельным творческим потенциалом. Последующие два альбома, вышедшие с периодичностью в четыре года «Soul Searchin"»(1988) и «Strange Weather»(1992) также были неплохи. Помимо страсти к музыке, кинематографу, Фрей пронес интерес к прекрасному полу, к их душам. Coздал такие, знаете ли, рок-н-рольные образы женщин как носителей нравственности. Почти в духе классиков русской литературы. Что совсем неплохо в эпоху все усиливающегося свирепствования нетрадиционалов. Все годы после роспуска группы Гленн Фрей не забывал, что был одним из лидеров «орлов». На первом слете «благородных хищников» в 1994 году уже известный нам творческий тандем Хенли – Фрей исполнил самую забойную вещь «Get over it». А композиция «How Long» считается одной из лучших на последнем двойном альбоме «Long Road Out Of Eden»(2007). Гитара и голос Гленна Фрея слились воедино в рок-н-рольной мелодии и где-то там вдалеке слышны отголоски кантри.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры