«Герои Вальтера Скотта. по роману «Айвенго

Главная / Бывшие

"Айвенго" - классика мировой литературы. Имя храброго рыцаря, кажется, слышали или знают все, даже те, кто не читал произведения известного романиста. Поэтому представляется актуальным обратиться к знаменитому сочинению В. Скотта. Это объяснит успех романа, а также поможет понять причину его популярности в наши дни.

Краткий обзор творчества писателя

Авантюрно-приключенческая тематика на историческом фоне занимает видное место в английской литературе. Известное произведение, которое написал Вальтер Скотт, - "Айвенго". Характеристика Айвенго составляет предмет настоящего обзора. Шотландский писатель прославился как создатель целой серии авантюрно-приключенческих романов, посвященных истории средневековой Англии и Шотландии.

Свою творческую деятельность он начал с создания лирико-эпических баллад, основанных на народных песнях и шотландском фольклоре. Молодой поэт настолько увлекся старинными преданиями, сказаниями, древними песнями, что самолично несколько лет занимался их сбором и записью. Результатом стало появление таких замечательных поэм как «Песня последнего менестреля» (1805 год), «Дева озера» (1810 год), «Рокби» (1813 год).

Общая характеристика героя

Очень скоро Скотт обратился к крупной прозе. После выхода его нового произведения («Уэверли, или Шестьдесят лет назад», 1814 год) писатель создал один из своих самых знаменитых романов - «Айвенго» (1819 год). Здесь автор вышел за пределы исключительно шотландской тематики, обратившись к событиям из английской истории. Действие происходит в XII веке, во времена царствования короля Иоанна Безземельного.

Айвенго, характеристика которого неотделима от общеисторического фона, невозможно представить в отрыве от его социальной почвы. Этот герой - типичный представитель рыцарского сословия средневековой Англии. Он является сыном главы старинного клана, впавшим в немилость к отцу, который изгнал его из дома. С этого времени молодой человек был вынужден искать счастья только со своим мечом и отвагой. Он пускается в странствия, и тут с ним, согласно канону жанра, происходит множество захватывающих приключений.

Сопоставление рыцаря с персонажами романа

Описание портрета главного героя (который, разумеется, красив, храбр, честен и благороден) предполагает обращение к теме его отношений с окружающими людьми в первую очередь с отцом Седриком Саксом, королем Ричардом Львиное Сердце, леди Ровеной, Ревеккой и, наконец, Брианом де Буагильбером. С лордом Седриком Саксом у юноши отношения не сложились. Влюбившись в его воспитанницу Ровену, Айвенго воспротивился матримониальным планам Седрика устроить ее брак с отпрыском королевского рода, что привело к известной ссоре и последующему изгнанию. Однако молодой человек по-прежнему уважает своего отца. Айвенго, характеристика которого нами рассматривается, незлопамятен и почтителен к родителю.

Скотт рисует своего любимца как настоящего рыцаря без страха и упрека. Он верен королю и готов до последнего сражаться за его дело. Преданность Ричарду является одной из главных черт в его портрете. Айвенго, характеристика которого предполагает обращение в первую очередь к любовной линии молодого человека и леди Ровены, особенно интересен в паре со своей невестой, поскольку именно она по сути является его самым лучшим другом. Девушка безоговорочно верит в порядочность своего избранника, несмотря на все наговоры окружающих, многочисленные слухи и сплетни. Молодые люди являются оба спокойны, твердо уверены в своей правоте, с достоинством переносят выпавшие на их долю испытания.

Сдержанной Ровене противопоставлен в романе образ еврейки Ревекки. Она более импульсивна и открыта: ее эмоциональность сказывается в самые решительные минуты. Возможно, именно этим она и вызвала симпатию главного героя.

Характеристика Айвенго и Бриана является, пожалуй, ключевым моментом в описании персонажей. Рыцари сходятся в финальном поединке за честь оклеветанной Ревекки, и преимущество было явно не на стороне главного героя, который еще не оправился окончательно от ранее полученной раны. Однако нравственная сила юноши и сознание им своей правоты были столь велики, что противник не выдержал не столько физически, сколько морально.

Портрет на фоне эпохи

Айвенго, характеристика которого вписана в общеисторический контекст произведения, очень реалистичен. Скотт трепетно относился к воспроизведению реалий далекого XII века. Сразу следует отметить, что фигура главного героя - это типичный образ рыцаря того времени, правда, несколько идеализированный. Тем не менее общие черты все равно достаточно узнаваемы даже для неспециалиста.

Так называемое "дворянство шпаги" воевало в королевских войсках, где и получало жалованье. Однако часто представители благородного сословия не находили себе пристанища и тогда начинали вести бродячую жизнь. Наиболее бедные из них даже пополняли ряды «лесного братства» - вольных разбойников. С нашим героем, к счастью, ничего такого не случилось, однако с самого начала романа было очевидно, что он не имеет постоянного пристанища. Именно в таком положении и находилась значительная часть рыцарства того времени, и далеко не каждому выпадала удача жениться на богатой и знатной леди, как это случилось с героем романа.

Успех произведения в искусстве

Характеристика Айвенго, коротко представленная в настоящем обзоре, должна быть завершена обозначением места жанного сочинения В. Скотта в художественной литературе. Это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день работа писателя, которую экранизировали как в зарубежном, так и отечественном кино. Секрет популярности объясняется лихо закрученным сюжетом, сложными персонажами, великолепным колоритом эпохи. Несомненно, данный роман следует считать самым удачным творением писателя.

Айвенго - благородный молодой рыцарь, сын Седрика Сакса, саксонского дворянина. Участник III крестового похода, друг и сподвижник короля Ричарда Львиное Сердце, в свите которого прибыл в Палестину. До этого был изгнан отцом из дома и лишен наследства — за то, что посмел влюбиться в воспитанницу Седрика леди Ровену, которую тот прочил в жены Ательстану, последнему представителю саксонской королевской династии: с этим браком Седрик связывал надежды на возрождение королевства саксов, переставшее существовать после завоевания Англии норманнами, возведшими на трон своего короля. К началу действия романа А., подобно королю Ричарду I, тайком возвращается в Англию — без денег, коня, оружия и доспехов. Неузнанный, он приходит в отчий дом в одежде пилигрима. В это время Седрик принимает неожиданно пожаловавших гостей — настоятеля аббатства и влиятельного рыцаря-храмовника Бриана де Буагильбера, противника А.: тот победил его на турнире еще в Святой Земле. Из разговора с леди Ровеной А. догадывается, что по-прежнему ей небезразличен. Покидая родной кров, он помогает купцу и ростовщику Исааку из Йорка спастись от смертельной опасности. В благодарность Исаак покупает для него коня, оружие и доспехи. А. инкогнито появляется на турнире, устроенном рыцарями-храмовниками. Он одерживает в личных поединках верх над четырьмя доблестными рыцарями, включая де Буагильбера, а с помощью Ричарда Львиное Сердце, тоже выступающего инкогнито, выходит победителем и в общем турнире, однако получает серьезную рану. Его выхаживает дочь Исаака прекрасная Ревекка. Он же, в свою очередь, еще не вполне оправившись после ранения, выезжает сразиться за нее в поединке «божьего суда», чтобы доказать ее невиновность, когда судилище храмовников приговаривает Ревекку к сожжению на костре как колдунью. Его противником вновь выступает де Буагильбер. Охваченный роковой страстью к Ревекке, храмовник волею обстоятельств вынужден отстаивать в схватке решение суда, обрекающее ее на мучительную смерть. Борение между чувством, долгом и честолюбием оказывается для рыцаря непосильным переживанием, и он скоропостижно умирает в самом начале поединка. По просьбе Ричарда Львиное Сердце Седрик прощает сына и восстанавливает в правах наследования. Поскольку же Ательстан решительно отказывается от женитьбы на леди Ровене, то мужем ее становится А. А. состоит из сплошных добродетелей, единственный изъян, что он обнаруживает, и то не индивидуальное свойство, присущее только ему, но общий порок всего средневекового рыцарства: презрительно-брезгливое отношение к «иудейскому племени», как таковому. Но и от этого предрассудка Ревекка его благополучно избавляет своей красотой, искусством врачевательницы и умными разговорами, заставив проникнуться уважением к ее мудрости.

«Айвенго» Вальтера Скотта – это произведение, которое мы сегодня рассмотрели на уроке литературы. Его автор написал еще в далеком 1819 году. Сами же действия, что происходят в романе, изображены в конце XII века. В произведении автор показал нам жизнь во времена правления короля Ричарда Львиное Сердце. Здесь нет идеального мира, Вальтер Скотт показал нам действительность того времени с ее жестокостью, грубостью, опасностями. Он изобразил нам период, когда даже просто возвращаться домой было опасно и нужно было брать с собой охрану, иначе, поездка домой могла превратиться в неизбежное.

Главные герои романа Айвенго

В произведении автор создал самых разнообразных героев, благодаря которым удалось написать это интересное произведение, которое читается в одно дыхание. Все герои романа Вальтера Скотта наделены своими особенностями, своими характерами, и при этом даже отрицательные главные герои, в лице норманнских рыцарей, вызывают восхищение. Они, несмотря на их злодеяния, мужественны, полны решительности, готовы ради цели, рисковать жизнью.

Среди главных героев имеется и много положительных героев, поэтому, делая характеристику героев романа «Айвенго», нельзя не упомянуть Локсли, Реввеку, Исаака. Но, пожалуй, остановлюсь на двух персонажах. Это Айвенго и леди Ровена.

Айвенго, как и леди Ровена нравятся из-за своего благородства, из-за того, что они верные до конца, верные долгу, верные светлому и прекрасному чувству любви.

Сразу мы встречаем Айвенго, который попадает в дом отца под прикрытием, чтобы не узнали, ведь он обвинен в предательстве короля. В дом отца он идет, потому что любит его, да и в этом доме осталась его возлюбленная.

Айвенго готов придти на помощь тем, от которых все отвернулись, так он помогает еврею Исааку, хотя на тот момент к евреям все относились плохо. Автор произведения создал главного героя романа «Айвенго» идеального рыцаря, где переплелись ум и благородство, храбрость и умение сражаться.

Леди Ровена – яркая представительница своего класса. Она до конца верна своей любви. Ей свойственно милосердие, она хочет, чтобы все вокруг были счастливы. Ровена добрая, ласковая, женственная.

Ровена и Айвенго — замечательные герои, за которых радуешься, ведь они все-таки сумели соединиться, прошли через все испытания, сохранив любовь друг к другу.

Характеристика героев по произведению Вальтера Скотта «АЙВЕНГО»

1 (20%) 1 vote

Характеристика героев по произведению Шекспира «Король Лир» — Лир Характеристика героев по произведению Шекспира «ГАМЛЕТ»

История создания персонажа

Ключевой фигурой, на описании которой строится сюжет, стал доблестный рыцарь Айвенго. Во время выпуска первого тиража в 1814 году книгу анонсировали как приключенческий роман. От него приходила в восторг взрослая публика, а сегодня им зачитываются и подростки. Описание жизни средневековых рыцарей мало кого оставляет равнодушным.

В библиографии Вальтера Скотта, состоящей из 28 книг в жанре исторического романа, «Айвенго» стоит особняком. В нем достоверно изображается период правления по прозвищу Львиное Сердце, однако при этом портреты венценосных особ художественно преображаются для создания величественных идеалов. В предисловии к «Айвенго» автор поясняет, что его посетило вдохновение при обдумывании соединения современных образов и вековых традиций и обычаев для создания лейтмотива романа. Вальтер Скотт переживал только за слог, боясь испортить передачу основной мысли читателю.

В романе сочетаются сюжеты легенд и баллад, описание исторических особенностей того времени, судеб простых героев. Благодаря воображению автора на страницах описываются персонажи, способные послужить примерами для подражания. Перед публикой раскрываются интересные аутентичные мотивы шотландского и английского народного творчества.

История создания романа гласит, что первоначально Вальтер Скотт хотел опубликовать роман под чужим именем. До этого он уже получил известность как автор книги «Уэверли, или Шестьдесят лет назад», и ему было интересно, узнает ли его публика под псевдонимом. Однако позже издатель отговорил писателя от этой идеи, чтобы книга не отвлекала внимание от его прежних работ и не конкурировала с ними.

Биография и образ Айвенго

Главным героем произведения является Уилфред Айвенго, представитель старинного рода и сын консервативного Седрика. Его отец ненавидит норманнов и уверен, что влюбленную в его сына воспитанницу, леди Ровену, нужно удачно выдать замуж за саксонского рыцаря. В этом кроется ключ к семейному конфликту и причина лишения сына наследства. Такое решение Седрик принял после принятия Айвенго присяги на верность английскому королю.

View this post on Instagram

Айвенго и Ровена

Уилфред - пример типичного мужчины той эпохи. Герой молод, хорош собой, силен и храбр. Рыцарь владеет боевыми навыками и в ходе соревнований в Палестине становится триумфатором, победив Буагильбера. Автор уделяет внимание патриотическим чувствам главного героя, отмечая отсутствие расположенности к норманнам: Уилфред уверен, что они провоцируют простых людей, разжигая вражду и злость между ними.

В отношениях с дамами Айвенго ведет себя безупречно. Женские образы в произведении воплощают леди Ровена и Ревекка (Ребекка). Сердце рыцаря принадлежит первой девушке. Он сочиняет для нее поэмы, оставаясь деликатно прохладным по отношению к благосклонной к нему Ревекке. Для мужчины нет понятия вольности в этом вопросе. В отличие от короля, он неспособен на интриги и хранит верность избраннице, неподвластен соблазнам, критикует фривольных мужчин и держит себя скромно.

Как прогрессивный персонаж новаторского произведения, Айвенго видит перспективы в гармонии. Поэтому он выступает за воссоединение страны, приносит присягу королю и становится его спутником в крестовом походе. Из-за неожиданного решения отца мужчине приходится забыть о наследстве. С течением времени Седрик смягчается и становится более терпимым к поступку сына.

View this post on Instagram

Главной мыслью автора было изображение рыцарства - как образа жизни, так и образа мыслей. Айвенго помогает нуждающимся и защищает страждущих, несмотря на риски. Честный и справедливый герой приходит на помощь Исааку, спасая состояние еврея, и защищает того от нападок Буагильбера. Уилфред является поборником религии христианства, поэтому многие поступки рыцаря продиктованы заповедями и верой.

«Рыцарь без страха и упрека» - таким описывает героя Вальтер Скотт, награждая своего подопечного положительными характеристиками. Ричард Львиное Сердце для Айвенго - не просто король, а образец, на который стоит равняться. В боях за Святую землю Уилфред обретает бесценный опыт, прощается с юношеской горячностью и в дальнейшем демонстрирует зрелость решений и поступков.

Полноценное описание образа главного героя невозможно без сравнения с антагонистами и протагонистами. Несмотря на ссору со своим отцом Седриком, Айвенго относится к родителю с уважением. Взгляды старика претят восприятию реальности, к которой склонен Уилфред, но традиции и родственные связи много значат для героя. Он не отличается злопамятством и почтительно общается с Седриком.

View this post on Instagram

Айвенго и Ревекка

Ровена выступает в роли возлюбленной Уилфреда и верного понимающего друга. Ее сдержанной натуре противопоставлена темпераментность Ревекки. Молодая еврейка становится причиной схватки между Айвенго и Брианом де Буагильбером. На кону честь девушки. Скотт описал поединок таким образом, что становится ясно: Уилфред одержал победу не физическим началом, а стойкостью духа.

Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди.

Хотя Вальтер Скотт при создании романа опирался на исторические источники, в роман вкрались некоторые неточности. Например, шут Вамба прикидывается францисканским монахом, чтобы попасть в замок Торквильстон, однако этот орден во времена действия романа основан еще не был. Также там есть упоминание кармелитского монастыря, но в действительности первая монашеская община кармелитов появилась почти на 40 лет позже.

Айвенго в фильмах

По книге снято четыре кинокартины. Первый фильм об «Айвенго» вышел на экраны в 1952 году. Его трижды номинировали на «Оскар». Проект Ричарда Торпа открылся этой лентой, начавшей трилогию о рыцарях. Сердца зрителей покорила экранизация 1982 года, где главную роль исполнил актер Энтони Эндрюс.

Действия романа «Айвенго» раскрываются перед читателем на фоне интереснейших исторических событий: 1194 г., король Ричард Львиное Сердце возвращается в Англию из австрийского плена, а тем временем, властолюбивый принц Джон захватил трон, учиняя всевозможные беспорядки.
Автор подробно описывает борьбу завоеванных норманнами саксов, которые не могут примириться с участью покоренного народа, и война против норманнов обусловлена не только национальными, но и социальными противоречиями. Норманны находятся на более высоком уровне социального развития, но саксонская знать не прощает им потери своих владений и жестокого истребления соотечественников. Страну, можно сказать, буквально рвут на части те, кто остался верен королю Ричарду, и те, кого умудрился подкупить принц Джон.
Роман захватывает своим повествованием, увлекательным сюжетом с первых страниц. Нельзя сказать, что это книга для подростков: дети, скорее, будут читать лишь из любопытства о том, что же будет дальше. Их увлечет за собой сюжетная линия. А вот психологические образы, философский вопрос выбора, достаточно трудный язык, суждения, заставляющие немало подумать над той или иной проблемой, заинтригуют любого взрослого.
Практически каждый образ здесь рисуется яркими красками. Даже затрудняюсь, с кого начать. Начну, пожалуй, с героя, именем которого названа книга.
Айвенго – славный и доблестный рыцарь, совершивший немало подвигов. Рыцарь, лишенный наследства за долгие годы скитаний, изгнанный из дома своим отцом из-за противоречивых взглядов на положение в стране и за привязанность к воспитаннице его отца Седрика, леди Ровене, закалил свой дух, научился быть терпеливым, сдержанным, более сильным и рассудительным.
Он никогда не действует сгоряча и отдает отчет каждому своему поступку, даже если он будет стоить ему жизни. Честь, доблесть, смелость, любовь и верность для него превыше всего. На протяжении долгих лет в его сердце жила любовь к леди Ровене. На турнире, который устроил принц Джон, Айвенго сражался до последнего: сколько же нужно выдержки! Как нужно уметь собирать свои силы, какую нужно иметь волю, чтобы, получив тяжелое ранение, завершить начатые состязания до конца и выйти из них победителем! Едва выздоровев, отправляется он защитить честь Ревекки, зная, что соперником выступит сильнейший Бриан де Буагильбер. Но вообще читатель должен заметить, что в романе гораздо больше внимания уделяется другим героям. Так, эпизодов с Черным рыцарем мы наблюдаем гораздо больше. Легендарный король Англии - Ричард Львиное Сердце, вынужденный скрываться под маской Черного Рыцаря, выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены. Этот король – истинная душа простого народа. Его уважает и почитает вся шайка разбойников Локсли (большой вопрос, кстати, кто больше разбойник – Локсли, или принц Джон), он умеет ценить настоящие подвиги и дружбу. «Англия останется без короля», - предупреждали его верные подданные, однако Черный рыцарь побывал в самых горячих точках романа ради того, чтобы защитить своих друзей. Благородство, благополучие близких для него стоят на первой ступени в иерархии ценностей, нежели чем корона и власть. Трусливый принц Джон – его прямая противоположность. И тут напрашивается вопрос: можно ли назвать Ричарда безрассудным?
Ведь он должен понимать, что если погибнет, то все его приближенные останутся в руках жестокого брата. «Великодушный, но опрометчивый и романтический монарх» - так говорит о нем сам автор. Осудить ли Ричарда, или же восхищаться им – решать читателю.

Не менее противоречив и образ храмовника Бриана де Буагильбера. Сперва он может показаться жестоким, суровым и алчным человеком, да и что можно ждать, казалось бы, от человека, вынесшего не один жестокий бой, закаленного солнцем Палестины и кровожадными схватками?.. Однако даже такой человек может любить. Он любил до самой смерти прекрасную Ревекку, был готов пожертвовать всем ради этой любви: званием, честью, лишь бы только она дала свое согласие. С одной стороны, любовь его носит хищный характер.

Он не желает принимать отказ, он привык завоевывать, как истинный воин, только вот он забыл, что сердце девушки – это не просто крепость, которую можно отбить мечом, ведь у нее тоже есть собственное мнение, право выбора. А с другой стороны, храмовник не принуждает ее – он предлагает различные варианты спасения, не насильно же он держит ее в крепости. Он терпелив и ждет своего часа. С тем фактом, что на поединке с Айвенго «он пал, став жертвой собственных страстей», или «бог покарал его за необузданную страсть» я соглашусь едва ли. Храмовник, поняв, что Ревекка никогда его не полюбит, потерял смысл жизни и сдался, хотя выступил на поединке как рыцарь и создал иллюзию сражения. И ему это удалось. Имя, последнее, что ему можно было потерять, не запятнано позором и умер он в доспехах, как и подобает рыцарю, хотя, еле сидевшего в седле Айвенго он мог бы запросто одолеть. Он предпочел смерть позору и, как я считаю, поступил благородно. Его любовь может служить образцом для подражания: ради своей любимой он был готов на все.
Но ещё интереснее в романе женские образы. Ровена. Избалованная богатством и вниманием, властью, дарованной ей, привыкшей, что все ей вокруг подчиняются, она не обладает решимостью, самоотверженностью. Что касается Айвенго, то скорее, она позволяет себя любить, ей льстит любовь такого доблестного рыцаря, тешит ее самолюбие.
Уильям Теккерей замечательно отозвался об этом персонаже: «Ровена, - бесцветное белобрысое создание, по моему скромному мнению недостойное ни Айвенго, ни положения героини». Но что она сделала ради него, любимого человека? Лишь спросила вначале книги – где Айвенго, да что с ним?... Гораздо удивительнее и ярче образ Ревекки – прекрасной и мужественной еврейки. В отличие от Ровены, она прошла через унижение и презрение, будучи дочерью всеми гонимого и ненавистного народа. Она научилась выживать. В экстремальной ситуации, когда Ровену и Ревекку взяли в плен, Ревекка, ловко выскользнув из окошка башни, предпочла разбиться насмерть, нежели достаться угнетателю в качестве легкой добычи, а Ровена расплакалась, как беззащитное дитя. Именно Ревекка и ее отец Исаак выручают Айвенго с доспехами, именно эта девушка вылечила его рану. Она прекрасная целительница, смелая и решительная. Автор в конце повествования делает интересную заметку: «Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной, ибо с ранней юности их связывали узы взаимной любви. И любили они друг друга еще более оттого, что испытали столько препятствий к своему соединению. Но было бы рискованным слишком подробно допытываться, не приходило ли ему на ум воспоминание о красоте и великодушии Ревекки гораздо чаще, чем то могло понравиться прекрасной наследнице Альфреда». Намек на то, что образ Ревекки не мог покинуть сердце Айвенго, очевиден.
Самоотверженные люди по типу Буагильбера и Ревекки потерпели поражение. Айвенго остался верен своей любви и своим принципам, не желая даже узнать больше о Ревекке. В этом, наверное, его минус. Любила ли его Ровена? Задавал ли он себе этот вопрос, прежде чем отдать ей предпочтение? Стоит отметить, что образы Ревекки и рыцаря Храма оставляют после прочтения книги более сильное впечатление. У них есть чему поучиться, и они гораздо интереснее и ярче, чем образы Ровены и Айвенго. Да, пусть они проиграли, но они восхищают своим мужеством и запомнятся читателям надолго.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры