Гибель бас-гитариста группы "Любэ": первые детали расследования. Роль бас-гитары в группе Бас гитарист группы

Главная / Бывшие

Среди современных музыкантов часто можно услышать мнение, что бас-гитара не выполняет особо важную роль в группе. Но это не так. Этот инструмент придает необходимое звучание при исполнении композиции. Бас-гитарист держит определенный темп при исполнении музыки, низкие ноты придают песне особое звучание.

На этот инструмент ориентируются ударник и гитарист, так как басист на протяжении композиции воспроизводит ритмический рисунок. Для того чтобы действительно стать хорошим музыкантом, необходимо иметь отличное чувство ритма и такта. Басовый ритм внесет в песню определенное разнообразие и свежесть.

К сожалению, современный слушатель имеет слабое представление о роли бас-гитары. Инструмент незаслуженно отодвинут на другой план. Однако если послушать звучание любимых песен без баса, то эффект от прослушивания будет совершенно иным. То есть без использования бас-гитары композиция будет негармоничной и несовершенной.

Примеров действительно легендарных басистов много: это Пол Маккартни, Уилл Ли, Джеймс Джеймерсон и многие другие.

Гитару необходимо подключать к усилителю. Строением она похожа на стандартную гитару. Однако она является скорее подвидом контрабаса. Бас-гитара обычно имеет 4 струны, но встречаются модели с большим количеством струн.

Наиболее известная фирма, изготовляющая разнообразные модели бас-гитар – Fender. Именно этот производитель выпустил первую в мире цельнокорпусную Precision Bass в 1955 году. Изобретателя этого инструмента звали Лео Фендер. С тех пор бас стал весьма востребованным инструментом, пришедшим на смену контрабаса.

Особенностями бас-гитары является отличное от акустики строение и использование толстых струн. Есть разновидность, которую отличает отсутствие ладов. Они создаются для того, чтобы наиболее выгодно использовать приёмы как вибрато или глиссандо. Звук напоминает чем-то контрабас.

Музыканты играют двумя способами: пальцами или с использованием медиатора. Существует еще одна техника исполнения – слэп. Он осуществляется благодаря удару струны о металлический порожек.

Басисты могут играть сольные композиции или же аккордами. Но всё же главной функцией этого музыканта является поддержание ритмического рисунка. Поэтому учиться играть лучше всего используя метроном.

Как вы уже поняли, главная функция бас-гитариста в группе – поддержание гармонии, ритма. Этот инструмент можно сравнить с твердым кирпичом, из которого заложен фундамент. К сожалению, многие группы имеют тенденцию заменить басовую на электронную партию в специальной программе. Но это не сможет сделать музыку настолько выразительной, как при использовании живого инструмента.

Павлом Усановым. Группа готовит концерт его памяти. А столичные следователи выясняют обстоятельства конфликта, в котором музыкант получил тяжелую травму, а три недели спустя скончался в реанимации. Подозреваемый уже задержан, но своей вины не признает. А друзья погибшего выдвигают собственные версии случившегося.

Павел Усанов умер в реанимации, так и не придя в себя после трехнедельной комы. Перелом основания черепа и гематома в области мозга — результат удара, который нанес музыканту 38-летний Максим Добрый. Его опознали свидетели. Все случилось 2 апреля в поселке Озерецкий, где бас-гитарист Любэ жил со своей семьей.

Известно, что первоначальный конфликт произошел поздно вечером в ресторане. Возможно, это была только словесная перепалка. Во всяком случае, сотрудники заведения отрицают, что была драка. Павлу нужно было пройти всего несколько метров до дома в жилом комплексе "Мечта". Не исключено, что здесь музыканта уже караулили.

"Между Усановым и 38-летним жителем Солнечногороского района Максимом Добрым , в ходе которого обвиняемый нанес музыканту кулаком удар в область головы. В настоящее время обвиняемый находится под стражей, и в ближайшее время с ним будут проведены все необходимые следственные действия", — заявила официальный представитель Следственного комитета России по Московской области Ольга Врадий.

В начале апреля . Свою вину он по-прежнему отрицает. Не отрицает лишь того, что был в тот вечер в ресторане.

Как нам рассказали официанты заведения, они видели Усанова, уходя домой со смены. Зал опустел, Павел сидел за барной стойкой один. Очевидно, стычка произошла раньше. И те, кто затеял ссору, успели покинули заведение.

"Человек публичный. Человек посещал заведение. Он очень хороший человек. Они приходили с женой часто просто покушать",- рассказывает директор ресторана.

За что убили талантливого музыканта, точно неизвестно. Вот такую версию высказал друг Усанова, писатель Захар Прилепин.

"Паша сидел в баре, обсуждал как раз те самые темы, что и . В кафе был кто-то, кому, судя по всему, разговор не понравился. К Паше подошли и ударили по голове. Сзади. Лицом к лицу с ним убийца имел куда меньше шансов. Паша мог за себя постоять. Расплодились люди, которые , за мужество", — считает Захар Прилепин.

Выпускник Гнесинки Павел Усанов пришел в "Любэ" 20 лет назад. Он заменил басиста Александра Николаева, трагически погибшего в автокатастрофе.

"Для нас это очень большая потеря, невосполнимая. Он с нами 20 лет проработал, буквально пришел на место бас-гитариста, который у нас тоже погиб в автокатастрофе в 1996 году. Замечательный был парень. И помимо того, он за это время занимался и другими проектам: и организовывал детские конкурсы и в Севастополе, и на Донбассе. Тяжело все это переживать, и как-то все очень неправильно", — считает солист группы "Любэ" Николай Расторгуев.

"Что бы сейчас ни говорили о кончине нашего друга Павла, для меня такое ощущение, будто он погиб в бою. Потому что вся его предыдущая жизнь была настолько связана с этим: помочь людям. Это касалось и концертов в Донбассе перед жителями, и помощи детишкам, которых он посильно, пользуясь своими возможностями, приглашал в Москву, на концерты, как-то их опекал", — поясняет поэт-песенник Александр Шаганов.

У Павла Усанова осталась жена и двое детей. , на его малой родине. Прощание состоится 21 апреля в Петровском парке Москве.

Антон Тушин/Ridus.ru

Бас-гитарист группы «Любэ» Павел Усанов рассказал «Ридусу» о работе в любимой группе Путина, сольном творчестве и поездке на Донбасс.

Интервью с бас-гитаристом легендарной группы «Любэ» и основателем собственного рок-коллектива «Встречный бой» символично начинается с песни. Павел Усанов рассказывает, что его композиция «Посмотри на мою землю» посвящена нашей общей Родине, которая устала от непонимания людей и хочет покоя…

— Павел, в 1996 году вы становитесь бас-гитаристом «Любэ». Ровно через десять лет, в 2006 м, создаете собственную группу «Встречный бой», которая по идеологии патриотичного настроя схожа с «Любэ». Как пришли к этому?

— Этот процесс неизбежен для творческого человека. Иногда хочется выразить себя иными средствами, что и произошло в моем случае. В один момент я понял, что хочу не только играть музыку, но еще и заниматься песенным творчеством. Как известно, совершенству нет предела. Определенный путь моей творческой карьеры пройден, но мне еще предстоит много работы. Есть много впечатлений, ассоциаций, дум и переживаний, которые хочется выразить, воплотить, реализовать в музыке.

— При этом работа в «Любэ» не прекращена?

— Нет. С «Любэ» я уже около двадцати лет и не имею желания покидать коллектив. «Встречный бой» — это творческое самовыражение параллельно с «Любэ», о работе в которой я могу говорить бесконечно…

— «Любэ» знают все, а «Встречный бой» еще не достиг такой популярности.

— У группы было много сложных этапов, связанных с поиском солистов. Они часто менялись потому, что творческое нутро вокалистов не соответствовало заложенному в песнях смыслу. Это нормально, потому, что у каждого человека есть свои жанровые дороги и стилистические особенности. В итоге я пришел к тому, что стал для группы не только автором текстов и музыки, но и основным вокалистом.


Антон Тушин/Ridus.ru

— Над чем работаете сейчас?

— Сейчас идет жаркий процесс написания второго альбома, после чего я выйду на концертные площадки, чтобы представить слушателям свою программу. Часть песен уже написана, часть еще в планах, но работа кипит.

— Мы знаем, что Вы только вернулись из поездки на Донбасс, где на протяжении трех дней исполняли патриотичные хиты для бойцов ополчения и раненных жителей Донецка.

— Ко мне обратились представители одной ветеранской организации и попросили душевно и творчески поддержать жителей Донбасса. Нельзя сказать, что без раздумий, но недолго думая я все же согласился ехать. Для меня было очень важно откликнуться на просьбу.

— Это были гастроли группы или сольное выступление?

— Нас было двое — я и моя гитара. Выступал в местном драмтеатре на мероприятии, посвященном Дню полиции ДНР. Остальные дни ездил по детдомам, госпиталям и реабилитационным центрам, где много изувеченных войной детей. Страшно, что страдают бедные дети: любой артиллерийский взрыв в городе заканчивается новым пострадавшим ребенком. Надо отдать должное врачам, которые трудятся совершенно безвозмездно, самоотверженно спасая людей.

— Какие песни жители Донбасса просили Вас исполнить?

— Всё самое популярное: «Комбат», «Давай за» и другие. Было приятно, что мои исполнения становились коллективными. Ребята подхватывали и пели вместе со мной. У меня не было задачи приехать на Донбасс, чтобы лирически и грустно переживать о том, что происходит. Наоборот, хотелось осветлить ситуацию. Создать маленький праздник. И я думаю, что это удалось. Встречался на окраинах с бойцами, душевно пели вместе и они были благодарны…

— Как они?

— Война есть война. Это такой огромный клубок из многих составляющих, в центре него — героизм людей, но там же можно встретить и предательство и корысть. Жители Донецка — это настоящие герои и их жизнь сейчас созвучна жизни блокадного Ленинграда. Несмотря на кровопролитие, они мобилизовались и пытаются вновь строить мирную жизнь: запустили городской транспорт, убирают улицы, местами сохраняют освещение, стараясь придать разрушенному городу человеческое лицо.


Антон Тушин/Ridus.ru

— Что запомнилось больше всего?

— Глаза людей. Они абсолютно не такие как у нас. Чтобы описать глаза человека, живущего рядом с войной, надо быть поэтом или писателем. В них видно, что люди живут чем-то настоящим, что они совершенно сконцентрированы. В них нет разбросанных, лишних и ненужных мыслей. При этом, народ очень приветлив и дружелюбен. Нашел в городе какое-то маленькое кафе, захожу, смотрю — официант стоит в белой рубахе… Понимаете, война идет, кругом все гремит, а он в белой рубашке… От этого как-то душа просветляется.

— На Ваш взгляд, как скоро и чем разрешится весь этот конфликт?

— Делать политические прогнозы — дело неблагодарное и бесполезное. Русские люди хотят разговаривать на родном языке. Нельзя сказать, что все сто процентов жителей Донбасса хотят этого, но большинство из них считают себя частью русского мира. Они не собираются отдавать свои земли, и понимают, что назад дороги нет. Боевой дух у бойцов очень высокий, военные успехи на лицо. Они не отдадут свои земли Украине.

— Раньше у группы «Любэ» было много гастрольных туров по Украине. Как думаете, скоро ли возможен следующий концерт в Киеве или Одессе?

— Боюсь, что нескоро. Я не испытываю никакой неприязни к Украине как к таковой, к ее населению. Меньше года назад у нас был грандиознейший концерт в Киеве, хотя уже тогда Майдан во всю майданил и дымился, а зал был полон народу. Сейчас я получаю много сообщений от украинских почитателей «Любэ». Они придерживаются разных политических точек зрения. Я говорю им, — ребят, давайте исходить из общих христианских категорий и отталкиваться от православных воззрений. В беседе выясняется, что они «настоящие православные», а мы, русские, какие-то другие. Но из-за их любви к «Любэ» еще можно удержать разговор в мирном русле…В то же время, из Луганска и Донецка приходят другие сообщения. Ополченцы мне пишут, что идут в бой с песнями «Любэ».

— Такие слова высшая заслуга для музыканта, так?

— Не знаю, может быть. Всегда важно если то, что ты делаешь находит благодарность в сердцах людей. Значит твое творчество не бессмысленно.


Антон Тушин/Ridus.ru

— Как раз за «глубокий смысл» песен президент страны Владимир Путин считает группу «Любэ» своей любимой?

— Как-то повелось так говорить (показывает заставку на телефоне, где стоит в обнимку с ВВП). Владимир Владимирович приехал к нам однажды на концерт в Сочи, вот с тех пор такая веревочка вьется.

— Но группа выступала на Манежной площади после провозглашения победы Путина на президентских выборах?

— Да, тогда еще холодно было очень (смеется). И до этого тоже выступали на выборах Медведева. Тогда за нами символично стоял Макаревич. (Выдерживает паузу). Если говорить о Макаревиче, «разбомбили» его конечно…

— Незаслуженно?

— Вы знаете, нельзя осуждать его как предателя. Это была его точка зрения, и он имеет полное право ее выражать. Его гражданская позиция состояла в том, чтобы поехать в Киев, моя — на Донбасс. Я не поддерживаю его в этой ситуации. Но меня поражает то количество оскверненных афиш выступлений Макаревича, которые я вижу в разных городах. Это перебор. Многие артисты вне политики. Это тоже выбор. А наш выбор быть в центре событий, рядом со страной. «Любэ» — это своеобразное спецподразделение, как «Альфа», только в музыке.

— А какая песня «Любэ», на Ваш взгляд, лучше всего характеризует все эти события?

— Не ошибусь, если отвечу, что это песня «Выйду в поле ночью с конем». Поле — это Россия. Большое, общее, колосистое, ржаное поле, где каждый найдет для себя место. И оно должно плодоносить и приносить урожай, а не принимать на себя взрывы снарядов. Мы переживаем трудный период, но хочется верить, что украинцы — это все-таки наши братья, и мы преодолеем это непонимание.

На наши вопросы ответил бас гитарист Андрей Шморгун (ex Breakwar,ТАРАКАНЫ!)

Андрей, расскажи как ты начал играть на басу. Почему именно бас? Кто помогал тебе и обучал азам?

В 15-и летнем возрасте я познакомился с одним продвинутым металлистом, он уже тогда играл на барабанах и слушал "king diamond" в их группе не было басиста и почему-то мы решили, что я буду играть на басу! Но группы у нас не состоялось почему-то!) Кстати это был Рома Лысый, который в последствие стал драммером Breakwar!)) Позже я стал брать частные уроки у некоторых взрослых профессиональных басистов!

Кто твои бас кумиры?

Первый кто меня впечатлил это Алекс Вебстер из Cannibal Corpse, сейчас их море, от Cтинга до Шаво из SOAD.

Какая музыка влияла на тебя, как на музыканта в процессе твоего музыкального развития?

Сначала, лет так до 18, я думал что метал это единственная музыка в мире, которая достойна моего внимания, но чуть повзрослев, я услышал много интересного и в других стилях, панк, альтернатива, даже джаз!))

Расскажи о своем музыкальном образовании, если оно есть. Как ты вообще считаешь - рок басист должен знать ноты или достаточно просто круто играть и снимать партии гитары "на ходу"?

У меня муз-образования нет! Когда я хотел учиться року, в нашей стране не было школ способных дать мне то, что я хотел, поэтому приходилось брать частные уроки! Вообще, муз грамотность это как минимум интересно!)) Но в роке куча примеров великих артистов не имеющих образования!

Расскажи про свою первую группу, как ты начинал, если помнишь - расскажи про первую репу, про первый концерт.

Группа называлась Beyond the darkness, кажется так!) Играли мы смесь дет-блек-дум, где-то пол годика мы репали вдвоём с гитаристом у меня дома, потом нам подвернулся драммер который играл на 2-х бочках и у него была маза репать в муз школе, где он играл на балалайке!)) Ещё через какое-то время мы дали концерт, было весело, нам по16-17 лет, волосы длинные, в микрофоны орём, что ещё нужно!)

Расскажи, как вы собрались с Breakwar? Как собрался ваш состав? Были ли у вас конфликты внутри коллектива и почему группа распалась? Что для тебя значил распад Breakwar? Какой по твоему мнению самый крутой концерт Breakwar?

В конце 90-х я познакомился с Ромой Бананом. После нескольких совместных тус я предложил ему поиграть вместе, мне нравился его подход к группе, гастроли, тусы, у них они были не такие как у всех, всё было серьёзнее, на сколько это возможно в то время! Вот я и вписался в Breakwar, ведь какой музыкант не мечтает об активной деятельности!? А в Breakwar тогда прослеживалась активная позиция по поводу продвижения группы!

Когда мы с Бананом договорились о совместной деятельности, из группы свалил драммер Валёк, и мы решили позвать нашего общего знакомого Рому Лысого, в итоге состав укомплектовался: Лёха Фин-гитара, Лысый-барабаны, Банан-вокал и я на басу! А дальше репы, концерты, гастроли, всё как всегда!)

Конфликтов у нас почти не было, мы делали что нам нравится и радовались этому! Двигались вперёд всегда, поэтому времени на разборки в группе не было!

Концертов было много, как-то мы летали в Хабаровск, это было нечто, в Калининграде всегда было весело, мы там раз 5-6 играли всегда с оглушительным успехом!)

Распалась группа потому что ничто не вечно, мы проиграли вместе 8 лет, сделали очень много, прокатились даже за границу чутка, и в определённый момент лично я понял, что скорее всего это самый верх для группы, тем более Рома Банан начал больше заниматься промоутерством, чем группой, поэтому мы решили не загонять себя в адское болото, а на хорошей ноте прекратить деятельность!)

Я по жизни оптимист, и распад группы для меня был переходом в новую эру, открылись горизонты которых раньше не было! Ведь я всегда мечтал играть в группе, которая активно гастролирует, записывает альбомы, и вот у меня появилась возможность найти что-то новое! Так и случилось, я попал в самую активную панк группу страны!))

Почему ты решил пойти в Тараканы? Расскажи про ваше первое знакомство, про общие впечатления друг от друга, как прошел ваш первый концерт, сильно ли ты нервничал? Как тебе статус басиста в одной из самых значимых панк команд России? Тараканы! - это команда профессионалов играющих музыку в определенных рамках или все же больше творчества и самореализации? Давит ли на вас груз "старых хитов"?

Потому что это самая крутая панк группа страны!)) А я люблю всё самое крутое))

Сид очень интересный и притягательный человек! Первое знакомство случилось за долго до того, как мы начали вместе играть, наверное это и сыграло роль, что он позвал именно меня! Первый концерт был в Рязани, нервничал чутка, но это только до выхода на сцену!

Статус о***нный, я же говорю, люблю самое крутое!)

Есть конечно определённые рамки, как у всех групп, но мы играем что хотим, не всё идёт на альбомы и т.д. Но в плане творчества у нас полная свобода и это очень радует!

Какой груз, если бы не было старых хитов, не было бы и Тараканов, все старые хиты очень крутые песни, я каждый раз играю их с удовольствием, это не груз, а наоборот!)

Удавалось ли вам с группой Breakwar зарабатывать какие либо деньги? Как обстояли дела с турами, концертами в Москве и продажей дисков? На каком лейбле вы выпускались? Как твоя жизнь изменилась после твоего прихода в Тараканы!, стал ли зарабатывать на жизнь только музыкой или все еще приходиться работать? Можно ли сказать, что не смотря на популярность Тараканы - это андреграундная группа? Почему многие группы не достигли такого уровня как Тараканы? Что мешает молодым командам достичь успеха, несмотря на то, что в 21 веке гораздо проще сделать запись, выложить ее в интернет и т.д.?

Конечно, бывало, мы что-то зарабатывали, но это были условные деньги, мы больше вкладывали в группу, чем зарабатывали. Диски продавались, но с продаж мы могли разве что оплатить половину реп. Breakwar выпускались на Кап-кан рекордс и на Мороз-рекордс, но это ничего не значит, Кап-кану мы отдали альбом за 100 или 200 дисков сейчас уже и не помню, а Морозу за половину стоимости записи!

Играя в Тара! Мы конечно зарабатываем деньги, но это, если можно так сказать, прожиточный минимум, думаю среднестатистический офис менеджер получает в 2 раза больше в месяц, за то мы занимаемся любимым делом!))

Андеграунд понятие растяжимое, есть группы которые реально сидят в подвалах, играют 1-2 раза в месяц перед 20 своими друзьями и им это нравится, это андеграунд! Но также можно и сказать про Тараканы! Не смотря на то, что наши песни на радио и мы собираем на концерты много народу мы не крутимся в телеке, мы не тусуем на светских вечеринках, мы не завсегдатаи шикарных ресторанов и репетируем тоже в подвале, кстати!)) Так что однозначного ответа нет!

В том то и дело, в 21 веке очень просто сделать музыку и даже донести её до людей, по средствам интернета, но в связи с этим групп стало миллиард и люди распыляются, что мешает популярности действительно талантливым ребятам, которые вкладывают деньги в записи, пишутся на плёнку в дорогих студиях и хотят отдачи, но на них уже не

хватает времени у слушателя, потому что нужно успеть услышать остальных, тех кто дома в одно рыло записывает альбомы в компьютер!)

Расскажи, как ты занимаешься на инструменте, что делаешь, что бы развиваться? Преподаватели, занятия дома, джемы и прочее?

Как я уже сказал, мы много репаем, занятие в коллективе, это самое лучшее что может быть для развития! Иногда, я дома играю песенки грандов мирового рока!

Андрей, расскажи про свое оборудование и конечно про своих красавиц (я бас гитары имею ввиду), которые были, есть, которые хочешь приобрести. Какой бас первый был? Какие у тебя любимые бренды, модели? Что используешь на студии, на концертах, во что играешь дома? Используешь какие-либо педали? Какое любишь усиление? Какие струны любишь? Какой у тебя строй?

Сейчас я имею Fender Precision usa 78 года, Jazz bass японский, но главное Gibson Thunderbird, на нём я сейчас в основном и нарезаю! Мне пока хватает!) Вот они и любимые!) И на студии и на концертах и дома только их и использую! От педалей отказался, последнее время мне нравится звук настоящего баса! Из усилков очень люблю Ampeg. Струны разные пробую! Строй стандартный, мы же панк нарезаем, там и***бы ни к чему!))

Как ты относишься ко всяким экстремально тяжелым стилям и группам, к поп музыке, хип хопу, R"n"B?

Ко всему отношусь с уважением, если слышу в этом творчество!

Узнают ли тебя на улицах? Как ты реагируешь, когда с тобой знакомятся девушки на концертах? Есть ли у группы Тараканы "групиз"?:)

Да, бывает узнают!)) Если при знакомстве я слышу логичный спокойный диалог, то меня это радует!) Групиз, конечно, есть, мы же великие панк рокеры современности, как мы можем без групиз жить!)

Что ты делаешь в свободное от музыки время? Есть у тебя другие хобби? Кино, книги? Вообще, музыка для тебя - хобби или работа? Я знаю, что ты любишь и умеешь круто готовить. Не думал открыть свой ресторан?

Я катаюсь на сноуборде, недавно на бокс стал ходить, люблю в свободное время в видеоигры погонять, кино, книги тоже присутствуют в моей жизни. Музыка это счастье для меня!) Ресторан, это очень много трудностей, надо иметь много связей что бы он не прогорел! Пока не охото влезать в это болото, может конечно придётся, но не сейчас!

Как ты борешься с ленью? Есть у тебя какие-то секретные методы?

Самый лучший метод, это просто встать и пойти, лень сама отступает сразу!!

Какая у тебя в жизни мечта?

Моя мечта, что бы группа, где играю я - была как Грин Дей!))

Есть какие-то вещи о которых ты очень жалеешь? Хотел ли ты когда-нибудь сменить музыку, например, на свой бизнес? Что для тебя музыка вообще? Что она тебе дает? Мешает ли в чем-то?

Я всегда хотел, что бы музыка была моим бизнесом, ведь что может быть лучше, когда живёшь за счёт любимого дела, это и есть счастье! Не мешает, только помогает, я имею кучу знакомых, любовь за счёт того, что я в музыке, вот, например, интервью сейчас даю только из-за того что я в музыке!))

Дай пожалуйста совет начинающему басисту! С чего стоит начать, что важно, а что нет?


Важно найти хорошего препода и слушаться его, и не спешить - учёба на инструменте это годы, терпение лучший помощник в этом!

Не люблю вспоминать о плохом!

Если бы ты написал самую правдивую книгу о себе и своей жизни, и нужно было бы назвать ее одним словом, какое название ты бы выбрал?

Если бы у тебя была бы возможность обратиться ко всем людям земли, что бы ты сказал им?

Не е**те мозга, радуйтесь тому что имеете, а не обламывайтесь от того чего у вас нет!!

P.S. Огромное спасибо, Андрей, за крутые ответы! Тараканам всяческих успехов!

Обязательно посетите сайт группы - http://www.tarakany.ru/

Честно говоря, бас-гитару я выбрал просто из-за того, что не хотел быть таким как все. Это было давно. В 9-ом классе. Как же мне нравилось словосочетание «бас-гитарист»!
После этого были поиски способов построения басовых линий. Правила. Теория. Техники. И это уже другая статья. Если коротко — правил просто нет. Суть правил в том, что бы научится обходится без правил. Не быть зажатым в их рамки.

Потом пришло время, когда хочется всем показать какой ты классный. Всю песню ждешь момента своего короткого супер-быстрого синкопирующего хода. Сейчас. Сейчас..Иногда получается сделать все четко. И кажется, что ты такой классный! Все внимание было на тебе! Ведь у басиста так мало таких моментов! (Для тех, кто не понял — это была ирония) А потом при просмотре видео с концерта краснеешь. Настолько видно напряжение, всю неприродность, неловкость. Опять же короткая суть такая: если человек хочет показаться лучше, чем он есть на самом деле, значит он плохой. Это правило можно спроецировать на любую плоскость: богатство, образованность, или т.п. Если музыкант изо всех сил старается показать свою техничность и оригинальность, значит именно этого ему и не хватает.
Сейчас мне кажется, что я понимаю роль бас-гитары в группе. Кажется, что я понимаю ее предназначение. Но есть одно «Но». Раньше мне тоже так казалось. Даже в 9-ом классе.
И все же я рискну поделится своими рассуждениями по этому вопросу.

1-ая роль. Физическая. От слова «физика». Эту роль вообще можно и не выделять. Она важна больше для звукорежиссеров, чем для музыкантов. Звуки бас-гитары лежат как раз в том свободном частотном диапазоне, где с ней почти никто не соприкасается. Снизу «подпирает» бочка. Сверху гитара. Я утрирую, конечно, все намного сложнее. И все же бас гитара заполняет низкочастотный диапазон звукового пространства. Даже если басист будет просто играть партию гитары на октаву ниже (что очень много басистов всю жизнь и делают), это придаст свой объем звуку. Правда, некоторые гитарные партии просто физически на бас-гитаре не сыграешь...

2-ая роль. Ритмическая. Если рассмотреть группу с точки зрения ритма, то бас занимает почвенный слой между ударными и гитарой. Это связано со многим. Во-первых, низкие частоты хуже различаются человеческим слухом и как результат аккорды на толстых струнах звучат не так приятно. Во-вторых, низкие частоты несут в себе гораздо больше энергии. Гораздо больше "кача" потенциально может получится. Можно провести аналогию с африканскими племенами. Басовые барабаны ведут основной четкий ритм, а барабанчики поменьше «сыпят» дробями.
Такие техники, как слеп и теппинг опираются как раз на ритмическую функцию. В ритмических стилях басовые партии более яркие, более заметные.
В этой роли для себя я определился следующим правилом: бас не должен опираться на кого-то, он должен быть опорой сам по себе. Здесь я не имею ввиду то, что басовая партия не должна быть ни с кем согласована. Я имею ввиду то, что басист должен играть свою партию в одиночестве с таким же "качем", как он ее играет с группой. Такая проблема у меня возникла, когда я играл с сильным барабанщиком, берущим на себя инициативу. С ударником — все четко. Сам — плаваю. Всегда следите, что вы ощущали свою партию. Басист — не должен быть ритмическим потребителем. Басист должен поддерживать и страховать ритм. Хотя, если посмотреть на Сид Вишеса, то басист вообще ничего не должен. Так, что ищите себя и свою Ненси.

Но это еще не все. 3-ая роль. Гармоническая. Хоть я и говорил, что «аккорды на толстых струнах звучат не так приятно», все же это не догма. Есть множество басистов, которые употребляют игру аккордами. Посмотреть хотя бы на басовых монстров (хотя бы!!!), типа Вутена, или Джако. Но! Строят аккорды, как правило, на самых тонких струнах из всех толстенных струн бас-гитары. Только не в коем случае себя не ограничивайте себя! Хочется играть аккордами — играйте. Главное, что бы нравилось не только вам, но и другим участникам группы. А если вы один в группе, тогда главное, что бы нравилось вашей маме (родители самые жестокие и честные критики в таких вещах). Итак, с аккордами разобрались. Но ведь гармонию можно обыгрывать и по одной нотке. Как раз умелое и удачное сочетание ритмического рисунка с гармонической моделью и есть хорошая басовая партия. Басист может гармонически поддержать и вокальную партию и усилить гитарный аккорд. Ключевое слово - «поддержка».

Классическая бас-гитара — это поддержка. Ритмическая поддержка ударным. Гармоническая поддержка гитаре (или кто там еще есть). И опять исключения. Тот же “Primus”.

Ролей для бас-гитары можно выделить намного больше. И про каждую можно написать не одну статью. Но если коротко, то я вижу гитару с толстыми струнами в группе именно так.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры