Характеристика главных героев в повести воробей тургенева. Воробей тургенев

Главная / Бывшие

    Жанр: стихотворение в прозе. Стиль: художественный, основная задача которого нарисовать, изобразить событие, передать свое восприятие(стилевые черты: конкретность, образность, эмоциональность, выразительность). Тип речи: повествование с элементами описания (в центре изображения – картина последовательно сменяющих друг друга действий; описывается молодой воробей, старый воробей).

    Повествование строится от первого лица – лица автора (охотника) «Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. …»

    Даю три варианта, выбирай любой

    Героический поступок черногрудого воробья

    1. с жалким писком на зубастую пасть;

      жертвовать собою ради детища;

      сила, сильнее воли;

      Трезор признал силу.

      Любовь сильнее смерти.

    1. Молодой воробей.

      Черногрудый воробей

    2. Громадное чудовище

      Трезор остановился.

      Удалился, благоговея.

      Любовью держится жизнь.

      Возвращение с охоты.

      Собака и молодой воробей.

      Жертва старого воробья.

      Любовь сильнее страха смерти.

    Главные персонажи рассказа собака и старый воробей. Для описания собаки автор применяет глаголы, которые передают ее стандартное поведение охотничьего инстинкта: уменьшила шаги и начала красться ; медленно приближалась . Трезор представлен не злым, а исполняющим свое назначение как проявление стихийной силы. Но и эта сила, опять через глаголы: остановился, попятился, признал ; уступает любви и героизму. Героизм птицы вырисован глаголами: ринулся, заслонил, замирал, жертвовал . Однако, внутреннее состояние старого воробья Тургенев рисует прилагательными « взъерошенный, искаженный, отчаянный, жалкий, маленький» . Соотнесение глаголов в составе сказуемого и прилагательных нарастает по мере накала событий стихотворения – неотвратимость, героизм и уважение выражены глаголами, (неотвратимость выражена тремя составными сказуемыми, уважение к героизму передано через пару простых глагольных сказуемых и одного составного (именного «признал силу»); героизм показан четырьмя простыми глагольными сказуемыми ) , а уже внутреннее состояние воробья передано пятью прилагательными (определениями – второстепенным членом предложения ) как доказательство того, что даже если ты слаб телом(это второстепенно), ты можешь быть силен духом и перед этой силой отступает самое, казалось бы неотвратимое(сказуемое – главный член предложения).

    Главная мыслб рассказа: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь».

    Из гне зда – гнё"зда, прибли жалась – бли"же, напра влении - напра"вить, засло нил – засло"н, тре петало – тре"пет, уси деть – си"дя, поспе шил - спе"шка.

    Бесп омощно, ра ст опырив, раск рытой. (глухой звук после приставки, значит в приставке тоже последний звук глухой)

Чей? Кто? Что сделал? Что сделал?

    Мой Трезор остановился , попятился . (остановился и попятился относятся к одному и тому же слову, являются одной и той же частью речи и отвечают на одинаковые вопросы, значит они однородные члены)

Кто? Что делал? Откуда? Что делал? Где?

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (однородные сказуемые помогают нарисовать образную картину текста)

    И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке … - повествовательное, невосклицательное, простое (двусоставное), распространенное

    Антитеза (противопоставление): морда, зубастая раскрытая пасть – отчаянный жалкий писк; молодой воробей с желтизной около клюва – старый черногрудый воробей; маленькое тело – громадное чудовище.

Метафора (аналогия, сходство): камнем упал, героическая птица

Эмоционально-экспрессивная лексика : весь взъерошенный, искаженный, с отчаянием и жалким писком прыгнул раза два.

Афоризм (краткое выразительное изречение): только любовью держится и движется жизнь; сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Инверсия (перестановка слов или словосочетаний, нарушающая обычный порядок слов или словосочетаний.): каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака!

Ритмический повтор частей сложного предложения: он ринулся спасать\ он заслонил собою свое детище…\ но все его тело трепетало от ужаса\голосок одичал и охрип\он замирал\он жертвовал собою! (многоточие дает читателю возможность представить невыразимый ужас птицы.

Выразительная роль глаголов , передающих все оттенки действий

Суффиксы : Еньк – уменьшительно-ласкательный; ищ – увеличительно- (детище), пренебрежительный (чудовище)

Постскриптум для личного развития

Композиция произведения традиционна: неспешная завязка, стремительное развитие действия и развязка.

- Возвращался и шел – однородные сказуемые, глаголы несовершенного вида прошедшего времени, соединенные союзом И , указывают на действие неторопливое, это синонимы;

- В друг наречие, сигнал к резкому началу действия;

-Уменьшила и начала красться, как бы зачуяв … - завязка действия;

-Гля ну л и увидал … мгновенность действия показана суффиксом НУ;

-Упал и сидел, растопырив …- последовательность действий, добавочное действие, выраженное деепричастным оборотом, помогает создать образ маленького воробья;

- Вдруг и вновь наречие резко меняет обстановку;

- Сорвавшись с близкого дерева - деепричастие удерживает динамику повествования.

Это белый стих Тургенева о большой отваге маленького воробья.

Вот появляется что-то неожиданное, и собака реагирует, убыстряя шаги. Оказывается, что она почуяла (и услышала) маленького воробья. Птенец, действительно, выпал из гнезда, а собака приняла его за дичь. Собака неумолимо приближалась к незадачливому птенцу. И вдруг ещё одна неожиданность – на неё (прямо перед мордой) камнем, будто ястреб, упал старый воробей. Он защищал своего птенца. Он не испугался собаки, которая намного больше его, у которой когти и зубы. Автор замечает, что собака должна была казаться воробью настоящим чудовищем, но всё же он не испугался. Хоть автор и называет его «искаженным», со взъерошенным видом и жалким писком, но человек не может не восхищаться отвагой маленькой птицы. Жалкий (особенно по сравнению с собакой) воробей ещё и дважды даже бросился на её морду – на оскаленные клыки.

Тургенев подчеркивает, что Воробей героически защищает своё дитя. Действительно, он дрожит от ужаса, он одурел и охрип, но не бежит. Воробей жертвует собой.

Иван Сергеевич представляет, что Воробей мог бы спокойно (или с волнением) сидеть на своей ветке – безопасной. Но он бросился в бой! Какая-то сила, которая больше, чем он сам, его вдохновила. Птицу заботила не только она сама, а потомки её. И мало сказать, что в ней говорил лишь инстинкт.

И вот Трезор (та самая собака) остановилась… И она попятилась! Она тоже ощутила эту Силу, хотя и почувствовал себя смущенным.

Хозяин отзывает пса, уходит. И в его сердце благоговение. Именно это слово характеризует отношение к героическому воробью.

В финале автор обращается к читателю с просьбой не смеяться над ним. И делается вывод, в котором силе этой даётся имя – любовь. И эта мысль развивается Тургеневым. Он завершает стихотворение тем, что именно любовь движет миром.

Стихотворение выстроено очень логично и лаконично. Нет в нём никаких лишних деталей – даже погода не описана. Оно строится на контрасте жалкого воробушка и его поступка героического. Лексика используется нейтральная, а когда речь идёт об этом маленьком подвиге, то и торжественная. Рассказчик выступает свидетелем сцены и она толкает его на философские мысли.

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе - это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия - силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения День Брюсова

    Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.

  • Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой Мандельштама

    Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
  • Анализ стихотворения Есенина Буря

    Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина - Буря. Здесь тоже все в природе живое - все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева - миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».

Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.

Сюжет произведения

Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек - желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки. Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение - это важно для анализа - воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке. Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.

Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев - анализ поведения птицы уже подвел к этому - отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.

Художественные приемы

Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности. Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем. Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.

Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.

Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика - повествование ведется от первого лица - характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз. Их анализ - «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя - помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим. Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам - отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).

Идейный смысл стихотворения

Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?

Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева - это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.

А на это способен далеко не каждый. Задача автора - привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.

В чем бессмертие произведения?

Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской. Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу - на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме «Стихотворение в прозе «Воробей» И.С.Тургенева». Введение в лингвистический анализ текста»

Цель:

Знакомство с литературным жанром «стихотворение в прозе»; обучение учащихся элементам лингвистического анализа стихотворения, умению определять чувства и переживания лирического героя.

Задачи:

    Воспитательные

Воспитывать любовь к русской классической литературе;

Воспитывать нравственные качества личности: умение сопереживать, уважительно относиться к «братьям нашим меньшим», доброту и любовь к природе.

2. Развивающие

Развитие коммуникативных компетенций учащихся, аналитических умений и

и навыков, творческих способностей.

3. Обучающие

Формирование у учащихся представления об особенностях стихотворений в

прозе, навыков аналитической работы с текстом.

Тип урока: сообщение новых знаний

Планируемые образовательные результаты:

    Предметные

    Умение определять жанровые особенности произведения, определять образ лирического героя, характеризовать художественный мир произведения и писателя.

    Формирование поисково-исследовательских навыков, навыков работы с книгой, лексической работы.

Умение самостоятельно определять задачи и проблемы урока,

структурировать материал, давать самооценку деятельности, выражать

(высказывать) свою позицию, подбирать аргументы.

    Личностные

Воспитание уважительного отношения к слову, к русской литературе;

воспитание на примере художественного произведения нравственных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы:

    Выявление художественной идеи стихотворения в прозе «Воробей».

    Определение роли образно-выразительных средств в стихотворении.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

    Стихотворение в прозе

    Художественная идея

    Образно-выразительные средства языка художественного произведения

    Смысловой центр повествования

Методы работы с учащимися:

    ИКТ (презентация – визуализация информации)

    Выразительное чтение художественного произведения

    Работа с учебной информацией (работа в парах)

    Исследовательская работа с текстом стихотворения в прозе «Воробей» (работа в группах)

    Лингвистическая работа по определению лексического значения слова «благоговеть»

Ход урока

    Этап. Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала

    Видеоряд о животном мире в сопровождении «Вальса ля минор» Шопена

(слайды 1-23)

    Беседа с учащимися:

Ребята, какие чувства возникли у вас при просмотре слайдов?

(Чувство умиления, доброты)

Что объединяет картинки в этом видеоряду?

(Забота старших о младших, нежность, родительская

защита и опека своих детенышей)

Кому были посвящены последние фото презентации?

(Воробью)

Обратите внимание на последний слайд. Каким вы увидели воробышка?

(Жалким, взъерошенным, одиноким; наверное, ему

грозит какая-то опасность)

Как вы думаете, кто сегодня будет «героем» нашего урока?

(Правильно, воробей) (Слайд № 23)

II .Этап. Изучение нового материала. Анализ стихотворения в прозе «Воробей»

И.С.Тургенева

(Запись темы урока в тетрадь)

1. Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Воробей». (Слайд №24)

Какие чувства вызвало у вас это произведение?

(Восхищение поступком старого воробья, жалость

к воробышку)

И.С.Тургенев любил природу, тонко её чувствовал, умел подмечать в ней

важные и удивительные моменты. Создал замечательный цикл «Стихотворения

в прозе».

(Сообщение ученика о работе И.С.Тургенева над стихотворениями в прозе)

2.Работа над жанром произведения.

Ребята, а вас ничего не удивляет в названии – «стихотворение в прозе»?

(Стихотворение и проза)

Действительно, существует такой жанр в литературе. Откройте стр.261

учебника. Запишите в тетради определение:

Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме.

(Работа в парах)

Прочитайте статью учебника заполните таблицу:

(на работу отводится 3-4 минуты)

В чем сходство и в чем различие стихотворной и прозаической речи?

(ответы учащихся)

Сравните свои записи с записью в таблице. (Слайд № 25)

Стихотворная речь

Прозаическая речь

    Ритм. Рифма.

    Деление текста на строфы.

Деление текста на абзацы.

Обращение к чувствам, переживаниям лирического персонажа.

    В большей мере выражается личное переживание или впечатление.

В меньшей мере выражается личное переживание или впечатление.

Итак, «Воробей» - стихотворение в прозе.

И.С.Тургенев обращался к своим читателям: (слайд №26)

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет – книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня

одно, завтра другое, - и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-

Нибудь в душу».

    Анализ стихотворения в прозе «Воробей».

Назовите персонажей произведения.

(Собака Трезор, молодой воробей, старый

черногрудый воробей, рассказчик)

    Исследовательская работа с текстом (работа в группах, учащиеся делятся на 3 группы, заполняют таблицы)

Задание: Выпишите ключевые слова, характеризующие каждый из этих образов:

1 группа – собака,

2 группа – молодой воробей,

3 группа – старый черногрудый воробей.

(на работу отводится 4-5 минут)

Проверим выполнение задания. Выберите в группе того, кто будет характеризовать поведение персонажей, остальные записывают в тетради недостающие сведения.

(слайды № 28,29,30)

    Средства выразительности, используемые автором для создания образов.

А сейчас, ребята, мы с вами рассмотрим языковые средства выразительности, при помощи которых автор создаёт образы героев данного произведения. (Продолжение работы в группах, заполнение таблицы)

Обсуждение полученных результатов, проверка по сводной таблице. (Слайды № 31-33)

Образы произведения

Средства выразительности

С какой целью используются

Молодой воробей

Деталь:

С желтизной около клюва и пухом на голове

Оценочная лексика:

Сидел неподвижно, беспомощно, растопырив едва прораставшие крылышки

Словообразующие суффиксы:

Крыл ышк и, дет ищ е

Для привлечения внимания читателя – перед нами птенец, он только появился на свет.

Оценочные слова усиливают восприятие читателя – беззащитность, беспомощность маленького существа вызывают чувство сострадания, жалости.

Суффиксы –ышк- (умен.-ласкат.) передают отношение лирического героя к персонажу. Суффиксом –ищ- рассказчик показывает, что старому воробью птенец дорог так же, как человеку его дитя.

Старый воробей

Сравнение:

Камнем упал

Эпитеты:

Взъерошенный, искаженный,

с отчаянным и жалким писком

Уменьшительно-ласкательный суффикс :

Мал еньк ое тело

Глаголы:

Камнем упал, прыгнул два раза, ринулся спасать, заслонил собой;

Тело трепетало, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой

Эпитет:

Героическая птичка

Для усиления образности: движения воробья решительны и отчаянны: он чувствует смертельную опасность, но сила сильнее смерти заставляет его, превозмогая ужас, броситься навстречу «чудовищу»

Эпитет героическая птичка выражает авторскую оценку поступку старого воробья

Собака

Трезор

Глаголы:

Бежала впереди – уменьшила шаги – начала красться – медленно приближалась – остановился – попятился – признал силу

Эпитеты:

зубастая раскрытая пасть

смущенный пес

Собака осторожна(ведь она охотничья, а воробышек для нее – добыча), движения медленны. И вдруг – воробей, камнем упавший (эффект неожиданности), Трезор чувствует необыкновенную силу в этом маленьком существе, ведь воробей защищает свое детище, - и остановился, попятился.

3. Образ рассказчика

А теперь, ребята, посмотрим на образ рассказчика в стихотворении. Найдите в тексте слова, которые передают чувства рассказчика.

(«Я поспешил отозвать смущенного пса –

И удалился благоговея… Я благоговел перед той

маленькой героической птичкой, перед любовным

её порывом»)

Что обозначает слово благоговеть?

Лексическая работа

благоговеть, -ею, -еешь ; несов .. перед кем-чем (высок.). Относиться с благоговением к кому-чему-н.

благоговение, -я, ср. (высок.). Глубочайшее почтение.

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка)

Какие качествами личности наделен рассказчик в стихотворении?

(Рассказчик наделен высокими нравственными

качествами: уважением ко всему живому, умением

чувствовать происходящее, добротой и

милосердием)

    Идея стихотворения в прозе «Воробей»

Найдите в тексте предложения, в которых заключается основная мысль, идея произведения, предложение, которое является смысловым центром повествования.

(слайд №34)

«Любовь, думал я, сильнее смерти. Только ею,

Только любовью держится и движется жизнь».

Сколько раз в этих предложениях употребляется слово любовь? И чему противопоставляется?

(Слово любовь употребляется дважды, т.е. это повтор.

Противопоставляется слову смерть)

Что такое повтор, для чего употребляется в художественном тексте?

Повтор – двукратное или многократное использование одних и тех же

речевых элементов, придает тексту связность, усиливает его

эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли.

О какой любви говорит писатель?

(О любви как наивысшей форме проявления доброты,

граничащей с самопожертвованием. О любви,

которая сильнее смерти. Именно это

хотел донести до нас писатель своим стихотворением

в прозе «Воробей»)

Встречались ли в вашей жизни случаи, похожие на ту, которую описал И.С.Тургенев? (Возможно, да. Учащиеся делятся своими историями)

III этап.

Ребята, в жизни очень много примеров безграничной любви в мире животных, заботы о тех, кто попал в беду. Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о дружбе в мире животных.

(презентация)

IV этап. Рефлексия.

    Ваше впечатление от урока.

    Что нового вы узнали?

    Продолжите предложение: «Иван Сергеевич Тургенев – человек, любящий и глубоко чувствующий …»

V этап. Домашнее задание.

    Рисунки к стихотворению в прозе «Воробей»

    Продолжить знакомство со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева. Выучить наизусть и выразительно рассказать стихотворение «Русский язык».

Предлагаем вам познакомиться с одним интересным произведением Ивана Сергеевича, провести его анализ. "Воробей" Тургенева - вот о каком тексте пойдет речь. Жанр его не совсем обычен - стихотворение в прозе. Это следует иметь в виду, проводя анализ. "Воробей" Тургенева - одна из миниатюр в прозе, созданных автором. Для начала отметим, каковы же особенности этих произведений.

Особенности миниатюр в прозе Тургенева

Иван Сергеевич всегда был лириком в душе, как показывает анализ прозы Тургенева. "Воробей" - далеко не единственное доказательство этого. Все созданные автором миниатюры в прозе, одной из которых является интересующее нас стихотворение, необычайно лиричны. Кроме того, в этих произведениях его представлен выше) отражена глубокая жизненная философия автора. Они учат нас быть добрее.

Любовь является одной из основных тем миниатюр. Однако она не интимная, чувственная, а представляет собой всепобеждающую силу, является способностью принести себя в жертву ради счастья и жизни близкого человека. Как показывает - произведение, в котором представлен очень трогательный пример любви в этом понимании.

Сюжет стихотворения

Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. "Воробей" Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев ("Воробей"). не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход - вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

Как воробью удалось победить пса

Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы. Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении. Он в очередной раз убедился в том, что любовь - всепобеждающая сила.

Персонажи стихотворения

Продолжим анализ стихотворения "Воробей" Тургенева характеристикой персонажей. В нем представлены 4 персонажа: собака, человек, взрослый и маленький воробей. Введение их в текст неслучайно, каждый из образов обладает своей ценностью.

Человек

Что нам известно о человеке? Это охотник, который, по сути, способен убивать ради еды птиц и животных. Однако он благоговеет, наблюдая за тем, как воробей защищает свое дитя. Человек вовсе не огорчен тем, что пес проявил слабость и не стал бороться с птицей. Напротив, он восхищается тем, что победила сила любви.

Собака

Что касается собаки, она в произведении является не просто великой угрозой, а настоящим олицетворением рока, судьбы. Подчиняясь инстинктам, пес хватает дичь. Его вовсе не волнует, что это просто маленький желторотый птенчик. Пес для воробья - "громадное чудовище". Казалось бы, его нельзя победить. Однако, как мы видим, сила любви настолько велика, что может даже изменить судьбу. Это выражается в том, что смущенная собака удаляется от маленькой смелой птицы.

Маленький воробушек

Неоперившийся воробушек из произведения является олицетворением нуждающегося в опеке беспомощного существа. Он не может противостоять угрозе, бороться с собакой, поэтому просто сидит неподвижно.

Взрослый воробей

Взрослый воробей представляет собой силу жертвенной всепобеждающей любви. Птица видит, насколько велика угроза, однако она все равно решает броситься "камнем" перед собакой и тем самым защитить свое дитя.

в произведении

Взволнованность, сбивчивость в изложении, прерывистые фразы - все это придает динамизм происходящему, создает накал чувств. Эмоционально и ярко описывает Тургенев состояние птицы. Для этого он использует целую серию прилагательных (отчаянный, искаженный, взъерошенный, маленький, жалкий), а также глаголов (заслонил, ринулся, жертвовал, замирал). Маленькая сценка, столь эмоционально и лирично описанная автором, показывает большую силу любви, которая понятна каждому и движет всем живым. Она сильнее, чем страх смерти.

Актуальность стихотворения

Было создано еще в 1878 году. Более века прошло с момента его первой публикации. Однако до сих пор это произведение издается отдельной книгой для юных читателей. "Воробей" и в наши дни задают проводить школьникам. Оно заставляет задуматься не только детей, но и взрослых. Произведение заканчивается афористично: Тургенев отмечает, что жизнь держится и движется только любовью. Эти слова правдивы и актуальны во все времена.

Завершая анализ стихотворения "Воробей" Тургенева, отметим, что Иван Сергеевич - великий мастер слова. Он умеет зацепить струны человеческой души, способен пробудить в людях лучшие стремления. После прочтения этого произведения появляется желание дарить настоящую любовь и творить добро. А анализ стихотворения в прозе Тургенева "Воробей" позволяет выявить основные его особенности, которые могут быть упущены при беглом знакомстве с текстом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры