Ирландские танцы: история возникновения, что это. Энциклопедия танца: Ирландские танцы Смотреть что такое "Ирландский танец" в других словарях

Главная / Бывшие

В Ирландии есть поверье, что холмы – это ворота в иной мир. Мир, населённый фэйри (феями). Нередко люди и жители холмов встречаются. И всегда такие встречи сулят нечто необычное. Часто, следуя очарованию фейри, люди уходят за ними в волшебную страну, а возвращаются через много-много лет, будучи уже глубокими стариками. Те же, кто не поддался соблазнам, или заслужил благодарность фейри, приобретал всякие интересные способности и, уж точно, надёжного помощника. Но никто из увидевших фейри не остался прежним.

Март 4, 2018

564

Применительно к танцу можно сказать, что никто из увидевших ирландский танец не остается прежним. А сам ирландский танец часто называют “танцем дивного народа”. Лёгкие, неземные прыжки, скользящие шаги, стремительные броски и захлёсты ног, в сочетании со спокойным корпусом производят завораживающее впечатление. Не привычное сочетание гордости и озорства, достоинства и темперамента!

История ирландского национального танца отражает происходившие с самой Ирландией события, начиная с XX века до нашей эры, и заканчивая XX веком нашей - переселения народов и вторжения завоевателей, смены религий… Каждая культура, с которой соприкасались ирландцы, вносила свою лепту в их танцевальную традицию. Хотя на сегодняшний день существуют лишь смутные представления о самом древнем этапе развития ирландских танцев, известно, что первыми их стали исполнять друиды. Первоначально танец имел обрядовое значение: их исполняли, вознося хвалы священным деревьям и солнцу. Придя с материка в Ирландию, кельты принесли с собой религиозные пляски, некоторые элементы которых сохранились до нашего времени.

Самый старинный вид ирландского танца, сохранившийся и сейчас, называется Sean-Nos. Он ведет свое происхождение от кельтов, которые жили на Британских островах в период с 2000 г. до н.э. и по 200 г. н.э. Старинные летописи свидетельствуют, что этот танец имеет ирландское происхождение, хотя моряки из дальних земель, Северной Африки и Испании, бывавшие в местных портах, например, в Лимерике, привнесли в него свои национальные черты. Соревнования по Sean-Nos проводятся и сегодня. Наиболее популярен этот танец в Западной Ирландии.

Примерно в 400 годах, уже после обращения местных жителей в христианство, католические священники продолжали широко использовать элементы национальной культуры в своих богослужениях. Святое Писание украшали кельтскими архаическими орнаментами; кельтские обряды и пляски сопровождали христианские праздники. В XII веке, на волне англо-нормандского завоевания в Ирландию пришли традиции норманнов, их обычаи и культура, в том числе и самый популярный танец того времени, Carol. Ведущий партию в Carol становится в центре круга и поет песню, которую подхватывают окружающие его хороводом танцоры. Стиль Carol сильно повлиял на развитие ирландского танца.

К XVI веку в хрониках уже упоминаются три основных вида ирландских танцев: Irish Hey, Rinnce Fada и Trenchmore. Одно из древнейших описаний национального танца содержится в письме сэра Генри Сиднея, написанного королеве Елизавете I, который был «весьма поражен ирландскими мелодиями, а равно и танцами». Сидней описал свои наблюдения за танцующими на поляне людьми, отметив, что участники танцуют, выстроившись в две линии. Это говорит о том, что английский рыцарь видел раннюю версию танца Rinnce Fada.

К середине XVI века народные танцы перекочевали в парадные залы дворцов и замков. Некоторые из них, адаптированные на английский манер, обрели популярность при дворе Ее Величества. Среди них был и Trenchmore, вариант старинного крестьянского танца. Примерно в то же время обрел популярность и Irish Hey.

Из-за угнетения и преследований ирландской культуры, начавшихся еще в XVIII веке, национальные танцы долгое время исполнялись только под покровом строгой тайны. Поговорка того времени говорит: «Танцор пляшет, покуда не вернется в деревню». Более того, народные танцы резко осуждались христианской церковью. Священники называли их «безумными» и «приносящими несчастья». Некоторые историки полагают, что характерное неподвижное положение рук на поясе появилось в ирландском танце после того, как церковь объявила движения рук непристойными.

В XVIII же веке в Ирландии появились «учителя танцев», с которыми связывают эпоху возрождения танцевальных традиций. Неизвестно, где впервые зародилось это движение, но оно сыграло решающую роль в сохранении и развитии древних обычаев. Учителя странствовали по деревням, обучая танцам местных жителей-крестьян. Одеты учителя танцев были в яркие национальные костюмы. Нередко они устраивали друг с другом состязания, которые обычно заканчивались лишь тогда, когда один из них падал в изнеможении. Многие учителя танцев преподавали также игру на музыкальных инструментах, фехтование или хорошие манеры.

Разновидности ирландского танца:

Сольные танцы (Solo Dances)

Сольные танцы были разработаны мастерами танца в последней четверти восемнадцатого века и с тех пор продолжали развиваться как в физическом, так и в артистическом аспектах. Сегодня они выражают величайшую свободу экспрессии, превосходное настроение, подлинную комбинацию великолепия, легкости и силы движений, достигаемой годами упорной работы. Ирландские сольные танцы в современном виде включают в себя джигу, хорнпайп, рил и сетовые танцы.

Джига (The Jig)

В качестве сольного танца джига может исполняться в различных формах: Слип (The Slip Jig) или хоп (The Hop Jig) джига в настоящее время танцуется исключительно женщинами, однако приблизительно до 1950 года по данному танцу проводились соревнования и среди мужчин, и парные. Слип джига, танцуемая на 9/8, является наиболее изящным и грациозным танцем, исполняемым в мягкой обуви и выдвинутым на первый план в шоу ”Riverdance”. Сингл джига (The Single Jig) в настоящее время исполняется как light dance (без ударов или звука) на 6/8 и в редких случаях на 12/8. Дабл джига (The Double Jig) может танцеваться как light dance (в мягкой обуви), так и в жесткой обуви с отстукиванием ритма. Если она танцуется в жесткой обуви, то иногда она относится к The Treble Jig, или The Heavy Jig, или The Double Jig, которые танцуются на 6/8. The Heavy Jig – единственная из них, которая танцуется исключительно в жесткой обуви, так что танцор может особенно оттенить танец звуком и ритмом.

Хорнпайп (The Hornpipe)

В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Танцуется он в жесткой обуви и на сегодняшний день является одним из самых популярных ирландских танцев во всем мире.

Рил (The Reel)

Большинство риловых шагов исполняются под double reel, в то время как single reel мелодии используются больше для простых шагов, используемых начинающими танцорами. Исполняются они под музыку 4/4 и танцуются в мягкой обуви. The treble reel танцуется в жесткой обуви. В то время как он стал весьма популярен по всему миру среди зрителей, кто хоть раз видел ”Riverdance” и другие ирландские танцевальные шоу, он весьма редко (если вообще) исполняется на соревнованиях. Этот танец с его быстрыми ритмичными ударами и зрелищными движениями, привел в восторг миллионы зрителей во всем мире, когда был впервые исполнен в качестве номера ”Riverdance” во время конкурса Евровидения. Можно сказать, что за несколько минут это выступление перевернуло все в ирландских танцах вверх дном и обеспечило им общественного признания и уважения больше, чем за предыдущие семьдесят лет. Стиль treble reel получил популярность благодаря усилиям The National Folk Theatre (Siamas Tire) под художественным руководством преподобного Pat Ahern и преподавательницы Patrica Hanafin из Tralee.

Сетовые сольные танцы (Solo Set Dances)

Сетовые сольные танцы исполняются в жесткой обуви под специальную сетовую музыку или отрывки танцевальных мелодий и многие из них датируются серединой девятнадцатого века. Сетовая музыка отличается от обычной джиги или хорнпайпа тем, что последние строго соответствуют структуре на 8 счетов (8-bar). Сетовые же мелодии обычно состоят из двух частей, которые разделяются танцорами на “the step” (первая часть) и “the set” (вторая часть), при этом как степ так и сет могут не соответствовать 8-bar структуре. В сетовом танце исполнитель танцует под строго определенную музыку, так что движения и ритм танца точно соответствуют сопровождающей мелодии. Ниже приведены некоторые из сольных сетовых танцев: На 2/4 – The Blackbird, Downfall of Paris, King of The Fairies, The Lodge Road, Rodneys Glory. На 6/8 – The Blackthorn Stick, The Drunken Gauger, The Three Sea Captains, The Orange Rogue, Planxty Drury, Rub The Bag, St Patrick”s Day. На 4/4 – The Garden of Daises, The Hunt, Kilkenny Races, Madame Bonaparte, The Job of Journeywork, Youghal Harbour.

Кейли (Ceilis – Irish Group Dances)

Кейли танцы представляют собой групповые танцы, которые исполняются как на соревнованиях, так и на ceilis (разновидность общественных танцев, танцевальных вечеринок). Кейли представляют собой подборку танцев с различными построениями – круговые танцы (round dances), танцы в линию (long line dances) и танцы колонной (long column dances). Тридцать из них описаны в первой, второй и третьей частях сборника ирландской комиссии по танцам “An Rince Foirne”, и знание этих тридцати танцев является необходимым условием для получения статуса преподавателя ирландских танцев. Они танцуются одинаково во всем мировом “ирландском” танцевальном сообществе с незначительными местными вариациями. Танцы, исполняемые во время ceilis и соревнований, могут слегка отличаться, в качестве хорошего примера может быть приведен the square в the Fairy Reel. Наиболее же распространенные танцы на соревнованиях – 4-hand и 8-hand джиги и рилы.

Социальные групповые танцы (Social Group Set Dances)

Эти танцы, известные как сеты или полусеты, в их многообразии происходят от кадрилей, танцев, в которых пары стоят друг напротив друг друга, образуя квадрат. Кадрили были очень популярны в наполеоновском Париже. Победоносные армии Веллингтона познакомились с ними и затем ввели в обиход в Англии и Ирландии. Мастера танцев адаптировали эти танцы под уже существовавшие традиционные шаги и ускорили темп до привычных рилов и джиг. Различия существовали в количестве фигур, число которых колебалось от трех до шести, при этом первоначально их было пять. В оригинальных кадрилях наличие пяти фигур обуславливалось музыкой на 6/8 и 2/4.

Групповые сетовые танцы были практически искоренены за первые семьдесят лет двадцатого столетия, поскольку рассматривались Гэльской Лигой как инородные. В последние годы сетовые танцы, такие как Kerry и Clare сеты, вернулись на арену ирландского танца и стали довольно популярны в среде людей среднего возраста.

Поскольку эти танцы не являются типично ирландскими, то подобный стиль танца и подробные шаги могут быть обнаружены во многих европейских странах, особенно в России. Сегодня групповые сетовые танцы часто танцуются с очень высокой скоростью и на дикий манер, не имеющий никакого сходства с оригинальными сетами, которые характеризуются строгой дисциплиной и хорошими манерами, определяемыми их характером (сетов).

Сегодня ирландские танцы завоевали весь мир. Танцевальные школы привлекают множество учеников не только в самой Ирландии, но и во многих других странах. Ирландские танцы стали популярны повсюду. Регулярно проводятся четыре крупных соревнования - Национальный чемпионат Америки, Всеирландский чемпионат, Чемпионат Великобритании и Чемпионат мира. По традиции, Чемпионат мира проходит в Ирландии, и на него прибывают тысячи танцоров, для которых достойный результат на чемпионате может стать началом звездной карьеры. К примеру, в 1998 году Чемпионат мира, проходивший в Эннисе (Ennis), собрал три тысячи участников и еще семь тысяч тренеров, учителей и болельщиков.

Ирландский танец - целая группа традиционных танцевальных форм, возникших в Ирландии, - подразделяется на бытовые (общественные, социальные) танцы и концертные танцы (театральные танцы или постановочные танцы, как принято называть в Великобритании). Общественные или бытовые ирландские танцы – кейли и сет-танцы. Постановочные танцы традиционно называют сольными танцами.

История ирландского танца

Самые ранние свидетельства об ирландских танцах относятся к временам постоянного перемещения различных народов за счет миграции и вторжений на территорию Ирландии. Каждый из народов приносил с собой свои предпочитаемые виды танца и музыки. Очень мало свидетельств о развитии ирландского танца в самой древней истории, но существуют доказательства того, что друиды практиковали «круговые» танцы для исполнения религиозных обрядов, посвященных Солнцу и Дубу, признаки которых явственны и сейчас.

Когда кельты заполнили ирландские земли, прибыв из Центральной Европы, они, конечно, имели свои формы народного танца. После введения христианства монахи иллюстрировали языческими кельтскими символами освященные рукописи, а крестьяне предпочитали сохранять языческий дух в музыке и танцах. Англо-нормандские завоевания в двенадцатом веке соответственно повлияли на обычаи и культуру Ирландии. Музыка Кэрол, популярная среди норманнов, представляла собой следующую форму: солист исполнял песню в окружении танцоров, вторивших ему той же песней. В шестнадцатом веке письменные источники удостоверяют три основных ирландских танца:

Ирландский «Hey» (танцовщицы кружатся вокруг партнеров)

Rinnce Fada (длинный танец)

Trenchmore (старинный крестьянский танец)

В одном из писем английского представителя в Ирландии сэра Генри Сиднея к Елизавете I в 1569 году есть упоминания о девушках, исполнявших ирландскую джигу в Голуэй. Он писал, что они очень красивые, великолепно одетые и первоклассно танцуют/ В середине шестнадцатого века танцоров приглашали в большие залы недавно построенных замков. Некоторые танцы были адаптированы английскими колонизаторами для исполнения в королевских залах Елизаветы, как, например «Trenchmore» и «Hey». Когда роялисты подплыли на корабле к берегам в Ирландию, их встречали девушки, исполнявшие народный ирландский танец, а короля Георга III - в 1780 году в Кинсейл (графство Корк) встречали три пары. Они стояли в ряд и держали белый платок. Как только зазвучала музыка, они выдвинулись и образовали отдельные пары. Сначала пары танцевали с платком в медленном темпе, потом темп увеличивался и танец становился все больше энергичным.

Ирландские танцы сопровождались музыкой, исполняемой на волынке и арфе. В домашних хозяйствах англо-ирландской аристократии, хозяева часто объединялись со служащими для исполнения некоторых танцев. Танцевали даже утром после пробуждения или во время похоронных шествий, следуя по кругу под грустные звуки волынки. В восемнадцатом веке в Ирландии появляются учителя танцев. Главным образом, это были вояжирующие люди, они переходили из деревни в деревню и учили местных жителей основным танцевальным па. Учителя были колоритными персонажами, одетые в цветистую одежду, часто имели помощников. Многие ученики не могли из-за неграмотности определить где левая или правая нога. Для этого учитель танцев привязывал к одной ноге солому, к другой ноге сено и учил так: «поднимите ногу с сеном» или «поднимите ногу с соломой». Преимущественно у каждого учителя определялся свой район, и он не посягал на чужие «танцевальные» владения. Уровень исполнения наиболее одаренных учеников был очень высокий, а танцоры-солисты оказывались в огромном почете. Часто двери снимали с петель, укладывали на землю, а танцор исполнял на них танец. На ярмарках устраивались открытые конкурсы танцев, на которых соревнования продолжались до того момента, пока один из танцоров не падал от усталости. Несколько вариантов тех танцев все ещё исполняют в разных районах Ирландии. Богатое наследие в виде танцевальных форм бережно сохраняется и сегодня на весь мир известны ирландские джига, рил, хорнпайп, сеты, польки, степ танцы. Соло-танцы и степ-танцы появились в конце восемнадцатого века.

Костюмы для ирландских танцев

Костюмы танцоров сегодня - лишь только напоминание о старинных танцевальных костюмах. Мужчины в прошлом обычно носили высоко застегнутый жилет, галстук, бриджи, чулки и башмаки. Дамы надевали цветные домотканые юбки по щиколотку и черные лифы.
Каждая школа в сегодняшние дни отличается своими оригинальными костюмами. Большинство платьев украшено вышивкой в кельтском стиле, копиями знаменитой броши Тара, закалывающей переброшенную через плечо на спину накидку.
Одежда мужчин менее декорирована, но у неё богатая история. Часто это однотонного цвета килт, жакет со сложно драпированным плащом на плече. Обувь – и для мужчин и женщин – тяжелые жесткие ботинки с набойками для хорнпайпа, джиги, для рила – мягкая «балетная» обувь.

Ирландские танцы сегодня

В наши дни Ирландский Танец – культурный символ страны и понятно, что в Ирландии много танцевальных организаций, поощряющих занятия танцем. Взрослые и дети участвуют в в отдельных конкурсах под названием «феш» (feis, когда-то так назывались сельские танцевальные вечеринки) за ценные призы. Есть соло выступления и групповые выступления-соревнования, в которых танцоры определены по возрастным группам, от шести лет до семнадцати лет, и группы старшей категории. Во всех четырех провинциях Ирландии устраиваются отборочные соревнования, победители затем участвуют в все ирландском чемпионате. Чемпионат Мира по ирландским танцам проходит в Дублине на Пасху, и в нем за звание чемпиона мира соревнуются между собой представители из Англии, Ирландии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.

Кейли

История ирландского «кейли» начинается со сборов соседей для приятного проведения времени, с музыкой, танцами и дружескими беседами. Танцевальные вечера обычно проводились летними воскресными вечерами, когда молодые люди собирались на перекрестках дорог. Музыку исполнял скрипач, сидящий на трехногом стуле с перевернутой шляпой для сбора денежных пожертвований. Скрипач обычно начинало с музыки для рила, но должен был повторить несколько раз мелодию, прежде чем молодые люди начинали танцевать, Но через некоторое время площадка заполнялась, и тогда уже танцором было не остановиться.

В Ирландии и сегодня существует много возможностей, чтобы наслаждаться ирландскими танцами. Неофициальные танцевальные вечера, сессии «кейли», когда новичкам показаны первые шаги, проходят в крупных городах в летний сезон, в которых с одинаковым довольствием принимают участие и старшее поколение и молодежь. Благодаря профессиональному танцевальному шоу Riverdance, потрясающему Майклу Райану Флэтли и его ошеломляющим шоу «Властелин Танца» (Lord of the Dance) и «Языки Пламени» (Dance Feet of Flames) сегодня ирландский танец не просто знают во всем мире. В танцевальные школы продолжают приходить ученики, чтобы в будущем добиться такого же признания, как Джин Батлер, Колин Данн или Майкл Флэтли.

Ирландия во все времена славилась своей непревзойденной танцевальной культурой, но в последнее время интерес со стороны мировой общественности возрос ещё больше благодаря эффектным шоу, где используется танец ирландский уже в современной обработке.

История создания танцевального искусства

Данный культуры прошёл свою тысячелетнюю историю и, по мнению многих исследователей, зародился ещё со времён кельтских народов, основавших своё государство на территории современной Ирландии.

Самый древний образ, напоминающий чем-то отдалённо танец ирландский - это кельтский Sean-Nos в исполнении галлов, которые жили на этих островах в далёком прошлом.

Первое упоминание о схожих с нынешними современными плясками, было датировано приблизительно одиннадцатым столетием.

Немного позже, под воздействием нормандских завоевателей, начала зарождаться совсем другая культура исполнения - группа людей, водящих хоровод. А во дворцах и на балах танец ирландский начал набирать свою популярность уже в шестнадцатом столетии.

Немного позднее, примерно века через два, появились первые преподаватели танцевального искусства, благодаря которым возникли многие виды и разновидности нынешних современных вариаций. Но в то же время началась страшное притеснение данной культуры, поэтому исполнение танцев держалось в строгой тайне. Церковь считала танцевальное искусство чем-то непристойным. Многие историки сошлись во мнении, что характерное неподвижное положение рук на поясе танец ирландский приобрёл именно после того, когда христианские священники объявили, что танцевать таким образом - это неприлично и неподобающе, напоминает святотатство либо невидимую связь с демоном.

Современный вид

Уже в девятнадцатом веке в маленьких деревнях и городах стали набирать популярность различные соревнования, призом на которых мог быть большой пирог. Современный период в танцевальном искусстве начинается с конца этого же столетия. Была создана Гэльская Лига, поставившая себе цель во что бы то ни стало сохранить ирландскую музыкальную культуру, которая притеснялась в течение полутора последних веков.

Танцевальные правила были установлены в 1929 году, появившейся тогда Ирландской Комиссией, которые действовали на различных соревнованиях. В результате чего значительно поменялась техника - по ней исполняют современные ирландские танцы и по сей день. В 30-ых годах женщины чаще стали принимать участие в постановках и получили возможность преподавать в учебных заведениях, где обучали танцевальному искусству.

Сольные выступления

Множество разновидностей и видов имеют ирландские танцы. Удивительный узор движений можно просмотреть в исполнении сольных танцоров. Они представляют собой настоящее воплощение некой грациозности и лёгкости, но в то же время энергичности и ритмичности. Для соло подойдёт как мягкая, так и жёсткая обувь. Она может выглядеть в виде шнурованных балеток либо ботинок с набойками, в зависимости от того, для кого она предназначается (мужская и женская).

Как танцевать ирландский танец, многие танцоры, участвующие в соревнованиях, учатся с самого детства под самые различные национальные мелодии (рилы, джиги, хорнпайпы), которые используют для сольных выступлений. Они все имеют свои отличия, но обобщающие особенности - прижатые к бокам руки и красивая осанка с неподвижным торсом. Это делается для того, чтобы как можно больше уделить внимания всей сложности и чёткости, с которой двигаются ноги танцоров.

Сеты

Стоит выделить, как отдельную категорию сольных ирландских танцев, традиционные сеты. Они исполняются в жёсткой обуви и представляют собой стандартный набор движений. Как называется ирландский танец-сет, так называется и мелодия, под которую он танцуется.

Также существует нетрадиционный вид данного стиля, исполняемый под замедленный мотив танцорами уровня open. Набор движений может зависеть от фантазии учителя либо пожеланий исполнителя.

Групповые танцы

Эта разновидность отличается тем, что танцоры стоят друг напротив друга, тем самым образуя квадрат, в основном это знаменитые кадрили. Они не являются исконно ирландскими, поэтому их движения могут присутствовать в различных европейских стилях. Различия между танцами - в количестве фигур, которые могут варьироваться от трёх до шести.

В 80-ые годы этот вид стал широко известен публике и его стали преподавать во многих танцевальных школах. На сегодняшний день социальные групповые танцы исполняются с очень высокой скоростью и на какой-то дикий манер.

Кейли

Это слово в переводе с дословно звучит как «весёлый праздник с музыкой и танцами». В начале двадцатого века новый стиль групповых выступлений начали также называть этим термином, который дожил и до нашего времени.

Кейли принято танцевать в мягкой обуви и, в отличие от сольных видов, в нём танцоры используют движение рук. Главное в его исполнении - это полное взаимодействие всех партнёров.

В основном эта разновидность танцев исполняется под джиги и рилы. Они включают в себя разное количество танцоров: от четырёх до шестнадцати. Вариации могут быть самыми разными, но зачастую это - две либо четыре пары людей, стоящих друг напротив друга. Все виды кейли условно можно разделить на линейные (прогрессивные) либо фигурные. Первые подразумевают, что все танцоры стоят в виде одной большой и длиной линии. Когда они станцуют весь полный цикл, то перемещаются на одну позицию, соответственно следующий этап танца они уже исполняют с новым партнёром.

Вторая разновидность кейли чаще всего встречается на соревнованиях либо представительских мероприятиях. Различные хореографические постановки привели к тому, что эта категория танцев стала походить на настоящие зрелищные шоу, завоевавшие сердца многих зрителей.

В нынешнее время кейли могут танцевать и на различных вечеринках люди разных возрастов. И неважно, в какой манере и на каком уровне они будут выполнены - потрясающее чувство от свободы движений и задорного ритма всегда возникнет у любого танцующего этот танец.

Считается, что ирландские танцы ничем не уступают по своей страстности исполнения восточным, просто они исполняются в более интеллигентной и скрытной манере.

Оказывается, что ирландский степ занимает одну из главных ступенек среди многих танцевальных и постановочных шоу.

Мотивы, под которые вытанцовывают ирландские современные сеты и кадрили, а также другие виды данного искусства, играют в основном на волынке, скрипке и аккордеоне, в итоге получается довольно заводная и задорная мелодия.

Сами ирландцы говорят, что лучшие танцы - ирландские танцы, которые символизируют сильный дух и непреклонную волю этого народа.

Irish Stepdance ). Их отличительной чертой являются быстрые и четкие движения ногами при остающихся неподвижными корпусе и руках. Ирландские сольные танцы были созданы ирландскими мастерами танца в XVIII-XIX веках и достаточно жестко стандартизированы в начале XX века в Ирландии в результате деятельности Гэльской лиги , что со временем позволило создать многочисленную школу мастеров, способных исполнять достаточно сложную танцевальную технику. Именно на этой технике основывается зрелищность Riverdance и подобных шоу.
  • Ирландские кейли (ирл. céilí ) - парные и групповые танцы, базирующиеся на стандартных шагах ирландских сольных танцев. Схемы кейли также формализованы Комиссией по ирландским танцам .
  • Постановочные фигурные танцы (англ. Choreographed Figure Dances ) основываются на стандартных сольных ирландских танцах и фигурах кейли, но ориентированы на массовое выступление сразу многих танцоров в рамках постановочных шоу, в связи с чем допускают различные отступления от стандартов в целях повышения зрелищности. В результате развития именно этого направления были созданы Riverdance и другие не менее известные ирландские танцевальные шоу .
  • Сет-танцы (англ. Set Dancing ) - парные ирландские социальные танцы . В отличие от кейли базируются на относительно простых шагах французских кадрилей .
  • Шан-нос (ирл. sean-nós ) - особый стиль исполнения традиционных ирландских песен и танцев, не затронутый деятельностью мастеров танца и Гэльской лиги , и сохранившийся в ирландском регионе Коннемара .
  • Все виды ирландских танцев исполняются исключительно под традиционные ирландские танцевальные мелодии : рилы, джиги и хорнпайпы.

    Энциклопедичный YouTube

      1 / 2

      ✪ ИРЛАНДСКИЕ ТАНЦЫ КОНЦЕРТ

      ✪ Ирландские танцы. Почему ирландцы так танцуют

    Субтитры

    Разновидности ирландских танцев в зависимости от мелодии и музыкального размера

    Джига (jig)

    Хорнпайп (hornpipe)

    Исследователи уверены, что хорнпайп произошёл из Англии елизаветинских времен, в которой он исполнялся в качестве сценического действа. В Ирландии он танцуется совершенно иначе и с середины восемнадцатого века исполняется под музыку 2/4 или 4/4. Исполняется в жесткой обуви .

    История

    Первые сведения об ирландских танцах датируются XI в. С этого времени есть первые данные о танцевальных гуляниях ирландских крестьян, которые называются feis , (произносится «феш »), однако описания самих танцев впервые появились в середине XVI в. и были довольно пространными и неясными. Не вполне понятно, какие из танцев, описанных в то время, были собственно ирландскими, а какие появились в Ирландии под влиянием французских и шотландских танцев . Однако для всех древних ирландских танцев были характерны быстрый темп и приставные шаги.

    В период английской колонизации Ирландии метрополия непрерывно преследовала все проявления ирландской культуры. «Карательные законы», которые были введены англичанами в середине XVII в. запрещали обучение ирландцев чему-либо, в том числе музыке и танцам . Поэтому на протяжении более чем 150-ти лет ирландским танцам учились тайно. Танцевальная культура существовала в виде тайных занятий, которые проводили в деревнях бродячие учителя танцев, (так называемые «мастера танцев») и в виде больших сельских гулянок, на которых люди танцевали в группах, часто под руководством тех же мастеров.

    Некоторые из танцевальных мастеров в конце XVIII в. начали создавать первые танцевальные школы, из которых наиболее известны были школы на Юге (в провинции Мюнстер) в графствах Керри , Корк и Лимерик . Существовали знаменитые школы и в других городах. Каждый мастер мог придумывать свои движения (прыжки, подскоки, повороты). Разные школы отличались набором движений, используемых в танцах.

    В начале XX века в процессе «гэльского возрождения » специальное подразделение Гэльской лиги (впоследствии выделившееся в отдельную организацию -- Комиссию по ирландским танцам) занялось исследованием и стандартизацией традиционных ирландских танцев с целью их дальнейшей популяризации среди ирландского населения (Лига преднамеренно игнорировала танцы, у которых были сильно заметны иностранные корни -- так, например, были проигнорированы достаточно популярные в Ирландии сетовые танцы). За основу Лигой была принята южная («мюнстерская») танцевальная традиция, как наиболее ярко выраженная в техническом плане . В процессе деятельности Лиги были стандартизированы:

    • сольные ирландские танцы (как исполняемые под традиционные мелодии, так и особые танцевальные сеты)
    • групповые кейли танцы .

    С тех пор и по сей день во всем мире существует огромная система танцевальных школ, преподающих эти стандартизированные («современные») ирландские танцы, а также система

    Описание

    Ирландские танцы — это группа, которая принадлежит к традиционным, формирование которых происходило в Ирландии в 18-20-х веках, они обрели большую популярность по всему земному шару, благодаря шоу Riverdance, а также другим танцевальным шоу, которые последовали за ним.

    Ирландские танцы подразделяются на следующие виды:

    Танцы исполняются только ирландские традиционные мелодии: джиги, рилы, хорнпайпы.

    • Сольные - Irish Stepdance - отличительной чертой у них служит четкое движение ногами, корпус и руки остаются неподвижными. Они созданы благодаря ирландским мастера в 18-20 веках и жестко стандартизируются Комиссией по ирландским танцам. Стандартизация пришла в начале 20-го века в результате деятельности Гэльской лиги, это позволило создавать школы мастеров, которые способны исполнять сложную технику. Именно на сольном направлении основана зрелищность Riverdance, а также шоу, подобных ему;
    • Кейли - céilí - групповые или парные, база которых основана на стандартных шагах сольного направления. Стандартизация кейли также имеется;
    • Постановочные фигурные - Choreographed Figure Dances - базу составляют сольное исполнение и фигуры кейли, но ориентация идет на выступление сразу нескольких исполнителей, которое находится в рамках постановочного шоу. Допускаются отклонения от стандартов для того, чтобы увеличить зрелищность. Riverdance появилось на свет благодаря именно этому направлению;
    • Сет-танцы - Set Dancing - социальные парные, базу составляют простые шаги французских кадрилей;
    • Шан-нос - sean-nós - этот стиль особый, его не затронула деятельность Гэльской лиги и мастеров. Этот вид сохранился в регионе Коннемара, Ирландия.

    Разновидности, в зависимости от ритма и мелодии:

    • Джига - jig - эта мелодия имеет старинное кельтское происхождение, джига зависит от скорости мелодии: слип-джига, лайт(дабл)-джига, сингл-джига, требл-джига. Размер музыки - 6/8, только слип-джига имеет ритм 9/8, исполняется только в мягкой обуви.
    • Рил - reel - возникновение его приходится примерно на вторую половину 18-го века, Шотландия. Размер музыки 4/4, если танец исполняется только в мягкой обуви, то он называется лайт-рил, если в жесткой - трэбл-рил. В специальных ботинках обычно исполняют «мягкий» мужской рил, ботинки имеют каблук, но на носке ботинка нет набойки.
    • Хорнпайп - hornpipe - исследователи предполагают, что он пришел из Англии, во времена царствования Елизаветы, где исполнялся как сценическое действо. На территории Ирландии танец исполняется иначе, под размер 4/4 и 2/4, требуется жесткая обувь.

    История возникновения

    Первое упоминание датируется 9-м веком, упоминается о первых гуляниях крестьян, которых называли феш, но описание, именно ирландских, появилось в 16-ом веке, оно было очень неясным. Трудно сказать из упоминаний, какие из них можно было отнести к ирландским, а какие к тем, что возникли под влиянием шотландских и французских. Но одно было едино для всех - приставные шаги и быстрый темп.

    Когда Ирландия была колонией, культура постоянно преследовалась, в «карательных законах» запрещалось обучение ирландцев танцам и музыке. 150 лет ирландцы тайно учились с помощью бродячих мастеров, исполнялись на сельских гулянках, руководство которыми, принадлежало тоже мастерам.

    В конце 18 века мастера стали создавать свои первые школы, самые известные находились в провинции Мюнстер, в графствах Лимерик, Корк, Керри. Знаменитые школы существовали и в других городах. Мастера придумывали свои движения (подскоки, прыжки, повороты). Школы отличались набором используемых движений.

    Начало 20-го века ознаменовалось «гельским возрождением», Гельская лига, которая потом стала отдельной организацией - Комиссией по ирландским танцам. Именно она начала исследование традиционных танцев и их стандартизацию, чтобы потом популяризировать их среди населения. Намеренно исключались те, которые несли в себе иностранные корни, например, сетовые. Основой стала «мюнстерская» традиция, она в техническом плане была наиболее выраженной. В результате стандартизированными стали сольные танцы и групповые кейли.

    С тех времен по всему миру существует система, которой придерживаются школы, обучающие ирландским танцам. Существуют соревнования, которые постоянно дают рост будущим мастерам.

    Сольные, которые исполняются при помощи других техник, называются «шан-нос», что означает «старый путь». Они имеют два направления: танцы региона Коннемара и те, что сохранились среди эмигрантов на территории Северной Америки.

    Видео, фото с выступлениями известных коллективов смотрите на сайте.

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры