Интегрированный спаренный урок по русскому языку и литературе «Анализ эпизода «Проигрыш Ростова в карты» - сочинение -рассуждение в формате ЕГЭ. Деньги в русской литературе по курсу цб рф Столько было обещано тому, кто вспомнит лошадиную фамилию

Главная / Бывшие

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе на тему

«Анализ эпизода «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову» из романа Л.Н. Толстого «Вона и мир» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»

Аудитория: обучающиеся 10 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

Адрес школы:

Воронежская область,

Подгоренский район,

с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

2013 г.

Цель урока:

    Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;

    Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

    Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.

    Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

Выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

Комментировать поставленную проблему;

Излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Писать заключение.

Материалы и оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Война и мир», листы оценивания.

Ход урока

1. Вступление, целеполагание .

Цель сегодняшнего урока

продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.

Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа

Л. Толстого «Война и мир»

2. Просмотр видеофрагмента «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову».
Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.

3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):

1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей…

5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.

8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», - думал Николай.

11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.

12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб - одно, что остается, а не петь, - подумал он. - Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»

15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.

16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», - говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

22)«Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» - подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! - думал Николай. - Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. - И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. - Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» - подумал он.

24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

Проблемы:

Тяжести вины от содеянного;

Совести;

Раскаяния;

Легкомыслия и малодушия;

Исцеляющей атмосферы в семье;

Истинных и ложных ценностей;

Спасения души посредством приобщения к прекрасному;

Роль музыки в жизни человека;

Влияние искусства на жизнь человека;

Любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;

Что может спасти человека от рокового шага;

Неотвратимость расплаты за легкомыслие;

Мужской чести;

Слова чести для мужчины.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

    Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

    Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

    Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

    Написать вывод.

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

9. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

2. Выставление оценок учащимся.

3. Рефлексия.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Примерно по тому же сценарию, что и с Пьером, развивается «дружба» Долохова с Николаем Ростовым. Первоначальная идеализация и «не разлей вода» сменяется завистью и намеренным желанием разрушить его жизнь .

(на фото - Джей Джей Филд (?) в роли Долохова)

Пока Долохов отлеживается у матушки, его связь с Ростовым крепнет. И Долохов предстает перед ним совсем другим. «Настоящим», как ошибочно думает Ростов .

«Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге . У меня есть обожаемая, неоцененная мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины ».

Итак, Николаю внушается, что он - «особенный», «один из очень немногих». Часто нарцисс в фазе идеализации противопоставляет нас «истеричкам и меркантильным сукам, которых сейчас 95%». А как еще он может относиться к «сукам»? Как и Долохов - «обращать внимание, насколько они полезны или вредны».То есть, пользоваться.

«Да, душа моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных, возвышенных...»

(перебью Долохова, мне очень хочется спросить: кто они, эти мужчины? Фамилии можно назвать?)

«...но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок, все равно, — я не встречал еще. Я не встречал еще той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашел такую женщину, я бы жизнь отдал за нее. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я еще дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь еще встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня ».

Этот период общения Николая и Долохова можно назвать Обольщением. На этом этапе Долохов бессознательно идеализирует Ростова, исподволь завидуя ему как человеку с совсем иным устройством, человеку счастливому . И эта зависть усиливается, когда Николай вводит Долохова в свой дом. Он видит радостных, дружных людей, тепло относящихся друг к другу, естественных в выражении своих чувств. От наблюдательного взгляда психопата не укрываются особые отношения Николая и Сони, которые также становятся предметом его зависти. Он бессознательно стремится «стать Николаем» - чтобы полюбить Соню и стать любимым ею. Но он не Николай...

«Долохов, не любивший дамского общества, стал часто бывать в доме, и вопрос о том, для кого он ездит, скоро (хотя никто и не говорил про это) был решен так, что он ездит для Сони. И Соня, хотя никогда не посмела бы сказать этого, знала это и всякий раз, как кумач, краснела при появлении Долохова. Долохов часто обедал у Ростовых, никогда не пропускал спектакля, где они были, и бывал на балах y Иогеля, где всегда бывали Ростовы.

Он оказывал преимущественное внимание Соне и смотрел на нее такими глазами, что не только она без краски не могла выдержать этого взгляда, но и старая графиня и Наташа краснели, заметив этот взгляд ».

(что это за взгляд, знает каждый, кого идеализировал нарцисс)

«Видно было, что этот сильный, странный мужчина находился под неотразимым влиянием, производимым на него этой черненькой, грациозной, любящей другого девочкой».

И вот Долохов делает Соне предложение. Обратите внимание: нарциссы очень любят соблазнять женщин своих друзей. Сценарий «была тебе любимая, а стала мне жена». Логика такая: идеализируемый друг, которому завидует нарцисс, всяко выбирает «саааамое лучшее». Значит, его женщина становится объектом идеализации и зависти нарцисса. Параллельно здесь действует подспудное или даже вполне осознанное желание разрушить чужой брак, союз, которые вызывают зависть нарцисса.

Но Соня отказывает Долохову. Причем, отказывает, невольно попадая в самое уязвимое место нарцисса. Она говорит, что любит другого. Другого! Значит, кто-то лучше, умнее, красивее, достойнее этого охренительного Долохова. А кто этот «более лучший», Долохов без труда узнает.

В припадке нарциссического стыда он перестает ездить к Ростовым. За эти дни разгорается его ненависть к Николаю, и он решает ему отомстить. За что? Почему? Вряд ли на это ответит даже сам социопат. По большому счету, «ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать».

«Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу».

Разумеется, Ростов не ожидает подвоха от человека, которого считает другом. Даже то, что Долохов втайне от него наводил мосты с его девушкой, почему-то не смущает его. Видимо, он рационализирует поведение Долохова , рассуждая примерно так: «А что такого? Это личное, и он не обязан мне докладываться о своих чувствах. Почему он сватается к моей девушке, не поговорив со мной? А, тут тоже все просто! Конечно же, он не знает, что это моя девушка, я же ему ничего про Соню не говорил. Иначе бы он так не поступил. Это все просто недоразумение, над которым мы сегодня же посмеемся за бутылкой-пятой бургундского!»

Пока Николай размышляет примерно в таком духе, Долохов ждет его, чтобы совершенно сознательно разорить. Он даже назначает себе символическую сумму, до которой доведет игру — 43 тысячи. 26 (возраст Долохова) +17 (возраст Сони).

«Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее».

Потрясающе точное наблюдение! Николай интуитивно понимает, что для Долохова, мающегося скукой, наступил момент «адреналинчика». Только он еще не догадывается, кто назначен в жертву.

«— Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее ».

Психопат почти открытым текстом предупреждает об опасности , но многие ли, не набив шишек, прислушиваются к подобным заявлениям? Наоборот, такие слова подстегивают нас. Как же, как же, разве можно бояться играть с другом? Ведь это ж друууг! Уж он-то не обидит! А если я откажусь, то что он подумает? Что я доверяю не ему, а гнусным слухам? Нет-нет, своим отказом я нанесу ему великую обиду. Да и себя выставлю трусом.

Только в процессе игры до Ростова начинает доходить чудовищный смыл поступка «друга». В голове у него каша, он, точно так же, как и Пьер перед вызовом на дуэль, задает себе вопросы: за что? Что я ему сделал, кроме хорошего?

«И зачем же это он делает со мной?..» — думал и вспоминал Ростов. - «Ведь он знает, — говорил он сам себе, — что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил ... Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие?»

(опять попытка рационализации)

«И я не виноват, — говорил он сам себе. — Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?»

Николай, не видя логики в поведении Долохова, силится понять, за какие грехи карма, Вселенная, провидение дает ему этот жестокий «урок». Разгадка, меж тем, проста: потому что. Потому что ты столкнулся с психопатом.

«— Послушай, Ростов, — сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, — ты знаешь поговорку. «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно — чувствовать себя так во власти этого человека», — думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

— Твоя кузина... — хотел сказать Долохов; но Николай перебил его. — Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! — крикнул он с бешенством».

Долохов и его матушка

Как мы помним, после дуэли с Пьером Николай Ростов везет раненого Долохова в Москву. Он впервые видит друга «с восторженно-нежным выражением лица»:

«Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова.
— Ну, что? как ты чувствуешь себя? — спросил Ростов.
— Скверно! но не в том дело. Друг мой, — сказал Долохов прерывающимся голосом, — Я ничего, но я убил ее, убил... Она не перенесет этого. Она не перенесет...
— Кто? — спросил Ростов.
— Мать моя. Моя мать, мой ангел, мой обожаемый ангел, мать.
И Долохов заплакал, сжимая руку Ростова. Когда он несколько успокоился, он объяснил Ростову, что живет с матерью, что ежели мать увидит его умирающим, она не перенесет этого. Он умолял Ростова ехать к ней и приготовить ее. Ростов поехал вперед исполнять поручение и, к великому удивлению своему, узнал, что Долохов, этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве с старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат ».

"Николай Ростов был искренне удивлен, когда увидел, с какой настоящей теплотой Долохов относится к старухе-матери и сестре" , - пишет в сочинении школьник.

Вот из-за чего не складывается паззл! Да, Долохов жесток, порочен, но как же в эту картину уложить его трепетную нежность к матери и сестре?.. А ведь все просто: любить мать и сестру — не то же самое, что говорить, что любишь мать и сестру.

И вот тут настало время развенчать миф о любви Долохова к матушке, и тем более — к сестре. Достаточно сказать, что сестра вообще существует в виде тени, у нее в романе нет даже имени. Скорее всего, это забитое бесправное существо, "неудавшийся" ребенок (мало того, что девочка, да еще и горбунья), находящийся в полном рабстве у нарциссической мамаши. А свет в окошке Феденька, похоже, растился как кумир семьи и воспитывался в атмосфере дифирамбов, всепрощения и полного потворства любым его прихотям и капризам.

Итак, сестра - тень. Но и матушка всплывает лишь тогда, когда раненый Долохов вынужден отлеживаться у нее. В остальное время судьба этих "обожаемых" женщин мало занимает Долохова . Их в его жизни попросту нет.

Наверно, вам интересно, у какой матери мог вырасти такой сын. Толстой вкладывает в уста Марьи Ивановны Долоховой всего один монолог, но он весьма информативен:

«— Да, граф, он слишком благороден и чист душою , — говаривала она Ростову, — для нашего нынешнего, развращенного света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя все на своих плечах перенес!

Ведь что он перенес! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас.

И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа..

Ну просто прелесть что такое. То ли апофигей загазлайченности собственным же сыночкой, то ли кривая перверзная логика нарциссихи. Как добродетелен и высок душой ее Федя — и как бессовестен граф Безухов, имевший наглость не понять шашней Долохова со своей женой! Ачотакова, «а у кого сейчас нет интриги».

А как вот такое может прийти в голову нормальному человеку: «И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость!»?

Мне видится, что очень кривые мозги у старушки Долоховой. Вот она, нарциссическая матушка в трех-пяти ярких мазках.

(В следующих постах я расскажу о прототипах Долохова. Среди современников, вдохновивших Толстого, выделяют троих таких людей).

Меню статьи:

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» полон противоречивых персонажей. Естественно, что в реальной жизни, как, впрочем, и в литературе, нельзя разделить людей по принципу позитивные- негативные. В любом человеке можно найти черты характера, вызывающие восхищение и уважение, равно как и отталкивающие. Наше мнение о том или ином человеке складывается преимущественно из восприятия качеств, преобладающих в характере.

По отношению к персонажам «Войны и мира» эта тенденция значительно усложняется еще и тем, что мы видим многих героев действующих в двух ипостасях – на фронте и в обыденной, цивильной жизни. Образ Федора Ивановича Долохова наиболее активно, что не типично для большинства образов аристократов раскрывается на поле битвы, а не в обыденной жизни

Кто такой Долохов

Федор Иванович Долохов – двадцатипятилетний представитель обедневшего дворянского рода. Быть представителем такого вида дворян всегда было нелегко – их стремление вернуть величие их угасающего рода приводит часто к самым, что ни на есть, нехорошим и неблагородным действиям. Подобная ситуация сложилась и у Долохова. Подстегиваемый жаждой материального улучшения своих возможностей, он часто действует не самым приятным образом.



Федор Иванович получил хорошее образование. Он умен и образован. Долохов не женат. У него есть мать и сестра – это и вся его семья. Толстой не описывает его детство и этап взросления – с Федором Ивановичем мы знакомимся уже во время его военной службы.

Прототипы образа

Прототипами для создания образа Федора Ивановича Долохова стало сразу три человека – Фигнер Александр Самойлович, Дорохов Иван Семенович и Толстой Федор Иванович («Американец»).

Александр Самойлович был командиром партизанского отряда во время военных событий 1812 года. Он стал прототипом Долохова после его дуэли с Пьером Безуховым и разжалования. Он, как и Фигнер был награжден «георгием».

Дорохов Иван Семенович также принимал участие в военной кампании против Наполеона, неоднократно был представлен награде. С него срисован Долохов во время его службы офицером. Фамилии Ивана Семеновича и Федора Ивановича очень похожи – их отличает всего одна буква, можно предположить, что Толстой это сделал, чтобы провести аналогию между этими людьми.

Последним, частично «подарившим» Толстому материал для образа Долохова стал Федор Иванович Толстой. Как видим, Долохов и Толстой являются тезками, вполне вероятно, что Лев Николаевич использовал такие имя и отчество своего героя, чтобы, подобно ситуации с фамилией, подчеркнуть аналогию с реально существующим человеком.

Федор Иванович Толстой стал прототипом Долохова в цивильной жизни. Он, подобно литературному герою, слыл повесой, частым участником дуэлей и карточных игр.

Внешность Федора Долохова

Федор Долохов выглядит очень красивым и хорошо сложенным: «курчавый и с светлыми голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты». Его светлые волосы красиво лежали на воротнике его рубашки.

Долохов среднего роста. У него атлетическая фигура. Стройный, ловкий, широкоплечий, руки его «красноватые, с короткими пальцами».

У него красивые глаза, но взгляд его наглый, что немного отталкивает от Долохова. Федор Иванович «глядел своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом».

Этот факт компенсируется пленительной улыбкой. Стоит признать, что такая улыбка не всегда присутствует на лице Долохова. Чаще всего можно заметить у него «холодную усмешку».

Говорил Долохов «звучным, твердым, неспешащим голосом».

Как видим, Федор Иванович обладает привлекательной внешностью, он хорошо сложен. Его внешность не лишена изъянов, проявляются они в виде холодного взгляда и улыбки.

Военная служба

Для Долохова служба в армии – это, в первую очередь, возможность выделиться, обеспечить свое будущее. Он не испытывает страсти к военному делу, подобно Николаю Ростову. Долохов хорошо выполняет свою работу, но подстегивает его не чувство патриотизма или долга, а желание стать известным и богатым.

Федор Иванович проходит службу в Семеновском полку, считавшимся элитным. Однако благодаря кутежам и дуэлям Долохов часто попадает в опалу и лишается звания офицера.



Во время военных событий 1805 -1807 годов Долохов проявляет себя на фронте по-геройски, но действует вновь-таки в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому, он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: « Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство».

С марта 1806 года Федор Иванович опять становится семеновским офицером. После военной кампании 1805-1807, он отправляется сначала на Кавказ, затем в Персию. Его деятельность в этих регионах полна домыслов, активно ходили сплетни о том, что Федор Иванович «На Кавказе был, а там бежал и, говорят, у какого-то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова». Однако как бы не сложилась его служба на Кавказе и в Персии, в 1811 Долохов возвращается в Москву.

Его кутежи и любовная связь с Еленой Безуховой, в девичестве Курагиной, становится причиной дуэли и, как результата, нового понижения в чине.

Войну с Наполеоном Долохов встречает в качестве рядового солдата. Его дальнейшая служба происходит все по потому же маршруту восхождения по карьерной лестнице «Теперь ему выскочить надо. Какие-то проекты подавал и в цепь неприятельскую ночью лазил, но молодец».

Характеристика личности

Что сразу бросается в глаза в образе Долохова, после его военных подвигов, это особое отношение с женщинами. Они в восторге от него, он часто становится предметом мечтаний женщин: «Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели».

Федор Иванович, благодаря своей некой доле безрассудства, становится любимцем в обществе: «им клянутся, на него зовут, как на стерлядь».

Кутежи и разврат постоянно сопутствуют Долохову. Он позволяет вести себя развязно, часто граничит между понятиями «прилично» и «неприлично», поэтому его присутствие никогда не остается незамеченным.

Такое поведение привлекает людей разного положения и статуса. За ним прочно закрепилось определения «повесы» и «дуэлянта». Ему ничего не стоит вызвать на дуэль и « убить человека, ему должно казаться, что все боятся его, ему должно быть приятно это».

Обожает Долохов и карточные игры, он играет практически во все возможные игры и очень часто выигрывает. Это породило новые слухи о том, что Долохов – шулер. Сам же Федор Иванович, иронично пересказывает эти слухи. «В Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее» – говорит он.

Не зря говорят, что глаза человека – это олицетворение его души. Неприятный взгляд Долохова стал незначительным проявлением его сложного характера. Он наглый и дерзкий – такая тенденция прослеживается не только в его цивильной жизни, но и по отношению к своим полковым командирам. «По службе очень исправен, но карахтер» – так говорят о нем. Долохов очень хитрый, он «бестия, везде пролезет».

Ему не всегда удается контролировать себя и свои действия, часто, он действует крайне агрессивно и необузданно. Что правда, такое его состояние может провоцировать и скука. «Соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее». В такие моменты, он готов пристрелить просто так лошадь ямщика, или убить человека.

В армии знали о его таком жутком характере, но прощали, не смотря ни на что, ведь «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много». Он был очень смелый, храбрый, готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих.

Долохову тяжело дается переход от военной службы к светским приемам – его привычка командовать людьми (на фронте он чаще всего занимал командующие должности) сказывается не самым лучшим образом. Он порой забывает о том, где находится – и начинает вести себя подобно тому, как бы он себя вел в полку.

Несмотря на то, что его отношение к окружающим в целом враждебное, такая тенденция не подтверждается по отношению к его родным матери и сестре. Он их искренне любит, для них он всегда «был самый нежный сын и брат».

Понимание дружбы

Федор Иванович Долохов специфически относится к такому проявлению чувств человека, как дружба. Внешне он проявляет это чувство, но если хорошо разобраться – это только игра на публику, на самом деле он не испытывает признательности или чувства родства с человеком, которого называет своим другом. Осуществляет Долохов это из всего того же желания быть известным и богатым. Он удачно пользуется положением в обществе своих друзей, их материальными статками, но в отплату готов осуществить самые безрассудные поступки.

Активно в романе Долохов появляется в романе в компании Анатоля Курагина – такого же повесы, как и он сам, но и в этом случае, им руководит чувство привязанности к кошельку Анатоля.

Федор Иванович не избегает любых способов обогатиться – он бесчестно, с помощью обмана обыгрывает в карты Николая Ростова. Почему он не поддержал Ростова и не завел с ним дружбу – вопрос непонятный. Семья Ростова была широко известна в высшем свете, люди были о Ростовых высокого мнения, поэтому такое знакомство помогло бы Долохову закрепить свое положение в обществе, но он предпочитает этому легкую выгоду в виде денег. Возможно, что Долохов ставил расчет на то, что Ростов погибнет и эта дружба не даст нужного результата, а возможно, что здесь сыграл тот факт, что Федор Иванович слишком отличается по восприятию мира и отношению к людям, по сравнению с Николаем Ростовым. Понятие того, что такое общение будет слишком конфликтным и не соответствует его привычному положению дел, не приведет к желаемому результату провоцирует такое бесчестное поведение Долохова по отношению к Ростову. Он стремиться получить хоть что-то.

В целом отношение его к людям странное – он не испытывает ни чувство благодарности, ни привязанности. Он умеет обставить дело так, чтобы получить максимальную выгоду из своей псевдо дружбы. Долохов не выслуживался перед более успешными людьми, ожидая от них подачки, а умело «пользовался и забавлялся» людьми.

Таким образом, Федор Иванович Долохов – очень специфический персонаж. Он не лишен положительных качеств характера, но несколько отрицательных качеств перечеркивают все позитивное в нем – читатель воспринимает его, в первую очередь как обманщика, повесу и дуэлянта.

Отношения героя с другими персонажами романа

Долохов и Соня

Соню Ростову автор «Войны и мира» описывает как девушку поистине идеальную. Симпатичная и умная, скромная и добрая, Соня страдала лишь от одного – от своего положения. Это было второстепенное положение бесприданницы. Сонечка была бедной родственницей Ростовых, которую кроткая семья приютила у себя дома, воспитывая вместе с остальными детьми. Соня, в частности, дружила с Наташей. Долохов – воплощение коварного персонажа, ведь герой – в каком-то смысле – нарушает целостность семьи Ростовых. По крайней мере, точно покушается на мир в этом гнезде. Долохову понравилась Соня и мужчина решился сделать девушке предложение. Однако Соня отказала.

В этой ситуации, следует отметить, раскрывается иная сторона личности Долохова: читатель привык считать героя картежником, кутилой, игроком, который любил буянить и отличался дерзким характером. Но влюбившись в Соню, Долохов показывает нежную, душевную и сердечную сторону своей натуры. На самом деле, не такой уж бедный Долохов – хорошая партия для девушки, у которой за душой нет ни гроша. Графиня – мать Николая Ростова, который питал к Соне нежные чувства, – тоже желала сбыть с рук бедную родственницу. Кроме того, девушка мешала графине, ведь Николай никак не хотел искать более подходящую по статусу, богатую невесту. Из-за привязанности к семье Ростовых (а к Николаю – в частности) Соня отклоняет предложение Долохова, оставаясь на прежнем месте. Судьба девушки незавидна. Николай все же женится на богатой княжне, Наташа – подруга детства – считает Соню ниже по достоинству, ведь та – «пустоцвет», человек, не способный на такие же чувства, как она – Наташа. Лишь Долохов сумел разглядеть в Соне нечто большее – настоящее, глубокое.

Долохов и Пьер

Он слишком благороден и чист душою… для нашего нынешнего, развращенного света… Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова?.. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо!.. Какая низость, какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф… Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа…
Мать Долохова о сыне

Долохов не был слишком богатым человеком, однако было в Долохове что-то такое, что заставляло других уважать его. Долохов рассчитывал только на собственные силы, поэтому часто окружающие видели в этом человеке больше достоинства, чем в том же Анатоле. Толстой описывает компанию из трех человек. Компания насчитывала Долохова, Анатоля и Пьера. Вот, например, описание одной из потех закадычных друзей:

…достали где-то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем…

Однако, как мы знаем, закончилась эта дружба не слишком хорошо. За шалость Долохов лишился офицерского звания, став простым солдатом. Пьер отделался легким наказанием (ведь Безухов имел достаточно высокий статус, да и к тому же лицо – штатское). Анатолю повезло больше всех: герой остался в офицерах. Больше всех, получается, поплатился Долохов. Федор – натура, чутка к несправедливости, злопамятная и жестокая. Потому герой пожелал отомстить неблагодарным товарищам. Да, возможно, Долохову свойственна жесткость характера и эгоизм, но это также бесконечно одинокий человек. Однажды Пьер, будучи нетрезвым, решил на спор влезть на открытое окно и выпить там бутылку. Тучный, неосторожный Пьер рисковал жизнью, но Долохова это позабавило. Этот момент, в частности, заставляет некоторых критиков говорить о бессердечности Долохова.

Наконец, проходит год с тех пор, как Долохова разжаловали в солдаты. Походы, смотры, унижение – все это изнуряет героя, подживляя в душе Долохова желание отомстить. Чудом не погибнув в Австрии, Федор вернулся в родные края. В Москве Долохов живет у Пьера. Однако и теперь в душе героя пылает прежняя злоба на бывшего товарища. Так, Федор заводит отношения с женой Безухова.

Как относится Пьер к Долохову?

Пьер – сам по себе крупный, мощный – как ни странно, но побаивается Федора:

Ему ничего не значит убить человека… Он должен думать, что и я боюсь его. И действительно, я боюсь его…

Однако, в итоге, буря негодования, которое постепенно накапливалось в душе Безухова, берет верх. Пьер закипает. Но Долохов, даже наблюдая, что бывший товарищ находится на грани срыва, все равно продолжает свои издевательства над беднягой. Последней каплей оказался тост, который произнес Долохов:

За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников…

Это взбесило Безухова, и тот буквально накинулся на Долохова. Пьер смело смотрел в «смелые, жестокие» глаза давнего друга. Наконец, Безухов вызвал Долохова на дуэль. Местом назначили Сокольники, а секундантами выступили Несвицкий вместе с Денисовым. Секунданты постарались примирить противников, но безуспешно. Пьер оставался непреклонен:

Нет, об чем же говорить!.. Все равно… Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?..

Несмотря на то что Долохову было известно: Пьер стрельбе не обучен – Федор все же не отступил. Казалось, что судьба Безухова в этой неравной стычке предрешена, однако жизнь распорядилась по-другому. Пьер выстрелил первым – в страхе не застрелить самого себя, и… ранил Федора. Таким образом, причина ссоры – это нравственный порок, человеческая слабость, страх заступиться, неумение простить, ревность, зависть, месть. Финал, точнее кульминацию отношений Пьера и Федора Толстой приводит именно в сцене стрельбы. Почему, собственно, Долохов стал враждовать с Безуховым? Пьер скажет, что «помог» Долохову. И это правда, ведь Федор хотел использовать товарища для реализации собственных замыслов, амбиций. Однако Долохова на самом деле знает только его мать. У героя – высокая, благородная натура, которую слишком рано ожесточил мир. Перед Бородинской битвой Федор забудет товарищу былые обиды, попросив у Безухова прощения.

Анализ смысла дуэли

Как принято считать в литературной критике, Безухов поступил скорее неосознанно, чем взвешенно, вызывая более сильного противника, опытного солдата стреляться. В ночь перед дуэлью Долохов кутит, слушает цыганские песни… Федор знает, что Пьер слабее его в плане стрельбы, а потому не волнуется об исходе дуэли. И все же на сердце героя скребут кошки. Когда настал час дуэли, Пьер выглядит плохо: лицо пожелтело, глаза усталые. Долохов делает вывод, что у соперника была бессонная ночь. Это придает Федору уверенности в победе:

Минуты три все было уже готово, и все-таки медлили начинать. Все молчали…

Но, в результате, Безухову везет, а Федор промахнулся, стреляя. Итог – все герои осознают свои ошибки. Пьеру жаль, что Долохов ранен. Но противнику жалость неведома. Но при этом Долохов думает не о мести, не о своих интересах, а о том, как будет страдать его мать. Пьеру свойственен не столько страх, сколько гуманизм. Даже в ситуации крайней опасности Безухов желал найти оправдание для старого товарища. Пьер знал, на что способна Элен, знал о склонностях супруги, а потому не сомневался в виновности Курагиной:

Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, – думал Пьер. – Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?..

Долохов и Элен

С Элен Долохова связывали мимолетные романтические отношения. Начало этим отношениям, между тем, положили совсем не чувства, то есть совсем не влюбленность или страсть. Нет. Долохов просто все еще злился на Пьера (помните ту самую злополучную историю, из-за которой Федора понизили в звании до солдата?). Поэтому, вернувшись из похода, Долохов поселился у Пьера. Здесь внимание молодого человека привлекла красивая, но ветреная, легкомысленная жена Безухова – Элен. Одновременно Элен была сестрой другого врага Долохова – Анатоля, так что, казалось, это была идеальная месть. С этой стороны, связь Долохова с Элен ничто не оправдывает. Федору безразличны светские красавицы. Это – лишь развлечение, попытка холодной мести. Поступок из ревности, потому что Долохову кажется несправедливым, что Безухову досталось все – и красивая жена, и богатство, и статус. Поэтому Федор хочет, во что бы то ни стало, опозорить бывшего друга. И Пьеру это известно:

Долохов не остановится перед тем, чтобы опозорить старого приятеля. Для него была бы особенная прелесть в том, чтоб осрамить мое имя и посмеяться надо мной, именно потому, что я… помог ему…

Долохов поступил подло. Безухов, хоть и отличался некоторой наивностью, а все же подозревал что-то неладное. Окончательно удостовериться в том, что Элен изменяет ему с Федором, Пьеру помогает письмо. Это сообщение прислал какой-то аноним. Там детально рассказывалось о гнусности гостя, которого Безухов приютил у себя дома. Толстой выступает мастером психологизма, когда описывает сцену обеда, происходившего в Английском клубе. Здесь Безухов обдумывал письмо, пришедшие грустные и унизительные новости. По виду Долохова можно было понять, что в душе Федора творится нечто «безобразное». Однако Безухов все же потерял самообладание и, как мы помним, вызвал Долохова стреляться.

В этой ситуации, между тем, писатель скорее еще раз раскрывает низкую и ничтожную натуру Элен. Недостаточно родиться в высокородной семье, чтобы иметь чистую и нравственно возвышенную личность. Стоит ли падшая женщина чьей-то смерти? Стоит ли низость человека убийства, греха? Такими вопросами задается Пьер перед дуэлью с бывшим товарищем. Безухов жалеет, что женился на Элен. После того, как дуэль завершилась, Федора увезли домой. Ростов, кстати, узнал, что Долохов – «буян, бретер», с одной стороны, с другой – добрый и заботливый сын, который заботился о своей старенькой матери и больной сестре. Таким образом, писатель показывает, что жизнь не такая понятная и очевидная, как люди порой думают. Жизнь – относительна, амбивалентна, многозначна. А у каждого человека в душе имеются как светлые стороны, так и темные.

Долохов и Ростов

Отношения Федора и Николая – это пример того, как легко дружба иногда перерастает во вражду. Процесс разрушения дружеские отношений изображается и в эпопее Толстого. Итак, почему же рассорились два друга, два товарища – Долохов и Николай? Вероятно, из-за того, что оба молодых человека любили одну и ту же девушку. Федор делает возлюбленной – Соне – предложение, однако та отказывается выходить за него замуж, ведь любит другого человека. Этим человеком оказывается Николай. Тогда Федор решает отомстить за свое разрушенное семейное счастье. Тут следует заметить, что это было и разрушение единственного счастья на семейное счастье для Сони, ведь девушка, в итоге, останется одна.

Натура Федора – резкая и вспыльчивая. Кроме того, Долохов – заядлый и опытный картежник. В одной коварной карточной игре под названием «Фараон» Федору удается обыграть Ростова. Теперь Николай должен Федору огромную сумму денег. Игра вселяет в Долохова уверенность в то, что он – «романтический», «роковой человек». Между тем, Долохов не жульничает – мы делаем такой вывод косвенно, ведь автор произведения ничего не говорит о нечестности, шулерстве или мошенничестве Федора. Однако сам Долохов предупреждает Николая о том, что играть с ним опасно, ведь ходят слухи, что он шулер. Да и к тому же – «кто несчастлив в любви, тому везет в игре». Но Ростов уже не может отказать, ведь тогда молодой человек потеряет лицо. Федор вознамерился разорить Ростова на сорок три тысячи. Напрашивается вопрос: почему же именно такую сумму выбрал Долохов? Все просто: сорок три – это сумма возраста Долохова и возраста Сони. В этом эпизоде читатель видит Долохова чувственным и ранимым. А когда Федор обыгрывает Николая, мы почему-то жалеем ни проигравшего, а победителя.

Смыслы карточной игры

В сцене карточной игры читателя удивляет и даже пугает «демонизм» Федора. Этому способствует и атмосфера, которую создает Толстой. Например, автор пишет:

Игра продолжалась; лакей, не переставая, разносил шампанское…

В этой странной и располагающей к чему-то нехорошему атмосфере Федор часто психологически давит на противника, постоянно акцентируя на страхе Николая. А конкретнее – на том, что Ростов боится игры, страшится проигрыша, да и самого Долохова.

Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? – повторил он <…> Так ты не боишься со мной играть? – повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула…

Однако попытка мести и даже выигрыш не приносит Долохову желаемого удовлетворения. Мысли о Соне не покидают голову нашего героя. Вскоре Федор поучаствует еще в одном непристойном, низком мероприятии: станет подельником Анатоля. Ситуация такая: Курагин задумал выкрасть и увезти Наташу, младшую дочь Ростовых. И Федор помогал Анатолю в этом деле. Было это все через пару месяцев после того, как Соня отклонила предложение Долохова. Говорят, Федор – человек страшный, ведь для своих лет успел хлебнуть ненормально много опыта. Долохов осознал простую истину: честные, смелые, умные и талантливые люди не ценятся в этом мире и в этом обществе. Это правда жизни сломала Федора, породив ту самую цинизм и ту жестокость.

Данный эпизод романа описывает момент «мирной жизни» в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай.
Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в кардинально противоположном расположении, состоянии духа. Наташа была полна радости, ощущения полноты жизни. К ней в очередной раз пришел Денисов, который ухаживал за девушкой. Наташа чувствовала, что нравится этому молодцеватому гусару: «Вот она я!» - как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней». Все это добавляло радости, счастья, ощущения прелести жизни героине.
Николай же, наоборот, был в расстроенном состоянии – он проиграл большую сумму денег в карты, и все виделось ему в пессимистическом свете. Толстой показывает, что радостное состояние Наташи раздражает ее брата, он искренне не понимает ее, ему тяжело смотреть на этот молодой восторг: «И чему она радуется! - подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!»
Толстой с большим психологическим мастерством передает внутреннее состояние своего героя. Действительно, когда находишься на одном «полюсе чувств», понять и разделить другие эмоции, тем более, противоположные твоим, просто не под силу.
Такова была обстановка в комнате до главного события – пения Наташи. Основой момент данного эпизода, его кульминацией является воздействие голоса сестры, ее пения на состояние Николая. Сначала он просто рассеянно отметил про себя, что пение его сестры как-то изменилось. Но потом… весь мир сосредоточился для него на пении Наташи. Все заботы, невзгоды, печали отступили назад. Больше того, Николай вдруг осознал всю никчемность, пустоту, суетность своих забот: «Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор... а вот оно настоящее...»
И, что самое интересное и важное, герой вдруг осознал, что он счастлив. И счастье его заключается в том, чтобы правильно взять ноту в такт Наташе, усилить ее пение, чтобы получилось хорошо, чтобы мелодия зазвучала еще более сильно, красиво.
В этом эпизоде писатель показывает нам силу воздействия искусства на человека, его эмоции, мировосприятие. Искусство каким-то тесным, почти мистическим способом связано с человеческой душой. Оно способно моментально сделать человека счастливым. Больше того, искусство может очистить душу человека, его сознание, показать, что ложно, а что истинно, способно направить жизнь человека в нужное русло.
Но все это возможно, конечно, при двух условиях, как мне кажется. Во-первых, произведение искусства должно быть исполнено искренне, по-настоящему, «с душой». Наташа Ростова была способна на это. И ее пение – это характеристика героини, ее внутреннего мира, ее натуры.
Во-вторых, человек, воспринимающий произведение искусства, также должен быть чист душой, искренен, в нем должен быть свет. Не думаю, что если бы Элен или Анатоль Курагины послушали пение Наташи, в их душе что-то шевельнулось или изменилось. А Николая это коснулось.
И еще одну важную мысль доносит до нас Толстой: «Можно зарезать, украсть и всё-таки быть счастливым...» Неоднозначное суждение, тем более, из уст Л.Н. Толстого, известного своей религиозностью. Думаю, с помощью этого парадокса писатель хотел подчеркнуть роль искусства в жизни человека, его силу и важность, способность затмить все в мире.
Таким образом, данный эпизод дает характеристику Наташе и Николаю Ростовым, их внутреннему миру, раскрывает мастерство Толстого-психолога, а также показывает роль настоящего искусства в жизни человека.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры