История создания картины купола и ласточки. Поэзия в красках

Главная / Бывшие

План урока по русскому языку в 6 классе

Учитель Мазине Е.О.

Тема урока : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки».

Цели урока:

дидактические:

Формирование знаний о жизни и творчестве К.Ф. Юона;

Закрепление знаний о жанрах живописи, о типах речи;

Закрепление знаний, связанных с описанием картины;

Формирование умений составлять план сочинения, систематизировать собранный по картине материал, редактировать собственный текст, грамотно писать сочинение;

воспитательные:

Формирование устойчивого интереса к русскому языку на основе лексического многообразия языка, эстетического чувства языка;

Формирование интереса к живописи;

развивающие:

Развитие устной и письменной речи, мышления, памяти и воображения.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей, дает рабочее распоряжение написать в тетради число и «Классная работа», объявляет : «Сочинение-описание картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки ». На этом уроке мы с вами познакомимся с творчеством художника Константина Фёдоровича Юона, остановимся на описании одной из его картин, вспомним жанры живописи, типы речи, лексику, связанную с описанием пейзажа, рассмотрим репродукцию картины «Купола и ласточки», составим план сочинения, обсудим, что можно написать в каждом пункте плана и начнём писать сочинение на черновике. Дома вы закончите черновик, поработаете с ним и перепишите в тетрадь уже готовое сочинение .

2. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.

Константин Фёдорович Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Родился он задолго до революции, 24 октября 1875 года, в Москве.

Странной для восприятия русскоязычными фамилией Константин Юон обязан предкам, выходцам из Швейцарии. Впрочем, к моменту рождения будущего художника семейство страхового агента Федора Юона окончательно обрусело. Мальчик стал четвертым ребенком в семье, в которой образованием детей занимались всерьез. Старшие брат с сестрой учились в Московской консерватории. В доме постоянно устраивали музыкальные вечера, театральные самодеятельные представления, «живые картины». В доме не утихали шум, смех, постоянно бывали гости, съезжалась дальняя и ближняя родня, приходили друзья. Широко известна история о том, как кто-то из гостей дома научил семилетнего Костю смешивать краски. И понеслось! Отныне домочадцы в любой момент могли с высокой степенью точности сказать, чем сейчас занимается мальчик - рисует, ясное дело. Преподаватель в реальном училище подтвердил, что не просто рисует, но имеет немалое к тому дарование. В ту же пору юный Константин Юон пристрастился к посещению Третьяковской галереи. Вопрос о дальнейшем самоопределении перед ним не стоял, поскольку он его уже решил. Юон поступил в 1894 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С самого начала обучения он участвовал в выставках. Он пробовал себя в разных жанрах живописи, но призванием его стал русский пейзаж. В начале 20 века пришло официальное признание, его картины приобретает Третьяковская галерея. После революции ему сопутствует успех: устраиваются персональные выставки, он преподаёт, возглавляет НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, ему присуждают Сталинскую премию. При этом многие церкви на картинах художника Юона, в том числе знаменитые «Купола и ласточки», написаны в годы активной борьбы с церковью. И в этом одна из загадок Юона . Константин Фёдорович Юон скончался в 1958 году 11 апреля, когда ему было 82 года и похоронен в Москве.

3. Беседа по картине.

Рассмотрим репродукцию картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки». (На экране и в учебнике в разделе репродукций). Кто узнал, купола какого храма изобразил художник? (Перед нами купола Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры) . Как вы думаете, откуда писал художник это полотно? Почему у нас возникает впечатление, что автор парит вместе с птицами? Те, кто бывал в Троице-Сергиевой Лавре, догадался, что этот необычный ракурс возник благодаря тому, что картина написана с колокольни Лавры, скорее всего, с третьего её яруса, а всего их пять.

Прежде чем мы начнём вглядываться в детали картины, внимательно её изучать, давайте поговорим о настроении, которое она у вас вызывает. Какие чувства пробуждает? (Картина пронизана светом и радостью ). За счёт чего возникает такое ощущение? (Солнце, ярко-голубые купола и золотые кресты на переднем плане).

Определите жанр живописи . Обоснуйте свой выбор. (Жанр изобразительного искусства, где главным является изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности, городов, исторических памятников, называется пейзажем ).

Какой тип речи мы сегодня будем использовать? ( Описание ).

Что характерно для описания? (Обилие эпитетов, которые характерны для художественного стиля речи).

4. Составление плана и рабочих материалов.

План

Записать в тетрадях.

1 . Вступление:

а) Творчество К.Ф. Юона;

б) Картина «Купола и ласточки», история создания, общее впечатление;

2. Описание картины :

а) о чём картина;

б) что изображено на переднем плане;

в) что изображено на заднем плане;

г) детали картины;

д) основные цвета (краски) картины;

3 . Заключение. Моё впечатление от картины.

Рабочие материалы

Обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйста, раздел «Сведения о художниках», на стр.137 статья о К.Ф.Юоне. Самостоятельно прочитайте статью. Расскажите, что вы сегодня узнали о художника из моего рассказа и статьи учебника.

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 109. В упр. 137 есть комментарий искусствоведа Ирины Ростовцевой к этой картине. Работа над заданиями упр.137. (Особенности композиции картины «Купола и ласточки», понятие «панорамность пейзажа»).

Что еще нам необходимо знать, чтобы написать сочинение-описание по картине? (Нужно знать, что у картины есть передний план и задний план ).

А как вы думаете, что автор обычно помещает на передний план? (На переднем плане изображается главное, основное ). Расскажите, что вы видите на переднем плане картины. (На переднем плане картины – святыня, которая освящает город, придаёт всему остальному особый смысл ).

Чем служит задний план? (Задний план служит фоном, на котором разворачивается действие ). Что вы можете сказать о фоне? Из каких частей он состоит? (Фон состоит из двух частей – небо с облаками и город ). Что можно сказать о городе? Какое впечатление он производит? (Небольшие дома, утопающие в зелени, вдали медленно течёт река, виден паровоз, пускающий клубы дыма. Задний фон не отвлекает от главного ). А небо? Почему небо занимает половину картины? Что хотел сказать автор, создавая именно такую композицию? Какие символы читаются в картине? (Небо – символ духовных устремлений человека, и купола на переднем плане картины объединяют небо и землю ).

Давайте поговорим о цветах, о красках, которые использует художник. Какие цвета вы видите? (В картине много голубого неба с белыми перьями облаков, город изображён в тёмных, спокойных тонах. А купола белые с золотом ). Какое настроение создаёт такое сочетание красок? (Настроение праздничное, приподнятое ).

Художник назвал свою картину «Купола и ласточки». Зачем ему нужны ласточки? Давайте представим картину без них.

Как подсказку хочу прочитать вам стихотворение Ивана Есаулкова.

Лето. Сергиев Посад.
Золотые купола.
В небе ласточки летят -
И картина ожила.

Всех пленяет красотой
Необычный этот вид.
Над родною стороной
Колокольный звон летит,

Огибая неба ширь,
Совершает свой полёт.
И Успенский монастырь
Словно в облаках плывёт.

А внизу, среди садов,
Паровоза путь пролёг.
Доходя до облаков,
Голубой плывёт дымок.

Замечателен обзор -
Словно ты глядишь с небес,
Видишь город и собор,
Купола, на каждом - крест.

В солнечный весёлый день
Покоряет красота.
И на главный купол тень
Отразилась от креста...

( Ласточки оживляют картину, вносят в неё движение. В христианстве ласточка – символ воскрешения ).

5. Лексическая работа

Напишите в тетрадях слова «Купола» и «Ласточки», поделив страницу на два столбика. Под каждым словом напишите прилагательные, которые помогут вам описать картину. (Устная проверка)

Подберите синонимы к слову «голубое» (небо) и запишите их в тетрадь. (Устная проверка )

6. Работа в черновиках.

Разделите лист черновика вертикальной линией на две части: 2/3 и 1/3. В одной части вы будете писать сочинение, а вторая, меньшая, вам пригодится, когда вы захотите переделать свой текст, дополнить его.

Домашнее задание:

Дописать черновик сочинения, отредактировать его и переписать в тетрадь по развитию речи. Объём сочинения: 1,5 – 2 страницы.

Продолжение. Начало см. №№ 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /1999; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33, 41, 45/2002.

Поэзия в красках

Урок эстетики № 45

Тема. "Творческий путь художника Константина Федоровича Юона (1875–1958)".

Цели. Познакомить детей с творчеством художника Константина Федоровича Юона. Расширять кругозор, прививать любовь к искусству.

Оборудование. Репродукции К.Юона: "Купола и ласточки" (1921), "Мартовское солнце" (1915), "Конец зимы. Полдень" (1929), "Августовский вечер. Последний луч" (1948); текст с отрывком из стихотворения И.Никитина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! На этом уроке мы познакомимся с творчеством прекрасного живописца, разносторонне одаренного человека Константина Федоровича Юона.

III. Творческий путь Константина Федоровича Юона

У. Константин Федорович Юон был коренным москвичом, и только иностранная фамилия напоминает о том, что предки художника родом из Швейцарии. Все его творчество посвящено изображению русской природы и старых русских городов.
Рисовать Юон начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбирать пейзажный мотив.
Юон очень любил весну и зиму. Он писал: "Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме".
Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных и птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое. По словам искусствоведа Д.Аргина, "Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки".
Лучше всего художнику удавались пейзажи, особенно зимние и весенние. Яркое солнце, зимняя дорога, белый снег, на котором лежат разноцветные тени, свежий морозный воздух, стаи галок в голубом небе, тонкие березки, запорошенные инеем, крестьянские избушки, сани, лошади. В картинах Юона – целая поэма о жизни русской провинции.
В 1906 г. Юон поселился в небольшом городке Сергиевом Посаде, недалеко от Москвы. Этот городок и поныне знаменит своим монастырем, который называется Троице-Сергиева лавра. Это большой монастырь, целый город в городе, со множеством церквей, древним Успенским собором с пятью куполами и высокой нарядной колокольней, построенной в ХVIII в. В дни церковных праздников на богомолье в лавру съезжались тысячи людей.
Разносторонняя художественная и культурная деятельность Константина Федоровича тесно связана с Москвой, где он получил образование, закончив в 1898 г. Училище живописи, ваяния и зодчества.
В поисках национальной самобытной красоты Юон много путешествовал, живя в деревнях и старинных русских городах.
Он прекрасно знал Ростов Великий, Нижний Новгород, Углич, Торжок, Псков, Новгород и др. Юона можно назвать первооткрывателем их неповторимого художественного облика.

IV. Знакомство c картиной "Купола и ласточки" (1921)

У. Предлагаю вашему вниманию один из видов церковных куполов и голубого неба. Опишите, что вы видите.

Дети. Ясный летний солнечный день.
– Голубое небо "украшено" ласточками.
– Художник на переднем плане изобразил пять церковных куполов.
– Четыре купола белые с золотыми пятнышками, а пятый – главный купол – весь золотой.
– На каждом куполе крест, а один из них отражается на большом золотом.
– Внизу виден монастырь. Много домов, раскрашенных в яркие цвета.
– В городе много зелени.

У. Друзья! А давайте на минутку закроем глаза, вернемся в летний жаркий день, какой изображен у Юона, и попробуем "услышать" ласточек.

Д. Ой, такой шум получится!
– Они – украшение природы!
– Хорошо, что они к нам прилетают.

У. Юон дал нам возможность полюбоваться красотой куполов и увидеть небо, в котором летают ласточки. Мы как бы посетили эти места.

V. Знакомство с картиной "Мартовское солнце" (1915)

У. Мы говорили, что Юон очень любил изображать весну и зиму. Из ясного летнего дня перенесемся в ясный зимний день.
Вашему вниманию предлагаю репродукцию картины "Мартовское солнце".

Д. Художник изобразил солнечный зимний день. Небо почти без облаков.
– Небо голубое и снег голубой.
– Это деревенский пейзаж. Домики все одноэтажные, разноцветные, крыши покрыты снегом.
– Деревня большая: дома и слева, и далеко справа.
– В деревне много берез. Это Подмосковье.
– Два всадника едут по тропинке на конях. Один из них держит в руках ведро.
– Сзади бежит небольшая лошадка, окрас – красный с белыми пятнами. И вторая лошадка с белыми пятнами. Может, это ее жеребенок?
– За лошадкой бежит собачка.
– Глядя на эту картину, радостнее становится, настроение поднимается. Веселая картина.

У. Тема красоты родной земли вдохновляла К.Ф. Юона. Бодростью, ощущением радостной полноты жизни овеяна его картина. Свежесть ясного мартовского дня с искрящейся пеленой снега и лиловыми тенями, с яркими пятнами деревенских изб и едущих по дороге всадников передана художником темпераментной, широкой живописью. Невольно на память приходят строки из стихотворения И.Никитина:

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

VI. Знакомство с картиной "Конец зимы. Полдень" (1929)

У. К.Юон умел открывать красоту в будничном. Вашему вниманию предлагаю еще один зимний пейзаж, посвященный красоте подмосковной природы.

Учитель показывает репродукцию.

Д. Художник изобразил ясный зимний день. Светит солнышко, падает тень от берез, от дома, от забора.
– Снег от солнышка розовый, березы на дальнем плане тоже розоватые.
– На переднем плане куры: они ковыряются в осевшем снеге.
– Люди – трое взрослых и один мальчик – собрались куда-то на лыжах.
– Лыжи у них очень широкие и палки не такие, как сейчас, а очень длинные.
– Снег на крыше уже подтаял по краям.
– Чувствуется, что мороз несильный.

У. Казалось бы, что интересного в этом кусочке жизни старой деревни, но картина эта несет радостное настроение так и хочется перешагнуть через границу картины, встать на лыжи вместе с деревенскими и попутешествовать по зимнему лесу, согретому ласковым солнышком, и послушать звуки приближающейся весны.

VII. Знакомство с картиной "Августовский вечер. Последний луг" (1948)

У. Предлагаю вашему вниманию еще одну, последнюю репродукцию этого прекрасного художника. Эта работа несколько отличается от ранее нами рассмотренных.

Учитель показывает репродукцию.

К.Юон. Августовский вечер. Последний луч. 1948

Д. Это терраса в дачном доме.
– Яркие, сочные краски. Терраса как бы вся красная.
– Много окон, много света. Окна раскрыты, значит, августовский вечер – теплый.
– На террасе большой стол, на нем поднос с самоваром.
– На столе кувшин с большим букетом цветов.
– Рядом с кувшином лежат две книги.
– На подносе стоит чайничек.
– На столе стакан и чашка – значит, чай пили только два человека.
– Рядом с окном стоит кресло.
– За окном деревья, листья на некоторых из них пожелтели.
– Там, где стоит кресло, из окна видно большое поле, на нем больше желтого, чем зеленого.
– Значит, осень совсем близко.

У. Да, все в этой репродукции говорит об осени. Терраса большая, стол большой. Возможно, за этим столом летом собиралась попить чай из самовара большая семья, но с приближением осени большинство из них уехало в город. Остались только два человека ожидать прихода осени. Но пройдет еще совсем немного времени, и они, вероятно, покинут этот уютный уголок загородной жизни.
Эта картина может напомнить интерьер театральной сцены. Юон работал и для театра.

VIII. Заключительная часть

У. Главное место в творчестве художника принадлежит работам, посвященным русской драматургии: произведениям Островского, Гоголя, Горького. Узами особенно глубокой дружбы художник был связан с московским Малым театром. Этот театр нельзя представить без цветистых костюмов, живописных интерьеров и сценических пейзажей Замоскворечья, выполненных Юоном для пьес Островского.
Юон был художником-педагогом. Из его школы-студии вышли многие мастера советского искусства. В книге "О живописи" художник обобщил свои теоретические взгляды, присущее ему понимание закономерностей искусства.

IХ. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились? Какие картины вам запомнились, чем? В какой области искусства раскрыл свои способности художник?

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Пластика ОКОН». На сайте компании www.plastika-okon.ru Вы узнаете информацию о всех услугах компании. Также Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость пластиковых окон необходимого Вам размера с помощью онлайн-калькулятора или вызвать замерщика. Вы в любую минуту имеете возможность оформить заказ в режиме онлайн или задать вопрос специалистам компании. «Пластика ОКОН» гарантирует качественный сервис, гибкую систему скидок и предложений и внимательное отношение к клиенту.

Ответы детей.

Полотно К.Ф. Юона «Купола и ласточки» - яркая страница советской живописи. Картина написана на тему зодчества древних городов. Полотно было создано в 1921 году – в этот период дарование художника развернулось наиболее мощно.

«Купола и ласточки» - яркая и красочная композиция, покоряющая зрителя, прежде всего, своей оригинальностью. На данном полотне представлен архитектурный ансамбль города Загорска.

С необычной точки зрения, выбранной живописцем, и купола, и другие здания приобретают неожиданный вид.

На среднем плане изображены строения лавры – церковь и башня, где-то вдали – провинциальные дома небольшого города, утопающие в зелени, и едва заметный дым паровоза.

На переднем плане – золотые кресты куполов на фоне ярко-синего неба, облака и птицы. Все вокруг ликует, радуясь весеннему теплу. Живописец словно не хочет видеть неприглядность и бедность окружающей человеческой жизни – он замечает только солнце и кресты, возносящиеся к вечному небу.

К. Ф. Юон заставляет любоваться русской природой и архитектурой древнего русского города. Картину «Купола и ласточки» отличает декоративное богатство оттенков цвета и радостное восприятие окружающей действительности.

Помимо описания картины К.Ф. Юона «Купола и ласточки», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Недели две назад я случайно наткнулся на давно знакомую картину забытого мной художника. Это была одна из известнейших революционных фантазий, полная огня, страсти, чувства, «Новая планета». И, честно говоря, никогда я бы не стал разбираться в творчестве этого художника, которым оказался К.Ф. Юон, если бы не наткнулся на другую его работу. «Купола и ласточки». Картина изображала вид сверху на Успенский собор, и открывающуюся с него панораму города. Впрочем, ее просто нужно видеть.

Статьи посвященные подробному рассмотрению творчества К.Ф. Юона:
- Будущее
- Православные храмы в картинах советского художника
- Русская природа в картинах К.Ф. Юона
- Люди в картинах К.Ф. Юона
- История в картинах К.Ф. Юона

Так что же меня зацепило? Казалось бы ответ на поверхности - такие разные картины одного и того же художника, чем не повод копнуть глубже? Да, в чем-то это так. Но, несмотря на разрыв этих двух работ по содержанию, какое-то зерно у них явно общее. Что это за зерно? И есть ли оно в других картинах? Этот вопрос стал главным моим проводником в мир Юона.

«Раскрытое окно» , 1947 год. Как только взглянул, подумал: «Это больше чем просто окно, это метафора». Распахнут целый мир, полный зелени, жизни, тепла и света. Вся картина - это окно. И, кажется, что протяни руку, и она коснется сочной живописной зелени.

«Августовский вечер. Последний луч. Лигачево» , 1948 год. Открытое окно «наоборот». Теперь взгляд устремлен внутрь, в помещение, а в глубине его, кстати, можно увидеть то самое «раскрытое окно».

Картины, изображающие простых русских женщин. Живые, красивые, настоящие. «Утро в деревне. Хозяйка» 1920-е и «Сени» 1929 год.

Немало работ художник посвятил не просто людям, а обществу. До революции это были в основном изображения народных гуляний, ярмарок, после же - трудовая жизнь рабочих и крестьян. Хочу привести работу, на которой пусть почти и нет самих людей, но которая хорошо передает саму атмосферу напряженного ежедневного труда.
«Утро индустриальной Москвы» , 1948 год.

Отдельного упоминания стоит серия картин, посвященных православным храмам. Самой яркая из них - «Купола и ласточки» ,написанная в 1922 году. Помимо необычного ракурса ее отличает яркость цветов и сложно описываемая словами возвышающая атмосфера.

Юон жил в суровые и великие времена, когда его народ сам ковал свою судьбу и творил историю. Самым тяжелым испытанием, и в то же время величайшим триумфом стала Великая Отечественная война.
Широко известна картина Юона, посвященная параду 1941 года.
« Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года »

Сам парад был невероятным духовным действом сражающейся несломленной страны. Значение его трудно переоценить. Картина, конечно, не может полноценно передать то, что испытывали наблюдавшие его москвичи, но масштаб и величие парада она передает.

Совсем немного картин Юон посвящает футуристическим и философским образам, вдохновленным Революцией. Но они выполнены с такой силой, что, конечно же, не зря именно их помещают в учебниках истории, как примеры советского революционного искусства. Интересно, что эти яркие картины, написанные в 1921 и 1923 году, соседствуют по хронологии с самыми выдающимися из серии, посвященной православным храмам. И то, что их объединяет - это необыкновенная живость. Итак, «Новая планета» .

«Люди»

Признаюсь, сперва мне странной показалась столь широкая тематика работ Юона. Тут и природа, и православные храмы, и исторические события, и портреты, и футуристические образы. Но, все больше знакомясь с его творчеством, я понимал, что ничего в этом странного нет. Что это просто жизнь человека. Родная природа, родная страна, ее культура, народ. История страны и народа, его мечты. Что это скорее мы стали какие-то странные. А все, действительно такие разные картины советского художник К.Ф. Юона объединяет очень простая, но главная вещь.
Любовь.

Дата создания: 1921

Юон Константин (1875–1958) - русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. В раннем творчестве Юон часто обращался к мотивам русской деревни: художника интересовали состояния природы, смена времен года, быт провинциальных городов и сел, архитектура старинных церквей и монастырей. Его живописная манера сложилась под влиянием уроков Коровина и Серова. После революции индивидуальный почерк художника мало изменился, несколько иным стал круг сюжетов. Одним из лучших художественных произведений есть полотно с названием «Купола и ласточки». Это очень яркая и славная страница живописи Советского Союза. Картина была написана 1921 года на тему древних городов и архитектурных зданий. Именно в этот период написания талант автора развернулся наилучшим образом. На изображении перед нами постает очень необычный и интересный ракурс. Художник словно сам стал одной из птиц и витает с ними в облаках. Он как будто с полета, с высоты увидел всю красу земли и передал её зрителям красками. Композиция выглядит очень красочной и яркой. На полотне представлена архитектура Загорска, которая покоряет зрителя своей уникальностью. Живописец выбрал необычную точку зрения, по этому для зрителя всё обретает новый неожиданный вид. На заднем плане художник показал обычные дома, а на переднем – ту святыню, которую создали люди. С помощью храма в картине автор хотел показать нам, которым должно было бы быть единство земли и неба! Ведь кресты золотого цвета изображены на полотне, заметно тянутся к Богу, а вслед за ними грешные люди, что хотят искупить грехи, и приблизится к раю. Вся композиция вокруг радуется, ликует, заглубляясь в картину можно почувствовать весеннее тепло, что пытался отразить автор, которое также показывает солнце, счастье и кресты, которые возносятся только к райскому небу. Живописное искусство призвано дарить зрителю что-то вечное, разумное и красивое. Именно это и можно получить, присмотревшись в оптимистичное и яркое полотно Юона. Автор не только заставляет любоваться архитектурой и природой древнего города России, но и приобщится к духовной жизни.

весь текст

Вам нравится «Купола и ласточки»? Вы можете купить её в виде холста в багете, отпечатанную как фото в раме или даже с нанесённым фактурным гелем, придающим сходство с оригиналом. Ольга Петрова – её автор получает отчисления с каждой продажи. Заказав эту картину в интернет магазине картин, плакатов и репродукций «Худсовет», вы помогаете этому человеку создавать новые произведения

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры