Государственный музей Пушкина, Пречистенка: описание, история, интересные факты и отзывы. Гмии им

Главная / Бывшие

60 лет со дня основания
Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября 2017 года исполняется 60 лет со дня образования в Москве Государственного музея А.С. Пушкина (ГМП). Московский дом Пушкина, как еще называют ГМП - музей редкой судьбы. На момент учреждения в его фондах не было ни одного экспоната, а ныне он является одним из ведущих музеев страны, признанным многофункциональным научным и культурным центром Москвы. По ценности и объему своих коллекций Государственный музей А.С. Пушкина сегодня стоит в ряду крупнейших литературно-художественных и мемориальных собраний страны. В состав ГМП, наряду с основным Музеем А.С. Пушкина на Пречистенке, на правах отделов (филиалов) входят также Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Дом-музей В.Л. Пушкина, Музей И.С. Тургенева, Мемориальная квартира Андрея Белого. Таким образом, сегодня музей c научной и предметной достоверностью рассказывает не только о «пушкинской эпохе», представляя по сути весь «золотой век» русской литературы и культуры. Ежегодно музей принимает более 350 тысяч человек.

КАЛЕНДАРЬ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ ЮБИЛЕЙНОГО СЕЗОНА ГМП





4 октября 14.00
17.00
  • Открытое заседание Учёного совета Государственного музея А.С.Пушкина (к 60-летию ГМП)
  • Торжественное открытие выставки «Дом Нащокина - путешествие в Москву» (Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург)
  • Пресс-конференция и пресс-показ выставки с участием Сергея Михайловича Некрасова, директора Всероссийского музея А.С. Пушкина и специалистов музея
  • Торжественный прием в честь 60-летия Государственного музея А.С. Пушкина

5 октября С 12.00 до 21.00

18.00

  • День рождения Московского дома Пушкина.
60 лет со дня основания в Москве Государственного музея А.С. Пушкина
  • День открытых дверей. Большая развлекательно-познавательная интерактивная программа для посетителей музея: авторские экскурсии, мастер-классы, кинопоказы, концертные программы, дегустации и др.
  • А.С. Пушкин «Метель». Читает - заслуженный артист РФ Максим Аверин в сопровождении Юношеского симфонического оркестра им. Л. Николаева.
Юношеский симфонический оркестр России им.Л.В.Николаева
Художественный руководитель и главный дирижер Василий Валитов


Программа специальных проектов
к 60-летию Государственного музея А.С. Пушкина

1. Выставочные проекты:


С 23 августа до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Сумароков, Державин, Пушкин, Бестужев-Марлинский, Некрасов, Тургенев, Аксаков, Лев Толстой и Алексей Толстой, Островский, Лесков, Чехов, Блок, Бунин, Куприн, Пришвин, Паустовский, Федин, Шолохов, Нагибин, Бианки, Новиков-Прибой, Мамин-Сибиряк, Васильев, Астафьев, Казаков, Вампилов, Соколов-Микитов…

Какие имена! Цвет великой русской литературы. И все эти классики стали героями одного масштабного выставочного проекта, который организован Государственным музеем А.С. Пушкина и Государственным Литературным музеем в рамках Ассоциации литературных музеев России.

Выставка «С ружьем и лирой» объединила русских писателей и поэтов трех веков. Общей темой, связавшей русских классиков, стала «охота». В их произведениях, как и в их личном опыте, охотничья тематика нашла наиболее яркое воплощение. Хронологические рамки экспозиции охватывают период от XVIII до ХХ века - от Александра Сумарокова и Гавриила Державина до Виктора Астафьева и Алексея Вампилова.

Оказывается, охота и рыбная ловля для многих классиков русской литературы были излюбленным отдохновением. И увлечения эти вряд ли были случайны. Единение с природой рождало особую наблюдательность, созерцательность, азарт, делало зорким глаз и чутким ухо - а это, ведь, такие важные составляющие литературного творчества. Кто-то из писателей любил поохотиться за компанию, послушать охотничьи байки, запастись впечатлениями, а кто-то, как например, Некрасов, Тургенев, Островский, Шолохов - были заядлыми, страстными охотниками и рыболовами. Знакомство с народными традициями, общение с простыми людьми, собственный охотничий опыт давали писателям яркие эмоции, сюжеты, характеры своих будущих героев. Охота и рыбалка для многих были источником вдохновения. Так или иначе, но охотничья тема нашла отражение в литературном творчестве каждого из них.

Участниками проекта выступили крупнейшие исторические заповедники, литературно-художественные музеи, государственные библиотеки и архивы страны. Они представили из своих собраний уникальные мемориальные экспонаты, автографы и рукописные источники, предметы охотничьего быта, произведения живописи и скульптуры, широкую портретную галерею.

В числе «именных меморий» на выставке можно будет увидеть: охотничье снаряжение и ружья И.С. Тургенева, А.Н. Толстого, М.М. Шолохова; мужское и дамское седла для псовой охоты из некрасовской Карабихи; необычное кресло, в котором любил рыбачить знаток «купеческой России» драматург А.Н. Островский; сапоги, в которых исходил сотни километров по бескрайним родным просторам «певец русской природы» М.М. Пришвин; любимую удочку заядлого рыбака К.Г. Паустовского...
Выставочное пространство состоит из 4 залов, каждый из которых будет насыщен тематическими экспонатами, охотничьими трофеями и дополнен звуковым оформлением, соответствующим тем или иным охотничьим сезонам (крики птиц, вой волков, лай собак, звуки выстрелов, шум дождя, скрип снега и т.п.). В одном из залов посетителям будут демонстрироваться фрагменты из фильмов по произведениям русских писателей XIX - ХХ веков, посвященные охоте.


Участники проекта :
Государственный музей А.С. Пушкина
Государственный литературный музей
Брянский государственный краеведческий музей
Государственный историко-художественный и литературный Музей-заповедник «Абрамцево»
Всероссийский музей А.С.Пушкина
Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С.Пушкина
Государственный исторический музей
Государственный музей Л.Н.Толстого
Мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна»
Государственный Дарвиновский музей
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
Государственная публичная историческая библиотека
Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова «Карабиха»
Музей охоты и рыболовства
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева
Московский литературный музей-центр К.Г.Паустовского
Российская государственная библиотека
Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С.Тургенева «Спасское-Лутовиново»
Государственный музей К.А. Федина
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Государственный и природный музей-заповедник А.Н.Островского «Щелыково»


С 1 сентября до 3 декабря 2017 г. в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Выставочный проект продолжает цикл выставок и альбомов-каталогов Государственного музея А.С. Пушкина, рассказывающих о мастерах камерного акварельного портрета первой половины XIX века. Музей уже познакомил посетителей с монографическими выставками П.Ф. Соколова (2003 г.), А.П. Брюллова (2008), В.И. Гау (2011).

Выставка и изданный к ней альбом-каталог посвящены творчеству Александра Ивановича Клюндера, художника, академика, создателя знаменитой портретной галереи современников А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

Автором идеи, вдохновителем этого проекта и непосредственным участником стал кандидат исторических наук, академик РАХ, руководитель Департамента культуры г. Москвы Александр Кибовский. Известный своими исследовательскими работами в области военной истории, А.В. Кибовский хорошо знаком с живописным творчеством Александра Клюндера:
- Расцвет популярности Клюндера приходится на 1830-1840-е годы. В это время его старательность, точность в изображении лиц, хорошие навыки владения акварелью и быстрота исполнения заказов в сочетании с умеренными финансовыми запросами дают свой результат. Один за другим гвардейские полки поручают Клюндеру создание серий офицерских портретов, которые и сохранят его имя в искусстве. Лейб-гусары, кавалергарды, кирасиры Его Величества - десятки оригинальных акварелей и множество копий запечатлели два поколения блестящей военной молодежи, современников Пушкина и сослуживцев Лермонтова.
Выполняя множество заказов, Клюндер умело добивался портретного сходства. Но большое количество работ во многом достигалось заученными техническими приемами. Это не дружеские зарисовки Павла Федотова, где художнику знаком каждый сослуживец по лейб-гвардии Финляндскому полку, чувствуется авторская симпатия, уважение, ирония. В клюндеровских акварелях почти невозможно уловить внутренний мир персонажей. Все они красивы, молодцеваты, аристократичны и… практически одинаковы. Сам художник абсолютно к ним нейтрален. За это Клюндера много потом ругали почитатели Лермонтова. Ведь в двух своих портретах он никак не отозвался на величие литературного гения. На его акварелях обычный гвардейский офицер, в котором ничто не выдает таланта...

Музей Пушкина поставил перед собой достаточно серьезную и амбициозную задачу - собрать воедино творческое наследие А.И. Клюндера, хранящееся в музейных и частных собраниях, и впервые в таком объеме представить публике.

В проекте приняли участие 20 российских музеев, в том числе, крупнейшие художественные собрания России - Государственный Эрмитаж, Русский музей, Государственный музей-заповедник «Павловск», Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Исторический музей, Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом) и др. На выставке будет представлено 159 работ А.И. Клюндера.

  • Выставка «Новые поступления в собрание ГМП»
С 1 до 17 сентября 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Этой традиционной выставкой музей отчитывается о пополнении своих коллекций и представляет самые ценные экспонаты, поступившие в собрание ГМП за последний год.

В числе представленных на этой выставке экспонатов (более 40), посетители увидят уникальные мемории, которые вскоре займут место в постоянных экспозициях:


Альбом начала XIX века в переплете из красной кожи с тиснением и 209 листами с золотым обрезом. На листах 94 произведения: 80 оригинальных рисунков в различных техниках, семь коллажей, два силуэта и пять гравюр. В числе рисунков - 7 подписных работ выдающегося французского архитектора Ж.-Ф. Тома де Томона и один рисунок пером А.-Ш. Карафа, ученика Ж.-Л. Давида, чьи произведения чрезвычайно редки в России. 12 рисунков выполнены детьми князя, 5 из них - княжной Зинаидой, в будущем замужестве княгиней Волконской. Альбом имеет исключительное историко-культурное, художественное и мемориальное значение. Известно, что значимый архивный массив Белосельских-Белозерских (в т.ч. рисунки З.А. Волконской) хранится в Хоутонской библиотеке Гарвардского университета. В этом контексте обнаружение данной реликвии пушкинского времени, чудом сохранившейся в частной семье в России, можно считать уникальным явлением.

- Личная вещь И.С. Тургенева. Живописная картина «Скачущий черкес».
Автор - художник-любитель Д.А. Татищев (1825 - 1878), генерал-майор, парижский знакомый И.С. Тургенева. Предмет имеет исключительное мемориальное значение. Провенанс безупречен и свидетельствует о том, что картина была подарена автором И.С. Тургеневу и находилась в личном пользовании писателя.


- Акварель «Интерьер с охотничьми трофеями» (1853). Выполнена художником А. И. Тихобразовым (1825-1897), петербургским зодчим и педагогом, младшим братом Н.И. Тихобразова, известного исторического живописца и портретиста. Работы А.И. Тихобразова крайне редки в художественных музеях страны. На сегодняшний день специалисты располагают сведениями о шести подобных акварелях 1840-х гг., находившихся в частных собраниях. Редкость экспоната заключается и в выборе темы: на акварели изображен очень "живой и информативный интерьер" мужского кабинета, в деталях обстановки повествующий о своем хозяине - охотнике и писателе. Предмет приобретается для экспозиции Дома-музея И.С. Тургенева.


С 4 октября до 3 декабря 2017 в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

Впервые за 100 с лишним лет в Москву прибудет знаменитый «Нащокинский домик». Эта удивительная историческая реликвия имеет самое непосредственное отношение к жизни Александра Сергеевича Пушкина и его самого близкого друга, известного в свое время на всю Москву Павла Воиновича Нащокина. Ныне этот диковинный и бесценный экспонат хранится в собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина (С-Петербург). Выставка «Нащокинский домик» (из собрания ВМП), которая будет открыта в Москве в начале октябре 2017 года - дорогой подарок питерского Пушкинского музея на Мойке своему московскому собрату - Государственному музею А.С. Пушкина.

Незаурядная личность, удивлявшая современников живым умом, обширными знаниями и «превосходным сердцем», Нащокин, по мнению современников, не нашел свою стезю в жизни, но сказал кто-то, был он «неистощимо-доброй, талантливой Русской душой, каких у нас гибло и гибнет во множестве ».

И не было у Александра Сергеевича Пушкина, особенно в последние годы жизни, друга более преданного и близкого, чем Павел Воинович Нащокин. Хотя один жил в Петербурге, другой в Москве, они писали друг другу часто и охотно. А во время ежегодных визитов в первопрестольную, поэт почти всегда останавливался у «Войныча» - так ласково он его называл. «Пушкинская» комната всегда была готова к приему желанного гостя в квартирах по разным адресам, ведь у Нащокина в Москве никогда не было собственного дома.

Одним из пристрастий Павла Нащокина было дивить москвичей всяческими фантазиями. При жизни Пушкина Павлу Воиновичу пришла на ум оригинальная и счастливая, как оказалось, мысль: скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки. Неизвестно, какую именно квартиру воссоздавал Нащокин - за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. (возможно, что первоначальная затея переросла потом в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820-1830-х годов). И сделать не просто игрушечную инсталляцию своего жилища, но с абсолютной точностью повторить в миниатюре всю обстановку дома, со всеми предметами интерьера и быта, которые были в обиходе семьи. А самое главное, сделать все эти предметы рабочими!

Взялся за это Нащокин со свойственными ему страстью и решительностью, сначала даже не подозревая, во сколько обойдется ему эта «игрушка». Необычные заказы от Нащокина стали получать известные фирмы и мастерские России и Европы. Миниатюрную мебель красного дерева делал известный петербургский мастер Гамбс, рояль был заказан Вирту, обеденный сервиз изготовили на фарфоровом заводе Попова, самовары - в Туле, ботфорты шил самый модный петербургский сапожник Пель. В Англии изготовили напольные часы. Раскрашенные литографии с полотен европейских художников, вставленные в золоченые рамы, создавали иллюзию настоящих картин. Для напечатания книг отлили мизерный шрифт...
Пушкин, конечно же, с интересом следил за воплощением увлекательного замысла друга. А в 1832 году он сообщил своей жене, Наталье Николаевне: «…По своей духовной домик этот отказывает он тебе…». Увы! К сожалению, ей не довелось стать обладательницей необыкновенной «игрушки».

Через несколько лет после трагической гибели своего друга Нащокин разорился, как это бывало с ним не раз. Стал искать деньги под залог своего «маленького домика», который, по его словам, обошлась ему в 40 тысяч рублей. Заложив «сокровище», обратно выкупить не смог. И начались многолетние скитания «Домика Нащокина»: он переходил из рук в руки, подвергаясь «разграблению». Вещички ломались, исчезали, терялись. История «Домика», начавшаяся так блестяще, оказалась в дальнейшем полной превратностей...

«Конечно, эта вещь драгоценна как памятник старины и кропотливого искусства, - писал когда-то А.И. Куприн, - но она несравненно более дорога нам, как почти живое свидетельство той обстановки... в которой попросту и так охотно жил Пушкин.

  • Выставка «Московский дом Пушкина: страницы истории»
С 4 октября до 16 декабря 2017 в Государственном музее А.С, Пушкина (ул. Пречистенка, 12/2)

На основе документальных материалов - архивных документов, фото- и видеоматериалов, рукописей, автографов, мемориальных предметов, археологических находках, выставка расскажет об история создания Государствнного музея и его филиалов - об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания и мемориалов ГМП, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...

2. PR- акции:
  • Юбилейная лотерея для посетителей «Сентябрь - время получать призы!»


К юбилею Государственного музея А.С. Пушкина подготовлена специальная PR-акция - все посетители музея в сентябре 2017 года (в предъюбилейный месяц) автоматически станут участниками большой лотереи. Для этого им будет достаточно посетить любую из постоянных экспозиций Государственного музея А.С. Пушкина и его отделов (филиалов) - на Пречистенке (Музей А.С. Пушкина), на Арбате (Мемориальная квартира А.С. Пушкина, Мемориальная квартира Андрея Белого, Выставочные залы в Денежном переулке) или на Старой Басманной (Дом-музей В.Л. Пушкина).

С 1 сентября во всех музеях ГМП в продажу поступят «юбилейные билеты» - со специальным дизайном, символикой и индивидуальным номером. По желанию номер купленного билета будет зарегистрирован на ФИО посетителя (в кассе при покупке билета или самостоятельно через сайт) и примет участие в розыгрыше призов.


В призовом фонде (60 ценных призов):
- туристические путевки по маршрутам «Литера-Туров» (музейно-туристический проект ГМП) - известным пушкинским местам России;
- билеты на «Новогодние и Рождественские семенные балы в старинной русской усадьбе»;
- билеты на спектакли (музейно-театральный проект ГМП);
- уникальные издания ГМП - художественные альбомы по истории музея, коллекциям музея и крупным выставочным проектам;
- сертификаты на посещение юбилейных выставочных проектов ГМП;
- сувенирная продукция ГМП
- подарки от партнеров музея

Розыгрыш призов пройдет 1 октября 2017 г. в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке в он-лайн режиме, с трансляцией на сайте музея К 60-летию со дня основания Государственного музея А.С. Пушкина

Фильм познакомит зрителя с историей создания Государствнного музея А.С. Пушкина и его филиалов - расскажет об исторических реконструкциях и реставрациях главного здания, об истории пополнения его уникального собрания, о знаменитых и щедрых дарах в сокровищницу музея, о выдающихся личностях, помогавших становлению музея, о легендарных сотрудниках музея...
  • Видеопроект «Музей в лицах»

Видеопроект представляет калейдоскоп видеороликов (60 лет - 60 лиц - 60 экспонатов), в которых сотрудники музея (от руководителей до специалистов различных служб и хозяйственных отделов) рассказывают о своих любимых экспонатах в музее. Анонс видеопроекта будет представлен на пресс-конференции.
С 1 сентября на сайте музея ежедневно будут выкладываться по несколько видеосюжетов. К 4 октября, к юбилейной дате на сайте появится полный видеопроект.
Видеопроект дает возможность в необычной форме познакомиться с сегодняшним днем музея, с его сотрудниками, яркими экспонатами и их историей.
  • День открытых дверей в Государственном музее А.С. Пушкина


5 октября, в день 60-летия музея (5 октября 1957 года постановлением Совета министров СССР в Москве был учрежден Государственный музей А.С. Пушкина ) в Музее А.С. Пушкина на Пречистенке и филиалах ГМП будет объявлен свободный вход в музей, подготовлена широкая развлекательно-познавательная программа для посетителей. В ее рамках в музее пройдут презентации фондовых коллекций, различные мастер-классы, кинопоказы, авторские экскурсии, концерты, дегустации и др.
3. Научные мероприятия
  • Научно-фондовая конференция
29 сентября 2017 г., пятница, 11.00

Научно-фондовая конференция, посвященная 60-летию музея, подведет итоги изучения книжных и рукописных собраний, предметов изобразительного и прикладного искусства; осмыслен опыт проведения музейных научно-фондовых конференций, ежегодно проводящихся в музее с 1983 года; представлены итоги изучения фонда Андрея Белого, а также предметов, пополнивших тургеневскую коллекцию музея в связи с созданием экспозиции "Дома-музея И.С.Тургенева", открытие которого запланировано в канун 200-летия И.С.Тургенева в 2018 году.
Результаты научной работы представят хранители и сотрудники отделов фондов Государственного музея А.С.Пушкина.

  • Учёный совет
4 октября 2017 г., среда, 14.00

На заседании Учёного совета Государственного музея А.С. Пушкина будут освещены итоги многолетней работы и обозначены перспективы развития музея. В состав Учёного совета входят представители крупнейших литературных музеев России, в частности, директора пушкинских музеев, деятели науки, культуры, искусства.

  • Научно-практическая конференция
6-10 октября 2017 г.

В рамках конференции предполагается проведение трех заседаний ("Императорский Царскосельский Лицей и учебные заведения пушкинского времени. Из истории педагогики. К 200-летию первого выпуска Лицея", "Библиотека А.С.Пушкина и книжные собрания его современников", Студенты - А.С.Пушкину") и два круглых стола - "Пушкин в школе" и "Литературные музеи и школа".
Заседания состоятся в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке и Мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, а круглые столы - в Российской академии образования.
К участию в конференции приглашаются литературные музеи, архивы, научно-исследовательские институты, библиотеки, высшие учебные заведения.
Конференция проводится совместно с отделением "Образование и культура" РАО.


31 мая 2017 года Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина отметил 105-летие со дня основания. По этому случаю Esquire собрал 10 фактов о музее.

1. В музей привозили «Джоконду»

В 1974 году в Пушкинском выставляли легендарную «Джоконду» Леонардо Да Винчи — и это, к слову, был последний раз, когда картина покидала Лувр, чтобы отправиться за границу. Тогда на шедевр пришли посмотреть 300 тысяч человек. Впрочем, это не предел — рекорд посещаемости музея зафиксировали семь лет спустя.

2. Шестьсот пятьдесят тысяч человек на одной выставке

Столько посетителей посмотрели в ГМИИ им. Пушкина выставку «Париж — Москва. 1900 — 1930», организованную в 1981 году. Экспозиция включала в себя оригиналы работ Малевича и Кандинского, Пикассо и Матисса — неудивительно, что она привлекла такое внимание.

3. Коллекции музея эвакуировали на три года

С 1941-го по 1944-й фонды Пушкинского вывозили в Новосибирск и Соликамск, чтобы они не пострадали от бомбежек. Но этой участи, увы, не удалось избежать самому зданию — в ходе авианалетов оно лишилось части крыши. Кое-где выбоины от осколков немецких бомб сохранились до сих пор — например, в верхней части западного фасада музея, со стороны Малого Знаменского переулка.

Школьники в ГМИИ им. А.С. Пушкина, начало 1950-х

4. Некоторое время Пушкинский служил постоянной экспозицией подарков Сталину

В 1949 году в музее развернули «выставку подарков Иосифу Виссарионовичу Сталину от народов СССР и зарубежных стран». Экспозиция была приурочена кк 70-летию вождя, заняла сразу несколько залов (число подарков шло на десятки тысяч) и была, фактически, постоянной: она продлилась до самой смерти Сталина в 1953 году.

5. Более миллиона человек ежегодно

Проходят через многочисленные залы Пушкинского.

6. До революции здесь выставлялись исключительно скульптуры

В основном — гипсовые копии античных статуй и мозаик. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, его первым директором был историк, археолог и искусствовед Иван Цветаев. Он лично заказывал слепки античных фигур в зарубежных мастерских. Единственными представленными подлинниками были экспонаты из внушительной коллекции египтолога Владимира Голенищева. Она насчитыывала более 6 000 предметов, привезенных ученым лично с раскопок в Египте.

Картины в музее появились только после революции, когда их конфисковали из частных коллекций и национализировали. Также фонды музея пополнились после Великой Отечественной — в них попали картины из Дрезденской галереи и западноевропейских музеев.

7. Семьсот тысяч единиц хранения

Столько предметов искусства содержат фонды музея. Постоянно выставлены всего несколько процентов.

8. Подготовка выставки, как правило, начинается за несколько лет до ее открытия

Всего в музее проходит около 30 выставок в год. Особенно крупные проекты проходят 3−4 раза в год. Стоимость их подготовки редко укладывается в 1 млн. евро.

9. Музей дважды менял название

Открывшийся как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете, он стал Государственным музеем изобразительных искусств в 1932. А пять лет спустя, в связи со столетием со смерти Александра Сергеевича Пушкина, ему присвоили имя поэта.

10. На торжественном открытии музея присутствовал император Николай II лично

И даже видео есть:

(федеральный)

Госуда́рственный музе́й изобрази́тельных иску́сств и́мени А. С. Пу́шкина (сокращённо ГМИИ им. А. С. Пушкина , Пушкинский музей ) - один из крупнейших в России музеев зарубежного искусства. В его коллекции находится около 700 тысяч произведений разных эпох, начиная с периода древних цивилизаций и заканчивая началом XXI века. Памятник архитектуры конца XIX – начала XX века, музейный комплекс включает в себя 27 зданий и строений. Главные коллекции Музея представлены живописными полотнами французских импрессионистов из собраний московских купцов Сергея Ивановича Щукина и Ивана Абрамовича Морозова произведениями искусства Древнего Египта, а также шедеврами старых мастеров.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    ✪ Художники блокадного города

    ✪ Встреча Ирины Антоновой и Антона Белова. Как найти место для культуры внутри себя?

    ✪ Репортаж о музее видеокарт в Харькове (PCshop Group).mpg

    ✪ Кафедра логистики РХТУ

    Субтитры

История

Основателем Музея является профессор кафедры теории и истории искусства Иван Владимирович Цветаев , отец поэта и прозаика Марины Цветаевой .

В конце 1896 года им были разработаны условия конкурса на разработку архитектурного проекта Музея изящных искусств при Императорском Московском университете. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну , который выработал окончательный проект здания, использовав при этом проект архитектора-самоучки П. С. Бойцова .

Проект Клейна основывался на классических античных храмах на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Цветаев рассматривал здание Музея как учебный объект по истории архитектуры. В убранстве интерьеров должны были применяться элементы разных исторических эпох, в соответствии с представляемыми экспонатами.

Бо́льшую часть денег на строительство Музея пожертвовал русский меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов .

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета, включавшего античные вазы, нумизматическую коллекцию, некоторое количество слепков с античных скульптур и небольшую специальную библиотеку. С приходом к заведованию Кабинетом И.В. Цветаева в 1889–1890 годах началось его планомерное развитие, в особенности скульптурного раздела и библиотеки. Слепки и другие копии заказывались Цветаевым в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. В 1909–1911 годах Музей приобрел уникальную коллекцию оригинальных предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тысяч), собранную русским ученым-востоковедом Владимиром Семёновичем Голенищевым .

Музей изящных искусств имени императора Александра III был открыт в торжественной обстановке 31 мая (13 июня) 1912 года. С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету, в 1932 году был вновь переименован и получил название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году ему присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны бóльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции. Бомбёжкой была разбита часть стёкол металло-стеклянных перекрытий, и в течение трёх лет музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада Музея остались выбоины от осколков немецких бомб. В этот период, с февраля 1944 и по 1949, директором музея был С. Д. Меркуров . Послевоенное открытие экспозиции состоялось 3 октября 1946 года .

В 1948 году Музею передали около 300 живописных и свыше 80 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX – первой трети ХХ века из собраний И.А. Морозова и С.И. Щукина.

В период 1949–1953 годов помещения Музея были отданы под «Выставку подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран». После смерти Сталина профильная деятельность ГМИИ была восстановлена и расширена.

В 1985 году по инициативе советского коллекционера доктора искусствоведения Ильи Самойловича Зильберштейна и директора Музея Ирины Александровны Антоновой был создан Отдел личных коллекций. В августе 2005 года была открыта Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков . В 1996 году в Москве был организован Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева – отдел ГМИИ, размещенный в здании Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и открытый 30 мая 1997 года (ул. Чаянова, 15). Его экспозицию составляют гипсовые слепки прежнего, университетского музея, которые не вошли в основную экспозицию ГМИИ.

С 1981 года по предложению и при активном участии Святослава Теофиловича Рихтера (1915–1997) Музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». С 1999 года, по завещанию музыканта, в состав музея включена его квартира, превращенная в мемориальную (Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58). В 2006 году при ГМИИ открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., 6, стр. 2, 3).

31 мая 2012 года состоялся юбилей ГМИИ им. А.С. Пушкина – 100 лет. К юбилею была выпущена серия юбилейных медалей и почтовая марка. В день юбилея, 31 мая 2012 года на «Первом канале » состоялась премьера двухсерийного фильма Леонида Парфёнова «Глаз Божий », посвящённого столетней истории музея .

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проводятся крупнейшие в России выставки зарубежного искусства. В 1955 году в Музее прошла выставка «Шедевры Дрезденской картинной галереи», которую посетило 1,2 млн человек. В 1974 году выставка одного портрета – «Джоконды» Леонардо да Винчи, на просмотр которого посетителю отводилось всего 9 секунд, собрала 311 тысяч человек. В 1982 году в рамках выставки «Москва – Париж. 1900–1930» в Музее был впервые показан русский авангард. Выставка была признана одной из самых новаторских и масштабных в истории XX века, ее посетило 655 тысяч человек.

С сентября по декабрь 2016 года в Музее проходила выставка «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из галереи Уффици и других собраний Италии», количество посетителей которой превысило 200 тысяч человек.

В настоящее время руководство ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Правительством Москвы работает над созданием Музейного городка – архитектурного комплекса музейных зданий и территорий, прилегающих к ним. После завершения проекта реконструкции на территории Музейного городка будут работать девять самостоятельных музеев, объединенных в музейное пространство.

Коллекция

В настоящее время фонды ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывают около 700 тысяч произведений живописи и скульптуры, графики, прикладного искусства, художественной фотографии, а также памятники археологии и нумизматики. В фонде Отдела рукописей хранятся документы по истории Музея, научное и эпистолярное наследие его основателя Ивана Владимировича Цветаева , других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции пополнили фонды ГМИИ. В структуру Музея входят научно-реставрационные мастерские и Научная библиотека.

Живопись

Наиболее ранние памятники коллекции представляют произведения византийского искусства – мозаики и иконы. Ранний этап развития западноевропейской живописи отражен относительно небольшой, но весьма яркой коллекцией произведений итальянских примитивов. Зал раннего итальянского искусства был открыт 10 октября 1924 года, однако первые живописные подлинники были переданы в дар тогда еще Музею изящных искусств имени императора Александра III русским консулом в Триесте Михаилом Сергеевичем Щекиным в 1910 году. Систематические поступления картин из московских и петербургских собраний, государственных и частных, начались после 1924 года. Так, в фонды Музея были переданы работы западноевропейских художников, хранившиеся в Румянцевском музее ; а также частные собрания Сергея Михайловича Третьякова , князей Юсуповых , графов Шуваловых, Генриха Афанасьевича Брокара, Дмитрия Ивановича Щукина и других российских коллекционеров. Особое значение имели поступления из Государственного Эрмитажа. Однако окончательно состав картинной галереи ГМИИ определился лишь в 1948 году, когда ее собрание пополнили произведения французских художников второй половины XIX – начала XX века из фонда Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ).

Графика

Отдел гравюры и рисунка был образован в 1924 году, когда в музей поступили фонды Гравюрного кабинета Московского Публичного и Румянцевского музея (сокращенно – Румянцевский музей. Началом коллекций Гравюрного кабинета послужила в 1861 году передача императором Александром II ценного дара: Московский Публичный и Румянцевский музей получил тогда из Эрмитажа более 20 тысяч эстампов. Впоследствии в состав кабинета вошел ряд значительных частных собраний: Дмитрия Александровича Ровинского (1824–1895) (русская гравюра), Николая Семёновича Мосолова (1846–1914) (офорты Рембрандта, рисунки голландских мастеров XVII века), Сергея Николаевича Китаева (1864–1927) (японская гравюра). В советское время фонды Отдела продолжали пополняться за счет даров, приобретений, передач из других музеев (Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург; Государственного исторического музея, Москва; Государственного музея нового западного искусства, Москва). В результате Отдел гравюры и рисунка ГМИИ представляет собой солидное хранение произведений графического искусства, насчитывающее около 400 тысяч гравюр, рисунков, книг с гравюрами, плакатов, работ прикладной графики и экслибрисов, созданных мастерами Западной Европы, Америки, России, стран Востока, за период, начиная от XV века до наших дней. Среди них работы выдающихся художников – Дюрера, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Пикассо, Матисса, Брюллова, Иванова, Фаворского, Дейнеки, Утамаро, Хокусая, Хиросиге.

Скульптура

Коллекция западноевропейской скульптуры насчитывает более 600 памятников. За годы существования Музея сформировалось собрание, которое в настоящий момент включает в себя произведения VI–XXI столетий.

Первыми памятниками, подаренными в Музей изящных искусств, были скульптуры из коллекций М.С. Щекина. В первые послереволюционные годы сюда поступали скульптуры из национализированных собраний. В 1924 году в Музее было открыто несколько живописных залов, в которых первые оригинальные произведения заняли свое достойное место. Планомерное комплектование фонда скульптурных подлинников стало возможным после 1924 года, когда Музей вышел из подчинения Московского университета и начал существовать уже как самостоятельный музей западноевропейского искусства в Москве. Был организован специальный Отдел скульптуры, куда поступили произведения из расформированного Румянцевского музея, музея бывшего Строгановского училища, Музея мебели, из ряда частных собраний (Дмитрия Ивановича Щукина, Ильи Семёновича Остроухова, Осипа Эммануиловича Браза). В результате этих пополнений коллекция обогатилась образцами полихромной деревянной скульптуры XV–XVI веков, произведениями бронзовой пластики XVI–XVII столетий, работами французских мастеров XVIII века – Лемуана, Каффиери, Гудона, Клодиона. После закрытия в 1948 году Музея нового западного искусства (ГМНЗИ), оттуда в ГМИИ поступило свыше 60 скульптур – произведения Родена, Майоля, Бурделя, Цадкина, Архипенко и других. Раздел современной скульптуры создан главным образом благодаря дарам самих авторов.

Собрание произведений декоративного искусства Отдела старых мастеров

Собрание произведений декоративного искусства стран Европы насчитывает около 2 тысяч памятников, самые ранние из которых относятся к эпохе Средневековья. Его состав отличается большим разнообразием. Здесь представлены художественные изделия из дерева и кости, цветных и драгоценных металлов, камня, тканей, керамики и стекла. Особый интерес представляют раздел керамики, включающий все ее основные разновидности, а также коллекция мебели.

Нумизматика

Сегодня фонды Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина – это коллекция, превышающая 200 тысяч предметов и 3 тысячи томов специальной библиотеки.

Ее формирование началось еще в Императорском Московском университете. В 1888 году это собрание было разделено и стало основой крупнейших нумизматических собраний Москвы – Исторического музея и Музея изящных искусств имени императора Александра III.

С 1912 года предметы античной и западноевропейской нумизматики университетского собрания вошли в состав коллекции Отдела скульптуры Музея изящных искусств и хранились, в основном, упакованными. К июню 1925 года отдельные шкафы с монетами, медалями и слепками, рассеянные по Музею, усилиями хранителей были сгруппированы и оформлены как Нумизматический кабинет, расположенный на хорах Белого зала. С 1945 года Нумизматический кабинет Музея был выделен в самостоятельный отдел.

В настоящее время собрание Отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в свой состав самые разные предметы: монеты, медали, ордена, печати, бумажные денежные знаки, геммы, слепки и другие.

Археология

Музей изящных искусств был задуман, прежде всего, как музей классического искусства – памятники Античности были ядром и главной составляющей его коллекций, Отдел Античности – одним из трех научных отделов, трех его столпов. Специалистами в области Античности были и первые его руководители – не только основатель и директор, Иван Владимирович Цветаев (1847–1913), но и ближайшие сподвижники ученого, Владимир Константинович Мальмберг (1860–1921) и Николай Арсеньевич Щербаков (1884–1933).

В настоящее время античная коллекция ГМИИ насчитывает более 37 тысяч экспонатов, включая многочисленные фрагменты древних памятников. Ее художественную ценность составляют: около сотни архитектурных фрагментов, свыше 300 произведений античной скульптуры; около 2,5 тысяч расписных ваз – кипрских, древнегреческих и южноиталийских; около 2,3 тысяч терракот; свыше 1,3 тысяч бронз; около 1,2 тысяч экспонатов прикладного искусства (главным образом стекла); свыше 100 резных камней; около 30 фрагментов стенных росписей; две мозаики.

Египет

Большинство представленных в зале № 1 предметов экспонируется с 1912 года, времени открытия Музея, и происходит из собрания Владимира Семёновича Голенищева (1856–1947), одной из лучших в мире частных коллекций древнеегипетского искусства, приобретенной Музеем в 1909 году. Эта коллекция (около 8 тысяч предметов) стала первым и значительным собранием подлинников Музея изящных искусств.

В 1913 году Музей приобрел коллекцию памятников, в том числе плиту с изображением сцены оплакивания покойного, известную в литературе под названием «Плакальщики». Несколько поистине драгоценных даров сделал Музею Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834–1913) – превосходные фаюмские портреты и золотая диадема, бронзовая статуя идущего Харпократа. После Великой Октябрьской социалистической революции египетское собрание Музея пополнилось экспонатами, переданными из разных музеев и частных коллекций. Кроме этого, и ученые, чья деятельность была неразрывно связана с музеем – Борис Владимирович Фармаковский (1870–1928), Тамара Николаевна Бороздина-Козьмина (1883–1958), Александр Васильевич Живаго (1860–1940) – передали в Отдел Древнего Востока принадлежащие им египетские памятники. Значительно обогатилось собрание Музея после приобретения в 1940 году у художника и искусствоведа Николая Адриановича Прахова (1873–1957) коллекции, насчитывающей 217 экспонатов и принадлежащей его отцу, известному российскому историку искусств, филологу, археологу и художественному критику Адриану Викторовичу Прахову (1846–1916). А.В. Прахов неоднократно бывал в Египте, изучая древние памятники.

В дальнейшем число произведений искусства в фонде искусства Древнего Востока пополнялось за счет дарений, археологических раскопок, периодических закупок.

Древние цивилизации

Начало музейному собранию подлинных памятников искусства Передней Азии положила коллекция известного русского востоковеда, египтолога Владимира Семёновича Голенищева. В ней насчитывалось свыше 300 клинописных табличек и более 200 произведений глиптики. Первые таблички попали в Музей в 1911 году, за год до его официального открытия. Среднеазиатская часть коллекции Отдела Древнего Востока представлена приобретенными Музеем в середине 1990-х годов глиняными статуэтками конца I тысячелетия до н.э. и начала нашей эры (фрагменты женских и мужской статуэток), происходящими с территории Маргианы (современный Юго-Восточный Туркменистан), свидетельствующими как о самобытности местного искусства, так и о влиянии античных и более древних восточных традиций.

Античность

Античное собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина включает в себя значительное количество подлинных памятников – более тысячи сосудов, мелкую пластику, произведения скульптуры. Первые образцы поступили из Кабинета изящных искусств и древностей при Московском университете. Прекрасные памятники древнегреческой расписной керамики были переданы в 1920-е годы из Исторического музея, Музея керамики, Третьяковской галереи, Румянцевского музея. Регулярным источником пополнения коллекции древностей являются многолетние археологические экспедиции таких античных центров, как крымские Пантикапей и Неаполь Скифский, а также Фанагория на Таманском полуострове.

Цветаевская коллекция слепков

Собрание слепков и копий, типичное для музеев Европы XIX века, по своей сохранности и систематичности является уникальной для XXI века коллекцией, состав которой вначале определялся состоянием и интересами искусствоведческой науки конца XIX столетия.

Сегодня собрание слепков экспонируется в историческом здании, лишь в третьей части залов, отведенных для них Цветаевым. Но большая часть этой коллекции осталась доступной для публики – около 1 тысячи экспонатов демонстрируется в Учебном музее имени И.В. Цветаева.

Из 22 экспозиционных залов Музея, задуманного и созданного Иваном Владимировичем, около половины было отведено пластическому искусству Античности. Список памятников для воспроизведения был подготовлен при участии знаменитого антиковеда профессора В.К. Мальмберга. Продуманный подбор слепков с крито-микенских, древнегреческих и древнеримских скульптур дополнялся гальванокопиями, исполненными в абсолютно новой на тот момент технологии, позволяющей точно воспроизводить ювелирные изделия, произведения мелкой пластики и оружейного искусства. Вместе – слепки и гальванокопии создали яркую и полную картину развития античного искусства.

Вторая часть собрания слепков и копий демонстрирует главные моменты развития западноевропейского искусства со времен раннего христианства до эпохи Возрождения. Особенно полно в экспозиции представлено творчество Микеланджело. Скульптуру дополняют копии архитектурных конструкций и деталей. Не только экспонаты, но и залы, в оформлении которых использовались приемы исторической реконструкции архитектурных форм, подчинялись единой образовательной задаче.

Столь же последовательно И.В. Цветаев желал представить и пластическое искусство Нового времени, закончив музейное собрание экспозицией слепков с современной скульптуры, где центральное место уделялось бы пластике Огюста Родена. К сожалению, последней части его замысла не суждено было воплотиться из-за нехватки средств в связи с произошедшим при строительстве пожаром.

Ряд слепков и копий в собрании Музея – это единственное достоверное повторение памятников, утраченных во время Первой и Второй мировых войн..

Название

  • 1912-1917 - Музей изящных искусств им. Императора Александра III при Московском университете
  • 1917-1923 - Музей изящных искусств при Московском университете
  • 1923-1932 - Государственный музей изящных искусств
  • 1932-1937 - Государственный музей изобразительных искусств
  • 1937 - настоящее время - Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Список директоров

Управление музеем

  • Президент – Ирина Александровна Антонова
  • Директор – Марина Девовна Лошак
  • Заместитель директора по учету и хранению фондов – Потапова Татьяна Владимировна
  • Заместитель директора по научной работе – Баканова Ирина Викторовна
  • Заместитель директора по экономике – Салина Мария Викторовна
  • Заместитель директора по капитальному строительству – Погребинский Игорь Августович
  • Заместитель директора по информационным технологиям – Определёнов Владимир Викторович
  • Главный инженер – Сергеев Владимир Алексеевич

Список действующих зданий

Иллюстрация

Название

Адрес

Описание

Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина ул. Волхонка, 12 Строительство – 1898–1912. Архитектор Р.И. Клейн . Инженер И.И.  Рерберг

Галерея  искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ул. Волхонка, 14 Левый флигель бывшей усадьбы князей Голицыных (середина XVIII века).

В 1890–1892 годах перестроен архитектором В.П.  Загорским , реконструирован под нужды музея в 1986–1988 годах.

Отдел  личных коллекций ул. Волхонка, 10 Памятник истории и архитектуры XVIII–XIX веков «Жилой дом с лавками» (дом Шуваловой). Реконструирован под нужды музея в 1990–2005 годах.

Центр эстетического воспитания «Мусейон» Колымажный пер., 6, стр. 2 Бывшая усадьба конца XVIII – начала XX века. Здание реставрировалось и переоборудовалось с конца 1990-х по 2006 год.

Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева ул. Чаянова, 15 Учебный художественный музей им. И.В. Цветаева создан в 1997 году. Находится в здании РГГУ. В семи залах музея представлено 750 слепков и копий.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера Москва, ул. Большая Бронная, 2/6, кв. 58 (16-й этаж) Передана музею в 1999 году.

Музейный городок

С 2014 года началась реализация концепции развития ГМИИ им. А.С. Пушкина и превращения его в музейный квартал в районе улицы Волхонка, Колымажного, Большого и Малого Знаменских переулков. Идея создания Музейного городка на Волхонке принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, создателю и первому директору Музея изящных искусств, историку, филологу и искусствоведу. Проекты расширения Музея стали появляться сразу же после его открытия.

Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.

Одной из очень увлекательных и захватывающих достопримечательностей столицы является Государственный музей А. Пушкина на Пречистенке в Москве. Сокращенное его название - ГМП. Музей был образован в типичной для того времени дворянской усадьбе семьи Хрущевых-Селезневых, которую новый хозяин отстроил через несколько лет после пожара Москвы 1812 года по проекту архитекторов А. Григорьева и Д. Жилярди. В 1814 году ветеран войны гвардии прапорщик А. Хрущев выкупил полуразвалившуюся усадьбу и построил большой и просторный в стиле ампир красивый особняк с белоснежными колоннами, изысканной лепниной по фасадам, большим количеством служебных построек и просторными террасами. К нему прилегали уютный живописный сад и садовые павильоны. Новый хозяин оказался очень гостеприимным человеком и поэтому очень часто проводил балы и устраивал званые вечера. Ходили слухи, что сюда не раз заезжал и сам Пушкин.

Государственный музей Пушкина на Пречистенке

Особняк со временем, сменив в начале XX века нескольких владельцев, потом стал детским приютом им. Селезневых. Это название было дано в честь последних владельцев усадьбы. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нем был Музей игрушки, а затем Литературный музей, который хотели посвятить творчеству Владимира Маяковского. Но дата его открытия совпала с началом Великой Отечественной войны. И проект просто не смогли реализовать. В послевоенные годы в особняке расположилось Министерство иностранных дел, но затем здание опять вернули Литературному музею. В 1949 году была анонсирована юбилейная выставка к 150-летию дня рождения великого таланта и гения всех времен - А. С. Пушкина. Для этого были тщательно обследованы и отреставрированы помещения особняка.

5 октября 1957 года вышел указ об организации на этом месте постоянного музея, посвященного жизни и творчеству знаменитого на весь мир поэта. Через три года здесь уже образовалась самостоятельная организация. Представление первой экспозиционной выставки ко дню рождения поэта состоялось 6 июня 1961 года. Ее создали из комплектования музейных фондов. Многие экспонаты, связанные с именем Пушкина, были просто подарены. К ним относятся книги, рукописи, гравюры, картины, посуда, мебель и т. д. Первым директором музея с 1920 по 2000 год был А. Крейн.

Организация музея

Главным направлением деятельности ГМП стала музеефикация В 1972 году был создан мемориальный 53. Здесь Пушкин в январе 1931 снимал квартиру на втором этаже и обустроил ее специально для того, чтобы заселиться в ней с Наталией Гончаровой после свадьбы.

На правах отдела ГМП были открыты и выставочные залы в доме номер 55 на Арбате (на углу Денежного переулка).

В ГМП хранятся 165 тысяч редких экспонатов, в том числе предметы изобразительного искусства Коровина, Брюллова, Тропинина, Кипренского, Бакста, Петрова-Водкина и др.

Выставки в музее Пушкина на Пречистенке проходят постоянно, вместе с этим проводятся литературные чтения, концертные программы, конференции и семинары. Музей имеет особое направление на работу с детской аудиторией, где ведутся интерактивные программы, театральные проекты и новогодние утренники.

Ул. Пречистенка. Музей Пушкина

И теперь можно опять вернуться к знаменитому особняку Хрущевых-Селезневых, где сегодня расположена постоянная экспозиция под названием «Пушкин и его эпоха». Она разместилась в пятнадцати залах. Ее открыли в 1997 году к 200-летнему юбилею поэта и к 850-летию Москвы. Всю посвященную этому событию экспозицию построили по биографическому принципу, в которой рассказывается о том, как жил и как трудился над своими произведениями А. С. Пушкин. Она расскажет и о его современниках, о культе и быте пушкинской эпохи начала XVIII века.

Музей Пушкина в Москве на Пречистенке - это первый музей, посвященный творчеству Пушкина в столице, который ежегодно посещает до 300 тысяч человек. Для посещений открыто 15 залов.

Первый зал. Пролог

В первом зале музея Пушкина на Пречистенке выставка посвящена XVIII веку, в конце которого родился Александр Сергеевич (6 июня 1799 г.). Там размещены портреты царских особ, государственных деятелей, полководцев, мыслителей и поэтов того времени. На витринах выставлены прижизненные издания таких знаменитых представителей литературы того времени как Г. Державин, М. Ломоносов, А. Сумароков, Н. Карамзин, Д. Фонвизин.

Второй зал

Этот зал посвящен главным историческим и культурным событиям, происходившим в первую треть XIX века в период пушкинской эпохи. На витринах в зале выставлены экспозиционные материалы, характеризующие литературную и общественно-политическую атмосферу начала XIX века: реликвии Наполеоновской войны 1812 года, целая подборка документов о декабристах, старинные книги с автографами их авторов-современников Пушкина и, собственно, его подлинный автограф - ценнейший музейный экспонат, а также документальная хроника эпохи.

В залах музея Пушкина на Пречистенке звучит музыка того времени. В самом центре зала стоит скульптура Пушкина работы А. Требенева. Можно также увидеть и литографированный Г. Гиппиусом портрет поэта вместе с портретами его современников.

Другие залы

В третьем, четвертом и пятом залах выставлена экспозиция, рассказывающая о детстве будущего гения литературы, прошедшем в Москве. Здесь выставлены портреты родителей, его семьи, друзей и знакомых, а также предметы домашнего обихода, книги начала XIX века, мебель и вещи декоративно-прикладного искусства, которые позволяют посетителю наилучшим образом представить обстановку в доме Пушкиных.

В шестом зале находится прихожая дома Хрущевых-Селезневых, расположенная под деревянной лестницей. Она ведет в анфиладу парадных залов.

Седьмой зал обставлен так, чтобы можно было ощутить себя на балу. Этот зал открывает парадные покои особняка. Здесь все рассказывает о пребывании юного поэта в Царскосельском Лицее (1811-1817 гг.), о жизни поэта в Санкт-Петербурге (1817-1820 гг.), о его ссылках - Южной (1820-1824 гг.) и Михайловской (1824-1826 гг.).

Восьмой и девятый залы

В восьмом зале находится самая большая гостиная. Ее обстановка посвящена знаменитому роману в стихах «Евгению Онегину». Пушкин работал над ним с 1823 по 1831 год. Она показывает реалии той эпохи посредством предметов обихода, книг, портретов, видов Москвы, Петербурга и русской деревни. Экспозиция отражает историю тех времен, когда создавался роман, и то, как воспринимали ее современники поэта.

Тема девятого зала посвящена возвращению Пушкина в Москву. Все эти годы (с 1826 по 1831) он странствовал. Здесь показан круг его общения в Москве и в Петербурге, поездка в Арзрум и Тверской край, достаточно долгое и тоскливое пребывание в Болдино 1830 года, свадьба Пушкина, замужество сестры Ольги Сергеевны и возвращение в Царское село в 1831 году.

Десятый и одиннадцатый зал

В десятом зале находится экспозиция по произведению «Пиковая дама». Пушкин написал ее в 1833 году в Болдино. Выставочный зал разделен на две части. Одна из них представляет мир графини, которая олицетворяет русскую аристократию времен императрицы Екатерины II, противопоставленная миру героя Германа - образа нового человека, выходца из буржуазной действительности.

В одиннадцатом зале расположена выставка, отражающая тему «Медного всадника», где главные образы - Петербург и Петр I. Издательская судьба поэмы была достаточно сложная, об этом тоже будет показано в моментах.

Двенадцатый и тринадцатый залы

В других просторных комнатах будет показано путешествие Пушкина, которое он совершил в 1833 году по местам народных восстаний, предводителем которых был казак Емельян Пугачев. Поэт посетил Оренбург, Симбирск, Казань и Заволжье. В гравюрах XVIII века, представленных художниками-современниками Пушкина, показаны эти места вместе с бытом тогдашней жизни бедного народа.

В выставочных работах особенно выделены гравюры портрета Емельяна Пугачева конца XIX и начала XIX века.

Четырнадцатый, пятнадцатый залы. Аванзал

Эти залы заключительные, и оформлены они по произведению «Капитанская дочка» (1834-1836 гг.), где продолжается тема народного мятежа 1773-1775 гг. Последняя экспозиция посвящена последним годам жизни поэта (1831-1837 гг.). Вся композиция двух залов - это мир его героев - простого люду, оказавшегося в бурном водовороте пугачевской войны.

Парадный зал стал замыкающим, он хранит портреты петербургского окружения поэта, его книги, документы личные вещи, письма последних его дней, автографы последних стихотворений, посмертная маска и портрет А. С. Пушкина.

И в конце находится аванзал, где стоят старинные напольные часы и модель памятника А. Пушкину скульптора А. Опекушина.

Заключение

На Пречистенке, 12, в Музее Пушкина на первом этаже усадьбы размещена еще одна экспозиция, занимающая две залы. Первая - музейная, где находятся предметы быта простого крестьянина, старинные лубки и иллюстрации к сказкам Пушкина, выполненные художниками-графиками иллюстраторами В. Конашевичем, Т. Мавриной, В. Милашевским. Во второй комнате открывается современная интерактивная экспозиция, открывающая пушкинский мир сказок.

Многих людей интересует, на какой станции метро находится Пречистенка 12/2 (Музей Пушкина) и как добраться до этого места.

Пешком или общественным транспортом надо ехать до станции метро "Кропоткинская". Если ехать на авто, то до музея можно добраться по Бульварному кольцу, свернуть на Гоголевский бульвар и там - на Пречистенку. Или по Садовому кольцу, повернув с Зубовского бульвара на Пречистенку.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры