Грибоедова «Горе от ума»). За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С

Главная / Бывшие

Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которого не бы­ло бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.

И. А. Гончаров

За что и против чего борется Чацкий? Комедия Александра Сергеевича Грибоедова была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. В ней отражена борьба но­вого мировоззрения со старым. Эту борьбу идей «века нынешнего» и «века минувшего». Грибоедов показал с точки зрения передового человека своего времени, близкого по взглядам к декабристам. Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий. В нем пи­сатель воплотил многие качества передового челове­ка своей эпохи. По своим убеждениям он близок к де­кабристам. Чацкий рано лишился родителей и, будучи сыном умершего друга Фамусова, Андрея

Ильича Чацкого, рос и воспитывался в доме Фамусо­ва. Чацкий с нежностью вспоминает о детстве, прове­денном вместе с Софьей, в которую влюблен. Со слов Софьи мы узнаем, что он покинул их дом, где ему было скучно, редко у них бывал, затем опять «прикинулся влюбленным, взыскательным и огорченным», а потом поехал «ума искать». Чацкий говорит, что «хотел объехать целый свет, но не объехал сотой доли». Чац­кий был на военной службе, вероятно, с русской ар­мией за границей.

Молчалин напоминает ему, что в Москве много го­ворили о службе Чацкого в Петербурге, о связи его с министрами и о разрыве с ними.

О настоящих занятиях Чацкого говорит в комедии Фамусов:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти - так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой,

И славно пишет, переводит.

Личная драма Чацкого, придающая движение всему сюжету, углубляет и осложняет общественную его драму, способствует возрастающей резкости его выпадов против дворянской Москвы. В этой критике нравов и взглядов фамусовского общества ясно пред­ставляется, против чего выступает Чацкий, каковы его взгляды.

Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочита­нию, к рабской морали косности, к идеалам «века ми­нувшего», невежеству.

Чацкий провозглашает гуманность, уважение к прос­тому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к нацио­нальному языку и культуре, к просвещению. Смысл жизни он видит в служении народу, Родине.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы.

Его неприятие крепостного права звучит в воспоми­наниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знат­ных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак.

Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Мак­симе Петровиче, Чацкий с презрением говорит о лю­дях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея», о тех, «чья чаще гнулась шея». Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он клеймит «век минувший»:

«Прямой был век покорности и страха».

Он одобряет тех молодых людей, которые не торо­пятся вписаться в полк шутов. Критически Чацкий относится к засилью иностранцев:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выби­рать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искус­ствам творческим высоким и прекрасным». Стремле­ние Чацкого «служить», а не «прислуживаться», служить «делу» а не «лицам», его «связь с министра­ми» и дальнейший полный разрыв - это намек на же­лание прогрессивно настроенной молодежи преобра­зовать общество мирным, просветительским путем.

Чацкий ничего не сделал, но он говорил, и за это его объявили сумасшедшим.

Старый мир борется со свободным словом Чацкого, используя клевету. Борьба Чацкого обличительным словом соответствует тому раннему периоду движения декабристов, когда они считали, что многого можно добиться словом, и ограничивались устными выступ­лениями.

Несомненно, Александр Андреевич Чацкий принадлежал к лучшим представителям дворянской интеллигенции своего времени. Чацкий буквально сгорает от своей любви к Родине и вместе с тем как никто чувствует ее недостатки. Вернувшись, он видит в московском обществе одни маски и гримасы, даже любовь его оказалась растоптанной глупой девчонкой. Горничная Лиза видит в нем бóльший полет духа, нежели образованная Софья! За что и против чего боролся Чацкий? Это будет рассмотрено в статье ниже.

Образ интеллигента

Интеллигентность, включающая в себя мягкость и доброту, требует от человека готовности к борьбе. Это некоторое человеческое и психологическое свойство, не связанное с местом работы и образованием. Интеллигент остро страдает от своих собственных недостатков и недостатков своей Родины. Рабская же любовь связана с безудержным самовосхвалением. Для таких страдающий кажется просто враждебным их миру. Старый образ гуманного человека со шпагой или мечом на бедре, гуманиста, который может не только нести слова, но и защищать их, - это образ, имеющий основание. Крепость, которую завоевать практически невозможно, - это внутренняя интеллигентность.

Эти люди могут на что-то опереться; одни, например, - на религию, другие - на свой талант, третьи - на чувство долга перед народом, но всегда и обязательно на нравственное чувство. Это в целом очень краткая характеристика интеллигента вообще и Чацкого в частности. Поэтому когда будет разбираться вопрос о том, за что и против чего боролся Чацкий, эти моменты надо будет помнить.

Спор с Фамусовым

Фамусов после своего прямого вопроса о том, не хочет ли Чацкий посвататься к его дочери, разразился нравоучительным монологом. Он сказал, что прежде всего надо хорошо управлять именьем, а далее идти служить. Тут надо пояснить, что по табелю о рангах чтобы что-то собой представлять, надо иметь чин, и достаточно высокий. Чацкий при его уме вполне к этому способен, но есть одно но. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тут-то Фамусов и не выдерживает. Он говорит, что все нынешние - гордецы. А в былые времена (вспоминает он эпоху Екатерины) люди в орденах были только рады позабавить государыню, хотя бы и унизившись, зато получая после этого множество милостей и даров, приветливых слов.

На это Чацкий возражает. Его кредо остается неизменным: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», и он поясняет это на примерах. Люди хороши не тем, чтобы гнулась спина и шея, не тем, чтоб льстиво говорить, это же только покорность, страх и раболепство, хотя подло вести себя и сейчас найдутся охотники. Но только их мало стало. Даже государи на это смотрят косо, потому что людей в узде держит стыд и страшат насмешки. За человеческое достоинство и против рабской покорности стоит человек новой формации. Вот о чем идет речь с Фамусовым, вот за что и против чего боролся Чацкий, вспоминая прошлый век.

Как воспринимается новое время

Короткие реплики Чацкого вызывают ужас Фамусова. изменилось, не каждый спешит стать шутом, найти покровителя, скучать, сидя в гостиной, вовремя услужить, подставив стул или подняв платок. Уж лучше путешествовать или жить в деревне, а если уж служить, то не лицам, а делу. Так размышляет Чацкий в своих монологах.

Фамусов просто вне себя от таких естественных для заявлений. Именно Фамусов озвучивает, за что и против чего боролся Чацкий. Вольнодумец говорит о свободе и не признает постановления властей. Таким, как он, нельзя не только жить в столице, но даже подъезжать к ней, считает Фамусов.

Как Чацкий в своих монологах обличает невежество

Фамусов не нарадуется на старое столбовое дворянство, которое, собравшись в клубе, поспорит да и разойдется, но нового предложить не собирается. Он продолжает нахваливать стариков за министерские умы. «А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей; судьи всему, везде, над ними нет судей, - продолжает Фамусов. - Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; французские романсы вам поют». На это Чацкий горько отвечает, что ново все, кроме старых предрассудков. И суждения свои старичье берет из газет столетней давности. Кого из них можно принять за образец для подражания? Тех, кто, награбив богатств, теперь дает пиры и балы всей Москве? Или того, кто, заведя театр и разорившись, поодиночке продает своих актеров? Этих мы должны уважать? Но есть одна «безусловная ценность» - офицеры. Их красивый расшитый мундир прикрывает слабодушие и нищету рассудка. Так иронизирует Чацкий.

Беседуя с Софьей, уже подло пустившей слух о том, что он безумен, и сделавшей это с удовольствием, Чацкий с горечью отмечает, что жалкие французы здесь приняты любезней, чем родные, потому что там им знают цену, а здесь глаза и ум закрыло слово «иностранец». А у иноземцев, если найдется в голове пять-шесть мыслишек, и то хорошо. И эта смесь французского с нижегородским говором - ее же слушать невозможно и смешно. Вот как Чацкий в своих монологах обличает невежество и пустые головы, забитые мундирами, модами, чурающимися всего русского.

Что дорого Чацкому

Основные убеждения Чацким высказаны коротко в разговоре с Молчалиным, когда тот осмеливается советовать неудачнику (по его мнению, Чацкому), как правильно следует жить: надо найти покровительство влиятельной женщины. На что наш герой брезгливо отвечает, что ездит к женщинам вовсе не за этим. И вообще если он занят делом, то не смешивает его с развлечениями. Зато есть масса людей, которые это перемешивают, но он к таковым не относится. Вот что защищает Чацкий - истинную заботу о деле на благо Отечества, а не на свой карман.

тупость и безнравственность

Итак, как один из первых появившихся в России интеллигентов Чацкий встает на защиту его права выбирать, чем ему заниматься, собственного образа мыслей (только были бы эти мысли, только бы они появлялись). Раболепство и тупое следование мыслям княгини Марьи Алексеевны претят Чацкому, как и превращенье московских мужей их женами в мальчиков на побегушках, неспособных к самостоятельным поступкам.

Чацкий ждет, что найдутся молодые люди, которым будут не нужны ни чины, ни званья: они увлекутся наукой или искусством; что наконец появятся умы, которым требуются знания. Вот против чего восстает и что защищает Чацкий. Пройдет немало времени, когда все, что ему дорого, начнет потихоньку претворяться в жизнь. Но главное будущее - за ним.

«Горе от ума» Грибоедова – это произведение одного героя. Чацкого… Так странно, но в первый раз, когда речь заходит о нем, Грибоедов рифмует его фамилию со словом «дурацкий»:

Простите, право, как Бог свят,

Хотела я, чтоб этот смех дурацкий

Вас несколько развеселить помог.

К вам Александр Андреич Чацкий

Это слова Лизы. И вправду, так ли уж нужна борьба Чацкого, чтобы сам автор использовал такие рифмы, не глупо ли бороться с химерами. На дворе 20-е годы XIX столетия – время реакции и цензуры, когда предпочитали закрывать глаза на все и на всех и только «ударятся затылками», как небезызвестный Максим Петрович. Но все же исподволь зреет плод свободы, и кто знает, не был ли наш Чацкий на Сенатской площади вместе с осмелившимися. Но нужна ли эта борьба, и вообще, что в ней – этой борьбе?

Конфликт комедии многогранен. Одна коллизия вырастает из другой, но всюду мы видим эту борьбу Чацкого, будь то любовь или споры с «веком минувшим». Без борьбы нет Чацкого, и скорее он борется против. Против членов «Английского клоба», против «троих из бульварных лиц, которые с полвека молодятся», против «чахоточного» господина, «врага книг». Но раз борется Чацкий, то, видимо, должны бороться и они, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, возражать. Чем могут отразить они, например такой вызов:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха.

Это прямо-таки оскорбление, вызов на дуэль, хоть и словесную. Наверное, у века минувшего были аргументы, свои аргументы, но высказать их вслух он то ли не решился, то ли испугался. Все же если спорить, то, значит, отдавать себе отчет в том, что необходимо искать истину, а истина здесь на стороне Чацкого. Они, этот «полк шутов», конечно глупее, но и хитрее. Ведь Чацкий не приемлет хитрость, он идет на войну с открытым забралом, держа копье наперевес, готовый в честном бою сразиться с противником, на стороне которого численный перевес. А ему втыкают нож в спину, крича при этом «Ах! боже мой! он карбонари!». Наверное, это война с ветряными мельницами, но она достойна называться войной. Ибо кто-то же должен обратить наше внимание на всю эту косность и чинопочитание, на это господство «смешенья языков: французского с нижегородским», на предрассудки, которые не истребят «ни годы их, не моды, ни пожары», кто-то же должен бороться со скалозубами и молчалиными, кто-то должен сказать хоть слово правды.

Невежество – это еще один ключевой момент, который претит Чацкому, здесь он готов сражаться до победного, и, думается, злосчастное слово «карбонари» звучит скорее как комплимент ему. Чацкий образован, начитан, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только Москвой и светскими балами. Ведь в нем, этом мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Презрение наук – вот худший грех, мы видим, как яростно он защищается:

Теперь пуская из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-

Они тот час: разбой! пожар!

Итак «один в поле воин», - по словам Гончарова, но только если он Чацкий!

Однако, Чацкий не только идет в атаку, но он еще и защищается, а, вернее сказать, борется за… Он борется за свою любовь, тоже до конца. И вот здесь он разбит и повержен, а его знамена втоптаны в грязь конницей врага, который обманом проник во «дворец». Вот к этому он был не готов. Он чувствует в себе достаточно сил, чтобы бороться со всем московским светом, но у него их нет, чтобы противостоять «ничтожному» Молчалину.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!

Спешил!.. летел! дрожал! Вот счастье, думал, близко.

Чацкий повержен, это была последняя, смертельная рана, от которой, он возможно, никогда не оправиться. Борьба окончена…

В произведении Грибоедова печальный конец, однако, автор назвал его комедией. Наверное, потому что все сложилось для главного героя хорошо: он не остался с женщиной, которая обманывала бы его, его не отправили в тюрьму за вольные речи, он ни с кем не стрелялся из-за нанесенных оскорблений. Он просто смеялся и боролся, с такой же улыбкой на устах. Чацкий не победил в своей борьбе, вернее в то время не победил, нам-то, читателям, хорошо известен ход истории. Но победа была не так уж и важна. Чацкий – зачинатель этой борьбы «двух веков», потом ее продолжат Декабристы, Герцен и многие другие, в XX веке она, эта борьба, наверняка бы, превратилась в Красный террор, но мы этого знать не можем. Нам нравится Чацкий, мы любим его всей душой, и вместе с ним уезжаем из Москвы, от этой борьбы, от разбитых мечтаний. «Карету мне, карету!»

Чацкий не похож на остальных героев пьесы и вообще на многих людей того времени. Фамусовское общество ни к чему не стремится и живет по старым традициям. Люди не стремятся к образованию и зачастую не уделяют внимания воспитанию. Чацкий же наоборот считает образованность и воспитание человека высшей ценностью. Поэтому он борется с невежеством и глупостью общества.

Главный герой ни под кого не прогибается. Служение отечеству он считает долгом. К тому же Чацкий считает, что человек должен быть полезен обществу, а не вышестоящим чинам. Он был приближен к министрам, но так как им необходимо было служение, отказался от этого общества. Чацкий выступал против рабства, каждый человек свободен и не должен ни кому прислуживать. Прислуживание и подчинение вызывало у героя чувство гнева.

Также Чацкий выступал против всего иностранного. В те времена высшее общество общалось на смеси родного и иностранного языка, хотя родной язык знало абы как. Человек в первую очередь должен знать родной язык и придерживаться своих традиций, считал герой пьесы. Он боролся с невежеством общества и выступал за то, что человек должен быть воспитанным и образованным. Чацкий свято верил в правоту своих взглядов и до конца отстаивал их, пытаясь открыть глаза представителям фамусовского общества.

За что и против чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

Комедия «Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это типичный образ «нового» человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «века покорности и страха - века лести и спеси».
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как
источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит он. Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя:
Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным...
Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».
Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего - «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!»
Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»
Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении
фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры